Русский язык. Сложное предложение. Орфографическая разминка. Проверьте себя. Тр…мвай, тро(л,лл)ейбус, а…тобус, сам…лёт, верт…лёт, авт…мобиль, эл…ктровоз,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентацию подготовила обучающаяся 10 А класса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 289 с углублённым изучением.
Advertisements

1. Видеть чередующиеся гласные А13 Проверяемая безударная гласная 1. Видеть чередующиеся гласные Бер//бира Пер//пира Дер//дира Тер//тира Чет//чита Мер//мира.
Правописание слов с чередующимися гласными в корнях.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Урок подготовки к итоговой аттестации в 9 – 11 классах подготовлен учителем МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой.
Чередование гласных в корнях слов Бер-бир, пер-пир, мер-мир, стел-стил, дер-дир тер-тир,блест-блист и др. И Если после корня есть суффикса а Выбирать.
Чередование гласных в корне. Вставьте пропущенные буквы Аб_туриент, ад_оптация, инв_юстиции, асс_цитация, в_кансия, к_нт_агент, ут_эпический, ан_логия,
Дистанционное обучение Трудные вопросы орфографии Занятие 3 Безударные гласные.
Русский язык в таблицах и схемах Гласные -а-о, -е-и в корнях с чередованием Часть 1.
Гласные в корне. Гласные в корне. проверяемыенепроверяемые чередующиеся.
Орфограммы корня: Очарование – чары Питание – подпитывать Портфель директор Собирать - соберу.
Безударные гласные в корне слова Интерактивный плакат Пермский край, Куединский район, с. Большой Талмаз, МОУ «Большеталмазская ООШ», учитель русского.
Работу выполнила Лоханова Е.В. Лицей 1 г.Балаково.
-скак- -скоч- -жег- -жиг(а)- -блест- -блист(а)- -бер- -бир(а)- -тер- -тир(а)- -дер- -дир(а)- -стел- -стил(а)- -мер- -мир(а)- -пер- -пир(а)- -чет- -чит(а)-
Правописание гласных в корне орфография. Правописание безударных гласных в корне 1.В безударном положении пишется та же гласная буква, которая выступает.
Презентация по теме: «Чередующиеся гласные в корне».
Повтори орфографию. Орфография ОРФОГРАММА (греч. «орфо» - правильный, «грамма» ОРФОГРАММА (греч. «орфо» - правильный, «грамма» – буква, знак) – такое.
Корни с чередованием Задание А 5. Корни, в которых правописание гласной зависит от ударения 1)ГАР-ГОР (под ударением пи­шется А, без ударения О) ЗАГАР.
Для уроков русского языка по теме «Чередование гласных в корне» Коваленко Ирина Владимировна учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 15 имени В.Л.
Безударные гласные в корнях слов. «Школа здоровья и индивидуального развития» Красногвардейского района. Русский язык, 10-11классы. Курсовая работа Мелешкиной.
«Правописание гласной в корне» чтобы не ошибиться необходимо: 1)определить, какой это безударный гласный: проверяемый ударением, непроверяемый, чередующийся;
Транксрипт:

Русский язык. Сложное предложжение

Орфографическая разминка. Проверьте себя. Тр…мвай, утро(л,лл)ейбус, а…тубус, сам…лёт, верт…лёт, авт…мобиль, эл…кутровоз, тепло…ход, в…лос…пед, мотоц…кл, экск…автор, эск…латор,

Орфографическая разминка. Проверьте себя. Трамвай, утроллейбус, автубус, самолёт, вертолёт, автомобиль, элекутровоз, теплооход, велосипед, мотоцикл, экскаавтор, эскалатор,

Орфографическая разминка. Проверьте себя. И…чесать, ра…вернуть, …сгибать, бе…шумный, …беречь, ра…терять, …здесь, …здоровье, ни…шей, вы…шей

