2012 Результаты опроса кредитных организаций по политически значимым лицам (ПЗЛ)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Результаты опроса по затратам российских банков на реализацию закона США о налогообложении зарубежных счетов американских налогоплательщиков (FATCA) (сентябрь.
Advertisements

Внутренний контроль и роль казначейства в странах - членах PEMPAL Практикующее сообщество по казначейству, Киев 2013 Результаты опроса Ресурсная команда.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
2011 Результаты опроса по имплементации Федерального закона 176-ФЗ.
Security Business 2013 Безопасность предпринимательской деятельности Общеуниверситетский факультатив под общей редакцией члена-корреспондента Российской.
О ПРОЕКТЕ СТАНДАРТА КАЧЕСТВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА.
Адилет Азимов, Данияр Джолдошев Партнерская группа «Прецедент»
Company LOGO Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций Калиниченко Ольга Владимировна,
Тенденции развития электронных продаж и сервиса в России. Электронный полис – настоящее и будущее. Тенденции развития электронных продаж и сервиса в России.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Участие Банка России в совершенствовании регулирования и контроля за рынком производных финансовых инструментов Селютина Л.К., Заместитель директора –
О ПРОВЕРКЕ ДОСТОВЕРНОСТИ И ПОЛНОТЫ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ГРАЖДАНСКИМИ.
Приложение 4 к Административному регламенту министерства социально- демографической и семейной политики Самарской области по предоставлению государственной.
Порядок приема в ВУЗы. 1) - при наличии у лиц, имеющих право на прием по результатам вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, результатов.
Приложение 4 к Административному регламенту министерства социально- демографической и семейной политики Самарской области по предоставлению государственной.
СПК ПС ОМС 1 Тема 3.2 Работа конкурсной комиссии. Организация работы по проведению конкурсов внутри организации (муниципалитета)
Приложение 4 к Административному регламенту министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по предоставлению государственной.
Законодательные основы проведения экспертизы в сфере образования Руководитель инспекции по надзору в сфере образования Архангельской области Е.Н. Горяшина.
Независимая система оценки качества обзор документов Т.В. Гаврилова, заместитель директора ИМЦ
Правовое регулирование валютной деятельности. Три режима валютного регулирования Валютная монополия государства, при которой национальная денежная единица.
Транксрипт:

2012 Результаты опроса кредитных организаций по политически значимым лицам (ПЗЛ)

ПЗЛ Целевая аудитория Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) направила в Национальный платежный совет, Ассоциацию российских банков и Ассоциацию региональных банков «Россия» (профессиональные банковские объединения) опросник ФАТФ по правоприменительной практике работы с категорией клиентов - Политически значимые лица или ПЗЛ (в терминологии законодательства Российской Федерации – Публичные Должностные Лица или ПДЛ). Цель опроса показать динамику изменений методов и процедур контроля операций категории клиентов ПЗЛ, па также сравнить их с результатами (когда это применимо) с подобным опросом, проводимым Комитетом по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс рискам в конце 2012 года. Опрос проводился в сети Интернет, однако некоторые участники опроса пожелали направить ответы на почтовый адрес Комитета и банковских объединений. Общее число участников опроса превысило 250 человек – все представители кредитных организаций.

ПЗЛ Метод опроса При проведении опроса использовалась специально разработанная анкета, содержащая варианты ответов. Участники опроса должны были выбрать наиболее подходящие ответы, а также в некоторых случаях предложить свои варианты ответов. Анкеты рассылалась посредством сети Интернет, кроме того Комитет по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс рискам привлек к участию в опросе целевую аудиторию профессионального банковского форума - портала Банкир.ру. В результате, были получены ответы по большинству заданных вопросов как от кредитной организации в целом, так и от нескольких сотрудников одной и той же организации, что показывает серьезное отношение целевой аудитории к проводимому опросу.

ПЗЛ Метод опроса При обобщении результатов Опроса для демонстрации динамики реализации некоторых рекомендаций ФАТФ использовались данные опроса, который проводился Комитетом по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс рискам в 2010 году. Учитывая пожелания Росфинмониторинга по срокам проведения опроса, а также возможность использования материалов опроса при консультациях ФАТФ с представителями частного сектора по вопросам дальнейшего развития 12 рекомендации ФАТФ «Публичные должностные лица» Комитет по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс рискам Национального платежного совета подготовил промежуточные результаты, которые позволяют понять основную тенденцию. В свод результатов попали также ответы банков, направленные в профессиональные банковские объединения и от участников портала Банкир.ру в электронном виде. Ответы показаны в процентном отношении от общего количества участвующих в опросе (таким образом наиболее популярные ответы получили наивысший рейтинг).

