Рассматриваемые вопросы: 1.Необходимость государственного вмешательства и разновидности государственной политики. 2. Бюджетная политика. 3. Денежно-кредитная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА 11 Денежно-кредитная политика. Финансы, бюджет и фискальная политика.
Advertisements

Экономика и государство. ПЛАН УРОКА 1. Экономические функции государства. 2. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики. 3. Денежно-кредитная.
Экономика и государство Prezentacii.com. Экономические функции государства. Какой инструмент регулирования экономики выбрать? Денежно-кредитная (монетарная)
Денежно-кредитная политика: основные направления, инструменты, проблемы.
Экономическая политика. Что такое открытая экономическая политика государства –Экономические цели государства. –Основные направления экономической политики.
Тема 6. Финансовая система и финансовая политика государства Тема 6. Финансовая система и финансовая политика государства 1. Понятие финансов и финансовой.
Прирост денежной массы М2 (в % к предыдущему году)
Экономика и государство. Экономические функции государства.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Высшая школа экономики и менеджмента Кафедра общей экономической теории.
Экономика и государство. Экономические функции государства Рыночная экономика Условие эффективности: Активная регулирующая роль государства Конкретные.
Экономика и государство. 1. Экономические функции государства Экономическая политика государства – процесс реализации его экономических функций путём.
Курс ФОДК Тема 2. Денежное обращение Наумова Т. С., доцент, к.э.н.
Лекция 9 Тема 6: Финансовая система и финансовая политика государства.
Государственный бюджет. Основные виды расходов и доходов государственного бюджета Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за.
Государственный бюджет. Основные виды расходов и доходов государственного бюджета Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за.
Государство и экономика 1. Две школы… 2. Задачи 3. Методы.
Фискальная политика система регулирования экономики при помощи государственных расходов и налогов основные инструменты государственные расходыналоги основные.
Центральный банк России Центральный банк Российской Федерации (Банк России) главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт.
Денежно-кредитная политика Инструменты ДКП. Содержание: Понятие денежно-кредитной политики Цели, объекты и субъекты денежно- кредитной политики Понятие.
Основные характеристики системы: 3. Структура. Государственный бюджет Основными источниками доходов государственного бюджета являются… 1) доходы граждан.
Транксрипт:

Рассматриваемые вопросы: 1. Необходимость государственного вмешательства и разновидности государственной политики. 2. Бюджетная политика. 3. Денежно-кредитная политика. 4. Производство общественных благ. Роль правительства в обеспечении стабильности и экономического роста (2 вебинара) Роль правительства в обеспечении стабильности и экономического роста (2 вебинара) Алферова Любовь Алексеевна доцент кафедры экономики экономического факультета ТУСУР по дисциплинам (экономическая теория-2, макроэкономика, экономика)

Правительство Высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России и состоящий из председателя Правительства России, заместителей председателя Правительства России и федеральных министров федеральный орган исполнительную власть России из председателя Правительства России заместителей председателя Правительства России Полномочия Правительства 1)разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;Государственной думе 2)представляет Государственной думе отчёт об исполнении федерального бюджета; 3)представляет Государственной думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;Государственной думой 4)обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики; 5)обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; 6)осуществляет управление федеральной собственностью; 7)осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства; 8)осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; 9) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами президента Российской Федерации. Справка 1 Государственная дума включает 450 депутатов, которые принимают федеральные законы. Госдума осуществляет определенные полномочия федеральные законы Федеральное собрание – парламент РФ, состоящий из верхней палаты (Совет Федерации) и нижней – Государственной думы Совет Федерации «Палата регионов», включающая по 2 представителя от 85 субъектов РФ Государство - это политико-территориальная организация общества, выступающая в интересах всех членов общества на равноправной основе

Преимущества и недостатки рынка как саморегулирующего механизма Рынок способствует Недостатки рынка 1)эффективному распределению ресурсов за счет применения наиболее эффективных технологий, лучших методов организа­ции и управления производством; 2)обеспечению высокой степени приспособляемости и адаптивности субъектов к любым изменениям; 3)оптимальному использованию достижений НТП, поскольку цель каждого производителя получить прибыль; 4)удовлетворению самых разнообразных потребностей субъектов при высоком качестве товаров и услуг ; 5) реализации экономической свободы покупателей и продавцов 1)невозможность обеспечить стабильное развитие общества в течение длительного периода времени; 2) ориентация на производство частных, но не общественных блага; 2)воспроизводство значительного неравенства в распределении доходов; 3)неспособность устранить внешние экстерналии; 4)невозможность решения проблемы безработицы; 5)неспособность решения проблемы ослабления конкуренции, вследствие образования монополий и олигополий и др.

Возможности и недостатки государства как субъекта экономической системы Недостатки участия государства в регулировании 1)принятие нежелательных или неоптимальных с точки зрения общества решений; 2)несвоевременность принятия мер по корректировке текущей экономической ситуации в стране вследствие длительного согласования решений между ведомствами (бюрократизм); 3)недостаточный контроль выполнения всех пунктов принятых законов 1)создание правовой основы, регулирующей деятельность экономических субъектов ( защита прав частной собственности, прав потребителей, антимонопольное и уголовное законодательство) 2)обеспечение макроэкономической стабилизации; 3)поддержание оптимальных условий для добросовестной конкуренции внутри страны и обеспечение конкурентоспособности страны на мировых рынках; 4)перераспределение национального дохода (для устранения неравенства в доходах) и ресурсов, когда возникают внешние экстерналии; 5)производство общественных товаров; 6)стимулирование НТП и направлений структурных реформ и др. Экономические функции государства

Основные цели государственной макроэкономической политики Обеспечение экономической и социальной стабильности в обществе Обеспечение полной занятости ресурсов Сохранение низких темпов роста цен Достижение нулевого сальдо платежного баланса Методы регулирования Прямые методы 1. Целевое финансирование: дотации фирмам, финансирование научно-технических, экологических программ и социальной сферы. 2. Осуществление государственных закупок. 3. Функционирование государственного сектора экономики. Косвенные методы 1.Бюджетно-налоговые методы. 2.Денежно-кредитные методы. 3. Ускоренная амортизация. 4. Внешнеэкономические методы Административные Экономические Предупреждение монопольного сговора, разукрупнение, введение экологических, санитарных и социальных стандартов, определение минимально допустимых параметров жизни и др.

Индикаторы-предвестники финансовой нестабильности, вызывающие необходимость вмешательства государства Денежные Процентные ставки Показатели платежного баланса и валютного рынка Показатели фондовых рынков

1) денежный агрегат М2; 2)денежный мультипликатор; 3) сумма депозитов банков в ЦБ и обязательные резервы коммерческих банков в ЦБ; 4) базовый ИПЦ ( не берущий во внимание цены на плодоовощную продукцию, так как колебания цен на нее имеют ярко выраженный сезонный характер, цен на топливо (включая бензин), так как они подвержены административному воздействию федеральных и региональных органов власти, отдельные услуги пассажирского транспорта, услуги связи, практически все виды жилищно-коммунальных услуг, отдельные виды услуг правового характера и банков). В качестве весов для построения базового индекса потребительских цен используется структура потребительских расходов населения, разработанная на основе обследования бюджетов домашних хозяйств за предыдущий год.) Денежные индикаторы 1)быстрый рост денежного предложения; 2)значительный рост денежного мультипликатора означает ослабление процедуры отбора заемщиков КБ; 3)сокращение депозитов коммерческих банков > возникновение проблемы ликвидности; 4)быстрый рост ИПЦ усиливает неопределенность и кредитные риски; Изменение показателей

1. Рост ставки процента на межбанковском рынке – это свидетельство недоверия банков друг другу. 2. Резкое снижение среднесрочной ставки на рынке облигаций – это свидетельство роста курса облигации и финансового риска при покупке дорогих ценных бумаг, которые затем могут стать дешевыми. 3. Рост ставки доходности гособлигаций на 1,5-2,5 п.п. в 2014 г. (ставка доходности гособлигаций заложена в формулу расчета доходности инвестиций энергокомпаний в новые энергоблоки, которые они строят в рамках договоров о предоставлении мощности) приведет к росту доходности этих организаций и соответственно к росту цен на электроэнергию в 2015 году для россиян на предполагаемые 15 %. Процентные ставки 1)ставки процента на межбанковском рынке; 2)средние и долгосрочные ставки на рынке облигаций ГКО и ОФЗ (ГКО - государственные краткосрочные облигации ( бескупонные, сроком до 1 года ). Эмитент - Мин-во финансов. Генеральный агент по обслуживанию выпусков ГКО – ЦБ РФ. Доход формируется как разница между ценой погашения (номиналом) и ценой покупки ; ОФЗ – облигации федерального займа ( именная купонная ценная бумага, имеющая срок обращения более 1 года и предоставляющая право владельцу на получение процентного дохода, начисляемого к номинальной стоимости облигаций. В 2014 г. доходность облигаций – 9,5%) ценная бумага Изменение показателей

