1 Эффективная коммуникация и конфликты Убеждения Информационный мусор
2 Взрослым человеком традиционной фазы считался человек: умеющий жить с собой, умеющий жить с другими, умеющий жить с Богом, умеющий создать и обеспечить свою семью Традиционная фазы решала проблемы с пищей. Взрослым человеком индустриальной фазы считался взрослый традиционной фазы, обученный массовым городским операциям: написанию документов, инженерным действиям, чтению и анализу прессы. Взрослые имели досуг и разнообразие в одежде.
3 Взрослым человеком постиндустриальный фазы ПОЧЕМУ-ТО!!! называется человек, который оперирует в информационной сети, в сети финансов, в потребительских сетях и в состоянии извлечь доход из своего функционирования в городе У него явное перепотребление вещей, продуктов, отдыха, информации, но он не обязательно отвечает за себя, другого, семью и хозяйство Он уже не мыслит инженерно И часто не соотносит себя с Богом и/или Целым Он производит много мусора. Как вернуться к важным качествам предыдущих фаз? Компьютерная и сетевая грамотность не создает взрослых Взрослые постепенно умирают Общество без взрослых деградирует Некому прибраться в мире-доме.
4 В данном курсе мы будем опираться на следующие синдром взрослости (синдром здесь – совокупность всех качеств) 1. Взрослый способен знать о себе и управлять собой 2. Взрослый способен знать о других, понимать их и при необходимости руководить ими или подчиняться 3. Взрослый способен понимать целое, Бога и соотносить себя с ними 4. Взрослый способен создать семью и обеспечить семью
5 5. Взрослый способен жить в городской среде, сетевой среде, цифровой среде и уметь обрабатывать большие массивы данных, различать важное и неважное, то есть иметь постиндустриальное мышление 6. Взрослый способен прогнозировать будущее себя, компании, проекта, города, мира, принимать судьбу, строить вместе с другими проекты выхода из Сюжетов 7. Взрослый имеет картину мира, рефлектирует ее границы и занимает позицию в деятельности 8. Взрослый отрабатывает позицию Учителя в один из моментов своей жизни 9. Взрослый заботится о своей смерти, так же как и жизни
6 Две позиции взрослости Уметь жить с собой Уметь жить с другими Это курс коммуникации и конфликтологии, а не мировоззренческий
7 Какой Я? Какие они? Как узнать? Как с ними жить? Типологии? Типология это диагностика. Она важна, но от проведенных анализов человек не выздоравливает Если только он на самом деле не болел Шуточный пример типологии – Люди и корабли – завтра
Пирамида Маслоу
9 Под «убеждениями» мы будем понимать те утверждения, которые для нас являются зоной уверенности, мы знаем, что это так и готовы защищать свою позицию логически или эмоционально Кто я? Какой я? Что справедливо? Что красиво? Что правильно? Что честно? Как должно быть? Убеждения рождаются из опыта. Самооценка тоже формируется из опыта. Личный опыт бывает разный.
10 1. Убеждения в форме требований к людям «это несправедливо» «только так и должен поступать настоящий мужчина» Нет несчастнее человека, чем тот, который считает, что найдет свое счастье, только, если люди будут вести себя определенным образом 2. Убеждения в форме обвинения или «поиск виноватого» «Вы мне мешали спать, я не выспался и завалил экзамен» «автобус опоздал, я не при чем» «были бы у меня деньги, я бы развернул дело» Я буду менять другого человека или даже всех людей, но не себя. А другие не хотят меняться – они имеют свои убеждения, о том как жить
11 3. Убеждения в форме обобщений Они, в основном, и определяют нашу самооценку «так происходит всегда», «вечно она опаздывает, а я жду», Мы кодируем себя на неуспешность, посылаем в тело сигнал о том, что ничего хорошего нас не ожидает, а у людей, возможно, существует убеждение, что компанию нужно водить с более бодрыми 4. Катастрофические убеждения или «слон из мухи» Такие убеждения формируются из позиции «будет ужасно, если…» «Господи, что теперь со мной будет?», «если я не получу этого, я не смогу жить». Это манипуляция миром: НО!!!«На сердитых воду возят».
12 Сравните два сообщения об одном и том же: Сообщение 1: Придурок в троллейбусе испортил настроение всем. Лучше вообще не ездить общественным транспортом. Там всегда давка и психи. Почему государство так мало платит нам за труд, и мы обязаны ездить в этих таратайках? Все потому, что «наверху» воруют и наживаются на нашем честном труде. Сообщение 2: Вчера ехала в троллейбусе. Один мужчина громко кричал. Люди стояли очень плотно, мне было трудновато дышать. Я решила, что завтра пройдусь пешком, или сяду на маршрутку на кольце. Денег у меня - в обрез, поэтому хорошую погоду буду использовать для прогулок, а в дождь – потрачу деньги на маршрутку. Чем различаются сообщения?
13 Если мы хотим измениться, то действуем, а если – думаем, что хотим измениться, то мы остаемся «при своих» Итак, у нас есть четыре шага навстречу изменениям: 1. Выпишем свои высказывания о мире (убеждения); 2. Различим их на полезные и вредные; 3. Выбросим обобщения, обвинения, оправдания; 4. Нарисуем рамки своих возможностей – определим, что зависит от нас, а что – нет
14 1. Сможете ли вы повлиять на структуру мирового рынка? 2. Сможете ли вы написать книгу о Будущем? 3. Сможете ли вы заставить свою маму полюбить музыку, которую играет ваша группа? 4. Сможете ли вы отменить смертную казнь во всем мире? 5. Сможете ли вы заставить друга уважать ваши новые пристрастия? 6. Сможете ли вы понравиться себе в той ситуации, воспоминание о которой до сих портит вам настроение? 7. Сможете ли вы заставить ваших разведенных родителей снова создать семью? 8. Сможете ли вы уберечь своего друга от наркотиков? 9. Сможете ли вы выучить японский язык? 10. Сможете ли вы самостоятельно зарабатывать на дорогие удовольствия?
15 Ловушки, которые мы выбираем Я не могу ошибиться Я должна нравиться всем! Это - опасные, плохие люди! Они должны быть наказаны! Должны сидеть в тюрьме! Все это очень плохо! Я должен все изменить! Это вы специально так все подстроили, чтобы у меня ничего не вышло От города и людей всегда нужно ожидать неприятностей! Будьте начеку! Я не хочу, потому что… (К этому обычно добавляются обобщающие утверждения: никто бесплатно не проходит, нас там всех убьют и т.д.) Я предназначена для творчества. Мне нужна опора… Все мы родом из детства! Все предопределено! Нечего и пытаться что-то изменить! Я готов вами заняться! Только так можно дойти до цели? Какие убеждения из перечисленных Вы до сих пор «носите с собой»? Как измениться ваша жизнь, если некоторые из них Вы выбросите на помойку?
16 Ряд полезных убеждений: 1. Я родился и выжил; 2. Я двигаюсь, и мое тело меня слушается; 3. Я понимаю других, они понимают меня, я общаюсь с людьми, есть люди, которые мне нравятся, многим нравлюсь я, близкие любят меня, я люблю… 4. Я умею добиваться успеха и могу вспомнить хотя бы один такой опыт; 5. Я свободный человек и сам решаю, что хочу делать; 6. Я беру ответственность на себя за то, что сделал или не сделал; 7. Я помогаю, когда считаю нужным, и отказываюсь тратить время на других, когда у меня есть серьезные основания; 8. Мне помогают, когда я в этом нуждаюсь, такие случаи были.