Формирование универсальных учебных действий в начальных классах: результаты, проблемы, решение Сечкина О.К., к.псх.н., начальник отдела Регионального социопсихологического.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Advertisements

«Универсальные учебные действия» Копотева Г.Л.. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Доклад: «ФОРМИРОВАНИЕ УУД» (УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ) Подготовила учительница начальных классов Гаджиева П.А.
Психологические особенности подросткового возраста.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Психологическое сопровождение реализации ФГОС. Стандарт Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований,
Семинар «ФОРМИРОВАНИЕ УУД» (УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ) МКОУ «ООШ с. Полевое» декабрь 2011 год.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
НОВАЯ ЦЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Новые образовательные запросы семьи, общества и государства Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Новая.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Формирование универсальных учебных действий младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.
«Психологическое сопровождение введения ФГОС». «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения»
Отбор и систематизация средств формирования УУД. УУД - УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность,
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Транксрипт:

Формирование универсальных учебных действий в начальных классах: результаты, проблемы, решение Сечкина О.К., к.псх.н., начальник отдела Регионального социопсихологического центра, доцент, коуч, сказкотерапевт, арт-терапевт

Начальное общее образование Основное общее образование Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, - сформированность мотивации к обучению и познанию, - ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, - личностные качества; - сформированность основ гражданской идентичности - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, -сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, -социальные компетенции, - правосознание, - способность ставить цели и строить жизненные планы, - способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме

Начальное основное образование Основное общее образование Метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями -освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), -способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории

В широком значении – это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) – это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Личностные Регулятивные Общепознавательные Коммуникативные

Личностные УУД Само- определение Смысло- образование Нравственно- этическое оценивание

Познава- тельные УУД Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем

Регулятив- ные УУД Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Волевая саморегуляция Коррекция Оценка

Коммуни- кативные УУД Планиро- вание учебного сотрудничества Постановка вопросов Построение речевых высказываний Лидерство и согласование действий с партнером

Сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры дифференциация и индивидуализация обучения Мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья Психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников Поддержка детских объединений, ученического самоуправления

Одним из аспектов сопровождения эксперимента по внедрению ФГОС было исследование особенностей формирования УУД в начальной школе. Одной из задач исследования явилась разработка и апробация пакета психодиагностического инструментария, позволяющего оценить формирование УУД у учащихся начального звена в условиях внедрения ФГОС. Другой задачей являлось отслеживание характера изменений УУД у учащихся экспериментальной группы на протяжении нескольких лет. Выборка составила более 2000 учащихся 1-4-х классов из 22 экспериментальных школ и 15 контрольных школ Самарской области.

Выявлен ряд проблем в формировании личностных и коммуникативных УУД, таких как: наличие большого количества детей с непродуктивной самооценкой; низкий уровень развития моральных суждений; неумение учитывать позицию собеседника; неумение договариваться и сотрудничать. Возможно формирование всего выше перечисленного зависит не только от содержания учебных программ, но и от профессиональной компетентности и личностных качеств учителя, особенностей взаимодействия с учениками.

В рамках урочной и внеурочной деятельности активнее использовать разнообразные способы и методы коммуникативного взаимодействия учеников друг с другом. Например, работа в парах, в группах и т.д. Необходимо подбирать больше заданий направленных на: - понимание различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; - учёт мнений и умение обосновывать собственное; - умение договариваться, находить общее решение; -умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Создавать ситуацию успеха в целях формирования адекватной для развития личности самооценки, прогнозировать благоприятное развитие личности ученика, поддерживать психологически комфортный климат в детском и педагогическом коллективах. Инициировать педагогом обсуждения в детском коллективе проблемных ситуаций, связанных с морально-этическими нормами. Повышать эффективность системы качественной оценки знаний учащихся. Оценивать учащихся с точки зрения их индивидуальных достижений.

