Современный урок в школе (научно-методические аспекты) Мурзина Н.П., ОмГПУ 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Advertisements

С ИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Особенности организации современного урока в начальной школе.
Каждый учитель, планируя урок, задумывается… а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть.
Чертушкина Елена Викторовна, учитель физики первой квалификационной категории.
В ФГОС предлагают определить урок как один из типов занятий, не противопоставляя эти два понятия. Официально закрепив понятие «занятие» - как форму обучения.
Урок-это основная форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемого материала - Признаки традиционного урока: - Формирование ЗУН - Обеспечение.
Учимся обучать по-новому Умение самостоятельно решать новые задачи Умение работать с информацией Умение учиться в течение всей жизни Развитие коммуникативных.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД. Новый Стандарт предполагает поворот от «знаниевой» парадигмы к «деятельностной»
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
Деятельная модель урока в условиях реализации ФГОС.
Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль.
СОВРЕМЕННЫЕ ТИПЫ УРОКОВ Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных.
Урок развивающего контроля. Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
«Основы деятельностного метода обучения». «Это очевидно, что мы рождены для деятельности» Цицерон Марк Туллий, 1 в. до н.
Стажировочная площадка «Механизмы реализации ФГОС ООО на основе деятельностного подхода» зам. директора по УВР МБОУ СОШ 24 Н.А.Анфёрова Стажировочная площадка.
Транксрипт:

Современный урок в школе (научно-методические аспекты) Мурзина Н.П., ОмГПУ 1

План Факторы, определяющие отбор содержания и этапы процесса современного урока Теоретические основы современного урока Основные требования к организации обучения в соответствии с идеями деятельностного похода в ФГОС Современные технологии обучения Проектирование современного урока 2

3 Готова ли школа к новому результату или продолжаем «давать знания»?

4 Что мешает учителю работать на новый результат? Разностильные учебники Методики обучения Приемы воспитания Приказы администрации

5 Что мешает всей школе работать на новый результат? ИСТОРИ К ФИЛОЛО Г БИОЛОГ МАТЕМАТИК ГЕОГРАФ ХИМИК «В началке учили не тому, что я хочу!»

6 ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: но и на РАЗВИТИЕ его личности ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности» Как меняются требования к результату? Для справки психологи: Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества. Развитие – интеллектуальное Развитие – личностное Развитие - социальное КАКОЙ ждут ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основная задача школы – дать хорошие прочные ЗНАНИЯ Какой требовался результат? ФГОС 2009–2012 гг. «Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности» В чем принципиально изменились требования к результату?

Результаты российских исследований Учителя ориентированы на результаты образования школьника - знания по предмету - 70%; познавательные способности – 74%; подготовка к поступлению в вуз 50%; опыт социального взаимодействия 20%; опыт общественной деятельности 26 %. Родители – знания – 60%; самостоятельность 40%; творчество 30%. Ученики – знания 50%, самостоятельность 80%; творчество 70%. 7

Основные понятия Обучение - целенаправленный процесс познания окружающего мира в результате взаимодействия школьника и учителя при достижении определенных целей образования. Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит познавательной коллективной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (Т.А.Сергеева). 9

Системно-деятельностный подход – новая идеология стандартов образования А.Г. Асмолов - «Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов» – М.:МГУ, 1985 «Поток деятельности порождает личность». Главные идеи – личность как ценность, вариативное развивающее образование (не развивающее обучение как технология), изменение традиционных установок сознания, единицей развития личности является содействие, включая и совместную деятельность, образование – социальная коммуникация (мир социальных и интеллектуальных сетей). ЗУНы? Компетентностный подход? 10

Научить учиться (60-ые годы XX в.) - Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин Универсальные учебные действия ( 2009 г.) – А.Г.Асмолов 11

Теория вопроса 12 Процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов

Обучение и воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка. В.В.Давыдов 13 ка

14 Основы современного понимания деятельностного подхода к обучению: – теория учебной деятельности Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова: способ организации учебной деятельности, управление педагогом учебной деятельностью ученика при решении им специально организованных учебных задач разной сложности. - работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна - учение рассматривается как приобретение знаний, умений, навыков (тогда как развитие приобретение способностей, новых качеств).

15 Основные положения деятельностной теории учения : 1. Конечной целью обучения является формирование способа действий. 2. Способ действий может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью. 3. Механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью.

