Педагогические подходы к реализации деятельностной парадигмы общего образования мысли вслух О.Ю. Стрелова, доктор педагогических наук, профессор 2015 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Advertisements

Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
Федеральные государственные образовательные стандарты. Основная образовательная программа школы.
Системно - деятельностный подход в обучении иноязычной культуре общения в условиях ФГОС ООО Автор выступления: Широкова С. В., учитель английского языка.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. 2 Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны.
ФГОС: основное общее образование Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 12 г. Бердска Пичурина Т.В.
Педагогическая мастерская Машуков Александр Васильевич, помощник ректора.
Психологические особенности подросткового возраста.
Деловая игра : «Стандарты второго поколения». ДЕВИЗ ПЕДСОВЕТА: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому.
Метапредметные результаты по ФГОС. Образование общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах.
Опыт обучения математике в группах сменного состава. ГБОУ СОШ 554 Учителя математики Максимчик Е. Н. Жичина Е. А. Мещерина М. Е.
1. Обсуждение проекта программы по географии для основной общей школы 2. Подготовка экзаменационного материала 3. Методические рекомендации преподавания.
Власова И.А., год. ПЛАН РАБОТЫ 1 Разработка рабочей программы педагога в соответствии с требованиями ФГОС ООО 2 Отличительные особенности рабочей.
«Методические и психологические проблемы реализации ФГОС в условиях современного образовательного процесса». Генералова Н.С. Методист ЮЗАО, к.п.н., учитель.
Оценка образовательных достижений Е. В. Смирнова, ст. преподаватель кафедры дидактики и частных методик.
Ключевые идеи ПООП ООО Бацын В.К.. ПООП ООО: - описывает методологические, психологические, педагогические, финансово-экономические условия и основания,
Транксрипт:

Педагогические подходы к реализации деятельностной парадигмы общего образования мысли вслух О.Ю. Стрелова, доктор педагогических наук, профессор 2015 г.

Единственный путь, ведущий к знанию, это – деятельность

Мы не можем его (знание) к себе присоединить, из предмета мы не можем получить (перенести знание в себя), если мы не воссоздали его внутри самого себя… М. Мамардашвили

Деятельностный подход - ??? Формирование универсальных учебных действий (УУД): 1)ключевая идея образовательных стандартов второго поколения 2) стратегический объект инновационной деятельности учителей 3)основной критерий оценки качества учебных занятий \ образовательного процесса Да или нет?

Уровни обсуждения I. Концептуальный (методологический) \\ ФГОС ОО и ФЯ СОО II. Предметный (теоретико-методический) \\ УМК; КИМы III. Предметный (практико-методический) \\ рабочие программы, тематические планы, сценарии учебных и внеклассных занятий

I. Концепция ФГОС ОО (1.3): тезисы Принципиальное отличие ФГОС ОО – ориентация на результаты образования Сущность образовательных результатов определяется принятой в ФГОС парадигмой Деятельностная парадигма образования (ДПО) постулирует в качестве цели образования развитие личности учащегося (обретение духовно- нравственного и социального опыта) на основе усвоения универсальных способов деятельности В рамках ДПО результаты общего образования д.б. прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме

I. Концепция ФГОС ОО (2.2) «под предметными результатами образовательной деятельности понимается усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, - знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности» \\ Концепция ФГОС ОО, с. 24 …«освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально- проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами» \\ ФГОС ООО, ФГОС СОО

I. Концепция ФГОС ОО (2.2) «под мета предметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях» \\ Концепция ФГОС ОО «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории» \\ ФГОС ООО, ФГОС СОО

I. Концепция ФГОС ОО (2.2) «под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам» \\ Концепция ФГОС ОО «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме» \\ ФГОС ООО, ФГОС СОО

Деятельностная парадигма образования стандарт обязательный минимум содержания Общие требования к результатам образования – проблема общественно- политическая \ ФГОС ОО Конкретное содержание ОО – проблема научно-методическая \\ ФЯ СО: системы - базовых национальных ценностей -основных элементов научного знания -универсальных учебных действий

I. Концепция ФГОС ОО (2.2) программа программа содержания ОП \ Примерная ООП – комплекс основных характеристик образования: объем и содержание, планируемые результаты!!), примерные условия образовательной деятельности, оценочные и методические материалы и др. (статья 2) \\ ФЗ ОО в РФ Программа = программа деятельности

I. ФГОС ОО (Р.III) ООП ОО определяет: цели, задачи, планируемые результаты, систему оценки их достижения (целевой раздел); содержание (программы по учебным предметам, развития УУД, компетенций, воспитания и социализации); организацию образовательного процесса.

Деятельностный подход - ??? Формирование универсальных учебных действий (УУД): 1)ключевая идея образовательных стандартов второго поколения 2) стратегический объект «инновационной» деятельности учителей 3)основной критерий оценки качества учебных занятий \ образовательного процесса Да или нет?

