Соломатин Александр Михайлович, зам. генерального директора, руководитель методической службы, к.п.н., доцент Эффективное управление в условиях реализации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нормативно-правовые основания формирования федерального перечня учебников и обеспечения учебной литературой Российская Академия наук Издательский комплекс.
Advertisements

Разработка основной образовательной программы основного общего образования.
Курсы повышения квалификации руководителей ОУ «Программа развития и основная образовательная программа: стратегия и тактика проектирования в условиях реализации.
Нормативно-правовые основания управления введением ФГОС Российская Академия наук Издательский комплекс "Наука" Издательский комплекс "Наука"
Общие подходы к проектированию ООП Семинар директоров ОУ города Чебоксары 18 апреля 2012 года.
Соломатин А.М., руководитель методической службы Нормативно-правовые основания управления введением ФГОС ФГОС Российская Академия наук Издательский комплекс.
Основная образовательная программа начального общего образования как механизм реализации требований ФГОС НОО Черемисина В. Г., к.п.н., заведующая кафедрой.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
Основная образовательная программа начального общего образования Логвинова И.М.
Нормативное обоснование образовательных программ.
Дорожная карта введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2014 г.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ И ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Семинар.
Издательский комплекс «Наука» Издательство «Академкнига/Учебник» Программа развития и основная образовательная программа: стратегия.
Издательский комплекс «Наука» Издательство «Академкнига/Учебник» Программа развития и основная образовательная программа: стратегия.
Проблемы реализации основной образовательной программы З. А. Кокарева.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
Разработка дорожной карты по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 18 декабря 2013 г. МОУ ДОВ.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
Определение готовности образовательного учреждения к введению ФГОС Практикум «Самоанализ готовности образовательного учреждения к введению ФГОС»
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
Транксрипт:

Соломатин Александр Михайлович, зам. генерального директора, руководитель методической службы, к.п.н., доцент Эффективное управление в условиях реализации ФГОС (стратегия и тактика проектировочных решений) Российская Академия наук Издательский комплекс «Наука» Издательский комплекс «Наука» Издательство «Академкнига/Учебник»

Рассматриваемые вопросы: 1. Нормативно-правовые основания управления введением ФГОС 2. Программа развития и образовательная программа: стратегия и тактика проектировочных решений 3. Направления внутренней системы оценки качества образования и механизмы их реализации 4. Использование электронных образовательных ресурсов (учебники, приложения) для реализации требований ФГОС

1. Нормативно-правовые основания управления введением ФГОС введением ФГОС

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 июля 2012 г. N П.7. Типичные нарушения, допускаемые ОУ: Отсутствие самостоятельно разработанной и утверждённой ООП. Отсутствие самостоятельно разработанной и утверждённой ООП. Несоответствие учебного плана. Несоответствие учебного плана. Отсутствие (несоответствие) рабочих программ учебных предметов. Отсутствие (несоответствие) рабочих программ учебных предметов. Несоответствие ООП требованиям ФГОС. Несоответствие ООП требованиям ФГОС. Несоответствие перечня учебников и учебных пособий федеральному перечню и перечню «допущенных» организаций. Несоответствие перечня учебников и учебных пособий федеральному перечню и перечню «допущенных» организаций. Отсутствие внутренней системы оценки качества образования. Отсутствие внутренней системы оценки качества образования.

Указ Президента РФ от «О мерах по реализации гос. политики в области образования и науки» Правительству РФ обеспечить: -разработку и утверждение Концепции развития математического образования в РФ -разработку комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одарённых детей и молодёжи -увеличение числа детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам -принятие мер, направленных на ликвидацию очередей в ДОУ (дети 3-7 лет)

Приказы Минобрнауки: от г «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» от г. 373 « Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (с изменениями приказы от , от , от ) от «Об утверждении ФГОС ООО» от «Об утверждении ФГОС среднего (полного) общего образования»

Проект скорректированных ФГОС: На сайте regulation.gov.ru Основание для коррекции – необходимость приведения ФГОС в соответствие с ФЗ от «Об образовании в РФ»

Приказ Минобрнауки: от г. N 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования»

Приказ Минобрнауки от «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию…» Приказ Минобрнауки от «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию…»

Структура федерального перечня учебников учебники части ООП, формируемой участниками образовательных отношений 1 часть 2 часть 3 часть учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных отношений учебники, рекомендуемые для обязательной части ООП

