СОВРЕМЕННЫЕ ТИПЫ УРОКОВ Уроки «открытия» нового знания Уроки рефлексии Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности) Уроки развивающего контроля 1
Урок «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий. Содержательная цель: формирование системы понятий. 2
Этапы урока «открытия» нового знания I Организационный момент 3
II Актуализация знаний 4
III Проблемное объяснение нового знания 5
IV Первичное закрепление во внешней речи 6
V Самостоятельная работа с самопроверкой 7
VI Включение нового знания в систему знаний и повторение 8
VII Итог урока 9
Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий. Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д. 10
Структура урока рефлексии по технологии деятельностного метода 1. Самоопределение к деятельности 11
2. Актуализация знаний 12
3. Локализация затруднений 13
4. Построение проекта выхода из затруднений 14
5. Обобщение затруднений во внешней речи 15
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 16
7. Включение в систему знаний и повторение. 17
8. Рефлексия деятельности (итог урока). 18
Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности. Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса и построение обобщённых норм учебной деятельности. 19
Отличительная особенность уроков методологической направленности и традиционных уроков обобщения и систематизации знаний 20 Пример урока:
Эти уроки являются над предметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода. 21
Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. 22
Уроки развивающего контроля предполагают два этапа: 1) проведение контрольной работы; 2) анализ контрольной работы. 23
Отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля. 24
Уроки развивающего контроля имеют следующую структуру: 1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно- коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап локализации индивидуальных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап решения заданий творческого уровня; 9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности. 25
общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Цель образования 26
Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова. 27
совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность. умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Понятие УУД 28
1. Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения. 2. Ставить учебные цели. 3. Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей. 4. Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. 5. Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. 6. Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Функции УУД 29
Виды УУД 30
внутренняя позиция; мотивация; нравственно-этическая оценка. Личностные УУД 31
целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Регулятивные УУД 32
Познавательные УУД общеучебные логические постановка и решение проблем 33
Выделение познавательной цели Структурирование знаний Поиск информации Выбор способов решения задач Контроль и оценка процесса Смысловое чтение Речевое развитие Решение проблем знаково-символические действия Общеучебные универсальные действия моделирование преобразование модели 34
УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками управление поведением партнёра постановка вопросов разрешение конфликтов Коммуникативные УУД 35
Базовые образовательные технологии технологии ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 36
Основное средство в руках учителя УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ 37
Учебная ситуация особая структурная единица учебной деятельности, содержащая ее полный замкнутый цикл: -дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, -исследуют его, -совершая разнообразные учебные действия, -преобразуют его. 38
формулирование проблемы самостоятельное создание способов решения проблем Создание учебной ситуации 39
Проектирование учебной ситуации возраста ребенка специфики учебного предмета Меры сформированности действий учащихся 40
Учебное задание - требование, которое надлежит выполнить ученику для достижения учебной цели. Оно рассматривается как средство, способствующее развитию личности, повышению качества знаний, а также повышению эффективности педагогического труда 41
Виды учебных заданий Ситуативное задание на «знание», «понимание» «умение» на диагностику- контроль задание творческого типа На самоанализ 42
- учебное задание, стимулирующее интерес учащихся к изучению новой темы посредством специально сформулированной учителем ситуации Ситуативное задание 43
Задания на «знание», «понимание» «умение» На «знание»: самостоятельная работа учащихся с отдельными терминами, понятиями, высказываниями на «понимание»: работа с этим же содержанием на уровне объяснения, обоснования существующего знания На «умение»: освоение того же учебного материала на уровне применения 44
Отдельную часть контроля составляет терминологический и хронологический диктант, который проводит учитель по своему выбору в соответствии с требованиями стандарта по предмету и интеллектуальным уровнем класса Задания на диагностику-контроль 45
эвристический уровень - учащиеся самостоятельно определяют объем, уровень, источник информации, создавая собственный вариант решения по данному заданию импровизационный уровень - учащиеся самостоятельно выбирают информационный материал изученной темы и форму выполнения информативный уровень - для которого информационный материал и форму выполнения предлагает учитель Задания творческого типа 46
выявление приобретенных знаний и умений и соотнесение школьником полученного результата с поставленной целью обучения в рамках освоения темы Задания на самоанализ 47
Операции при формулировании учебных заданий Операции при формулировании учебных заданий определение цели задания отбор учебного текста в соответствии с целью задания выделение проблемы (недостающей информации) с точки зрения цели задания формулирование задания с учетом критериев логико-информационной корректности оформление заданий 48
Задания по формированию УУД на уроках информатики п/ п Задание Содержание учебной деятельности Какие УУД формируются 1 Три друга: Алеша, Боря и Витя учатся в одном классе. Один из них ездит домой из школы на троллейбусе, другой – на трамвае, третий – на автобусе. Однажды после уроков Алеша пошел проводить своего друга до остановки автобуса. Когда мимо них проходил автобус, третий друг крикнул из окна: «Боря, ты забыл в школе тетрадку!». Кто на чем ездит домой? Решение логической задачи с использованием табличной формы представления информации Личностные УУД: мотивация учения- развитие интереса к информатике, положительное отношение к процессу познания, принцип удивления Регулятивные УУД: Составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения существенных признаков Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
2 Кроссворд по теме Устройство компьютера» (стандартный кроссворд) По горизонтали: 2. Устройство ввода текстовой информации 4. «Мозг» компьютера По вертикали: 1. Устройство ввода информации (уменьшительное) 2. Устройство вывода звуковой информации 3. Устройство вывода информации Наглядные формы представления информации. Личностные УУД: проявление внимания, интереса, желания проявить свои знания Регулятивные УУД: составлять план выполнения задания в разгадывании кроссвордов. Познавательные УУД: применение методов информационного поиска, в том числе с помощью дополнительных источников литературы; Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками