«Методический семинар» Учитель информатики Булатова Елизавета Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Деловая игра : «Стандарты второго поколения». ДЕВИЗ ПЕДСОВЕТА: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому.
Advertisements

Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Психологические особенности подросткового возраста.
Структура Основной образовательной программы основного общего образования и планируемые результаты её освоения.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
Новые стандарты и новые технологии ОВЛАДЕНИЕ ПЕДАГОГАМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА НА.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.
Универсальные учебные действия. «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» М.Монтень.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
1 Отражение преемственности уровней образования в содержании основных образовательных программ (дошкольное, начальное, основное образование): состояние,
Поговорим о ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты В соответствии с Федеральным законом 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" 1.Переход на новые образовательные стандарты 2.Развитие системы поддержки талантливых детей.
Иванова Елена Васильевна, зав. кафедрой управления образованием, Заслуженный учитель РФ.
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. 2 Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны.
Современные образовательные технологии, наиболее эффективные для формирования универсальных учебных действий Катунина Л.П. учитель МОУ СОШ 5 ОЦ «Лидер»
К РИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Транксрипт:

«Методический семинар» Учитель информатики Булатова Елизавета Владимировна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 5 города Стрежевой Городской конкурс профессионального мастерства в муниципальной системе городского округа Стрежевой, номинация «Учитель года 2015»

Тема: Формирование УУД на уроках информатики средствами межпредметной интеграции и приемами технологии РКМЧП. Заметки молодого учителя...

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) - это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Познават ельные Личност ные Регуляти вные Коммуни кативные самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; социальные компетенции, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками работать индивидуально и в группе, находить общее решение; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; Осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; Ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. Социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; Осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; Умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; Уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

Информатика – это благодатная почва для межпредметных связей с другими предметами. Информатика История (история возникновения письменности, история появления устройств, повлиявших на развитие информатики) Иностранный язык (название клавиш на клавиатуре, происхождение названия устройств ввода и вывода информации ) Математика (решение математических задач в табличном редакторе Excel, на языке программирования Pascal, решение зада с использованием систем счисления и прямоугольной системы координат) Физика (моделирование физических процессов средствами компьютерных программ) Изобразительное искусство (изучение цветового круга и работа в графических редакторах) Обществознание (изучение социальной информатики и ее влияния на современное общество) Многие предметы связаны с информатикой при изучении определённых тем. Межпредметные связи отражены в современных учебниках информатики. Ярким примером является УМК Босовой за 5-9 класс.

Примеры межпредметных заданий из УМК Босовой Л.Л. Зафиксируйте режим ввода прописных букв (клавиша CapsLock). Замените в каждом из приведенных слов одну букву так, чтобы получились названия городов, рек и новые слова: Название города: СОКИ, УХА, ТУЧА, БАКИ. Название реки: УПАЛ, ОСА, КАША, ВОЛНА. Новое слово: МАРКА, КОРЖ, БУЛКА, ЛАПКА, ЗУБЫ, ПЕСОК, ГАЛКА, КЛИН, ТОСКА, СВЕТ, ПОЛЕНО. Внимательно прочитайте текст и по смыслу разделите его на предложения, поставив в нужных местах точки: скоро у нас каникулы я поеду вместе с папой в сочи митя с братом поедут в город иркутск, на озеро байкал а таня будет отдыхать в деревне у тети зои эта деревня стоит на берегу оки у тети в доме живет кот мурзик Уберите лишние слова, тем самым восстановив оригинальный текст стихов А.С. Пушкина У лукоморья дуб очень старый, но еще зеленый; Златая тяжелая цепь на дубе том: И днем и ночью, утром и вечером кот ученый Всё ходит по цепи круг за кругом; Идет направо песнь тоскливую заводит, Налево страшную сказку говорит. Там чудеса чудесные: там добрый леший бродит, Русалка распрекрасная там на ветвях сидит…

Курсы повышения квалификации; Педагогическая мастерская «Разработка интегрированных домашних заданий»; Творческая группа по разработке межпредметного модуля «Информационный круиз» целью которого является интеграция содержания учебных предметов; Проблемная группа «Технология РКМЧП»; Методические семинары на базе МАОУ СОШ5; Муниципальная школа «Молодого педагога». Освоение современных педагогических технологий Одной из технологий, о продуктивном применении приёмов которой я хочу поделиться с коллегами, является технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (далее - РКМЧП) представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение образовательных результатов: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; пользоваться различными способами интегрирования информации; задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; решать проблемы; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решения; выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и др. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (далее - РКМЧП) представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение образовательных результатов: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; пользоваться различными способами интегрирования информации; задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; решать проблемы; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решения; выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и др.

Существует множество приемов развития критического мышления Синквейн Кластер Таблица – ЗХУ Плюс, минус, интересно Зигзаг Продуктивное использование приемов технологии РКМЧП Представляю вашему вниманию фрагменты уроков с применением приёмов технологии РКМЧП, с помощью которых формирую универсальные учебные действия у своих обучающихся.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Слово «Синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам: 2. Вторая строчка –это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. 4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строка –это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Флэш-карта Маленькая, удобная Сохраняет, содержит, переносит Флэш-карта – внешняя память компьютера Память Фрагмент урока (5 класс). Тема урока: Кодирование информации. Метод координат. Фрагмент урока (5 класс). Тема урока: Кодирование информации. Метод координат. Прием «Синквейн»

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди (кластера). Грозди – графический прием в систематизации материала. Фрагмент урока (5 класс). Тема урока: Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Фрагмент урока (5 класс). Тема урока: Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Прием «Кластер» Клавиатура Клавиши управления курсором Функциональные клавиши Символьные клавиши Esc Tab F1-F12 Буквы латинского алфавита Буквы русского алфавита Специальные клавиши Клавиши дополнительной клавиатуры Специальные символы (!»;:?*и т.д.) Цифры CapsLock Shift Ctrl NumLock Цифры + - / * Enter Alt Home, End Page Up, Page Down

Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица «знаю – хочу знать – узнал»: З - что мы знаем Х - что мы хотим узнать У - что мы узнали, и что нам осталось узнать Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знании ̆, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы «Хочу узнать» это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знании ̆. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знании ̆. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал». Фрагмент урока (10 класс). Тема урока: Создание сайта средствами Microsoft Office Word. Фрагмент урока (10 класс). Тема урока: Создание сайта средствами Microsoft Office Word. Прием «Таблица – ЗХУ» З - что мы знаем Х - что мы хотим узнать У - что мы узнали, и что нам осталось узнать Что такое интернет, сайт, веб-страница. В зависимости от целей, какие категории сайтов бывают? Как они выглядят и каковы их цели? Как можно самостоятельно сделать сайт? Как правильно его оформить? Узнали: Виды сайтов, их цели. Как создать сайт с помощью Microsoft Office Word. Осталось узнать: Как сделать, что бы сайт был виден в сети интернет.

Прием работы с таблицей «Плюс, минус, интересно» формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла. Фрагмент урока (5 класс). Тема урока: : Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Фрагмент урока (5 класс). Тема урока: : Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Прием «Плюс, минус, интересно» Интересно Понравилось работать на компьютере Испытывал затруднения с составлением нового слова путем удаления букв из старого. Было интересно составлять анаграммы. Не думал, что из слова можно получить новое путем перестановки букв.

Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умении ̆ : анализировать текст совместно с другими людьми; вести исследовательскую работу в группе; доступно передавать информацию другому человеку; самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы. Стратегия «Зигзаг» используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек. 1. Стадия вызова осуществляется при помощи любых известных вам приемов. В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой, так как само задание – организация работы с текстом большого объема – само по себе служит вызовом. 2. Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо использует одну из графических форм (например «кластер»). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы – группы экспертов. 3. Стадия размышления: работа в группе «экспертов». Фрагмент урока (10 класс). Тема урока: Циклические алгоритмы. Программирование. Фрагмент урока (10 класс). Тема урока: Циклические алгоритмы. Программирование. Прием «Зигзаг»

Показатели знаний обучающихся по информатике Результаты регионального мониторинга: Всего обучающихся «5»«4» 12111

Повышающийся интерес у обучающихся к участию в олимпиадах по предмету и внеурочной деятельности. Школьный этап 1 место Региональный этап 2 место Проектная деятельность

Таким образом, можно сказать, что межпредметная интеграция и современные педагогические технологии необходимые условия современного учебного процесса. Их продуктивное внедрение в учебный процесс позволяет активно формировать универсальные учебные действия, которые в свою очередь обеспечивают проявление творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.

Интернет-ресурсы: 1. Html Евплова Е. В. Приемы, методы и формы обучения, позволяющие сформировать УУД Зазулина И. П. Методы и приёмы формирующие УУД младших школьников в процессе воспитания Кондратова Г. Б. Интеграция как средство формирования метапредметных компетенций - formirovaniya; formirovaniya Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013; 2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013; 3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012; 4. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012; 5. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, Список литературы: