Учетная политика в 2015 году. Понятие учетной политики Под учетной политикой организации в целях бухгалтерского учета понимается принятая ею совокупность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Расходы организации связанные с производством и реализацией.
Advertisements

Закон «О бухгалтерском учете» Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Цель нового Закона о бухучете - исключить устаревшие.
Кулакова М.Н. 1 Кафедра: «Бухгалтерский учет и аудит» Дисциплина: «Бухгалтерский учет» Преподаватель: Кулакова Марина Николаевна ТЕМА: Учет.
Оптимизация бухгалтерского и налогового учета предприятия. Докладчик: Аудитор, профессиональный консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения.
Учет материально – производственных запасов. Нормативная база ПБУ 5/01 «Учет материально – производственных запасов» Методические указания по учету МПЗ.
Подготовила : Попова С. 14 БУ. Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим.
Учетная политика организации, принципы ее формирования и раскрытия ПОДГОТОВИЛА СТУДЕНТКА ГРУППЫ 13 ОБЭ-БУ БАГУРИНА ВИКТОРИЯ.
НП «Межрегиональный институт сертифицированных бухгалтеров и финансовых менеджеров» (НП МИСБФМ) Институт дополнительного профессионального образования.
День бухгалтера 2 июля 2014 г. Формирование расходов при упрощенной системе налогообложения в в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) Докладчик: Спицына Евгения.
Упрощённая система налогообложения УСНО была введена Законом РФ от 29 декабря 1995 г. 222-ФЗ «Об упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности.
Учетная политика должна применяться последовательно из года в год п. 5 ст. 8 Федерального закона от ФЗ «О бухгалтерском учете»
Прямые и косвенные расходы. Расходами - это обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Обоснованные расходы.
Тема 6. Налоговые последствия применения различных договорных условий. Защита позиции налогоплательщика Лекция 15. Налоговые последствия применения различных.
1 Учет расходов. 2 Расходы признаются, когда уменьшение экономических выгод или сервисного потенциала, связанных с уменьшением актива или увеличением.
НП «Межрегиональный институт сертифицированных бухгалтеров и финансовых менеджеров» (НП МИСБФМ) Институт дополнительного профессионального образования.
Учетные объекты, не имеющие физической сущности, используемые в производстве продукции либо для управленческих нужд в течение длительного времени, переносящие.
ДОХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОХОДЫ ОТ ОБЫЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ДОХОДЫ ВЫРУЧКА ОПЕРАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ.
Особенности учетной политики в торговых организациях Д.э.н., профессор Яковенко В.С.
УЧЕТ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА Задачи бухгалтерского учета основных средств: 1) правильное оформление документов и своевременное отражение в учете поступления.
Налогообложение финансового сектора экономики Схемы по статьям НК РФ.
Транксрипт:

Учетная политика в 2015 году

Понятие учетной политики Под учетной политикой организации в целях бухгалтерского учета понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (ПБУ 1/2008 « Учетная политика организации » ) Согласно статье 11 НК РФ учетная политика для целей налогообложения – это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Выбранная предприятием учетная политика применяется последовательно от одного налогового периода к другому, т.е. разрабатывается «на века» и лишь при необходимости внесения изменения изменяется приказом, датированным до 1 января календарного года, в котором вводятся изменения (ПБУ 1/2008) Формировать учетную политику может не только главный бухгалтер, но и иное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета в организации. Вновь созданные организации должны разработать и утвердить учетную политику в целях бухгалтерского учета в течение 90 дней с момента государственной регистрации. В аналогичном порядке (90 дней) должны оформлять учетную политику организации, возникшие в результате реорганизации. В аналогичном порядке (90 дней) должны оформлять учетную политику организации, возникшие в результате реорганизации.

Формирование, изменение, раскрытие учетной политики ФОРМИРОВАНИЕИЗМЕНЕНИЕРАСКРЫТИЕ При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации налогового и бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлен способ ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из не только ПБУ 1/2008 и иных положений по бухгалтерскому учету, но и Международных стандартов финансовой отчетности. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлен способ ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из не только ПБУ 1/2008 и иных положений по бухгалтерскому учету, но и Международных стандартов финансовой отчетности. Изменения в учетной политике организации производятся в случаях: - изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету (обязательное изменение учетной политики); - разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета (добровольное изменение учетной политики); - существенного изменения условий деятельности (добровольное изменение учетной политики). (п. 10 ПБУ 1/2008) Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Состав и содержание подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. (п.17 ПБУ 1/2008)

Ситуация 1 Когда законодательно предлагаются к использованию новые варианты по отдельным вопросам бухгалтерского учета (предприятию следует выбрать один из вариантов и закрепить его как отдельное положение по учетной политике) ИЗМЕНЕНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ Обязательное изменение учетной политики Ситуация 2 Когда в обязательном порядке устанавливаются новые способы либо исключаются ранее существовавшие (предприятию следует отменить ранее установленные способы, если они противоречат новому законодательству, и принять иные способы).

ИЗМЕНЕНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ Добровольное изменение учетной политики Изменение учетной политики в целях бухгалтерского учета оформляется организационно-распорядительной документацией. Изменение должно быть обоснованным и вводится с 1 января года, следующего за годом его утверждения. Изменение учетной политики в целях бухгалтерского учета оформляется организационно-распорядительной документацией. Изменение должно быть обоснованным и вводится с 1 января года, следующего за годом его утверждения. В ст. 10 ПБУ 1/2008 не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые возникли впервые в деятельности организации. В таком случае в учетную политику вносятся дополнения, действующие с момента их утверждения. Например, организация может в отчетном году впервые взять кредит у банка, что потребует дополнительного отражения в учетной политике сведений о варианте включения процентов в состав инвестиционного актива или в состав прочих расходов: равномерно или исходя из условий предоставления займа (кредита), если такое условие существенно не отличается от равномерно включения.

ОБЪЕМ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2015 год Приказ МФ РФ от н, ПБУ 4/99 Крупные и средние предприятия: Бухгалтерский баланс; Бухгалтерский баланс; Отчет о финансовых результатах; Отчет о финансовых результатах; Приложения к бухгалтерскому балансу и ОФР: Приложения к бухгалтерскому балансу и ОФР: а) отчет об изменениях капитала; б) отчет о движении денежных средств; в) пояснения; Малые предприятия: Показатели только по группам статей в: Баланс; Баланс; ОФР; ОФР; Приложения к балансу и ОФР: приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации. Приложения к балансу и ОФР: приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации. Имеют право не представлять Приложения, Отчет о движении денежных средств, пояснения (см. приказ МФ РФ от н) Общественные организации: Весь перечень + Отчет о целевом использовании полученных средств при условии, что общественные организации (объединения) не осуществляют предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг) Некоммерчес кие организации: Весь перечень + Рекомендован Отчет о целевом использовании полученных средств

Субъекты малого предпринимательства Согласно ст. 4 Федерального закона РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в ЕГР индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: Согласно ст. 4 Федерального закона РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в ЕГР индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий; б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек; Средняя численность работников организации (S) исчисляется: S = Sс + Sв + Sд ; где Sс - среднесписочная численность работников; Sв - средняя численность внешних совместителей ; Sд - средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно Постановления Правительства РФ от г. 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 60 млн. рублей; малые предприятия млн. рублей; средние предприятия млн. рублей. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3.

Применение учетных стандартов субъектами малого предпринимательства Можно не применять (кроме эмитентов, публично размещающих ценные бумаги) Возможно ограниченное применение Применяется в обязательном порядке ПБУ 2/2008 ПБУ 8/2010 ПБУ 11/2008 ПБУ 16/02 ПБУ 18/02 ПБУ 3/2006 ПБУ 5 ПБУ 6/01 ПБУ 7/98 ПБУ 12/2010 ПБУ 13/2000 ПБУ 14/2007 ПБУ 15/2008 ПБУ 17/02 ПБУ 19/02 ПБУ 20/03 ПБУ 21/2008 ПБУ 23/2001 ПБУ 9/99 Признание выручки по мере поступления денежных средств ПБУ 10/99 Признание расходов по мере их оплаты ПБУ 1/08 Последствия изменения учетной политики отражаются перспективно ПБУ 4/99 Упрощенный порядок формирования отчетности: Баланс Баланс Отчет о прибылях и убытках Отчет о прибылях и убытках ПБУ 22/2010 Исправление ошибок перспективно

