METHODOLOGY OF THE RESEARCH\МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КАСИМОВСКАЯ ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА К.Э.Н., ДОЦЕНТ EKASIMOVSKAYA@GMAIL.COM KASIM@IAAS.MSU.RU WWW.KASIM.IAAS.MSU.RU.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные этапы исследовательской деятельности. Боеспособность пехотных соединений русской армии в русско-турецкой войне гг. (на примере N-ской.
Advertisements

Формы организации исследовательской работы с учащимися.
Лекция 1 Введение.. Опр. эконометрика это наука, которая дает количественное выражение взаимосвязей экономических явлений и процессов.
Результаты ЕГЭ 2012 года по обществознанию в Новгородской области.
Применение генетических алгоритмов для генерации числовых последовательностей, описывающих движение, на примере шага вперед человекоподобного робота Ю.К.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Исследовательская работа в школе.. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный.
Лекция 7 Постникова Ольга Алексеевна1 Тема. Элементы теории корреляции
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УШАКОВ А.А.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
ОСНОВЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Требования к написанию НИР Научность; проблематичность; логичность; доказательность и обоснованность положений; правильное.
Внедрение эффективного инновационного опыта в практику как управляемый процесс План: 1. Основные формы распространения эффективного инновационного опыта:
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Педагогический проект Новосибирский учебно-методический и консультационный центр Learn & Teach.
1. Определение объекта исследования. 2. Установление предмета исследования. 3. Формирование цели. 4. Выдвижение научной гипотезы. 5. Формулировка задач.
* умения, лежащие в основе читательской компетенции (чтение и понимание письменных текстов); * умения по работе с информацией (понимание информации, представленной.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Анализ ЕГЭ-2012 общестознание.. В экзаменационной работе по обществознанию образца 2012 года, содержалось 37 заданий. Из них 20 заданий части 1 (часть.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Транксрипт:

METHODOLOGY OF THE RESEARCH\МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КАСИМОВСКАЯ ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА К.Э.Н., ДОЦЕНТ 1

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА Греческое слово «methodos» означает путь к чему- либо Методология – учение о системе понятий и их отношений, система базисных принципов, методов,методик и способов их реализации в организации и построении научно-практической деятельности Методика – описание конкретных приемов, способов, техник и навыков. Включает в себя цели, принципы, содержание, методы. 2

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Способствовать формированию комплексного видения проблемных ситуаций и развитию аналитических способностей Предоставить информацию о способах эффективной организации процесса проведения индивидуального исследования и написания дипломной работы Оснастить базовыми навыками проведения прикладных исследований 3

ОСНОВНЫЕ БЛОКИ Что такое исследование?Типы исследований Концепция исследования. Проблема, гипотеза, тема Работа с литературой и источниками Методы исследования: сбор и анализ ( количеств. и кач.) данных Разработка дизайна (структура, порядок действий) исследования Представление результатов исследования Проблемные зоны, практические моменты 4

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСА Слайды к занятиям Методическая разработка (сайт Пособие, автор… (там же) Методические рекомендации SBS Swiss BusinessSchool содержанию и оформлению магистерских диссертаций Доп. Материалы к занятиям 5

НАПРАВЛЕНИЯ И УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ Академическое Бакалавр (ВА or B.Sc.) М.А., M.Sc., M.Phil. PhD Профессиональное BBA MBA DBA Дополнительное к высшему, второе высшее Обучение в России и за рубежом 6

УРОВНИ ПРОГРАММ И ВЫПУСКНЫЕ РАБОТЫ: МЕЖД.СТАНДАРТЫ Уровень Итоговая работа Объем(тыс.слов) (1 стр=355 слов) Бакалавр Диссертация ( 40 стр) Магистр ( на основе уч. Плана) Диссертация 20 Магистр ( на основе исследования), МВА Thesis40 (100 стр) Доктор Thesis80 (200 стр) 7

ФОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ Диссертация Отчет консалтинговой группы Статья в журнале Книга Специфический отчет по проблеме Обоснование проекта и т.д. 8

ПОНЯТИЕ «ИССЛЕДОВАНИЕ» Исследование связано с решением вопроса об истинности Действительность Представление (Понятие) Реальность (Объект) Соответствуют ли наши суждения, высказывания и утверждения тому, что есть реально, или, наоборот, не соответствуют? 9

КАТЕГОРИИ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ: ПОНЯТИЕ, СУЖДЕНИЕ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ Понятие – фиксирует мысль о предмете Суждение ( объединяет понятия) – мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо Умозаключение - форма связи суждений, посредством которого из некоторого исх. Знания получается вывод 10

Анализ Синтез Индукция Дедукция Сравнение Аналогия ( частный случай индукции) – перенос свойств одного явления на другое Антиномия – противоречие, в котором тезис и антитезис имеют равную силу и покоятся на одних основаниях Апория – утверждение, противоречащее опыту Гипотеза Доказательство – обоснование истинности мысли МЕТОДЫ ФОРМАЛЬНОЙ И НЕФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ 11

Гипотеза это выдвижение обоснованного предположения о возможных причинах и связях явлений Возникает тогда, когда появляются новые факторы и факты, противоречащие старой теории Доказательство – обоснование истинности мысли Универсальняа структура доказательства: Тезис Основания доказательства( аргумент) Способ доказательства (демонстрация) ГИПОТЕЗА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВО 12

Объект исследования – явление (процесс), которое создает изучаемую проблемную ситуацию и существует независимо от исследователя Предмет исследования – он является частью объекта исследования, т.е. Это значимые с теор и практ точки зрения свойства, особенности, стороны объекта В каждом объекте может быть несколько предметов исследования ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ 13

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ: СОПОСТАВЛЕНИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ АДЕКВАТНОСТИ ИЛИ СООТВЕТСТВИЯ Модели Факты (явления) Знания Онтология Представления Объект 14

ОНТОЛОГИЯ Раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. Онтология выражает катрину мира, которая соответствует опр. Уровню познания реальности данной эпохи. 15

ЧТО ВЫ ВИДИТЕ НА КАРТИНКАХ? 16

17

ТИПЫ ИССЛЕДОВАНИЙ Exploratory research Descriptive Analytical or explanatory Predictive Quantitative Qualitative Applied Basic (fundamental) Deductive Inductive 18

ХАРАКТЕРИСТИКИ И НАВЫКИ ХОРОШЕГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ Коммуникационные навыки Интеллектуальные навыки навыки владения IT Организационные навыки Мотивация Независимость 19

ПРИМЕРНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ИССЛЕДОВАНИЯ Стадия исследования Необходимое время (%) Выбор темы 15 Формулировка проблемы 10 Разработка структуры(как проводить исследование) 10 Сбор данных 20 Анализ и интерпретация 20 Написание 25 ВСЕГО

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Выводы и рекомендации Формулировка проблемы и постановка задач Концепция и программа исследования Сбор данных Анализ данных Апробация Выводы и предложения 21

ФАЗЫ ДИПЛОМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Постановочная часть: (определение целей и задач) Создание концепции исследования Обобщение опыта предшественников Проведение исследования и создание модели Тестирование\применение модели Оформление дипломной работы 22

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ Разведывательная – предварительная информация об объекте отсутствует Описательная – уяснить и описать основные ключевые параметры проблемы Объясняющая (аналитическая) – устанавливает взаимосвязь между параметрами Прогнозирующая – обобщает результаты аналитического исследования и приводит к построению прогноза Оценочная -оценка результатов воплощения моделей, стратегии, программы действия 23

ЗАДАЧИ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ -предоставление необходимых консультаций по теме и проблеме исследования, -обсуждение рабочих гипотез, советы по выбору методов исследования -советы в части эффективной организации исследовательской работы, -рекомендации относительно дополнительной литературы и областей знаний, имеющих отношение к изучаемым проблемам. 24

ЗАДАЧИ СОИСКАТЕЛЯ -подготовка и проведение исследования, -качественное и своевременное выполнение учебных работ, соблюдение календарного плана проведения исследования -написание научных статей, -написание дипломного проекта, -организация своей работы с научным руководителем 25

ЗАДАНИЕ: На основе таблицы разработайте календарный план своего исследования, укажите ключевые периоды\даты\события\форму и объем представления выполненной работы 26

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ «Определение проблемы зачастую гораздо более важно, чем её последующее решение» Альберт Эйнштейн Проблема – реальное противоречие, требующее своего разрешения 27

HАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА КАК ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ РАЗНЫМИ СТОРОНАМИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ между теорией и фактами, между разными элементами теории, между задачами и методами их решения, между методами исследования и получаемыми результатами. 28

ПРИМЕР: ИССЛЕДОВАНИЕ КЕННЕТА РОГОФФА И КАРМЕН РЕЙНХОРД, 2010Г. проанализировали случаев роста госдолга и его влияния на рост экономики., 42 стран в течение 200 лет. ВЫВОДЫ: 1. Если уровень госдолга к ВВП ниже 90% ВВП, то он не влияет на рост экономики. 2. Если госдолг выше 90% ВВП, то медианные темпы роста падают на 1 п.п. 3. Для развивающихся стран, госдолг которых обычно номинирован в иностранной валюте, зависимость выражена более ярко: как только госдолг превышает 60% ВВП, то темпы роста снижаются на 2 п. п. При более высоком уровне госдолга темпы роста замедляются наполовину. 4. Если в развитых странах нет явной корреляции между ростом госдолга и инфляцией, то в развивающихся странах увеличение госдолга ведет к росту цен. ТАК ЛИ ЭТО??? 29

ПРОБЛЕМА Томас Херндорн, Майкл Эш и Роберт Поллин из Университета Массачусетса подготовили доклад с критикой расчетов Рогоффа и Рейнхарт. Предположение: Рогофф и Рейнхарт допустили математические просчеты, необоснованные исключения и банальные неточности при работе в Excel, которые исказили их выводы. Статистика, на самом деле, не показывает никакой зависимости между темпами роста ВВП и госдолгом. Если исключить эти ошибки, окажется, что особой разницы между темпами роста в странах с различным уровнем госдолга нет. 30

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДИПЛОМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Исследования: система характеристик Методология исследования Организация исследования Объект и предмет исследований Потребность в исследовании Ресурсы исследования Тип исследования Результат исследования 31

Исследование Метод Данные Проблема Гипотеза УКРУПНЕННО: четыре базовых элемента 32

RESEARCH PARADIGMS ИЛИ ФИЛОСОФИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Парадигма – это совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемых и разделяемых научным сообществом. Процесс научного исследования, основанный на опр.философии и предположениях( assumptions) о мире 33

ДВЕ ОСНОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Позитивистская(positivistic) Альтернативные термины:quantitative, objectivist, scientific, experimentalist, traditionalist Феноменологическая (phenomenological) Альтернативные термины: qualitative, subjectivist, humanistic, interpretivist Не важно для ВА, но ВАЖНО для МА и PhD 34

