Рябинина Любовь Анатольевна, зам. директора ЦОКО г. Красноярск, 16.06.2014 ОБ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМАХ ОСВОЕНИЯ НОВЫХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНИВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рябинина Любовь Анатольевна, зам. директора ЦОКО г. Красноярск, ОБ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМАХ ОСВОЕНИЯ НОВЫХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНИВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ.
Advertisements

Совещание с муниципальными координаторами оценочных процедур в начальной школе ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО.
ВЕБИНАР Российского тренингового центра Института образования НИУ ВШЭ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
{ Создание условий для совершенствования профессиональной компетенции педагогов дошкольного и начального общего образования как фактор, влияющий на качество.
Упорова В.П. МАОУ «СОШ 2» г. Краснокамск. обоснование, разработка и апробация системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих.
Региональная система мониторинга результатов освоения основной программы общего начального образования Л. А. Рябинин а Красноярск, 2011 КГБОУ «Центр оценки.
Реализация школьной программы мониторинга уровня сформированности учебных действий у школьников в условиях реализации ФГОС Гимадеева Е.Г. МОУ гимназия.
Ковалева Г.С., зав. Центром оценки качества образования ИСМО РАО Апробация системы оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных.
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Фестиваль издательств ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
ЦПСО «ТОЧА ПСИ» Система оценки Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО Медникова Л.А. ФГОС.
ПРОБЛЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Группа «Разработка и апробация системы оценки планируемых результатов освоения программы начального образования» Руководитель – Ковалева Г.С. Проект «Разработка.
ФГОС НОО : принципиальные особенности Формирующее оценивание или оценивание для обучения.
« «Учет индивидуальных достижений учащихся как фактор повышения мотивации обучающихся.» Выступление заместителя директора по УВР школы 185 Колотовой М.Н.
Чабан Татьяна Юрьевна, г. Красноярск, 28 января 2014 г. КРАЕВАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »
Региональная модель оценки качества профессиональной подготовки педагога в соответствии с профессиональным стандартом ( модель оценки профессиональной.
Апробация инструментария для оценки метапредметных результатов в начальной школе (комплексная работа) Ковалева Г.С.
Результаты исследования готовности первоклассни ков к обучению в школе. ГБОУ СОШ 1073 Психолог Фридман Л.В.
Начальник Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Рособрнадзор Начальник Управления.
Транксрипт:

Рябинина Любовь Анатольевна, зам. директора ЦОКО г. Красноярск, ОБ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМАХ ОСВОЕНИЯ НОВЫХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНИВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛАХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

более широкое понимание образовательных достижений; разработка и распространение подходов к оценке качества образования, способствующей развитию школы и ориентированной на непосредственных участников образовательного процесса – учителей, учеников и их родителей Некоторые тенденции в развитии общероссийской системы оценки качества образования « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Сфера «Организация образовательного процесса и качество получаемого образования» Напряженной для четвероклассников, старшеклассников и их родителей является сфера ОЦЕНИВАНИЯ непонятны критерии и основания оценивания, требования кажутся слишком высокими; ученики зачастую НЕ могут сами оценить свое продвижение (свои успехи, достижения и трудности), НЕ понимают, что нужно сделать, чтобы улучшить свои результаты; ученики практически НЕ имеют возможности самостоятельно ставить учебные цели, и оценивание НЕ помогает им в этом. Проблемы (оценивание) « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

От 27% учеников в начальной школе до 40% учеников в старшей дают низкие оценки по показателю "Наличие на уроках заданий, которые вызывают интерес к данному уроку, желание узнать больше, поразмышлять, научиться новому", ученики считают, что учителя предлагают такие задания редко, время от времени. Проблемы (сфера «Организация образовательного процесса и качество получаемого образования») « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Снижается доля высоких оценок по показателям: интерес ребёнка к учёбе; роль школы в развитии учебной мотивации. Тенденции (сфера «Организация образовательного процесса и качество получаемого образования»-родители)

Доминирующим в сознании родителей остается традиционное представление о назначении школы как места, где дают знания по предметам. Оценки учителей и родителей схожи: значительная часть учителей (45,52%, в 2012 году – 42%, в 2011 году 33%) также считает, что идеальная школа – та, которая дает прочные знания по всем предметам. Оценка соответствия представления об идеальной школе и реального положения дел « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

предметные результаты учащихся; метапредметные результаты учащихся; внеучебные результаты; индивидуальный прогресс учащихся (динамика индивидуальных образовательных достижений учащихся); условия осуществления образовательного процесса. Предметами оценки в рамках КрСОКНОО являются « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

