ХОЛОДНИКОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА ЗАВ.ОТДЕЛОМ СПЕЦИАЛЬНОГО(КОРРЕКЦИОННОГО) И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КОИРО» ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Федеральном законе от –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Advertisements

ХОЛОДНИКОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА ЗАВ.ОТДЕЛОМ СПЕЦИАЛЬНОГО(КОРРЕКЦИОННОГО) И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КОИРО» Нормативно-правовая база получения образования.
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ» НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ.
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Чернова Надежда Владимировна заместитель директора по УР МАОУ «СОШ 2» г. Колпашево.
Проектирование образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Данный раздел содержит специальные условия для получения.
Н ОРМАТИВНО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Семинар «Проектирование образовательной программы дошкольной.
Новое в образовании особого ребенка Шуранова Мария Геннадьевна начальник отдела специального образования.
Организация инклюзивной образовательной среды в образовательной организации РУКОВОДИТЕЛЬ ГРЦ ИПИО МГППУ, К.ПСХ.Н. – Самсонова Елена Валентиновна.
Вариативные формы инклюзивной практики в ДОО методист Центра дошкольного образования Еремина Татьяна Юрьевна.
Приказ Министерства образования и науки РФ ОТ 30 АВГУСТА 2013 Г. N 1014 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: основные изменения и новации. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья Шуранова.
ФЗ ОТ Г. 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ Г «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ.
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. 1. … создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного.
ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: подходы к разработке, структуре и содержанию Нагимова Наталья Ивановна, ст. научный сотрудник.
Организация деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве г. Москвы Васильева Т.В., заместитель руководителя.
начальное общее образование 4 чел. (легкая степень умственной отсталости) ; обучаются по 1-2 человека в общеобразовательном классе основное общее образование.
Организация образовательной деятельности для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Организации деятельности специалистов ПМПк в рамках реализации индивидуального маршрута сопровождения ребенка Кузьмина Елена Сергеевна, старший воспитатель.
Транксрипт:

ХОЛОДНИКОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА ЗАВ.ОТДЕЛОМ СПЕЦИАЛЬНОГО(КОРРЕКЦИОННОГО) И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КОИРО» ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Инклюзивное обучение детей с ОВЗ

История инклюзивного образования за рубежом Почти 200 лет назад, в первые десятилетия XIX века проблема совместного обучения не только занимала умы прогрессивных педагогов, но и в целом ряде случаев была с успехом апробирована в условиях тогда еще не имевшей ценза народной школы некоторых европейских стран.

Европейская педагогика начинает XIX век под знаком педагогических идей И.Г.Песталоцци ( ) – о необходимости и возможности обучения всех детей и подготовки их к будущей трудовой деятельности, о разностороннем развитии ребенка в соответствии с его природой и потребностями, о важности обучения для детей с отставанием в умственном развитии, физически и социально неблагополучных. История инклюзивного образования за рубежом

Пионером считают Самуила Гейнике ( ), основоположника немецкой сурдопедагогики и организатора и руководителя первого в Германии учебного заведения (школы) для глухих детей. Он предложил создавать в структуре массовой народной школы специальные классы для глухих детей, которых бы обучал специально подготовленный учитель, а также открыть постоянно действующий обучающий семинар для учителей массовой школы при школе (институте) для глухих детей для распространения опыта обучения глухих.

В 20-е и 30-е годы в некоторых провинциях Германии (например, земля Бранденбург, 1832, 1838 г. г.) в циркулярах органов управления образованием предписывалось принимать в элементарную школу слепых и глухих детей (там же, с.113). Уже в 1803 г. в г. Зайтц (Германия) в школе для бедняков открывается так называемый добавочный класс для «умственно ограниченных детей».

Во второй половине ХIХ в. интерес европейской педагогики к интегрированному обучению глухих и слепых детей в народной школе падает. Становится понятным, что для обучения детей с нарушенным развитием требуется особая педагогика

Приоритет в развитии этой тенденции, которая вскоре стала общеевропейской, принадлежит скандинавским странам (1817 – в Дании принят Акт об обязательном обучении глухих; 1842 – распространение закона о начальном образовании на детей с ограниченными возможностями в Швеции), первыми приступившим к созданию системы отдельных от массовой системы образования школ для детей с отклонениями в развитии. Таким образом сформировалась сегрегационная модель обучения детей с отклонениями в развитии.

Через сто с лишним лет европейское образование будет заново открывать для себя образовательную интеграцию и по-новому решать связанные с этим проблемы.

Исторически современная форма интеграции появляется во второй половине ХХ в. - начинаются поиски путей совместного обучения, которые ведутся параллельно и в европейских странах (Скандинавские страны), и в США уже с начала 60-х годов ХХ в.

Его закрепление и распространение прошло два этапа – от интегрированной (70-80 гг. XX в.) до инклюзивной модели (90-е гг. XX в. по настоящее время).

«Интегративное» образование предполагает создание коррекцион­ ных классов в массовых школах и групп в детских садах. (плюсы м минусы данного обучения)

«Инклюзивное» образование - это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем спосо­бом, который наиболее подходит этому ребёнку. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.