Последствия изменения учетной политики Причины изменения учетной политики Изменение законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету Разработка организацией новых способов в бухгалтерского учета Существенное изменение условий хозяйствования Отражение последствий изменения учетной политики В порядке, установленном соответствующим законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету Ретроспективно или Перспективно (когда оценка в денежном выражении так последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному не может быть произведена с достаточной надежностью) Если соответствующе законодательство РФ и (или нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики

РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", а также в корректировке значений связанных статей бухгалтерской отчетности за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида (п. 15 ПБУ 1/2008). Для баланса за 2014 г. такие корректировки затронут показатель нераспределенной прибыли на , показатель нераспределенной прибыли на , а также показатели связанных балансовых статей (например, статей 1230 "Дебиторская задолженность", 1540 "Резервы предстоящих расходов", 1430 "Резервы под условные обязательства" для долгосрочных обязательств и других связанных статей). В межотчетный период (между и 01.01) составляется запись: Д 84 К 10, 20, 23, 25, 44 или Д 10,20,23, 44 К 84

Пример: ЗАО "Матрена" формирует резерв по сомнительным долгам начиная с отчетности за 2011 г. Резерв по сомнительным долгам создается по результатам инвентаризации дебиторской задолженности. Правила о сроках инвентаризации дебиторской задолженности установлены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина России от N 49). Названной нормой определена обязательная ежегодная инвентаризация дебиторской задолженности.

Если бы резерв начислялся и в прошлых годах, то в соответствии с абз. 4 п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности на в учете были бы отражены операции по списанию в доход неиспользованного резерва прошлого года и начислен новый резерв на 2014 г.(Дебет 63 Кредит 91.1 и Дебет 91.2 Кредит 63) Организация начинает формировать резерв впервые. Это означает, что в 2013 г. убытки от сомнительных долгов организация признавала в составе текущих расходов по факту их возникновения. Экономической сущностью начисления резерва является заблаговременное формирование запаса расходов для погашения убытков, вероятность наступления которых высока. Такой запас должен быть сформирован на следующий год заранее. В течение года действия резерва расходы на списание безнадежных долгов будут списываться за счет начисленного резерва и не затронут текущие расходы организации (кроме случая, когда начисленного резерва окажется недостаточно для покрытия всех убытков от списания безнадежных долгов). Операцию по начислению вступительного резерва по сомнительным долгам организация должна отразить в своем учете записью на : Дебет 84 "Нераспределенная прибыль 2013 года" Кредит 63 "Резерв по сомнительным долгам" - на сумму исчисленного резерва. Вступительная запись потребует корректировки показателя нераспределенной прибыли прошлого года.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от г. 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО. Она подлежит обязательному аудиту и публикации. Она представляется пользователям за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории РФ. На сегодняшний день консолидированная отчетность является обязательной лишь для ограниченного круга российских организаций - банков, страховщиков, негосударственные пенсионные фонды, клиринговые организации, ФГУПы по перечню Правительства РФ, управляющие компании инвестиционных фондов, ПИФов и негосударственных пенсионных фондов, АО с акциями в федеральной собственности по перечню, иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список: Пункт 1 ст. 3 Закона от N 208-ФЗ, Статья 2 Закона от N 208-ФЗ. Пункт 1 ст. 3 Статья 2Пункт 1 ст. 3 Статья 2 В системе международных стандартов финансовой отчетности для компаний, решивших перейти на МСФО, предусмотрен отдельный стандарт – IFRS 1 «Применение МСФО впервые», разработанный с целью упрощения процедуры первого применения МСФО. В системе международных стандартов финансовой отчетности для компаний, решивших перейти на МСФО, предусмотрен отдельный стандарт – IFRS 1 «Применение МСФО впервые», разработанный с целью упрощения процедуры первого применения МСФО. ПОДГОТОВКА К ПЕРВОМУ ПРИМЕНЕНИЮ МСФО

IFRS 1 определяет следующие понятия: Первая отчетность по МСФО – первый годовой комплект отчетности, в котором компания применяет МСФО, содержащий четкое заявление о безоговорочном соответствии всех МСФО; Первый отчетный период по МСФО – это последний отчетный период, представленн ый в первом комплекте отчетности по МСФО; Дата перехода на МСФО – начало самого раннего периода, за который компания предоставляет полную сопоставимую информацию согласно МСФО в своей первой отчетности по МСФО. То есть если компания за 2014 год составляет первую отчетность по МСФО, то первый отчетный период год, сопоставимая информация приводится за 2013 год, соответственно, дата перехода - 1 января 2013 г. То есть если компания за 2014 год составляет первую отчетность по МСФО, то первый отчетный период год, сопоставимая информация приводится за 2013 год, соответственно, дата перехода - 1 января 2013 г.