Приказы Минобрнауки от г и 1015 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ООП дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования (по сути, это новые Типовые положения об образовательной организации)

Распоряжение Правительства РФ от р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011/15 годы»

Приказ Минобрнауки от «Об утверждении порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования» 3. Инновационную инфраструктуру составляют федеральные и региональные инновационные площадки. 4. Основные направления деятельности площадок: новые элементы содержания образования новые элементы содержания образования технологии, методики технологии, методики образовательные программы образовательные программы новые механизмы, формы и методы управления новые механизмы, формы и методы управления сетевое взаимодействие сетевое взаимодействие новые институты общественного участия новые институты общественного участия

2. Программа развития и образовательная программа: стратегия и тактика проектировочных решений проектировочных решений

ФЗ от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Ст. 28 (П.3). К компетенции образовательной организации относится: 6) разработка и утверждение образовательных программ. 7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития

Приказ Минтруда 544 от Об утверждении проф. стандарта «Педагог» (воспитатель, учитель) Стандарт применяется при формировании кадровой политики, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года. Новая функция учителя, воспитателя: участие в разработке и реализации ОП и программы развития

Управление функционированием и развитием – главное условие эффективной реализации ФГОС реализации ФГОС Механизмы управления: -Образовательная программа (для функционирования) -Программа развития (для развития)

Определение ПР и ОП Программа развития: это стратегический документ учреждения, переходящего (перешедшего) в инновационный режим жизнедеятельности; это основной механизм управления инновационной деятельностью и фактор успешности развития. Образовательная программа - учебно- методическая документация, определяющая рекомендуемый объем и содержание образования; комплекс основных характеристик образования и организационно-педагогических условий.

Приказ Минобрнауки 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных ООП и ведения реестра» Проекты примерных программ проходят экспертизу и (в случае положительного решения) включаются в реестр, который является государственной информационной системой

Ориентировочные схемы документов Образовательная программа Программа развития

Структура образовательной программы Целевой раздел: - пояснительная записка; - планируемые результаты; - система оценки планируемых результатов освоения ОП. Содержательный раздел: -программа формирования УУД; -рабочие программы учебных предметов и курсов внеурочной деятельности; -программа воспитания и социализации (включая духовно-нравственное развитие, социализацию, формирование экологической культуры и ЗОЖ); -программа коррекционной работы (при наличии детей с ОВЗ). Организационный раздел: - учебный план и план внеурочной деятельности; календарный учебный график; система условий реализации ООП.

Структура программы развития - краткая аннотация (паспорт) программы; - информационная справка; - проблемно-ориентированный анализ, включая оценку достижений, конкурентных преимуществ; - концепция будущего состояния, включая цели и задачи; - стратегия и тактика перехода учреждения в новое состояние; - конкретный (тактический, оперативный) план действий по реализации программы развития. Дополнительные разделы (современные требования): перечень целевых индикаторов и показателей; ресурсное обеспечение; меры регулирования и управления рисками; методика оценки эффективности программы.

Срок действия программ развития и освоения и освоения образовательных программ Как показывает практика, действие программы развития рассчитано на 3-5 лет (чаще всего – на 5 лет). Срок освоения ОП: начального общего образования - четыре года (возможно +2); начального общего образования - четыре года (возможно +2); основного общего – пять лет; основного общего – пять лет; среднего (полного) общего образования – два года. среднего (полного) общего образования – два года.

Соотношение обязательной и «вариативной» частей документов частей документов В программе развития не определено соотношение обязательной и «вариативной» частей документа. В образовательной программе соотношение четко регламентировано (80/20 – начальная школа; 70/30 – основная школа; 2/3 и 1/3– средняя школа от общего объема документа). В ФГОС ДО: не менее 60/не более 40

Сфера влияния документов Программа развития затрагивает конкретный уровень системы образования: федеральный, региональный, муниципальный, уровень образовательной организации. Область реализации ОП связана с содержанием образования определенной ступени (например, начальная, основная, средняя школа). В ФГОС ДО - группа

ФГОС дошкольного образования (приказ Минобрнауки от ) п Группы в одном ДОУ могут действовать на основе различных образовательных программ п ОП может оформляться в виде ссылок на примерную и парциальные программы. п Дополнительный раздел программы – текст ее краткой презентации.