Интеграция Инклюзия Внимание направлено на пробле­мы «особых» детей Внимание направлено на всех детей дет­ского сада, школы Изменение ребенка с проблема­ми, адаптация его к предлагае­мым условиям Изменение условий, образовательной системы: детского сада, школы, с учетом образовательных потребностей детей Преимущество от этого процесса получают только дети с особыми потребностями Преимущества получают все дети Организуют образовательный процесс специалисты и специ­ально подготовленные педагоги Образовательный процесс строится с помощью творческой командной работы всех его участников: детей, родителей, педагогов, специалистов Образовательный процесс пред­ полагает использование специ­альных методов обучения и тера­пии для детей с ОВЗ Качественное обучение и воспитание всех детей Ассимиляция детей с ОВЗ под условия социальной системы Трансформация социальных условий, включающих всех участников социаль­ной системы

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и отказ от представлений об организации отдельного обучения определили происходящие изменения в социально-культурной среде, переосмысление обществом отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, потребовали пересмотра и уточнения содержания нормативно-правового обеспечения.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года Закон регулирует вопросы образования лиц с ОВЗ и содержит ряд статей (42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г Закон закрепил основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ: инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий

К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся следующие группы детей: дети с нарушением слуха, дети с нарушением зрения, дети с нарушением речи, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, дети с задержкой психического развития, дети с нарушением интеллекта, дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы (расстройства аутистического спектра – РАС) дети со сложной структурой нарушения.

Принципы дошкольного инклюзивного образования Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивиду­альные программы развития ребенка построены на диагностике функ­ционального состояния ребенка и предполагают выработку индиви­дуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

Принципы дошкольного инклюзивного образования Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реа­лизация этого принципа решает задачу формирования социально ак­тивной личности. Личности, которая является субъектом своего разви­тия и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возмож­ности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ре­бенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя соб­ственные возможности для участия в социальной жизни.

Принципы дошкольного инклюзивного образования Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного вза­имодействия на гуманистической основе. Инклюзия - это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзив­ного сообщества как модели реального социума.

Принципы дошкольного инклюзивного образования Принцип междисциплинарного подхода Разнообразие инди­видуальных характеристик детей требует комплексного, междисци­плинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, соци­альный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспита­ теля), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

Принципы дошкольного инклюзивного образования Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной раз­вивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной мето­дической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

Принципы дошкольного инклюзивного образования Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педа­гогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специали­ ста - установить доверительные партнерские отношения с родителя­ми или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу роди­телей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

Принципы дошкольного инклюзивного образования Принцип динамического развития образовательной модели дет­ского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

Современный этап организации инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно- педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ст.2)

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (ст.2) Из этого следует, что адаптированная программа не обязательно должна содержать «коррекционную» составляющую, т.е. она не является аналогом коррекционной программы.

Кроме того обучение ребенка с ОВЗ может организовываться по адаптированной основной образовательной программе, реализуемой в образовательной организации или классе для детей с нарушениями слуха, зрения, нарушений опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи, с умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра и др.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г Кроме того обучение ребенка с ОВЗ может организовываться по адаптированной основной образовательной программе, реализуемой в образовательной организации или классе для детей с нарушениями слуха, зрения, нарушений опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи, с умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра и др.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г Дети с ограниченными возможностями здоровья приниматься на обучение по адаптированной общеобразовательной программе и по адаптированной основной образовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии (ст.52).

Особенности организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья установлены частью IIIчастью III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г (далее - Порядок), а также непосредственно частями 5, 6 статьи 41 и статьей 79Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».приказом частями 56 статьи 41 статьей 79 (для школы)

Особенности организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья установлены частью IIIчастью III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г (далее - Порядок), а также непосредственно частями 5, 6 статьи 41 и статьей 79Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».приказом частями 56 статьи 41 статьей 79 (для дошкольного образования)

II. Организация и осуществление образовательной деятельности 13. Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования. В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

II. Организация и осуществление образовательной деятельности 13. Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно- гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.

II. Организация и осуществление образовательной деятельности 13. Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г приказ 16. Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 17. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г приказ 18. Под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья

III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г приказ 19. В целях доступности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается: 1) для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению: присутствие ассистента, оказывающего ребенку необходимую помощь; обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы; 2) для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху: обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации; 3) для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г приказ 20. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях. Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек.

III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г приказ 21. При получении дошкольного образования воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. 22. Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г С учетом компетенций, права, обязанности и ответственности образовательной организации примерный Перечень локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации в части обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов включает в себя: Положение о реализации инклюзивной практики в образовательном учреждении (об особенностях организации обучения и воспитания детей с ОВЗ и др.);

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) с приложением (приказ о создании ПМПк, приказ о составе ПМПк на начало нового учебного года, должностные обязанности членов ПМПк идр.); положение об организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью в учебном процессе, в т.ч. через договор о сетевом взаимодействии с центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи или со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями, лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями здравоохранения, учреждениями социального обслуживания;

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г договор с родителями детей с ОВЗ; положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана, который обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; Положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы и др.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г Все локальные нормативные акты образовательной организации в части обучения детей с ОВЗ целесообразно утверждать через издание приказа, так как они имеют прямое или косвенное отношение к участникам образовательного процесса и требуют обязательного ознакомления с ними.

Вопросы, связанные с составлением адаптированных программ просим присылать на электронную почту Холодникова Наталья Викторовна Иванова Екатерина Александровна