Лекция по дисциплине «Теория государства и права» Тема 13 «Правотворчество» (лектор: кандидат юридических наук, доцент Николюкин Станислав Вячеславович.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Правотворчество и процесс формирования права. Понятие и виды правотворчества Правотворчество – деятельность государственных органов, общественных организаций,
Advertisements

Правотворчество и процесс формирования права Никитина Г.Р. Учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ 84» Советского района г.Казани.
Лекция по дисциплине «Право» Тема 3 «Формы (источники) права» (лектор: канд. юрид. наук, доц. Николюкин Станислав Вячеславович) Право1.
Конституция Российской Федерации 20 летЗакон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества. С.Джонсон.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Как рождаются законы Законодательная система РФ. Конституция РФ Статья 1 1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство.
Тема урока: Конституция Российской Федерации. В переводе с латинского понятие «Конституция» означает установление, учреждение, устройство. Конституция.
Конституция Российской Федерации. Конституция – (лат. constitutio) – установление, устройство Конституция – Основной Закон государства. Определяет: устройство.
Конституция Российской Федерации. Цели урока: Раскрыть сущность Конституции как основного закона страны. Познакомиться с основами конституционного строя.
Понятие, сущность и структура Конституции России Основные принципы и юридические свойства Конституции России Порядок внесения поправок и пересмотр Конституции.
Конституция Российской Федерации Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года 20 лет основному закону России.
Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Всероссийский открытый урок, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации.
Конституционное право. Общая характеристика Конституции РФ.
Конституция РФ основной закон государства. Конституция – установление, постановление 1906г. – Свод основных государственных законов Российской империи.
Тема «ПРАВОТВОРЧЕСТВО» Правотворчество – это завершающая стадия процесса правообразования, который идет в недрах общества.
Конституция Российской Федерации. Задание: подберите ассоциации к слову Что такое Конституция? Конституция.
Конституция Российской Федерации принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
20 лет Конституции РФ Подготовила Писарева И.М. Классный час.
Нимерницкая Ирина Андреевна. ЦСТАиПО «Ясенево». Москва.
Транксрипт:

Лекция по дисциплине «Теория государства и права» Тема 13 «Правотворчество» (лектор: кандидат юридических наук, доцент Николюкин Станислав Вячеславович )

1. Понятие и принципы правотворчества. 2. Виды правотворчества. 3. Стадии правотворчества 4. Стадии законодательного процесса Теория государства и права 2

3Вопрос Понятие и принципы правотворчества 1 1

Теория государства и права 4 Понятие правотворчества

Теория государства и права 5 Правотворчество Правотворчество форму осуществления функций государства, состоящую в установлении, изменении или отмене правовых норм, которые находят свое закрепление и внешнее выражение в юридических формах или источниках права. представляет собой

Теория государства и права 6 Правотворчество Правотворчество Интеллектуальная человеческая деятельность по созданию права. Результатом этой деятельности являются нормативные правовые акты, составляющие в совокупности позитивное право Интеллектуальная человеческая деятельность по созданию права. Результатом этой деятельности являются нормативные правовые акты, составляющие в совокупности позитивное право в широком смысле

Теория государства и права 7 Правотворчество Правотворчество деятельность компетентных государственных органов, направленная на создание, изменение или отмену правовых актов, содержащих юридические нормы. в узком слове

Теория государства и права 8 Есть ли потребность в регулировании общественных отношений? На кого возложить регулирование этих общественных отношений? ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВЯЗАНА С РЕШЕНИЕМ СЛЕДУЮЩИХ ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВЯЗАНА С РЕШЕНИЕМ СЛЕДУЮЩИХ ВОПРОСОВ С каким содержанием и в какой форме, какими средствами осуществить правовое регулирование?

Важно отметить, что…. Теория государства и права 9

10 Правотворчество Правотворчество процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур рассматривается как

Каковы основные элементы правотворчества? Каковы основные элементы правотворчества? Теория государства и права 11

Теория государства и права 12 1) познание, изучение и анализ явлений и процессов, допускающих или требующих правовой регламентации 2) определение органа или иного субъекта, управомоченного принять правовой акт 3) выбор формы предполагаемого акта 4) подготовка, принятие или изменение правового акта в рамках соответствующих процедур

Какова сущность правотворчества? Теория государства и права 13

Теория государства и права 14 Сущность правотворчества Возведение государственной воли в закон, т.е. в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер.