Позитивизм ищет факты и проявления, устанавливает взаимосвязи между переменными, связывает все это с теориями и моделями НЕ учитывает субъект.влияния самого исследователя (т.е. Реальность от нас не зависит) Методы: количественные Интерпретивизм признает взаимосвязь между исследователем и объектом исследования ( отделить невозможно!!!) Понимание с т.зр. САМОГО исследователя Методы: качественные ПОЗИТИВИЗМ И ИНТЕРПРЕТИВИЗМ 35

ПОЗИТИВИСТСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Cross-sectional studies – мгновенное фото сущ.ситуации Experimental Longitudinal ( одна и та же ситуация неск.раз в разные периоды времени) – как правило, на основе time-series analysis Surveys ( интервью, анкетирование, опросы): descriptive, analytical 36

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Action Research ( носят прикладной характер) Case Studies Ethnography Feminist Perspectives Participative enquiry (люди-объекты исследования сами проводят исследование) 37

СМЕШАННАЯ МЕТОДОЛОГИЯ: ТРИАНГУЛЯЦИЯ ( TRIANGULATION)- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ, МЕТОДОВ И ТЕХНИК 4 типа триангуляции: Триангуляция данных: используются данные из разных источников и за разные периоды, сопоставляются\анализируются Триангуляция результатов исследований: сбор и сравнение данных разных независимых исследователей Методологическая триангуляция ( одновременно кол. И кач. Методы) Триангуляция теорий: теория из одной научной сферы применяется в другой сфере; комбинация двух теорий\концепций 38

ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ Точно отражает содержание исследования Указывает область рассмотрения изучаемых вопросов (особенно для прикладных исследований) Может соответствовать гипотезе\вопросам исследования Формулировка темы является одним из критериев, по которым судят о качестве работы Утверждается 39

ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: КАК ВЫБРАТЬ Личный интерес «мозговой штурм» Аналогия «Заказ» Морфологический анализ Mind mapping и построение логических цепочек 40

ТЕМА И ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 1. Изучаем литературу, определяем белые пятна 2. Список интересных вопросов 3. Обратно к литературе: есть ли ответы ДА НЕТ 4. Есть ли возможность исследовать, полезно ли, ограничения? 5. Удаляем ненужное 6. Действительно ли есть эта проблема НЕТ ДА След. шаг 41

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятую иследователем для изучения ( существует независимо от нас) Предмет – это то, что находится в рамках, в границах объекта. Это аспект проблемы, исследуя который мы узнаем больше об объекте Объект и предмет соотносятся как общее и частное Первичен объект исследования ( более широкое понятие), вторичен предмет исследования ( выделяются отд свойства, особенности и пр) Часто тема исследования совпадает с предметом 42

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР - по вопросам, касающимся свойств (характеристик) объекта исследования; -обзор существующих теоретических подходов; -обобщение результатов проведенных до Вас исследований; - обзор применяемых методов исследований 43

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ Теория: поиск подходящей парадигмы Модель: наличие, параметры, периоды, объекты, проверяемость Критический характер, поиск несоответствий Что УЖЕ сделано, кем, когда 44

ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ЛИТЕРАТУРОЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ 1.Определить, насколько исследована выбранная Вами тема. Отмечайте по ходу просмотра источников, кто и какие аспекты проблемы исследовал. 2.Выявить, есть ли расхождения в подходе к проблеме. Если встречается упоминание о том, что кто-либо с чем-либо не согласен, сразу фиксируйте. Если встречается упоминание, что кто-либо с кем-либо солидарен, также сразу фиксируйте. 45

ТИПЫ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ Учебные пособия Авторские труды (книги, сборники) Законодательные акты Периодическая профессиональная литература (журналы) Научная литература (научные статьи, обзоры исследований, монографии, авторефераты, диссертации и т.д.) Отчеты маркетинговых и информационных агентств Публикации аналитиков и экспертов Материалы компаний (годовые отчеты, бизнес-планы и т.д.) Сообщения с СМИ, Интернете 46

ТИПЫ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ Первичные источники ( НЕ путать с первичным исследованием!!!) – НЕ содержат ценностных суждений Вторичные источники – содержат ценностные суждения Третичные источники – коллекции ресурсов, энциклопедии, словари, веб-порталы 47

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПОРЯДОК ПЕРВИЧНОГО ОБЗОРА ЛИТЕРАТУРЫ 1. Толковые словари и энциклопедии 2. Книги 3. Статьи в журналах 4. Статьи в газетах 5. Правительственные публикации 6. Диссертации (Theses) 7. Материалы конференций 8. Стандарты 9. Статистика 10. Годовые отчеты компаний 11. Обзоры отраслей и рынков 48

ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ Статистика: эл.базы даных МВФ, Мирового Банка, ООН, сайты ЦБ и Статбюро исследуемых стран, Haver Analytics (платный) Исслед. Сайты: Электронные энциклопедии Аналитические обзоры: Сайты ЦБ стран Сайты межд. консалтинговых компаний: и пр. Публикации: Эл.библиотеки, сайты журналов Kluwer Online Wiley Interscience 49

