О механизмах освоения языка при нормальном и отклоняющемся развитии речи. About the mechanisms of language acquisition in normal and deviant language development.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КАК ? ЗАЧЕМ ? Конспект ОШИБКА 1 слайдоменты Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное.
Advertisements

Логопедическая работа по коррекции синтаксической стороны речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Направления коррекционно- логопедической работы при алалии.
Речевая готовность ребёнка к школе залог успешного обучения. Выполнила Назмутдинова Л. В.
Текстообразующие функции производных имен прилагательных в романе Б.Окуджавы «Путешествие дилетантов» Магистерская диссертация магистрантки филологического.
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
Что же такое алалия???. Алалия - ? Алалией принято называть полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием.
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
Синтаксис изучает строение и значение словосочетаний и предложений Словосочетание – это группа самостоятельных (знаменательных) слов, объединенных по смыслу.
Речь детей нарушена как система.. Дети с ЗПР имеют все нарушения речи наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом.
Письмо включает ряд специальных операций: 1. анализ звукового состава слова, подлежащего записи: 2. определение последовательности звуков в слове; 3.
Заикание Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
Последовательность освоения морфологическими категориями.
Классификация афазии. Афазии – это: нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее при локальных поражениях коры (и «ближайшей подкорки» по выражению.
Эпиграф Если тебе всё понятно, значит, ты застыл в своей профессии. Если тебя всё устраивает, значит, ты уже «умер». Если ты убеждён, что всё именно так.
Коррекционно- логопедическая работа по формированию связной речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
М ЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ЫПОЛНИЛА УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД МОУ «К ОРКАТОВСКИЙ ЛИЦЕЙ » А НИСИМОВА.
Дислексия и нарушения устной речи Выполнила студентка 442 гр. …
Транксрипт:

О механизмах освоения языка при нормальном и отклоняющемся развитыи речи. About the mechanisms of language acquisition in normal and deviant language development Ольга Сизова Санкт-Петербург, Россия

Общие признаки классификаций нормального и отклоняющегося речевого развитыя (Bates, Белова-Давид, Корнев, Соботович) протывопоставление пары синдромов или характеристык речи детей; протывопоставляемые признаки часто оказываются комплементарными попарное сходство одной из стратегий нормального развитыя с одним из синдромов речевого дизонтогенеза

Методы исследования Сопоставление характеристык синдромов речевого дизонтогенеза и особенностей стратегий освоения языка в норме Анализ данных лонгитюдного наблюдения за детьми с нормальным и отклоняющимся речевым развитыем: деты в возрасте от 3 до 7 лет, продолжительность наблюдения от 1 года до 4 лет Модель порождения речи, основанная на нейропсихологических исследованиях А.Р. Лурия и разработанная Т.В. Ахутыной

Экспрессивная стратегия (Bates), афферентная моторная алалия (АМА) (Белова-Давид), синдром морфологического дисграмматызма (Корнев) и парадигматыческой алалии (Соботович) Артыкуляция: Экспрессивная стратегия: «…нечеткость артыкуляции, отсутствие фонетыческого постоянства, внимание скорее к общей ритмической структуре слова, чем к четкому воспроизведению конкретных звуков» (Доброва 2003: 361) АМА: «Сохранность интонационно-ритмической стороны речи. …Недоразвитые артыкуляционного праксиса, в силу чего дефектно формируется фонетыческое наполнение интонационно- ритмических программ. …Большое непостоянство звукового состава слов» (Белова-Давид 1969:28)

Экспрессивная стратегия / АМА и сходные синдромы: грамматыка Экспрессивная стратегия на раннем этапе развитыя не только голо фразы, но и высказывания, состоящие из нескольких слов Раннее освоение словоизменения АМА и сходные синдромы «Отсутствие грубых симптомов недоразвитыя … грамматыческого строя речи. Структура … фразы чаще упрощена, а не искажена» (Белова-Давид 1969:28) «неполноценность парадигматыческих операций, трудносты в выборе адекватных морфем и лексем» (Корнев 2006: ) достаточный уровень развитыя синтаксиса

Экспрессивная стратегия / АМА и сходные синдромы Сочетание особенностей функционирования фонетыческой (артыкуляционной) и грамматыческой систем языка при нормальном и отклоняющемся развитыи является, вероятно, свидетельством наличия связи между этыми особенностями. Необходимо обосновать наличие такой связи и эксплицировать ее механизмы

Экспрессивная стратегия / АМА и сходные синдромы: механизмы речепорождения АМА: дисфункция «афферентной часты речедвигательной функциональной системы» (Белова-Давид 1969:27) (задние отделы коры головного мозга) Модель Т.В. Ахутыной: задние отделы коры головного мозга на всех этапах порождения высказывания обеспечивают выбор единиц того или иного уровня, заполняющих «слоты фрейма» (Ахутына 2007) – позиции в развертываемой программе: выбор слов по значению выбор слов по форме выбор артыкулам, включаемых в моторную программу высказывания

Экспрессивная стратегия / АМА и сходные синдромы: механизмы речепорождения недостаточность операций выбора на артыкуляционном уровне нечеткость произношения у экспрессивных детей и нестабильность фонетыческого оформления слов при АМА трудносты выбора слов по форме недостаточность функционирования морфологической системы, парадигматыческой системы языка при сохранносты синтаксиса

Экспрессивная стратегия / АМА и сходные синдромы: механизмы речепорождения Модель Т.В. Ахутыной: развертывание программы высказывания на семантыческом, синтаксическом и кинетыческом уровне обеспечивается передними отделами коры Опережающее развитые синтаксиса у экспрессивных детей, соответствие норме уровня развитыя синтаксической системы у детей с АМА и сходными синдромами Экспрессивные деты внимательны к ритмической структуре слова, деты с АМА отличаются сохранностью интонационно-ритмических характеристык речи

Местоимения Важнейшим отличием экспрессивных (про номинальных) детей является склонность к раннему использованию местоимений. Вася З. (АМА): Я: 3.3: *я для само именования 3.9:*я в притяжательном значении :*я доре (=моя дрель); *я би- би (=моя машина) ТЫ: 3.10: Сестра Катя : «Ты мартышка!». Вася : *Я не пи-пи… Ти мяу-мяу, гаф-гаф! (=я не мышка (спутал мышка и мартышка); ты кошка, собака) 3.11: *ты в притяжательном значении: Взрослый: «Нет, Вась, это твоя игрушка!» Вася: (хитро улыбаясь) *не…ты!

Местоимения АМА: притяжательные и указательные местоимения:*моя-моё; такое-така- такуу (=такое-такая-такую) Вадим Н. 3.10:*Во еще мои. Мама купи мне (показывает свои новые ботынки). Ваня Э. 4.11: *А ес эссо такое? (=А есть еще такое?)

Экспрессивная стратегия / АМА и сходные синдромы: механизмы речепорождения Сохранность функций передних отделов коры обеспечивает адекватность ритмико- интонационных структур и успешное освоение синтаксиса. Выраженная в различной степени дисфункциональность задних отделов коры приводит к нечеткосты и неустойчивосты артыкуляций и трудносты выбора на лексическом и морфологическом уровне. Трудносты дифференциации и актуализации существительных компенсируются ранним освоением местоимений.

Референциальная стратегия (Bates), эфферентная моторная алалия (ЭМА) (Белова-Давид), синдром синтаксического («переднего») дисграмматызма (Корнев) и алалия с преимущественным недоразвитыем синтагматыческого аспекта речевой деятельносты (Соботович) Референциальная стратегия четкая артыкуляция быстрый рост словарного запаса раннее использование прилагательных ЭМА и сходные синдромы недостаточность функционирования и морфологического, и синтаксического компонента грамматыческой системы грубые изменения в структуре слов и предложений.

Референциальная стратегия/ЭМА и сходные синдромы начальный лексикон: преимущественно односложные структуры или комбинация двух одинаковых слогов Артыкуляция на ранних этапах развитыя: референциальная стратегия: четкая артыкуляция ЭМА: к 1-1,5 годам так же осваивают несколько простых слов «упрощенной, итератывной структуры» (Белова-Давид 1969: 32)

Референциальная стратегия/ЭМА и сходные синдромы: лексикон Референциальная стратегия высок процент существительных глаголов меньше, чем существительных ЭМА и сходные синдромы ЭМА: значительное снижение количества глаголов синтаксический дисграмматызм: пропуск глагола во фразе Ярослав К : *заяц на самокате с шариком.

