Модуль «Разработка программ развития и сопровождения одаренных детей» Методист ГАОУ РХ ДПО «ХакИРО иПК» Еремеева Наталья Валерьевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОБУЧЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ А.И. САВЕНКОВ Н.Б. ШУМАКОВА А.В. ХУТОРСКОЙ.
Advertisements

Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
Активные методы обучения Юринская Н.Н.. Понятие и сущность метода обучения Метод- способ достижения цели, определённым образом упорядоченная деятельность.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Содержание урока Педсовет Содержание урока: Гуманистическая направленность Системность, связь с предыдущими и последующими уроками Связь с.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Конструирование урока математики с использованием ИКТ.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ОДАРЁННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Методы преподавания информатики в младших классах.
Различные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся.
Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И. Песталоцци.
Организация и содержание практического обучения Выполнила: методист Максимова Л.И.
Методы и приёмы развития познавательной мотивации обучающихся В жизни важно не то, сколькими талантами обладает человек, а то, смог ли он какие- нибудь.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Специфика использования ЭОР на уроках изучения нового материала Верещагина О. Ю. МБОУ СОШ 62 г. Архангельск.
1. ВВЕДЕНИЕ Проблема работы с учебной книгой - одна из главных в современной педагогике. Это важное умение самообразования, им должен овладеть каждый ученик.
Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Транксрипт:

Модуль «Разработка программ развития и сопровождения одаренных детей» Методист ГАОУ РХ ДПО «ХакИРО иПК» Еремеева Наталья Валерьевна

Классификация Бабанского Ю.К. Компоненты деятельности Организационно- действенный стимулирующий Контрольно- оценочный Методы организации и осуществления УПД Методы стимулирования и мотивации УПД Методы контроля и самоконтроля УПД

Классификация по источнику знаний (Пидкасистый П.И.)

Виды словесного метода: Рассказ – устное повествовательное изложение содержания учебного материала Объяснение – словесное истолкование закономерностей, монологическая форма изложения. Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного (вводная беседа – актуализация знаний, беседа-сообщение - включение ученика в процесс активного участия в добывание новых знаний; синтезирующая или закрепляющая беседа – систематизация уже имеющихся знаний и способов их применения; собеседование – применяется в старших классах, когда ученики проявляют больше самостоятельности Учебная дискуссия – главное ее назначение это стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации своей и чужой позиции. Лекция – монологический способ изложения материала, используется как правило в старших классах и занимает почти весь урок. Работа с книгой и учебником – важнейший метод обучения, используется ряд приемов: конспектирование, составление плана текста, тезирование, цитирование, аннотирование, рецензирование, составление справки, составление формально- логической модели, составление тематического тезауруса, составление матрицы идей (сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов).

Наглядные методы Процесс обучения при таких методах в значительной степени зависит от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств. Метод иллюстраций – предполагает показ иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске плоских моделей и пр. Метод демонстраций – связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др. Такое деление условно. Оно не исключает отнесение отдельных средств наглядности как к иллюстративному так и демонстрационному методу. В 21 веке – в наглядные методы тесно вошел компьютер.

Практические методы основаны – на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки (упражнения, лабораторные и практические работы) Упражнения – повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Выделяют устные, письменные, графические и учебно-трудовые. Лабораторные работы – проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. изучение учащимися каких либо явлений с помощью специального оборудования. Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане. Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями: например рост растений и развитие животных, погодные явления, поведение рек и озер и т.п. В этом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать весь урок и более. Практические работы – проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).

Методы воспитания – это педагогическая проекция объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность. Следует различать метод воспитания и метод воздействия Метод воспитания

Факторы социальной действительности: 1. фактор социальной среды – метод организованного взаимодействия детей со средой; 2. фактор собственной активности человека – метод организации воспитывающей деятельности; 3. фактор возвратно-оценочного влияния взрослых на ребенка – организованное осмысление ребенком разворачивающейся жизни.

Стратегии обучения одаренных детей Количественные характеристики - объем учебного материала и темп обучения. Качественные - соотношение различных направлений моделирования содержания, характер его подачи (алгоритмизированный, эвристический и т.п.) На основе изменения количественных параметров выделено 2 основных стратегии обучения одаренных детей: стратегия ускорения и стратегия интенсификации В последнее время наибольшую популярность получили стратегии связанные с качественным изменением содержания образования – стратегии обогащения

Модель «Три вида обогащения учебных программ» Дж. Рензулли: 1 вид предполагает знакомство учащихся с самыми разными областями и предметами изучения, которые могут заинтересовать учащихся. Расширяется круг интересов и у ребенка формируется представление о том, что он хотел бы изучать более глубокою Причем, в системе Рензулли выбор ребенком определенной сферы деятельности является обязательным. 2 вид обогащения предполагает ориентацию на специальное развитие мышления ребенка. С целью его реализации проводятся занятия на тренировку наблюдательности, способности оценивать, сравнивать, строить гипотезы, анализировать, синтезировать, классифицировать, выполнять другие мыслительные операции. Приобретаемые умения и навыки необходимы для решения широкого круга проблем и призваны служить основой для перехода к более сложным познавательным процессам. Третий вид обогащения – проведение самостоятельных исследований и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Ребенок принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Приобщение его к творческой, исследовательской работе является важным условием не только развития и обучения, но и воспитания одаренного ребенка.

Модель обогащения содержания образования Савенкова. Идея обогащения содержания в массовой школе предполагает два уровня: первый условно назван – уровнем «горизонтального обогащения», второй – «вертикальное обогащение». «Горизонтальное обогащение содержания» - система мер по дополнению традиционного учебного плана специальными интегрированными курсами. Они качественно отличаются от традиционных предметов и направлены на решение проблем развития ребенка в трех направлениях: сфера психосоциального развития. Сфера когнитивного развития Сфера физического развития. «Вертикальное обогащение» содержания образования касается изменений в содержании всех учебных программ, входящих в систему общего и дополнительного образования. Вертикальное обогащение предполагает пересмотр традиционных программ. Ориентация на развитие детской одаренности предполагает вытеснение традиционных, унифицированных программ авторскими.

Сфера когнитивного развития. Усложнение содержания учебной деятельности за счет углубления и большей абстрактности предлагаемого материала. Паритет заданий дивергентного и конвергентного типов Доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью. Осуществление учебно-познавательной деятельности в соответствии с познавательными потребностями детей, а не по заранее разработанной схеме. Сочетание уровня развития продуктивного мышления с навыками его практического применения. Максимальное расширение круга интересов.

Сфера творческого развития. Доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний. Ориентация на интеллектуальную инициативу. Неприятие конформизма (конформизм и творчество несовместимы. Поэтому при разработке программы необходимо исключить все моменты, требующие конформных решений)

Сфера аффективного развития. Максимально глубокая проработка изучаемой темы Высокая самостоятельность учебной деятельности Формирование способности к критичности и лояльности в оценке идей (высокая критичность снижает продуктивность оригинальных идей) Ориентация на соревновательность (опыт побед и поражений чрезвычайно важен для дальнейшей жизни) Актуализация лидерских возможностей

Организационно-педагогическая сфера Информационное обогащение среды. Окружающая ребенка среда должна быть действительно познавательной. Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды ( у нас осознается только на этапе дошкольного образования) Гибкость в использовании времени, средств, материалов Сочетание индивидуальной учебной и исследовательской деятельности с ее коллективными формами.

Дьяченко В.К. выделил три «общественно-исторических способа организации процесса обучения»: Индивидуальный способ обучения; Групповой способ обучения; Коллективный способ обучения Дьяченко В.К. дает этим способам еще более полное название в зависимости от форм образующих организационную структуру каждого: 1 –«парно индивидуальный» включает 2 основных элемента: работа ученика с учителем и ученика с источником знаний. 2- «группо-парно-индивидуальный»: работа ученика с учителем, работа ученика с источником знаний и работу учителя с группой учеников. Третий – «коллективно-группо-парно-индивидуальный»: добавляется четвертый элемент – взаимное обучение.

Современный алгоритм дальтон-плана: 1. Учебная программа предлагается органом управления образованием (министерством) 2. Учитель делит эту программу на 9 относительно равных частей (по числу месяцев в году) 3. Учитывая силы учеников, перерабатывает каждую девятую часть программы в конкретные задания и предлагает ученикам заключить контракт об их выполнении. 4. После того как этот контракт совершен, ученик идет в лабораторию (в современном варианте «центр обогащенного содержания образования»), читает там указанную в задании литературу, получает необходимые справки и разъяснения, пишет, рисует, чертит и, когда его работа готова, сдает ее учителю. 5. После этого может выполнять новую работу.

Основные черты студийной системы: 1. связана с использованием «активно-лабораторного метода образования», осуществления принципов самодеятельности и индивидуализации» 2. вся программа подразделяется на несколько циклов. Каждый отдельный цикл прорабатывается в отдельной студии определенной группой учащихся. В основе их деятельности лежит лабораторный метод занятий – метод самостоятельного исследования. Это требует высокой организации и сплоченности коллектива. 3. Наиболее ценным считалось не сообщение и получение знаний, а обучение самостоятельно добывать знания. Педагогу вменялось в обязанность познакомить с методологией преподаваемой дисциплины

Многопредметное соревнование для школьников «Интернет- карусели». Это серия соревнований по определнным предметам. Каждое соревнование проходит в сети Интернет в режиме он-лайн. В течение 90 минут каждая команда ищет ответы на заданий, которые даются в определнном, одинаковом для всех порядке. Система подсчета баллов такова, что не выгодно пропускать задания, а нужно разбираться в каждой задаче. (опыт проведения Центр «Дистантное обучение», г. Москва). Мультигонка - интегрирует в одном мероприятии спортивную, краеведческую и интеллектуальную деятельность. Комбинируются несколько видов спорта. Компетентностная олимпиада - это комплексное состязание команд старшеклассников, решающих последовательность творческих, аналитических и управленческих задач.