Организационные вопросы при переходе на МСФО 1. За какой период готовить первый комплект отчетности по МСФО? Три подхода: А) Компания решает перейти на МСФО в будущем. Например, в 2012 году принято решение подготовить первый комплект отчетности по МСФО за 2014 год. Б) Компания в текущем году решает подготовить первый комплект отчетности за текущий год. Например, в 2014 году принято решение подготовить отчетность по МСФО за 2014 год. В) Компания решат подготовить отчетность по МСФО за прошедшие периоды. Например, в 2014 году компании понадобилась отчетность по МСФО за 2013 год. 2. Цели отчетности, ключевые пользователи. Нейтральность – один из принципов подготовки отчетности по МСФО – состоит в том, что отчетность должна быть непредвзятой для всех пользователей, т.е. в одинаковой степени отчетность должна удовлетворять интересам всех пользователей, будь то инвесторы или акционеры, кредиторы или государство, бизнес-партнеры, сотрудники и др.

Организационные вопросы при переходе на МСФО 3.Лица, ответственные за подготовку отчетности. Вопрос, кто будет составлять отчетность по МСФО: подразделение организации или привлеченные консультанты, - решается компаниями по- разному. На первых порах, как правило, привлекаются внешние консультанты, которые разрабатывают учетную политику, готовят отчетность и защищают ее перед аудиторами. В дальнейшем опыт подготовки перенимают сотрудники, назначенные со стороны компании. Вопрос, кто будет составлять отчетность по МСФО: подразделение организации или привлеченные консультанты, - решается компаниями по- разному. На первых порах, как правило, привлекаются внешние консультанты, которые разрабатывают учетную политику, готовят отчетность и защищают ее перед аудиторами. В дальнейшем опыт подготовки перенимают сотрудники, назначенные со стороны компании. 4. Технические средства подготовки отчетности. Какими средствами готовить первый комплект отчетности? Классических вариантов два: трансформация в MS Excel и получение отчетности программном продукте, например, «1С» или при помощи таких ЕRP-систем, как SAP, avisio и др. Какими средствами готовить первый комплект отчетности? Классических вариантов два: трансформация в MS Excel и получение отчетности программном продукте, например, «1С» или при помощи таких ЕRP-систем, как SAP, avisio и др. 5. Вопрос аудита отчетности по МСФО. Требование о том, что в составе отчетности должно присутствовать аудиторское заключение, МСФО не содержит. Однако компании, составляющие МСФО-отчетность, как правило, публичные и заинтересованы в том, чтобы представить пользователям мнение независимого аудитора.

Организационные вопросы при переходе на МСФО 6. Привлечение оценщиков и актуариев. (Актуа́рий специалист по страховой математике, владеющий теорией актуарных расчетов). 7. Определение организационной структуры. Отчетность по МСФО может составляться для отдельной компании, или первое применение может быть выполнено для группы компаний(в этом случае придется определить периметр консолидации. Нередко в России готовится комбинированная отчет Отчетность по МСФО может составляться для отдельной компании, или первое применение может быть выполнено для группы компаний(в этом случае придется определить периметр консолидации. Нередко в России готовится комбинированная отчет 8. Состав первой отчетности. 8. Состав первой отчетности. Чтобы соответствовать МСФО, первая финансовая отчетность по МСФО должна включать как минимум три отчета о финансовом состоянии, два отчета о совокупном доходе, два отчета о движении денежных средств и два отчета об изменениях капитала и соответствующие примечания за отчетный и сопоставимый периоды. 9. Обязательные и добровольные исключения. Чтобы облегчить компаниям переход на международные стандарты, МСФО (IFRS) 1 содержит ряд исключений из требования о ретроспективном применении всех положений МСФО, в основном в случае, когда полное соответствие затратно для компаний и полученные выгоды не покроют понесенные затраты. Все исключения делятся на две группы: Все исключения делятся на две группы: А) обязательные Б) добровольные