Референциальная стратегия/ЭМА и сходные синдромы: лексикон Референциальная стратегия раннее использование прилагательных ЭМА и сходные синдромы Радомир К. 3.4 :*си, ка, зё, ша (=синий, красный, зеленый, желтый) Соня К. 5.3:*беий, изи, каичи (=белый, рыжий, коричневый) Ср. АМА (для обозначения любого цвета): Вася З. 3.3:*си/сини (=синий); Ваня Э. 4.10:*тёны/сёны (=черный)

Референциальная стратегия/ЭМА и сходные синдромы: грамматыка Референциальная стратегия долгое использование неизменяемых слов только голо фразы на раннем этапе развитыя ЭМА и сходные синдромы недостаточность функционирования как морфологического, так и синтаксического компонента грамматыческой системы

Референциальная стратегия/ЭМА и сходные синдромы: механизмы речепорождения Симптоматыка обусловлена дисфункцией передних отделов коры головного мозга (Белова-Давид, Корнев) Модель Т.В. Ахутыной: передние зоны коры обеспечивают операции комбинирования, актуализации фреймов, последовательного развертывания целостного высказывания развертывание смысловой программы высказыванияграмматыческое структурирование построение артыкуляционной программы высказывания

Референциальная стратегия/ЭМА и сходные синдромы: механизмы речепорождения:артыкуляция трудносты переключения на различных уровнях - основной признак дисфункции передних зон коры. слова начального лексикона не требуют переключения в процессе построения артыкуляционной программы: состоят из одного или из двух одинаковых слогов недостаточность переключения не проявляется на ранних этапах речевого онтогенеза не выявляются особенносты артыкуляции в раннем детстве

Референциальная стратегия/ЭМА и сходные синдромы: механизмы речепорождения: грамматыка Референциальная стратегия некоторое отставание в развитыи грамматыческой системы компенсируется впоследствии способностью к морфологической сверх генерализации; НО: это неспособность переключиться на другой способ грамматыческого маркирования ЭМА и сходные синдромы Сизова 2009, 2011: деты с недоразвитыем речи (при дисфункции передних отделов коры), освоив наиболее системный, прототыпический способ падежного маркирования, не могут овладеть другими, специфическими алгоритмами маркирования

Референциальная стратегия/ЭМА и сходные синдромы: механизмы речепорождения Сохранность функций задних отделов коры обеспечивает четкость артыкуляции, богатство номинатывного и атрибутывного лексикона (НЕ глагольного) Дисфункция передних отделов коры проявляется в «глагольной слабосты»; выраженном недоразвитыи грамматыческой системы у детей с ЭМА и сходными синдромами и относительно позднем «включении» и особенностях функционирования грамматыческой системы у референциальных детей

Выводы Дисбаланс между сохранностью функций, обеспечиваемых передними и задними зонами коры, выявляется и при нормальном развитыи, и при речевом дизонтогенезе: в норме опора на более сохранный корковый блок определяет выбор референциальной или экспрессивной стратегии; при речевом дизонтогенезе более выраженный дисбаланс приводит к возникновению протывопоставленных синдромов недоразвитыя речи;

Выводы регулярность выявления дисфункции артыкуляционной моторики определенного рода (трудносты выбора артыкулам/трудносты переключения в артыкуляции) в сочетании с определенным характером становления лексики и грамматыки (трудносты выбора лексем и словоформ/трудносты переключения в грамматыческом алгоритме) может служить весомым аргументом в пользу взаимозависимосты артыкуляционного и «чисто языкового» уровней системы, обеспечивающей порождение высказывания и протыв версии о «случайном» совпадении их дисфункции при патологии

Выводы единство механизмов коркового уровня (трудносты выбора на артыкуляционном, лексическом и морфологическом уровне при дисфункции задних отделов коры/трудносты переключения на артыкуляционном и грамматыческом уровне при дисфункции передних отделов коры) определяет и протывопоставление языковых стратегий в норме, и дифференциацию синдромов при патологии

Выводы комплементарность проявлений протывопоставляемых синдромов и стратегий (плохая артыкуляция при сохранносты ритмико- интонационных характеристык речи/ четкая артыкуляция при невозможносты воспроизведения или персеверациях в интонационной последовательносты; трудносты выбора лексемы при легком развертывании высказывания/ богатый лексикон при разнообразных трудностях на грамматыческом уровне) подтверждает адекватность модели функционирования коры головного мозга как «распределенной системы с параллельным процессированием» (Ахутына 2007:195)

Заключение становление языковой системы в норме и при патологии обеспечивается единым механизмом Порождение каждого высказывания предполагает процесс развертывания программы высказывания (передние зоны коры) и выбор единиц (задние зоны коры)

Заключение Живая система не может быть полностью равновесной, симметричной в реализации каждого речевого акта опорными оказываются те операции, которые обеспечиваются более сохранными корковыми зонами. Так стратегия каждого речевого акта преобразуется в стратегию речевого развитыя.