Нормы современного русского литературного языка. Основные виды речевых ошибок. Урок 2 Нормы современного русского литературного языка. Основные виды речевых.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЛЕКСИЧЕСКИ Е НОРМЫ. ТЕОРИЯ. Лексические нормы Лексические нормы - это правильное сочетание и употребление слов. Соблюдение лексических норм - важнейшее.
Advertisements

Фразеологические единицы, их типы. План лекции: 1.Что такое фразеологизм? 2. Особенности фразеологизмов. 3. Классификация фразеологизмов с точки зрения.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 30» Проектно- исследовательская работа Интересная фразеология.
МАОУ Средняя общеобразовательная школа 1 р.п. Красные Баки Употребление фразеологизмов в речи современного школьника. Выполнила обучающаяся 9 «а» класса.
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Центр дополнительного образования детей» Барабинского района Новосибирской.
Основы стилистики. Стилистика - раздел языкознания, изучающий различные стили (стили языка, стили речи, жанровые стили, индивидуальный стиль автора и.
Лексика русского языка делится на группы в зависимости от Лексического значения слова однозначные слова многозначные слова Смысловых связей между словами.
Сочинение на лингвистическую тему. Цель проверки – умеет ли ученик видеть языковые явления в тексте, определять их специфику, роль и связь с позицией.
Лексика Культура речи Домниной Арины и Моисеевой Ксении.
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
Речевые ошибки Автор презентации: Крюкова М.А., учитель русского языка русского языка МОУ «СОШ 99» МОУ «СОШ 99» г. Омска 2010 год.
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ Тема 2 Ельникова Светлана Игоревна должность Вставьте картинку.
Свойства разговорного языка. Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской области
Ума палата, или Путешествие в страну Фразеологию.
« Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи. Выполнила работу: ученица IV «Б» класса Агаркова Валерия. Руководитель:
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
Жаргон в устной речи современных школьников Работу выполнили : Румак Алена и Бородина Анастасия. Ученицы 6 « Г » класса Школы 25 г. Перми. Руководитель.
Русский язык и культура речи к. филол. н., доцент Гончарова Любовь Марковна.
Обобщающий урок по теме Лексика и фразеология. Лексикология - это раздел науки о языке, в котором изучается слово, как основная единица языка и его словарный.
Транксрипт:

Нормы современного русского литературного языка. Основные виды речевых ошибок. Урок 2 Нормы современного русского литературного языка. Основные виды речевых ошибок. Урок 2 АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ШКОЛА 34, Г. КАЗАНЬ

Основные причины речевых ошибок: Непонимание значения слова Лексическая сочетаемость Употребление синонимов Употребление омонимов Употребление многозначных слов Многословие Лексическая неполнота высказывания Новые слова

Основные причины речевых ошибок: Устаревшие слова Слова иноязычного происхождения Диалектизмы Разговорные и просторечные слова Профессиональные жаргонизмы Фразеологизмы Клише и штампы

Речевые ошибки Основные причины речевых ошибок: Многословие Лексическая неполнота высказывания Новые слова

Многословие. Встречаются следующие виды многословия:

1. Плеоназм (от греч. pleonasmos - избыток, чрезмерность) - употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов.

Все гости получили памятные сувениры.

очень огромный, очень малюсенький, очень прекрасный и т. п.

Прилагательные, обозначающие признак в его предельно сильном или предельно слабом проявлении, не нуждаются в уточнении степени признака.

Укажите плеоназм: Возложить цветы к памятному мемориалу.

2. Использование лишних слов. Лишних не потому, что свойственное им лексическое значение выражено другими словами, а потому, что они просто не нужны в данном тексте.

Неоправданный повтор слов: Автор предлагает свой путь решения проблемы. По мнению автора, следует…

Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, 11 апреля об этом позаботится книжный магазин "Дружба".

3. Тавтология (от греч. tauto- то же самое logos - слово) - повторение однокоренных слов или одинаковых морфем. Тавтологическими ошибками "пестрят" не только сочинения учащихся, но и газеты и журналы.

Употребление рядом(или близко) однокоренных слов (тавтология): Учитель учит Сделанное дело Работящий работник

Пример: Руководители предприятий настроены на деловой настрой.

Н а й д и т е о ш и б к у! Вернуться назад. В июле месяце. Памятный сувенир. Он впервые познакомился с Таней.

Н а й д и т е о ш и б к у! Работящий работник Планировать планы Продолжить далее

4. Расщепление сказуемого. Это замена глагольного сказуемого синонимичным глагольно-именным сочетанием: бороться - вести борьбу, убирать - производить уборку.

Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора. Может быть, в официально- деловом стиле такие выражения уместны, но в речевой ситуации лучше : Ученики решили убрать школьный двор.

5. Слова-паразиты. Разнообразные частицы, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы, не оправданные содержанием и структурой высказывания: вот, ну, это и т. п.; словечки типа: знаете ли, так сказать, фактически, вообще, честно говоря и т. п.

Но эта речевая ошибка, встречающаяся сплошь и рядом в устной речи, иногда просачивается и на страницы печатных изданий.

Пример: В небольших дешевых кафе, ну, куда ходят люди из своего квартала, обычно нет свободных мест.

Лексическая неполнота высказывания.

Эта ошибка по смыслу противоположна многословию. Неполнота высказывания заключается в пропуске необходимого в предложении слова.

Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего.

"... не допускать на страницы печати и телевидения высказывания, способные разжечь межнациональную вражду". Так получается - "страница телевидения".

При выборе слова необходимо учитывать не только его семантику, лексическую, стилистическую и логическую сочетаемость, но и сферу распространения.

Употребление слов, имеющих ограниченную сферу распространения (лексические новообразования, устаревшие слова, слова иноязычного происхождения, профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы), всегда должно быть мотивировано условиями контекста.

Новые слова. Новые слова, возникающие в русском языке, называются неологизмами. Сканер Принтер Флеш - карта

Неудачно образованные неологизмы являются речевыми ошибками.

А в прошлом году на ямочный ремонт после весенней распутицы было потрачено 23 тысячи рублей.

Речевые ошибки Основные причины речевых ошибок: Устаревшие слова Устаревшие слова Слова иноязычного происхождения Диалектизмы Разговорные и просторечные слова Профессиональные жаргонизмы

Устаревшие слова. Архаизмы - слова, называющие существующие реалии, но вытесненные по каким-либо причинам из активного употребления синонимичными лексическими единицами, - должны соответствовать стилистике текста, иначе они совершенно неуместны.

Ныне в университете был день открытых дверей. Здесь устаревшее слово ныне (сегодня, теперь, в настоящее время) совершенно неуместно.

Историзмы - слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначавшихся ими понятий: армяк, камзол, бурса, опричник и т. п. Ошибки в употреблении историзмов часто связаны с незнанием их лексического значения.

Крестьяне не выдерживают своей тяжелой жизни и идут к главному губернатору города.

Слова иноязычного происхождения. Сейчас многие имеют пристрастие к иностранным словам, даже не зная иногда их точного значения. Иногда контекст не принимает иностранное слово.

Работа конференции лимитируется из-за отсутствия ведущих специалистов.

Лимитировать - установить лимит чего-нибудь, ограничить. Следует заменить словами: идет медленнее, приостановилась и т. п.

Смешение лексики разных исторических эпох: Учитель погрозил мне перстом На Печорине ловко сидел пиджак.

Диалектизмы. Диалектизмы - слова или устойчивые сочетания, которые не входят в лексическую систему литературного языка и являются принадлежностью одного или нескольких говоров русского общенационального языка.

Диалектизмы оправданны в художественной или публицистической речи для создания речевых характеристик героев.

Немотивированное же использование диалектизмов говорит о недостаточном владении нормами литературного языка.

Пример: Пришла ко мне шаберка и просидела целый вечер. Шаберка - соседка. Употребление диалектизма в данном предложении не оправдано ни стилистикой текста, ни целью высказывания.

Разговорные и просторечные слова. Разговорные слова входят в лексическую систему литературного языка, но употребляются преимущественно в устной речи, главным образом в сфере повседневного общения.

Просторечие - слово, грамматическая форма или оборот преимущественно устной речи, употребляемые в литературном языке обычно в целях сниженной, грубоватой характеристики предмета речи, а также простая непринужденная речь, содержащая такие слова, формы и обороты.

Разговорная и просторечная лексика, в отличие от диалектной (областной), употребляется в речи всего народа. Пример: У меня совсем худая куртка. Худой (разг.) - дырявый, испорченный (худой сапог).

Ошибки возникают в тех случаях, когда употребление разговорных и просторечных слов не мотивировано контекстом.

Неоправданное употребление просторечных слов и фразеологизмов, диалектизмов, жаргонизмов Некоторые оттягиваются в Интернете.

Профессиональные жаргонизмы. Профессионализмы выступают как принятые в определенной профессиональной группе просторечные эквиваленты терминов: опечатка - в речи журналистов ляп; руль - в речи шоферов баранка.

Но немотивированное перенесение профессионализмов в общелитературную речь нежелательно. Такие профессионализмы, как пошить, пошив, заслушать и другие, портят литературную речь.

По ограниченности употребления и характеру экспрессии (шутливая, сниженная и т. п.) профессионализмы сходны с жаргонизмами и являются составной частью жаргонов.

Жаргонизмы - это обиходно-бытовая лексика и фразеология, наделенная сниженной экспрессией и характеризующаяся социально ограниченным употреблением. Пример: Хотел пригласить на праздник гостей, да хибара не позволяет. Хибара - дом.

Ошибки в выборе антонимов при построении антитезы: Не веселый, но и не мажорный…

Неудачный порядок слов. Мещерский край научил ценить все прекрасное Паустовского. Автор призывает освободиться от всех дурных привычек, влияний и предрассудков школьников.

Речевые ошибки Основные причины речевых ошибок: Фразеологизмы Клише и штампы

Фразеологизмы. Нужно помнить, что фразеологизмы всегда имеют переносное значение. Украшая нашу речь, делая ее более живой, образной, яркой, красивой, фразеологизмы доставляют нам и немало хлопот - при неверном их употреблении появляются речевые ошибки.

1. Ошибки в усвоении значения фразеологизмов. 1) Существует опасность буквального понимания фразеологизмов, которые могут восприниматься как свободные объединения слов. 2) Ошибки могут быть связаны с изменением значения фразеологизма.

Хлестаков все время мечет бисер перед свиньями, а ему все верят. Здесь фразеологизм метать бисер перед свиньями, имеющий значение "напрасно говорить о чем-либо или доказывать что-либо тому, кто не способен понять этого", употреблен неверно - в значении "выдумывать, плести небылицы".

2. Ошибки в усвоении формы фразеологизма. 1) Грамматическое видоизменение фразеологизма.

Пример: Я привык отдавать себе полные отчеты. Здесь изменена форма числа. Существует фразеологизм отдавать отчет.

Пример: Он постоянно сидит сложив руки. Фразеологизмы типа сложа руки, сломя голову, очертя голову сохраняют в своем составе старую форму деепричастия совершенного вида с суффиксом -а (-я).

В некоторых фразеологизмах употребляются краткие формы прилагательных, замена их полными формами ошибочна.

2) Лексическое видоизменение фразеологизма. Пример: Все возвращается на спирали своя!.. Есть фразеологизм на круги своя. Замена слова недопустима.

Пример: Пора уже тебе взяться за свой ум. Большая часть фразеологизмов является непроницаемой: в состав фразеологизма нельзя ввести дополнительную единицу.

Пример: Ну хоть бейся об стенку! Пропуск компонента фразеологизма также является речевой ошибкой

Вы заблудились в трёх елях Он привык из кильки делать кита Плач крокодила Нарушение структуры фразеологизма:

3. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма.

Пример: Эти и другие вопросы имеют большую роль в развитии этой, еще молодой науки. Играет роль и имеет значение. Можно сказать так: вопросы имеют большое значение... или вопросы играют большую роль.

Клише и штампы.

Канцеляризмы - слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем, но в других стилях речи они неуместны, являются штампами. Пример: Имеет место отсутствие запасных частей.

Штампы Штампы - это избитые выражения с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью.

Штампами становятся слова, словосочетания и даже целые предложения, которые возникают как новые, стилистически выразительные речевые средства, но в результате слишком частого употребления утрачивают первоначальную образность. Пример: При голосовании поднялся лес рук.

Разновидностью штампов являются универсальные слова. Это слова, которые употребляются в самых общих и неопределенных значениях: вопрос, задача, поднять, обеспечить и т. д.

Обычно универсальные слова сопровождаются трафаретными привесками: работа - повседневная, уровень - высокий, поддержка - горячая.

Многочисленны публицистические штампы (труженики полей, город на Волге), литературоведческие (волнующий образ, гневный протест).

Клише Клише - речевые стереотипы, готовые обороты, используемые в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекстах стандарта, - являются конструктивными единицами речи и, несмотря на частое употребление, сохраняют свою семантику.

Клише используют в официально- деловых документах (встреча на высшем уровне); в научной литературе (требуется доказать); в публицистике (наш собственный корреспондент сообщает из); в разных ситуациях разговорно-бытовой речи (Здравствуйте! До свидания! Kmо последний?).

Некорректное употребление местоимений: Я увидел девушку с книгой. Она привлекла мое внимание.

Найдите ошибку! Сестра вынула книгу из сумки и положила её на стол.

Найдите ошибку! Иванов закинул удочку и она клюнула.

Отметьте предложения, где есть плеоназм. 1) Беседа, которую мы провели, подошла к своему завершающему концу. 2) Наружная внешность героини достаточно привлекательна. 4) Имя Андрея Рублева широко известно не только в России, но и за рубежом.

Отметьте предложения, где есть плеоназм. 1) Беседа, которую мы провели, подошла к своему завершающему концу. 2) Наружная внешность героини достаточно привлекательна. 4) Имя Андрея Рублева широко известно не только в России, но и за рубежом.

Отметьте предложения, где есть плеоназм. 3) Загрязнение атмосферного воздуха - животрепещущая и актуальная проблема нашего века. 4) Посмотреть на иконы Андрея Рублева приезжают люди из многих стран мира

Отметьте предложения, где есть плеоназм. 3) Загрязнение атмосферного воздуха - животрепещущая и актуальная проблема нашего века. 4) Посмотреть на иконы Андрея Рублева приезжают люди из многих стран мира

Отметьте предложения, где есть плеоназм. 1) Внутренний интерьер комнаты отдыха располагал к приятному проведению времени: здесь можно было расслабиться после дневных трудов. 2) Когда я вернулся обратно к своим друзьям, радости нашей не было предела. 3) Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары.

Отметьте предложения, где есть плеоназм. 1) Внутренний интерьер комнаты отдыха располагал к приятному проведению времени: здесь можно было расслабиться после дневных трудов. 2) Когда я вернулся обратно к своим друзьям, радости нашей не было предела. 3) Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары.

Плеоназм. Правильно ли построены предложения: 1) Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. 2) Приходилось днем заниматься в техникуме, а вечером - в аэроклубе.

Плеоназм. Правильно ли построены предложения: 1) Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. 2) Приходилось днем заниматься в техникуме, а вечером - в аэроклубе.

Укажите предложение, где нет плеоназма: 1) Вся его теория построена на зыбком песке. 2) Там, где в недавнем прошлом были пустыри и свалки, теперь поднялись новые высотные дома. 3) Бидструп создал эти карикатуры без малого почти 50 лет назад. 4) Основная часть поставщиков территориально расположена в одном с вами районе.

Укажите предложение, где нет плеоназма: 1) Вся его теория построена на зыбком песке. 2) Там, где в недавнем прошлом были пустыри и свалки, теперь поднялись новые высотные дома. 3) Бидструп создал эти карикатуры без малого почти 50 лет назад. 4) Основная часть поставщиков территориально расположена в одном с вами районе.

Укажите предложение, где есть тавтология: 1) Герой целеустремленно стремится к намеченной цели. 2) Обучение давалось Гагарину легко: он неизменно получал пятерки. 3) Грохотавшие орудия оглушали своим грохотом

Укажите предложение, где есть тавтология: 1) Герой целеустремленно стремится к намеченной цели. 2) Обучение давалось Гагарину легко: он неизменно получал пятерки. 3) Грохотавшие орудия оглушали своим грохотом

Укажите предложение, где нет тавтологии: 4) В конце 19 - начале 20 века появляются первые словари, толкующие не только заимствованные слова, но и исконную лексику русского языка. 5) Между различными традициями общей языковой дидактики существуют заметные различия.