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 1. Принципы организации и задачи бухгалтерского учета установить организационную форму бухгалтерской службы установить организационную форму бухгалтерской службы выбрать форму бухгалтерского учета выбрать форму бухгалтерского учета юридическому отделу обеспечить своевременное информирование бухгалтерии: юридическому отделу обеспечить своевременное информирование бухгалтерии: назначить ответственное лицо или отдел организации за однозначность квалификации видов ремонта; назначить ответственное лицо или отдел организации за однозначность квалификации видов ремонта; на отдельный баланс (указать: полный или с незаконченным финансовым результатом) выделены следующие обособленные подразделения: на отдельный баланс (указать: полный или с незаконченным финансовым результатом) выделены следующие обособленные подразделения: 2. Методы оценки имущества и обязательств 3. Применяемый план счетов. Правила документооборота, технология обработки учетной информации 4. Инвентаризация имущества и обязательств 5. Уровень существенности для отражения отчетных показателей и во исполнение иных требований учетных стандартов установить 5%. 6. Уровень (%) признания существенной ошибки.

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 1. Порядок учета основных средств, начисления амортизации по ним, расходов на ремонт основных средств, аренды. = лимит стоимости; = организация учета специальных инструментов, специальных приспособлений, специального оборудования; = критерий существенности при наличии у одного объекта ОС нескольких частей; = срок полезного использования; = способ амортизации; = возможность применения ускоренной амортизации; = переоценка ОС; = порядок формирования остаточной стоимости при выбытии ОС; = учет доходов от сдачи ОС в аренду. 2. Порядок учета нематериальных активов и начисление амортизации по ним, учет НИОКР: = использование счета 05; = способ амортизации; = порядок списания расходов на каждую выполненную научно- исследовательскую, опытно-конструкторскую, технологическую работу списываются; = переоценка по данным активного рынка; = проверка на обесценение;

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 3. Учет финансовых вложений. Оценочный резерв под обесценение финансовых вложений. = оценка стоимости финансовых вложений; = признание затрат на приобретение финансовых вложений; = дисконтирование стоимости финансовых вложений; = формирование оценочного резерва. 4. Порядок учета материально-производственных запасов (включая товары) и их оценка. Формирование резерва на гарантийный ремонт и обслуживание. Оценочный резерв под снижение стоимости материально-производственных запасов = метод учета МПЗ в целях разделения складского и бухгалтерского = применение счетов 15,16; = порядок списания отклонений в стоимости материалов или ТЗР; = учетная цена закупаемых материалов; = оценка материально-производственных запасов при отпуске в производство и другом выбытии; = порядок списания стоимости спецоснастки; = порядок учета товаров в розничной торговле; = порядок учета затрат по заготовке и доставке товаров до центральных складов;

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 5. Учет затрат на производство. Оценка незавершенного производства. Отражение в учете готовой продукции = порядок учета и распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов; = порядок признания коммерческих расходов в себестоимости проданной продукции; = метод оценки незавершенного производства; = оценка готовой продукции; = учет готовой продукции (счета 40 и 43); = методы оценки стоимости реализованной готовой продукции; = группировка по статьям калькуляции; = признание выручки по договору и расходов по договору способом "по мере готовности" 6. Порядок учета затрат обслуживающих производств и хозяйств 7. Резервы под оценочные обязательства. Резерв по сомнительным долгам. 8. События после отчетной даты 9. Информация о связанных сторонах. Информация по сегментам 10. Принятие государственной помощи к учету 11. Учет заемных средств 12. Порядок применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» 13. Порядок применения ПБУ 2/2008 для договоров строительного подряда (длительных и смежных по годам)

Исполнительная часть учетной политики Главному бухгалтеру (или иному лицу)_____________ (ФИО) обеспечить: -ведение бухгалтерского учета в полном соответствии с Федеральным законом 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению, утвержденных Приказом МФ РФ от н и другими действующими нормативными актами в области методологии бухгалтерского учета, -своевременное и полное представление необходимой отчетности заинтересованным пользователям в соответствии с действующим законодательством, -возможность оперативного учета изменений действующего законодательства, -рациональный рабочий план счетов, график документооборота, -введение самостоятельно разработанных с учетом специфики деятельности первичных документов, учетных регистров.

Интеграция налогового и бухгалтерского учета Феральный закон N 81-ФЗ: с г. из Налогового кодекса будет исключено понятие "суммовые разницы", а также особые правила их учета. С 2015 г. по операциям, которые выражены в иностранной валюте (условных единицах), но расчеты по которым проводятся в рублях, изменение курса валюты нужно отражать в том же порядке, что и курсовые разницы. Феральный закон N 81-ФЗ: с г. из Налогового кодекса будет исключено понятие "суммовые разницы", а также особые правила их учета. С 2015 г. по операциям, которые выражены в иностранной валюте (условных единицах), но расчеты по которым проводятся в рублях, изменение курса валюты нужно отражать в том же порядке, что и курсовые разницы.закон кодексазакон кодекса В зависимости от того, что произошло раньше, требования (обязательства), выраженные в валюте (условных единицах), но подлежащие оплате в рублях, будут пересчитываться в рубли: на дату перехода права собственности, прекращения требований (обязательств) или на последнее число каждого месяца. Пересчет производится либо по официальному курсу Банка России, либо (если сторонами сделки предусмотрено иное) по курсу, установленному договором (п. п ст. 1 Федерального закона от N 81-ФЗ). В зависимости от того, что произошло раньше, требования (обязательства), выраженные в валюте (условных единицах), но подлежащие оплате в рублях, будут пересчитываться в рубли: на дату перехода права собственности, прекращения требований (обязательств) или на последнее число каждого месяца. Пересчет производится либо по официальному курсу Банка России, либо (если сторонами сделки предусмотрено иное) по курсу, установленному договором (п. п ст. 1 Федерального закона от N 81-ФЗ).п ст. 1 п ст. 1

Интеграция налогового и бухгалтерского учета С 1 января 2015 г. организации смогут самостоятельно определять порядок списания материальных расходов с учетом срока использования имущества и других экономических показателей. Например, стоимость малоценных предметов (ручного инструмента, хозяйственного инвентаря и т.д.) можно будет списывать в течение нескольких отчетных периодов, а не только единовременно, как до 1 января 2015 г. (пп. "а" п. 7 ст. 1 Федерального закона N 81-ФЗ). С 1 января 2015 г. организации смогут самостоятельно определять порядок списания материальных расходов с учетом срока использования имущества и других экономических показателей. Например, стоимость малоценных предметов (ручного инструмента, хозяйственного инвентаря и т.д.) можно будет списывать в течение нескольких отчетных периодов, а не только единовременно, как до 1 января 2015 г. (пп. "а" п. 7 ст. 1 Федерального закона N 81-ФЗ).пп. "а" п. 7 ст. 1 пп. "а" п. 7 ст. 1 С 1 января 2015 г. исключена возможность применения при налогообложении метода ЛИФО - метода оценки по стоимости последних по времени приобретений (п. 9 ст. 1 Федерального закона N 81-ФЗ). Метод ЛИФО основан на том, что в течение определенного периода товары реализуются в последовательности, обратной их приобретению (поступлению), т.е. последний приобретен - первый реализован. При этом в бухучете метод ЛИФО не применяется с 2008 г. Таким образом, исключение из НК РФ метода ЛИФО направлено на уменьшение различий между бухгалтерским и налоговым учетом. С 1 января 2015 г. исключена возможность применения при налогообложении метода ЛИФО - метода оценки по стоимости последних по времени приобретений (п. 9 ст. 1 Федерального закона N 81-ФЗ). Метод ЛИФО основан на том, что в течение определенного периода товары реализуются в последовательности, обратной их приобретению (поступлению), т.е. последний приобретен - первый реализован. При этом в бухучете метод ЛИФО не применяется с 2008 г. Таким образом, исключение из НК РФ метода ЛИФО направлено на уменьшение различий между бухгалтерским и налоговым учетом.п. 9 ст. 1НКп. 9 ст. 1НК

