Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей Учитель- логопед Халыева Христина Гаврильевна, МБДОУ ЦРР «Сулусчаан» МР «Таттинский улус»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (3 уровень речевого развития) Учитель-дефектолог СВЯТОХО НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА.
Advertisements

Наглядно-игровое средство коррекции речевых нарушений.
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ. СОСТАВИТЕЛЬ: УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД ДМИТРИЕВА М.Е.
«Наглядный материал для дифференциации звуков «Л-В» Мариупольская городская ПМПК Учитель-логопед Хаевская А.Н.
Учителя-логопеды Григас Оксана Леонидовна Старченко Юлия Сергеевна.
L/O/G/O Тема: «Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр».
Подготовила учитель-логопед МБСКОУ СКО школы-интернат VIII вида: Базаева Ю.Ю. г. Шатура.
Ударность Количество слогов Линейная последовательность Модель слога ( открытый, закрытый, прямой, обратный)
Игровое занятие в средней логопедической группе «Путешествие в мир природы» Успех коррекционной работы в логопедической группе во многом зависит от взаимодействия.
Р АЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
КУРСОВАЯ РАБОТА Работу выполнила Снегирькова Татьяна Леонидовна, учитель – логопед МБДОУ ЦРР детский сад 10 г.Вязьмы Смоленской области 2012 г.
Артикуляционная гимнастика Звуко-слоговой анализ Что нужно знать, чтобы правильно выполнять? Поготовила учитель-логопед МБДОУ «ЦРР – д/сад 11» Козионова.
И СПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДОШОКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Логопедическая программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей 6-7 лет Подготовила : учитель-логопед О.Н. Шипелёва МОУ «Средняя школа 8» Г. Когалым.
Учитель-логопед МБДОУ 15 «Черёмушка» г. Северодвинска Докучаева Наталья Алексеевна.
Сагитова Заира Рауфовна Учитель – логопед высшей категории.
Психолого-логопедическое обследование. Исследование зрительного восприятия.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
Развитие речевой деятельности на логопедических занятиях. Логопед Лупилова А.Е.
Транксрипт:

Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей Учитель- логопед Халыева Христина Гаврильевна, МБДОУ ЦРР «Сулусчаан» МР «Таттинский улус»

Актуальность Формирование фонетически правильной речи - важная задача логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития раз личных форм деятельности и участия в коллективном труде. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье.

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, но оно может быть также и у детей, страдающих только фонетико-фонематическим недоразвитием. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосилок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе. Поэтому преодолеть этот недостаток важно в дошкольном возрасте.

1 этап «Подготовительный» (4 занятия) Цель: усвоение речевых ритмов. Задачи: - развитие слухового внимания и памяти на материале неречевых звуков; - усвоение речевых ритмов (простох и сложных); - развитие координации движений под музыку; - развитие ручного праксиса и координации рук.

Работа на невербальном материале 1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?). 2. Работа над ритмом (сначала над простом, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстокивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.

Виды заданий: Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке); Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный); Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!; Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами; Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку; Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: !!!; !!!!!;

Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.

Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь.

Работа на вербальном материале 1. Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко- слогового ряда, звуко наполняемости слов простой и сложной слоговой структуры. Можно рекомендовать создание дидактических игровых ситуаций с использованием, например, русской народной сказки «Репка». Этот вид работы был предложен логопедом Э. В. Рыбиной. В ходе беседы с ребенком в его пассивном и активном словаре уточняются и закрепляются понятия: первый последний, начало середина конец, между за перед после (Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? И т.д.).

2 этап «Вербальный» Цель: восприятие и воспроизведение речевых ритмов. Задачи: - формирование пространственно- временных представлений (начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний) ; - обучение неосознанному членению слов на слоги, по слоговому проговариванию слов; - дифференциация слоговых рядов по длине; - проговаривание прямых одинаковых слогов (да-да, да-да, слогов с разными звуками (ма- па, па-ма, закрытых и обратных слогов (папа) ; - формирование умения воспроизводить слоги с отхлопыванием ритма.

3 этап «Коррекционный» (4 занятия «Гласные звуки», 4 занятия «Слоги», 8 занятий «Слова») Цель: формирование слоговой структуры слова. Задачи: - формирование и закрепление понятия «гласный звук»; - повторение звуков за логопедом с выделением ударного; - узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом, пропивание серии звуков; - произнесение гласных звуков в соответствии с заданным ритмом; - формирование и закрепление понятия «слог»; - формирование умения правильно произносить различные типы слогов (открытые, закрытые, со стечением согласных) ; - формирование умения плавно переключать артикуляцию с одного слога на другой; - формирование и закрепление понятия «слово»; - усвоение и воспроизведение слоговой структуры слова на материале первых 4 классов слов; - формирование фонематического и слогового анализа, синтеза слов.

«Гласные звуки» Уровень гласных звуков Детям предлагаются следующие задания: Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике; Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши; Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО; Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА; Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом; Логопед отстокивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.

Уровень слогов Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующие: Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»); Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог); Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог); Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных); Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов; Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»): са-со...; Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»): са-со-су-си; Чтение цепочек слогов: са-со-су-си; си-са-со-су; Отстокивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстокиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со; Чтение или повторение за логопедом серии слогов: Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са- са-со; со-со-са; Повторение за логопедом, чтение серии слогов со стечением согласных: ста-сто-сто- сто;

Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, записать слоги; Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС; «Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас, аст-аст; Беглое чтение слоговых таблиц с прямыми и обратными слогами, слогами со стечением согласных; «Кто быстрее?»: в таблице записаны слоги (разных типов); ребенок должен быстро найти и прочитать названный логопедом слог; Запись слогов различных типов под диктовку; Запись цепочек слогов различной длины с подчеркиванием гласных или согласных, твердых или мягких согласных, звонких или глухих согласных; выполнение звуко-слогового анализа цепочки слогов (в зависимости от коррекционной задачи); Зрительный диктант цепочки слогов, содержащей слоги различных типов.

Уровень слова При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее: структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций; формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы; в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся в речи ребенка слов- звукоподражаний. (Особое внимание нужно уделять повторению звукоподражаний, что создает определенные возможности для усвоения слогового ряда, например: ав-ав, мяу-мяу.) переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простох слоговых конструкций: детям предлагаются двусложные слова типа СГ+СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).

На начальном этапе при низком уровне речевого развития основной задачей логопедического воздействия является накопление элементарного экспрессивного словаря путем вызывания у детей подражательной речевой деятельности в форме любых звуковых проявлений, а также расширение объема понимаемой речи. На этом этапе рекомендуется использовать слова с простой слоговой структурой, не включающие артикуляцию сложных звуков, и главной целью является уточнение контура слова (его длины). Работа с «неговорящими» детьми начинается с вызывания или закрепления звукоподражаний. Затем целесообразно переходить к работе со словами типа С Г, С ГС (на, дай, вот, тут, там). Их произнесение, как правило, сопровождается жестами.

Важное значение придается подбору такого лексического материала для занятий, который подготавливал бы ребенка к речевому общению, развитию коммуникативной функции речи. Используется бытовая лексика слова, относящиеся к различным частям речи. Для более активного и успешного усвоения материала в ходе логопедических занятий рекомендуется создавать различные игровые ситуации.

Последовательность работы · Двусложные слова из открытых слогов (вата); · Трехсложные слова из открытых слогов (машина); · односложные: слова, представляющие собой закрытый слог (мак); · двусложные слова с закрытым слогом (лимон); · двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка); · двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник); · трехсложные слова с закрытым слогом (теремок); · трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус); · трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка); · односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (флаг, винт); · двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда); · четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза).

Фонематический и слоговой анализ слов 1. Игра «Телеграф»: «передать» слово, отсточав его ритмическую структуру (количество слогов). 2. Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов. 3. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее. 4. Ребенок записивает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует логопед). 5. Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко- слогового состава. 6. Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами. 7. «Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог. 8. «Рассели животных по домам»: одноэтажный дом мас, кус, двухэтажный мээчик, илии, саьыл (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома). 9. Игра с мячом: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог какого-то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог, и т.д( куо-бах, ос-туол, куос-ка, бе-ре...)

Смешанные упражнения на анализ и синтез слов Один ребенок произносит слово медленно по слогам: ыр- баа-хы, те-ле-ви-зор, а другой произносит это слово целиком. Определить, какой слог пропущен: о-...пос; си-...-ки, хап-...-та.

Фонематические представления Построить «дома», «поселить» туда любые слова (на каждый «этаж» вписивать один слог): Придумать слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. Закончить слово: э-..,ма-..., те-..., куос-..., тар-... Придумать куклам имена, состоящие из 2 слогов; подарить им подарки, названия которых состоят соответственно из 2 слогов (используются картинки); объяснить, почему никому не подарили сон и сэлээппэ.

Придумать чистоговорку по образцу: Ча – ча – ча – чаьы тыаьыыр Чы – чы – чы – чыычаах ыллыыр Чо – чо – чо – чороон турар Чу – чу – чу – чубуку чугас Чыа – чыа – чыа – хачыаллыырбын собулуубун Чуо – чуо – чуо – чуор куолас

Разложить картинки на две кучки: кто это? и что это? Объяснить значение слов: строитель, строительство; парик, парикмахерская, парикмахер; водопровод, водопроводчик; часи, часовщик; милиция, милиционер.

4 этап «Заключительный» Цель: автоматизация умения воспроизводить слоговую структуру слов в связной речи на материале чистоговорок, стихов, рассказов. Задачи: - формирование координации речи и движения; - заучивание текстов с различными типами слогов и повторяющимися слоговыми рядами; - чтение простох стихов с отстокиванием ритма сопряжено с логопедом, затем самостоятельно; - составление предложений со словами различной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам.

Заучивание двустиший должно проводиться с обязательной опорой на предметные и сюжетные картинки, игрушки. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания. Для этого логопед задает вопроси по картинке. Нередко разучивание стихотворений сопровождается упражнениями, направленными на развитие подражательности и координации речи с движениями. Рекомендуется также проводить подвижные игры, сопровождающиеся речью. Для наилучшего «вхождения» ребенка в роль можно предложить ему соответствующую маску или соответствующий атрибут (например, дудочку). На данном этапе целесообразно использовать такие стишки, потешки, прибаутки, в которых присутствует многократное звукоподражание; это подготавливает речевой аппарат ребенка к усвоению слогового ряда. Во время занятий с «неговорящими» детьми рекомендуется сопряженное проговаривание рифмованных строк логопедом и ребенком (в пределах речевых возможностей ребенка), чтение стихотворений логопедом и ребенком по ролям. Например: Логопед: Гуси! Гуси! Ребенок: Га-га-га! Логопед: Есть хотите? Ребенок: Да-да-да!

Фонематический и слоговой синтез слов. Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА+, КА+ Из кубиков «построить» слово, соединив кубики стрелками: ЛЕТ СА МО Логопед медленно произносит слово по слогам:ос-туол, мээ-чик, си-бэк-ки, а ребенок произносит это слово целиком. Образовать слово по аналогии (упражнение на словообразование): тарбах-тарбахчаан, хатын- хатынчаан...Уточнить, какое звукосочетание появляется во всех этих словах. 8. Изменить по аналогии: Мас-мастар, дьиэ-дьиэлэр, олоппос-...(упражнение в словоизменении). Уточнить, изменилось ли количество слогов.