II. ПРЕДМЕТНЫЙ (теоретико-методический уровень) ФГОС ОО и нормативная база современного школьного исторического образования К программе – плану учебной деятельности Учебник истории в новом веке Современный урок истории Дополнительное образование Непрерывное педагогическое образование учителей: сценарии

Модель общего исторического образования исторического образования школьников параметры Типологические признаки Личностные – социальные результаты Социально-направленная с элементами личностно-ориентированной Главная цель Ориентирована на создание целостной картины мира («фундаментальные знания») Структура Однокомпонентная (ФГОС ООО) Обязательные курсы – курсы по выбору Преобладание и четкая регламентация обязательных дисциплин Порядок и логика развертывания содержания Концентрическая с линейной структурой внутри концентров Ведущий элемент содержания Теоретические знания Доминанта образовательной деятельности Приобретение знаний с элементами практико- ориентированного и ценностного подходов Доминирующий метод познавательной деятельности Информационно-объяснительный с элементами творческо-проблемных способов

Современная модель образования Академическая (педагогическая модель исторической науки; цель – «получить знания…») Репродуктивная (характер деятельности учителя и учащихся; тип учебника и его роль в образовательном процессе; предметные результаты; формат итоговой аттестации и др.) относительно комплексная и многоаспектная (элементы личностно-ориентированный модели; курсы по выбору; концентры; профильный уровень; вариативные УМК; портфолио и др.)

II. ПРЕДМЕТНЫЙ: теоретико-методический уровень Программы по учебным предметам: 1. Пояснительная записка 1)Место учебного предмета \ курса в общем образовании как личностном развитии школьников (конкретизированные цели и задачи, возрастные познавательные возможности школьников!?) 2)Основные и дополнительные содержательные линии, их аксиологические акценты 3)Структура Содержания и Тем. Планирования 4)Конкретные планируемые результаты школьников: предметные, метапредметные и личностные

Основное содержание Примерная программа по истории: 5 – 9 класс Рабочая программа по истории Древнего мира Простые назывные предложения Учебная информация Сложные бессоюзные предложения Сложносочиненные предложения на сопоставление однородных фактов Тезис с указанием направленности анализа и выводов Актуальные аспекты учебной информации Приемы и источники ее изучения

Примерная программа: тематическое планирование Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. (простые назывные предложения) Что должен делать ученик, изучая эти вопросы?... -Показывать на карте… -Рассказывать об условиях жизни… -Описывать предметы материальной культуры…

Рабочая программа Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика 1. Географическое положение и природные особенности городов- государств на восточном берегу Средиземного моря. Причины отсутствия единого государства у финикийцев. (тезисы с направлением анализа и выводов) Находить и показывать на карте новые историко-географические объекты, сравнивать их с аналогичными в Древнем Египте, выделять сходства и отличия в их географическом положении…., Выделять признаки государственности…, объяснять причины…

Школьный учебник 1. Массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися… 2. Педагогический инструмент обучения школьников способам работы с разными источниками и развития критического мышления *Вариант индивидуального исторического повествования … (учебник истории)

Учебник (только по истории?) XXI века Основные источники и средства развития компетентностей: Основной текст Документы Иллюстрации Многоуровневая система вопросов и заданий ко всем компонентам учебника Прозрачная структура и навигация

Методический аппарат учебника Ключевые вопросы темы Вопросы и задания внутри параграфа: учебный текст; документы; рисунки; карты (образные, логические, творческие, проблемные, эмпатические) Вопросы и задания в конце параграфа (резюме) Вопросы и задания в конце главы \… раздела

Учебники ХХ и ХХI веков

Западная Азия в век железа: ключевые вопросы к главе учебника \ тематическому блоку Как изменилась жизнь людей в странах Древнего Востока в железном веке по сравнению с бронзовым веком? Почему именно тогда древние народы открыли и освоили новые земли, появились новые государства, а «бег времени» словно ускорился?

Вопросы внутри параграфа: карта С помощью карты совершите путешествие из Мемфиса к восточному побережью Средиземного моря и опишите географические и природные условия расположенной здесь Финикии. Как вы думаете, почему финикийские города- государства не смогли объединиться под властью одного царя, а их правители вынуждены были считаться с мнением городского совета?

Вопросы внутри параграфа: основной текст Назовите не меньше 5 специальностей финикийских ремесленников, о которых рассказывается в этом пункте параграфа. По каким товарам в древности можно было легко отличить финикийские корабли, к примеру, от египетских? Почему финикийцы не занимались земледелием? Можно ли назвать Финикию древней цивилизацией? А речной цивилизацией?

Вопросы внутри параграфа: документ Что, по вашему мнению, в легенде об основании колонии царевной Элиссой исторически правдоподобно, а что, скорее всего, вымысел? Почему вы так думаете?

Вопросы в конце параграфа Придумайте разговор торговцев из Египта и Финикии в год, когда Нил разливался меньше обычного. С помощью букв финикийского алфавита составьте письмо богине Исиде от имени царя Библа о том, что к берегам его города выбросило гроб с телом Осириса. Предложите одноклассникам прочитать этот текст… Напишите несколько страничек в дневнике финикийского мореплавателя, участвовавшего в первом плавании вокруг Африки около 600 г. до н.э.

Уровни вопросов\ заданий в учебниках \ УМК и прогнозируемые результаты вопросы Уровни познавательной деятельности Прогнозируемые результаты 1. С помощью карты совершите путешествие…. и опишите условия … ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТВОРЧЕСКОЙ ПРЕДМЕТНЫЕ \ …МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ 2. Как вы думаете, почему финикийские города- государства не сумели объединиться… ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРОБЛЕМНОГО ПРЕДМЕТНЫЕ \ …МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ 8. С помощью карты совершите первое путешествие вокруг Африки и объясните… ТВОРЧЕСКИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРЕОБРАЗУЮ-ЩЕГО ПРЕДМЕТНЫЕ \ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ \ ЛИЧНОСТНЫЕ 12. Напишите несколько страничек в дневнике участника… ТВОРЧЕСКИЙЛИЧНОСТНЫЕ \ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ \ ПРЕДМЕТНЫЕ

Вопросы в конце главы ключевые вопросы Что изменилось в жизни людей с наступлением железного века? Закончите предложения (предметные результаты) Железные орудия труда: …. - оказались … В городах … появились новые ремесленные специальности:… Новым оружием: … - прославилось войско …. В железном веке на восток пришли новые народы … и создали государства …. Благодаря финикийцам, письменность …. Столицы Израиля, Ассирии, Нововавилонского царства украсились …. Первыми от поклонения силам природы отказались … и пришли к …. Впервые чеканить монеты стали в ….

Вопросы в конце главы Железный век оказался более кровавым и жестоким, чем предшествующие периоды древней истории. Как вы думаете, почему так случилось? Железный век, кажется, более богат событиями, а современные историки точнее знают их даты, имена древних правителей, места сражений. Как вы считаете, почему знания ученых о железном веке богаче, чем о бронзовом? (метапредметные и личностные результаты)

Почему издательства не идут на реальную переработку учебников и УМК в соответствии с требованиями ФГОС ОО к результатам и деятельностной парадигмой общего образования? Виды учебной деятельности ученика (Программа) Методическая концепция учебника и др. элементов УМК

III. Предметный: практико- методический уровень Как мотивировать учителей на комплексные результаты общего образования (личностные – метапредметные – предметные)? Как научить педагогов повышать уровень познавательной деятельности школьников в работе с «готовыми» УМК? Как научить педагогов прогнозировать и диагностировать многоуровневые результаты познавательной деятельности школьников?..

(1) Из статута Парижского университета (1355 г.) (Учебник по истории Средних веков. 6 класс. – М., РС, 2014) … Были испробованы два метода чтения лекций по свободным искусствам. При первом методе магистры философии быстро говорят со своих кафедр, так что ум слушателей может воспринять эти речи, но рука не может записать их. При втором методе магистры говорят медленно, так что слушатели могут записать эти речи в присутствии говорящих. При тщательной проверке и при взаимном сравнении этих двух способов лучшим был признан первый. Почему первый способ был признан лучшим?

(2) Из статута Парижского университета (1355 г.) вариант, предложенный издательству при переработке учебника 1. *Какой способ чтения лекций, по вашему мнению, мог быть признан лучшим? 2. Почему вы так думаете? Свой ответ аргументируйте. 3. Предположите, почему в середине XIV века лучшим способом чтения лекций (они) посчитали «первый»? * В документе предлагалось заменить последнее слово («первый») многоточием

Проанализируйте два варианта изучения документа и сравните прогнозируемые результаты Вопрос \ задание Предметные результаты Метапредметные рез. Личностные результаты 1.1 Почему первый способ признан лучшим? Представление о среневек. университетах… Умения: искать информацию; излагать суждения о причинах…. ??? 2.1 Какой способ, по вашему мнению…. Те же Регулятивные: Познавательные: Коммуникативные: Личностные Самоидентификац ия личности Мотивация… Целостное мировоззрение. Отношение к Др. 2.2 …. 2.3 …….

Непрерывное педагогическое образование… Ценностно-целевые приоритеты общего (ист…) образования в современном мире От программы-конспекта содержания – к программе-плану деятельности… Подготовка к уроку… в условиях открытой ИОС \ на основе УМК «Сферы»… \ … Прогнозирование и диагностика комплексных результатов общего (… ) образования…

Просвещение: вебинары