Особенности проектирования документов Разные технологичные подходы к разработке документов: -создание программы развития – творческий (креативный) процесс - проектирование ООП – это технологичная работа с определенной группой документов (инвариантных и вариативных)

Вопросы, требующие особого внимания при проектировании образовательной программы

Структура рабочей программы учебного предмета 1)Пояснительная записка 2)Общая характеристика учебного предмета 3)Описание места учебного предмета в учебном плане 4)Результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные) 5)Содержание учебного предмета 6)Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 7)Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение

Организация внеурочной деятельности Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (с приказами 1241 и 2357) Письмо Минобрнауки России от «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС» Положения, установки, влияющие Положения, установки, влияющие на организацию внеурочной деятельности на организацию внеурочной деятельности

Организация внеурочной деятельности Взаимосвязь содержания урочной и внеурочной деятельности при вариативности форм Взаимосвязь содержания урочной и внеурочной деятельности при вариативности форм Направленность на формирование УУД Направленность на формирование УУД Обязательность внеурочной деятельности Обязательность внеурочной деятельности Специальная подготовка педагогов доп. образования при проведении ими внеурочной деятельности Специальная подготовка педагогов доп. образования при проведении ими внеурочной деятельности Опора на опыт внеурочной занятости детей в конкретной образовательной организации Опора на опыт внеурочной занятости детей в конкретной образовательной организации Проведение диагностических исследований Проведение диагностических исследований

Модель плана внеурочной деятельности Программы внеурочной деятельности Формы организации внеурочной деятельнос- ти Состав и структура направлений внеурочной деятельности Час. в неделю Спортивно- оздорови- тельное Духовно- нравствен- ное Социаль- ное Общеин- теллек- туальное Обще- культур- ное Музей в твоем классе кружок, клуб, факультатив 2 Ключ и Зарянаучный клуб 1 Расчетно- констр. бюро факультатив 1 Компьютерна я долина проектная деятельность 1 Природа родного края проектная деятельность 1 Мы и окр. мир научный клуб 1 Путешествие в мир экологии Интегирован ный курс 1 Мы раскрасим целый свет Практическ ие занятия 1 Город мастеров Творческая мастерская 1 Итого рекомендуемых часов в неделю 10

Структура программы внеурочной деятельности 1) пояснительная записка; 2) общая характеристика курса; 3) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности; 4) содержание курса внеурочной деятельности; 5) тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся; 6) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса.

Структура программы формирования универсальных учебных действий (УУД) 1)Цели и задачи программы 2)Характеристика УУД, их связь с содержанием учебных предметов 3)Типовые задачи по формированию УУД 4)Планируемые результаты учебно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся 5)Деятельность по развитию ИКТ-компетенций 6)Условия развития УУД (орг., методические, ресурсные) 7) Методика и инструментарий оценки успешности освоения и применения УУД

Структура программы воспитания и социализации обучающихся 1)Цели и задачи программы 2)Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации 3)Содержание деятельности и формы (методы) занятий 4)Модель организации работы 5)Взаимодействие с социальными институтами и родителями 6)Планируемые результаты, критерии и показатели эффективности деятельности

Программа коррекционной работы 1)Цели и задачи коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ 2)Перечень и содержание мероприятий 3)Система комплексного сопровождения и поддержки обучающихся 4)Механизм взаимодействия заинтересованных специалистов 5)Планируемые результаты работы

Календарный учебный график (структура) 1)Даты начала и окончания учебного года 2)Продолжительность учебного года, четвертей (триместров) 3)Сроки и продолжительность каникул 4)Сроки проведения промежуточной аттестации Информация о календарном учебном графике размещается на официальном сайте организации

Особенности проектирования программы развития и образовательной программы во взаимосвязи их структуры и содержания

Общая характеристика документов Программа развития Паспорт. Информационная справка Основная образовательная программа. Пояснительная записка Общая информация об образовательном учреждении Введение. Цели и задачи реализации ООП. Состав участников образовательного процесса (образовательных отношений) Опыт проектирования, имеющиеся достижения Общая характеристика ООП. Принципы и подходы к формированию ООП Ресурсное обеспечение. Общая характеристика системы управления Краткое описание организации внеурочной деятельности

Цели, задачи, ценностные основания документов Программа развития Концепция Основная образовательная программа Пояснительная записка Цели и задачи (модель выпускника разных ступеней образования) Цели и задачи реализации образовательной программы (вариативная часть) Ценностные основания развивающегося образовательного учреждения Принципы (требования) и подходы к формированию документа

Организационные модели реализации содержания образования Программа развития Образовательная программа Проблемно-ориентированный анализ. Концепция – модель образовательных маршрутов и траекторий. Учебный план План внеурочной деятельности