Теория государства и права 15 оно представляет собой активную, творческую деятельность государственных органов результатом правотворческой деятельности являются правовые нормы, выражающиеся в нормативных правовых актах оно является средством управления обществом, т.к. посредством правотворчества принимаются правовые нормы в которых определяются правила поведения уровень и культура правотворчества, качество принимаемых нормативных правовых актов являются показателем цивилизованности и демократичности общества Правотворчество характеризуется тем, что

Правотворчество является частью процесса правообразования Правотворчество является частью процесса правообразования Теория государства и права 16

Теория государства и права 17 естественно-исторический процесс формирования права, в ходе которого происходит анализ и оценка правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний ЭТО Определение 1

Теория государства и права 18 процесс от возникновения потребности в правовом регулировании к первоначальному зарождению норм права внутри общественных отношений и до их закрепления в законе. ЭТО Определение 2

Теория государства и права 19 ПРАВООБРАЗОВАНИЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО СООТНОШЕНИЕ часть целое

Теория государства и права 20 Объективный характер и обусловливается закономерностями общественного развития ПРАВОТВОРЧЕСТВОПРАВОТВОРЧЕСТВО Творческая деятельность которая обусловлена государственным волеизъявлением

Теория государства и права 21 Правотворчество Правотворчество специальную деятельность компетентных органов, завершающую процесс правообразования созданием юридически обязательного нормативного акта. представляет собой

Теория государства и права 22 Принципы правотворчества

Принципы правотворчества- это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или изменением правовых норм компетентными правотворческими органами Теория государства и права 23

Теория государства и права 24 законность преемственность научность гуманизм гласность демократизм ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА оперативность системность связь с практикой профессионализм

Теория государства и права 25 Нормативные правовые акты должны приниматься соответствующими государственными органами в пределах их компетенции и не должны противоречить конституции и действующему законодательству означает

Теория государства и права 26 Всякий вновь разрабатываемый нормативный правовой акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государства и цивилизации в целом означает

Теория государства и права 27 1) выявить общественные потребности в необходимости принятия того или иного нормативного правового акта ; 2) разработать концепцию законопроекта, определить правила юридической техники; 3) разработать методику мониторинга эффективности действия нормативного правового акта 4) осуществлять правотворческую деятельность на базе достижений науки 1) выявить общественные потребности в необходимости принятия того или иного нормативного правового акта ; 2) разработать концепцию законопроекта, определить правила юридической техники; 3) разработать методику мониторинга эффективности действия нормативного правового акта 4) осуществлять правотворческую деятельность на базе достижений науки дает возможность

Теория государства и права 28 Все принимаемые правотворческими органами акты подлежат обязательному опубликованию. Согласно ст. 15 Конституции РФ- «Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» Все принимаемые правотворческими органами акты подлежат обязательному опубликованию. Согласно ст. 15 Конституции РФ- «Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» состоит в том, что

Теория государства и права 29 В направленности издаваемых нормативных правовых актов на защиту прав и свобод граждан, на максимальное удовлетворение их материальных и духовных потребностей выражается

Теория государства и права 30 Основополагающие нормативные правовые акты должны приниматься путем референдума или через представителей, избранных народом, а также обсуждаться в СМИ означает, что

Теория государства и права 31 Своевременное принятие и издание нормативных правовых актов, что повышает эффективность их использования. Данный принцип предполагает быстрое устранение пробелов в законодательстве, своевременную отмену или изменение устаревших нормативных правовых актов, приостановление действия актов в силу несоответствия Конституции или законодательству и т.п. Своевременное принятие и издание нормативных правовых актов, что повышает эффективность их использования. Данный принцип предполагает быстрое устранение пробелов в законодательстве, своевременную отмену или изменение устаревших нормативных правовых актов, приостановление действия актов в силу несоответствия Конституции или законодательству и т.п. означает

Теория государства и права 32 Согласование готовящихся к принятию актов с действующим законодательством, во избежание коллизий, пробелов, дублирования, а также принимаемые акты не должны противоречить действующему законодательству. предусматривает

Теория государства и права 33 Насколько эффективно право, помогает восполнять пробелы в законодательстве, разрешать юридические коллизии. Только практика может показать как правовые нормы «работают». показывает

