« Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности ". Выполнила : старший воспитатель : Свинцицкая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методическое объединение воспитателей Ленинского района г. Чебоксары.
Advertisements

Педагогический совет «Развитие познавательно- исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками". Консультация для воспитателей.
Старший воспитатель Туманова Екатерина Леонидовна.
Детское экспериментирование Подготовила: Ст. воспитатель ГБОУ детский сад 400 Волокитина Наталья Анатольевна.
Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребёнка
Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой (Н. Н.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 55 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга Поисково-исследовательская.
Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность вне занятий Развитие познавательного интереса.
ДС 236 гр 6 Детское экспериментирование
«Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детское экспериментирование» (младший.
Из опыта работы воспитателя первой квалификационной категории Фоменко Полины Ланиловны МКДОУ Краснозерский детский сад 4.
Детское экспериментирование Выполнили: Гоголева О.Н. Никулина А.И.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска Детский сад 186 Подготовила воспитатель Усольцева Мария Александровна.
Тема опыта: «Использование элементарного экспериментирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста как средство ознакомления детей с качествами.
Дошкольники – прирожденные исследователи. Цель и задачи экспериментирования: цель: создание условий в детском саду для формирования основного целостного.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка-«Детский сад 179 «Рябинушка» Исследовательская деятельность «Что мы.
«Развитие любознательности детей посредством экспериментальной деятельности » Выполнила Воспитатель : МБДОУ « Д/С 281» Галямова Н.Ю. г. о. Самары.
ПЕДСОВЕТ 1 ОТ Г. МБДОУ Д/САД 16 П. ВЕЛИКОДВОРСКИЙ Развитие познавательных интересов детей через поисково- исследовательскую деятельность.
Государственное бюджетное образовательное учреждение Прогимназия 1611 Северного окружного управления образования Департамента образования города Москвы.
Транксрипт:

« Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности ". Выполнила : старший воспитатель : Свинцицкая И. В. МКДОУ Бутурлиновский детский сад 10

В дошкольном возрасте, по славам Л. С. Выготского, экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, стимулируя развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника. Настало время для широкого внедрения этого метода работы в практическую деятельность дошкольных учреждений.

Задание для воспитателя: выстроить последовательность детского экспериментирования.

Выдвижение гипотезы Проверка предположения целеполагание Проблемная ситуация Формулировка вывода Новая гипотеза

1. Целеполагание. 2. Выдвижение гипотез. 3. Проверка предположения. 4. Проблемная ситуация. 5. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось) 6. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось)

Как я это делаю? Почему я это делаю именно так, а не иначе? Зачем я это делаю, что хочу узнать,? Что получилось в результате?

Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. Уточнение плана исследования. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации. Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия). Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. Уточнение плана исследования. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.

1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный мешочек"); 2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа "Не ошибись"); 3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?); 4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?);

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево). 2. О природных явлениях ( снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение). 3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов). 4. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп). 5. Об эталоне "1 минута". 6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее). В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.

- активное использование опыта игровой и практической деятельности детей ( Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?); - группировка объектов по функциональным признакам ( Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?); - классификация объектов и предметов по видовым признакам ( посуда чайная, столовая).

1. О материалах ( глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса ). 2. О природных явлениях ( времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд ; игры с цветными льдинками ). 3. О мире животных ( как звери живут зимой, летом ) и растений ( овощи, фрукты ), условия, необходимые для их роста и развития ( свет, влага, тепло ). 4. О предметном мире ( игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т. д.). 5. О геометрических эталонах ( круг, прямоугольник, треугольник, призма ). 6. О человеке ( мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т. д.). В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов ( таких, как : сахарница, мыльница и т. д.). В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами ( круг, прямоугольник, треугольник и т. д.).

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

1) активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?); 2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки), форме (шарф - платок - косынка), цвету, орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое - шерстяное), плотности, фактуре (игра: "Кто назовёт больше качеств и свойств?").

1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон). 2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год). 3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.). 4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений). 5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.). 6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар). В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках").

В уголке экспериментальной деятельности (мини- лаборатория, центр науки) должны быть выделены: 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.) 2) место для приборов Место для хранения материалов (природного, "бросового") 3) место для проведения опытов 4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Элементы развивающей среды Функциональная роль Формы и методы работы Оранжерея - обучающая - познавательная - формирование познавательных качеств - познавательные занятия - рассматривание климатических зон, муляжей, иллюстраций - беседы - дидактические игры Центр науки ( лаборатория )- исследовательская - познавательная - приобретение навыков работы с исследовательскими приборами ( лупы, микроскоп …) - исследовательская деятельность - обсуждение - беседы - кружок Естественнонаучная развивающая среда в группах - познавательная - развитие воображения - Игры - Тематические выставки - Чтение художественной и энциклопедической литературы Уголки для родителей - информационная - обучающая - методические рекомендации, консультации, советы - выставки совместных работ детей и родителей

Варианты Какова помощь 1. В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами ( Куда больше воды поместилось ? Куда вода легче набирается ? Почему ? Откуда воду легче вылить ? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой ?) Поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность 2. Экспериментировать с предметами ( тонут или плавают в воде ). Как думаешь, утонет бутылка или нет ? Что будет, если набрать в нее воды ? Сколько, по - твоему воды нужно набрать, чтобы утонула ? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет ?). Поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать. 3. Уборка комнаты ( Как ты считаешь, с чего нужно начать ? Что для этого нужно ? Что ты сделаешь сам ? В чем тебе понадобится помощь ?). Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы. 4. Поливка цветов ( Всем ли растениям надо одинаково поливать ? Почему ? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений ?) Поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними. 5. Ремонт в комнате ( Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате ? На что бы тебе приятно было смотреть ? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки ?) свою точку зрения. Поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.