Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО Тема: Модель иерархического строения пространственных представлений лекция 10 для студентов,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО Тема: Методы нейропсихологического обследования. Двигательные функции: кинестетический праксис,
Advertisements

Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО Тема: Методы нейропсихологического обследования. Праксис. Тактильное восприятие, соматогнозис.
Причины трудностей письма и чтения у младших школьников И их преодоление.
Одной из центральных задач современной образовательной практики является содействие успешной адаптации детей к процессу обучения в школе. Готовность к.
Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО Тема: Клинико-нейропсихологическая характеристика афазий с преимущественным поражением экспрессивной.
Нейролингвистическая и нейропсихологическая диагностика высших психических функций младших школьников Составитель: учитель-логопед Гроздова И. Н.
Нейропсихологическая диагностика детей в дошкольном возрасте с ОВЗ Волокитина Татьяна Алексеевна педагог- психолог ДОУ 419.
Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО Тема: Смешанные и комплексные афазии. Атипичные афазии. Нейродинамические нарушения речи.
« Золотой ключик », 2013 год. Эмоционально - волевая готовность Социально - личностная готовность Мотивационная готовность Интеллектуальная готовность.
Школа будущего первоклассника при МБОУ СОШ
Готов ли ваш ребенок к школе?. Складывайте из палочек разной длины абстрактные фигурки. Просите ребёнка сделать такую же, нарисовать такую же. Потом нарисовать.
Родителям будущих первоклассников. Готов ли ребенок к школе Тест для родителей Хочет ли ваш ребенок идти в школу? Привлекает ли вашего ребенка в школе.
С первых дней обучения в школе многие дети сталкиваются с серьезными трудностями. В частности, выясняется, что они с трудом ориентируются на плоскости.
Стратегии выполнения тестовых заданий раздела. Типичные ошибки.
Психолого-логопедическое обследование. Исследование зрительного восприятия.
Метод пиктограммы
Игры Игра «Съедобное - несъедобное». Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.
Развитие зрительно –моторных координаций и звукобуквенного анализа при трудностях обучения письму.
6- летний первоклашка по уровню своего психического развития остается дошкольником. Это значит, что особенности его мышления характерны для деток дошкольного.
Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО Тема: Исследование латеральных предпочтений лекция 2 для студентов, обучающихся по специальности.
Транксрипт:

Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО Тема: Модель иерархического строения пространственных представлений лекция 10 для студентов, обучающихся по специальности – КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ асс. Швецова И.Н. Красноярск, 2014 г.

План лекции: 1. Актуальность темы 2. Методы обследования памяти 3. Методы диагностики речевых функций 4. Методы диагностики интеллекта 5.Выводы

Актуальность Нейропсихологический метод занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии. Только он позволяет оценить и описать те системно- динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения. Понять глубинные механизмы его психического статуса и спланировать адекватную онтогенезу именно этого, конкретного ребенка программу психолого- педагогического сопровождения.

Зрительный гнозис 1. Восприятие предметных, реалистических изображений. Перед ребенком открывается «Альбома». И.: «Что здесь нарисовано?» Уже здесь важно отметить, нет ли у ребенка тенденции к инверсии вектора восприятия (следит глазами справа налево и/или снизу вверх). Далее открывается с. 2–3 (в развороте) и ребенку предлагается назвать в том же порядке показанные Эксп. два (потом три) изображения, расположенных в разных местах альбома. 2. Перечеркнутые изображения. И.: та же, что и в пункте 1. Дополнительную информацию дает восприятие сюжетных картинок из «Альбома», на которых следует опознать пол, возраст, эмоциональное состояние.

Зрительный гнозис 3. Фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения). И.: та же. 4. Незавершенные изображения. И.: та же. 5. Химерные изображения. И.: та же. В случае, если ребенок не сразу! видит «подвох», следует задать вопрос: «Это все? Все нарисовано правильно?». 6. Лицевой гнозис. И.: «Кто здесь изображен?» После перечисления Эксп. задает более трудный вопрос: «Чем отличаются (показ) эти люди?»; ребенка просят указать на разницу в возрасте, одежде, прическе и т. д.

