Информационные системы в экономике Подготовила: Камышная И.Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Виды информационных технологий. Информационная технология обработки данных Информационная технология управления Автоматизация офиса.
Advertisements

Урок 2 Виды информационных и коммуникационных технологий.
Информационная технология управления. Целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ ТЕМА 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ Подготовил Иванов А.Н.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ Тема 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ Подготовил Иванов А.Н.
Преподаватель: Купченко Е лена Владимировна. Технология это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных,
ТЕМА 5 Выполнила: студент гр.М-21 Хайртдинова Гульфина.
План: 1. Понятие информационных технологий 2. Структура информационной технологии 3. Виды информационных технологий 4. Влияние информационных технологий.
Информационные технологии Камышная И.Н.. Технология и информационная технология Понятие технология означает комплекс знаний о способах, приемах труда,
1 Виды информационных технологий. 2 Информационная технология обработки данных Автоматизация офиса Виды информационных технологий Информационная технология.
Урок 1 Введение. Понятие информационной технологии.
Тема 4. Виды информационных технологий По дисциплине: «Информационные технологии в коммерческой деятельности»
Этап (годы) Концепция использования информации Вид ИС Цель использования Бумажный поток расчетных документов ИС обработки расчетных документов.
Этапы развития информационных технологий. Понятия: Информационная технология это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки.
Тема урока: « Информационные системы. Классификация информационных систем »
Лекция 2 Принципы создания, классификация, состав и структура ЭИС.
Информационные системы Тема: «Классификация информационных систем» Е.Г. Лаврушина.
Презентация на тему "Программное обеспечение информационных технологий"
Понятие информации является ключевым понятием информатики. Любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия.
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Транксрипт:

Информационные системы в экономике Подготовила: Камышная И.Н.

Информатика это область человеческой деятельности, связанная с процессами сохранения, преобразования и использования информации с помощью компьютера.

И еще одно понятие это область научно-технической деятельности, занимающаяся исследованием процессов получения, передачи, обработки, хранения и представления информации, решением проблем создания, внедрения и использования информационной техники и технологии во всех сферах общественной жизни.

Предметом изучения информатики является информация и способы ее получения, передачи, отображения, хранения, обработки.

Информация это сведения, снимающие неопределенность об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования. Сведения - это знания выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т.д.

Информация сведения об окружающем мире, которые повышают уровень осведомленности человека, т.е. уменьшают меру неопределенности знаний.

Свойства информации Свойства информации Объективность Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения или суждения Достоверность Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел Полнота Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решения Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью Актуальность Информация актуальна, если она важна, существенна для настоящего времени Понятность Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя

Данные это результаты наблюдений над объектами и явлениями, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. Как только данные начинают использоваться они становятся информацией. Информация – это используемые данные.

Классификация информации

1. По форме представления: дискретная форма представления информации - это последовательность символов, характеризующая прерывистую, изменяющуюся величину (количество дорожно-транспортных происшествий, количество тяжких преступлений и т.п.); аналоговая или непрерывная форма представления информации - это величина, характеризующая процесс, не имеющий перерывов или промежутков (температура тела человека, скорость автомобиля на определенном участке пути и т.п.).

2. По области возникновения: элементарную (механическую), которая отражает процессы, явления неодушевленной природы; биологическую, которая отражает процессы животного и растительного мира; социальную, которая отражает процессы человеческого общества.

3. По способу передачи и восприятия: визуальную, передаваемую видимыми образами и символами; аудиальную, передаваемую звуками; тактильную, передаваемую ощущениями; органолептическую, передаваемую запахами и вкусами; машинную, выдаваемую и воспринимаемую средствами вычислительной техники.

4. По общественному назначению создаваемую и используемую человеком: личную, предназначенную для конкретного человека; массовую, предназначенную для любого желающего ее пользоваться (общественно-политическая, научно- популярная и т.д.) ; специальную, предназначенную для использования узким кругом лиц, занимающихся решением сложных специальных задач в области науки, техники, экономики.

5. По способам кодирования: символьную, основанную на использовании символов - букв, цифр, знаков и т. д. Она является наиболее простой, но практически применяется только для передачи несложных сигналов о различных событиях(зеленый свет уличного светофора, который сообщает о возможности начала движения пешеходам или водителям автотранспорта). текстовую, основанную на использовании комбинаций символов. Здесь так же, как и в предыдущей форме, используются символы: буквы, цифры, математические знаки. Однако информация заложена не только в этих символах, но и в их сочетании, порядке следования (книги, брошюры, журналы, различного рода документы, аудиозаписи кодируются в текстовой форме). графическую, основанную на использовании произвольного сочетания в пространстве графических примитивов. К этой форме относятся фотографии, схемы, чертежи, рисунки, играющие большое значение в деятельности человека.

Информатика как наука занимается изучением информационных процессов и методов их автоматизации на основе программно - аппаратных средств вычислительной техники и средств связи.

3 х уровневый подход На физическом уровне информатика изучает аппаратно-программные средства ВТ и средств связи. На логическом уровне изучается технология переработки информационного ресурса с целью получения новой информации на базе средств ВТ и средств связи. Третий прикладной уровень информатики изучает вопросы использования информационной технологии при создании и эксплуатации информационных систем.

Технология означает комплекс знаний о способах, приемах труда, набора материально- технических факторов, способах их соединения для создания какого-либо продукта или услуги.

Информационная технология это целенаправленный процесс преобразования информации, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки, хранения и передачи информации.

Требования к информационной технологии: обеспечивать высокую степень деления всего процесса обработки информации на составляющие компоненты; включать весь набор инструментов, необходимых для достижения поставленной цели; отдельные компоненты должны быть стандартизированы и унифицированы.

Цель, методы и средства реализации ИТ Целью ИТ является создание из информационного ресурса качественного информационного продукта, удовлетворяющего требованиям пользователя. Методами ИТ являются методы обработки и передачи данных. Средства ИТ – это математические, программные, информационные, технические и другие средства.

Типы ИТ Глобальные ИТ включают модели, методы и средства, формализующие информационные ресурсы общества и позволяющие их использовать. Базовая ИТ предназначена для определенной области применения – производство, наука, обучение и т.д. Конкретные ИТ реализуют обработку данных при решении функциональных задач пользователей, например, задачи учета, планирования, анализа.

Классификация технологических процессов обработки данных Под технологическим процессом обработки информации понимается определенный комплекс операций, выполняемых в строго регламентированной последовательности с использованием определенных методов обработки и инструментальных средств, охватывающих все этапы обработки данных, начиная с регистрации первичных данных и заканчивая передачей результатной информации пользователю для выполнения желаемых функций.

Классификация технологических процессов по следующим признакам

По типу автоматизируемых процессов управления в ЭИС: выполняемые в системах обработки данных COD, аналитической обработки данных в системах подготовки принятия решений (СППР) и экспертных системах (ЭС), для разработки новых видов продукции и получения чертежной и технологической документации в системах автоматизированного проектирования (САПР), выполняемые в системах электронного документооборота (СЭД), для моделирования и проектирования ИС.

По отношению к средствам вычислительной техники: ручные, имеющие подготовительный характер(получение первичной информации), вычислительные, связанные с хранением и обработкой полученной информации.

По типу обрабатываемой информации: Цифровая информация, Графическая информация, Текстовая информация, Мультимедийная информация, Знания для экспертных систем.

По типу режима обработки: Выполняемые в пакетном режиме, Интерактивная (диалоговая) обработка, В реальном масштабе времени, Технология со смешанным режимом.

По типу организации информационного обеспечения выделяют технологические процессы: Обрабатывающие локальные файлы, Локальные и распределенные БД.

По типу организации специального программного обеспечения: Применяющие функционально- ориентированные пакеты, Методо-ориентированные пакеты (в СППР), Профессионально-ориентированные пакеты.

Инструментарий информационной технологии Инструментарием ИТ будет являться аппаратное, программное и математическое обеспечение информационного процесса. С помощью таких технических средств производится переработка первичной информации в информацию нового качества.

Инструментарий информационной технологии Инструментарий информационной технологии - один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.

В качестве инструментария используются следующие распространенные виды программных продуктов: текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для маркетинга и пр.), экспертные системы и т.д.

Информатизация внедрение информационных технологий во все сферы человеческой деятельности

Классификация информационных технологий Информационные технологии – это целенаправленный процесс преобразования информации, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки, хранения и передачи информации. 1. По методам и средствам обработки данных: глобальные ИТ включают модели, методы и средства использования информационных ресурсов в обществе в целом; базовые ИТ ориентированы на определенную область применения: производство, научные исследования, проектирование, обучение и т.д.; конкретные ИТ задают обработку данных в реальных задачах пользователя.

Классификация информационных технологий 2. По обслуживаемым предметным областям: ИТ в бухгалтерском учете; ИТ в банковской деятельности; ИТ в налоговой деятельности; ИТ в страховой деятельности; ИТ в статистической деятельности и т.д.

Классификация информационных технологий 3. По видам обрабатываемой информации Предложенное выделение весьма условно, т.к. большинство этих информационных технологий позволяет поддерживать и другие виды информации. Например, в текстовых процессорах предусмотрена возможность выполнения примитивных расчетов. Табличные процессоры могут обрабатывать не только цифровую, но и текстовую информацию, а также обладают встроенным аппаратом генерации графиков.

Классификация информационных технологий 4. По типу пользовательского интерфейса Пользовательский интерфейс - взаимодействие компьютера с пользователем. Эта классификация позволяет говорить о системном и прикладом интерфейсе. Прикладной интерфейс связан с реализацией некоторых функциональных информационных технологий. Системный интерфейс - набор приемов взаимодействия с компьютерами, которое реализуется операционной системой или ее надстройкой. Командный интерфейс - самый простой, обеспечивает выдачу на экран системного приглашения для ввода команды. WIMP – интерфейс («window, icon, menu, pointing device» окно, значок, меню, манипулятор). При его использовании на экране высвечивается окно, содержащее образы программ и меню действий. Для выбора одного из них используется указатель мыши. SILK - интерфейс. При использовании этой информационной технологии на экране по речевой команде происходит перемещение от одних поисковых образов к другим по смысловым (семантическим) связям.

Классификация информационных технологий Схема классификации ИТ по типу пользовательского интерфейса

Классификация информационных технологий Однопрограммная оперативная система - MS DOS. Многопрограммные операционные системы: Unix, Windows позволяют одновременно выполнять несколько приложений на рабочем месте одного пользователя. Различаются они алгоритмом разделения времени. Если однопрограммные операционные системы работают или в диалоговом или в пакетном режимах, то многопрограммные совмещают указанные режимы. Многопользовательские системы - реализуется сетевыми операционными системами. Они обеспечивают удаленные сетевые технологии, а также пакетную и диалоговую технологии на рабочем месте пользователя.

Классификация информационных технологий Можно классифицировать информационные технологии с различных точек зрения. Информационные технологии можно различать по типу обрабатываемой информации.

Технологический процесс Упорядоченную последовательность взаимосвязанных действий, выполняемых в строго определенной последовательности с момента возникновения информации до получения заданных результатов называют технологическим процессом обработки информации.

Технологический процесс Технологический процесс обработки информации зависит от характера решаемых задач, используемых технических средств, систем контроля, числа пользователей и т.д. В связи с тем, что информационные технологии могут существенно отличаться в различных предметных областях и компьютерных средах, выделяют такие понятия как обеспечивающие (ОИТ) и функциональные технологии (ФИТ).

Обеспечивающие информационные технологии это технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструментарий в различных предметных областях для решения различных задач. При этом они могут обеспечивать решение задать разного плана и разной степени сложности.

Обеспечивающие информационные технологии могут быть разделены по классам задач, в зависимости от класса ОИТ используют разные виды компонентов и программных средств. Обеспечивающие технологии могут базироваться на совершенно разных платформах. Это связано с наличием различных вычислительных и технологических сред. Поэтому при их объединении на основе предметной технологии возникает проблема системной интеграции, которая заключается в необходимости приведения различных ИТ к единому стандартному интерфейсу.

Функциональные информационные технологии это модификация обеспечивающих технологий для задач определенной предметной области, т.е. реализуется предметная технология. Например: работа сотрудника технического отдела крупного предприятия. Эта работа предполагает применение технологий диспетчерской, бухгалтерии информационного отдела и т.д., которые в свою очередь реализованы в своей информационной технологии: СУБД, текстовые процессоры и т.п.

Функциональные информационные технологии Переход от обеспечивающей информационной технологии в чистом виде в функциональную - это преобразование общеупотребительного инструментария в специальный. Такое преобразование становится все более доступно пользователю, так как обеспечивающая технология становится более дружественной. Поэтому в арсенале работника технического отдела сейчас могут быть и его собственные обеспечивающие технологии (текстовые и табличные процессоры, например) и специальные функциональные технологии других подразделений (СУБД, диспетчерские и экспертные системы), реализующие предметные технологии.

ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций управленческого труда. Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно повысит производительность труда персонала, освободит его от рутинных операций, возможно, даже приведет к необходимости сокращения численности работников.

На уровне операционной деятельности решаются следующие задачи: обработка данных об операциях, производимых фирмой; создание периодических контрольных отчетов о состоянии дел в фирме; получение ответов на всевозможные текущие запросы и оформление их в виде бумажных документов или отчетов.

Основные компоненты Сбор данных. По мере того как фирма производит продукцию или услуги, каждое ее действие сопровождается соответствующими записями данных. Обычно действия фирмы, затрагивающие внешнее окружение, выделяются особо как операции, производимые фирмой. Обработка данных. Для создания из поступающих данных информации, отражающей деятельность фирмы, используются следующие типовые операции: классификация или группировка. Первичные данные обычно имеют вид кодов, состоящих из одного или нескольких символов. Эти коды, выражающие определенные признаки объектов, используются для идентификации и группировки записей. Агрегация или агрегирование процесс объединения элементов в одну систему.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ Целью данной технологии является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне управления. Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управления и используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнивать с задачами, решаемыми с помощью информационной технологии обработки данных.

идеально подходит для удовлетворения сходных информационных потребностей работников различных функциональных подсистем (подразделений) или уровней управления фирмой. Поставляемая ими информация содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятном будущем фирмы. Эта информация имеет вид регулярных или специальных управленческих отчетов. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Для принятия решений на уровне управленческого контроля информация должна быть представлена в агрегированном виде так, чтобы просматривались тенденции изменения данных, причины возникших отклонений и возможные решения.

На этом этапе решаются следующие задачи обработки данных: оценка планируемого состояния объекта управления; оценка отклонений от планируемого состояния; выявление причин отклонений; анализ возможных решений и действий. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Информационная технология управления направлена на создание различных видов отчетов Регулярные отчеты создаются в соответствии с установленным графиком, определяющим время их создания, например месячный анализ продаж компании. Специальные отчеты создаются по запросам управленцев или когда в компании произошло что-то незапланированное. И те, и другие виды отчетов могут иметь форму суммирующих, сравнительных и чрезвычайных отчетов. В суммирующих отчетах данные объединены в отдельные группы, отсортированы и представлены в виде промежуточных и окончательных итогов по отдельным полям. Сравнительные отчеты содержат данные, полученные из различных источников или классифицированные по различным признакам и используемые для целей сравнения. Чрезвычайные отчеты содержат данные исключительного (чрезвычайного) характера.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ При использовании на фирме принципов управления по отклонениям к создаваемым отчетам предъявляются следующие требования: отчет должен создаваться только тогда, когда отклонение произошло; сведения в отчете должны быть отсортированы по значению критического для данного отклонения показателя; все отклонения желательно показать вместе, чтобы менеджер мог уловить существующую между ними связь; в отчете необходимо показать количественное отклонение от нормы.

Основные компоненты Входная информация поступает из систем операционного уровня. Выходная информация формируется в виде управленческих отчетов в удобном для принятия решения виде. Содержимое базы данных при помощи соответствующего программного обеспечения преобразуется в периодические и специальные отчеты, поступающие к специалистам, участвующим в принятии решений в организации. База данных, используемая для получения указанной информации, должна состоять из двух элементов: 1) данных, накапливаемых на основе оценки операций, проводимых фирмой; 2) планов, стандартов, бюджетов и других нормативных документов, определяющих планируемое состояние объекта управления (подразделения фирмы).

АВТОМАТИЗАЦИЯ ОФИСА Исторически автоматизация началась на производстве и затем распространилась на офис, имея вначале целью лишь автоматизацию рутинной секретарской работы. По мере развития средств коммуникаций автоматизация офисных технологий заинтересовала специалистов и управленцев, которые увидели в ней возможность повысить производительность своего труда.

Автоматизация офиса призвана не заменить существующую традиционную систему коммуникации персонала (с ее совещаниями, телефонными звонками и приказами), а лишь дополнить ее. Используясь совместно, обе эти системы обеспечат рациональную автоматизацию управленческого труда и наилучшее обеспечение управленцев информацией. АВТОМАТИЗАЦИЯ ОФИСА

Основные компоненты автоматизации офиса Автоматизированный офис привлекателен для менеджеров всех уровней управления в фирме не только потому, что поддерживает внутрифирменную связь персонала, но также потому, что предоставляет им новые средства коммуникации с внешним окружением.

Информационная технология автоматизированного офиса организация и поддержка коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией. Офисные автоматизированные технологии используются управленцами, специалистами, секретарями и конторскими служащими, особенно они привлекательны для группового решения проблем.

позволяют повысить производительность труда секретарей и конторских работников и дают им возможность справляться с возрастающим объемом работ. Однако это преимущество является второстепенным по сравнению с возможностью использования автоматизации офиса в качестве инструмента для решения проблем. Улучшение принимаемых менеджерами решений в результате их более совершенной коммуникации способно обеспечить экономический рост фирмы. Информационные технологии автоматизированного офиса

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ Главной особенностью данной технологии является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения, что является основной целью этой технологии, происходит в результате итерационного процесса, в котором участвуют: система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управления; человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат вычислений на компьютере.

Информационная технология поддержки принятия решений Информационная технология поддержки принятия решений как итерационный процесс

Основные компоненты Рассмотрим структуру системы поддержки принятия решений, а также функции составляющих ее блоков, которые определяют основные технологические операции.

Состав системы поддержки принятия решений база данных, база моделей, программная подсистема, которая состоит из системы управления базой данных (СУБД), системы управления базой моделей (СУБМ) и системы управления интерфейсом между пользователем и компьютером.

Стратегические модели системы поддержки принятия решений используются на высших уровнях управления для установления целей организации, объемов ресурсов, необходимых для их достижения, а также политики приобретения и использования этих ресурсов. Они могут быть также полезны при выборе вариантов размещения предприятий, прогнозировании политики конкурентов и т.п. Для стратегических моделей характерны значительная широта охвата, множество переменных, представление данных в сжатой агрегированной форме. Горизонт планирования в стратегических моделях, как правило, измеряется в годах.

Тактические модели системы поддержки принятия решений применяются управляющими среднего уровня для распределения и контроля использования имеющихся ресурсов. Среди возможных сфер их использования следует указать: финансовое планирование, планирование требований к работникам, планирование увеличения продаж, построение схем компоновки предприятий. Эти модели применимы обычно лишь к отдельным частям фирмы (например, к системе производства и сбыта) и могут также включать в себя агрегированные показатели. Временной горизонт, охватываемый тактическими моделями, от одного месяца до двух лет.

Оперативные модели системы поддержки принятия решений используются на низших уровнях управления для поддержки принятия оперативных решений с горизонтом, измеряемым днями и неделями. Возможные применения этих моделей включают в себя ведение дебиторских счетов и кредитных расчетов, календарное производственное планирование, управление запасами и т.д.

Математические модели системы поддержки принятия решений состоят из совокупности модельных блоков, модулей и процедур, реализующих математические методы. Сюда могут входить процедуры линейного программирования, статистического анализа временных рядов, регрессионного анализа и т.п. от простейших процедур до сложных пакетов прикладных программ. Модельные блоки, модули и процедуры могут использоваться как поодиночке, так и комплексно для построения и поддержания моделей. Система управления базой моделей должна обладать следующими возможностями: создавать новые модели или изменять существующие, поддерживать и обновлять параметры моделей, манипулировать моделями.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ Наибольший прогресс среди компьютерных информационных систем отмечен в области разработки экспертных систем, основанных на использовании искусственного интеллекта. Экспертные системы дают возможность менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания.

Искусственный интеллект способности компьютерных систем к таким действиям, которые назывались бы интеллектуальными, если бы исходили от человека. Чаще всего здесь имеются в виду способности, связанные с человеческим мышлением. Работы в области искусственного интеллекта не ограничиваются экспертными системами. Они также включают в себя создание роботов, систем, моделирующих нервную систему человека, его слух, зрение, обоняние, способность к обучению.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ Решение специальных задач требует специальных знаний. Однако не каждая компания может себе позволить держать в своем штате экспертов по всем связанным с ее работой проблемам или даже приглашать их каждый раз, когда проблема возникла. Главная идея использования технологии экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость.

Являясь одним из основных приложений искусственного интеллекта, экспертные системы представляют собой компьютерные программы, трансформирующие опыт экспертов в какой-либо области знаний в форму эвристических правил (эвристик). Эвристики не гарантируют получения оптимального результата с такой же уверенностью, как обычные алгоритмы, используемые для решения задач в рамках технологии поддержки принятия решений. Однако часто они дают в достаточной степени приемлемые решения для их практического использования. Все это делает возможным использовать технологию экспертных систем в качестве советующих систем. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ

Сходство информационных технологий, используемых в экспертных системах и системах поддержки принятия решений состоит в том, что обе они обеспечивают высокий уровень поддержки принятия решений.

Отличия информационных технологий, используемых в экспертных системах и системах поддержки принятия решений Первое связано с тем, что решение проблемы в рамках систем поддержки принятия решений отражает уровень ее понимания пользователем и его возможности получить и осмыслить решение. Технология экспертных систем, наоборот, предлагает пользователю принять решение, превосходящее его возможности. Второе отличие указанных технологий выражается в способности экспертных систем пояснять свои рассуждения в процессе получения решения. Очень часто эти пояснения оказываются более важными для пользователя, чем само решение. Третье отличие связано с использованием нового компонента информационной технологии - знаний.

Основные компоненты интерфейс пользователя, база знаний, интерпретатор, модуль создания системы