Интеграция налогового и бухгалтерского учета С 1 января 2015 г. организации смогут учесть убыток от уступки права требования единовременно на дату уступки. До 2015 г. такой убыток учитывается постепенно: 50 процентов убытка признается на дату уступки права требования, а оставшаяся часть включается во внереализационные расходы по истечении 45 календарных дней с даты уступки права требования (п. 13 ст. 1 Федерального закона N 81-ФЗ). С 1 января 2015 г. организации смогут учесть убыток от уступки права требования единовременно на дату уступки. До 2015 г. такой убыток учитывается постепенно: 50 процентов убытка признается на дату уступки права требования, а оставшаяся часть включается во внереализационные расходы по истечении 45 календарных дней с даты уступки права требования (п. 13 ст. 1 Федерального закона N 81-ФЗ).п. 13 ст. 1 п. 13 ст. 1 С г. не нормируются проценты по долговым обязательствам рамках сделок, которые не являются контролируемыми. С г. не нормируются проценты по долговым обязательствам рамках сделок, которые не являются контролируемыми.

Вариативные элементы учетной политики для целей налогообложения Налогоплательщик самостоятельно в установленных НК РФ рамках разрабатывает и утверждает элементы учетной политики, как правило, разбивая их на различные группы по отношению к конкретным налогам. НК Наибольшее количество положений, подлежащих закреплению в учетной политике, касается исчисления налога на прибыль. Наибольшее количество положений, подлежащих закреплению в учетной политике, касается исчисления налога на прибыль.

Элементы учетной политики в целях налогообложения Варианты выбора Комментарии 1. Метод учета доходов и расходов а) метод начисления б) кассовый метод Согласно ст. 271 НК РФ при методе начисления доходы и расходы для целей налогообложения будут признаваться в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств. ст. 271 ст. 271 Кассовый метод признания доходов и расходов могут применять только те организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превысила руб. за квартал (ст. 273 НК РФ). Кассовый метод признания доходов и расходов могут применять только те организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превысила руб. за квартал (ст. 273 НК РФ).ст. 273 ст. 273

2. Методы оценки сырья, материалов и покупных товаров Альтернатива выбора по п. 8 ст. 254 и п. 1 ст. 268 НК РФ): п. 8 ст. 254 п. 1 ст. 268 п. 8 ст. 254 п. 1 ст ) метод оценки по стоимости единицы запасов (товаров); 2) метод оценки по средней стоимости; 3) метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО); Метод оценки по стоимости единицы запасов (по стоимости единицы товара) используют предприятия, работающие с товаром (сырьем или материалом), имеющим большую стоимость и определенную уникальность например, дорогостоящее промышленное оборудование.Метод средней стоимости применяют при большом количестве товаров (сырья или материалов) и значительных объемах продаж (в рознице). Метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО) целесообразно применять при наличии постоянной тенденции на снижение стоимости реализуемых товаров (работ, услуг).

3. Перечень прямых расходов. В соответствии со ст. 318 НК РФ при методе начисления расходы делятся на прямые и косвенные. Альтернатива выбора заключается в формировании перечня прямых расходовст. 318 В ст. 318 НК РФ приведен примерный перечень прямых расходов, на который организации должны ориентироваться при формировании списка прямых расходов. Данный перечень открытый. Это означает, что организации, исходя из отраслевой специфики, могут включать в него иные расходы. Перечень прямых расходов закрепляется в учетной политике, даже если он полностью соответствует перечню, приведенному в ст. 318 НК РФ. ст Порядок распределения прямых расходов на остатки НЗП Организации самостоятельно определяют порядок распределения прямых расходов на остатки незавершенного производства и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги). Устанавливая такой порядок, организация должна соблюдать принцип соответствия произведенных расходов объему изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Если отнести прямые расходы к конкретному виду продукции не представляется возможным, а следовательно, данный принцип соблюсти нельзя, организация вправе разработать порядок распределения указанных расходов с использованием экономически обоснованных показателей. Выбранный способ распределения прямых расходов (формирования НЗП) организации закрепляют в учетной политике для целей налогообложения и применяют не менее двух налоговых периодов.