ПЗЛ Перечень вопросов ПЗЛ/ПДЛ При проведении анкетирования целевой аудитории были заданы следующие вопросы по следующим основным темам: 1. Определение того, кто является ПЗЛ, членом его/ее семьи или близкими связями 2. Разумные меры для установления источника благосостояния и источника денежных средств 3. Одобрение старшего руководства 4. Мониторинг деловых отношений с ПЗЛ

ПЗЛ % 93% 50% 29% 14% Конкретную информацию о списках банки раскрывать не стали 1. Кто является ПЗЛ, членом его/ее семьи или близкими связями? Результаты опроса в 2010 г. Для выявления банки используют: Рейтинг ответов

ПЗЛ Кто является ПЗЛ, членом его/ее семьи или близкими связями? Для выявления банки используют: Проверку ВСЕХ клиентов, представителей и выгодоприобретателей посредством мониторинга коммерческой базы данных ПЗЛ; Проверку ТОЛЬКО клиентов – физических лиц посредством мониторинга коммерческой базы данных ПЗЛ; Проверка ТОЛЬКО физических лиц – ИНОСТРАННЫХ граждан посредством мониторинга коммерческой базой данных ПЗЛ; Проверка ТОЛЬКО физических лиц – иностранных граждан, обладающих КОСВЕННЫМИ ПРИЗНАКАМИ ПЗЛ (например, по типу документа, удостоверяющего личность) посредством мониторинга коммерческой базой данных ПЗЛ; Анкетирование при приеме на обслуживание (сведения от клиента или его представителя); Публичная информация (пресса, Интернет, телевидение) В результате личной беседы с клиентом (его представителем) На основе документов удостоверяющих личность (дипломатический паспорт, дип. карточка и т.д.) НИЧЕГО (таких клиентов нет) Результаты опроса в 2012 г.

ПЗЛ Кто является ПЗЛ, членом его/ее семьи или близкими связями? Для определения повышенного риска: Информация из коммерческих баз данных ПЗЛ; Всем клиентам, являющимся иностранными ПЗЛ или их родственникам присваивается «повышенный риск»; «Повышенный риск» присваивается только по результатам мониторинга общедоступной информации (пресса, Интернет, телевиденье); «Повышенный риск» присваивается на основе изучения источников доходов и расходов ПЗЛ Решение о «повышенном риске» принимает руководитель кредитной организации Только при наличии повышенного внимания к операциям клиента на основе периодического мониторинга операций Для фиксирования повышенного риска используется многофакторный анализ, учитывающий продуктовый и страховой риски Дополнительное изучение транзакций или дополнительное анкетирование ПЗЛ или его родственника Подобный механизм не используется НИЧЕГО (таких клиентов нет)

ПЗЛ Кто является ПЗЛ, членом его/ее семьи или близкими связями? Для проверки достоверности информации о статусе ПЗЛ: Сведения в коммерческих базах данных считаем достаточными; Проверка по спискам, направляемым в Банк гос. органами в соответствии с требованиями законодательства; Через подразделения безопасности или путем контакта с клиентом-юридическим лицом или организацией, в которой работает ПЗЛ; Публичная информация (пресса, Интернет, телевиденье); Стандартные, как и для «других» попавших в поле зрения клиентов; Соотнесение движения по счетам заявленной деятельности, запрос дополнительных документов и разъяснений, информация из открытых информационных источников, списки; Оценка принадлежности к ИПДЛ только в рамках первичной идентификации; Получения от клиента (представителя клиента) документа, свидетельствующего о служебном/политическом статусе; Процедура применяется в случае возникновения сомнений в достоверности сведений, предоставленных клиентом; Документы, удостоверяющие личность. Иных достоверных источников нет. Коммерческие списки содержат разнородную, иногда и противоречивую информацию; Только для уточнения сведений, если клиент настаивает на родстве с ПЗЛ Проверку не проводим, т.к. таких клиентов нет.

ПЗЛ Кто является ПЗЛ, членом его/ее семьи или близкими связями? Применение мер в отношении "национальных" ПЗЛ? : Большинство участников опроса на этот вопрос не ответили. Результат опроса по данному пункту совпал с результатом аналогичного опроса, проводимого в конце 2010 г.

