Чтение – это, прежде всего, диалог. Диалог с самим собой. Перегоедова Т.В. Библиотекарь МОУ СОШ 37
Чтение с остановками – специально разработанная стратегия развития критического мышления. Используется для пробуждения интереса к чтению как к процессу. В основе лежат наблюдения за процессом чтения людей, обладающих культурой чтения, навыками критического мышления.
Вариант 1Вариант 2 Вариант 3 Что будет дальше в рассказе? Чем закончится рассказ? Как будут развиваться события после финала?
После окончания работы с текстом, читателям предлагается на выбор 2-4 цитаты (или пословицы, расхожих выражения), связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к интерпретации сюжета.
Родилась Ирина Павлова в Мурманской области, в маленьком военном городке, окружённом тундрой и сопками. На лето ее увозили к бабушке. Когда окончила школу - поступила в педагогический университет и сейчас работает учительницей в школе. Очень любит путешествовать. Публиковалась в разных журналах и газетах: "Кукумбер", "Мурзилка", "Чиж и Ёж", "Пионерская правда", "Урал".
У некоторых бабушек есть такое свойство надоедать. Просто вписано в них это свойство. Вот и у Аньки была именно такая бабушка. Не бабушка, а биоробот какой-то. Ну не может же нормальный человек по нескольку раз на дню повторять: Поешь супчик, внученька!, Какая ты у нас худенькая, внученька!, Съешь котлетку, внученька!, И еще одну съешь, внученька!, Ты мало кушаешь, внученька!. Не может! Вот Анька же не говорит бабушке по сто раз на дню: Какая-то ты ненаигранная, бабулечка! Быстро садись за компьютер и играй! Или: Какая-то ты ненасмотренная! Там по телевизору мультики начались. Посмотри! И еще посмотри! А бабушка все повторяет и повторяет, внученькает и внученькает. И тогда Анька решила бабушку продать. По телевизору как раз недавно рассказывали, что одна девчонка из Германии так сделала. Анька тоже в Интернет вышла, объявление написала, перечислила в нем все положительные бабушкины качества. Фотографию бабушкину повесила. Цена договорная, подписала.
Сидит. Ждет. Письма так и повалили. И на русском, и на английском, и на других каких-то языках. Анька в них плохо разбиралась, поэтому непонятные письма решила сразу удалять. А те, что понимала, стала читать. Писали Аньке разные люди. О том, что у него никогда-никогда не было бабушки, писал мальчишка из Урюпинска. Ему было обидно, что почти у всех в классе бабушки есть, а у него нет. А хочется. И пускай Анька назначает любую цену. У него в копилке много денег. Он начал собирать их на ролики. Но ролики могут подождать. А такая замечательная бабушка, как у Аньки, никогда! Писал Аньке студент. Вернее, целое студенческое общежитие. Потому что у самого студента денег было не много. Но они всем общежитием скинулись, потому что решили, что бабушка им просто необходима. Студенты писали, что им тут, в общежитии, очень не хватает вкусных котлет, горячих супов и румяных домашних пирожков. И даже крупный бизнесмен написал Аньке. Бизнесмен вспоминал, что все детство провел в деревне. И там бабушка поила его молоком и кормила яблочным пирогом. Он тогда не понимал, как это здорово, и от молока отказывался. А сейчас понял, да бабушки уже нет. И если Анькина бабушка умеет доить корову или хочет этому научиться, он с удовольствием купит и корову, и дом, и даже целую деревню и Анькину бабушку туда увезет. Писал Аньке одинокий дедушка. Он уже давно где-то потерял свою бабушку, и поэтому новая была ему теперь просто необходима. Письма все приходили и приходили. Анька задумалась.
Вариант 1Вариант 2 Вариант 3 Как развернутся дальнейшие события в рассказе? Чем закончится рассказ? Как будут развиваться события после финала?
Раз бабушка так всем нужна, может, она не такая уж и плохая. И передумала ее продавать. А тут еще телефон зазвонил. И хотя Анька хорошо помнила, что номера телефона в объявлении не давала, на всякий случай осторожно взяла трубку и осторожно спросила: Але? вдруг спецслужбы тоже заинтересовались Анькиной бабушкой. Но это оказалась мама: Анна, строго спросила она. Ты случайно не знаешь, почему это меня на работе все спрашивают, сколько стоит наша бабушка и не жалко ли нам ее продавать? Не знаю! испуганно пискнула Анька в трубку, потому что голос у мамы был очень сердитый. Вернусь с работы поговорим! Не успела мама повесить трубку, как телефон снова зазвонил. Але? испугалась Анька. Кто это у нас в доме работорговлей занимается? горячился на том конце трубки папа. Никто, на этот раз первой трубку бросила Анька. Родители пришли, когда перепуганная Анька получила е письмо. К этому времени она уже успела стереть объявление о продаже бабушки и написать вместо него: Бабушка не продается. Это была шутка. Но посыпались возмущенные письма от покупателей : Какие глупые у вас шутки, Нельзя же так людей обнадеживать. А одинокий дедушка написал: Не судьба … и грустный смайлик в конце поставил. Родители стали в Анькину комнату ломиться. Разговоры серьезные воспитательные проводить решили. Спасла Аньку бабушка:
Вариант 1Вариант 2 Вариант 3 Как развернутся дальнейшие события в рассказе? Чем закончится рассказ? Как будут развиваться события после финала?
Что вы, спрашивает, к ребенку пристали? Подумаешь, решила бабушку продать! Ничего себе, подумаешь! возмутилась мама. Сегодня она вас продает, а завтра меня! вспыхнул папа. Никого она больше продавать не будет, пообещала бабушка. А Анька высунула нос из комнаты и подтвердила: Я уже не продаю. Они сами все пишут. И тут в дверь позвонили. Кто бы это мог быть? удивились родители. Покупатели! Вычислили секретные службы! испугалась Анька. А бабушка смело открыла дверь. Тут же защелкали фотоаппараты, засверкали вспышки. В квартиру ввалились журналисты. Они снимали впавших в ступор родителей, тыкали микрофонами в Аньку, наперебой задавали вопросы бабушке. Бабушка сначала смущенно молчала, а потом сказала, что хочет сделать официальное заявление и пускай его на все языки мира переведут. Журналисты дружно закивали и направили камеры с микрофонами на бабушку.
Уважаемые несостоявшиеся покупатели меня! обратилась в камеры бабушка. Я очень рада, что пользуюсь такой популярностью. Но все мы прекрасно знаем, что людей продавать нельзя. Люди это не вещи. А иначе это рабовладельчество какое-то получается! влез в обращение папа. Но его тут же убрали, чтоб он бабушку не загораживал. А бабушка продолжала: Но вы не расстраивайтесь. Я вижу, как много людей нуждается в бабушке. И я решила, что настало время исполнить мою мечту. Тут мама с папой удивленно переглянулись. А бабушка посмотрела на них, улыбнулась и заговорила дальше: Я давно мечтала отправиться в путешествие. Повидать разные города и страны. Теперь я смогу это сделать и побыть для каждого из вас бабушкой хотя бы на один день, бесплатно. На этом свое обращение бабушка закончила. Журналисты ее еще немного поснимали и уехали. Мама с папой устало вздохнули. Анька тоже вздохнула и выключила компьютер. А бабушка ушла паковать чемоданы. Сначала родители ее отпускать не хотели. Но бабушка сказала: Эти люди нуждаются во мне. И родителям пришлось согласиться.
Вариант 1Вариант 2 Вариант 3 Как развернутся дальнейшие события в рассказе? Чем закончится рассказ? Как будут развиваться события после финала?
Больше Аньке бабушка не надоедала. Теперь Анька даже скучала по ней. Да и как может надоесть бабушка, которую видишь только на фотографиях. То она плещется в голубом море с дельфинами, то катается на спине большого индийского слона, то учит женщин какого-то африканского племени печь пирожки. Однажды даже фотографии на фоне Великой Китайской стены прислала. И только иногда Аньку все-таки передергивало. На обороте каждой фотографии бабушка писала один и тот же вопрос: Внученька, ты покушала?
После окончания работы с текстом читателям предлагается на выбор 2-4 цитаты (или пословицы, расхожих выражения), связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к представлению о сюжете.