Русский язык УМК под редакцией С.И. Львовой
Формы работы с типовыми упражнениями «Орфографический минимум» Цель: проверить знание орфографического минимума.
Виды работы с материалом орфографического минимума : запоминание графического облика слова (словосочетания); использование возможностей механической памяти; запоминание написания путем восприятия отчетливого произношения; использование приема поморфемноего письма; запись слова (словосочетания) с подробными графическими объяснениями написания.
Формы записи слов (словосочетаний) орфографического минимума: орфографический минимум дается полностью; орфографический минимум дается частично; орфографический минимум дается с включением тех слов (словосочетаний), в написании которых учащиеся ранее испытывали трудности; взаимодиктант; слова (словосочетания) читаются парами.
Орфографический минимум можно усложнить следующими заданиями: записывать слова поморфемное; сопровождать запись слов орфографическим анализом (полным или частичным); сопровождать запись слов языковым анализом (показ в транскрипции отдельных звуков, выделение изучаемых морфем, указание грамматических признаков); на основе слов орфографического минимума составлять и записывать словосочетания или предложения (по данной схеме, с заданным содержанием, с определенным стилистическим заданием); придумывать и записывать текст, используя слова (словосочетания) орфографического минимума.
Способы проверки работы с орфографическим минимумом: самопроверка; взаимопроверка; совместная проверка (учитель еще раз читает орфографический минимум, обращая внимание учащихся на правильное написание или задавая вопросы классу); традиционная проверка учителем.
Задание: придумать и записать текст, используя слова (словосочетания) орфографического минимума. Цель: формирование и совершенствование навыков построения письменного высказывания.
Орфографический минимум. Агитационно-массовая деятельность, официально-деловой стиль речи, средства субъективной оценки, драматические произведения, прототип героя, отреставрировать здание, автобиографический очерк, научно-практическая конференция, цифровая фотокамера, сатирическое изображение, объединение сил, окончить университет, внимание присутствующих, видоизмениться вследствие землетрясения, трасса нового канала, жить в гармонии с природой, вспоминать впоследствии, священная реликвия, презентация книги, солдатская шинель, студенческая традиция, группа в комбинезонах, километры трассы, редкие минералы, брезентовые палатки, инстинктивная реакция, полицейский патруль, публицистический стиль, широкий резонанс, новая экспозиция, аналитическая статья, фразеологическое богатство речи.
Работа 1. 1) Недавно в нашем городе отреставрировали здание, в котором располагается музей. 2) Это позволило открыть новые экспозиции и пополнить уже имеющиеся. 3) Было много посетителей на обновленной выставке, посвященной освобождению нашего родного края от немецко- фашистских захватчиков. 4) Вниманию присутствующих были представлены новые экспонаты: солдатская шинель, брезентовая палатка, фотографии, письма.5) Большой интерес вызвала презентация новой книги нашего земляка, известного историка. 6) Данное произведение - это автобиографический очерк очевидца тех страшных событий.
Работа 1 (продолжение). 7) Широкий резонанс получила фотовыставка, посвященная далекому городу-побратиму, разрушенному после землетрясения и последующего за ним наводнения. 8) Инстинктивная реакция всех людей, увидевших эти страшные картины, заключалась в желании протянуть руку помощи пострадавшим. 9) Вот на одной из фотографий группа людей в комбинезонах прокладывает трассу нового канала. 10) Очевидно, после этой трагедии все люди поймут, что необходимо жить в гармонии с природой.
Работа 1 (продолжение). 11) Частыми гостями музея бывают молодые ученые, которые уже окончили университет. 12) Они охотно выступают со своими научными и аналитическими статьями. 13) Активное участие во всех мероприятиях принимают школьники и студенты. 14) Объединение этих сил позволяет сделать жизнь музея интересной и насыщенной.
Работа 2. 1) Вы уже окончили университет, но по студенческой традиции берете брезентовые палатки и отправляетесь в поход, мечтая жить в гармонии с природой. 2) Вместе со своими друзьями вы преодолеваете километры трассы, забираетесь в самые отдаленные места и находите там редкие минералы. 3) На вашем пути возникает старая церковь, вокруг которой кипит работа: местные органы власти решили отреставрировать здание. 4) Безусловно, теперь священная реликвия спасена.
Работа 2 (продолжение). 5) Впоследствии вы будете вспоминать этот поход, годы учебы. 6) Сколько всего произошло: трогательного, смешного, грустного… 7) Один вспомнит научно- практическую конференцию, другой - аналитические статьи, которые он писал в студенческий журнал, кто-то будет смеяться, пересказывая в сотый раз историю о том, как его задержал полицейский патруль.
Работа 2 (продолжение). 8) Спустя годы, вы субъективно оцениваете произошедшее, и вам кажется, что это самые счастливые годы вашей жизни, ведь с фотографий на вас смотрит ваша молодость, запечатленная с помощью цифровой камеры.