К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Н.П. Щукина, д.с.н., проф., зав.кафедрой социологии социальной сферы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно- нравственного воспитания.
Advertisements

Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Культура - образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира.
Новая роль воспитательной работы в связи с введением ФГОС. Концепция духовно- нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Главный специалист.
«Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся.
«Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся.
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и.
Конференция по духовно- нравственному воспитанию «Система духовно- нравственного воспитания в образовательном учреждении» Круглый стол «Духовно-нравственное.
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Педагогический совет:. Цель педсовета: 1. Выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно – нравственного и патриотического воспитания.
Создание и развитие воспитательной системы школы как условие позитивной социализации учащихся Демакова Ирина Дмитриевна, доктор педагогических наук, зав.
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»: цели, задачи. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»:
КОНЦЕПЦИЯ И СТРУКТУРА КУРСА ОРКСЭ. АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ КУРСА Падение нравственности. Сокращение рождаемости. Распространение сектантства. в.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Концепция развития дополнительного образования детей Утверждена распоряжением ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 4 сентября 2014 г р от 4 сентября.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Транксрипт:

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Н.П. Щукина, д.с.н., проф., зав.кафедрой социологии социальной сферы и демографии СамГУ

Цель выступления - проблематизировать эффективность расходования бюджетных средств на духовно- нравственное воспитание подрастающего поколения. При этом в фокусе внимания распределение бюджетных средств на 2015 г. министерства образования и науки Самарской области (далее - МОиНСО)

В 2015 г. план - 39, 14 млн. руб. ( в т.ч.12, 5 млн. руб. - - соц. ориентир. НКО, не являющимся гос (муницип) учреждениями - «финансирование науки и инновационной деятельности» в Самарской области; 89, 07 млн. руб. - поддержка программ доп. образования (далее - ДО) детей, реализуемых одной религиозной организацией - ДЕОЦ. Как это объяснить ?

80 млн. руб. - на все НКО региона и 89 млн. руб. на поддержку одной организации. Трудно объяснимо

Планируемое на 2015 г. распределение бюдж.средств, региональное министерство образования и науки п Статья расходов Млн. руб. 1 Научная и инновационная деятельность 39, 14 2 Программы доп. образования Детск. эпарх.образ. центра 89,07 3 Субсидии соц.ориентирован. НКО, не явл-ся гос. (муниц.) учрежд, на содействие развитию образования в Сам. области 80, 00 4 Приобретение «Православной энциклопедии» 7, Субсидии на обеспечение доступа вузов Сам. обл. к вед. рос. и мир. электрон. информации. науч.-техн. ресурсам (базам данных) Гранты в обл. науки и техники 12,5 5,4 7 Поощрение лучших учителей 2,8 8. Премии Губернатора пед. раб. обр учр Сам обл, наиб успешно 7,2 реализующим воспитать проекты особой педагог и общ значимости

Как может быть объяснен факт финансирования светским государством деятельности религиозной организации, если Ст.14. основного закона страны - Конституции РФ, гласит: «РФ – светское государство. 1. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Согласно ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», ст.2.п.3., «Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания…»; Ст.3.п.3. данного ФЗ: «Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается». Не является ли обозначенное выше соотношение 80 и 89 млн. руб. практикой нарушения данного ФЗ

Может быть, ДЕОЦ –уникальная организация, реализующая самые инновационные и эффективные программы доп. образования детей ? Как вписывается в такое предположение факт проведения по инициативе общ экспертов 3-х кр столов МОиНСО по эффективности программ ДЕОЦ в течение последних 1,5 лет? Как вписывается в такое предположение факт проверки ДЕОЦ по поручению губернатора Самарской области от г. ( АГ-8 -03/148), в док. итогов кот. постулируется, что МОиНСО допущен «формальный подход» к «вопросам определения размера субсидий, выделяемых центру, а также отсутствие должного контроля за их использованием». См. Заключение (от АГ-8 -03/148) по итогам выполнения поручения и.о. губернатора Самарской области от г. КОЛ – 9/9218. С. 3.

МОиНСО рекомендовано «усилить контроль за процессом комплектования учебных групп, а также объемом и качеством образоватьельных услуг, предоставляемых центром»; внести изменения в норм. правовую базу с целью предоставления возможноости получения субсидий из обл. бюджета на реализацию доп. общеобразовать. программ на конкурсной основе более шир. кругу образовать. учреждений, созданных религиозными организациями». И что сделано

Ответ ( г.) на дан. вопрос, заданный МОиНСО общ. экспертом сведен фактически к форм. стороне вопроса: уточнению числен. состава детей, обучающихся по программам доп. образования. Получается, в период июля – декабря 2014 г. фактически вне внимания МОиНСО - рекомендация Администрации Губернатора Сам. обл.: вопрос о качестве образоватьельных услуг, связанном с содержанием программ, а также о внедрении конкурсных начал в бюджетирование образовать. деятельности и о нормативных началах обеспечения данных конкурсных начал. Такое предположение подтверждают результаты выборочного ознакомление с программами ДЕОЦ, запрошенными нами накануне итоговых публ слушаний. 4 программы, трижды экспортируемые нами.

Типы, проанализированных повторно программ ДЕОЦ, 2014 г. Название программы Тип программы Срок вып, лет Воз- раст детей, лет 1Основы православной культу-ры для младшего возраста Модифицирован- ная. культурологическая Юный кулинар Школа добровольчества. Современные тимуровцы Авторская, художественно- эстетическая Модифицирован-ная, военно- патриотическая Православный воин Авторская, военно- патриотическая

Программа «Основы православной культуры для младшего возраста», модифицированная. +++ (в., виды работ и т.п.+++), Однако «Срок реализации: 1 год». Планируется в течение года из детей 4-5 лет «сформировать всесторонне развитую личность, эмоционально и духовно отзывчивую на высокохудожественные произведения». В связи с этой задачей возникает минимум два вопроса: возможноо ли в принципе формирование всесторонне развитой личности в течение года из детей 4-5- летнего возраста(1) и в рамках программы ДО (2)?

П РАВОСЛАВНЫЙ ВОИН Цель программы: Создание условий для развития патриотических качеств при обучении школьников некоторым основам военной подготовки посредством занятий в кружке «Православный воин». Ни в одной из 9 зад. даже термин «православие» не встречается. Как и «кадет», н-р. Что финансируем? Название, не связанное с задачами?

Задачи: Обучающие: повысить ур. знания уч-ся об истории Отечества; формировать у уч-ся проф. значимые качества; обучить практ. применению приобретенных умений и навыков в разл. сферах жизни общества. Развивающие: развить у уч-ся гражданскую позицию; развить умения принимать ответств. решения в экстрим. условиях; развить желание у обуч-ся укреплять здоровье путем систематических занятий спортом. Воспитывающие: воспитатьь патриот. ценности, взгляды и убеждения; воспитатьь уважение к дух, культ и ист прошлому России, к традициям; повысить престиж государственной, особенно военной службы.

7 направлений реализации программы: В напр появляются, в т.ч., н-р, 4- Основы церк- славянского языка 6 -Первые шаги в церковной жизни. Литература Используемая гг.

Программа «Ю НЫЙ КУЛИНАР »- «авторская ДО программа Может ли «авторская ДО программа» по сути повторять др. с таким же назв. и реализуемую Самарским Дворцом детск. и юн. творчества? Тем более, на с.3. она авт, а на с. 4 – модифицированная. Наполняемость групп: п. 4.8 программы «Кол-во обучающихся» «1 группа - 13 человек», на с. 6 - «наполняемость групп 15 человек». С. 8 программы - «требования и ожидаемый результат по каждому году обучения». Но программа рассчитана на 1 год. Проблематизируем повторно содержание и качество программ, реализуемых ДЕОЦ, актуализируя тему компилятивности анализируемых программ.

«Акт-ть» в программе: «В мл. и ср. подр. возрасте шк- ки с удовольствием посещают разл кружки, факультативы и др доп занятия. Популярностью у них пользуются кружки по кулинарии, в кот дети с удовольствием учатся готовить различные блюда питания. ВШЭ, исследование по реприз выборке 2014 г.: «Наиб популярны среди школьников спорт. занятия – это 57% внеклас. активности. 2 м. – искусство (игра на муз. инстр, пение, рисование, театр) – 25% опрошенных. 3 м.- иностр. языки - 9% респондентов. Мл. шк-ки чаще посещают пение, танцы, изобр. искусства, гимнастику, плавание и шахматы. В средней школе интенсивность этих занятий убывает.

Актуальность - «Обучаясь по программе «Юный кулинар», дети получают первоначальные знания и навыки приготовления несложных блюд: бутербродов, закусок, первых и вторых блюд, салатов, песочного и дрожжевого теста. Кроме того, программа направлена на знакомство с историей кулинарии, основами рационального питания…» «Преподавание в ДО по дан. программе способно придать воспитанию и обучению акт целена пр. х-р и сформировать развитую личность учащегося».

«По завершении обучения учащиеся должны уметь: работать с ножом; сервировать стол к завтраку, обеду, ужину; готовить супы, каши; заваривать чай; готовить некоторые виды салатов; готовить песочное и дрожжевое тесто и изделия из них (с.8). Что мотивирует подростков лет к участию в программе?

Программа «Ш КОЛА ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА. С ОВРЕМЕННЫЕ ТИМУРОВЦЫ ». Цель – созд.усл-ий для обучения подростков и молодежи технологиям, знаниям и умениям, необх для участия в добр деят-тии с целью приобретения навыков по решению соц проблем посредством занятий в кружке (с.4). С.4: «Числ-ть учебных групп – от 10 до 20 чел. Оптим. кол-во членов кружка 15 чел.» Актуальность - изучение восп. возможно. добр. дв.; программа, реализ-ся в условиях соц кризиса (с.4). Компиляция – «Основы волонтерской деятельности» (Петрозаводск, ) и анализируемая программа: «потенции. готовность участвовать в добр деят-ти выпуск…38% молодежи, однако, реально в добр деят-ть вовлечено 4-5% молодежи. Речь об исслед ВШЭ, не позднее 2009 г. СЕЙЧАС 2014 г.!

В результате обучения учащиеся: получают знания, а также опыт коммуникации и работы в группе; обучаются осн. самоуправления и самоорганизации своей деятельности и группы; овладевают навыками разработки соц.проектов и технологий решения соц.проблем молодежи и общества; приобретают способность самостоятельно выявлять и решать возникающие на местах социальные проблемы; осваивают методы оценки результатов своей деятельности; формируют гр для реализации добр инициатив, принимающих участие в подготовке и реализации районных мероприятий.

Приобретение «П РАВОСЛАВНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ » - 7,5 млн.руб. Ответ от МОиНСО на вопрос о законности такого приобретения – в «Пояснительной записке» (от г.), кот., на наш взгляд, не убедительна: Конституция – осн.закон страны. Ст.14. Конституции РФ- «РФ – светское государство. …Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». В «Поясн. записке» читаем, что «обеспечение дух-нравств. разв. и восп. личности гражданина России – ключ. зад. совр. гос. обр. политики РФ. Что такое дух.-нравств разв. и воспитание? Что такое духовность в ХХI в.?

Планируемое на 2015 г. распределение бюдж.средств, региональное министерство образования и науки п Статья расходов Млн. руб. 1 Научная и инновационная деятельность 39, 14 2 Программы доп. образования Детск. эпарх.образ. центра 89,07 3 Субсидии соц.ориентирован. НКО, не явл-ся гос. (муниц.) учрежд, на содействие развитию образования в Сам. области 80, 00 4 Приобретение «Православной энциклопедии» 7, Субсидии на обеспечение доступа вузов Сам. обл. к вед. рос. и мир. электрон. информации. науч.-техн. ресурсам (базам данных) Гранты в обл. науки и техники 12,5 5,4 7 Поощрение лучших учителей 2,8 8. Премии Губернатора пед. раб. обр учр Сам обл, наиб успешно 7,2 реализующим воспитать проекты особой педагог и общ значимости

Концепция дух-нравств. развития и воспитания личности гражданина России Концепция определяет: характер современного национального воспитатьельного идеала; цели и задачи духовно- нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

Дефиниция духовно - нравственного воспитания фактически отождествляется с религиозным воспитанием или православием. В материалах СИПКРО – его центра дух. – нравств. -воспитания читаем: «Церковь, совершая свою вневременную миссию, воспитывая гражданина Отечества Небесного, «совершенного Божиего человека…» ( Метод. рекоменд. по проведению откр. урока «История Самарской губернии и Самарской эпархии: 160 лет вместе»). В дан. док-те совр. этапу в развитии Самарского края - 12 строк и в прибл 6 р. больше места «Пастырям» Игнорируется «Концепция духовно нравственного развития и воспитания гражданина России», разработанной такими видными учеными, как В. Тишков.

В совр. контексте «быть духовным» - не означает «быть религиозным», т.е. не обязательно верить в Бога. Скорее, это - испытывать интерес к нематериальным ценностям и иметь более широкий и глубокий взгляд на жизнь. Духовный поворот – поворот от традиционно понимаемой духовности и смысла жизни к ценности Я, внутреннего мира человека, его раскрытию и самореализации. Руткевич Е.Д.Социология духовности»: проблемы становления // Вестник Института социологии, 2014, 2. С

«Православная энциклопедия» закупается для шк библ-к Самарской области, но статус у нее – «метод.пос. для вузов». Губернатор Самарской области Н.И. Меркушкин входит в состав Попечительского совета по изданию «Православной энциклопедии» с 2013 г. Рекомендации общ. структур - РЕКОМЕНДАЦИИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ I. Запустить мониторинг эффективности расходования бюджетных средств СО НКО Самарской области Аргументы: 1. Рост финансирования этих организаций; 2. Выявлены упущения в реализуемых этими организациями программах. II.. МОиНСО осуществить инвентаризацию образоватьельных программ ДЕОЦ в аспекте их эффективности и результативности. Аргументы: 1. Итоги проверки по поручению Губернатора от г. ( АГ /148). 2.Критерии, используемые МОиНСО на ОС от г., вызывают сомнение: в них фактически отсутствуют акцентация внимания на целеполагании и целедостижении, увязка целей с результатами. 2. Используемый понятийный ряд в текстах ДЕОЦ вызывает необходи- мость уточнения таких дефиниций, как «наука», «духовность», «светскость», др. 4. Компилятивный характер в ряде программ сохранется.

IП. Пересмотреть объемы финансирования ДЕОЦ, сократив их в пользу поддержки науки и инновационой деятельности (не 39 и 89 млн.руб., а, н-р, 59 и 69 млн.руб. ) IV. Внести изменения в норм. правовую базу с целью предоставления возможноости получения субсидий из обл. бюджета на реализацию доп. общеобразовать. программ на конкурсной основе более шир. кругу образовать. учреждений, созданных СО НГО.

V. Обеспечить участие СО НКО, получающих финансирование из рег. бюджета, на общ. и итоговых публ.слушаниях. VI. Провести круглый стол с представителями всех религиозных организаций, др. НКО, ГРБС по акт. вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в современных условиях. Аргументы: 1. В сложившихся практиках «духовность», «дух.-нравств. воспитание» нередко отождествляется с религиозностью или православием, что тормозит реформирование духовной сферы регионального социума, а также взаимопонимание участников процессов распределения и расходования бюджетных средств. 2. Такая трактовка означает «вооружение» государственных служб терминологией религиозных организаций, тем самым стираются границы между светскостью и религиозностью.

Спасибо за внимание ! socsfera 2007yandex.ru

Вопросы

Духовно-нравственное развитие личности (далее- ДНРЛ) осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, др людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.