Применять инновационные педагогические технологии. Систематически использовать методы и технологии проблемного, развивающего, модульного и дифференцированного обучения, основанных на системно-деятельностном подходе. Систематически повышать квалификацию педагогов по проблемам внедрения ФГОС нового поколения.

Упражнение на развитие Я-концепции Разделите лист бумаги на 4 части. 1. Дайте 10 ответов на вопрос: «Кто я такой?» Сделайте это быстро, записывая свои ответы точно в той форме, в какой они приходят к вам в голову. Запишите их в первый столбик. 2 Во второй столбик запишите ответы на тот вопрос, так, как, по вашему мнению, отозвались бы о вас ваши близкие (выберите кого-то конкретно). 3. В третий столбик запишите ответы на тот же вопрос так, как, по вашему мнению, отозвался бы о вас участник группы, сидящий слева от вас. Теперь сложите листок так, чтобы не были видны ваши записи, и передайте соседу слева. Получив листы, в оставшемся пустом столбике запишите 10 ответов на вопрос: «Кто такой – тот человек, который дал вам этот лист?»

По Роджерсу (1959) существуют три необходимых и достаточных условия личностных изменений: 1) эмпатия, 2) безусловное позитивное отношение к ребенку, 3) искренность и неподдельность в общении с ним.

Выражаемая вербально, эмпатия дает ученику ободряющее ощущение того, что он не одинок, что его понимают и принимают таким, какой он есть. Этот момент является главным для отношений, складывающихся в ходе эффективного общения.

Принятие ребенка учителем в качестве значимого другого способствует формированию у него позитивной Я- концепции. Ребенок, убежденный в том, что у него все в порядке, не склонен преуменьшать своих потенциальных возможностей и готов охотно учиться.

Развитие у ребенка более высокой самооценки происходит под действием двух механизмов: 1) ребенок не опасается быть отвергнутым в том случае, если он проявит или будет обсуждать свои уязвимые стороны. 2) он уверен в том, что к нему благожелательно относятся независимо от его успехов или неудач, и что его не будут сравнивать с другими, вызывая болезненное чувство неадекватности. Наставник ожидает от ребенка успехов, соответствующих его возможностям, и с этой точки зрения оценивает достигнутые результаты.

Это прежде всего естественность учителя в отношениях с учеником, иными словами, неподдельность выражения его реакций на чувства ребенка.

Поведение индивида находится в определенном соответствии с его Я-концепцией. Когда человека заставляют вести себя вопреки его привычному стилю самовосприятия, это ставит под угрозу его образ Я. Но именно этим негативным свойством и отличаются программы коррекции в школе. Они направлены на такие изменения в поведении ребенка, которые не соответствуют характеру его самовосприятия в данный момент. Причем предпочтение отдается лишь интеллектуальному компоненту. Но если ребенок воспринимает себя отстающим учеником, то ему удобней вести себя в соответствии с этим представлением и он ищет такие ситуации, в которых он был бы избавлен от неприятного опыта дальнейших неудач.

Добиться понимания Я-концепции своих учеников учитель может по крайней мере двумя способами. 1) самораскрытие учащегося, то есть та информация, которую он предоставляет по собственной воле. 2) наблюдение, то есть те выводы относительно Я-концепции ученика, которые учитель делает, исходя из его внешнего поведения.

Чтобы достичь лучшего понимания воспитанников, необходимо использовать метод систематического наблюдения. 1. С самого начала осознайте то, что вы не можете быть полностью объективны в своих наблюдениях и выводах о другом человеке. 2. Прежде чем делать какие-либо выводы, понаблюдайте за учеником в самых различных ситуациях. Более чем вероятно, что вы обнаружите резкий контраст между поведением школьника на игровой площадке и в классе, а также совершенно разную манеру общения с вами и со сверстниками. 3. Поскольку Я-концепция может проявляться в поведении ученика самым различным образом, пристально наблюдайте за ним и умейте внимательно его выслушать. Например, полезно бывает задать себе вопрос, как часто этот ученик улыбается и что вызывает у него улыбку. Человек, который редко улыбается, как правило, бывает очень неудовлетворен собой и жизнью. Прислушивайтесь к оттенкам голоса ученика. Унылая или полная сарказма интонация может указывать на низкую самооценку.

