Презентация на основе текста статьи В. Кибирева «Деревянные церкви Руси» Автор-составитель Большаков С. В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Древний деревянный храм 4 класс МОУ « МБЛ» Учитель Абрамова О.А.
Advertisements

Кижи Кижи Издревле главными строительными материалами для русских зодчих были дерево. Дерево в качестве основного строительного материала использовалось.
Подготовила: Подгорнова Валерия Ученица 7 «В» класса.
Архитектура XVI века Стецюк Дарья 10 «В». Русская архитектура XVI столетия оригинальна и разнообразна. Её наиболее известные произведения – каменные храмы.
КИЖИ Кижи это один из тысячи шестисот пятидесяти островов Русского Севера находящихся в Онежском озере.
Выполнил ученик 5 A класса МОУ СОШ 33 Митянов Захар.
Деревянное зодчество. Привычно думать, что деревянная церковь – уникальное и самобытное явление древнерусской культуры. Однако это не так. На большом.
Преображенская церковь в Кижах Церковь Спаса Преображения построена в 1714 году на острове Кижи.
Храмы Верхнетоемского района Подготовка к сочинению-рассуждению.
ШАТРОВЫЙ СТИЛЬ XVIXVII ВЕКОВ. Презентация на тему : Работу выполнила ученица : Колиушко Екатерина. Преподаватель : Серебрянский Владимир Владимирович.
Деревянное зодчество Древней Руси. Работа выполнена ученицей 6 «Б» класса Коммунарского лицея. Казаковой Екатериной год.
2013 г Информация для родителей по теме «Русь деревянная» Цель: привлечение родителей к совместной работе с детьми над педагогическим проектом «Русь деревянная»
Русское деревянное зодчество Гладков С.А. Мирсановская СОШ.
Подобрать материал к теме «Шатровое зодчество – уникальный стиль русского храмостроения» и изучить его. Ознакомится с Шатровым зодчеством Древней Руси.
Кижи Ки́жи остров на Онежском озере в Карелии, на котором расположен всемирно известный архитектурный ансамбль Кижского погоста. На базе архитектурного.
Архитектурные термины, характерные для храмового зодчества.
Презентация по истории на тему: «Деревянное зодчество».
Часовня Рождества Пресвятой Богородицы деревня Маньга (2- ая пол. XVIII- 2-ая пол. XIX в.)
На Северо - Западе России находится удивительно красивая страна « полунощного солнца », край белых ночей. Здесь на многие километры тянутся леса, здесь.
Белоснежные храмы Каргополя Автор-составитель Большаков С. В.
Транксрипт:

Презентация на основе текста статьи В. Кибирева «Деревянные церкви Руси» Автор-составитель Большаков С. В.

Русь, принявшая от Византии христианство, получила для создания храмов каноническую схему. Однако архитектурные формы первых деревянных церквей, которых греки у себя вообще не строили, русским людям природным плотникам приходилось создавать заново. Клетские церкви. Большинство исследователей русского деревянного зодчества считают первичной храмовой формой клетские церкви. Эти церкви представляли собой прямоугольные клети, покрытые двухскатной крышей, имеющие с востока прируб для алтаря, а с запада притвор или трапезную.

Клетские церкви. В сооружении их использовались традиционные приемы деревянного зодчества, и, естественно, они были очень похожи на обычные избы, отличаясь от них первоначально наличием главок и крестов. Стремление выделить храмы из рядовой застройки привело к усложнению силуэта за счет повышения основного сруба и значительного увеличения подъема кровли, иногда превышающего высоту самого сруба. Кровли выполнялись без стропил и представляли собой продолжение рубленых стен. Скаты крылись тесом в два слоя с прокладкой бересты.

Несмотря на то, что клетские церкви продолжали строиться вплоть до ХIХ в., в области их сохранилось лишь две. Церковь Василия Блаженного в селе Чухчерьма Холмогорского района построена в 1824 г. вместо сгоревшей в 1823 г. Георгиевской.

Простота композиции храма, а также многочисленные примеры восстановления церквей «по подобию» позволяют считать, что в данном случае также могли быть воссозданы формы сгоревшей церкви. Васильевская церковь являлась частью широко распространенного на Севере ансамбля из трех сооружений: двух церквей и колокольни. Ведущая роль в композиции принадлежала девятиглавой Ильинской церкви 1657 г. (сгоревшей в 20-е годы).

Ильинская церковь в селе Поржинском Плесецкого района, поднятая на высокий подклет, характерна изящным силуэтом. Алтарь четырехугольный, крытый на два ската. Церковь ориентировочно датируется ХVII началом ХVIII в. В области, особенно в Каргопольском и Плесецком районах, сохранились клетские часовни, которые отличаются от церквей значительно меньшими размерами и отсутствием алтаря.

Шатровые церкви. Наибольшее распространение на Севере получили шатровые церкви. Шатровый храм отличен от клетского прежде всего своей высотой и подчеркнутым стремлением вверх. Это стало возможным благодаря восьмиугольной форме главной части храма восьмерика. Восьмерик позволил увеличить площадь здания, улучшить его устойчивость и сопротивление ветрам и, увенчанный шатром, стал эстетическим идеалом красоты. Высокие срубы церквей (40-45 м), кажутся еще выше, поскольку верхние части их рубились из более тонких бревен. Это впечатление усиливалось и тем, что при покрытии шатра тесом каждый верхний ряд тесин был меньше нижнего ряда.

Патриархом культовых сооружений в области называют Никольскую церковь в Лявле под Архангельском. В 1981 г. исполнилось 400 лет со времени ее возведения.

В гг. Архангельской реставрационной мастерской выполнена реставрация памятника, вернувшая ему большую часть мужественной красоты: открыт от поздней обшивки бревенчатый сруб, восстановлено лемеховое покрытие бочек и главы. Л е м е х тонкие осиновые дощечки наподобие черепицы. Никольская церковь в Лявле.

Никольская церковь в Лявле представляет наиболее древний и редкий тип шатровых храмов столпообразный храм- восьмерик с двумя прирубами.

К этому же типу относились Никольская церковь (1600) в селе Панилове, сгоревшая в 20-х годах XX столетия. Чертёж Д. В. Милеева, 1906 Гнедовский Б. В., Добровольская Э. Д. Вокруг Архангельска. М.: Искусство, 1978.

К этому же типу относилась Владимирская церковь-великан (1642) в селе Белая Слуда высотой 46 м. Перевезена в музей- заповедник деревянного зодчества Малые Карелы Георгиевская церковь (1672) из села Вершины Верхнетоемского района.

Георгиевская церковь (1672) из села Вершины Верхнетоемского района. Древние летописцы говорили про шатровые храмы: «Воздуха достигшие!».

Сохранилась Сретенская церковь (1655) в селе Красная Ляга Каргопольского района. Фото до 1884 г. Каргополье. Художественные сокровища. – М.: «Советская Россия», 1984.

Из восьмериковых церквей с четырьмя прирубами, как их называли летописи «круглые о двадцати стенах», сохранились, местами лишь частично, церковь Рождества Богородицы (1728) в селе Яковлевское Виноградовского района, Никольская (1746) в селе Патракеевка Приморского района, Воскресенская (1673) в селе Селецком Холмогорского района), Рождественская (1763) в селе Бестужево Устьянского района. Дальнейшее развитие шатровых храмов шло по пути увеличения их размеров, усложнения пропорций и силуэта. Увеличивалось количество и площади прирубов, галерей, трапезных.

Усиление декоративных начал в архитектуре ХVII в. привело к созданию нового типа церквей, в которых восьмерик с шатром был поднят на квадратный сруб, позволявший пристраивать обширные помещения трапезных. Часть храмов этого типа, получивших название «восьмерик на четверике», сохранила столпообразный характер. В числе их церковь Дмитрия Солунского (1784) в селе Верхняя Уфтюга Красноборского района, Никольские церкви в селах Пурнема (1618), Нижмозеро (1661), Малошуйка (1638) Онежского района, церковь Происхождения честных древ (1700) в деревне Филипповской Плесецкого района.

Другие церкви вытянулись по горизонтали: Златоустинская (1667) в селе Саунине.

Церковь Иоанна Златоуста с колокольней в селе Саунино Архангельской области. Фото Цветков Павел)Цветков Павел

Вытянулись по горизонтали: Покровско-Власьевская (1743) Лядинского погоста в Каргопольском районе (на фото справа).

Вытянулись по горизонтали: Никольская (1769) в селе Конецдворье под Архангельском и того же названия (1773) в селе Кальи Виноградовского района. Никольская церковь (1769) в селе Конецдворье (Памятники Архангельского Севера: Сборник. – Архангельск: Сев.- Зап. Кн. изд-во, 1983).

Вторая половина ХVII в. отмечена изменениями архитектуры культовых сооружений после реформ патриарха Никона, одна из которых требовала обязательное пятиглавые: «церковь строить по правилам святых апостол и святых отец, чтоб была о пяти верхах, а не шатром».

Тем не менее шатровая форма продолжала жить. Пример тому Троицкая церковь (1729) в ансамбле старинного Ненокского погоста, единственный образец пяти шатрового храма. План церкви представляет собой равноконечный крест, по существу, это церковь, где каждая из пяти основных частей является как бы отдельной шатровой церковью.

Центральная высотой около 40 м срублена на двух восьмериках, а боковые построены по принципу «восьмерика на четверике». Прекрасные пропорции, высокая строительная культура, композиционная цельность делают этот памятник как бы завершающим эволюцию развития шатровых храмов. Троицкая церковь с. Нёноксы, 1727 г. (фото В. Лапина, 1964 г).

Сохраняя форму шатра и в то же время удовлетворяя официальным требованиям пятиглавая, изобретательность и талант зодчих пинежско-мезенской школы создали новый тип храма «шатер на крещатой бочке». Сущность этого приема заключалась в том, что шатер ставился не на восьмерик, а на четвериковый сруб. В нижнюю часть шатра врезались четыре бочки, завершаемые главками и дававшие шатру крещатое основание. Так в дни гонения на шатры был создан лучший из памятников этого типа храм Михаила Архангела (1685) в селе Юрома Лешуконского района. Высотой 46 м, срубленный из бревен лиственницы, достигавших метрового диаметра, храм производил грандиозное впечатление. Он сгорел в середине 30-х годов от молнии.

До настоящего времени на Мезени и Пинеге сохранились три памятника этой школы: Одигитриевская церковь (1763) в селе Кимжа Мезенского района, «Шатер на крещатой бочке».

Никольская (1700) возле села Едома (на фото) и Ильинская ХVII в. в селе Веркола Пинежского района.

Кубоватые церкви. Во второй половине ХVII века возник еще один тип храмов с покрытием в виде четырехгранного невысокого шатра с криволинейным профилем, напоминающем бочку. Кубоватые церкви нашли распространение по берегам реки Онеги и на южном побережье Белого моря, где размещались такие крупные монастыри, как Соловецкий и Крестный на Кий-острове. Естественно, что вблизи мест, часто посещаемых официальными церковными лицами, в период гонения на шатры шатровые храмы в чистом виде строиться не могли. «Куб, как писал академик И. Э. Грабарь, явился, в сущности, еще более ловкой подменой шатра, окончательно усыпившей недреманное око взыскательных архиереев».

Кубоватые покрытия устраивались над квадратными в плане срубам и увенчивались одной, пятью или девятью главами. На первом этапе устраивалось очень редкое венчание куба одной главой - Алексеевская церковь (1721) в селе Куртяево Приморского района.

Сходное завершение имеет Никольская церковь (1687) в селе Зачачье Холмогорского района. Однако ее покрытие не характерно для Севера. В отличие от четырехгранного куба оно имеет восемь граней и увенчивает мощный четких форм восьмерик. Возможно, это необычное покрытие выполнено после удара молнии в 1748 г., расщепившего верх церкви, до того скорее всего имевшей форму шатра.

Завершение Никольской церкви (1687) в селе Зачачье. Одноглавое венчание куба встречается и позже. Примером могут служить церкви ХIХ в. в селах Сырья и Поле Онежского района, представляющие собой переходной тип к ярусному покрытию, когда одна глава, увенчивающая куб, покоится на промежуточном восьмерике.

Большинство церквей имеют на кубе пять глав. Таковы Тихвинская церковь в селе Верховье, Климентовская (1695) Кожского погоста (слева на фото).

Большинство церквей имеют на кубе пять глав. Владимирская (1745) в селе Подпорожье (на фото) и Преображенская (1786) в селе Турчасово. Во Владимирской и Преображенской церквах, явно выражено стремление к усложнению композиции за счет многоглавности. Помимо пяти глав на кубе устроены четыре главы на каждом прирубе.

Преображенская церковь (1786) в селе Турчасово.

Очень живописен прием размещения всех девяти глав на кубе, как это выполнено в Никольской церкви (1678) в селе Бережная Дубрава Плесецкого района.

Главы поставлены на четырех бочках, устроенных на кубе, и нижние на теремках- кокошниках. Церковь имеет два прируба; алтарный, крытый бочкой, и западный, к которому позднее пристроена еще одна пятиглавая церковь. Никольская церковь (1678) в селе Бережная Дубрава.

Многоглавые и ярусные церкви завершающий этап развития культового деревянного зодчества. Кубоватые, увенчанные пятью и девятью главами церкви, послужили своего рода переходом к созданию многоглавых церквей. Среди них высшим мастерством народных зодчих отмечен Преображенский храм в Кижах (1714).

Двадцатидвухглавая Спасо-Преображенская церковь в ансамбле Кижского погоста (1714).

Преображенский храм в Кижах (1714).

В Архангельской области наиболее интересны Богоявленская церковь (1793) Лядинского погоста в Каргопольском районе с оригинальным круглым входным крыльцом, потолок которого расписан ультрамарином под звездное небо,

Богоявленская церковь (1793) Лядинского погоста в Каргопольском районе, фото Носиков С. П.

и девятиглавая Сретенская церковь (1688) в Заостровье под Архангельском, представляющая собой последний образец девятиглавого храма, распространенного ранее в нижнем течении Двины и очень похожего на упомянутую Ильинскую церковь Чухчеремского погоста.

Сретенская церковь (1688) в Заостровье. Фото Воронцова Ирина.

Ярусные церкви возникли под влиянием мотивов южнорусской архитектуры. Большое распространение они получили в средней полосе и на юге России. Наиболее ярким образцом такого рода храмов может служить Петропавловская церковь (1722) в селе Ратонаволок Холмогорского района.

Народные мастера, развивая тип многоярусного храма, в рамках традиций северного зодчества создали интересные сооружения, очень разнообразные и индивидуальные по силуэту, компоновке объемов и деталям. В их числе церковь Двенадцати апостолов (1799) в селе Пиринемь, уступчатый силуэт которой является как бы продолжением крутых пинежских берегов,

и изящная Георгиевская церковь (1664) над Северной Двиной в селе Пермогорье Красноборского района. Удивительно тонкая связь с природой, учет местных особенностей и панорам позволяли создавать в каждом случае неповторимое художественное впечатление.

Литература 1. Памятники Архангельского Севера: Сборник. – Архангельск: Сев.-Зап. Кн. изд-во, Каргополье. Художественные сокровища. – М.: «Советская Россия», Гнедовский Б. В., Добровольская Э. Д. Вокруг Архангельска. – М.: Искусство, 1978.