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ на уроке? 1. Зачем учить? (Цель) 1. Надо подробно описать новый результат, ответить на вопрос: Зачем учить? (Цель) Надо подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: Чему учить? (Содержание ООП,РУП, УМК) 3. Как учить? (Технологии, методики)

Положения деятельностного подхода в ФГОС второго поколения Первое положение: определение целей образования как требований к результатам среднего образования. Результаты обучения и воспитания сформулированы в терминах учебных задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира: предметные, метапредметные и личностные результаты 17

Цели урока 1. Планируемые результаты – предметные и УУД Ученик научится – умение, включающее способ действия и соответствующее знание, которые можно проверить, могли быть диагностированы как учителем, так и самими учениками. Ученик получит возможность научиться – освоение системы знаний и умений более сложного материала. 2. Процесс целеполагания на уроке - цели урока определяются самими школьниками, исходя из соответствующей проблемной ситуации. 18

19 Предметные - усвоение обучаемыми знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей, в рамках отдельного учебного предмета Метапредметные – усвоение способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Личностные - система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам ОП, самому образовательному процессу и его результатам Универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные)- это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

20 Цели урока - это дерево учебных целей: есть корневая, главная цель, а именно формирование способа действий, а есть производные цели, подчиненные главной цели и обеспечивающие ее достижение, - ветви и листья этого дерева. Например. Русский язык Планируемые результаты: Предметные: склоняет имена существительные в начальной форме путем изменения числа и падежа по алгоритму; определяет грамматические признаки склонения ИС и группирует их по типу склонения ;знает алгоритм склонения и умеет его применять в устной и письменной речи; производит морфологический разбор ИС. Метапредметные: анализирует объекты с целью выделения признаков и выбирает основания для классификации объектов; самостоятельно создает алгоритм деятельности по определению склонения Личностные : осознает смысл изучения склонения и успешного его использования при общении с людьми.

21 КАК сделать? Простроить цели до конкретных действий на уроке «Главное не знания, а умение ими пользоваться» (академик А.А. Леонтьев,1995 г.) ФГОС : результат в виде универсальных учебных действий – Регулятивные – обеспечивают организацию учебной деятельности Познавательные – поиск информации установление связей и отношений преобразование – Коммуникативные – ориентация учащихся на позиции партнеров по общению или деятельности – Личностные – ценностно-смысловая ориентация учащихся (поступок – нравственная норма) Учебные задания

Зачем учить? (цели урока) требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы – к освоению математики, русского языка и др. учебных предметов требования к освоению доступных способов (УУД) изучения самими школьниками учебных предметов 22

2. ЧЕМУ УЧИТЬ? (СОДЕРЖАНИЕ УРОКА)

24 Второе положение ДП: требования к содержанию образовательных, учебных программ. Учебные программы должны предусматривать такую систему задач и средств их решения, которые обеспечили бы высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, формирование универсальных учебных действий, и - как следствие - усвоение системы знаний и формирование компетентностей. Давыдов В.В. - содержание учебных предметов необходимо разрабатывать в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности: Компоненты УДЭлементы СОЭтапы обучения Учебные мотивы Учебная задача Учебные действия Результат Мотивация Постановка УЗ УД для решения УЗ и ее контроля и оценки ?

Пример нового оформления. Русский язык. 2 кл. Проблемная ситуация Проблемный вопрос Задания на познавательные УУД Поиск решения

26

Единый комплект учебников Система учебников обеспечивает единство и непрерывность содержания образования Самообразование

Чему учить? (содержание урока) Задания, позволяющие реализовать требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы – к освоению математики, русского языка и др. учебных предметов Задания, позволяющие реализовать требования к освоению доступных способов (УУД) изучения самими школьниками учебных предметов 28

29

30

Размышления о путях выбора способов обучения… Размышления о путях выбора способов обучения… Размышления о будущем Размышления о будущем 31

32 Третье положение в ФГОС: требования к организации обучения - организация учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов; - выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании; - организация таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика. Такая организация обучения обеспечит управление обучением и достижение поставленных образовательных целей.

Основное требование при выборе методов и приемов – соответствие методик психо-физиологическим особенностям каждого возрастного периода. Дошкольники (накопление первоначальных знаний об окружающем мире) – игровые ситуации, дидактические игры, общение. Совместная познавательная деятельность ребенка и взрослого Младшие школьники (формирование учебной деятельности как умения учиться, то есть самостоятельно решать учебные задания, задачи) – создание ситуаций для максимально самостоятельного открытия нового для ученика знания, перевода знания в умение с последующим его закреплением. Проблемные ситуации; наблюдения, рассуждения, общение, обсуждение, выводы, тренировочные упражнения, простейшие творческие проект Руководящая и направляющая роль учителя в совместной поисковой деятельности детей. Подростки (основная ступень) – до 12 лет завершение формирования учебной деятельности, доведение до полной самостоятельности умения решать доступные учебные и жизненные проблемы. Проблемные ситуации, диалоги, диспуты, творческие проекты. Учитель – консультант в самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, равноправный участник дискуссий. 33

Основные типы (модели) взаимодействия взрослого и ребенка (В.В.Давыдов, А.В.Петровский) Учебно-дисциплинарная: Цель – вооружить знаниями, умениями и навыками; способы общения- наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации; тактика – диктат и опека; позиция педагога – реализовать программу, удовлетворить требованиям руководства и контролирующих инстанций; лозунг – «Делай, как я!»; формы – фронтальные, жесткий регламент во времени. Результат – взаимное отчуждение, реактивность, невротизация, иллюзорная уверенность в эффективности Личностно ориентированная модель: Цель – обеспечить чувство психологической защищенности, доверие, формирование личности, развитие индивидуальности, предупреждение возможных «тупиков», содействие развитию личности, ЗУНы не цель, а средство развития; тактика общения – сотрудничество, позиция – исходить из интересов ребенка и перспектив его развития позиция педагога – понимание, признание, и принятие личности, способность стать на позицию другого, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции; лозунг – «Не рядом и не над, а вместе!», ребенок полноправный партнер; формы – активные. Результат расширение познавательных и творческих способностей, прав, перспектив 34

Основные типы (модели) взаимодействия взрослого и ребенка (В.В.Давыдов, А.В.Петровский) Учебно-дисциплинарная : цель – вооружить знаниями, умениями и навыками; способы общения- наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации; тактика – диктат и опека; позиция педагога – реализовать программу, удовлетворить требованиям руководства и контролирующих инстанций; лозунг – «Делай, как я!»; формы – фронтальные, жесткий регламент во времени. Результат – взаимное отчуждение, реактивность, невротизация, иллюзорная уверенность в эффективности 35

Основные типы (модели) взаимодействия взрослого и ребенка (В.В.Давыдов, А.В.Петровский) Личностно ориентированная модель: Цель – обеспечить чувство психологической защищенности, доверие, формирование личности, развитие индивидуальности, предупреждение возможных «тупиков», содействие развитию личности, ЗУНы не цель, а средство развития; способы общения – понимание, признание, и принятие личности, способность стать на позицию другого, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции; тактика общения – сотрудничество, позиция – исходить из интересов ребенка и перспектив его развития, основное положение – «Не рядом и не над, а вместе!», ребенок полноправный партнер. Формы – активные. Результат расширение познавательных и творческих способностей, прав, перспектив 36

Учит ли школа решать проблемы в ЖИЗНИ? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников. 2. Учитель объявляет новую тему. 3. Учитель объясняет новую тему. 4. Учитель организует закрепление знаний учениками. Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

Как учить? (способы организации урока) Основные виды деятельности школьника: учебная, игровая и учебно- исследовательская. Способы взаимодействия учителя и ученика. Требования ФГОС к организации процесса обучения. Деятельностный подход- способ организации процесса обучения и воспитания, в котором системообразующим элементом являются различные виды деятельности, и субъект обучения (воспитания) занимает активную позицию, а деятельность является основой развития личности. 38

Современные педагогические технологии решают задачи инструментального систематизирования способов и средств педагогического управления учебным процессом в соответствии с ФГОС Традиционные технологии, Современные технологии, предполагающие построение предполагающие построение учебного процесса : учебного процесса: на созерцательной основе на деятельностной основе на эмпирической основе на концептуальной основе на последовательной основе на крупноблочной основе на неопережающей основе на опережающей основе на объяснительно- на проблемной основе репродуктивной основе на знаниевой основе на личностно-смысловой основе на безальтернативной основе на альтернативной основе на монологической основе на диалоговой основе на академической основе на ситуативной основе Валентин Трофимович Фоменкко 39

Современный урок Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ (Ю.А.Конаржевский). 40

Общие подходы к организации современного урока: усиление его коммуникативной направленности, предполагающей формирование готовности к диалогу, общению со сверстниками и взрослыми в самых различных жизненных и учебных ситуациях; увеличение информационной составляющей урока, когда учебник не рассматривается, как единственный источник для поиска информации; изменение системы оценивания учебных успехов школьников; усиление значимости технологической составляющей урока (технологии, используемые на уроках носят общепредметный характер – технология проблемного диалога, технология работы с текстом, проектная технология); направленность на развитие практических навыков, без чего не возможно выйти на формирование ключевых и предметных компетенций у учащихся; - увеличение доли самостоятельной работы школьников (О.В.Чиндилова). 41

42 Элементы урока Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся или совместно с учителем Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся или с учителем, определив границы знания и незнания Планирование деятельности на уроке Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели самостоятельно или с учителем Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия от «незнания» к «знанию» Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Требования к организации современного урока

Выводы Признаки современного урока : – главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания; – на уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования; –на уроке реализуется системно-деятельностный подход к обучению в процессе организации учебной деятельности; –организация урока динамична и вариативна; –на уроке используются современные педагогические технологии. 43

К.Д.УШИНСКИЙ Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал 44

Проектирование урока 45 Проект урока раскрывает понимание путей реализации требований нового образовательного стандарта (А.В.Миронов).