Укажите предложение, где нет тавтологии: 4) В конце 19 - начале 20 века появляются первые словари, толкующие не только заимствованные слова, но и исконную лексику русского языка. 5) Между различными традициями общей языковой дидактики существуют заметные различия.

Отметьте предложения, где допущены ошибки, вызванные пропуском необходимого слова. 1) Вся поверхность земли представляла зелено-золотистый океан. 2) Воспитанники нашего клуба выступили лучше, чем все другие клубы. 3) Каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения.

Отметьте предложения, где допущены ошибки, вызванные пропуском необходимого слова. 1) Вся поверхность земли представляла зелено-золотистый океан. 2) Воспитанники нашего клуба выступили лучше, чем все другие клубы. 3) Каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения.

Отметьте предложения, где нет ошибок, вызванных пропуском необходимого слова 4) Для улучшения производственных показателей необходимо объединить всех работников, занимающихся вопросами экономики. 5) Вследствие речевой недостаточности нарушаются грамматические и логические связи слов в предложении, затемняется его смысл

Отметьте предложения, где нет ошибок, вызванных пропуском необходимого слова 4) Для улучшения производственных показателей необходимо объединить всех работников, занимающихся вопросами экономики. 5) Вследствие речевой недостаточности нарушаются грамматические и логические связи слов в предложении, затемняется его смысл

Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов. 1) Мастер не раз по душам [толковал(1), говорил(2)] со своими подчиненным. 2) Тропинка вела от ворот к тому флигелю, из которого они только что [убрали(3), унесли(4)] ноги.

Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов. 1) Мастер не раз по душам [толковал(1), говорил(2)] со своими подчиненным. 2) Тропинка вела от ворот к тому флигелю, из которого они только что [убрали(3), унесли(4)] ноги.

Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов. 1) Он все сделал так, чтобы [провести(1), обвести(2)] вокруг пальца. 2) Он не хотел говорить этого, но неожиданное слово [вырвалось(3), сорвалось(4)] у него с языка. 3) Он воспринял приказ о расформировании как несчастье, [свалившееся(5), упавшее(6)] ему на голову.

Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов. 1) Он все сделал так, чтобы [провести(1), обвести(2)] вокруг пальца. 2) Он не хотел говорить этого, но неожиданное слово [вырвалось(3), сорвалось(4)] у него с языка. 3) Он воспринял приказ о расформировании как несчастье, [свалившееся(5), упавшее(6)] ему на голову.

Отметьте предложения, где фразеологизмы употреблены без учета их значения. 1) В те годы в таких соревнованиях наших призеров было - кот наплакал, не то что теперь. 2) Выпускники, радостные и счастливые, на прощание спели свою лебединую песню

Отметьте предложения, где фразеологизмы употреблены без учета их значения. 1) В те годы в таких соревнованиях наших призеров было - кот наплакал, не то что теперь. 2) Выпускники, радостные и счастливые, на прощание спели свою лебединую песню

Отметьте варианты, где значение соответствует приведенным фразеологизмам. 1) остаться с носом - потерпеть неудачу, быть одураченным 2) попасть впросак - из-за своей оплошности или неосведомленности оказаться в неловком положении 3) по воле судьбы - в зависимости от сложившихся обстоятельств

4) опускать занавес - не принимать во внимание, не учитывать что-либо 5) избитая колея - общепринятый, привычный, обычный способ действия, образ жизни

Нормы современного русского литературного языка. Основные виды речевых ошибок. Урок 2

Основные причины речевых ошибок: Непонимание значения слова Лексическая сочетаемость Употребление синонимов Употребление омонимов Употребление многозначных слов Многословие Лексическая неполнота высказывания Лексическая неполнота высказывания Новые слова

Основные причины речевых ошибок: Устаревшие слова Слова иноязычного происхождения Слова иноязычного происхождения Диалектизмы Разговорные и просторечные слова Разговорные и просторечные слова Профессиональные жаргонизмы Фразеологизмы Клише и штампы

Нормы современного русского литературного языка. Основные виды речевых ошибок. Урок 2