Орфографическая разминка. Проверьте себя. Исчесать, развернуть, ссгибать, бесшумный, сберечь, растерять, зздесь, зздоровье, низшей, высшей

Орфоэпическая разминка. Запомните. Водопров Од Газопров Од Трубопров Од Нефтепров Од Бензопров Од Мусоропров Од НО! Элекутропров Од – система для передачи электричества. Элекутропр Овод – электрический шнур

Синтаксическая пятиминутка. В основу композиции «Тайной вечери» положено простейшее геометрическое посутроение – треугольник. Голова Христа – вершина треугольника. Взоры учеников,(1) движения их рук направлены к Христу, (2) и это приковывает внимание к фигуре. Где-то за головой Христа, (3) создавая впечатление глубины, (4) сходятся темные полосы пола,(5)потолка и висящих на стене ковров. 2 Выпишить цифру(ы), обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения

Синтаксическая пятиминутка. Выпишить цифру(ы), обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения. Как только отворили дверь сарая,(1) Барбос стремглав бросился к Жульке,(2) бессильно лежавшей на земле,(3) обнюхал ее и с тихим визгом стал лизать ее в глаза,(4) в морду,(5) в уши. 1

Зна ки препинания в бессоюзном сложном предложении, ; - : Когда в бессоюзном сложном предложении ставятся, и ; ?

, в БСП со значением одновременности и последовательности ; в БСП, есил его части осложнены (в них уже есть запятые)

Дорога стала ухабистее колёса начали задевать за кусты. Дорога стала ухабистее, колёса начали задевать за кусты. В июле краски все смягчены, но не ярки на всём лежит печать утрогательности и нежности. В июле краски все смягчены, но не ярки ; на всём лежит печать утрогательности и нежности.

Тема урока: Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении : -

Двадцать седьмое февраля. Классная работа.

Во втором предложении - причина потому что так как Печален я: со мною друга нет.

Второе предложжение поясняет первое а именно то есть Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников.

Второе предложжение дополняет первое Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. ЧТО

Безударные гласные в корне слова Определяемые правилами Не проверяемые правилами Проверяемые ударением Чередующиеся Земля Трава Тянуть Слагать – сложить Расти – вырос Загар – угорел Запереть - запирать Аккомпанемент Дирижер Ситуация Троллейбус

Проверяемые ударением Гласные в безударных слогах (слабая позиция) пишутся так же, как они произносятся под ударением (сильная позиция). -Есил гласная в безударном положении (есть выбор) – изменяем слово или подбираем однокоренное. Дрожать – дрожь, золотой – золото, растянуть – тянет Внимание! Безударные гласные в глаголах проверяются глаголами того же вида

Задание 1 Подберите проверочные слова, выделите корень. Образец: Посидеть – сидя, Внимание! Учитывайте значение слова. Полоскать, поласкать, примипить, примеряет, зализать, залезает, освещение, посвящение, развиваться, развеваться, теснота. Проверка Проверка 1

Задание 2 Вставьте пропущенные буквы: Вып…лите сорняки, вып…лите из ружья, подр…жать старшему, подр..жать от страха, отв..пить окно, отв..пить в воде, на к..лите дров, на к..лите на огне, сп..шить к поезду, сп..шить текст, скр..пите листы булавкой, не скр..пите дверью, с..дел на стуле, с..дел от старости, упл..тить за работу, упл..нить почву, прож..вал пищу, прож..вал в деревне, зап..вать песню, зап..вать лекарство, разр..дить частые всходы, разр..дить ружьё, ч..стата в доме, ч..стата употребыления слов. проверка

Проверка 2 Выполите сорняки, выпалите из ружья, подражать старшему, подрожать от страха, отвопить окно, отвапить в воде, на колите дров, на калите на огне, спешить к поезду, спишить текст, скрепите листы булавкой, не скрипите дверью, сидел на стуле, седел от старости, уплатить за работу, уплонить почву, прожевал пищу, проживал в деревне, запевать песню, запивать лекарство, разредить частые всходы, разрядить ружьё, чистата в доме, частата употребыления слов.

Чередование 1. -лаг- - -лож- -раст- (-ращ-) - -рос- Искл.: росток, отрасль. 2. / -гор- - -гар- / -зар- - -зор- Искл.: зарянка, зоревать 3. -бер- - -бир- -пер- - -пир- -мер- - -мир- -дер- - -дир- -тер- - -тир- -стел- - -стил- Задание: подберите к каждому пункту примеры, составьте предложения.

Другие корни с чередованием * / -клон- - -кл(о-а)н- Поклониться, поклон, класняться / -твор- - -тв(о-а)р- Искл.: утварь Твопить, затвор * -скак- - -скоч- Искл.: скачок, скачу Скакать - вскочить

ПОД Ударением Без ударения -ГАР-Загар огарок -ГОР-Загорел горелый -ЗАР---ЗОР-Зарево зорька -ЗАР-Зарница озарение -КЛАН -КЛОН- Класняться поклон -КЛОН-Наклонять склонение -ТВАР -ТВОР- Тварь творчество -ТВОР-Твопить

* -мак- - -мок- Погрузить пропускать в жидкость жидкость Макать (хлеб), промокнуть (под дождём) Искл.: промокашка * -равн- - -ровн- Одина ковый прямой, гладкий Срамнение, сровнять Искл.: равнина, ровесник, поровну, уровень * -плав- Кроме: пловец, пловчиха, плывун

Вставьте пропущенные буквы: Г..реть, г..горячий, перег..реть, з..рница, оз..пить, укл..н, прекл..сняться, к..сательная, неук..мнительно, р..мстительность, водор..сил, р..сток, тв..рец, раств..пить, пл..вниковый, пл..вучесть, пл..вчиха, сл..жжение, разл..гать, просек..чить, поиск..кать, вым..кнуть, пом..кать вату, р..равнобедренный, ур..мнение, соб..раю, зам..реть, оп..греться, был..стать, раст..лить, выт..реть.

Проверка 3 Гореть, гогорячий, перегореть, зарница, озапить, уклон, преклосняться, касательная, неукомнительно, рамстительность, водоросил, росток, творец, раствопить, плавниковый, плавучесть, пловчиха, сложжение, разлагать, просекочить, поискакать, вымокнуть, помакать вату, раравнобедренный, урамнение, собираю, замереть, опегреться, былистать, растелить, вытереть.

1. Жутко выйти на дорогу: непонятная тревога под луной царит. 2. Мрачно было: дождь капал, ветер выл уныло. Определите смысловые отношения между простыми в составе бессоюзного сложного. Причина. Пояснение.

Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении. Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука. 1. Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. 2. Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. 3. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 4. Вторая часть БСП указывает причину того, о чем говорится в первой части.

Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. 1. Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. 2. Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. 3. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 4. Вторая часть БСП указывает причину того, о чем говорится в первой части.

Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи. 1. Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. 2. Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. 3. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 4. Вторая часть БСП указывает причину того, о чем говорится в первой части.

Противопоставление Семь раз отмерь – один раз отрежь. а, но В первом предложении время Солнце взошло – начинается день. когда

В первом предложении условие Закуковала кукушка – сей ячмень. есил Во втором предложении следствие Солнце дымное встает – будет день гогорячий. так что

1. На дворе палил зной - в доме было прохладно. 2. Тише едешь - дальше будешь. 3. Пришла беда - отворяй ворота. Определите смысловые отношения между простыми в составе бессоюзного сложного. Противопоставление. Условие. Время.

Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении. Джельсомино запел – в окрестных домах вылетели стекла. 1. Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. 2. Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части. 3. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола-связки. 4. Содержание второй части БСП противопоставляется содержанию первой части.

Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении. Шестнадцать лет служу – такого со мной не бывало. 1. Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. 2. Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части. 3. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола-связки. 4. Содержание второй части БСП противопоставляется содержанию первой части.

Домашнее задание.