Круглый стол Комитета гражданских инициатив Мониторинг политических настроений россиян (декабрь 2014 года) Михаил Дмитриев Президент партнерства «Новый.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Москва, 2012 Россия перед президентскими выборами-2012.
Advertisements

Москва, 2012 Пенсионные настроения и пенсионная реформа в России.
Динамика электоральных настроений населения России Фрагменты презентации на семинаре в МАИБ 31/10/2011 Задорин И.В. 1.
Реклама в России. События и перспективы Рост Internet аудитории по годам; Рост Internet аудитории по годам; Рост Internet аудитории по годам Рост Internet.
Люди, деньги и работа: социально-экономические итоги 2008 года.
Социальная модернизация МОСКВА, 2011 год Абрамов Константин Валерьевич Первый заместитель генерального директора ВЦИОМ, кандидат психологических наук.
1 Михаил Дмитриев Президент Центра стратегических разработок Москва Институт экономической политики им. Е.Т.Гайдара Фонд Е.Т.Гайдара 13 ноября 2012 года.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПРОС ЖИТЕЛЕЙ АРМЕНИИ International Republican Institute, Baltic Surveys Ltd. / The Gallup Organization, Armenian Sociological Association.
Москва, 2011 По данным всероссийских репрезентативных опросов ВЦИОМ гг. (в том числе по заказу ЦИК РФ) Доверие к выборам и необходимость контроля.
Доверие к политической информации в СМИ и рейтинги политиков в зеркале общественного мнения Романович Н.А Институт Общественного Мнения «Квалитас» г.Воронеж,
Результаты экспертного опроса «КСО проекты украинских компаний в современных условиях» Результаты экспертного опроса «КСО проекты украинских компаний в.
Люди и работа в условиях финансового кризиса. © ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Февраль.
Особенности новой волны инфляции Новая инфляционная волна мировой инфляции (первые симптомы которой проявились еще в 2004 г., а затем в 2007 г.) имеет.
1 Общественная поддержка НКО в российских регионах: проблемы и перспективы Исследовательская группа ЦИРКОН По заказу Агентства социальной информации в.
Research & Branding Group® по инициативе ГНС Украины ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА И УРОВНЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В УКРАИНЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ.
Локомотивная группа «Люди-21»: настроения до, во время и после протестов гг. Фонд Общественное Мнение Лариса Паутова ФОМ 1 III международная.
Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность МОСКВА, 2011 год.
Предпосылки успеха На президентских выборах 2010 года в Украине почти 25% избирателей проголосовали за кандидатов от внепарламентских политических сил.
{ Формы политической активности молодежи Научный руководитель: Даудрих Н.И. Выполняют: Седова О., Уколова Д., 234 группа Москва 2011 год.
Москва, 2013 Терроризм и информационная безопасность сегодня, глазами россиян Источник - всероссийские опросы ВЦИОМ. Проведены в 2006 г г. Опрошено.
Транксрипт:

Круглый стол Комитета гражданских инициатив Мониторинг политических настроений россиян (декабрь 2014 года) Михаил Дмитриев Президент партнерства «Новый экономический рост» Москва 24 декабря 2014 г. Б. Управляющие советы собираются реже, чем один раз в месяц Ну, наверное, раз в квартал они собираются, обычно бывает во время родительских собраний, или после они остаются, если там какие-то пути, какие-то мероприятия, например. Также не весь состав, иногда собираем, когда какой-то проступок с ребенком, или на внутри школьный контроль ставят, вызываем, чтобы не была только одна сторона, одностороннее со стороны педагогов, или зовут того родителя, который с того класса находится в родительском комитете, ну самом собой классный руководитель, а такой в общем, когда весь состав, это уже, наверное, раз в квартал (Эксперт 7). Как часто проходит совещание, сборы управляющего совета, раз три месяца. Да. В квартал. И то же самое доплаты – они квартальные (Эксперт 9). Насколько я помню по старой работе, они собирались около двух раз в год. Потому что первый совет собирался по поводу школьной формы. Второй вопрос собирался по этому пункту и плюс охрана. То есть обсуждение охраны, согласны ли они с выбором охраны. То есть жизнь школы – это как раз туда (Эксперт 20). В нашей школе это решается сразу, например, в начале года, когда собирается управляющий совет. Заседание управляющего совета проходит порядка трех раз в год (Эксперт 25). В. Управляющие советы собираются один раз в год У нас заседание управляющего совета собирается один раз в год в декабре, перед Новым годом. На заседании подводят итоги учебного полугодия. Обсуждают праздничные мероприятия – это основная тема. Хотели собирать совет еще в мае, перед окончанием учебного года. Но в мае, перед каникулами, у людей, знаете ли, другие настроения. Так что получается, что пока собираемся один раз в год (эксперт 12).

