Изобразительно- выразительные средства языка Определения, примеры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
Advertisements

Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Изобразительно- выразительные средства Подготовка к ЕГЭ.
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
Фигуры речи и тропы Справочные материалы. Фигура речи Фигура речи – оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
Художественный стиль речи Особенности: Образность Образность Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных.
1 Презентация Презентация по теме «Выразительные средства языка» Выполнили обучающиеся Выполнили обучающиеся 8 класса 8 класса Владимирова Алина и Владимирова.
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа 14 Тест по теме: «Изобразительно- выразительные средства языка» Учитель.
ТРОПЫ Эпитет Метафора Гипербола Олицетво-рение Перифраз Сравнение В переводе с греч. языка – приложение, прилагаемое. Эпитет – это особое, образное определение,
Электронное пособие о языковых средствах выразительности «изобразительно-выразительные средства языка» Разработала Понакшина Татьяна Николаевна, учитель.
Художественный стиль речи Особенности: Образность Образность Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных.
Типичные вопросы по лирическим произведениям. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической.
Басырова А. Гаранина Ю.. Звуковые средства Благозвучие – стройность, согласованность, гармоничность в сочетании или чередовании звуков в речи. Аллитерация-повторение.
Муниципальное образовательное учреждение Венгеровская СОШ 2 Изобразительно-выразительные средства языка. Выполнил Ученик 10 «в» класса Ояберь Урмас Преподаватель.
1) А ПЕРЕНОС ЗНАЧЕНИЯ ПО СМЕЖНОСТИ Б НЕПОМЕРНОЕ УМЕНЬШЕНИЕ СИЛЫ, РАЗМЕРА, ЗНАЧЕНИЯ. В УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ НА ОСНОВЕ СХОДСТВА ДВУХ.
«Своя игра» (по заданиям ЕГЭ В8) Заббарова Алсу Галимулловна, учитель русского языка и литературы МОУ «Мурзинская СОШ» 1.
Изобразительно-выразительные средства языка ТРОПЫ ФИГУРЫ.
Транксрипт:

Изобразительно- выразительные средства языка Определения, примеры.

Теоретические сведения Выделяют следующие средства создания выразительного языка: Выделяют следующие средства создания выразительного языка: Тропы (ед. число – троп- муж род)- слова, сочетания слов,обороты речи, которые употребляются в переносном значении. Тропы (ед. число – троп- муж род)- слова, сочетания слов,обороты речи, которые употребляются в переносном значении. Фигуры речи - обороты речи, которые воспринимаются как отступления от некоторой языковой нормы и эмоционально воздействуют на читателя Фигуры речи - обороты речи, которые воспринимаются как отступления от некоторой языковой нормы и эмоционально воздействуют на читателя

Простые тропы 1) сравнение - образное определение предмета или явления при помощи сопоставления его с другими Как царство белого снега, Как царство белого снега, душа моя холодна. (В.Брюсов) душа моя холодна. (В.Брюсов) 2) эпитет - художественное определение, придающее образность и выразительность. Грозный звук (Лермонтов) Грозный звук (Лермонтов) Минуты роковые (Тютчев) Минуты роковые (Тютчев)

Простые тропы 3) ирония - отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние Откуда, умная, бредёшь ты, голова? (Крылов) Откуда, умная, бредёшь ты, голова? (Крылов)

Простые тропы 1) сравнение - образное определение предмета или явления при помощи сопоставления его с другими 2)эпитет - художественное определение, придающее образность и выразительность Как царство белого снега, душа моя холодна. (В.Брюсов) Грозный звук (М.Лермонтов) Минуты роковые (Тютчев)

Сложные тропы: 4) Метафора – скрытое или свёрнутое сравнение. Пчела за данью полевой Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. (Пушкин) Летит из кельи восковой. (Пушкин) 5) Олицетворение (персонификация) - наделение неодушевлённых предметов, явлений природы человеческими способностями и свойствами человека: даром речи, мыслями, чувствами.

Сложные тропы: 6) метонимия - замена в худ-ой речи название предмета, понятия, явления другим названием, связанным с ним внешними отношениями. В нашем представлении неразрывно связаны автор и его книга, человек и его характерная одежда. Театр уж полон; ложи блещут Партер и кресла - всё кипит. (Пушкин)

Сложные тропы синекдоха - разновидность метонимии, основанная на замене названия целого явления названием его части ли наоборот, называя целое, подразумевают какую-то часть. Иногда единств число заменяется множеств, или множестввенное - единстввенным. Ликовал француз…(Лермонтов) Три тарелки съел…

Сложные тропы: 7) антономазия – а) обозначение лица словом, имеющим отвлеченное значение: «нечистый» вместо чёрт. б) употребление собственного имени для обозначения лица, наделенного свойствами известного в литературе персонажа «отелло» вместо ревнивец.