Организационные модели реализации содержания образования

Основные этапы проектирования и экспертизы двух документов

1. Принятие решения о необходимости и сроках разработки документов Программа развитияОП Решение о разработке принимается администрацией, педагогическим коллективом и согласуется с учредителем Решение о создании принимается руководителем ОУ (ОО) с учётом плана поэтапного введения ФГОС Основания: -Окончание срока действия существующей программы -Выполнение ФЗ 273 «Об образовании» -Появление новых проблем или идей -Разработка региональных и (или) муниципальных программ развития

2. Формирование рабочих групп Программа развитияОП Директор школы (руководитель группы) Заместители директора по УМР, УВР, ВР Руководитель НМС Руководители ШМО Педагог-психолог, социальный педагог Представители общественности (Члены Управляющего совета) Научный руководитель (консультант) (при необходимости) Заместитель директора по УВР (руководитель группы) Педагоги школы Педагог-психолог, социальный педагог Представители УДОД Представители общественности, включая родителей

Создание плана деятельности групп по разработке документов

Подготовка ресурсов и материалов, создание условий для проектирования Документы для разработки программы развития: - ФЗ «Об образовании в РФ», гос. и ведомственные ЦП; - региональная и муниципальная программы развития образования; - диагностические методики, обеспечивающие проведение проблемно-ориентированного анализа; - концептуальные и теоретические материалы; - локальные акты ОУ, ОП каждой ступени образования. Документы для разработки ОП: - для обязательной части: приказ об утверждении ФГОС и примерная ОП данной ступени; - для «вариативной» части: методические материалы, описывающие особенности используемых учебников и пособий; региональные документы; программа развития и локальные акты ОУ.

Информирование коллектива о ходе работы. Проведение внутренней и внешней экспертизы. Утверждение документов. Программа развитияООП 1. Проведение внутренней экспертизы (с приглашением общественности и научного консультанта) 2. Обсуждение материалов на заседании педагогического совета (согласно Уставу) 3. Согласование документа с учредителем 4. Утверждение документа 5. Передача программы на независимую внешнюю экспертизу 1. Проведение внутренней экспертизы (с обязательным участием педагогов соответствующего уровня образования) 2. Обсуждение ООП на заседании педагогического совета (согласно Уставу) 3. Утверждение документа 4. Передача программы на независимую внешнюю экспертизу (в случае целесообразности)

3. Направления внутренней системы оценки качества образования и механизмы их реализации и механизмы их реализации

ФЗ от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Образовательной организацией разрабатывается и реализуется «внутренняя система оценки качества образования» оценки качества образования» (ст. 28)

Направления ВСОКО в условиях ФГОС 1. Оценка качества результатов освоения обучающимися ОП соответствующей ступени обучения. 2. Оценка качества соответствия структуры и содержания ОП (и вносимых в нее изменений) требованиям ФГОС. 3. Оценка качества условий реализации ОП (кадровых, материально-технических, психолого-педагогических, информационно- методических и других).

1. Оценка качества результатов освоения обучающимися ОП Личностные результаты (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные) Предметные результаты (знания и предметные умения)

Положение о системе оценок, форм, методов и порядке аттестации обучающихся Структура документа (вариант): - раздел, включающий цели и задачи, нормативную базу, порядок утверждения, принципы, виды и функции контроля и оценки - механизмы контроля и оценки планируемых результатов (особенностей итоговой оценки, оценки результатов, методов и форм контроля) - порядок текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (время проведения, решение о переводе в следующий класс, содержание диагностических материалов, ИКР и комплексной контрольной работы) - оценочные шкалы (адаптация инструментария, разработанного на федеральном уровне, или создание собственного)

Оценка личностного развития. Дневник достижений

Оценка метапредметных результатов

Другие механизмы оценки метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов. Итоговые комплексные работы на основе единого текста

Вступительные задания в научные клубы школьников Нарисуй свою улицу, свой дом, свою школу… Точно назови… Выясни и напиши…

Оценка предметных результатов

Проверь правильность выполнения задания Задание повышенной сложности Выполни задание на отдельном листе Трудное задание

Оценка предметных результатов. Сборники самостоятельных и контрольных работ. Электронное программное средство «Диктант» Проверочные работы Диктанты Тексты для списывания Контрольная работа за 1 полугодие Итоговая контрольная работа за год

Оценка предметных результатов. Русский язык. Тетради для проверочных работ

Оценка предметных результатов. Математика. Тетради для проверочных работ

2. Оценка качества соответствия структуры и содержания ОП (и вносимых изменений) требованиям ФГОС Два направления: -контроль процесса и результатов создания ОП -контроль результатов коррекции действующей ОП По сути, это своеобразный самоаудит

Критерии оценки образовательных программ 1. Документ разработан в соотношении 80/20 - начальная школа ; 70/30 основная школа; 2/3 и 1/3 - средняя школа. 2. Внутренняя структура и содержание разделов ОП соответствуют требованиям ФГОС. 3. Действует механизм уточнения (дополнения) ОП. 4. Образовательная программа является «работающим» документом.

3. Оценка условий реализации ОП Условия: 1. Кадровые 2.Психолого-педагогические 3.Материально-технические 4.Информационно-методические

Примерный ежемесячный план ВСОКО (при реализации ФГОС) Август Направление «Оценка результатов освоения обучающимися ООП» Анализ положения о системе оценок, форм и порядке промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Контроль – тематический. Проводит – зам. директора (в соответствии с должностными обязанностями) совместно с психологом, руководителями ШМО. Слушается – на совещании при зам. директора (согласно должностным инструкциям). Изучение материалов для проведения: - стартовой диагностики, диагностики школьной зрелости и готовности; - входных контрольных работ (в т.ч. комплексных и интегрированных) во всех классах, работающих по ФГОС; - итоговой диагностики. Контроль – тематический. Проводят – зам. директора совместно с педагогом-психологом, классными руководителями, руководителями ШМО. Слушается – на совещании при зам. директора по УВР.

Направление «Оценка соответствия структуры и содержания ОП (и вносимых в нее изменений) требованиям ФГОС» Август ВСОКО процесса и результатов создания ООП. Контроль – текущий, связанный с анализом качества спроектированной рабочей группой ОП. Проводят директор, зам. директора. Слушается – на совещании при директоре (варианты: на заседании педагогического совета [НМС], на координационном совете по введению ФГОС). ВСОКО результатов коррекции действующей ОП. Контроль – тематический, связанный с анализом качества скорректированной ОП. Проводят директор, зам. директора. Слушается – на административном совещании, совещании при директоре или заседании педагогического совета (НМС, координационного совета). Оценка рабочих программ по учебным предметам и курсам внеурочной деятельности, классных руководителей, работающих по ФГОС, календарно-тематического планирования. Контроль – фронтальный (тематически-обобщающий): Проводит – зам. директора. Слушается – на совещании при директоре.

Направление «Оценка условий реализации ОП» Направление «Оценка условий реализации ОП» Август Контроль плана введения ФГОС на предстоящий учебный год. Контроль – предварительный. Проводят директор, зам. директора. Контроль кадрового обеспечения, объема нагрузки педагогов, работающих в рамках ФГОС. Контроль – предварительный. Проводят директор, зам. директора. Контроль комплектования классов, обучающихся по ФГОС. Контроль – тематический. Проводит – зам. директора. Слушается – на совещании при зам. директора по УВР. Контроль готовности кабинетов к учебному году на соответствие требованиям ФГОС. Контроль – предварительный. Проводят директор, зам. директора, руководители ШМО. Проверка плана методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС. Контроль – тематический. Проводят директор, зам. директора, руководители ШМО.

4. Использование электронных образовательных ресурсов электронных образовательных ресурсов (учебники, приложения) (учебники, приложения) для реализации требований ФГОС для реализации требований ФГОСЭлектронные приложения к учебникам приложения к учебникам Электронные учебники Электронные приложения к методическим пособиям

-проведение информационных семинаров, курсов повышения квалификации, конференций (в т. ч. используя Интернет); -создание и участие в работе базовых школ; -проведение мастер-классов, конкурсов, сопровождение стажерских площадок; -обобщение и распространение эффективного опыта; размещение практических разработок на сайте издательства; - поддержка педагогов в организации научных клубов, проведении олимпиад, конкурсов школьников. Ежемесячно проводится методических мероприятий Формы методического сопровождения издательства «Академкнига / Учебник»

Серия «Переподготовка и повышение квалификации работников образования»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК» Издательство «Академкнига/Учебник» , г.Москва, ул.Бутлерова,17 б Тел.: (499) Факс: (499) Наш сайт: ww.akademkniga.ru Соломатин Александр Михайлович Моб