КУЛЬТУРА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. ЧЕРНОВА СВЕТЛАНА СЕМЕНОВНА, старший преподаватель кафедры истории и обществоведческих дисциплин БелРИ ПКППС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русские писатели первой половины XIX в.: Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь.
Advertisements

Культура России первой половины XIX века Цель : дать представление о наиболее значимых достижениях, и наиболее видных деятелей русской культуры первой.
Художественная культура России в первой половине XIX века. Михайлов Евгений 8 А Учитель Баннова Е.В.
Вариант 1 1. Ученый в области биологии А) И.А. ДвигубскийБ) Н.И. Пирогов В) М.В. ОстроградскийГ) В.В. Петров 2. Направление искусства, обращённое не к.
В начале XIX века значительно возрос интерес к литературе и искусству. Стали широко распространены домашние спектакли, музыкальные вечера, собирание книг,
РУССКАЯ живопись XIX века Работу выполнила ученица 8 класса МОУ СОШ п.Заря Палкина Татьяна.
Художественная культура Культура область человеческой деятельности, связанная с самовыражением человека, проявлением его субъектности.
Культура в первой половине XIX века Учитель истории МСКАОУ СКОШ VII, VIII вида Г. Москва г. Троицк Кучеренко Ирина Анатольевна.
«ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ начало XIX века. Цель урока: Дать представление о наиболее значительных достижениях и наиболее видных деятелях русской.
Павел Андреевич Федотов Далее Федотов Павел Андреевич (автопортрет) [22 июня 6 (4 июля) 1815, Москва - 14 (26) ноября 1852, Петербург], российский художник.
Художественная культура России в первой половине XIX века. Работа по истории ученицы 8»Г» класса МОУ-лицея 4 Васильевой Юлии.
Реализм в русском изобразительном искусстве ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ ФЕДОТОВ 22 июня 1815 г -14 ноября 1852 г ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ ФЕДОТОВ 22 июня 1815 г -14 ноября.
8 КЛАСС. ТЕМА: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА. Работу выполнила: Павлова С.И., учитель истории 2008 год г. Суоярви. МОУ Суоярвская ООШ.
Культура России первой половины 19 века.
Русская архитектура XIX века. В начале XIX века значительно возрос интерес общества к произведениям искусства, что способствовало развитию художественной.
Выполнила ученица 8 Ф класса МАОУ « Лицей 4» г. Чебоксары Салмина Мария Музыка первой половины XIX века.
*ознакомить учащихся с величайшими достижениями российской культуры I половине XIX века. *побудить у учащихся интерес к отечественной культуре.
Презентация к уроку по МХК (11 класс) по теме: Фундамент национальной классики
КУЛЬТУРА ЗОЛОТОГО ВЕКА. Начало XIX века – время духовного и культурного подъёма. Причины: Рост национального самосознания, ускорен Отечественной войной.
Житейская драма «маленького человека» Шабайкина Р.К.
Транксрипт:

КУЛЬТУРА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. ЧЕРНОВА СВЕТЛАНА СЕМЕНОВНА, старший преподаватель кафедры истории и обществоведческих дисциплин БелРИ ПКППС

« Золотой век» русской культуры Необычайный взлет отечественной культуры – первая половина XIX в. Россия совершила гигантский скачок в своем культурном развитии. Россия внесла огромный вклад в развитие не только национальной, но и общемировой культуры.

ПРИЧИНЫ подъема культуры в России Формирование русской нации, рост национального самосознания Взаимодействие с культурой других стран и народов (в том числе и народов, входивших в состав Российской империи) личные контакты деятелей культуры России с зарубежными писателями, учеными, художниками, мыслителями.

Особенности культурно- исторического процесса в I п.XIX в. Ускоренные темпы развития Подъем патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. Основные деятели русской культуры – представители дворянского сословия Начало процесса демократизации культуры (40 е гг. XIX в.)

Особенности системы образования в первой половине XIX в. Сословный характер Неграмотность или малограмотность большинства населения страны Широкое распространение домашнего образования Отсутствие системы женского образования (существование нескольких средних женских дворянских институтов)

Развитие высшего образования в I пол.XIX в.) Открытие новых университетов в Дерпте (ныне г. Тарту), Казани, Харькове.(1804 г.) Петербурге (1819 г.), Киеве (1833 г.) Открытие Царскосельского лицея (1811 г.) Создание высших технических учебных заведений (30-е – 40-е гг. XIX в.): Лесного и Политехнического института в Петербурге, практической коммерческой академии и Высшего технического училища в Москве.

Образование в России первой половины XIX в. Казанский университет (основан в 1804 г.)

НАУКА ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 19 В.: Дифференциация науки, выделение самостоятельных научных дисциплин – естественных и гуманитарных. Усиление прикладного характера научных исследований (в том числе нескольких кругосветных экспедиций русских географов и этнографов)

ЛИТЕРАТУРА ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ: Литература - ведущая область российской культуры; Активная связь с передовыми общественными идеями современности; Быстрая смена эстетических направлений: Сентиментализм (Н.М. Карамзин) Романтизм (В.А. Жуковский) Реализм (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь)

ЛИТЕРАТУРА Деятельность литературных журналов: «Современник» (основатель – А.С. Пушкин) «Отечественные записки» Возникновение российской литературной критики (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов)

ТЕАТР Крепостные театры русских аристократов (Шереметевых, Апраксиных, Юсуповых) – в Кусково, Останкино под Москвой и др. Государственные (императорские) театры – Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве. Частные театры в различных городах (периодически разрешались и запрещались властями)

ТЕАТР М.С. Щепкин ( гг.) – великий русский актер, реформатор актерского мастерства, уроженец Белгородчины

МУЗЫКА Великие русские композиторы первой половины XIX в.: М.И. Глинка (основатель русской классической композиторской школы), автор опер «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» А.С.Даргомыжский, автор оперы «Русалка»

МУЗЫКА Михаи́л Ива́нович Гли́нка ( ) великий русский композитор, основоположник классической традиции в музыкальном искусстве России. Патриотическая песня М.И. Глинки в период с 1991 по 2000 гг. являлась официальным гимном Российской Федерации.

МУЗЫКА Опера "Иван Сусанин" открывает зрелый период творчества Глинки. В работе над этой оперой он опирался на принципы реализма и народности, утвердившиеся в русской литературе 30-х гг. XIX века. Созданием своей первой оперы М.И. Глинка положил начало новому, классическому периоду русского музыкального искусства.

МУЗЫКА «Руслан и Людмила» М.И. Глинки -опера в пяти действиях. Либретто композитора и В. Ширкова по одноимённой поэме А. С. Пушкина. Первая постановка: Петербург, 27 ноября 1842 года.

МУЗЫКА ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич (181369) русский композитор. Даргомыжский наметил новые пути в оперном и камерно - вокальном жанрах. М. П. Мусоргский назвал Даргомыжского «великим учителем правды в музыке».

МУЗЫКА Даргомыжский впервые воплотил в музыке тему социального неравенства («Русалка», ряд романсов). Даргомыжский обогатил жанры вокальной лирики: песня «Старый капрал», сатирико-комические песни «Червяк» и «Титулярный советник». Его инструментальные произведения (пьесы для оркестра «Баба-Яга», «Малороссийский казачок», «Чухонская фантазия») уступают по значению операм и романсам, но содержат некоторые приёмы, развитые впоследствии русскими композиторами.

МУЗЫКА Даргомыжский наряду с Глинкой основоположник русской классической школы. Его центральное произведение опера «Русалка» знаменовала рождение нового жанра народно-бытовой психологической музыкальной драмы.

СКУЛЬПТУРА Создание первого памятника в г. Москве – памятника К.Минину и Д. Пожарскому на Красной площади (автор – И.П. Мартос)

АРХИТЕКТУРА Петербургские зодчие: А.Д. Захаров (здание Адмиралтейства) А.Н.Воронихин (Казанский собор ) А.А. Монферран (Исаакиевский собор) Тома де Томон (Биржа) К.И. Росси (Дворцовая площадь)

АРХИТЕКТУРА Московские зодчие: О.И. Бове (Большой и Малый театры, Манеж и Александровский сад) - классицизм К.А. Тон (Большой Кремлевский дворец, Храм Христа Спасителя) – «русско- византийский стиль»

АРХИТЕКТУРА Главный архитектор Москвы Осип Иванович Бове ( )-один из лучших российских зодчих XIX в. Он принял участие в реконструкции Кремля, Театральной площади, перестроил Торговые ряды.

АРХИТЕКТУРА Манеж в г. Москве – одно из известнейших архитектурных сооружений по проекту О.И. Бове

АРХИТЕКТУРА Триумфальные ворота ( ) О.И. Бове, сооруженные им в честь победы России в Отечественной войне 1812 г., были поставлены при въезде в город Москву (ныне Кутузовский проспект г. Москвы)

АРХИТЕКТУРА Казанский собор, г. Санкт-Петербург Дата создания: 1801 г г. Воронихин А.Н. Материал, техника: белый камень Еще в процессе проектирования А.Н. Воронихин столкнулся с, казалось бы, неразрешимой задачей. Участок застройки с одной стороны примыкал к Екатерининскому каналу, с другой к Большой Мещанской улице (ныне Казанская). По канонам христианской церкви алтарная часть собора должна быть обращена на восток, в данном случае в сторону канала. При этом здание требовалось развернуть по отношению к главной магистрали города боковым северным фасадом. Воронихин нашел верное решение.

Карл Иванович Росси ( ) – знаменитый русский архитектор первой половины XIX в. Сильной стороной таланта Росси было умение создавать целостные архитектурные ансамбли. Примером может служить Дворцовая площадь в Петербурге ( ). АРХИТЕКТУРА

Швейцарский архитектор Жан Франсуа Тома де Томон ( ) - современник русского зодчего А.Д.Захарова. Он недолго проработал в Петербурге, но его творение – здание Биржи – стало одним из символов города.

Биржа на стрелке Васильевского острова Тома де Томона ( ) – центр архитектурного ансамбля, соединившего здания Васильевской и Дворцовой набережных Санкт- Петербурга. АРХИТЕКТУРА

Адриан Дмитриевич Захаров ( ) – крупнейший русский зодчий первого десятилетия XIX в. Адмиралтейство в Санкт-Петербурге, его главное творение, воплотило идею прославления великой северной столицы России.

АРХИТЕКТУРА Здание Адмиралтейства в Санкт- Петербурге ( ) по проекту русского архитектора А.Д. Захарова – один из символов города.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Портретная живопись: Представители романтизма: О.А. Кипренский («Портрет А.С. Пушкина») Представители реализма: В.А. Тропинин («Портрет А.С. Пушкина», «Автопортрет», «Кружевница»

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО «Портрет Пушкина» кисти О. Кипренского – живое олицетворение поэтического гения, жемчужина мирового портретного искусства. В решительном повороте головы, в энергично скрещенных на груди руках, во всем облике поэта сказывается чувство независимости и свободы. Это о нем Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит».

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Кипренский О. А. Портрет Олимпиады Александровны Рюминой 1826.Холст, масло. 62,3 х 53,5 (овал). Неоспоримое мастерство, с которым выполнен портрет, неоднократно отмечали современники. В портрете Рюминой особенно чувствуется способность художника проникать в мир человеческих чувств. Однако ощущается и некоторое ослабление напряженности, снижение его поэтичности. Олимпиада Александровна Рюмина, урожденная Бороздина ( ) - жена И.Г. Рюмина.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В.А.Тропинин стремился к живой непринужденной характеристике человека, выраженной через его портрет. «Портрет А.С.Пушкина» (1827) поражает необыкновенно тонким проникновением во внутренний мир человека.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО «Кружевница» В.А. Тропинина – одна из наиболее известных работ художника, посвященная портретному изображению человека из народа – крестьян, дворовых, ремесленников.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Бытовой жанр русской живописи:.А.Г..Венецианов («На пашне», «Лето. Жатва», «Захарка», «Утро помещицы») П.А. Федотов («Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Вдовушка»).

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ВЕНЕЦИАНОВ, АЛЕКСЕЙ ГАВРИЛОВИЧ (1780– 1847), русский художник, представитель романтизма (известный прежде всего своими сельскими жанрами)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО «Жнецы» А.Г.Венецианова – одна из его известнейших работ, рисующих картины жизни русских крестьян первой половины XIX в.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Павел Андреевич Федотов ( ) сказал новое слово в живописи. То, чего недоставало всем художникам предшествующего поколения и его ближайшим современникам, глубины постижения повседневной жизни, ее драматической сути, ее социальных конфликтов, именно это и пронизывает все творчество Федотова, является его содержанием. Федотов П.А. Автопортретедотов П.А. Автопортрет Жанрист, портретист. Родился в Москве 22 июня 1815 года в семье чиновника, бывшего военного. Одиннадцати лет был отдан в Первый Московский кадетский корпус, окончил его с отличием и в звании прапорщика определен в лейб-гвардии Финляндский полк. Полк находился в Петербурге, и в 1834 году Федотов переехал в столицу, с которой связана вся его дальнейшая жизнь. В свободное от военной службы время он рисовал портреты товарищей, делал карикатуры на темы полковой жизни, затем стал посещать вечерние классы Академии художеств. После трех лет службы Федотов получил длительный отпуск и провел его в Москве. Здесь он исполнил несколько уже достаточно мастерских акварелей: "Прогулка (Автопортрет с семьей)", "Уличная сцена во время дождя", "Передняя частного пристава накануне большого праздника". Дарование Федотова как жанриста и сатирика обнаружилось в этих работах со всей очевидностью. Фиксируя в своих рисунках различные эпизоды военной службы, художник и здесь обращает внимание прежде всего на бытовую сторону. Таковы тщательно выполненные заказные акварели "Бивуак лейб-гвардии Гренадерского полка. Отдых на походе" и "Бивуак лейб-гвардии Павловского полка. Установка палатки" ( , ГРМ). Работы подобного рода обращали на себя внимание высокого начальства, в частности "августейшего" покровителя полка великого князя Михаила Павловича. В надежде получить в лице Федотова нового баталиста, художнику предоставили право оставить службу. Федотов не сразу решился сменить положение гвардейского офицера на необеспеченную судьбу вольного живописца. Но любовь к искусству и благожелательный отзыв Брюллова о его работах укрепили намерение Федотова выйти в отставку. После десяти лет службы в чине штабс-капитана он расстался с полком. К годам относится выполненная сепией серия рисунков: "Первое утро обманутого молодого", "Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант", "Следствие кончины Фидельки" (все в ГТГ) и др. Развернутая повествовательность и сатирическая острота составляли их новизну. Для овладения техникой масляной живописи Федотов "переписал всех своих знакомых" год ознаменовался появлением первой бытовой картины "Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый крестик)". В следующем году была написана "Разборчивая невеста", затем "Сватовство майора" (ГТГ). Все три произведения демонстрировались в 1849 году на выставке в Академии художеств и восторженно воспринимались зрителями. Наибольшее внимание привлекла картина "Сватовство майора", которую художник сопроводил большим стихотворным текстом. В 1840-е годы Федотов много рисовал. В его графическом наследии и беглые зарисовки и законченные проработанные листы (ГТГ, ГРМ). В годах художник сотрудничал в качестве иллюстратора в некрасовском "Современнике". Тогда же и позднее он создал ряд "нравственно-критических" рисунков, среди которых такие известные листы, как "Квартальный и извозчик", "Взяточник", "Начальник и подчиненные" и др. (ГРМ). В 1850 году Федотов провел несколько месяцев в Москве, где был восторженно встречен интеллигенцией. В галерее А. Ф. Ростопчина демонстрировались его произведения. Но вскоре жизнь художника круто изменилась. После революционных событий годов в России наступила жестокая реакция. На Федотова обрушился реакционный журнал "Москвитянин", его стала преследовать цензура, меценаты потеряли интерес к его картинам. Тяжелые материальные обстоятельства заставляли мастера повторять свои произведения. Содержание его творчества изменилось. В этот период, в годы, написаны картины "Вдовушка" и ее варианты (Ивановский художественный музей, ГТГ, ГРМ), "Анкор, еще анкор!" (ГТГ), "Игроки" (Киевский гос. музей русского искусства). В начале 1852 года Федотов психически заболел и 14 ноября скончался в больнице."Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый крестик)""Сватовство майора""Сватовство майора" "Вдовушка""Игроки" Шумова М.Н. Русская живопись первой половины XIX века. М., Искусство С.158 (c) портал "Культура России" Сайты по теме коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи Русская живопись иконы В том же виде искусств Иванов Александр Андреевич Федотов Павел Андреевич Айвазовский Иван Константинович Васильев Григорий Васильевич Ге Николай Николаевич Современники Жуковский Василий Андреевич Монферран Огюст Тон Константин Андреевич Бруни Федор Антонович Брюллов Карл Павлович В той же профессии Врубель Михаил Александрович Левитан Исаак Ильич Серов Валентин Александрович Рерих Николай Константинович Билибин Иван Яковлевич Произведение Богатыри Персоналия Лидваль Федор Иванович Искать то же на: Yandex Rambler Google коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи Русская живопись иконы Иванов Александр Андреевич Федотов Павел Андреевич Айвазовский Иван Константинович Васильев Григорий Васильевич Ге Николай Николаевич Жуковский Василий Андреевич Монферран Огюст Тон Константин Андреевич Бруни Федор Антонович Брюллов Карл Павлович Врубель Михаил Александрович Левитан Исаак Ильич Серов Валентин Александрович Рерих Николай Константинович Билибин Иван Яковлевич огатыри идваль Федор Иванович Yandex Rambler Google Федотов Павел Андреевич Годы жизни: художник Федотов П.А. Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый крестик)едотов П.А. Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый крестик) Федотов П.А. Завтрак аристократа. Фрагмент Вдовушка Свежий кавалер Сватовство майора Завтрак аристократа (Не в пору гость) Игроки едотов П.А. Завтрак аристократа. Фрагмент Вдовушка Свежий кавалер Сватовство майора Завтрак аристократа (Не в пору гость) Игроки

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Федотов, говоря словами Белинского, обладал «верным взглядом на жизнь» и этот взгляд прямо и открыто выражен во всех его произведениях. Картины П.А. Федотова были первым и чрезвычайно ярким проявлением критического реализма в живописи. Один из примеров - «Свежий кавалер,или Утро чиновника, получившего первый крестик»» (1847)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО «Сватовство майора» (1848) (основной экземпляр в Третьяковской галерее, вариант в Русском музее). Картина разыгрывается перед зрителем как завязка комедии. Совершенно отчетливо дана классовая характеристика дома: это жилье купца, толстосума и скопидома. Скромная обстановка комнаты даже и не намекает на истинные размеры его богатства. «Капитал дело скрытное» золотое правило купечества.