ПЗЛ Кто является ПЗЛ, членом его/ее семьи или близкими связями? Применение мер в отношении "национальных" ПЗЛ? : дополнительная информация участников опроса Готовы применять. После внесения данного требования в национальное законодательство; Готовы, только при наличии официальных списков «национальных» ПЗЛ; В отношении «национальных ПЗЛ реализуем требования частично; Таких клиентов не имеем; В отношении «национальных» ПЗЛ проводим только выборочную проверку

ПЗЛ % 84% 21% 4% 2. Меры по установлению источников благосостояния и денежных средств Для получения информации банки используют: Рейтинг ответов

ПЗЛ Меры по установлению источников благосостояния и денежных средств Коммерческие списки, используемые для определения ПЗЛ: Результаты опроса в 2010 г.в 2012 г. 61% 17% 11% 0% 1% 0% 17% Рейтинг ответов

ПЗЛ Меры по установлению источников благосостояния и денежных средств Будут ли использоваться банком коммерческие списки, в случае издания списков ПЗЛ гос. органом РФ?

ПЗЛ Меры по установлению источников благосостояния и денежных средств Каким коммерческим спискам ПЗЛ Вы отдали бы предпочтение?

ПЗЛ % 25% 44% 8% 10% 2% 3. Одобрение старшего руководства Понятие «старшее» руководство для целей установления (отказа в установлении) отношений с ПЗЛ : Результаты опроса в 2010 г.в 2012 г. 50% 7% 29% 14%

ПЗЛ Одобрение старшего руководства Каким образом получают одобрение «старшего» руководства для установления отношений (отказа в установлении отношений) с ПЗЛ?

ПЗЛ Одобрение старшего руководства Задействуется ли «старшее» руководство при рассмотрении вопросов, выходящих за рамки одобрения?

ПЗЛ Одобрение старшего руководства Уровень терпимости к риску ведения дел с ПЗЛ

ПЗЛ Одобрение старшего руководства Факторы, ограничивающие уровень терпимости к риску и действия, принимаемые в случае превышения допустимого риска 11% 1% 21% 4% 64% Рейтинг ответов

ПЗЛ Мониторинг деловых отношений с ПЗЛ Инструменты и источники информации, позволяющие выявить статус ПЗЛ у клиента, находящегося на обслуживании: 17% 9% 73% 36% Рейтинг ответов

ПЗЛ Мониторинг деловых отношений с ПЗЛ Инструменты, используемые для усиленного мониторинга: 37% 39% 71% 3% Рейтинг ответов

ПЗЛ На регулярной основе Мнение одного из банков: Сроки обновления информации о ПЗЛ не установлены законодательством, но актуализация информации зависит от установок в процедурах идентификации конкретных банков и профиля клиента - согласно рекомендации банковской ассоциации, и т.д. Минимальный срок - 1 день, Максимальный - 1 год. На постоянной основе 4. Мониторинг деловых отношений с ПЗЛ Периодичность проведения мониторинга деловых отношений: Результаты опроса в 2010 г.

ПЗЛ Мониторинг деловых отношений с ПЗЛ Периодичность проведения мониторинга деловых отношений: Результаты опроса в 2012 г.

ПЗЛ Выводы Наиболее популярным методом получения информации является анкетирование потенциальных и существующих клиентов, а также связанных с ними лиц, вторым по популярности – автоматическая проверка всех клиентов по коммерческим спискам. Причем, банки готовы использовать коммерческие списки даже в случае издания списков государственными органами. Наиболее популярным коммерческим списком ПЗЛ остается Dowjones (Factiva). Вместе с тем банки испытывают определенный интерес к российским аналогам коммерческих списков ПЗЛ. Во многом, данный интерес продиктован вероятностью распространения требований по контролю национальных ПЗЛ. Основным фактором влияющим на уровень терпимости к риску ПЗЛ, является выявление в деятельности подозрительных в ОД/ФТ операций. Большинство опрошенных выбирают установление отношений с ПЗЛ при условии присвоения повышенного риска, что соответствует требованиям действующего законодательства, не дающего право на отказ в обслуживании указанной категории клиентов. Для получения информации от клиентов большинство банков полагается на прямой запрос информации у клиента. Это объясняется наличием противоречивой информации о ПЗЛ во внешних источниках информации, а также отсутствием надежных и достоверных источников для проверки полученной информации. В целом опрос показал, что российские банки в основном соблюдают требования 12 рекомендации ФАТФ, однако испытывают сложности с получением достоверной информации для проверки данных о клиенте.

2012 Наумов А.Е. Председатель Комитета по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс рискам 8 (495)