Тренажер к заданию 24 ЕГЭ по русскому языку 2015 Учитель русского языка и литературы Ильинова Лариса Ивановна МБОУ «Сусловская средняя общеобразовательная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тренажер к заданию B-8 ЕГЭ по русскому языку. Задание1 1. Я обручился с тишиной, Всегда безмолвием поющий. (К.Бальмонт) 2. Так вокруг него непоправимо.
Advertisements

Средства изобразительности. Тренажёр.. Старик с морозца вносит в дом Охапку дров продрогших. (Д.Самойлов) МетафораОксюморонЭпитет.
Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.
Изобразительные художественные средства Фонетический (фоника) Лексические (тропы) Синтаксический (стилистические фигуры)
Методика подготовки учащихся к заданиям части «В» единого государственного экзамена по русскому языку.
Ильинова Л.И.,учитель русского языка и литературы ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК 2015 год Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сусловская средняя.
Укажите средство выразительности в предложении Я обручился с тишиной, Всегда безмолвием поющий. 1. метафора 2) оксюморон 3) эпитет 4) перифраз.
Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ.
1 Презентация Презентация по теме «Выразительные средства языка» Выполнили обучающиеся Выполнили обучающиеся 8 класса 8 класса Владимирова Алина и Владимирова.
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЛИСИЦЫНА В.Г..
Готовимся к ЕГЭ Задание В8. Дома новы, да предрассудки стары (А. Грибоедов). 1. Какое средство языковой выразительности встречается в предложении? Дома.
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
11 класс 1.Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данном предложении: «И слышно было до рассвета, как ликовал француз». А)Сравнение.
Тема: Односоставные предложения с главным членом – подлежащим. Назывные предложения.
Урок русского языка в 10 классе. Найди соответствие Задание 1 1. И наше северное лето, Карикатура южных зим, Мелькнет и нет... (А.Пушкин) 2. Уж вечер...
Начать тестирование 16 Всего заданий Введите фамилию и имя А 3 Выразительные средства лексики и фразеологии.
Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей 1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Дидактический материал.
Готовимся к ЕГЭ и ГИА по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : Средства художественной выразительности.
Занятие кружка «Родное слово» Автор: Курган Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 6 г. Бикина Хабаровского края.
Выразительные средства синтаксиса Элективный курс по русскому языку для учащихся 9 класса.
Транксрипт:

Тренажер к заданию 24 ЕГЭ по русскому языку 2015 Учитель русского языка и литературы Ильинова Лариса Ивановна МБОУ «Сусловская средняя общеобразовательная школа» с.Суслово

Важная информация 2015 ЕГЭ русский язык Изменилась концепция экзамена. Заданий стало меньше на 14! Раньше было 39 заданий, в этом году будет 25. Исключили задания, которые были объёмными и сложными. Но грамотность и работа с текстом поднялись на ступень выше по важности. Есть задания, как и прежде, где очень важна правильность речи. В заданиях изменены формулировки, а верных ответов будет не один, а несколько! В большинстве заданий формулировки изменены, и выбор ответа не ограничивается теперь 4-мя вариантами ответа. Это сделано сознательно, чтобы снизить процент вероятности угадать верный ответ. Также добавили несколько заданий, совершенно новых по форме. Раньше было три части: А, В, С. Теперь две: часть 1 и часть 2. В экзамене 2015 только нумерация по порядку, убрали буквенные индексы. Лишь несколько заданий совпадают с прошлогодними полностью. Например, раньше было задание В8, сейчас будет 24. ВАЖНО! Как и раньше за это задание можно получить сразу 4 балла!

Задание 24 предлагает найти в тексте и определить средства языковой выразительности. За это задание можно получить сразу 4 балла! Необходимо разделить текст на отдельные вопросы и последовательно на них ответить. Для ответов на вопросы нужно знать значения терминов. Тропы это слова и выражения, использованные авторами текстов в переносном значении. Это лексические средства художественной выразительности. Например, метафора, метонимия, синекдоха, синонимы и др. Также в текстах встречаются фигуры речи, то есть синтаксические средства, делающие речь выразительной. Это, к примеру, парцелляция, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, эллипсис, однородные члены предложения, инверсия и др. Значение терминов нужно понять, сами термины запомнить.

Задание 1 1. Я обручился с тишиной, Всегда безмолвием поющий. (К.Бальмонт) 2. Так вокруг него непоправимо тихо, Что слышно, как растет трава. (А.Ахматова) 3. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А. Пушкин) 4. Плачет и смеется песня липовая. (С.Есенин) 5. И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу.(А.Блок) а)гипербола; б)антитеза; в)метафора; г)метонимия; д)оксюморон.

Задание 2 1. Выхожу один я на дорогу. (М.Лермонтов) 2. И вы подобно так падете Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет. (Г.Державин) 3. Быть может, в Лете не потонет Строфа, слагаемая мной. (А.Пушкин) 4. Я видывал, как она косит: Что взмах – то готова копна! (Н.Некрасов) 5. Изначальней всего остального – любовь, В песне юности первое слово – любовь, О, несведущий в мире любви горемыка, Знай, что всей нашей жизни основа – любовь а)сравнение; б)инверсия; в)эпифора; г)гипербола д)перифраза.

Задание 3 1. Как ночи Украйны В сиянии звезд незакатных, Исполнены тайны Слова ее уст ароматных. (М.Лермонтов) 2. В темной роще на поляне Плачет смехом бубенец. (С.Есенин) 3. Эх, суконная, казенная Военная шинель, У костра в лесу прожженная, Отменная шинель. Знаменитая, пробитая В бою огнем врага Да своей рукой зашитая, Кому не дорога! (А.Твардовский) 4. Красною кистью Рябина зажглась. Подали листья Я родилась. (М.Цветаева) 5. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная… (Н.Некрасов) а)метафора; б)антитеза; в)сравнение; г)оксюморон; д)эпитет.

Задание 4 1. Звуки виолончели вились, переплетались, Росли и наполняли замерзшую залу. (В.Гаршин) 2. Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин) 3. И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. (С.Есенин) 4. Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. (Б.Пастернак) 5. Посадили деревья в саду. Тихо, тихо, чтоб их ободрить, Шепчет осенний дождь. (Басе) а)антитеза; б)градация; в)олицетворение; г)перифраза; д)парцелляция.

Задание 5 1. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек, Ветер, ветер- На всём белом свете. ( А. Блок) 2. Голос безгласия; Чтоб он молчаньем Славу пел мою. ( К. Бальмонт) 3. Война –жёстче нету слова. Война- печальней нету слова. Война- святее нету слова. (Твардовский) 4. Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, всё кипит. ( А. Пушкин) 5. Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. ( С. Есенин) а) метонимия б) олицетворение в) оксюморон; г) параллелизм,анафора,эпифора д) гипербола

Задание 5 1.«клетушка», «помаленьку», «парень» 2.«кровавые бои, «отвратительными подходами 3.«даже в голову не могло прийти» 4.«землянка», «пулемёты», «блиндаж», «шинель» 1. Фразеологизм 2. Разговорная лексика 3. Эпитеты 4. Профессиональная лексика

Задание 6 1. За ним во след неслись толпой Сии птенцы гнезда Петрова… Его товарищи, сыны: И Шереметьев благородный, И Брюс,и Боур, и Репнин, И,счастья баловень безродный, Полудержавный властелин. (А.С. Пушкин) 2. Из ненавидящей любви, Из преступлений, исступлений- Возникнет праведная Русь. (М. Волошин) 3. Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый. (И. Крылов) 4. Будет льдом покрываться река, Будут ночью поскрипывать двери, Будет грязь во дворе глубока. (Н. Рубцов.) 5. Мне грустно… от того что весело тебе. (М. Лермонтов) а) метонимия; б) антитеза; в) оксюморон; г) перифраза; д) анафора

Задание 7 1. Ты, брат,- это батальон. Полк.Дивизия. А хочешь- Фронт. Россия!...(А.Твардовский) 2. В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский) 3. Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков. (А.С. Пушкин) 4. Покатились глаза собачьи Золотыми звёздами в снег. (С. Есенин) 5. Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать. (А. Чехов) а) Гипербола; б) Метафора; в) Инверсия; г) Градация; д) Ирония.

Задание 8 1. Не нужно мне солнце чужое, Чужая земля не нужна. (М. Исаковский) 2. Старик с морозца вносит в дом Охапку дров продрогших. (Д. Самойлов) 3. Ночь стелет тень и влажный берег студит, Ночь тянет вдаль свой невод золотой.(И. Бунин) 4. Собирались на работу ночью, Читал Донесенья, справки, дела. Торопливо подписывали приговоры. Зевали. Пили пиво. (М. Волошин) 5. Земля дымилась, словно щей горшок. (Б. Пастернак) а) Парцелляция; б) Метафора; в) Сравнение; г) Лексический повтор; д) Эпитет.

Задание 9 1. Тогда ночной фиалкой пахнет все: Лета и лица. Мысли. Каждый случай, Который в прошлом может быть спасён. (Б. Пастернак) 2. Око зрит- невидимейшую даль, Сердце зрит- невидимейшую связь. Ухо пьёт – неслыханнейшую молвь. (М. Цветаева ) 3. Но степь поёт. (И. Бунин) 4. Светила нам только зловещая тьма. (А.Ахматова) 5. День был горяч, душен, как воздух над раскаленной плитой. (А. Грин) а) метонимия; б) оксюморон; в) сравнение; г) параллелизм; д) парцелляция.

Задание Девушка пела в церковном хоре О всех уставших в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою. (А. Блок) 2. Белая акация и сирень пахнут так сильно, что кажется: воздух и сами деревья стынут от своего запаха. (А. Чехов) 3. Так много думано, исполнено так мало. (В. Брюсов) 4. Пусть громы небо потрясают, Злодеи слабых угнетают, Безумцы хвалят разум свой! Мой друг! Не мы тому виной. (Н. Карамзин) 5. Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночей, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица. (А. Фет) а) градация; б) бессоюзие; в) гипербола; г) антитеза; д) анафора.

Задание Всех бродяг, бедняков и больных знаешь Ты, Всех беспомощных с горестью их знаешь Ты, Если я позову Тебя, стоны услышишь, А смолчу- и наречье немых знаешь Ты. (О. Хайям) 2. Он человек! Им властвует мгновенье, Он раб молвы, сомнений и страстей; Простим ему неправое гоненье: Он взял Париж, он основал Лицей. (А. Пушкин) 3. Золотое сердце России Мерно бьётся в груди моей. (Н. Гумилёв) 4. О бард любви, далёкий соловей. (В. Брюсов) 5. Вся жизнь, не нужно изжитая. Пытала, унижала, жгла. (А. Блок) а) перифраза; б) метафора; в) метонимия; г) градация; д) эпифора.

Задание Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветёт. (А. Фет) 2. О доблестях, о подвиге, о славе Я забывал на горестной земле. (А. Блок) 3. Шепот ли, шорох иль шелест- Нежность, как песни Саади. (С. Есенин) 4. И сразу дают понять, что они- власть. Они- то и есть. Истинная, стальная. ( Ю. Трифонов) 5. Гремят отодвинутые стулья; Толпа в гостиную валит; Так пчел из лакомого улья На ниву шумный рой летит. (А. Пушкин) а) градация; б) звукопись; в) сравнение; г) метафора; д) парцелляция.

Задание Таскали –то кирпичик, то полено, То брёвнышко. И прятались. (А. Блок) 2. Снег, словно мед ноздреватый, Лег под прямой частокол. (С. Есенин) 3. Двери вдруг заласкали, будто у гостиницы не попадают зуб на зуб. (В. Маяковский) 4. Дрожат на люстрах огоньки… Как хорошо за книгой дома! Под Грига, Шумана, Кюи Я узнавала судьбы Тома. (М. Цветаева) 5. Бесконечность немых голосов. (К. Бальмонт) а) сравнение; б) парцелляция; в) оксюморон; г) звукопись; д) метонимия.

Задание Чёрный бархатный шмель, золотое оплечье. (И. Бунин) 2. На улице в шагах в пяти, Стоит, стыдясь, зима у входа И не решается войти. (Б. Пастернак) 3. Мы- из Вильяма Шекспира Два стиха. (М. Цветаева) 4. Забуду год, день, число. Запрусь одинокий с листом бумаги я. (В. Маяковский) 5. Он не пришел, кудрявый наш певец, С огнём в очах, с гитарой сладкогласной. (А. Пушкин) а) метонимия; б) эпитет; в) градация; г) метафора; д) перифраза.

Задание Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка. (А. Грибоедов) 2. Спит земля в сиянье голубом. (М. Лермонтов) 3. И на извёстку колоколен невольно крестится рука. (С. Есенин) 4. Я с восторгом сердце баюкаю. (В. Брюсов) 5. Меж тем как сельские циклопы Перед медлительным огнём Российским лечат молотком Изделье лёгкое Европы. (А. Пушкин) а) олицетворение; б) метонимия; в) литота; г) перифраза; д) метафора.

Задание Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок. (М. Лермонтов) 2. И раб судьбу благословил. (А. Пушкин) 3. Придёт шарманщик хмурый, Заплачет на дворе… О той свободной доле, Что мне не суждена. (А. Блок) 4. Свеча горела на столе, Свеча горела. (Б. Пастернак) 5. Принять его, позвать, просить, сказать, что дома. (А. Грибоедов) а) лексический повтор ; б) перифраза; в) градация; г) синекдоха; д) парцелляция.

Задание Младший сын был ростом с пальчик- Как тебя унять, Спи, мой тихий, спи мой мальчик, Я дурная мать. (А. Ахматова) 2. Не думаю, не жалуюсь, не спорю. Не сплю. Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю, Ни к кораблю. (М. Цветаева) 3. В небе такая луна, Словно дерево спилено под корень: Белеет свежий срез. (Басё) 4. Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви. (А. Блок) 5. Невыразимая печаль Открыла два огромных глаза. (О. Мандельштам) а) литота; б) метафора; в) градация; г) сравнение; д) метонимия.

Задание Одноэтажные дома, Где однодумы- генералы Свой коротают век усталый, Читая « Ниву» и « Дюма». (О. Мандельштам) 2. Ещё недавно ласточкой свободной Свершала ты свой утренний полёт, А ныне станешь нищенкой голодной, Не достучишься у чужих ворот. (А. Ахматова) 3. И путешествия ему, Как все на свете, надоели, Он возвратился и попал, Как Чацкий, с корабля на бал. (А. Пушкин) 4. Река раскинулась. Течёт, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной жёлтого обрыва В степи грустят стога. (А. Блок) 5. Легче весеннего дуновения Прикосновение Пальцев тонких. (М. Кузмин) а) антитеза; б) гипербола; в) олицетворение; г) метонимия; д) сравнение.