4. Наконец, особенно показательной может быть присущая ученику манера взаимодействия с другими. О низкой самооценке могут сигнализировать частые самокритичные высказывания: «Я никогда не мог усвоить этот материал...» негативные ожидания в отношении ситуации соперничества: «Зачем волноваться? У меня все равно шансов нет...» критическое отношение к успехам других: «Он бездарный, просто ему повезло...» - нежелание признавать свою оплошность или вину: «Я не виноват, что...» - склонность подчеркивать недостатки у других: «Беда его в том, что...» - неспособность принять похвалу: «Вы, конечно, на самом деле так не считаете...» - отрицательное отношение к школе и учителям: «Мне кажется, учитель меня не любит...» - низкая мотивация, отказ от попыток добиться какого-то успеха: «Меня не интересует...» плохая социальная адаптация, застенчивость и повышенная чувствительность к критике: «Все против меня...»

Упражнения на знакомство. Участники группы беседуют друг с другом с глазу на глаз, обычно строя свою беседу вокруг вопросов типа: «Расскажите что-нибудь о себе». Этим упражнением часто начинается групповое взаимодействие, и, когда оно успешно выполнено, каждый участник пары представляет своего партнера остальным.

Закончите фразу: «Я довольна тем, что…» Притча «И это хорошо…»

Они направлены на развитие умения гордиться своими достоинствами. Без осознания того, в чем твои сильные стороны; можно ли в правильном свете увидеть свои недостатки и двигаться по пути самосовершенствования? Слишком часто мы твердим о недостатках своей личности, игнорируя совершенно реальную потребность защитить ее достоинство, прежде чем позволить подвергать себя порицающей критике со стороны самого себя и других. Соответствующие упражнения направлены на поддержку в учениках следующих проявлений: более позитивных мыслей и чувств о самом себе; симпатии к себе; способности относиться к себе с юмором; выражения гордости собой как человеком; описания с большей точностью своих достоинств и недостатков.

Групповая дискуссия может быть сосредоточена на вопросах такого типа: «Важно ли знать, что ты можешь хорошо делать, а чего не можешь? Где безопасно говорить о таких вещах? Надо ли преуспевать во всем? Какими способами другие могут побудить тебя к благоприятному самовосприятию? Какими способами ты это можешь сделать сам? Есть ли разница между подчеркиванием своих достоинств и хвастовством? В чем она заключается?» Такие дискуссии дают учащимся хороший повод для того, чтобы оценить свои собственные способности и скрытые возможности. По мере выявления учащимися их многочисленных и разнообразных достоинств и недостатков у них развивается более доверительное отношение к собственным возможностям и к возможностям одноклассников. Они начинают понимать, что даже у самых «сильных» и у самых популярных учеников есть свои слабости, а свои достоинства есть и у наиболее «слабых» и непопулярных. Такая установка приводит к развитию более благоприятного самоощущения. Она дает возможность подходить с большей удовлетворенностью к принятию ответственности за собственные мысли, чувства и действия.

Попросите учеников высказаться по поводу каких-либо конкретных фактов из их школьной жизни. Например, вы можете сказать: «Я бы хотел, чтобы ты упомянул о тех своих школьных делах, которыми ты доволен. Пожалуйста, начинай свой ответ так: «Я удовлетворен тем, что...» Те, кто не уверен в собственных достижениях, слыша ответы одноклассников, начинают осознавать, что были слишком строги к себе, не признавая те или иные свои успехи.

В этом упражнении участники группы составляют два кратких личностных описания, каждое на отдельном листке бумаги. Один из листков это описание того, каким себя видит сам участник; фактически, это схематический набросок его Я-концепции. Участника призывают давать как можно более честное описание. Второе описание представляет собой набросок того, каким, но мнению участника, его видят другие члены группы. На листках не проставляется никаких имен. Описания того, «каким я вижу самого себя», кладутся в отдельную коробку. Каждое самоописание зачитывается вслух, а члены группы пытаются отгадать, кому оно принадлежит. Затем автор заявляет о себе и читает второе свое описание (каким, ему кажется, видят его другие), получая после этого обратную связь от участников группы. Ценность упражнения заключается в следующем: ученик обнаруживает, что другие воспринимают определенные его возможности и характеристики в более благоприятном свете, чем он сам.

Одно из направлений работы по развитию Я-концепции учащегося заключается в том, чтобы помочь ему лучше осознать возможности регулировать свою повседневную жизнь. Еженедельные записи помогают учащимся убедиться, что используются они далеко не полностью. Раздайте каждому ученику листок бумаги со следующими вопросами: Что было главным событием на этой нед еле? Кого тебе удалось лучше узнать за эту неделю? Что важного о себе ты узнал на этой неделе? Внес ли ты какие-либо серьезные изменения в свою жизнь на этой неделе? Чем эта неделя могла быть для тебя лучше? Выдели три решения или выбора, сделанные тобой за эту неделю. Каковы были результаты этих решений? Строил ли ты на этой неделе планы по поводу каких-то будущих событий? Какие незаконченные дела остались у тебя с прошлой недели?

В качестве варианта этой методики можно поощрять учеников ежедневно вести дневник своих реакций на происходящие события, характеризуя свои чувства, мысли, поведенческие проявления, записывая утверждения типа «Я понял...» и т. д. Чем больше человек узнает о себе, тем многограннее становится его Я- концепция. После каждого упражнения на развитие позитивного самовосприятия попросите учеников записать, что они о себе узнали, в виде высказываний: «Я понял, что...» «Я вновь понял, что я...» «Я был удивлен, обнаружив, что я...»

Одним из факторов, отрицательно сказывающихся на позитивном развитии Я- концепции, является неспособность некоторых детей заводить друзей и поддерживать дружеские связи. Мы рекомендуем следующие подходы, цель которых помочь учащемуся расширить свой репертуар навыков налаживания и развития отношений со сверстниками. Обсудите с классом способы, которыми дети пользуются, чтобы с кем-то подружиться, и проведите практический тренинг лучших из них. Попросите детей написать абзац, начинающийся со слов: «Друг это человек, который...» Проведите в классе обсуждение таких вопросов: «Есть ли у тебя лучший друг? Любишь ли ты заниматься тем же, чем он? Хотелось ли тебе когда-нибудь осуществить или сделать нечто такое, чего не хотел твой друг? Что произошло в результате? Остались ли вы по-прежнему друзьями?»

Попросите учеников письменно ответить на вопрос: «Что есть в тебе такого, за что твои друзья тебя любят?» Попробуйте провести обсуждение вопросов типа: «Как и с кем ты сблизился, поступив в эту школу? Если по соседству с тобой живет новый одноклассник ждешь ли ты, когда он зайдет к тебе в гости, или идешь к нему сам? Пытался ли ты когда-нибудь помочь ему сдружиться с другими ребятами?»

Напишите три слова, наиболее точно описывающих себя Затем листок бумаги, на котором написаны эти слова, переверните, и теперь напишите три слова, выражающих желаемое описание себя. Далее возьмите одно слово из второго списка и обрисуйте то специфическое поведение, которое было бы характерно для человека такого типа. Групповая дискуссия: описываемое этим словом личностное качество - цель, а предлагаемые способы поведения как средство достижения этой цели. Вывод: выявляется некоторое количество общепринятых целей и намечаются специфические способы их достижения.

Многие авторы убеждены в том, что наибольшей силой в плане изменения человеком самого себя обладает его воображение. Участников просят представить себе, как бы они хотели заново проявить себя в тех ситуациях, которые в прошлом оказались для них неудачными. На этой стадии акцентируется понятие «позитивное мышление». Контролируя возникающие у нас мысли, мы способны убедить себя в том, что мы можем, если захотим, стать лучше, чем мы есть сейчас. Нас характеризует то, как мы себя воспринимаем, и мы можем стать именно такими, какими, по нашему убеждению, мы в состоянии стать.

Упражнение «Высказывания великих людей»

Другой плодотворный подход заключается в том, чтобы в качестве стимула для групповой дискуссии, самопознания и обмена психологическим опытам использовались тонкие и глубокие афоризмы... Анализируя такого рода высказывания, ваши ученики могут прийти к осознанию тех огромных возможностей, которыми они располагают для направления своих мыслей, а на основе этого и чувств в благоприятное для личностного развития русло.

Нет для человека большей ценности, нет в его психологическом развитии и мотивации фактора более решающего, чем та оценка, которую он сам себе дает. В конце каждого учебного дня предлагайте ученикам поделиться с классом своими успехами за день. Для некоторых найти выход в такой ситуации поначалу окажется достаточно трудным, но на примере других эти ученики поймут, что и у них далеко не все потеряно. Чуткий учитель призван помочь им в этом, с какой бы заниженной самооценкой он ни столкнулся.

Один из вариантов данной методики заключается в том, чтобы предложить ученику поделиться с классом тем, чему, по его мнению, он научился за день. Это дает ребенку ощущение реального результата в учебной работе. Без четкого акта припоминания учащиеся часто не осознают, какие конкретные знания они приобретают ежедневно в школе, да и за ее пределами. Осознание учеником того, что он научается чему-то полезному, играет позитивную роль в развитии его Я-концепции. Негативные мысли это фактически симптомы низкой самооценки; и как только увеличивается число позитивных высказываний и мыслей по отношению к самому себе, так сразу же для жизненного проявления ребенка становится характерным оптимистический тонус.

Чтобы сформировать у себя полноценную Я-концепцию, необходимо иметь возможность обсудить свои негативные или «плохие» чувства по отношению к другим. Возможность открыто побеседовать в группе об этих чувствах оказывает позитивное воздействие на существующий у ребенка образ Я. Во-первых, это дает ему воз­можность ослабить эти чувства, проговаривая их, а не проявляя их заведомо разрушительным способом. Во-вторых, когда ребенок видит, что не у него одного возникает иногда острая неприязнь к родителям или желание, чтобы его старший брат «умер», он убеждается в том, что это обычные реакции на похожие эмоциональные ситуации, в которых оказываются и его сверстники, и что он не какой-нибудь нравственный урод, а нормальный человек.

Чтобы выявить негативные чувства, попросите, например, поднять руку, тех учеников, которые сталкивались с теми или иными травмирующими детскими проблемами, возникающими у ребенка в семье или в его окружении в целом. Но обязательно, создайте в классе располагающую обстановку доверия и сопереживания, когда будете задавать соответствующие вопросы.

Часть 1. Обсудите проблему, используя следующие вопросы: В чем состоит проблема? Как долго она стоит перед Вами? Почему возникла проблема? Почему Вы еще не решили ее? Кто ошибается? Кто виноват? Рефлексия: Что чувствую? О чем думаю? Что хочется / не хочется сделать?

Часть 2. Обсудите ту же проблему, что и в первой части, но на этот раз, используя следующие вопросы: Каким могло бы быть решение проблемы? Как Вы определите, что достигли того, чего хотите? Как эту проблему можно решить? Кто может помочь Вам достичь Вашей цели наиболее быстро? Какие ресурсы помогут? Чему можно научиться благодаря этому? Рефлексия: Что чувствую? О чем думаю? Что хочется / не хочется сделать?

Спасибо за внимание!