Педагогическое проектирование и реализации процесса обучения Педагогическая система становится технологичной 1. Детальным образом задаются образовательные цели на диагностичной основе. 2. Задание способов выявления, измерения степени реализации целей. 3. Выбор соответствующих педагогических технологий

Технологический подход к проектированию педагогического процесса Основная идея - детально спроектировать педагогический процесс во всех его составляющих компонентах – в целях (планируемых результаты и педагогические задачи), содержании, процессах учения и преподавания, в средствах обучения, таким образом, чтобы гарантированно получать требуемый результат – достижение запроектированных образовательных целей. А.М.Новиков 47

Проектирование учебного процесса предполагает: описание планируемых результатов (целей для учащихся): составлять предложение из словосочетаний; определение педагогических задач, решаемых учителем на данном этапе учебного процесса, например: формировать навыки устной или письменной речи; отбор учебного материала; определение способов организации учебных ситуаций (методических средств: технологий обучения дидактического обеспечения, стиля взаимодействия учителя и его порядка действий, порядка взаимодействия учащихся); прогнозирование возможных действий детей. 48

Этапы технологии учебного занятия Определяются в зависимости от выбора базовой технологии по достижению планируемых результатов : Этапы урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся Планируемые результаты Примечания

Тема: Склонение имен существительных Планируемые результаты (Цель) :Педагогические задачи Предметные: - склоняет имена существительные в начальной форме путем изменения числа и падежа по алгоритму; - определяет грамматические признаки склонения ИС и группирует их по типу склонения ; - знает алгоритм склонения и умеет его применять в устной и письменной речи; - самостоятельно создает алгоритм деятельности по определению склонения ; - производит морфологический разбор ИС. Метапредметные: -формулирует учебную задачу совместно с учителем; -анализирует объекты с целью выделения признаков и выбирает основания для классификации объектов; - учитывает позицию других людей; Личностные : осознает смысл изучения склонения и успешного его использования при общении с людьми. 1. Раскрыть грамматические признаки склонения ИС 2. Учить склонять ИС путем изменения падежа 3. Организовать работу по составлению алгоритма по определению склонения. 4. Создать проблемную ситуацию для формулировки учебной задачи 5. Организовать исследование (провести анализ) по выявлению признаков склонения ИС 6. Организовать коммуникацию между учениками в ходе самостоятельной работы в паре. 7. Подвести к осознанию смысла изучения склонения и использованию его при общении

52 Параметры оценки Критерии оценки Баллы Параметры оценки Критерии оценки Баллы 1 Обозначение целей урока для учителя (планируемые резуль_ таты) Обозначены лишь предметные знания 0 Отражены только предметные знания и умения или отражены предметные знания и универсальные учебные действия 1 Отражены и предметные знания, умения, и универсальные учебные действия 2 2 Обозначение целей для ученика (целепо_ лагание) Момент целеполагания не зафиксирован 0 Целеполагание осуществляется только учителем 1 В определении учебной цели принимают участие школьники (показано, как это делается)2 3 Оценка достигнутых результатов Оценка достигнутых школьниками результатов не осуществляется ни в какой форме 0 Оценка результатов осуществляется только учителем 1 Оценка результатов осуществляется не только учителем, но и самими школьниками (самооценка); показано, как это делается 2 4 Структурированность урока Этапы урока не обозначены 0 Этапы урока обозначены, но не отражают реализацию деятельностного подхода 1 Этапы урока обозначены и отражают реализацию деятельностного подхода 2 5 Постановка учебной задачи (проблемы) Учебная задача (проблема) не обозначена 0 Учебная задача (проблема) обозначена, но не показано, как она будет решаться 1 Учебная задача (проблема) обозначена; показано, как она будет решаться 2 6 Дифференцированный подход Дифференцированный подход не обозначен либо обозначен, но не показано, как будет осуществляться 0 Представлены задания (приёмы, формы работы) для разных групп учащихся 1 7 Развитие информациионных умений Задания на развитие информационных умений отсутствуют или представлена только работа с учебником 0 Представлены задания на самостоятельный поиск (кроме информации из учебника) и (или) обработку информации 1 8 Развитие коммуникативных умений Формирование коммуникативных умений не отражено 0 Отражены задания, предполагающие работу в парах, группах, вовлечение школьников в коллективное обсуждение рассматриваемых вопросов (диспут) и т.п. 1 9 Знаково- символическое моделирование Знаково-символическое моделирование отсутствует или используется только самим учителем 0 Моделирование осуществляется с участием учащихся 1 10 Использование приёма «классификация» Не отражено или используется только учителем 0 К использованию приёма привлекаются школьники 1 11 Осуществление межпредметных связей Реализация межпредметных связей не предусмотрена 0 Реализация межпредметных связей предусмотрена, показано, с какой дисциплиной и как она будет осуществляться 1 12 Использование дополнительных приёмов мотивирования учеников Дополнительные приёмы повышения мотивации не использовались или использовались приёмы, носящие «внешний», «развлекательный» характер (загадки, ребусы и т.п.) 0 Использовались приёмы, действительно способствующие освоению изучаемого материала (создание ситуаций успеха, выдвижение гипотез, дифференцированное оценивание, постановка опытов, связь с практикой и пр.) 1 Карта оценки проекта урока (Миронов Анатолий Владимирович - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования Набережночелнинского государственного педагогического института)

Проблемное обучение 53

54

55 Технологический аспект деятельностного подхода к обучению – решение учебной задачи в виде системы действий, направленных на получение продукта и определяющих направление учебной деятельности. В ОС «Школа 2100» Е.Л.Мельникова - технология проблемно- диалогического обучения: Цель – получить новое знание (понятие, правило, закономерности) Логика УД - деятельность ученого - постановка проблемы, формулирование проблемы, поиск ее решения, воспроизведение нового знания Результаты: осознает проблемную ситуацию, затруднения, формулирует проблему на основе анализа ситуаций, решает проблему, выдвигает гипотезу, проверяет гипотезу, проверяет правильность решения, воспроизводит знания в процессе выполнения продуктивных заданий.