Теория государства и права 34 компетентность авторов законопроектов, законодателей, знающих социально-экономическую, политическую основу содержания документа, а также владеющих правилами юридической техники. предполагает

Теория государства и права 35Вопрос Виды правотворчества 2 2

Теория государства и права 36 Непосредственное правотворчество народа Правотворчество государственных органов Правотворчество отдельных должностных лиц Правотворчество органов местного самоуправления В зависимости от субъектов: Локальное правотворчество Правотворчество общественных организаций

Теория государства и права 37 Непосредственное правотворчество народом ЭТОЭТО РЕФЕРЕНДУМ Осуществляется путем всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, отраженным в будущих нормативных правовых актах Референдум высшая форма прямого (непосредственного) выражения воли народа. Решения референдума обладают высшей юридической силой и могут быть отменены только путем другого референдума РЕФЕРЕНДУМ федеральный субъектов федерации муниципальный Итоги не подлежат утверждению и вступают в силу в день опубликования

Теория государства и права 38 Правотворчество органов местного самоуправления ЭТОЭТО Право представительных органов местного самоуправления и должностных лиц муниципальных образований принимать нормативные правовые акты по вопросам местного значения

Теория государства и права 39 Локальное правотворчество ЭТОЭТО Издание отдельными предприятиями, учреждениями и организациями нормативных правовых актов, регулирующих вопросы своей деятельности (уставы, положения, приказы и т.п.)

Теория государства и права 40 законотворчество делегированное правотворчество подзаконное правотворчество В зависимости от значимости:

Теория государства и права 41 ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО ЭТОЭТО Правотворчество высших представительных органов- парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы- законы Другие нормативные правовые акты должны не противоречить законам, должны осуществляться на их основе и во исполнение законов

Теория государства и права 42 ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО ЭТОЭТО Заключается в осуществлении государственным органом или общественной организацией правотворческой деятельности по поручению или по предварительному уполномочию со стороны компетентного органа государства Предварительное уполномочие придает принятым таким способом нормативным актам государственный характер, и они уже не нуждаются в последующем государственном утверждении

Теория государства и права 43 ПОДЗАКОННОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО ЭТОЭТО Нормотворческая деятельность органов не относящимся к представительным (законодательным)- Президент, Правительство, министерства и др. Предназначено для детализации законов и их конкретизации. Характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его субъектов

Теория государства и права 44 Ранее выделялось Состоит в утверждении государственными органами норм, принятых общественными организациями или сложившихся в обществе в виде обычаев. В данном случае государственный орган непосредственно не занимается подготовкой и принятием нормативного акта или положения, а санкционирует уже принятый акт, готовую социальную норму. САНКЦИОНИРОВАННОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО

Теория государства и права 45Вопрос Стадии правотворческого процесса 3 3

Теория государства и права 46 Правотворческий процесс процедуру, установленную соответствующими законами и включающая в себя ряд стадий. представляет собой

Вопрос о количестве стадий правотворческого процесса, является ДИСКУССИОННЫМ Теория государства и права 47

Первая точка зрения Теория государства и права 48

Теория государства и права 49 законодательная инициатива со стороны строго определенных Конституцией субъектов права решение компетентного органа о необходимости издания акта подготовка концепции и проекта нормативного акта обсуждение проекта нормативного акта в комиссиях, комитетах, палатах, на сессиях законодательного органа Стадии правотворческого процесса принятие нормативного акта в определенном порядке (например, путем голосования) опубликование нормативного акта

Вторая точка зрения Теория государства и права 50

Теория государства и права 51 Принятие решения о внесении изменений в действующую систему норм права подготовка проекта нормативного правового акта рассмотрение проекта нормативного правового акта правотворческим органом Обсуждение и согласование проекта с заинтересованными субъектами Стадии правотворческого процесса принятие нормативного правового акта опубликование нормативного правового акта

Третья точка зрения (предпочтительная) Теория государства и права 52

Теория государства и права 53 изучение, анализ общественных явлений и процессов, выявление потребностей правовой регламентации определение вида органов, субъектов, правомочных принять правовое решение, и вида правового акта подготовка концепции и проекта нормативного акта разработка концепции, идеи, анализ будущего акта Стадии правотворческого процесса подготовка проекта правового акта разработчиком, рабочей группой, органом общественное обсуждение проекта принятие решения о подготовке правового акта официальное рассмотрение проекта акта соответствующим органом с соблюдением необходимых процедур принятие правового акта, его оформление, подписание, опубликование, вступление в законную силу