оценка для контроля за работой (учителей, образовательных учреждений) и предоставления вышестоящим органам необходимой информации для принятия решений; оценка для поддержки образовательного продвижения конкретного ученика и проектирования развития образовательного учреждения (оценка для диалога и саморазвития). Функции оценки « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Стартовая диагностика « Оценка готовности первоклассников к школьному обучению » 1 класс сентябрь - октябрь общее развитие ребёнка, психофизиологическая и интеллектуальная зрелость, предпосылки овладения грамотой и математикой, личностные особенности детей, ресурсы и цена адаптации ребёнка к школе Итоговая диагностика учащихся 1- х, 2- х, 3- х классов 1, 2, 3 класс март - апрель предметные результаты : освоение программы по русскому языку, математике ; метапредметные результаты : уровень сформированности читательской грамотности ; личностные особенности детей, ресурсы и цена адаптации ребёнка к школе Итоговая работа для выпускников начальной школы ( оценка индивидуальных достижений обучающихся ) 4 класс апрель предметные результаты : освоение программы по русскому языку, математике, окружающему миру ; метапредметные результаты : овладение регулятивными, коммуникативными и познавательными действиями Общая схема использования инструментов оценки качества образования в начальной школе

Основные проблемы школьной оценки качества образования « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ » 1)Не осуществляется переход от идеологии контроля качества образования к управлению качеством образования; 2)Не реализуются подходы к оценке качества образования, способствующей развитию школы и ориентированной на непосредственных участников образовательного процесса – учителей, учеников и их родителей

Основные проблемы школьной оценки качества образования « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ » 3) педагоги не владеют современными технологиями оценивания ; 4) в образовательных учреждениях для оценки часто используется не апробированный и не стандартизированный инструментарий ; 5) отсутствует система работы с результатами.

Поддерживающее оценивание на уроке « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ » Под оцениванием мы понимаем процесс сравнения сегодняшних успехов (неуспехов) ребенка с его прежними успехами (неуспехами) и процесс соотнесения результатов обучения с нормами, заданными существующими стандартами обучения. Процесс создания критериев и форм оценивания осуществляется совместно с учащимися, и мы его рассматриваем как способ формирования детской самооценки.

Стереотип 1. «Контрольные работы «ввергают в ужас» учителей и родителей…» Комментарий. Неправильный настрой детей и родителей со стороны учителей (метод «запугивания»): это ЕГЭ для 4 класса, если напишет плохо, то…. Особенности восприятия учителей новых подходов к оцениванию « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

«Объём работы не соответствует возрастным возможностям ученика (17 заданий за 40 минут!!!!)» Комментарий. Учителя привыкли к тому, что в контрольной работе, которую они дают на уроке, ученик должен выполнить все задания (проверяется усвоение темы). Итоговые работы предполагают дифференциацию учеников по уровню подготовки, поэтому все дети все задания выполнить не могут. Стереотип 2 « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Работа рассчитана на 2 урока. 1-я часть – художественный текст (597 и 761 слово) и заданий (из них 6 заданий с развёрнутым или кратким ответом). 2-я часть – научно-популярный текст (2 текста общим объёмом 309 и 868 слов и заданий, из которых 7 с кратким или развёрнутым ответом) Объём работы в международном исследовании PIRLS « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ » Тексты Задания

«Контрольные работы готовятся какими-то специалистами, которые в глаза детей не видели и учителям эти работы не показывали» Комментарий. В подготовке современных контрольно-измерительных материалов задействованы несколько групп специалистов, и есть несколько этапов подготовки. Стереотип 3 « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

1) Группа разработчиков, в которую, как правило, входят школьные учителя 2) Группа статистиков (они обрабатывают данные апробаций КР – смотрят решаемость каждого задания, его дифференцирующую способность (различает ли задание слабых и сильных детей), согласованность заданий теста, параллельность вариантов и проч.) 3) Эксперты (группа учителей, работающих по разным программам; научные работники) Специалисты принимающие участие в разработке КР « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

1 ) разработка модели работы в соответствии с требованиями ФГОС и др. нормативными документами; 2) Разработка и апробация отдельных заданий; 3) Разработка вариантов работы 4) Несколько клинических апробаций (на небольшой выборке детей) 5) Апробация контрольной работы на репрезентативной выборке (в неё входят дети из всех типов школ края, из всех типов населённых пунктов); 6) Корректировка работ после каждой апробации; 7) Экспертиза Этапы подготовки работы « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

«Задания в КР безумно трудные, их не может решить даже человек с высшим образованием» Вот простое привычное задание (базовый уровень): Отметь предложение, в котором поставлены НЕ ВСЕ нужные запятые. 1. Осенний листопад. Листья летят, скачут, плывут. 2. Мальчишки просидели в засаде до вечера, но ушли почти ни с чем. 3. Мама сидела за компьютером и писала какой-то доклад. 4. На массивном столе с зелёным сукном лежал ноутбук папки с бумагами, калькулятор. Стереотип 4 « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

А вот «кошмарное, нерешаемое», с точки зрения педагогов, задание (повышенный уровень): Поставь знаки препинания в соответствии с описанными ситуациями. Один ученик неверно расставил знаки препинания, и у него получилось, что море выбросило на берег предметы и людей. Прибоем выбросило на берег корабль_испанцев_ лодку_рыбака_катер. Другой ученик верно расставил знаки препинания, и у него получилось, что море выбросило на берег только предметы. Прибоем выбросило на берег корабль__испанцев __лодку__ рыбака__катер. « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Первое задание показывает, что ребёнок научился делать по образцу, правилу, алгоритму. Но в ситуации, когда такого образца нет, ребёнок беспомощен. Второе задание показывает, насколько осознанно владеет ученик тем, чему его обучали. Дети, выполняющие такие задания, самостоятельны, умеют решать нестандартные задания. « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Апробация задания на больших выборках в разных регионах страны показала, что с ним справляются около 40% учеников 4-х классов. « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

«Учителя начальной школы помогают всеми силами ребенку справиться с контрольной работой, подают завышенные результаты, поэтому работы становятся всё сложнее». Комментарий. Нарушение процедуры проведения работ не влияют на её сложность, так как работы проходят серьёзную апробацию, исключающую влияние учителей на результаты детей. Апробацию проводят независимые специалисты, учителя работу не видят и не проверяют. Стереотип 5 « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

В тестировании принимали участие 700 учителей НШ из 10 регионов России. 44% учителей продемонстрировали базовый уровень профессиональной компетентности в преподавании математики в НШ; 10% - повышенный уровень; 46% - ниже базового. * Авторы: Л. О. Денищева, Г.С. Ковалёва, О.А. Рыдзе, Л.П. Стойлова, Н.В. Шевелёва. – М., Спб.: «Просвещение», Математика: Оценка профессиональной компетентности учителей начальной школы* « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Решение текстовой задачи (основной материал НШ) – выполнили 98% учителей Задание на понимание различных алгоритмов вычисления площади плоской фигуры, умение исследовать математическую ситуацию, используя нестандартный подход к вычислению площади фигуры правильно выполнили 44% учителей НШ. Задание, в котором требовалось «прочитать» график движения автобусов, выполнили правильно 47% учителей НШ. Оценка математической компетенции учителей НШ « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Составить текстовую задачу по образцу - 88% Задание на умение моделировать ситуацию с целью её наглядного представления (учителю предлагалось наглядно представить ученику ситуацию, чтобы разъяснить его заблуждения). Задание выполнили только 11% учителей НШ. Задание на умение учителя написать указание (рекомендацию, вопрос и т.п.), которое позволит ученику выявить ошибочность сформулированного им вывода, выполнили 22% учителей. Оценка педагогической компетенции учителей НШ « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

настроенная на оценку индивидуального прогресса; основанная на максимально прозрачных и заранее объявленных критериях; включающая самого ученика в процесс оценивания; доступная и прозрачная для всех участников образовательного процесса, включая родителей. (Из резолюции круглого стола «Новые подходы к оцениванию. Внутришкольное оценивание» //Управление школой ) Какая система оценивания нужна современной школе? « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Она позволит: показать качество работы школы через демонстрацию индивидуального прогресса учеников, что особенно важно для школ, работающих не с элитным контингентом; оценивать качество работы учителя по динамике образовательных достижений учащихся с учетом уровня обучаемости данного класса и качества создаваемых учителем условий обучения; повысить учебную мотивацию и самостоятельность учащихся, включая их в процесс оценивания; использовать оценивание в его формирующей функции (для организации учебного процесса). ( Из резолюции круглого стола «Новые подходы к оцениванию. Внутришкольное оценивание» //Управление школой ) Какая система оценивания нужна современной школе? « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Тел./факс: (391) сайт: cоk.cross-edu.ru Спасибо за внимание! « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »