1 Тема 12 (6 час.) Федеральные и региональные органы законодательной власти (6 час.)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Тема 7 Законодательная власть в Российской Федерации (2 час.)
Advertisements

ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ
Федеральное Собрание Российской Федерации. План 1)Структура Федерального Собрания Российской Федерации. 2)Порядок формирования Совета Федерации. 3)Компетенция.
Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума.
Законодательство, устанавливающее правовую основу для деятельности депутатов представительных органов местного самоуправления Федеральный закон от
100 лет ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ. Парламент - ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ Российской Федерации Совет Федерации Государственная Дума (450 депутатов) Комитеты и комиссии.
«Порядок работы Совета Федерации РФ» Выполнил: студент группы ДГЮ-403 Гагиев Б. М.
Органы государственной власти РФ. центральные, региональные местные. центральные, региональные местные.
Роль депутата представительного органа муниципального образования в осуществлении населением местного самоуправления Уточкин И.А., председатель Земского.
Федеральное Собрание Российской Федерации. План 1)Структура Федерального Собрания Российской Федерации. 2)Порядок формирования Совета Федерации. 3)Компетенция.
Права Члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Беркутова Александра Гафарова Диана Могучева Анастасия Хайбуллина Рузиля Шляпкина Мария.
Филиал 6 МУК ЦБС города Краснодара, Библиотека им. И. А. Гончарова.
Государственная Дума Российской Федерации. Федеральное Собрание Государственная Дума Российской Федерации Совет Федерации.
Политическая система РФ.
Основы законодательной власти в Российской Федерации.
1.Конституционно-правовые основы МСУ, его сущностные признаки. 2.Законодательные основы МСУ в Ставропольском крае. 3.Законодательные основы МСУ в муниципальных.
Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию России. Кашенов А.Т., к.и.н., доцент кафедры Теории права ЮФ ИИ ТУСУР.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ М.С. ИГНАТОВА, ДОЦ. КАФ. КОНСТИТУЦИОННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО.
1 ТЕМА 13 Конституционно-правовые основы организации государственной власти в субъектах Российской Федерации 2 час.
(Презентация вопросов раздела «Право» Кодификатора по обществознанию 2011 год (подготовка к ЕГЭ) Составила: М.П. Офёркина, учитель истории и обществознания.
Транксрипт:

1 Тема 12 (6 час.) Федеральные и региональные органы законодательной власти (6 час.)

2 Вопросы темы Сущность парламентаризма. Природа и место парламента в системе органов государственной власти. Федеральное Собрание Российской Федерации как представительный и как законодательный орган. Двухпалатная структура Федерального Собрания Российской Федерации. Смысл двухпалатной структуры и принципы взаимоотношений палат. Порядок формирования Совета Федерации и Государственной Думы. Компетенция Совета Федерации. Компетенция Государственной Думы. Структура и организация работы палат Федерального Собрания. Регламенты палат. Акты палат. Понятие и стадии законодательного процесса. Порядок взаимоотношений Совета Федерации и Государственной Думы в процедуре законодательного процесса. Роль Президента РФ в законодательном процессе. Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Природа депутатского мандата. Депутатский и парламентский запросы. Индемнитет и иммунитет. Основы организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Возможности федеральных органов власти влиять на деятельность законодательных органов субъектов РФ.

3 Всякий ли законодательный орган – парламент?

Определение парламентаризма «Парламентаризм – это особая система государственного руководства обществом, характеризующаяся разделением труда, законодательного и исполнительного, при привилегированном положении парламента. Парламентаризм не может существовать без парламента, его основой является именно сильный и полновластный парламент. Но парламентаризм есть в то же время высшее качество парламента, которое может им утратиться. Парламент может существовать без существенных элементов парламентаризма, что характерно для авторитарных режимов». (А.А. Мишин)

5 Основные признаки парламентаризма свободные и конкурентные выборы свободные и конкурентные выборы свобода парламентской деятельности свобода парламентской деятельности отсутствие незаконного давления со стороны других институтов власти отсутствие незаконного давления со стороны других институтов власти оптимальный численный состав оптимальный численный состав процессуальные гарантии соблюдения прав меньшинства процессуальные гарантии соблюдения прав меньшинства

6 Функции парламента представительная представительная законодательная (иногда учредительная) законодательная (иногда учредительная) бюджетно-финансовая бюджетно-финансовая формирование некоторых органов государственной власти формирование некоторых органов государственной власти контрольная – над исполнительной властью контрольная – над исполнительной властью принятие одноразовых актов – объявление войны, амнистия и т.п. принятие одноразовых актов – объявление войны, амнистия и т.п. церемониальная – свидетельствование вступления в должность церемониальная – свидетельствование вступления в должность

7 Представительная функция Выражение ценностей, мировоззрений, интересов разных групп населения Выражение ценностей, мировоззрений, интересов разных групп населения Учет мнений, позиций меньшинства Учет мнений, позиций меньшинства Цели (смысл): Обеспечение социального мира в стране Выработка компромиссных решений Выработка компромиссных решений

8 Законодательная функция Выработка основных правил Выработка основных правил Стабильность правовой системы Стабильность правовой системы Выработка основных задач для исполнительной власти Выработка основных задач для исполнительной власти

9 Контрольная функция Основная форма контроля общества за государством (СМИ, НПО) Основная форма контроля общества за государством (СМИ, НПО) Депутатский и парламентский запросы Депутатский и парламентский запросы Парламентские расследования Парламентские расследования Счетная палата РФ Счетная палата РФ Иные формы контроля Иные формы контроля

Почему две палаты? Разные интересы (первоначально: аристократы и «горожане») Разные интересы (первоначально: аристократы и «горожане») В федерации – интересы регионов и идеологический спектр В федерации – интересы регионов и идеологический спектр Взаимное сдерживание, уравновешивание разных интересов (« Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Члены Совета Федерации не создают фракции и партийные объединения» – из ст.1 ФЗ от г. «О формировании Совета Федерации…»). Взаимное сдерживание, уравновешивание разных интересов (« Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Члены Совета Федерации не создают фракции и партийные объединения» – из ст.1 ФЗ от г. «О формировании Совета Федерации…»). 10

11 Двухпалатная структура Федерального Собрания (основные различия) Совет Федерации Не имеет сроков полномочий Не имеет сроков полномочий Не может быть распущен Не может быть распущен Своя компетенция Своя компетенция Свои внутренняя структура, организация работы и аппарат Свои внутренняя структура, организация работы и аппарат Одобрение законов Одобрение законов Фильтр для решений Госдумы (законы, «импичмент») Фильтр для решений Госдумы (законы, «импичмент») Заседания не реже 2-х раз в месяц (1 день = утреннее и вечернее заседания) Заседания не реже 2-х раз в месяц (1 день = утреннее и вечернее заседания) Государственная Дума Срок полномочий – 5 лет Срок полномочий – 5 лет Может быть распущена Может быть распущена Своя компетенция Своя компетенция Свои внутренняя структура, организация работы и аппарат Свои внутренняя структура, организация работы и аппарат Принятие законов Принятие законов Принятие политических решений Принятие политических решений Заседания не реже 2 раз в неделю (1 день=1 заседание) Заседания не реже 2 раз в неделю (1 день=1 заседание)

12 Формирование Совета Федерации 2 представителя от каждого субъекта РФ – по 1 от исполнительной и законодательной власти – прямые выборы гражданами (Указ Президента РФ) – прямые выборы гражданами (Указ Президента РФ) – замещение по должности (ФЗ от г.) – замещение по должности (ФЗ от г.) – представители глав регионов и законодательных собраний (ФЗ от г.) – представители глав регионов и законодательных собраний (ФЗ от г.)

Формирование Совета Федерации С 1 января 2013 г. – ФЗ от г. 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации…» Общее требование: Формирование Совета Федерации С 1 января 2013 г. – ФЗ от г. 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации…» Общее требование: граждане с 30 лет, проживающие в регионе не менее 5 лет. Представитель от законодательной власти Представитель ЗАКС – только депутат данного органа Вносят по 1-й кандидатуре председатель ЗАКС и группа депутатов (не менее 1/5 от общего состава) Становится членом СФ по постановлению ЗАКС (простое большинство) Представитель от исполнительной власти Кандидат в губернаторы представляет в избирком 3 кандидатуры в члены СФ Кандидат в губернаторы представляет в избирком 3 кандидатуры в члены СФ Кандидатуры, представленные разными кандидатами в губернаторы, не могут быть одни и те же Кандидатуры, представленные разными кандидатами в губернаторы, не могут быть одни и те же После выборов губернатора тот назначает из трех кандидатур своего представителя – члена СФ После выборов губернатора тот назначает из трех кандидатур своего представителя – члена СФ

14 Формирование Государственной Думы Общая численность – 450 депутатов гг. – смешанная система = ½ по мажоритарной системе + ½ по пропорциональной системе гг. – смешанная система = ½ по мажоритарной системе + ½ по пропорциональной системе С декабря 2007 г. по – состав ГД полностью избирается по пропорциональной системе (федеральные списки) – 7% барьер С декабря 2007 г. по – состав ГД полностью избирается по пропорциональной системе (федеральные списки) – 7% барьер С выборов в ГД, начиная с марта 2014 г. (ФЗ от ) – смешанная система = ½ по мажоритарной системе + ½ по пропорциональной системе – 5% барьер

15 Компетенция Совета Федерации 1) утверждение изменения границ между субъектами РФ; 2) утверждение указа Президента РФ о введении военного положения; 3) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения; 4) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; 5) назначение выборов Президента РФ; 6) отрешение Президента РФ от должности; 7) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ; 8) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и его заместителей; 9) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

16 Компетенция Государственной Думы 1) 1) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; 2) 2) решение вопроса о доверии Правительству РФ; 3) 3) заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; 4) 4) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; 5) 5) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; 6) 6) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; 7) 7) объявление амнистии; 8) 8) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

17 Латынь дня De lege ferenda – Желательный для принятия закон

Лекция 2 18

19 Структура Совета Федерации Члены Совета Федерации Совет палаты Комитеты и комиссии Председатель, заместители председателя палаты

20 Структура Государственной Думы Депутаты Госдумы Совет ГД Комитеты и комиссии Председатель, заместители председателя палаты Фракции

Состав Совета палаты СФ Председатель Совета Федерации, Председатель Совета Федерации, Первый заместитель Председателя Совета Федерации, Первый заместитель Председателя Совета Федерации, Заместители Председателя Совета Федерации, Заместители Председателя Совета Федерации, Председатели комитетов Совета Федерации Председатели комитетов Совета Федерации 21

Состав Совета ГД Председатель ГД, Председатель ГД, Первые заместители Председателя ГД и заместители Председателя ГД, Первые заместители Председателя ГД и заместители Председателя ГД, Руководители фракций и руководители внутрифракционных групп (по поручению руководителя фракции). Руководители фракций и руководители внутрифракционных групп (по поручению руководителя фракции). С совещательным голосом: председатели комитетов ГД или их представители 22

23 Компетенция Совета палаты (СФ) ежемесячно утверждает график заседаний Совета Федерации; ежемесячно утверждает график заседаний Совета Федерации; рассматривает проект повестки дня заседания Совета Федерации; формирует список лиц, приглашенных на заседание Совета Федерации; принимает решения о проведении парламентских слушаний; даёт согласие на назначение на должность и освобождение от должности руководителя аппарата Совета Федерации; принимает решение о награждении граждан и организаций Российской Федерации, а также граждан иностранных государств Почетной грамотой Совета Федерации; периодически заслушивает отчеты руководителя аппарата Совета Федерации; ; заслушивает информацию комитетов, комиссий, должностных лиц Совета Федерации о ходе реализации постановлений палаты, в которых содержатся предложения органам и должностным лицам, а также поручения комитетам, комиссиям и должностным лицам Совета Федерации ; иное. иное.

24 Компетенция Совета ГД формирует проект примерной программы законопроектной работы ГД на текущую сессию; формирует проект примерной программы законопроектной работы ГД на текущую сессию; принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы ГД; принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы ГД; формирует проект календаря рассмотрения вопросов на очередной месяц с указанием тематических блоков только для законопроектов, рассматриваемых в первом чтении; формирует проект календаря рассмотрения вопросов на очередной месяц с указанием тематических блоков только для законопроектов, рассматриваемых в первом чтении; формирует проект порядка работы ГД на очередное заседание; формирует проект порядка работы ГД на очередное заседание; назначает соответствующий комитет ГД ответственным за подготовку законопроекта, внесенного в ГД; назначает соответствующий комитет ГД ответственным за подготовку законопроекта, внесенного в ГД; направляет законопроект для рассмотрения в комитеты палаты, депутатские объединения, при необходимости другим субъектам права законодательной инициативы и определяет срок подготовки отзывов, предложений и замечаний (поправок) к законопроекту; направляет законопроект для рассмотрения в комитеты палаты, депутатские объединения, при необходимости другим субъектам права законодательной инициативы и определяет срок подготовки отзывов, предложений и замечаний (поправок) к законопроекту; принимает решение о проведении парламентских слушаний принимает решение о проведении парламентских слушаний иное. иное.

25 Комитеты палат осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению палатой; осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению палатой; осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение палаты; осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение палаты; в соответствии с решением палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд РФ; в соответствии с решением палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд РФ; организуют парламентские слушания; организуют парламентские слушания; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета; решают вопросы организации своей деятельности. решают вопросы организации своей деятельности.

26 Законодательный (законотворческий) процесс Законотворческий процесс – это состоящая из определенных Конституцией РФ стадий деятельность органов государственной власти в рамках их полномочий, направленная на принятие или противодействие принятию федерального закона

27 Законодательный (законотворческий) процесс Принятый федеральный закон - это федеральный закон, принятый Государственной Думой и считающийся одобренным Советом Федерации. – Т.е. не надо путать «принятый закон» и «принятый Думой закон». «Несовпадающее содержание этих понятий отражает специфику отдельных стадий законодательного процесса». (п. 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. 10-П).

28 Субъекты законодательной инициативы o Президент РФ, o Совет Федерации, o члены Совета Федерации, o депутаты Государственной Думы, o Правительство РФ, o законодательные органы субъектов РФ, o Конституционный и Верховный суды РФ (только по вопросам их ведения).

29 Стадия 1: внесение законопроекта субъектом законодательной инициативы Требуются: а) пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта; б) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект; в) перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона; г) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат); д) в случаях, определенных ч. 3 ст. 104 Конституции РФ, заключение Правительства РФ.

30 Стадия 2: принятие законопроекта Госдумой Законопроект регистрируется. С этого дня проект считается внесенным в ГД. Законопроект регистрируется. С этого дня проект считается внесенным в ГД. Председатель Государственной Думы направляет законопроект в профильный комитет ГД, который определяет (в случае необходимости совместно с Правовым управлением Аппарата ГД) соответствие законопроекта необходимым требованиям и представляет законопроект в течение 14 дней на рассмотрение Совета ГД. Председатель Государственной Думы направляет законопроект в профильный комитет ГД, который определяет (в случае необходимости совместно с Правовым управлением Аппарата ГД) соответствие законопроекта необходимым требованиям и представляет законопроект в течение 14 дней на рассмотрение Совета ГД. Совет ГД назначает ответственный за подготовку комитет ГД (если не отправляет проект субъекту инициативы при несоответствии требованиям). Совет ГД назначает ответственный за подготовку комитет ГД (если не отправляет проект субъекту инициативы при несоответствии требованиям). Одновременно проект рассылается в СФ, Президенту, в Правительство, высшие суды для дачи замечаний. Проект по предмету совместного ведения направляется в ЗАКСЫ субъектов РФ. Одновременно проект рассылается в СФ, Президенту, в Правительство, высшие суды для дачи замечаний. Проект по предмету совместного ведения направляется в ЗАКСЫ субъектов РФ. Совет ГД устанавливает срок подготовки к рассмотрению. Совет ГД устанавливает срок подготовки к рассмотрению. Если аналогичный проект принят в 1-м чтении, проект возвращается «автору» Если аналогичный проект принят в 1-м чтении, проект возвращается «автору»

31 Стадия 3: Первое чтение За 14 дней до рассмотрения проект – в Совет ГД За 14 дней до рассмотрения проект – в Совет ГД За 3 дня до рассмотрения проект – в СФ, Президенту, в Правительство и депутатам ГД За 3 дня до рассмотрения проект – в СФ, Президенту, в Правительство и депутатам ГД Присутствие на заседании ГД субъекта, внесшего проект (его представителя), обязательно. Иначе проект не рассматривается. Присутствие на заседании ГД субъекта, внесшего проект (его представителя), обязательно. Иначе проект не рассматривается. На заседании ГД обсуждается концепция, дается оценка соответствия основных положений проекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости На заседании ГД обсуждается концепция, дается оценка соответствия основных положений проекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости По результатам обсуждения Дума может: По результатам обсуждения Дума может: принять проект в 1-м чтении и продолжить работу над ним; принять проект в 1-м чтении и продолжить работу над ним; принять закон (т.е. сразу в 3-х чтениях); принять закон (т.е. сразу в 3-х чтениях); отклонить проект (возвращается «автору»); отклонить проект (возвращается «автору»); Вынести на всенародное обсуждение Вынести на всенародное обсуждение

32 Стадия 4: Второе чтение В ответственный комитет вносятся поправки В ответственный комитет вносятся поправки Комитет изучает их, проводит экспертизу и т.д. Комитет изучает их, проводит экспертизу и т.д. Может быть изменено название проекта Может быть изменено название проекта Ко 2-му чтению комитет составляет три таблицы поправок: Ко 2-му чтению комитет составляет три таблицы поправок: включенных в текст; включенных в текст; рекомендуемых к отклонению; рекомендуемых к отклонению; по которым не принято решения по которым не принято решения Проект направляется в Совет ГД Проект направляется в Совет ГД Совет ГД принимает решение о включении проекта в календарь рассмотрения (или не принимает) и назначает докладчика от комитета Совет ГД принимает решение о включении проекта в календарь рассмотрения (или не принимает) и назначает докладчика от комитета При 2-м чтении голосуются, главным образом, поправки – как внесенные, так и отклоненные комитетом При 2-м чтении голосуются, главным образом, поправки – как внесенные, так и отклоненные комитетом Если за проект не проголосует большинство, он либо снимается с дальнейшего рассмотрения, либо возвращается в 1-е чтение (т.е. меняется концепция) Если за проект не проголосует большинство, он либо снимается с дальнейшего рассмотрения, либо возвращается в 1-е чтение (т.е. меняется концепция)

33 Стадия 5: Принятие закона и передача в СФ Для устранения внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями во 2-м чтении проект дорабатывается в ответственном комитете Для устранения внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями во 2-м чтении проект дорабатывается в ответственном комитете Доработанный проект направляется в Совет ГД, назначающий дату рассмотрения его в 3-м чтении, т.е. для голосования «в целях его принятия в качестве закона» Доработанный проект направляется в Совет ГД, назначающий дату рассмотрения его в 3-м чтении, т.е. для голосования «в целях его принятия в качестве закона» При рассмотрении законопроекта в 3-м чтении не допускаются внесение в него поправок и обсуждение проекта в целом либо его отдельных разделов, глав, статей При рассмотрении законопроекта в 3-м чтении не допускаются внесение в него поправок и обсуждение проекта в целом либо его отдельных разделов, глав, статей Если законопроект не принят Государственной Думой в третьем чтении, он считается отклоненным Если законопроект не принят Государственной Думой в третьем чтении, он считается отклоненным Принятый ГД закон со всеми сопутствующими ему материалами в течение пяти дней направляется в Совет Федерации Принятый ГД закон со всеми сопутствующими ему материалами в течение пяти дней направляется в Совет Федерации

34 Стадия 6: Рассмотрение закона в Совете Федерации Общий порядок: 14 дней! Законы, рассматриваемые в обязательном порядке. По вопросам: Законы, рассматриваемые в обязательном порядке. По вопросам: федерального бюджета; федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы; статуса и защиты государственной границы; войны и мира войны и мира (если СФ не успеет в 14 дней, должен продолжить рассмотрение – пост. КС РФ от 23 марта 1995 г. ) Законы, рассматриваемые СФ по своему выбору Законы, рассматриваемые СФ по своему выбору Законы, считающиеся «молчаливо одобренными» Законы, считающиеся «молчаливо одобренными»

35 Стадия 7 (факультативная): Согласительный процесс Если СФ отклоняет принятый Думой закон, то по Конституции РФ: 1-й вариант – создается согласительная комиссия (по инициативе СФ или ГД), после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Думой 1-й вариант – создается согласительная комиссия (по инициативе СФ или ГД), после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Думой 2-й вариант – Дума голосует за закон в прежней редакции, но требуется квалифицированное большинство голосов (не менее 2/3 от общего числа депутатов) 2-й вариант – Дума голосует за закон в прежней редакции, но требуется квалифицированное большинство голосов (не менее 2/3 от общего числа депутатов) по Регламенту ГД 3-й вариант – закон снимается с повторного рассмотрения и Дума вообще отказывается от него или возвращает к 1-му чтению 3-й вариант – закон снимается с повторного рассмотрения и Дума вообще отказывается от него или возвращает к 1-му чтению

36 Стадия 8: Подписание/отклонение и обнародование закона Президентом РФ Одобренный СФ закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ: Одобренный СФ закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ: Советом Федерации (в т.ч. при «молчаливом одобрении») Советом Федерации (в т.ч. при «молчаливом одобрении») Госдумой, преодолевшей «вето» Совета Федерации Госдумой, преодолевшей «вето» Совета Федерации В течение 14 дней Президент принимает решение: подписать или отклонить закон В течение 14 дней Президент принимает решение: подписать или отклонить закон Если подписывает, то обнародует (доводит с помощью средств массовой коммуникации до всеобщего сведения. Главным образом – публикует) Если подписывает, то обнародует (доводит с помощью средств массовой коммуникации до всеобщего сведения. Главным образом – публикует) Если отклоняет – отправляет в ГД с мотивированным заключением (копия в СФ) Если отклоняет – отправляет в ГД с мотивированным заключением (копия в СФ) Может принять также решение возвратить закон, если была нарушена процедура его принятия (пост. КС РФ от 22 апреля 1996 г.). Это не считается отклонением, но ГД обязана вновь принять такой закон и вновь передать его в СФ Может принять также решение возвратить закон, если была нарушена процедура его принятия (пост. КС РФ от 22 апреля 1996 г.). Это не считается отклонением, но ГД обязана вновь принять такой закон и вновь передать его в СФ

37 Статус российского парламентария

38 Природа депутатского мандата Свободный и императивный мандат (основные отличия) Императивный мандат Свободный мандат Представляет в органе власти только своих избирателей Представляет не своих только избирателей, но и весь народ Получает от избирателей поручения (наказы), за реализацию которых должен перед ними отчитываться Юридически не связан волей (наказами) тех, кто голосовал за него Подлежит отзыву, если избиратели сочтут, что их представитель не оправдывает оказанного ему доверия Не может быть отозван избирателями

Основные обязанности и права в палате Основные обязанности и права парламентария в палате Обязательное посещение заседаний Обязательное посещение заседаний Обязательная работа в одном из комитетов Обязательная работа в одном из комитетов Обязательное участие в работе фракции Обязательное участие в работе фракции Право депутатского запроса Право депутатского запроса Выполнение поручений ГД Выполнение поручений ГД Обязанность соблюдать этические нормы Обязанность соблюдать этические нормы Право законодательной инициативы Право законодательной инициативы Право на получение и распространение информации Право на получение и распространение информации 39

40 Некоторые дополнительные права в палате Некоторые дополнительные права парламентария в палате пользоваться правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой, а также комитетом, комиссией данной палаты, согласительной, специальной, иной парламентской комиссией, членом которых он является; пользоваться правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой, а также комитетом, комиссией данной палаты, согласительной, специальной, иной парламентской комиссией, членом которых он является; участвовать в парламентских слушаниях; участвовать в парламентских слушаниях; получать распространяемые аппаратом соответствующей палаты документы, принятые палатами, печатные издания палат, другие документы, информационные и справочные материалы, в том числе официально распространяемые Администрацией Президента РФ, Правительством РФ, Конституционным и Верховным судами РФ, Счетной палатой РФ, иными государственными органами; получать распространяемые аппаратом соответствующей палаты документы, принятые палатами, печатные издания палат, другие документы, информационные и справочные материалы, в том числе официально распространяемые Администрацией Президента РФ, Правительством РФ, Конституционным и Верховным судами РФ, Счетной палатой РФ, иными государственными органами; в здании соответствующей палаты иметь отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой, средствами связи

41 парламентария вне палаты Основные обязанности и права парламентария вне палаты поддерживать связь с избирателями (для депутатов Госдумы ): поддерживать связь с избирателями (для депутатов Госдумы ): рассматривать их обращения; рассматривать их обращения; лично вести прием граждан; лично вести прием граждан; проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода; проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода; информировать избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации; информировать избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации; представлять декларации о доходах и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности; беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления и присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов; беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления и присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов; выступать по вопросам своей деятельности в государственных СМИ в установленном порядке; выступать по вопросам своей деятельности в государственных СМИ в установленном порядке;

42 парламентария вне палаты Основные обязанности и права парламентария вне палаты (продолжение) по вопросам своей деятельности пользоваться правом на приём в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований; по вопросам своей деятельности пользоваться правом на приём в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований; члену Совета Федерации для осуществления своих полномочий иметь на территории соответствующего субъекта РФ транспортные средства, отдельное охраняемое помещение, оборудованное мебелью, средствами связи, в том числе правительственной, и необходимой оргтехникой, подключенные к общей сети соответствующих органов государственной власти, принтеры, копировально-множительную технику, предоставляемые соответственно законодательным или высшим исполнительным органом власти данного субъекта РФ члену Совета Федерации для осуществления своих полномочий иметь на территории соответствующего субъекта РФ транспортные средства, отдельное охраняемое помещение, оборудованное мебелью, средствами связи, в том числе правительственной, и необходимой оргтехникой, подключенные к общей сети соответствующих органов государственной власти, принтеры, копировально-множительную технику, предоставляемые соответственно законодательным или высшим исполнительным органом власти данного субъекта РФ

43 Гарантии защиты парламентской свободы (2 смысла): Индемнитет (2 смысла): 1) 1) «неответственность за высказывания и иные действия при осуществлении мандата: в палате, в комитете (комиссии), в иных случаях, когда высказывание носит публичный характер, а равно за содержание вносимых проектов законов и иных решений, за голосование, вопросы и запросы, поправки и т.п.» 2) 2) вознаграждение парламентария, но вознаграждение не как плата за работу, а как компенсация личных расходов. Indemnitas (лат.) – без ущерба*** Иммунитет – неприкосновенность Immunis (лат.) – свободный от повинностей; непринуждаемый, непричастный; незапятнанный

44 Некоторые ограничения (запреты) Не вправе: быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления; быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления; выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, замещать иную государственную должность РФ или субъекта РФ; выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, замещать иную государственную должность РФ или субъекта РФ; находиться на государственной или муниципальной службе; находиться на государственной или муниципальной службе; заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (но и эти виды деятельности с ограничениями); заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (но и эти виды деятельности с ограничениями); состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации; состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации; входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории России их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством РФ; входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории России их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством РФ;

Некоторые ограничения (запреты) Не вправе: получать в связи с осуществлением соответствующих полномочий не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц (подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, являются федеральной собственностью); получать в связи с осуществлением соответствующих полномочий не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц (подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, являются федеральной собственностью); выезжать в связи с осуществлением соответствующих полномочий за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями. выезжать в связи с осуществлением соответствующих полномочий за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями. 45

46 Латынь дня Salus populi suprema lex – Благо народа – высший закон

Лекция 3 47

Конституция РФ об общих принципах организации региональной власти o «В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: … установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления» (п. «н.» ч.1 ст.72 Конституции РФ) o «Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом» (ч.1 ст.77 Конституции РФ). 48

Как понимать «общие принципы организации государственной власти»? Общие для всех субъектов РФ? Общие для Федерации и субъектов РФ? Общие в смысле наиболее важные? Какие именно принципы должны быть общими? 49

50 Конституционные принципы организации и деятельности органов государственной власти субъектов РФ Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ Распространение суверенитета РФ на всю ее территорию Разделение на законодательную, исполнительную и судебную Единство системы государственной власти (ст.5) Разделение на законодательную, исполнительную и судебную Единство системы государственной власти (ст.5) Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти Система органов государственной власти устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ст.77) Система органов государственной власти устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ст.77) Самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий

Принципы деятельности органов государственной власти субъекта РФ (ст.1 ФЗ « Принципы деятельности органов государственной власти субъекта РФ (ст.1 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») а) государственная и территориальная целостность РФ; б) распространение суверенитета РФ на всю ее территорию; в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ; г) единство системы государственной власти; д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица; е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ; ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий; з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления. 51

52 Законодательная власть в субъектах РФ Субъект РФ самостоятельно определяет (устанавливает): 1) наименование ЗАКС 2) структуру ЗАКС (одно- или двухпалатную) 3) численность состава ЗАКС, в т.ч. численность депутатов, работающих на проф. основе 4) срок полномочий ЗАКС 5) минимальную численность для правомочности заседаний ЗАКС (кворум) Предписано Федерацией 1) 1) Формирование 50% ЗАКС по пропорциональной системе 2) 2) Порядок принятия нормативных актов 3) 3) Срок полномочий ЗАКС не свыше 5 лет 4) 4) Не вправе управлять и (или) распоряжаться средствами бюджета субъекта РФ 5) 5) ЗАКС правомочен, если избрано не менее 2/3 от общего состава депутатов 6) 6) Численность ЗАКС 7) 7) Основные функции ЗАКС 8) 8) Вопросы, по которым должны приниматься законы субъекта РФ (см. ниже) 9) 9) 10 вопросов, по которым должны быть приняты постановления ЗАКС 10) 10) Субъекты и порядок осуществления законодательной инициативы 11) 11) Порядок обнародования и вступления в силу нормативных актов 12) 12) Порядок досрочного прекращения полномочий ЗАКС 12) 12) Ограничения, связанные с депутатской деятельностью 13) 13) Гарантии депутатской деятельности

53 Вопросы, которые регулируются только законами субъекта РФ 1) 1) бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении; 2) 2) порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации; 3) 3) программы социально-экономического развития субъекта РФ; 4) 4) налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта РФ; 5) 5) бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта и отчеты об их исполнении; 6) 6) порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм; 7) 7) заключение и расторжение договоров субъекта РФ; 8) 8) порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ; 9) 9) порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; 10) 10) административно-территориальное устройство субъекта РФ и порядок его изменения; 11) 11) система исполнительных органов государственной власти субъекта РФ; 12) 12) иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ к ведению и полномочиям субъекта РФ.

54 Основания для досрочного прекращения полномочий ЗАКС (ответственность ЗАКС) 1. Самороспуск Решение принимается самим ЗАКС в порядке, определяемом законом субъекта РФ 2. Роспуск высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ 1. Принятие акта, противоречащего федеральным, если ЗАКС не устранил противоречия в течение 6 месяцев после судебного решения (?!) 2. Отсутствие заседаний в течение 3 месяцев (факт устанавливает суд) 3. Роспуск по судебному решению Вступление в силу решения федерального суда, высшего на территории субъекта РФ, о неправомочности данного состава депутатов ЗАКС, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий 4. Роспуск Президентом РФ Сначала – предупреждение, если: ЗАКС принял противоречащий федеральному зак- ву акт, в результате чего созданы препятствия для реализации полномочий федеральных органов и органов МСУ, нарушены права и свободы граждан, и ЗАКС принял противоречащий федеральному зак- ву акт, в результате чего созданы препятствия для реализации полномочий федеральных органов и органов МСУ, нарушены права и свободы граждан, и не устранил противоречие в течение 6 месяцев после судебного решения (?!). не устранил противоречие в течение 6 месяцев после судебного решения (?!). Если в течение 3 месяцев предупреждение не действует, Президент вправе распустить ЗАКС Если в течение 3 месяцев предупреждение не действует, Президент вправе распустить ЗАКС

55 Особенности статуса депутата ЗАКС Депутат может осуществлять деятельность: Депутат может осуществлять деятельность: на профессиональной постоянной основе, на профессиональной постоянной основе, на профессиональной основе в определенный период, на профессиональной основе в определенный период, без отрыва от основной деятельности без отрыва от основной деятельности В то же время депутат ЗАКС не вправе: В то же время депутат ЗАКС не вправе: быть депутатом Госдумы или членом Совета Федерации быть депутатом Госдумы или членом Совета Федерации быть судьей быть судьей замещать иные государственные должности РФ, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта РФ или государственные должности государственной службы субъекта РФ замещать иные государственные должности РФ, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта РФ или государственные должности государственной службы субъекта РФ замещать выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы замещать выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы Депутат, избранный в составе списка не вправе выйти из фракции, в которой он состоит. Он может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой был избран. Депутат, избранный по одномандатному избирательному округу и входящий в депутатское объединение (во фракцию), может быть членом только той политической партии, в депутатское объединение (во фракцию) которой он входит Возможен отзыв депутата. Правда, только по формальным основаниям Возможен отзыв депутата. Правда, только по формальным основаниям Неприкосновенностью не обладает. Только особый порядок производства процессуальных действий в отношении него. Неприкосновенностью не обладает. Только особый порядок производства процессуальных действий в отношении него.

56 Латынь дня Dura lex sed lex – Жестокий закон, но это закон

57 Спасибо за внимание!