1. Стремительное расширение международных резервов – это признак будущего «перегрева» экономики, основа роста цен; 2. Резкий рост доли денежного агрегата М2 в международных резервах – признак финансовой нестабильности. 3. Рост реального курса валюты приводит к снижению конкурентоспособности национальных производителей. Показатели платежного баланса и валютного рынка 1)международные резервы ЦБ РФ ( 454,2 млрд долл. на г.) ; 2)отношение денежного агрегата М2 к международным резервам; 3) реальный курс рубля к доллару США ( изменение уровня цен в одной стране по сравнению с уровнем цен в другой, измеренное через номинальный валютный курс. Изменение индекса реального курса зависит от таких факторов, как меняющиеся величины цен в обеих странах, изменения соотношений валют этих стран между собой. Пример: при повышении уровня цен в России на один процент и неизменных уровнях цен в США и номинального курса доллара к рублю реальный курс рубля к доллару также повысится на один процент) 4)цена на нефть, но ее волатильность не позволяет быть надежным индикатором Изменение показателей

1. Быстрый рост фондового рынка – это признак будущего «финансового пузыря». 2. Резкое снижение фондового рынка – предвестник будущих проблем в национальной экономике. Показатели фондовых рынков Для России 1)индекс РТС (Российская Торговая Система); 2)индекс корпоративных облигаций ММВБ; 3)индекс государственных облигаций Индекс РТС отражает текущую суммарную рыночную капитализацию (выраженную в долларах США) акций 50 крупных эмитентов в России в относительных единицах. В 2008 году максимальное значение индекса составило 2498,10 пункта 19 мая, минимальное 549,06 пункта 28 октября. В 2013 году максимальное значение индекса составило 1638,08 пункта 28 января, минимальное 1227,01 пункта 24 июня рыночную капитализацию 2008 году 2013 году Индекс корпоративных облигаций ММВБ – то же, но в рублях. Изменение показателей Индекс РТС Индекс ММВБ Значение индекса РТС на г – 1066,61; г. – 1035,13; г. – 1079,33

Кризисный эпизод в России Количество индикаторов, по которым есть статистика накануне кризиса Доля индикаторов, подавших сигнал, в общем объеме индикаторов Финансовый кризис в августе 1998 г. 633 Международный финансовый кризис в августе 2008 г Мониторинг индикаторов, проведенный Институтом экономической политики Е. Гайдара Динамика сводного индекса финансовой нестабильности, рассчитанного учеными данного института за гг., показала: - рост с апреля 2008 года, - пик - в августе 2008 года - возвращение к исходному положению в середине 2009 г. Справка 2

Экономические функции государства (всех уровней власти) 1. Создание законодательной базы для развития экономики. 2. Поддержание макроэкономической стабильности. 3. Производство общественных благ. 4. Поддержка конкуренции и борьба с монополизмом. 5. Перераспределение доходов населения для устранения неравенства. 6. Поддержка социально незащищенных слоев населения. 7. Снижение отрицательных внешних эффектов и стимулирование положительных экстерналий. 8. Защита национальных производителей в условиях открытости экономики страны для внешнего мира. 9.Другие.

Разновидности макроэкономической политики государства Бюджетно- налоговая политика Монетарная политика Социальная политика Внешнеэкономическая политика Экологическая политика

Бюджетно-налоговая или фискальная политика Совокупность инструментов, позволяющих ликвидировать любые серьезные рецессионные и инфляционные разрывы и сгладить колебания в экономике Метод вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильности экономической системы в краткосрочной перспективегосударства экономику Рецессионный разрыв Инфляционный разрыв разрыв

Ликвидация рецессионного разрыва разрыв Пример 1. Функция потребления имеет вид: С = ,8Y. Автономные инвестиции и государственные закупки равны 80 и 60 ден. ед., соответственно. Чистый экспорт описан функцией Nx = ,1Y. 1. На сколько приблизится Yфакт к Yпотенц, если правительство увеличит гос.закупки в 1,5 раза? 2. Чему равен рецессионный разрыв, если ВВПпотенц = 1000 ден.ед.? Решение 1. Определим величину фактического ВВП1 в состоянии равновесия 2. Определим величину фактического ВВП2 в состоянии равновесия после роста гос.закупок в 1,5 раза 3. Рассчитаем величину рецессионного разрыва 33,4 д.ед. > 30 д.ед.

1. Дискреционная политика – сознательные решения органов власти всех уровней в области гос.расходов и налогов с целью воздействия на реальный объем ВВП, занятость и инфляцию 2. Недискреционная (автоматическая) политика – политика, основанная на действии встроенных стабилизаторов Типы фискальной политики Основные инструменты 1. Изменение величины расходов (гос.закупок) по статьям бюджетов. 2. Изменение ставок налогообложения. 3. Проекты общественных работ. 4. Трудоустройство населения. Основные стабилизаторы 1. Прогрессивный подоходный налог. 2. Пособия по безработице и бедности. 3. Субсидии фермерам. 4. Система участия в прибылях. ВОПРОС: Какая из этих типов политик является пассивной, а какая активной? 1-я или 2-я ?

Виды фискальной политики Экспансионистская (стимулирующая) политика – политика, включающая следующие инструменты: - увеличение государственных расходов; - снижение налогов; - сочетание двух инструментов, поскольку мультипликационный эффект от государственных расходов выше, чем от снижения налогов. Рестрикционная (сдерживающая) политика – политика, включающая следующие инструменты: - снижение государственных расходов; - рост налогов; - сочетание двух инструментов, чтобы ограничить инфляционный рост экономики. Мультипликационный эффект от применения двух инструментов Пример 2. Государство планирует увеличить G на 100 д.ед. и одновременно снизить налоги на 100 д.ед. Как изменится Y (ВВП), если МРС = 0,8. Пример 2. Государство планирует увеличить G на 100 д.ед. и одновременно снизить налоги на 100 д.ед. Как изменится Y (ВВП), если МРС = 0,8.

Государственный бюджет и его сальдо Государственный бюджет - структура расходов и доходов, утвержденных в законодательном порядке или планируемых на предстоящий период Расходы бюджета Неналоговые поступления Доходы бюджета Налоговые поступления от юридических и физических лиц (примерно 90%) Государственные закупки (60%) Трансфертные платежи (30%) Обслуживание гос. долга Баланс бюджета достигается при равенстве расходов доходам Дефицит бюджета происходит при превышении расходов над доходами Профицит бюджета наблюдается при превышении доходов над расходами

Налоговые ставки бывают пропорциональные, прогрессивные, регрессивные Налоговые поступления в бюджеты Прямые налоги Косвенные налоги Нефтегазовые поступления Ненефтегазовые поступления Налоги на товары и услуги, становящиеся надбавками к их ценам НДС, акцизы, таможенные пошлины и др. Влияние пропорциональной ставки на доходы на равновесный объем ВВП Пример 3. Исходные данные из Примера 1. Государство устанавливает ставку налога на доходы ДХ, равную 20%. Каким станет равновесный ВВП? Вывод: До введения налога ВВП = 833,3, а после - 543,4 д.ед. Снижение = 289,9 д.ед.