ЭФФЕКТИВНЫЙ ПОИСК ЛИТЕРАТУРЫ ( FAST SEARCH) Определяем ключевые термины ( широкий охват с последующим сужением\уточнением) на русском+ин.яз. ( используйте wild card, т.е p*diatric вместо pediatric, если не уверены в спеллинге) Используйте спец порталы, коллекции ресурсов. Уточняйте запрос. Результат – выборка из публикаций. Просматривайте списки исп. Литературы – наиболее часто встречающиеся публикации фиксируйте. Как только начинаете узнавать авторов\публикации – поиск закончен ВАЖНО! Предварительный обзор литературы – очень затратный по времени!!!! НО его нельзя избежать. 50

КРИТИЧЕСКИЙ (!!!!!) ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ Descriptive Writing VERSUS Critical Analytical Writing ( см.таблицу) Структура обзора: возможные варианты структурирования: Хронологическая ( когда появились первые публикации на выбранную тему, как эволюционировали исследования) Географическая\отраслевая Проблемная 51

52

ТЕРМИНОЛОГИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ,ПАРАМЕТРЫ, ДАННЫЕ Иногда – отдельный параграф В позитивистском исследовании может отражать составные части модели, параметры гипотезы В феноменол. Исследовании определения иногда есть результат самого исследования. Подход, полезный при обеих парадигмах – деконструкция гипотезы\вопроса исследования 53

ПЛАГИАТ Плагиат – это действие по присвоению чьих-то идей, слов, результатов исследований и предствление их как своих собственных, включая: Покупка законченных работ Пословное копирование из интернета или из печатных носителей Некорректное парафразирование 54

МОЖНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТО, ЧТО УЖЕ БЫЛО КЕМ- ТО СДЕЛАНО? Три базовые техники: Суммирование ( укороченная версия чьих-то идей\результатов исследований своими словами, обычно 1\3 от объема оригинала, со ссылкой) Парафразирование ( Более длинный пересказ.Осторожно! Если более пяти слов идентичны оригиалу, то это – плагиат) Цитирование ( Короткая – менее 39 слов – в кавычках прямо в тексте; более 40 слов – как блок. Ссылка обязательна в обоих случаях) 55

ПРИМЕРЫ Суммирование: According to Robbins and Judge (p. 79), job satisfaction is an employees feeling or attitude following an evaluation of the tasks and structure of the job. Парафразирование: Robbins and Judge (p. 79), state that job satisfaction is a positive feeling based on an evaluation of the tasks and structure of the job. People with positive feelings about their job are normally described as having high job satisfaction levels; people with negative feelings normally have low job satisfaction. Job satisfaction is often referred to in terms on employee attitudes. 56

ПРИМЕРЫ: ЦИТИРОВАНИЕ As an example of a short quote: Considerable work has been done on the study of job satisfaction in the workplace. Robbins and Judge (p. 79) define job satisfaction as a positive feeling about ones job resulting from an evaluation of its characteristics. Other authors take a simpler view of the subject. 57

ПРИМЕР: БЛОЧНОЕ ЦИТИРОВАНИЕ As an example of a block quote: Considerable work has been done on the study of job satisfaction in the workplace. The term job satisfaction can be defined as a positive feeling about ones job resulting from an evaluation of its characteristics. A person with a high level of job satisfaction holds positive feelings about the job, while a person who is dissatisfied holds negative feelings about the job. When people speak of employee attitudes, more often than not they mean job satisfaction. In fact, the two are frequently used interchangeably. (Robbins & Judge, p. 79) 58

ВЫ ГОТОВЫ НАПИСАТЬ КРИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ, КОГДА: Определились с терминами Отобрали ТОЛЬКО материал, связанный с темой Сгруппировали материалы в разных категориях Выделили важные моменты, характеристики, зависимости и пр. Сравнили результаты Были критичны в своих оценках Можете продемонстрировать отношение именно к своей теме Использовали литературу для определения контекста именно ВАШЕГО исследования 59

БИБЛИОГРАФИЯ И ССЫЛКИ Bibliography, references, footnotes Гарвардская(для общ.наук) и Ванкуверская( для ест.наук) системы оформления ссылок ВАЖНО! Университеты, издательства и пр. Могут иметь свои стандарты. SBS: см. Thesis Guide 60

ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ Пригожин, А.И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, – 864 с. Shaw, M. Group Dynamics. – New York: McGraw Hill, – xxx c. Бахвалов, Н.С. Численные методы: учебное пособие для физ.-мат. специальностей вузов / Н.С. Бахвалов, Н.П. Жидков, Г.М. Кобельников; под общ. ред. Н.И.Тихонова – 2-е изд. – М.: Физматлит, – 630 с. Российский стандарт: ГОСТ

ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ (ГАРВАРДСКАЯ СИСТЕМА) Книга: Davidson, Alan B. (1994) The Pursuit of Business, London: Chapman & Hall Статья: Porter, Michael E. (1990) 'Competitive advantage of nations', Harvard Business Review, 68 (2), pp.73-85, Глава в книге: Thorne, Sally (1994) 'Secondary Analysis in Qualitative Research: Issues and Implications', in Morse, Janice M. (ed.) Critical Issues n Qualitative Research Methods, Thousand Oaks: pp

ПРИМЕРЫ: BIBLIOGRAPHY Books Payner, K & Pollastek, A, 1989, The Psychology of Reading, Prentice-Hall, New Jersey. Journals Efficient low cost solar cell developed1994, Search, vol. 25, p Documents on the World Wide Web Brown, H. 1995, Citing Computer References (Online, accessed 12 Oct. 1995). URL: 63

ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ (ВАНКУВЕРСКАЯ СИСТЕМА) Книга: 1 Davidson, Alan B. (1994) The Pursuit of Business, London: Chapman & Hall Статья: 2 Porter, Michael E. (1990) 'Competitive advantage of nations', Harvard Business Review, 68 (2), pp.73-85, Глава в книге: 3 Thorne, Sally (1994) 'Secondary Analysis in Qualitative Research: Issues and Implications', in Morse, Janice M. (ed.) Critical Issues n Qualitative Research Methods, Thousand Oaks: pp

REFERENCES - EXAMPLES References in the text. Reference to overall work by an author or a document without page numbers (eg. Internet downloads). A recent study (Jones & Chan) has shown a series of outcomes which result from economic hardship in the community. Or if more than one article is used by the same author: A recent study (Jones & Chan, 1995) has shown a series of outcomes which result from economic hardship in the community. 65

REFERENCES-EXAMPLES Reference to a specific page in a book. Smith (1992, p. 45) has argued that the relative seriousness of the two kinds of errors differ from situation to situation. Or It has been argued that the relative seriousness of the two kinds of errors differs from situation to situation (Smith 1992, p. 45) References to an Internet article without an author follow the same format as newspaper articles. A recent study (telekom.de 2010) has suggested….. 66

ЗАДАНИЕ: Составить список тематических терминов и словосочетаний по теме\проблеме исседования Составить список тематических ресурсов, содержащих наибольшее количество полезных источников ( указать каких) Составить список наиболее часто цитируемых публикаций по теме\проблеме исследования 67

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ «Определение проблемы зачастую гораздо более важно, чем её последующее решение» Альберт Эйнштейн Проблема – реальное противоречие, требующее своего разрешения 68

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОСОЗНАВАЕМЫМ ПРОТИВОРЕЧИЕМ МЕЖДУ ИМЕЮЩИМСЯ И ТРЕБУЮЩИМСЯ УРОВНЕМ ЗНАНИЯ О ТОМ ИЛИ ИНОМ АСПЕКТЕ ИЗУЧАЕМОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 69

ПРОБЛЕМА КАК ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ РАЗНЫМИ СТОРОНАМИ ЗНАНИЯ между теорией и фактами, между разными элементами теории, между задачами и методами их решения, между методами исследования и получаемыми результатами Между теоретическими моделями и результатами их практического внедрения 70

ПРИМЕР: ТЕМА:МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ РАЗЛИЧИЯ ИМПОРТНОГО ТАРИФА В РОССИИ ЦЕЛЬ: ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ УРОВНЯ ТАРИФНОЙ ЗАЩИТЫ, ОБЪЯСНЕНИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ РАЗЛИЧИЙ В ТАРИФАХ НА ИМПОРТ. ВОПРОСЫ:1) ПОЧЕМУ ТЕ ИЛИ ИНЫЕ ОТРАСЛИ ПОЛУЧАЮТ ТОРГОВУЮ ЗАЩИТУ; 2) ПОЧЕМУ ОДНИ ОТРАСЛИ ПОЛУЧАЮТ ЗАЩИТУ В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ, ЧЕМ ДРУГИЕ. 71

ПРИМЕР ТЕМА:Эффективность инфраструктурного капитала в России ПРОБЛЕМА:влияние инфраструктурного капитала на произ­водительность труда в России. Почему при равнозначных вложениях производительность труда разная? - Инфраструктура является важным фактором роста производительности в регионах России? ГИПОТЕЗА!!!! - Инфраструктура создает пространственные внеш­ ние эффекты, которые выходят за рамки административных границ территорий? ГИПОТЕЗА!!!! 72

ПРИМЕР: POLITICAL INSTITUTIONS AND FOREIGN DEBT IN THE DEVELOPING WORLD Вопрос исследования: почему некоторые развив.страны имеют большую задолженность, а другие нет? Гипотеза ( предположение): различия в размерах внешней задолженности связаны с типом политического режима\власти. Автократии заимствуют больше извне и вкладывают меньше в нац. Экономику, по сравнению с демократическими режимами. Соответственно, автократия чаще будет демонстрировать рост внешней задолженности. Выборка: 78 развив. Стран Период: Подробнее см. International Studies Quarterly (2010),v.54 #1 73

СТАДИЯ 1 – ПРОБЛЕМА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА « Объем наших продаж не растет, и мы не знаем почему» «Мы не знаем, будут ли люди заинтересованы в нашем новом продукте» Необходимые действия: Анализ ситуации на основе имеющегося экспертного мнения. Построение логических цепочек. В случае нехватки знаний в данной области – поисковая (разведочная) работа (работа с литературой и/или опрос экспертного мнения).