5. Порядок формирования НЗП при оказании услуг Согласно п. 2 ст. 318 НК РФ организации, оказывающим услуги, сумму прямых расходов отчетного периода можно относить в полном объеме на уменьшение доходов без распределения ее на остатки НЗП. Организации, оказывающие услуги, имеют право учитывать прямые расходы в целях налогообложения либо полностью в составе расходов текущего периода, либо в расходах текущего периода за минусом прямых расходов, распределяемых на остатки НЗП. 6. Правила формирования покупной стоимости товаров Ст. 320Ст. 320 НК РФ предусматривает два способа формирования покупной стоимости товаров. Первый способ: в покупную стоимость включаются только суммы, уплаченные поставщику за товары. Второй способ: покупная стоимость формируется с учетом расходов на приобретение товаров аналогично тому, как это принято в бухучете. При втором способе помимо сумм, уплаченных поставщику, в стоимость товаров можно включать таможенные пошлины, сборы, страховые и иные платежи, произведенные при покупке, а также транспортные расходы, связанные с приобретением товаров. Выбранный способ нужно применять как минимум в течение двух налоговых периодов.

7. Амортизация основных средств и нематериальных активов В налоговом учете амортизацию основных средств и нематериальных активов можно начислять одним из двух методов: линейным или нелинейным. Исключение составляют здания, сооружения, передаточные устройства и нематериальные активы, входящие в восьмую - десятую амортизационные группы. Их стоимость списывается только линейным методом (п. 3 ст. 259 НК РФ).восьмую десятую амортизационные группып. 3 ст. 259 Организация может иметь основные средства, которые: - используются в условиях агрессивной среды или повышенной сменности. В таком случае применяется специальный коэффициент, но не выше 2; - являются предметом договора финансовой аренды. В этом случае применяется специальный коэффициент, но не выше 3. Организация может начислять амортизацию по нормам ниже установленных ст. 259 НК РФ.ст. 259 Налогоплательщики имеют право менять метод начисления амортизации с начала очередного налогового периода. При этом они вправе переходить с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет. Нелинейный способ начисления амортизации применяется с учетом следующих особенностей. Если организация выберет нелинейный метод, то на 1-е число налогового периода, с начала которого этот метод применяется, для каждой амортизационной группы (подгруппы) определяется суммарный баланс. Он рассчитывается как суммарная стоимость всех объектов амортизируемого имущества, отнесенных к данной амортизационной группе (подгруппе). Сумма начисленной за месяц амортизации для каждой амортизационной группы (подгруппы) определяется как произведение суммарного баланса соответствующей амортизационной группы (подгруппы) на начало месяца и нормы амортизации. Налогоплательщики могут ликвидировать группу (подгруппу), если ее суммарный баланс станет менее руб. Группа (подгруппа) ликвидируется в месяце, следующем за месяцем, когда указанное значение было достигнуто, и при условии, что в этот промежуток времени не вводились в эксплуатацию объекты, которые бы увеличили суммарный баланс этой группы (подгруппы)

8. Порядок единовременного списания части стоимости основных средств Согласно п. 9 ст. 258 НК РФ организации могут единовременно списывать на расходы в целях налогообложения до 10% (до 30% - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) от первоначальной стоимости приобретенных основных средств.п. 9 ст. 258 Так же списываются суммы, израсходованные на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение, а также на частичную ликвидацию основных средств. Указанная норма не применяется по основным средствам, полученным безвозмездно.норма Частичное списание стоимости объекта производится в первый месяц начисления амортизации ( п. 3 ст. 272 НК РФ).п. 3 ст Создание резервов на предстоящие расходы Организации, которые признают доходы и расходы от реализации товаров (работ, услуг) по методу начисления, могут создавать резервы на предстоящие расходы: - на предстоящую оплату отпусков работникам; - выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; - предстоящий ремонт основных средств; - гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание; - формирование расходов по сомнительным долгам; - предстоящие расходы, направляемые на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов; - предстоящие расходы на НИОКР. Создание резервов позволяет равномерно включать в расходы для целей исчисления налога на прибыль определенные виды затрат. В соответствии со ст НК РФ, действующей с 1 января 2012 г., некоммерческие организации (кроме созданных в форме государственной корпорации, объединения юридических лиц, государственной компании) вправе создавать резерв предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности.ст

С уважением к слушателям семинара составитель конспекта Васянина Л.Н., генеральный директор аудиторской организации ООО «Паритет-Эксперт», доцент УрФУ, преподаватель ИПБ РФ, налоговый консультант. (343) …