Сложные тропы: 8) гипербола - образное выражение, состоящее в преувеличении размера, силы, значения того, о чём говорит автор: ест за семерых 9) литота - обратная гипербола; - художественное преуменьшение: с гулькин нос, мальчик-с-пальчик, - художественное преуменьшение: с гулькин нос, мальчик-с-пальчик, - двойное отрицание : небезынтересный - двойное отрицание : небезынтересный 10) Гротеск - фантастическое преувеличение

Сложные тропы: 11) символ - образные слова, которые замещают название жизненного явления, понятия, предмета условным его обозначением, напоминающим это явление, предмет и придающий ему глубинный смысл: Утро - это символ молодости, начала жизни. 12) аллегория - иносказание, условное изображение отвлечённого понятия, явления при помощи конкретного образа: Замок - собачка верная…Черное – смерть, траур.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Стилистическими фигурами называют обороты речи, которые воспринимаются как отступления от некоторой языковой нормы и эмоционально воздействуют на читателя. Стилистическими фигурами называют обороты речи, которые воспринимаются как отступления от некоторой языковой нормы и эмоционально воздействуют на читателя. Синтаксические фигуры можно разделить между собой по степени сложности синтаксической структуры. Синтаксические фигуры можно разделить между собой по степени сложности синтаксической структуры.

Упрощенные стилистические фигуры 1.- риторический вопрос - это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному явлению. «Знаете ли вы украинскую ночь?»; или «Где мне взять силы, чтобы вернуть утраченный покой?») 1.- риторический вопрос - это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному явлению. «Знаете ли вы украинскую ночь?»; или «Где мне взять силы, чтобы вернуть утраченный покой?»)

Упрощенные стилистические фигуры 2- риторическое обращение - это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику. «Человек! Будь осторожен: очень часто домашних уток ты принимаешь за небесных ангелов!»; «Родная земля! Прости и прими нас, твоих блудных сыновей!» «Человек! Будь осторожен: очень часто домашних уток ты принимаешь за небесных ангелов!»; «Родная земля! Прости и прими нас, твоих блудных сыновей!»

Упрощенные стилистические фигуры 3-эллипс(ис) - конструкции,в которых не хватает для законченной структуры некоторых членов предложения ; усечение фразы; пропуск подразумеваемого слова. Татьяна - в лес, медведь – за нею (Пушкин) Мы села - в пепел,грады - в прах, В мечи - серпы и плуги. В мечи - серпы и плуги.

Упрощенные стилистические фигуры Роль эллипсиса в тексте В зависимости от контекста создает эффект бытовой небрежности, мудрого лаконизма, «телеграфной» деловитости, лирической взволнованности, разговорного просторечия и т. д. В зависимости от контекста создает эффект бытовой небрежности, мудрого лаконизма, «телеграфной» деловитости, лирической взволнованности, разговорного просторечия и т. д. Эллиптические конструкции придают сжатость, энергию выражению. Обычно при эллипсисе опускается глагол. Эллиптические конструкции придают сжатость, энергию выражению. Обычно при эллипсисе опускается глагол.

Упрощенные стилистические фигуры 4 - парцелляция - дробление, фраза "дробится" "неоправданными" знаками препинания: Случалось ли, чтоб вы, смеясь? или в печали? Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали? 5- асиндетон - бессоюзие; стилистическая фигура, заключающаяся в опущении союзов для оживления речи;повышается энергия фразы: Пришел, увидел, победил.

Упрощенные стилистические фигуры 6- умолчание - оборот речи,в котором мысль остается не до конца выраженной, но читатель догадывается о невысказанном : Но мне ли,мне ль,любимцу государя... Но смерть...но власть...но бедствия народны минус-прием (автология) - отсутствие каких-либо худ. средств, текст "оголяется".

Усложненные стилистические фигуры 8- градациия - (gradatio - постепенное повышение),. - стил. фигура, употребляемая для постепенного возвышения, усиления смысла или эмоциональности (прямая градациия) или понижения (обратная градации) Фу ты,пропасть, какие смушки! Описать нельзя: бархат! Серебро! огонь! Фу ты,пропасть, какие смушки! Описать нельзя: бархат! Серебро! огонь!

