Урок русского языка в 5 классе по теме « Обращение как единица речи» Модель урока в технологии РКМЧП в технологии РКМЧП.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1) Знать определение обращения. 2) Уметь находить в предложении обращения и правильно расставлять знаки препинания при них. 3) Отличать обращение от подлежащего.
Advertisements

Девятое декабря. Классная работа. 1. Обсуждение в парах 1.Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним словом, называются–
УРОК В 5 КЛАССЕ Учитель русского языка: Фёдорова М.А. МБОУ Лукинская ООШ.
8 класс Тема урока: «Определенно – личные предложения» Подготовила: учитель русского языка Носкова Н.Э.
Урок русского языка Урок разработала учитель русского языка Еремина Лидия Петровна.
Урок русского языка Урок разработала учитель русского языка Еремина Лидия Петровна.
Тема урока:. Класс: 8-ой Оборудование урока: компьютер проектор экран раздаточный материал – карточки презентация в программе «PowerPoint», разработанная.
Расскажи нам, обращение, что ты значишь, что скрываешь? Как с тобою поступать, чтоб нам грамотными стать!
Работа выполнена в рамках проекта : «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ-
1 Урок-кроссворд(русский язык 5 класс.) Обобщение и закрепление темы «Синтаксис»
«Формирование метапредметных результатов на уроках обучения грамоте по системе Л.В.Занкова». Муниципальное образовательное казённое учреждение «Тюкалинский.
Выполнила: Полина Л.В. учитель МБОУ СОШ 19 г. Новосибирск Числа от 1 до 20.
Урок-зачёт как средство связи и контроля за знаниями учащихся «Союз»
Родительское собрание на тему «Выполнение домашнего задания - залог успешной учёбы»
Прямая речь. Диалог. Обращение. Кадочникова Татьяна Владимировна учитель начальных классов МОУ Южно-Степная СОШ Челябинской области ЧТО Я ДОЛЖЕН ЗНАТЬ.
Второстепенные члены предложения 5 класс Разумовская
МОУ Радужненская средняя общеобразовательная школа Коломенского муниципального района Московской области Презентацию подготовила: учитель русского языка.
Предложение. Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. Что такое предложение?
Тишина Е.А., Правдюк Л.С., учителя начальных классов МОУ СОШ 6, г.Георгиевска 2009 год.
Организация педагогической помощи учащимся с заниженной мотивацией к учению.
Транксрипт:

Урок русского языка в 5 классе по теме « Обращение как единица речи» Модель урока в технологии РКМЧП в технологии РКМЧП

Блок « Теория » Вызов Осмысление содержания Рефлексия 1. Пробуждение интереса к получению новой информации 1. Получение новой информации 1. Осознание того, достигнуты ли поставленные цели 2. Актуализация имеющихся знаний 2. Анализ теоретического и практического материала 2. Определение своего личного смысла в полученной информации 3. Совместная постановка целей урока 3. Интерпретация предложений в разных конструктивных моделях 3. Дешифровка поставленных целей урока

Вызов Задание - актуализация с целью пробуждения интереса : узнать по цитате ( записаны на доске или проекторе ) произведение и его автора 1. Скажи да всю правду доложи. 2. Чего тебе надобно? 3. А все-таки квартет нейдет на лад. 4. Ты с басом садись против альта… - Что-то не так? И во всех цитатах? Давайте восстановим:

Вызов 1. Свет мой, зеркальце! Скажи да всю правду доложи. 2. Чего тебе надобно, старче? 3. А все-таки квартет нейдет на лад. 4. Ты с басом, Мишенька, садись против альта… ( Цитаты в полном виде могут быть продемонстрированы с помощью проектора, интерактивной доски, открыты на развороте крыла обычной доски или просто дописаны ) Конечно же, я их пропустила не случайно. (Вставляем обращение). Подумайте, что общего во всех пропущенных словах? - Верно, общее то, что они называют кого-либо, кому хотят что-то сказать, спросить, попросить. Это, оказывается, такая специальная единица речи, которую используем каждый день, но и не знали, что это что-то особенное. А как бы вы её назвали? (Версии ребят) Называется она ОБРАЩЕНИЕ. (Запись темы в тетрадь) Нам предстоит её сегодня изучить. А что значит изучить? Мы вот уже начали это делать.

Вызов Задачи урока ( вместе с детьми ): 1. Запомнить, как называется эта единица речи 2. Уметь находить её в предложении И еще: 3. Узнать, как отличить обращение от подлежащего 4. Потренироваться в расстановке знаков препинания в предложении с обращением. Зашифруем эти задачи и запишем их на доске: 1. Имя 2. [ ? ] 3. подл. 4. [ знаки ]

Осмысление содержания Задание 1. Чтение теоретического материала в учебнике с выполнением задания : найти в тексте параграфа то, что я не успела сказать. ( ответы ребят ) - Уточним. Чем может быть выражено обращение ? - В каком падеже оно стоит ? - Где может находиться в предложении ? - Как расставляются знаки препинания в предложении с обращением ? - А как вы понимаете, что такое звательная интонация ? Рассказ учителя о звательном падеже древнерусского языка и остатках его в нашей речи : боже мой, господи, старче ( А. С. Пушкин ), батьку, сынку, Галю ( Н. В. Гоголь ) Вывод : У обращения звательная интонация, поэтому, чтобы его найти, нужно прочитать предложение вслух.

Осмысление содержания Задание 2. Анализ предложений ( записаны на доске заранее ): найдите в предложениях обращения и подлежащие со сказуемым и посмотрите, всегда ли обращение является действующим лицом ? 1. Ребята, я верю в ваше трудолюбие. 2. Ребята, вы справитесь с заданием. 3. Таня, всякое уменье трудом даётся ( учащиеся находят в предложениях грамматическую основу и определяют, совпадает ли действующее лицо и обращение, совпадают ли они в роде, лице, числе ) Вывод : 1. О бращение не всегда является лицом, выполняющим действие, поэтому оно не может быть подлежащим. 2. Обращение может не совпадать с ним в роде, числе, падеже.

Осмысление содержания Задание 3. Анализ предложений ( предложения без знаков препинания ): определите, каким членом предложения является слово « Николь ». ( Предложения записаны на доске. В ходе устной работы ребята дополнительно находят грамматическую основу предложения, расставляют знаки препинания ) Моя подруга это Николь. Вчера Николь заболела и не пришла в школу. Вечером я позвонила ей : - Как ты себя чувствуешь Николь ? Завтра подружка я к тебе обязательно приду. Вывод : Нужно быть очень внимательным, потому что существительное в именительном падеже может быть и подлежащим, и сказуемым, и обращением, которое не является членом предложения.

Осмысление содержания Задание 4. Можно ли изменить место обращения в последнем предложении « Завтра подружка я к тебе обязательно приду.» ? Как тогда будут расставляться знаки препинания ? Давайте на доске запишем эти варианты в виде схемы : [ О,…] [ О ! Б. б ….] […, о,…] […, о ] Измените место обращения в этом предложении на два или три варианта, запишите в тетрадь. ( Учащиеся записывают варианты предложения в соответствии с пунктуационными схемами ) Вывод : Обращение может находиться в любом месте предложения. Нужно быть внимательным при расстановке знаков препинания.

Осмысление содержания Задание 5 Самостоятельная работа : спишите, расставляя знаки препинания : 1. Чем вы гости торг ведете и куда теперь плывете ? 2. Белка там живёт ручная. 3. Чего тебе надобно старче ? 4. Старик ловил неводом. 5. Герой я не люблю тебя ! 6. Теперь Наина ты моя ! ( Во время самостоятельной работы учитель раздает карточки с диагностической проверочной работой. Проверка задания, коррекция ) Вывод : Важно быть внимательными и помнить опознавательные признаки обращения : звательная интонация, не всегда является действующим лицом, не согласуется со сказуемым в лице, числе, роде.

Рефлексия - Урок подходит к концу. Как вы думаете, он был полезным ? А какую пользу вы получили ? Но у нас было задание, которое мы зашифровали и записали на доске. Давайте - ка расшифруем его и заодно проверим, выполнили мы его или нет. ( работа с дешифровкой задач : 1. Имя 2. [ ? ] 3. подл. 4. [ знаки ] ) - А для убедительности небольшая проверочная работа. Но … я её проверять не буду – она не на оценку. Вы проверите сами себя. Время на неё всего 3 минуты.

Рефлексия Проверочная работа (Распечатана в виде карточек, которые учитель раздал учащимся во время выполнения самостоятельной работы) 1. Вместо пропусков запиши слова : ____________ – слова или словосочетания, с помощью которых _______________ того, к кому __________________ с речью. 2. Обведи овалом обращения в предложениях : Я люблю тебя жизнь! Матушка матушка что во поле пыльно? А вы друзья усталости не знайте! 3. Обведите в кружок номер предложения с обращением : 1) Друг в беде не бросит, лишнего не спросит. 2) Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы! 4. Расставьте знаки препинания в предложениях с обращениями в заданиях 2, 3. (Взаимопроверка – сверка с выполненной на доске работой или проектором)

Выводы учителя и домашнее задание - Давайте подведем итог : поднимите руки те, кто справился со всеми четырьмя заданиями. С тремя, двумя, одним, ни одним … А кому понятно, чему лично ему еще надо научиться ? Но я, к сожалению, итог не каждого из вас запомнила, поэтому подпишите карточки и сдайте мне, чтобы на следующем уроке я могла вам помочь справиться с задачами, которое мы с вами вместе поставили перед собой в начале урока. - Домашнее задание : 1. Всем : упражнение ____ 2. Для желающих помочь разобраться с темой до конца.: Составить проверочную работу для следующего урока, используя материал параграфа на странице ____, упражнений учебника, текстов художественных произведений, чтобы продолжить отслеживать, как у нас идет работа по выполнению задания.