Описание исследования Исследование включало в себя 14 фокус-групп, из них 4 в Москве, 8 во Владимире и 2 в Гусь-Хрустальном Владимирской области. Учитывая малый масштаб исследования, его следует считать пилотажным. Исследование было проведено в период с 6 по 14 декабря, непосредственно перед пиковой девальвацией рубля. Предыдущие исследования политических настроений россиян проводились нами в июне и декабре 2013 г. (последнее - непосредственно перед Олимпиадой и событиями в Украине). 2

Раздел 1. Подтверждение уже известных изменений 3

ОБРАЗ ВНЕШНЕГО ВРАГА И ПЕРЕКЛЮЧЕНИИЕ АГРЕССИИ СМИ в значительной мере удалось сформировать в сознании населения образ врага, которым являются США. Сформированность образа меняется от наиболее выраженной в депрессивных регионах до менее выраженной (но все же очень существенной) в благополучных регионах. Формирование образа внешнего врага способствовало перенаправлению вектора социальной агрессии изнутри (мигранты, чиновники) вовне. Однако усиление экономической нестабильности, вероятнее всего, приведет к обратному разворачиванию агрессии вовнутрь. 4

Объекты агрессии в 2013 и 2014 гг. Объекты агрессии в 2013 году: мигранты, чиновники, США. Резкая ТВ-кампания против мигрантов была проведена после событий в Бирюлево в октябре 2013 г. Были и более ранние кампании такого рода. Результат – концентрация агрессии на мигрантах в декабре 2013 г.. США воспринимались, как далекий объект, недоступный для прямого выражения агрессии. Объекты агрессии в 2014 году: США, далее с большим отрывом мигранты и чиновники. ТВ-кампания против США передвинула эту страну на первое место среди объектов агрессии. Одновременно темы мигрантов и чиновников практически исчезли из СМИ. Результат - упоминания о мигрантах и чиновниках в фокус-группах звучали, но значительно реже, чем в 2013 г. Налицо балансовый эффект переключения агрессии: усиление ее в отношении одного объекта ослабляет в отношении двух других. Управляемость общественными настроениями очень велика. 5

Прогноз в отношении вектора агрессии Факторы, влияющие на направление вектора агрессии: Усиление экономической нестабильности, инфляция; Обострение конфликта на Украине. Возможные сценарии изменения направления вектора социальной агрессии: При усилении экономической нестабильности без обострения украинского конфликта - чиновники (Центробанк, правительство); При обострении украинского конфликта при условии, что России удалось справиться с собственным кризисом США; На фоне усиления экономической нестабильности и обострения украинского конфликта раздвоение вектора в сторону как США, так и чиновников; При условии массового притока мигрантов с Украины растроение вектора в сторону США, мигрантов вообще и, в последнюю очередь, чиновников. Возможен общий рост агрессивных настроений. 6

Отношение к СМИ: усталость от внешнеполитической пропаганды и растущий спрос на объективное освещение экономической ситуации в связи с кризисом Интерес к международным событиям (не только на Украине) резко возрос Население доверяет официальным СМИ, прежде всего телевидению, когда те освещают внешнюю политику, солидаризируется с российской позицией. При этом респонденты часто заявляют об усталости от пропаганды политики России в Украине Но официальная информация о внутренних российских проблемах, прежде всего экономических, вызывает недоверие По этим вопросам люди начинают искать альтернативные источники, в основном в интернете, социальных сетях. Эта ситуация напоминает настроения советского общества в конце 1970-х годов, когда население тоже активно интересовалось «международной обстановкой» и в основном доверяло официальной пропаганде, но о событиях в самом СССР пыталось узнать с помощью западных «голосов». 7

Отношение к партиям По сравнению с 2012 годом наблюдается повсеместная и почти полная утрата интереса к политическим партиям Прежде всего это касается оппозиционных парламентских партий Негативное отношение или отсутствие интереса просматривается и в отношении внепарламентской оппозиции Возникает проблема дефицита актуального предложения на приближающихся парламентских выборах 8

Изменение отношения к политическим протестам Большинство респондентов, безусловно, негативно относятся к «Майдану» Но считают, что это не может случиться в России Майдан стал своеобразной прививкой от подобных протестов в РФ Наблюдается ярко выраженный протест против любой оппозиции – протест против протеста среди населения Произошла ретроспективная переоценка протестных акций гг. в Москве – в 2012 г. им сочувствовала значительная часть или большинство респондентов, теперь большинство респондентов в фокус-группах относится к ним негативно Высказывается уверенность в том, что Путин просто не допустит Майдан. Это позитивно расценивается подавляющим большинством респондентов 9

Раздел 2. Социальные приоритеты продолжают меняться 10

11 Базовые проблемы выживания (доходы и текущее потребление) – доминирующий запрос начала 2000-х 11 Источник: ФОМ Наказы В.Путину, 2002 г.

12 В 2012 году значимость доходов отошла на второй план, а проблемы жилья и социальных услуг стали первоочередными 12

Смещение приоритетов в направлении социальной и политической модернизации продолжалось до конца 2013 года. 13 Источник: «Левада-центр». «В чем сейчас больше нуждается Россия - в укреплении власти или в том, чтобы власть была поставлена под контроль общества?» 13

В 2014 году приоритеты сместились в сторону внешней политики и международного влияния России 14 Источник: Левада-центр, опрос сентября 2014, /otsenki-deyatelnosti-rukovodstva-strany Уровень одобрения российской власти в соответствующих сферах политики

Восприятие России и В.В.Путина в прожективном тесте с животными: «С какими животными можно сравнить Россию/Путина начала и конца 2014 года?» Три варианта ответов (примеры взяты их фокус-групп): Возрастание силы/статуса животного: волк - тигр Сохранение силы/статуса : медведь медведь Понижение силы/статуса : лев - лиса 15 И в отношении образа России, и в отношении образа В.Путина видна тенденция снижения силы и статуса сравниваемого животного Возрастание статуса % Сохранение статуса % Понижение статуса % Отношение к России Москва Владимир Гусь Хрус Всего Отношение к В.В.Путину Москва Владимир Гусь Хрус Всего %112465

Экономический кризис начал вытеснять внешнеполитические угрозы При выраженной словесной уверенности в том, что войны не будет, страх возможной войны оказывается преобладающим. Близким по величине является только страх перед ростом цен. Респондентов попросили обозначить на шкале от 0 до 5, (где 0 совсем не боюсь, 5 боюсь очень сильно) по состоянию на день опроса свой страх войны, безработицы, роста цен, ухудшения здравоохранения и образования. Рост цен МедицинаВойна БезработицаОбразование В среднем по массиву 4,23,64,33,12,9 16

Возможные последствия продолжающейся смены приоритетов 17 Как и обычные ценности самореализации, переориентация на которые обозначилась в начале 2010 х, патриотизм и возрождение гордости за исторические достижения и новый вес страны на мировой арене представляют собой ценности верхнего уровня по отношению к проблемам текущего потребления. Они легко вышли на первый план в 2013 году – самом благополучном году, ознаменовавшем пик потребления и сближения России с уровнем США по ППП. Обычные ценности модернизации были временно вытеснены более традиционными запросами возрождения великой державы, поскольку их символическая актуальность в условиях присоединения Крыма оказалась гораздо сильнее, а приоритеты модернизации не успели закрепиться в традициях, стереотипах поведения и институтах По своей символической силе девальвация рубля соперничает с присоединением Крыма, но действует в противоположном направлении Результаты наших фокус групп говорят о том, в условиях экономического кризиса базовые приоритеты выживания начинают вытеснять внешнеполитические приоритеты на второй план Это на некоторое время приблизит общество к состоянию конца 1990 х-начала 2000 х с доминированием приоритетов текущего потребления. 17

Раздел 3. Возврат к приоритетам выживания и протестная активность 18

Эволюция протестов: 1990-е и 2000-е годы 19 o В первой половине 1990-х протестная активность в России резко отставала от уровня стран Центральной и Восточной Европы o Протестная активность возросла в конце 1990-х годов с преобладанием типов акций, характерных для традиционных обществ с доминированием приоритетов выживания: Она происходила в основном за пределами столиц Требования протестующих были в основном экономическими (невыплаты зарплаты) Репертуар протестов сводился к прямым акциям, нередко наносившим ущерб самим протестующим o Волна протестов конца 2000-х – начала 2010 годов эволюционировала в направлении протестов, типичных для развитых демократий: Возросла доля Москвы и С-Петербурга Требования сместились в сторону социально-экономических вопросав (выборы, коррупция, гражданские права) В репертуаре стали усилились символические и креативные средства выражения 19

20 Репертуар протестов Источник: Graeme Robertson, Protesting Putinism: The Election Protests of in Broader Perspective, Problems of Post-Communism, March

География протестов 21 Источник: Graeme Robertson, Protesting Putinism: The Election Protests of in Broader Perspective, Problems of Post-Communism, March (база данных МВД) (база данных ИКД) Россия Москва С-Петербург Россия Москва С-Петербург 21

Протестные настроения, которые росли до начала 2012 года, в дальнейшем снизились и в 2014 году достигли минимальных значений 22 Источник: ФОМ. Доля россиян, выражающих недовольство и готовность участвовать в протестных акциях, % 22

23 Новая география протестов По данным МВД РФ и Фонда содействию развития гражданского общества, пик протестов пришелся на 2010 год ( акций). Их общее число в 7,5 раза превысило количество протестных акций за первые 9 месяцев 2012 года. В отличие от политически мотивированнных протестов годов происходивших в преимущественно в крупнейших городах, протесты 2010 года нередко проходили в малых и средних городах и имели преимущественно экономические мотивы – ухудшение экономического положения жителей под воздействием кризиса. По данным Центра политических технологий, в начале 2013 г. только 22% опрошенных считали, что санкции против митингов принесут положительные результаты – это значительно меньше, чем по любому другому из «запретительному» законопроектов, инициированных в 2012 году. Протестный потенциал перераспределился из Москвы в другие российские регионы. В 2014 г. склонность к протестам в целом снизилась до исторических минимумов Но готовность протестовать по базовым экономическим причинам остается существенной 23

Протесты гг. по базе данных МВД: всплеск региональных протестов с экономическими требованиями в 2010 г. 24 Источник: Новая протестная волна: мифы и реальность. Фонд развития гражданского общества, М * Январь-октябрь База данных ИКД не улавливает примерно 90% акций гг, в том числе 96% акций 2010 года, которые происходили в основном за пределами Москвы и С-Петербурга 1/3 всех акций за гг пришлась на май 2010 г. 24

25 Мотивы протестных настроений: доминируют чисто экономические причины Источник: ФОМ. 25

Раздел 4. Что влияет на рейтинг В.В.Путина 26

Рейтинги В. Путина по количественным опросам 27

Фактор патриотизма В докладе, опубликованном летом 2013 г., мы много внимания уделили фактору патриотизма в сознании населения. Мы не предполагали, что этот фактор столь драматично проявит себя в связи с событиями в Украине. Выдержки из доклада 2013 г. Секрет харизмы Путина в том, что он, по крайней мере частично, воплощает в себе патриотический запрос – при том, что в плане социального запроса он уже разочаровал население. К факторам поддержки рейтинга Путина можно отнести патриотичность его политики (точнее эту мысль респондентов можно выразить так: В.Путин занимает принципиальную позицию в отстаивании национальных интересов страны). В современной России не патриотичный политик не имеет шансов стать по- настоящему популярным. Другого политика, кроме В.Путина, который хотя бы отчасти воспринимался, как патриот, респонденты не видят. 28

Механизмы психологической защиты населения: снижается чувствительность к противоречиям. Респонденты соглашаются с противоречивыми утверждениями: 29 «Россия страна, с которой очень легко ладить» «Россия должна противоречить другим странам» «Россия ни к кому не относится с предубеждением» «Россия не скрывает своего раздражения по поводу привычек некоторых стран» «Я терпеть не могу страны, которые стараются быть в центре внимания» «Я готов почти на все, чтобы Россия могла произвести должное впечатление»

Противоречивость образа В.В.Путина 30 Если бы выборы были завтра, подавляющее большинство респондентов (в среднем 6-7 человек на группу в Москве и 7-8 человек на группу во Владимире и Гусь Хрустальном) проголосуют за Путина. Повсеместное мнение - поддержка в силу безальтернативности: «Не будет Путина все развалится. Он выстроил систему под себя, а надо чтобы система и без него работала» Одобрение внешней политики, которая подпитывает чувство патриотизма: «перестали о нас ноги вытирать»; Слабость внутренней политики в связи с ростом цен, реформами здравоохранения и образования, неспособностью победить коррупцию «ему не хватает жесткости для этого».

31 Восприятие состояния экономики и рейтинги одобрения В.В.Путина тесно коррелируют Эта связь сохранилась даже в гг. Источник: Дэниел Трейзман Война с Грузией «Норд-Ост» Монетизаци я льгот Война с Грузией Начало предвыборны х протестов Индекс экономических настроений (лев. шкала) Доля лиц, одобряющих деятельность В.Путина

32 Индекс финансовых настроений Сбербанка: резкое падение в августе-сентябре В августе 2014 г. зафиксировано ускорение инфляции, падение реальной заработной платы на 1,2% в годовом исчислении и падение ИФН Сбербанка до уровня 2009 г. 32

Раздел 3. Предыдущий и новый политические циклы: сходства и различия 33

34 Предыдущий цикл политических изменений гг. - политическое равновесие поддерживалось около 5 лет с Август 2008 г. - начало цикла на пике политических рейтингов во время войны с Грузией гг. финансово-экономический кризис 2010 г. волна экономических протестов в регионах 2011 г. снижение политических рейтингов и политически мотивированные протесты в крупных городах 2012 г. выборы президента и затухание протестов 2013 г. стабилизация политических рейтингов Январь – август 2014 г. - рост политических рейтингов до исторического максимума на фоне конфликта с Украиной Осень 2014 г. – начало нового цикла политических изменений?

35 Начало нового цикла изменений: наблюдается сходство с началом предыдущего цикла изменений (вторая половина 2008 г.) Отправной точкой является момент международного конфликта, который повышает политические рейтинги до исторического максимума Экономика вступает в кризис Предстоит снижение реальных доходов Протестный потенциал, как и в начале предыдущего цикла сфокусирован на базовых экономических проблемах и рассредоточен за пределами столиц Экономические настроения населения начинают ухудшаться Политические рейтинги по-прежнему зависят от экономических настроений Как и в 2008 г., до следующих президентских выборов остается чуть более 3 лет 35

36 ТРИ ОТЛИЧИЯ НОВОГО ЦИКЛА ИЗМЕНЕНИЙ ОТ ПРЕДЫДУЩЕГО 1. В новом цикле до парламентских выборов остается два года, тогда как в прежнем цикле в 2008 г. было на год больше: При этом наше исследование и другие опросы фиксируют утрату интереса к системным оппозиционным партиям Возникает дефицит актуального политического предложения, который потребуется восполнить в предельно короткий срок 2. В рамках нового кризиса предстоит более глубокое снижение реальных доходов большинства населения: это может привести к более равномерному географическому распространению недовольства и склонности к экономическим протестам 2. Под вопросов остается возможность повторения массовых политических протестов в столице и других крупнейших городах в период выборов: как показывают обследования, на сегодня к подобному политическому поведению сформировалось устойчиво негативное отношение 36

37 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 37