Т ИПЫ знания Факт – единичная, не содержащая обобщения информация. Правило – алгоритм действия, указание как поступать. Понятие – выделение существенных признаков предмета. Закономерность – отражение связей между понятиями. 56

57 Цель Этапы урока Творческие звенья деятельности учащихся Знание Введение 1. Постановка проблемы – формулирование вопроса, учебной проблемы или темы урока. 2. Поиск решения – открытие субъективно нового знания Воспроизведение 1. Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме 2. Реализация продукта – представление продукта учителю и классу Структура проблемного урока

58 Традиционный урок 1. Проверка д/з учеников учителем. 2. Объявление темы учителем. 3. Объяснение темы учителем. 4. Закрепление знаний учениками. Проблемно- диалогический урок 1. Актуализация учениками своих знаний. 2.. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 3. Поиск решения проблемы учениками. 4. Выражение решения. 5. Применение знаний учениками. Проблемно-диалогическая технология (с 1999 г.) Цель: открытие знаний детьми Средство: обучение самостоятельному решению проблем. Учебник и Подача матери- ала

59 Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации с удивлением между двумя (или более) положения­ми 1. Одновременно предъявить противоре­ чивые факты, теории или точки зрения 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием между житейским представлением учащихся и науч­ным фактом 3. Шаг 1. Обнажить житейское представ­ление учащихся вопросом или практи­ческим заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью с затруднением Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя 4. Дать практическое задание, не выпол­ нимое вообще 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими 6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими Шаг 2. Доказать, что задание ученика­ми не выполнено Приемы создания проблемной ситуации

60 Виды диалогов Побуждающий диалог Вопросы, на каждый из которых возможно несколько разных вариантов правильного ответа, в том числе не предусмотренные автором диалога + Развивает творческое мышление - Ученики могут увести в сторону от темы, неожиданные ответы - Не возможно просчитать по времени Подводящий диалог Последовательная цепочка вопросов, в каждом из которых запрограммирован правильный ответ (по сути – один) + Развивает логическое мышление + Просчитывается по времени + Ведем к нужному результату - Не развивается творческое мышление

Побуждающий от проблемной ситуации диалог 61 Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулиро­ванию учебной проблемы прием 1: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? Сколько существует теорий (точек зрения)? прием 2 Сколько же в нашем классе мнений? прием 3 Вы сначала как думали? А как на самом деле? прием 4 Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? прием 5 Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? прием 6 Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока?

62 В основе проблемной ситуации лежит противоречие между бытовым опытом и научной точкой зрения

Мотивирующие приемы «яркое пятно» - дидактический материал, способный вызвать интерес к теме занятия (историческая справка, отрывок из художественной литературы и т.д.) «актуальность» - показать значимость изучения темы в системе формирования знаний 63

Побуждающий к гипотезам диалог Общее побуждение к любым гипотезам: Какие есть гипотезы? к аргументу/ контраргументу: Согласны с этой гипотезой? Почему? к плану проверки: Как можно проверить эту гипотезу? Подсказка к решающей гипотезе 64

65 П оиск решения проблемы. Организация диалога по поиску решения проблемы Пример подводящего диалога Что наблюдал Ньютон? (Как падают яблоки) Какую причину падения яблок на землю предположил Ньютон? (притяжение Земли) Какое явление, основанное на притяжении, сумел объяснить Ньютон? (движение Луны) Составьте подводящий диалог к тексту

Типы продуктивных заданий Формулирование: темы или вопросов Опорный сигнал: символ, схема, рисунок, таблица, опорные слова Художественный образ: метафора, рифмование, слоган и т.д. 66

Составьте примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов 67 Земля Луна

68 Побуждающий к гипотезе диалог Подводящий от проблемы диалог Подводящий без проблемы диалог Действия учителя Побуждение к выдвижению гипотезы Принятие выдвигаемых учениками гипотез Побуждения к проверке гипотез Принятие предлагаемых учениками гипотез Методы постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приемом Действия учителя Приемы создания проблемных ситуаций 1. Предъявление противоречивых фактов 2. Столкновение разных мнений 3. Предъявление заданий « на ошибку » 4. Предъявление не выполнимого задания 5. Предъявления задания не сходного с предыдущим 6. Предъявление практического задания похожего на предыдущие Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации Что вас удивило? Какие факты на лицо? Сколько же в нашем классе разных мнений ? Вы что предполагали? Вы смогли выполнить это задание? Чем это задание не похоже на предыдущие? Какие знания применили? Побуждение к формированию учебной проблемы « Какова будет тема урока? » или « Какой возникает вопрос? » Принятие учениками формулировок учебной проблемы Кто еще хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее? Методы поиска решения учебной проблемы Методы проблемно – диалогического обучения

69

Что проблемный диалог обеспечивает? Что проблемный диалог стимулирует? Что проблемный диалог воспитывает? Как проблемный диалог влияет на здоровье? 70

71 Какие образовательные результаты формирует проблемный диалог? 1.Регулятивные– умение решать проблемы 2. Коммуникативные – вести диалог 3. Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. 4. Личностные – в случае, если ставилась проблема, нравственной оценки ситуации, гражданского выбора

Как формировать УУД? 1 ) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения осваиваемого УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению; 2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает общий способ (алгоритм) выполнения соответствующего УУД (или структуру учебной деятельности в целом); 3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль его выполнения и, при необходимости, коррекция; 4) в завершение, организуется контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. 72

КАК НАУЧИТЬ РЕШАТЬ УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ? Можно ли научиться плавать, если не войдешь в воду и не возникнет желание этим заниматься? 73

Этапы формирования нового элемента системы : 1) возникает необходимость в новом элементе системы; 2)идет построение нового элемента системы и установление первичных связей с исходными элементами; 3) происходит коррекция нового элемента; 4)и установление связей между новым и исходными элементами системы; 5) осуществляется контроль деятельности системы. 74

Алгоритм формирования УУД : 1. Приобретение первичного опыта выполнения учебного действия и мотивация. 2. Формирование нового способа(алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами. 3. Проведение тренинга, уточнение связей, самоконтроль и коррекция. 4. Организация контроля и оценки. 75

76 Л.Г.Петерсон –– интегративная технология развивающего обучения, интеграция не конфликтующих идей традиционного и развивающего обучения : Цель – знать (правило, понятие, закономерности) Логика УД:Технология деятельностного метода обучения: 1 – самоопределение к деятельности; 2 – актуализация знаний и фиксация затруднений; 3 – выявление причин затруднения; 4 – построение проекта выхода из затруднения; 5 – первичное закрепление во внешней речи; 6 – самостоятельная работа с самопроверкой; 7 – включение в систему знаний и повторение; 8 – рефлексия деятельности. Результаты: самоопредление, нормореализация, нормотворчество, самореализация, рефлексия.

77 Виды деятельности, которые формируются на уроке: Самоопределение предполагает соотнесение предложенной нормы деятельности с актуальным уровнем способностей и системой ценностей. Самоопределение бывает как положительным, так и отрицательным. При положительном самоопределении фиксируется наличие способностей к реализации данной нормы деятельности и потребность к включению в эту деятельность. Нормореализация (исполнительская деятельность) предполагает воспроизведение известной нормы деятельности, ее итогом является преобразованный продукт. Нормотворчество (управленческая деятельность) предполагает построение новой нормы деятельности. Самореализация понимается как процесс нормореализации в условиях выполнимости известной нормы и нормотворчества в условиях кризиса известной нормы.

Система дидактических принципов: 1)принцип деятельности выделяет деятеля в базовом процессе и устанавливает требования к развивающим и воспитательным целям обучения: 2)принцип непрерывности обеспечивает инвариантность реализуемой нормы; 3)принцип целостности устанавливает требования к содержательным целям обучения; 4)принцип минимакса регламентирует процедуру контроля достижения образовательных целей; 5)принцип психологической комфортности устанавливает требования к организации взаимодействия между учителем и учеником; 6)принцип вариативности предусматривает возможность различных уровней достижения целей в соответствии с самоопределением обучающихся; 7)принцип творчества определяет границы высокого уровня подготовки по предмету; 78

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию: 1. Урок открытия нового знания. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации. Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов. 2. Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно- контрольного типа. Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д. 3. Урок обобщения и систематизации знаний. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий учебного предмета, учебной темы. 4. Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

80 Урок введения нового знания Цель: открыть «новое» знание 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности. Более подробно смотри содержание этапов Петерсон Л.Г. «Системно-деятельнстный подход в ОС «Школа 2000 …» И – исследование; К – критика; П – понимание

81 ТЕХНОЛОГИЯ УРОКА «ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ Этапы урока Управляющая деятельность учителя Самоуправляемая деятельность учащихся 1. Актуализация знаний. Целеполагани е. Создание готовности к предстоящей деятельности. Мотивация к предстоящей деятельности. (Актуализация знаний, «открытых» ранее, включение проблемного задания или вопроса в систему ранее известных). Выполнение заданий на актуальном уровне. Возникновение затруднения и его осознание. Пробуждение интереса, потребности в знаниях, формирование ценностного отношения. Организация целеполагания. Формирование сознательного отношения к самостоятельному осуществлению деятельности через диалог. Осознание цели предстоящей деятельности. 2.«Открытие» нового знания. Развитие умений планировать предстоящую деятельность. Предложение самим составить план: что сделать, чтобы решить учебную задачу, в какой последовательности, какие средства задействовать. Самостоятельное составление плана предстоящей деятельности. Установление последовательности получения промежуточных результатов. Выбор средств, необходимых для «открытия». Предвидение результатов деятельности. Диалог по организации поиска решения учебной задачи. Представление о результате предполагаемой деятельности: что хочу получить, узнать, чему научиться.. Предложение самим проверить правильность полученных результатов. Коррекция деятельности учащихся (полученного алгоритма действий, выделенных признаков понятия, связей между понятиями). Предложение исправить ошибки. Контроль за промежуточными результатами действий. Осуществление самопроверки. Самостоятельная корректировка собственных действий. Самооценка полученных результатов: учебная задача решена или нет. Выявление практической и познавательной значимости.Указание на необходимость этих знаний. 3. Первичное закрепление. Предлагаются типовые задания на «новое» знание и организуется репродуктивная деятельность за «ведущим» ( ученик усвоивший новое знание). Решение типовых заданий. Проговаривание вслух алгоритма действий в ходе совместного выполнения заданий. 4. Самоконтроль и самооценка. Создание эталона для самоконтроля. Создание ситуации успеха для каждого ученика. Индивидуальная работа по выявлению и устранению ошибок. Решение тренировочных заданий. Сравнение результатов с «эталоном» решения. Самооценка полученных результатов. 5. Решение задач на повторение. Создание ситуации выбора различных вариантов заданий для систематизации знаний Самостоятельный выбор заданий с учетом трудностей и ошибок, допущенных ранее. 6. Рефлексия (итог урока). Выявление достижения поставленной цели, затруднений учащихся. Учащиеся фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечают цели последующей деятельности.

82 Этап урока Содержание деятельности педагога Содержание учебной деятельности (УД) ученика Предполагаемый результат 1. Самоопределение к деятельности 1 вариант. Учитель фор­мулирует цель урока, ус­ танавливает тематичес­кие рамки повторяемого содержания. 2 вариант. Учитель ор­ганизует рефлексию по поводу результатов, по­лученных на предыдущем уроке, или по итогам домашней работы. 1. Принимает постав­ленную цель. 2. Восстанавливает и описывает деятельность на прошлом уроке, при выполнении домашней работы, фиксирует успехи и затруднения, определяет цель УД на данном уроке. Образ УД на уроке. 2. Актуализация знаний Предлагает типовые за­дания. Организует самостоятельную работу уч-ся. По окончании са­ мостоятельной работы предлагает образец (эта­лон) работы. Выполняет задания. Осуществляет самоконтроль и самооцен­ку по предложенному образцу. Фиксация затруднения или успеха. 3. Локализация затруднения Организует анализ самостоятельной работы.Анализирует решение и фиксирует ошибки. Учащийся, не допустивший ошибок, вы­ полняет задания твор­ческого уровня или выступает в качестве консультанта. Определение места и причины затруднения. Формулирование учебной задачи. 4. Построение проекта из затруднения Организует побуждающий диалог к выдвижению гипотез о способах решения или предлагает задания для подводящего диалога. Выдвигает гипотезы преодоления затруднения или выполняет предложенные учителем задания. Выявляет, в чем именно заключаются ошибки и исправляют их. Планирование УД. 5. Закрепление с проговариванием во внешней речи Организует проговаривание алгоритма действий, вызвавшего затруд­нения у уч-ся. Обсуждает типовые ошибки и проговаривает формулировки способов действий, вызвавших за­труднения. Понимание алгоритма действий. 6. Самостоятельная работа Предлагает задания на допущенные ошибки. Проверяет работу уч-ся, выполнявших творчес­кие задания. Выбирает задания, в которых были допу­щены ошибки, выпол­няет их с последующей самопроверкой или привлекаются консультанты в качестве экспертов. Фиксирует результат деятельности. Осознание результата деятельности. 7. Включение знания в систему знаний. Повторение При положительном ре­зультате на предыдущем этапе предлагает задания на повторение и систематизацию знаний, умений уч-ся. При отрицательном – повторяет предыдущий этап. Выполняет задания на ранее изученный материал, устанавли­вает связи внутрипредметные или по­вторяет предыдущий этап. Целостное представление о предмете изучения. 8. Рефлексия деятельности (итог урока) Побуждает уч-ся осознать, где и почему были допущены ошибки, ка­ким способом были ис­ правлены, как оценивают свою деятельность на уроке. Организует сравнение внешнего кон­троля и самоконтроля. Анализирует деятель­ность на уроке, допущенные ошибки. Фиксирует степень соответствия постав­ленной цели и ре­ зультатов деятельнос­ти. Намечает после­ дующие цели УД. Осознание полученных результатов, изменения деятельности на уроке и последующих учебных задач. ТЕХНОЛОГИЯ УРОКА ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА НА ОСНОВЕ РЕФЛЕКСИИ (на основе структуры урока М. А. Кубышевой) Цели: закрепление знаний и формирование рефлексивных умений.

83 Какие образовательные результаты формирует ИТРО? 1.Регулятивные– умение решать учебные задачи 2. Коммуникативные – вести диалог 3. Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. 4. Личностные – самоопределение в деятельности,смыслообразование

Как с нами связаться, если вы заинтересовались? ОмГПУ факультет педагогики и психологии детства, кафедра педагогики и психологии детства Тел Эл.почта или (курсы (дистанционные), консультации, конференции, конкурсы «От проблемного урока к решению жизненных проблем», «Школа 2100: развиваемся вместе») Образовательный портал «Школа», сайт методические объединения –Педагогическое сообщество.

Алгоритм развития исследовательских способностей В.С. Лазарева ввести учащихся в ситуацию, когда им нужно что-то сделать, но они не знают как; выработать вместе с ними критерии (способ) оценки результата; дать им возможность построить способ действия; обеспечить правильную оценку результата; проанализировать причины несоответствий требуемого и фактического результата (выявить недостатки реализованного способа); выработать вместе с ними правильный способ действия (привести их к нему); повторно решить задачу (выполнить действие).

86 Основы личностно-деятельностного подхода к обучению - Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев - личность - субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

87 Личностно-деятельностный подход к обучению - в центре обучения находится сам обучающийся его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. ученик как личность; - исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, учитель (преподаватель) определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося; - соответственно, цель каждого урока, занятия при реализации личностно- деятельностного подхода формируется с позиции каждого конкретного обучающегося и всей группы в целом. - каждый обучающийся должен отрефлексировать наличный, исходный, актуальный уровень знания и затем оценить свои успехи, свой личностный рост. Другими словами, обучающийся в конце урока, занятия должен ответить себе, чему он сегодня научился, чего он не знал или не мог делать еще вчера; - все методические решения (организация учебного материала, использованные приемы, способы, упражнения и т.д.) преломляются через призму личности обучаемого его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально- психологических особенностей(И.А.Зимняя).

88 Личностно-деятельностный подход психологически предполагает: Во-первых, обеспечение безопасности (security) личностного проявления обучающегося во всех учебных ситуациях, создание условий его личностной самоактуализации и личностного роста. Во-вторых, этот подход формирует активность самого ученика, его готовность к учебной деятельности, к решению проблемных задач за счет равно-партнерских, доверительных субъектно-субъектных отношений с педагогом. В-третьих, личностно-деятельностный подход к научению с позиции ученика предполагает единство внешних и внутренних мотивов: внешним является мотив достижения, а внутренним познавательный мотив. В-четвертых, этот подход означает принятие учебной задачи и удовлетворение от ее решения в сотрудничестве с другими обучающимися.

89 Л-Д подход ставит перед частными методиками преподавания целый ряд проблем: - проблему изменения распространенной позиции преподавателя-информатора, источника знаний, контролера на позицию фасилитатора; - проблему создания учебной ситуации раскрепощения обучаемого, снятия социальных барьеров, затрудняющих педагогическое общение, и т.д.

Этапы технологии личностно-деятельностного обучения Цель: знание и способ его получения 1. Понимание задания 2. Выполнение задания 3. Предъявление результатов 4. Сравнение результатов и определение затруднения 5. Сравнение способов выполнения (исследование: подробное описание совершенной деятельности, выделение в ней этапов, определение общего принципа деятельности (правила, закона и т.д.- норма деятельности 1) 6. Проблематизация 7. Депроблематизация (превращение проблемы в задачу, поиск нового теоретического основания - норма 2) 8. Моделирование нового понятия (может и не быть) 9. Построение алгоритма деятельности по норме Конкретизация алгоритма (выполнение исходного задания по новому алгоритму) 11. Тренинг 12. Контроль знаний и умений 13. Рефлексия деятельности

91 Технологическая карта Этапы Задачи учителя Деятельность обучаемых Образовательные результаты 1. Понимание задания Дать задание на доске или в учебнике Проговорить, как поняли задание и что будут делать Понять других Утвердиться в понимании задания Понимает задание и знает приемы, как его выполнить Анализирует учебную задачу и принимает ее Слушает других и высказывает свое мнение Самоопределяется 2. Выполнение задания 3. Предъявление результатов 4. Сравнение результатов и определение затруднения 5. Сравнение способов выполнения

Что делать в школе? Создать мотивацию на изменение у всего педагогического коллектива ООП школы Учебный предмет –культурное средство развития личности Учебники – инструмент развития личности Изменение аттестации учителей Изменение организационной культуры Снятие проблемы преемственности – переход бескризисный из начальной в основную школу через формирование организационного поведения ученического коллектива 92

93 Ориентиры для самообразования 1. Огурцова С.А. Ермолова Н.А. Модель построения педагогической деятельности, ориентированной на получение новых образовательных результатов (читайте на сайте Авторы знакомят с проектированием учебного занятия, основанного на принципах развивающего обучения; излагают модель педагогической деятельности, ориентированную на получение новых образовательных результатов; предлагают пример построения образовательной программы педагога. 2. Балашова А.И., Ермолова Н.А., Потылицына А.Ф. К вопросу о развитии универсальных учебных действий (читайте на сайте В статье авторы представляют модель деятельности учителя, на примере предметов литературы и физики. Даются примеры таких уроков, где сделана попытка организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД. 3. Баханова О.В. Как организовать классный час по формированию общеучебных умений В статье рассматривается применение технологии деятельностного метода как инструмента в формировании общеучебных умений. Представлен пример по созданию учащимися алгоритма исправления ошибок в самостоятельной работе.