МОДЕЛЬ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ фирма Макроокружение: демография, экономика,соц- культ, пол-юр., технология, конкуренция Микроокружение (внеш): посредники, рынок Внутренняя среда: ресурсы фирмы – производство, кадры, маркетинг, сбыт и пр Микроокружение (внеш): постащики, посредники 75

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ Внешняя среда Ресурсы Правила и система организации Время Основа конкурентного превосходства 76

МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТНЫХ СИЛ ПОРТЕРА Конкуренция внутри отрасли Глобальные конкуренты Потребители Технологии Конкурирующие управленческие команды Фондовый и финансовый рынки Новые игроки Поставщики Новые продукты Государственное (де)регулирование Конкурентное преимущество компании 77

Не растёт объем продаж Внешние причины Внутренние причины Экономический спад Действия конкурентов Предпочтения клиентов Операционные проблемы Ошибка в стратегии Проблемы с персоналом Маркетинговые промахи Неэффективное управление Действия государства ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЦЕПОЧЕК

СТАДИЯ 2 – РАСПОЗНАВАНИЕ ОБЛАСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ «Какая группа людей является нашим основным покупателем? Почему покупают продукцию конкурентов?» «Какие качества нашего продукта важны для наших покупателей? Что определяет успешность наших продаж?» Анализ опыта (своего и чужого, например, анализ рынка). Описательная работа (фиксация фактов и анализ). Необходимые действия:

СТАДИЯ 3 – ЯСНОЕ ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ «Конкуренты предлагают более удобную упаковку. Увеличится ли (и на сколько) объем наших продаж, если мы предложим прогрессивный дизайн упаковки?» «Покупатели находят новый продукт привлекательным. Успешность продаж зависит от качества рекламной компании. Как создать эффективную рекламную компанию?» Работа, направленная на выявление причинно- следственных связей (синтез: построение моделей, позволяющих прогнозирование, понятий и т.д.) Необходимые действия:

ПРИМЕР ПОСТРОЕНИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКИ ПРИ АНАЛИЗЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ ПРИ ПРОГНОЗИРОВАНИИ ИЗМЕНЕНИЙ ОБМЕННОГО КУРСА НАЦ.ВАЛЮТЫ: ВЛИЯНИЕ РАСШИРЕНИЯ ДЕНЕЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС Рост предложения денег, расширение банковского кредита Процентные ставки падают Расходы в экономике растут Краткосрочный отток капитала Торговый баланс ухудшается ВР ухудшается 81

ПРИМЕР: ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ РАВНОВЕСИЕ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРЕХ РЫНКОВ ( СЛУЧАЙ ФИКСИРОВАННЫХ ВАЛЮТНЫХ КУРСОВ) Бюджетное стимулирование Доходы и расходы растут Процент растет Торговый баланс ухудшается Краткосрочный приток капиталов Сначала ВР может улучшиться, но впоследстви и ухудшится 82

ПРИВЕДИТЕ СОБСТВЕННЫЕ ПРИМЕРЫ: Постройте логические цепочки в рамках выбранных тем исследования Сформируйте список параметров\показателей\характеристик, которые нужно проанализировать 83

ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ 1) что, собственно, изучается? 2) для чего проводится исследование? P = f (x, y, z, …) Целевая (зависимая переменная) Независимые переменные 84

ВЫБОР НЕЗАВИСИМЫХ ПЕРЕМЕННЫХ Составление структурной схемы показателей предмета (предметов) исследования. Оценка возможности измерения каждого из показателей конкретным индикатором. Поиск структурных субпоказателей. Доведение конкретизации показателей до такой степени, чтобы каждому из них мог соответствовать вопрос анкеты или стат. показатель (или, что то же самое, независимая переменная). 85

ПОНЯТИЕ ГИПОТЕЗЫ Предварительное (недостаточно доказанное, вероятностное или интуитивное) объяснение (предположение, предсказание) причинно-следственных связей и поведения исследуемого объекта Выдвигаются, как правило, на основе опыта, интуиции и анализа имеющейся предварительной информации Гипотеза – это утверждение по поводу взаимосвязи переменных Нулева гипотеза (Н о ) – переменные НЕ связаны Альтернативная гипотеза ( Alternate Hypothesis)H1 – переменные связаны Первой ВСЕГДА тестируют нулевую гипотезу 86

ГИПОТЕЗА: ДВА УРОВНЯ Операциональный: т.е. На основе непосредственно наблюдаемого Концептуальный: абстрактный характер, более широкие обобщения в рамках построения теорий Деление гипотез по уровню общности: гипотезы-основания и гипотезы-следствия Гипотезы основания – общие утверждения, подлежащие проверке Гипотезы-следствия – их конкретизация и детализация ( подвергаются непосредственной проверке) 87

Позитивистское исследование: Должны отражать взаимосвязь между переменными Быть четко(недвусмысленно) сформулированы Предполагают возможность эмпирической проверки Феноменологическое исследование Менее очевидны Могут модифицироваться в процессе исследования Общие правила: Начинаются со слов «что», «как»... Не содержат четкого указания на связь параметров Узко направлены ВОПРОСЫ И ГИПОТЕЗА 88

ВЫДВИГАЮТСЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К · целевым результатам эффективности объекта исследования во взаимосвязи со всей социально-экономической системой, частью которого он является; · свойствам объекта исследования (сущности и структуры, методологии функционирования и развития) и их ограничениям; · причинно-следственным взаимоотношениям объекта исследования с внешней средой; · причинно-следственным взаимосвязям во внутренней среде объекта исследования (в том числе, составу элементов и структуры подсистем объекта исследования); · составу факторов, причин и их влиянию на результаты функционирования объекта исследования; · вариантам выбора направлений совершенствования объекта исследования; · ключевым факторам (двигателям) совершенствования объекта исследования, и т.д. 89

ТРЕБОВАНИЯ К ГИПОТЕЗЕ 1. Целенаправленность – объясняет ключ. Факторы, обозначает путь решения проблемы 2. Релевантность – опирается на факты, имеет практическую значимость 3. Прогностичность – позволяет прогнозировать результаты исследования 4. Проверяемость – принципиальная возможность проверки 5. Внутренняя непротиворечивость – логическая согласованность всех структурных компонентов гипотезы 6. Однозначность – без двоякого толкования 7. Совместимость - т.е. Научность, связь с сущ. Науч. И практ. знаниями 8. Значимость – возможность использования результатов 9. Простота – малое число исходных посылок 90