Зрительный гнозис 7. Эмоциональный гнозис. И.: «Кто здесь нарисован и каково состояние (что чувствует) каждого из персонажей?»; затем следует ряд уточняющих вопросов типа: «Кто из них более веселый? Кто больше всех удивлен? Кто самый злой?» и т. д. 8. Цветовой гнозис. И.: «Какой это цвет? Напиши красным (желтым, синим) карандашом». 9. Сюжетные картинки «Лето», «Прорубь», «Окно», серийные по Н. Радлову и Х. Бидструпу. И.: «Что здесь случилось?» Подбор серийных картинок обязательно должен соответствовать возрасту ребенка.

Пространственные представления 1. Проба «Зеркальные буквы». И.: «Покажи, какая из букв написана правильно». Более сложным вариантом является нахождение «неправильных» цифр и букв в слогах и словах. 2. Проба «Слепые часы». Эксп. закрывает эталонный циферблат и просит ребенка сказать, сколько времени показывают стрелки на «слепых часах». При выраженных затруднениях эталон открывается для сравнения. Здесь следует очень внимательно отнестись к тому, упрочено ли в опыте ребенка определение часов именно в таком варианте. 3. Проба Бентона. Ребенку показывают один из верхних образцов, затем закрывают его и просят показать этот образец на нижнем эталоне. В случае затруднений образец не закрывается и остается открытым для сравнения. Понятно, что справа приведен более сложный вариант; его можно использовать после 7–8 лет.

Самостоятельный рисунок Ребенку предлагается неограниченный выбор цветных карандашей (фломастеров), простой карандаш, ручка. Цветовые предпочтения в ходе интерпретации приближают следующие ниже тесты к тесту Люшера. Кроме того, анализируются топологические, конструктивные и стилистические особенности рисунка правой и левой рукой. 1. Ребенку предлагается (и правой, и левой рукой) нарисовать: цветок, дерево, дом, велосипед. 2. Проба «Коврики». Перед ребенком кладется лист бумаги, сложенный вдвое, на котором изображен большой прямоугольник. И.: «Представь себе, что это коврик. Разрисуй его, пожалуйста». По завершении раскрашивания одной рукой лист поворачивается и аналогичная процедура проводится другой рукой. Вариантом этой пробы является предоставление ребенку листа бумаги без рамки. 3. Проба «Мандата». Перед ребенком кладется стандартный лист бумаги (формат А4) с нарисованной в центре окружностью диаметром 10 см. И.: «Разукрась (раскрась, разрисуй) это, пожалуйста». На любые вопросы ребенка дается ответ: «Делай, как тебе нравится». По завершении раскрашивания аналогичный тест проводится другой рукой.

4. Проба «Гомункулус»

Выполняется ведущей рукой на стандартном (А4) листе бумаги. Перед ребенком кладется образец, скопированный из «Альбома». И.: та же, что и в пункте 3. По окончании раскрашивания ему предлагаются следующие вопросы: 1. Кого ты нарисовал? Как зовут? Сколько лет? Что сейчас делает? 2. Чем вообще занимается? Любимое и нелюбимое занятие? 3. Боится ли он чего-нибудь? Где живет? С кем живет? 4. Кого больше всех любит? С кем дружит (играет, гуляет)? 5. Какое у него настроение? Его самое заветное желание? 6. Если бы у него был выбор, чем бы он защищался от врагов? 7. Какое у него здоровье? Что и как часто у него болит? 8. Что в нем хорошего, плохого? Кого он тебе напоминает?

Самостоятельный рисунок 5. Проба «Рисунок человека». Выполняется ведущей рукой. И.: «Нарисуй, пожалуйста, человека». По окончании предлагаются вопросы, что и в пункте 4.

Копирование 1. Тест Денманна. Перед ребенком кладется «Альбом» и чистый лист бумаги. И.: «Нарисуй эти фигурки». Копирование выполняется сначала одной рукой, затем (на новом листе бумаги) другой. Тест весьма эффективен для исследования процессов копирования до 5 б лет.

Копирование 2. Тесты Тейлора и Рея-Остеррица. Тесты применимы с 6 лет. Перед ребенком кладется фигура Тейлора и (ниже) чистый лист. И.: «Нарисуй такую же фигуру». Для фиксации стратегии копирования ребенку предлагается набор цветных карандашей, которые в процессе копирования Эксп. меняет (по порядку цветов радуги). Никаких разворотов «Альбома» не допускается; манипуляции с собственным листом бумаги строго фиксируются. На всем протяжении эксперимента психолог воздерживается от любых замечаний. Полезно отмечать время копирования. По окончании копирования фигуры Тейлора ребенку предлагается так же скопировать фигуру Рея-Остеррица другой рукой. 3. Копирование проекционных изображений. Ребенку предлагается правой и левой рукой скопировать «куб» и «дом» («Альбом»).

Копирование 4. Копирование изображений с поворотом на 180°. Эксп. и ребенок сидят друг напротив друга, между ними лист бумаги. Эксп. рисует обращенного к себе схематического «человечка». И. «Нарисуй себе такого же человечка, но так, чтобы ты видел свой рисунок, как я вижу свой». После того как ребенок выполнил первый этап задания, дается И.: «А теперь у своего я рисую руку; где будет рука у твоего?». Если ребенок выполняет задание неверно, ему объясняются его ошибки. После полного понимания для копирования предлагается сложный треугольник. И.: «Переверни к себе эту фигурку».

Слуховой гнозис 1. При исследовании слухового гнозиса можно обратиться к восприятию различных бытовых и природных шумов, звуков различной высоты и длительности, различению голосов (тембра, высоты, интонаций) и т. д. 2. Восприятие ритмов. И.: «Сколько раз я стучу?» (2, 3, 4 коротких и/или длинных ударов). И.: «По сколько раз я стучу?» (по 2, по 3 удара). И.: «Сколько сильных и сколько слабых ударов я делаю?» 3. Воспроизведение ритмов. И.: «Постучи, как я». Выполняется сначала одной, затем другой рукой по образцам, заданным в двух предыдущих пунктах. В данном случае необходимо дифференцировать недостаточность собственно слухового гнозиса от затруднений ребенка в кинетическом воплощении заданной программы той или другой рукой.

Память Слухоречевая память Эксп. должен использовать один из наборов, а другие применить, например, для отслеживания ребенка в динамике. 1. «2 группы по 3 слова». (Тест на запоминание двух конкурирующих групп, т. е. исследование влияния гомогенной интерференции.) И.: «Повтори за мной: дом, лес, кот». Ребенок повторяет. «Повтори еще слова: ночь, игла, пирог». Ребенок повторяет. Затем Эксп. спрашивает: «Какие слова были в первой группе?». Ребенок отвечает. «Какие слова были во второй группе?» Ребенок отвечает. Если ребенок не может развести слова по группам, задается более простой вопрос: «Какие вообще были слова?» При неполноценном выполнении задания, оно воспроизводится до 4 раз. После этого проводится гетерогенная интерференция (3–5 мин). Таковой может служить, например, счет от 1 до 10 и обратно, вычитание, сложение; для ребенка старше 10 лет серийный счет «100 7» и т. д. По окончании интерферирующего задания ребенка просят повторить слова, которые были даны в первой и во второй группах, без их предъявления. Нормативным считается непосредственное полноценное воспроизведение с третьего раза. Прочность слухоречевой памяти при отсроченном воспроизведении слов считается нормативной, если сделаны 2 ошибки (например, забыты 2 слова, либо произведены 1–2 замены на слова, близкие по звучанию или значению, перепутано расположение слов по группам).

Слухоречевая память 2. «6 слов». И.: «Я скажу тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить в том же порядке. Слушай: рыба, печать, дрова, рука, дым, ком». Ребенок повторяет. При неудачном воспроизведении тест повторяется до 4 раз. Затем проводится гетерогенная интерференция (3–5 мин). Таковой может служить таблица умножения, нахождение чисел и ряда цифр в таблице Шульте (с. 29) или попеременное вычитание из 30 то 1, то 2 и т. д. Далее без предъявления Эксп. спрашивает: «Какие слова мы запоминали?» Ребенок отвечает. Нормативы эффективности выполнения данного теста такие же, как и в пункте 1, но в качестве обязательного добавляется условие удержания эталонного порядка слов. 3. «Рассказ». И.: «Я расскажу тебе короткий рассказ, а ты постарайся его пересказать как можно точнее». Эксп. рассказывает один из предложенных в «Альбоме» рассказов. Ребенок повторяет. При неполном пересказе обязательны наводящие вопросы для оценки продуктивности пассивной и активной памяти ребенка. 4. Пиктограмма.

Зрительная память Можно использовать и тот материал, который содержится в «Альбоме» для исследования лицевого и эмоционального гнозиса. 1. «6 фигур». Очевидно, что используется только один ряд, остальные для динамического наблюдения (ретеста). А. Перед ребенком на 10–15 с выкладывается набор из 6 фигур. И.: «Посмотри внимательно на эти фигурки и постарайся их запомнить как можно точнее». Затем эталонный ряд убирается, и ребенок рисует то, что запомнил. При недостаточном воспроизведении эталон предъявляется еще раз. После чего закрывается и эталон, и то, что нарисовал в первый раз ребенок; весь ряд рисуется заново. При необходимости эта процедура повторяется 4 раза. Нормативным является точное изображение всего ряда с третьего раза. Прочность хранения зрительной информации исследуется через 20–25 мин (заполненных другими заданиями) без дополнительного предъявления эталона. И.: «Помнишь, мы запоминали с тобой фигуры? Нарисуй их еще раз». Нормативом здесь считаются 2 ошибки (забывание двух фигур, их неверное изображение, утрата порядка). Б. Ребенку предлагается для запоминания другой ряд из 6 фигур с той же инструкцией; он должен воспроизвести их другой рукой. После этого через 20–25 мин исследуется прочность их запоминания, как и в пункте А. Этот вариант теста позволяет сравнить между собой межполушарные различия в сфере зрительной памяти.

Зрительная память 2. «6 букв». Инструкция и условия проведения теста, как и в пункте 1 А, Б. Эталоны для исследования запоминания букв (используется один из предложенных ниже 1 вариантов): 1) ЕИРКГУ; 2) ДЯВСРЛ; 3) НЮБКИЬ; 4) ОУЗТЩЧ.

Зрительная память 3. Сюжетная картинка «Лето». Перед ребенком на 20 с кладется картинка «Лето». И.: «Рассмотри внимательно всю картинку и постарайся запомнить, как бы сфотографировать ее». После чего эталон убирается и ребенку задаются вопросы: Какое время года на картинке? Сколько там человек? Что происходит здесь? (Указывается левый нижний угол, там нарисован пруд.) Что находится в пруду и рядом с ним? Какие еще животные и растения есть на картинке? Кто чем занимается? Где на картинке заяц и птица с гнездом? (Отмечается крестиком на чистом листе бумаги.) Прочность хранения организованной по смыслу зрительной информации исследуется через 20–25 мин. Перед ребенком кладется чистый лист. И.: «Помнишь, мы запоминали большую картинку? Нарисуй мне ее; можно более схематически, можно просто ставить крестики и очерчивать границы той или иной фигуры или фрагмента».

Речевые функции 1. Автоматизированная речь. Ребенка просят перечислить дни недели, месяцы, времена года (в более старшем возрасте в обратном порядке); посчитать от 1 до 10 и обратно; назвать свой адрес, имя мамы, бабушки и т. п. 2. Фонематический слух. И.: «Повторяй за мной: б-п, д-т, з-с и т. п.; ба-па, ра-ла, да-та-да; ба-бу-бо; дочка точка, бочка почка, коза коса; скороговорки…» Ребенок повторяет каждый раз вслед за Эксп. Попросите ребенка показать на с. 2–3 «Альбома»: «мяч меч», «кость-гроздь гвоздь», «крыса крыша»; части тела: «бровь», «ухо рот», «плечо-локоть глаз» и т. п. Дополнительную информацию о состоянии данного и следующего звеньев речевой функции можно получить из речи ребенка, актуально и на следах памяти (литеральные парафазии, неправильные ударения, новообразования и т. п.), в письме и чтении.

Речевые функции 3. Речевая артикуляция и кинетика. И.: «Повторяй за мной: б-м, д-л-н, г-к-х; тпру; слон стол стон, би-ба-бо, бо-би-ба; дом том, кора гора, меч печь; половник полковник, полковник поклонник, сыворотка из-под простокваши, портной строчит строчку (другие скороговорки)». 4. Номинативные процессы. И.: «Что это такое? Как это называется?» Ребенка просят назвать изображения из «Альбома» (с. 1–3); сначала по одному, затем по 2, по 3; части тела, которые вы показываете на нем, на себе и на картинке; любые изображения, действия, качества, используя стимульный материал «Альбома»; цвета и т. д. Дополнительную информацию даст констатация характерных поисков слова, вербальных парафазии в спонтанной речи, при изложении сюжета картин и т. д.