Большинство стадий правотворческого процесса имеют подготовительный характер и не порождают правовых последствий, однако они необходимы для правотворческого процесса. Теория государства и права 54

Теория государства и права 55Вопрос Стадии законодательного процесса 4 4

Теория государства и права 56 законодательная инициатива обсуждение законопроекта принятие закона выделяютвыделяют обнародование законов

Теория государства и права 57 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА ЭТОЭТО Право компетентных органов, общественных объединений, отдельных лиц на внесение предложений об издании, изменении или отмене закона или иного нормативного правового акта для их рассмотрения законодательным органом Материализуется в форме предложений или готового законопроекта, которые высший законодательный орган обязан принять к рассмотрению

В Российской Федерации в отличие от других государств определен широкий круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, отражающих федеративное устройство государства. Теория государства и права 58

Теория государства и права 59 Президент РФ Совет федерации члены совета федерации депутаты государственной думы законодательные (представительным) органам субъектов Российской Федерации Правительство РФ ПРАВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ОБЛАДАЮТ Ст. 104 Конституции РФ Конституционный Суд РФ Верховный Суд РФ

Теория государства и права 60 Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Теория государства и права 61 Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Теория государства и права 62 ОБСУЖДЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА происходитпроисходит на заседании Государственной Думы материализуется в форме предложений или готового законопроекта, которые высший законодательный орган обязан принять к рассмотрению обсуждение предварительное официальное

Теория государства и права 63 ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ проводится, как правило, с привлечением широкого круга заинтересованных лиц, экспертов, представителей соответствующих государственных и общественных организаций может осуществляться в самых различных формах (проведение теле- и радиодебатов, посвященных обсуждаемым законопроектам, опубликование проектов в газетах и журналах и т.п.) на данном этапе представленный законопроект проходит всестороннюю юридическую, экономическую, социально-политическую и иную экспертизу Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до высокого уровня качества

Теория государства и права 64 ОФИЦИАЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ПАРЛАМЕНТСКИЕ КОМИССИИ, КОМИТЕТЫ, ПОДКОМИТЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКИЕ ПАЛАТЫ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ДВУХ УРОВНЯХ Регулируется процесс прохождения обсуждения с помощью специальных положений и регламентов

Теория государства и права 65 Будущий закон проходит несколько чтений в представительном (законодательном) органе. На этой стадии допускаются поправки, изменения, дополнения или исключения из законопроекта.

Теория государства и права 66 ПРИНЯТИЕ ЗАКОНА состоит из ПРИНЯТИЯ ЗАКОНАУТВЕРЖДЕНИЯ ЗАКОНА происходит в высшем законодательном органе государства осуществляется главой государства

Теория государства и права 67 ОБНАРОДОВАНИЕ ЗАКОНА ЭТОЭТО доведение до сведения населения информации о содержании принятого закона УРОВНИ ОБНАРОДОВАНИЯ ЗАКОНА ОФИЦИАЛЬНОЕНЕОФИЦИАЛЬНОЕ

Теория государства и права 68 ОФИЦИАЛЬНОЕ ОБНАРОДОВАНИЕ заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт для обнародования акта устанавливается строго определенный срок на официальное издание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в печатных работах, официальных документов и т.п.

Теория государства и права 69 ПРЕЗИДЕНТ РФ в течение четырнадцати дней и обнародует его. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию. подписывает федеральный закон

Теория государства и права 70 НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ОБНАРОДОВАНИЕ осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах, научных изданиях.

Теория государства и права 71 Принципы в которых выражена нормативная основа правовых актов

Теория государства и права 72 Принятие актов по основаниям, предусмотренным законом Выбор установленной формы акта Соподчиненность актов в правовой системе по их юридической силе Соблюдение процедуры подготовки и принятия актов Принятие актов только уполномоченным субъектом

1. Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. М.: Кно Рус, Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. М.: Проспект, Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Теория государства и права. М.: Издательство ПРОСПЕКТ, Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Дело, Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. М.: Кно Рус, Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. М.: Проспект, Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Теория государства и права. М.: Издательство ПРОСПЕКТ, Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Дело, Теория государства и права 73