ВАЛИДНОСТЬ – ЧТО ЭТО??? Reliability – проверяемость, последовательность, прозрачность Validity Face Validity ( видимая валидность, ясно зачем исследуем) Construct Validity ( конструктивная валидность – измеряете правильным методом правильные показатели) Internal Validity ( внутренняя валидность, имеет отношение к причинно- следственным связям в исследовании. Действительно ли Х зависит от У и только от него? Или есть другие факторы?) External Validity (внешняя валидность, или возможность обобщения, распространение результатов исследования на другие объекты 91

FOUR TYPES OF VALIDITY 92

ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ – КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕ СУЩЕСТВУЕТ!!!! Технологии выдвижения гипотез Это – процесс эвристический, творческий Основные стадии развития гипотезы исследования: Стадия 1 Стадия 1 – Подготовительная Стадия 2 - Стадия 2 - Формирующая Стадия 3 Стадия 3 – Опытная (экспериментальная) 93

ИНДУКЦИЯДЕДУКЦИЯ 1. Эмпирическое наблюдение Накопление и предварительный анализ фактического материала 2. Предположение Выдвижение рабочих гипотез 4. Концепция Корректировка гипотезы 5. Вопросы исследования Сформированные на базе гипотезы 6. Сбор данных 7. Анализ данных Проверка гипотезы 3. Изучение теории, анализ опыта предшественников «КОЛЕСО» ИССЛЕДОВАНИЯ 94

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА Статистической гипотезой (statistical hypothesis) мы называем любое предположение о свойствах и характеристиках исследуемых генеральных совокупностей, которое может быть проверено на основе анализа выборок. При проверке гипотезы делается один из следующих выводов: 1) рассматриваемая нами гипотеза не верна и нам следует ее отклонить; 2) мы можем принять рассматриваемую гипотезу, поскольку у нас нет причин ее отклонить. Гипотезы могут быть параметрическими и непараметрическими 95

ОСНОВНАЯ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГИПОТЕЗЫ Проверяемая гипотеза в статистике называется основной или нулевой гипотезой. Она обычно рассматривается вместе с другой гипотезой, которая называется альтернативной. Основная гипотеза обозначается Н0, альтернативная – Н1. В результате проверки имеется две возможности: 1. Принять основную гипотезу Н0, отклонив при этом альтернативную гипотезу Н1 2. Отклонить основную гипотезу Н0 и принять альтернативную гипотезу Н1 96

ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ И НЕПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ ГИПОТЕЗЫ Гипотезы называют параметрическими, если в них делаются предположения относительно значений параметров исследуемого распределения. Если, напротив, исследователь не делает предположений о виде распределения и значениях его параметров, его гипотеза является непараметрической. 97

ЭТАПЫ ПРОВЕРКИ СТАТ. ГИПОТЕЗ 98

ПРИМЕР: ПРОВЕРКА НОВОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ Исследователь хочет проверить, повлияет ли новая методика преподавания на уровень успеваемости студентов. Повысится или понизится успеваемость у студентов, прослушавших курс по новой методике? Исследователю известно, что средняя успеваемость без нововведений составляет 4,23 балла. Гипотезы в этом случае будут сформулированы следующим образом: Н0: μ = 4,23 Н1: μ 4,23 Нулевая гипотеза говорит о том, что среднее останется тем же самым, а альтернативная – о том, что оно изменится. Гипотеза двусторонняя 99

ОТКЛОНЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ Статистики в случае принятия основной гипотезы не утверждают, что она верна, а говорят, что в результате эксперимента не появилось оснований ее отклонить. При принятии альтернативной гипотезы статистики с уверенностью отклоняют основную гипотезу раз и навсегда, окончательно и бесповоротно. выбор гипотез зависит от задачи, которую решает исследователь. Рабочие гипотезы, которые могут корректироваться 100

ОШИБКИ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РОДА Статистические гипотезы проверяются статистическими методами,на основании выборки, полученной из генеральной совокупности. Из-за случайности выборки в результате проверки могут возникать ошибки и приниматься неправильные решения. Ошибка первого рода (type I error) происходит в случае, когда мы отвергаем нулевую гипотезу, если она верна. Ошибка второго рода (type II error) происходит, если мы принимаем нулевую гипотезу, когда она неверна. 101

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕРИМЕНТА РЕШИТ, ЧТО УСПЕВАЕМОСТЬ ИЗМЕНИЛАСЬ, ОТКЛОНИТ ОСНОВНУЮ ГИПОТЕЗУ И СОВЕРШИТ, ТЕМ САМЫМ, ОШИБКУ ПЕРВОГО РОДА, ЕСЛИ НА САМОМ ДЕЛЕ УСПЕВАЕМОСТЬ ОСТАЛАСЬ НА ПРЕЖНЕМ УРОВНЕ. ОШИБКУ ВТОРОГО РОДА ОН СОВЕРШИТ, ЕСЛИ ПРИМЕТ ОСНОВНУЮ ГИПОТЕЗУ, РЕШИВ, ЧТО УСПЕВАЕМОСТЬ НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ, В ТО ВРЕМЯ, КАК ОНА В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ИЗМЕНИЛАСЬ СУЩЕСТВЕННО. В ПЕРВОМ СЛУЧАЕ МЕТОДИКА БУДЕТ ВНЕДРЕНА, НО БУДЕТ РАБОТАТЬ БЕЗ ПОЛЬЗЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ. ВО ВТОРОМ СЛУЧАЕ НОВАЯ МЕТОДИКА ОКАЗАЛАСЬ БЫ ПОЛЕЗНОЙ, НО НЕ БУДЕТ ПРИНЯТА В РЕЗУЛЬТАТЕ ОШИБОЧНЫХ ВЫВОДОВ. 102