Наименование Уд. вес, % в федеральном бюджете России НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ50,2 НДПИ на нефть 16,8 НДПИ на газ горючий природный 2,4 НДПИ на газовый конденсат 0,1 Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую 17,9 Вывозные таможенные пошлины на газ природный 3,7 Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти 9,3 Состав и структура доходов федерального бюджета (ФБ) России в 2013 году Справка 3

Наименование Уд. вес, % в федеральном бюджете России НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ49,8 Налог на прибыль 2,7 Налог на добавленную стоимость 27,2 Акцизы 4,0 Ввозные таможенные пошлины 5,3 Прочие не нефтегазовые доходы 10,6 Состав и структура ненефтегазовых доходов федерального бюджета России в 2013 году Доходы ФБ в 2013 г ,9 млрд руб. Доходы ФБ в 2013 г ,9 млрд руб. Расходы ФБ в 2013 г ,9 млрд руб. Расходы ФБ в 2013 г ,9 млрд руб. Дефицит = 323,0 млрд руб. Дефицит федерального бюджета по итогам года оказался ниже на 234,9 млрд рублей по сравнению с уточнённой бюджетной росписью Справка 4

Влияние структуры нефтегазовых доходов федерального бюджета на экономику страны Плюсы роста нефтегазовых доходов Минусы высокой доли нефтегазовых доходов в ФБ 1. Высокие темпы роста расходов по каждой статье, в том числе и на социальные нужды (рост пенсий пособий, зарплаты и т.д.). 2. Увеличение поступлений в Резервный фонд (цель фонда- минимизация отрицательного влияния падения цен) и Фонд национального благосостояния (ресурсы, сберегаемые для будущих поколений при исчерпаемости месторождений). Сильная зависимость бюджета и экономики от нефтегазовых доходов создает высокие макроэкономические риски: -резкое снижение цен на природные ресурсы > недостаток денег в бюджете и необходимость перераспределения средств / урезания статей расходов / повышения налоговых ставок; -резкое изменение обменных валютных курсов, рост инфляции, процентных ставок > отток капитала из страны; -исчерпаемость ресурсов. Необходимо снижение доли нефтегазовых доходов в ФБ!!!

Виды бюджетного дефицита и его финансирование Структурный дефицит Циклический дефицит Фактический дефицит Первичный дефицит Разность между расходами и доходами бюджета в текущем году Разность между величиной общего фактического дефицита и суммой процентных выплат по долгу Разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости Разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом Способы финансирования дефицита бюджета Кредитно-денежная эмиссия (монетизация) Выпуск займов Увеличение налоговых поступлений 1) эмиссия наличности; 2) кредиты по льготным ставкам от ЦБ; 3) отсроченные платежи (не оплата в срок товаров органами власти). Выпуск облигаций уменьшение денежной массы рост % снижение инвестиций (эффект вытеснения).

Государственный долг - сумма дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков Общий государственный долг России на года = 7548,3 млрд руб. Внутренний долг = 5722,2 млрд руб. прирост = 15% Внешний долг = 1826,1 млрд руб. прирост = 18,2% Доля государственного внутреннего долга Российской Федерации в общем объёме государственного долга Российской Федерации снизилась с 76,3 до 75,8% Доля государственного внешнего долга Российской Федерации возросла с 23,7 до 24,2%. Справка 5

Влияние увеличения государственных закупок (уменьшения налогов) на экономику страны на основе модели IS-LM Наличие эффекта вытеснения Рост G рост AD ростY рост С ростY рост Md при неизменном Ms рост r снижение I и снижение Nx Выводы: 1) если бы не было эффекта вытеснения, то благодаря росту G ВВП вырос бы с Y0 до Y2. Фактический рост оказался равным Y0-Y1. 2) чем круче кривая IS и более пологая кривая LM, тем меньше эффект вытеснения!

Способы роста налоговых поступлений и снижения дефицита бюджета Замена пропорциональной ставки налога на доходы ДХ на пропорциональную Снижение налоговой ставки и расширение числа плательщиков налога Введение льгот для плательщиков налога, выпускающих остро необходимую продукцию Пример 4. Пусть правительство производит замену налога на доходы ДХ в размере 13% на прогрессивную ставку: 10% налога платят ДХ, получающие доходы до 12000; 15% - доходы от до 40000; 20% - доходы от до 80000; 25% - доходы от до ; 30% - доходы свыше руб. Какую сумму налога заплатит ДХ при разных ставках налога, если зарплата с премиями в декабре составит руб.? Решение 1. Найдем сумму налога в декабре при пропорциональной ставке налога = 13% 2. Найдем сумму налога в декабре в каждом интервале дохода 3. Рассчитаем общую сумму налога при прогрессивной системе налогообложения Переплата = = 5160 руб.

Желаю успехов!