Усложненные стилистические фигуры Роль градациии в тексте этимология слова (gradatio - постепенное повышение) довольно прозрачно указывает на то, что в художественном тексте градациия используется для создания напряженно нарастающей интонации этимология слова (gradatio - постепенное повышение) довольно прозрачно указывает на то, что в художественном тексте градациия используется для создания напряженно нарастающей интонации

Усложненные стилистические фигуры. Повтор и его виды 9 повторы : одна из самых распространенных стилистических фигур. Существуют разнообразные виды повторов, но общее их значение состоит в том, что автор повторяет те звуки, те слова, те выражения, те предложения, которые он считает наиболее значимыми. Задача исследователя - выявить, какую художественную роль играет усиленный повтором компонент.

Усложненные стилистические фигуры виды повтора а) анафора -повторение начального слова: жди, когда снега метут, жди, когда жара,.. жди, когда снега метут, жди, когда жара,.. Жди, когда других не ждут, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Позабыв вчера. б) эпифора -повторение слов или выражений в конце отрезка речи.

Усложненные стилистические фигуры виды повтора в) анадиплосис - стык, подхват - стил. фигура, состоящая в повторе заключительного слова или словосочетания в начале очередной стихотворной строки: Папенька с маменькой спор спорили, Спор спорили об своей дочери. Спор спорили об своей дочери.

Усложненные стилистические фигуры виды повтора г) симплока - стилист. фигура, состоящая в том, что два отрезка речи имеют одинаковые начала и окончания, а серединка фразы меняется: Во поле береза стояла, Во поле кудрявая стояла. д) рефрен - повтор самостоятельного предложения, логически обособленного от основного текста, припев.

Усложненные стилистические фигуры 10 - параллелизм - (от греч. parallelos - находящийся или идущий рядом), тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый образ параллелизм - (от греч. parallelos - находящийся или идущий рядом), тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый образ.

Усложненные стилистические фигуры - синтаксический параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи: «По небу (где?) плывут тощие тучи. Над рекой (где?) висят серые клочья тумана. В душе (где?) затаилась угрюмая боль». - синтаксический параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи: «По небу (где?) плывут тощие тучи. Над рекой (где?) висят серые клочья тумана. В душе (где?) затаилась угрюмая боль». Анализируя текст, вы можете столкнуться с еще одним видом параллелизма - композиционным. Он основан на сходстве сюжетных линий, смысловой параллельности частей: например, описание осенней распутицы предваряет описание внутреннего состояния персонажа. Анализируя текст, вы можете столкнуться с еще одним видом параллелизма - композиционным. Он основан на сходстве сюжетных линий, смысловой параллельности частей: например, описание осенней распутицы предваряет описание внутреннего состояния персонажа.

Усложненные стилистические фигуры 11- полисиндетон - многосоозие: И пращ, и стрела, и лукавый кинжал полисиндетон - многосоозие: И пращ, и стрела, и лукавый кинжал аппликация - включение в текст общеизвестных пословиц, поговорок, хорошо известных выражений. 12- аппликация - включение в текст общеизвестных пословиц, поговорок, хорошо известных выражений.

Усложненные стилистические фигуры 13 - контаминация - соединение различных текстов в один: О вкусах хорошо или никак контаминация - соединение различных текстов в один: О вкусах хорошо или никак плеоназм - речевое излишество, но иногда может иметь худ. значение: 14 - плеоназм - речевое излишество, но иногда может иметь худ. значение:...старуха старая с клюкой... Или: За льдиной льдина вслед плывет...

Усложненные стилистические фигуры 15 - амплификация - стил. фигура, состоящая в нанизывании синонимических определений, сравнений и т.д. для усиления выразительности : Берет - как бомбу, берет - как ежа, как бритву обоюдоострую амплификация - стил. фигура, состоящая в нанизывании синонимических определений, сравнений и т.д. для усиления выразительности : Берет - как бомбу, берет - как ежа, как бритву обоюдоострую... Или несколько стил.фигур собраны воедино Или несколько стил.фигур собраны воедино

Усложненные стилистические фигуры 16 - перифраз - стил.фигура, применяемая для замены слова или группы слов, чтобы избежать повторения, придать повествованию большую выразительность: 16 - перифраз - стил.фигура, применяемая для замены слова или группы слов, чтобы избежать повторения, придать повествованию большую выразительность: вместо "Лев Толстой" - "автор "Войны и Мира", вместо "легкая атлетика" - "королева спорта", вместо "луна" - "небесная лампада".

Усложненные стилистические фигуры 17- инверсия - нарушение обычного порядка слов. Так, например, логика развития мысли требует, чтобы в повествовательном предложении на первом месте стояло подлежащее, а сказуемое - на втором. Если поэт меняет их местами, то, скорее всего, мы имеем дело с инверсией. Инверсия применяется для логического и эмоционального выде­ления слов. 17- инверсия - нарушение обычного порядка слов. Так, например, логика развития мысли требует, чтобы в повествовательном предложении на первом месте стояло подлежащее, а сказуемое - на втором. Если поэт меняет их местами, то, скорее всего, мы имеем дело с инверсией. Инверсия применяется для логического и эмоционального выде­ления слов.

Усложненные стилистические фигуры. Инверсивными считаются в русском языке следующие сочетания а)определение стоит после определяемого слова: Сижу за решеткой, в темнице сырой (сырая темница); б)обстоятельство (наречие) стоит после главного слова: На севере диком стоит одиноко (одиноко стоит); в)дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед главным словом: Часов однообразный бой (однообразный бой часов); г)сказуемое стоит перед подлежащим: Роняет лес багряный свой убор (лес роняет убор).

Усложненные стилистические фигуры, построенные по признаку контрастности рядов 18 - оксюморон - стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: Горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание) оксюморон - стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: Горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание) антитеза - это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия: Ученье - свет, а неученье – тьма антитеза - это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия: Ученье - свет, а неученье – тьма.

Усложненные стилистические фигуры, построенные по признаку контрастности рядов 20 - аллогизм (от греч. a - отрицат. частица и logismos - разум) – стилистический прием, основанный на сознательном нарушении логических связей в произведении, близкий оксиморону: Если б был я маленький, как великий океан...(В.В. Маяковский) аллогизм (от греч. a - отрицат. частица и logismos - разум) – стилистический прием, основанный на сознательном нарушении логических связей в произведении, близкий оксиморону: Если б был я маленький, как великий океан...(В.В. Маяковский).

Найдите известные вам изобразительно- выразительные средства языка 1.Тяжёлые тучи обложили горизонт. 1.Тяжёлые тучи обложили горизонт. 2. Холодный ветер рванул и со свистом понёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колёс. 2. Холодный ветер рванул и со свистом понёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колёс. 3. Он дул из-под чёрной тучи, неся с собой облака пыли, запах дождя и мокрой земли. 3. Он дул из-под чёрной тучи, неся с собой облака пыли, запах дождя и мокрой земли. 4. Лунный свет, бледный и дрожащий, стал как будто грязнее; звёзды ещё больше нахмурились, и видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени. 4. Лунный свет, бледный и дрожащий, стал как будто грязнее; звёзды ещё больше нахмурились, и видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени. 5. Теперь вихри, кружась и увлекая с земли пыль, сухую траву и перья, поднимались под самое небо. 5. Теперь вихри, кружась и увлекая с земли пыль, сухую траву и перья, поднимались под самое небо.

Найдите известные вам изобразительно- выразительные средства языка 1.Тяжёлые тучи обложили горизонт. 1.Тяжёлые тучи обложили горизонт. эпитет 1.Тяжёлые тучи Метафора устойчивая: тучи обложили

Найдите известные вам изобразительно- выразительные средства языка 2. Холодный ветер рванул и со свистом понёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колёс. 2. Холодный ветер рванул и со свистом понёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колёс. Олицетворение: ветер рванул Метафора: беспорядочно закружился и поднял такой шум Эпитет: холодный ветер

Найдите известные вам изобразительно- выразительные средства языка 4. Лунный свет, бледный и дрожащий, стал как будто грязнее; звёзды ещё больше нахмурились, и видно было, как по краю дороги спешили куда- то назад облака пыли и их тени. 4. Лунный свет, бледный и дрожащий, стал как будто грязнее; звёзды ещё больше нахмурились, и видно было, как по краю дороги спешили куда- то назад облака пыли и их тени. Эпитет: свет, бледный и дрожащий Сравнение: свет, бледный и дрожащий, стал как будто грязнее Олицетворение: звёзды ещё больше нахмурились; спешили куда-то назад облака пыли

Проанализируйте фонетический строй речи и найдите известные вам изобразительно- выразительные средства языка 2. Холодный ветер рванул и со свистом понёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колёс. 2. Холодный ветер рванул и со свистом понёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колёс. Повтор согласных Р, В,Т, Д в словах «ветер, рванул, беспорядочно, закружился, грома» помогают представить и услышать грохот, издаваемый ветром. А звуки и их сочетание «св, ст, сс, ст, сп, ся, с» передают свист ветра, помогает представить его силу и напор.

Проанализируйте фонетический строй речи и найдите средство выразительности языка. Как называется такой приём? 2. Холодный ветер рванул и со свистом понёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колёс. 2. Холодный ветер рванул и со свистом понёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колёс. Такой приём называется аллитерацией