ПРИМЕРЫ ГИПОТЕЗ «Высокие люди имеют больше шансов занять высокую должность в РФ» Потребление зависит от уровня дохода Неравенство в распределении доходов влияет на темпы экономического роста Производительность персонала зависит от схемы оплаты труда Доля рынка компании положительно связана с ее расходами на продвижение 103

ЗАДАЧА ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ЗАПРОСА Составление структурной схемы показателей предмета (предметов) исследования. Оценка возможности измерения каждого из показателей конкретным индикатором. Поиск структурных субпоказателей. Доведение конкретизации показателей до такой ступени, чтобы каждому из них мог соответствовать вопрос анкеты (или переменная). 104

ДЕКОНСТРУКЦИЯ: ПРИМЕР ВЫЯВЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ ДЛЯ ГИПОТЕЗЫ «ВЫСОКИЕ ЛЮДИ ИМЕЮТ БОЛЬШЕ ШАНСОВ ЗАНЯТЬ ВЫСОКУЮ ДОЛЖНОСТЬ В РФ» Высокие люди..... Выше ср.роста? Пол Возраст Место рождения Соц-эк.факторы Имеют больше шансов.... Период времени? Исторические изменения? И пр Занять высокую должность.. По сравнению с кем? Наличие статистики? Продолжительность службы? Какие должности занимал? Как двигался?..... высокую должность.. По рангу? По зарплате? По кол-ву подчиненных? Отрасль? Размер компании?....в РФ.. В рос.компании? В гос.органах? В ин. Компании, раб. В РФ? а как в др. Странах? 105

КОНКРЕТИЗАЦИЯ (ПРИМЕР) Задача: Смоделировать функцию спроса на арендуемую недвижимость 1. Проводились ли исследования ранее?Какой тип функций выявлен? Когда? 2. Какой тип зависимости выбрать? 3. Какие параметры влияют на спрос ( выявленные предыдущими исследованиями)? Информационный запрос: данные по след. Параметрам: площадь, местоположение, этаж, количество комнат, размер кухни, балкон, величина ар. Платы, размер реклам.расходов и пр. 106

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Научный аспект: - задачи фундаментальных наук требуют разработки данной темы для объяснения новых фактов; -уточнение, развитие и разрешение проблемы исследования возможны и остро необходимы в современных условиях; -теоретические положения исследования позволят снять существующие разногласия в понимании процесса или явления; - гипотезы и закономерности, выдвинутые в исследовании, позволяют обобщить известные ранее и полученные Вами эмпирические данные. 107

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Прикладной аспект: - задачи прикладных исследований требуют разработки вопросов по данной теме; - существует настоятельная потребность решения задач исследования для нужд общества, практики и производства; - исследование по данной теме существенно повышает качество научных, теоретических и управленческих разработок в определенной отрасли знаний; - новые знания, полученные в исследовании, способствуют повышению квалификации кадров. 108

АРГУМЕНТЫ ПРИ ОБОСНОВАНИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЗНАЧИМОСТИ Наличие: – положительных результатов использования разработок исследования в обществе, отдельном коллективе, производстве, отрасли науки, какой-либо практике; – практических рекомендаций для построения некоторой системы, сценария по достижению результата; – рекомендаций, содержащихся в исследовании; – предложений, позволяющих совершенствовать методику исследования; – знаний, полезных для использования в учебном процессе 109

НАУЧНАЯ НОВИЗНА -Исследование должно содержать решение новой научной задачи или предлагать новые разработки, расширяющие существующие границы знаний в определенной отрасли науки. - Органично связана с темой. Должен существовать «прогноз» новизны исследования. Это обеспечивает выход на круг вопросов, образующих ядро исследования и обладающих существенными признаками новизны, оригинальности ("изюминка" исследования). -Может быть связана как со старыми идеями, что выражается в их углублении, конкретизации, дополнительной аргументации, показом возможного использования в новых условиях, в других областях знания и практики, так и с новыми идеями, выдвигаемыми лично Вами. 110

ЭЛЕМЕНТЫ НОВИЗНЫ -новый объект исследования, т.е. задача поставлена и рассматривается впервые; -новая постановка известных проблем или задач (например, сняты допущения, приняты новые условия); -новый метод решения; -новое применение известного решения или метода; -новые результаты теории и эксперимента, их следствия; -новые или усовершенствованные критерии, показатели. 111

ВЫЯВЛЕНИЕ НОВИЗНЫ -Обстоятельное изучение литературы по предмету исследования, с анализом его исторического развития -Рассмотрение существующих точек зрения. Их критический анализ и сопоставление в свете новых задач исследования часто приводят к новым или компромиссным решениям -Вовлечение в научный оборот нового цифрового и фактического материала, например, в результате проведения эксперимента -Детализация известного процесса, явления. Подробный анализ практически любого, интересного в научном отношении объекта, приводит к новым полезным результатам, выводам, обобщениям 112