Речевые функции 5. Понимание логико-грамматических («квазипространственных») конструкций. A. «Альбома» ребенка просят показать: «бочку за ящиком», «перед бочкой ящик», «в ящике бочку» и т. д. Б. Предлагается показать кисточку карандашом, положить ручку справа (слева, под, над) от тетради, карандаш в книгу; держать ручку над головой (слева, сзади и т. д.). B. Ребенок решает задачу: «Колю ударил Петя. Кто драчун?» или «Брат отца и отец брата это одно и то же?» и т. п. Г. И.: «Правильно ли я говорю: за летом осень; перед весной лето; облако под землей, над деревом трава?» Здесь верные грамматические конструкции обязательно должны чередоваться с неправильными. 6. Построение самостоятельного речевого высказывания. Этот аспект речевой функции оценивается по уровню продуктивности спонтанной речи ребенка в беседе, при описании сюжетных картин. Учитывается, насколько он способен к разворачиванию собственной речевой активности или же его речь носит репродуктивную форму, т. е. выстраивается как ответы на ваши вопросы.

Письмо, чтение и счет Письмо Все задания выполняются и правой и левой рукой. 1. Написание отдельных букв и слогов. Списывание и написание слов, упроченных в опыте: собственное имя, мама, домашняя работа и т. д. 2. Написание отдельных слов и словосочетаний: машина, Мишина машина; гвоздь, кораблекрушение, гвоздь кость, гвоздь грусть гость, бочка почка, почка почта, бочка почка дочка и т. п. Сначала задания выполняются в свободном режиме, потом с зафиксированным языком. 3. Написание предложений: «Портной строчит строчку», «Устроили экскурсию в Псков», «Лавировали корабли, пока не вылавировали». Чтение 1. Прочтение простых и наложенных букв и цифр в «Альбоме». 2. Прочтение слогов, высоко- и малочастотных слов, неверно написанных слов и чисел. 3. Прочтение рассказа. Счет Исследование счета по существу уже описано выше в разных разделах. Это зрительный и пространственный цифровой гнозис, написание и чтение отдельных цифр и чисел, тест Шульте, воспроизведение числового ряда в прямом и обратном порядке; серийный счет «100 7» и «30 1 и 2».

Интеллектуальные функции 1. Интерпретация содержания сюжетных картинок (симультанных, серийных); мораль рассказов, понимание поговорок и метафор. 2. А. «4-й лишний» (предметный). И.: «Какой из этих предметов лишний?» После того как ребенок ответил правильно, вы спрашиваете: «Какодним словом назвать три оставшихся предмета или сказать о них одним предложением?» Б. «4-й лишний» (вербальный). И.: та же, что и в пункте А, с той лишь разницей, что исключается лишнее слово.

Интеллектуальные функции 3. А. Простые и сложные аналогии (предметные). Б. Простые и сложные аналогии (вербальные). 4. Сравнение понятий. И.: «Что общего и что разного у яблока и вишни?» или «Чем похожи и чем отличаются трамвай и автобус?» 5. Выделение существенных признаков. И.: «Выбери в скобках те слова, без которых основное слово не может существовать». 6. Тест Кэттела. И.: «Найди справа (показать) подходящее изображение для пустого квадрата». Очевидно, что приведенные задания не выравнены по сложности и предназначены для разных возрастных категорий.

Выводы: Психические функции ребенка приобретенные Они преодолевают длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Путь формирования гетерохронен и асинхроничен Разнонаправленные процессы в определенные периоды синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль психической деятельности, способный адекватно отреагировать на те требования, которые предъявляет ребенку окружающий мир, и прежде всего, социальное окружение.

Литература: Основная: 1. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А.Р. Лурия. // СПб.: Питер Марютина Т.М. Психофизиология / Т.М. Марютина, И.М. Кондаков //М.: МГППУ Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова // СПб.: Питер Цветкова Л.С. Нейропсихология и афазия: новый подход. // М.: Московский психолого- социальный институт, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК» Цветкова Л.С. Афазиология – современные проблемы и пути их решения // М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. // СПб.: Питер 2005 Дополнительная 1. Вартанян И.А. Физиология сенсорных систем / И.А. Вартанян. // СПб.: Лань Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. // М.: МГУ Бурлакова М.К. Речь и афазия. // М.: Медицина А. Р. Лурия и современная психология / Под ред. Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой, Б. В. Зейгарник. // М.: МГУ 1982 Электронные ресурсы 1. ИБС КрасГМУ 2. БМ Мед Арт 3. БД Ebsco 4. БД Медицина

Спасибо за внимание!