Глобальные проблемы человечества кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Вилейто Санкт-Петербург2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентацию подготовил учитель ГБОУ СОШ 799 Свидерский Арсений Андреевич.
Advertisements

Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления
Глобальные проблемы человечества. (11 класс)
Глобальные проблемы человечества Глобализация – резкое расширение и углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между странами, народами и отдельными.
Глобальные проблемы
Глобальные проблемы современности. Весь мир – одно общее Отечество Э. Роттердамский.
Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, всё человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения.
Глобальные проблемы человечества МОУ СОШ 53 п. Ильиногорск 2007 год Выполнили: Горячева Т., Оленева Е., Мунтяну Д., Шинкаренко А. Руководители: Гордеева.
Проект сделали Ушницкий Вася Акимов Женя 11 «Д» класс МОБУ НПСОШ 2 Декабрь 2013.
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: История и сущность.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ ГЛОБАЛИСТИКА Глобалистика как отрасль знаний: возникла в 60-х гг. прошлого века как реакция на обострение.
Источники международных опасностей. Современные угрозы безопасности существуют почти в каждой сфере жизнедеятельности. Как предупреждал человечество еще.
Литература Литература: 1. Смитиенко Б.М. Международные экономические отношения: М., Абрамов В.Л. Мировая экономика: М., Чеботарев Н.Ф.
Взаимосвязь глобальных проблем. Преодоление отсталости развивающихся стран – крупнейшая общемировая проблема. Выполнила: Шаповалова Дарья.
Тема лекционного занятия 7 Культура и глобальные проблемы человечества. «Сохранение природного и культурного наследия»
Глобальные проблемы человечества
Глобальные проблемы Экологическая проблема Экологическая проблема Угроза третьей мировой войны Угроза третьей мировой войны Демографическая проблема Демографическая.
Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы. Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич
Тема: Глобальные проблемы человечества Обобщение знаний (1 час) «МОУ лицей 104» учитель географии О.А. Казакова г. Новокузнецк, 2009 г.
Keskkonna ja vee tehnoloogia Sergey Chekryzhov 2008.
Транксрипт:

Глобальные проблемы человечества кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Вилейто Санкт-Петербург 2013

В полной мере они проявились уже во второй половине XX в. Количественно человечество увеличилось в 2,5 раза при жизни только одного поколения, наращивая тем самым силу «демографического пресса». Человечество вступило в период НТР, дошло до постиндустриальной стадии развития, Возникпа глобализация мировой экономики, Единой мировой информационной системы. «холодная война» подводит все человечество так близко к рубежу самоуничтожения и др.

Глобальные проблемы человечества 1. Глобальные проблемы есть результат объективного развития общества 2. Они создают угрозу человечеству 3. Они требуют для своего решения консолидации усилий мирового сообщества

Для настоящего Земли, для наших дней одинаково требуется взаимная связь со всем миром как для того, что было вчера, так и для того, что будет завтра (нем. географ Ф.Ратцель). Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам (В Вернадский).

Концепция глобалистики и ее основные положения 1. это отход от принятого прежде формационного подхода, ныне цивилизационный подход, исходящий из существования единой современной мировой цивилизации 2. новые идеи в области классификации глобальных проблем 3. это существенная переоценка иерархии приоритетных глобальных проблем

Классификация глобальных проблем Глобальные проблемы человечества Наиболее универсальные проблемы политического и социально -экономического характера: Проблемы Смешанного характера Проблемы преимущественно природно- экономического характера «Малые» глобальные проблемы смешанного характера Проблемы преимущественно социального характера Проблемы научного характера

«Универсальные» проблемы -«сверхпроблема» «мета проблема» предотвращение ядерной войны и сохранение мира (И.Кант «мир с неизбежностью проложит себе дорогу, т.к. происходит осознание неприемленности войны) -Глобальная проблема устойчивого развития мира (достижение оптимальных результатов с минимальным ущербом для среды – социальный прогресс общества) -Преодоление отсталости слаборазвитыми государствами -Повышение уровня организованности и управляемости мировым сообществом

Проблемы природно-экономического характера -Экологическая (разрушительное антропогенное воздействие на биосферу Земли) -Энергетическая (ограниченность природных запасов углеводородного сырья) -Сырьевая (постоянно растущий спрос на минеральное сырье и истощение многих его видов) -Продовольственная (массовый голод, недоедание. неполноценное питание – до 1.5 млрд чел) -Мирового океана

Проблемы социального характера («социальная бомба») -Демографическая проблема (угрожающий рост населения слаборазвитых стран) -Проблема межнациональных отношений -Проблема «экологии души» (кризис культуры.,нравственности, семьи) -Проблема дефицита демократии -Проблема охраны здоровья и др.

Проблемы смешанного характера, связанные с массовой гибелью людей в мирное время -Региональные конфликты -Преступность -Технологические – техногенные аварии -Стихийные бедствия -Суициды (самоубийства)

«Малые» проблемы социально- психологического характера, представляющие собой серьезные ограничивающие факторы на пути развития человечества -Бюрократизм -Индивидуализм, эгоизм и др. -Организация досуга

Проблемы научного характера, нерешенность которых не грозит человечеству никакими катаклизмами -Освоение космоса -Исследование внутреннего строения Земли -Долгосрочного прогнозирования климата и т.д.

Глобалистика – учение о глобальных проблемах современности – экологической, демографической, проблемах отсталости, стихийных природных явлениях, энергетической, сырьевой, продовольственной и др. Процессы глобализации подразумевают целостность, взаимосвязанность и взаимообусловленность мира Процессы регионализации – его разобщенность,«дробление» (увеличение количества государств, возведение барьеров между странами и народами)

Изменения современного мира 1. Мир «уменьшился»: в 16 в. кругосветное путешествие Ф.Магеллана – 3 года; в 1927 г. К.Линдберг перелет из Нью-Йорка в Париж – 33,5 часа; в конце 20 в. сверхзвуковой лайнер «Конкорд» – 3,3 ч. 2. Сформировалась система мировой (глобальной) экономики (межнациональное и трансконтинентальное поле) 3. Мир сплетен воедино разветвленной системой коммуникаций

формы глобализации 1)экономическая, новая высшая стадия интернационализации хозяйственной жизни. Главной движущей силой ее становятся транснациональные корпорации, размещающие свои производства и сбывающие свои товары там, где им выгоднее, не считаясь с границами государств

формы глобализации 2) политическая она представляет собой более тесное и широкое взаимодействие государств и международных организаций во главе с ООН в оценке состояния и поисках решений обостряющихся время от времени политических проблем, которые затрагивают интересы не только отдельных государств, но и всего человечества и обеспечивают его всеобъемлющую безопасность

формы глобализации 3) культурная еще в 1994 г. сначала ЮНЕСКО, а потом и ООН в целом была принята специальная программа под названием «Культура мира». Суть ее заключается в выработке новой глобальной системы ценностных ориентаций

Осознание экологического императива - Глобальное моделирование – Модели глобального развития «алармистская» модель (Д.Медоуз и соавторы, 1972 г. «Пределы роста», «За пределами роста», 1992 г.) Необходимо остановить рост населения и экономический рост, иначе уже в начале 21 в. мир ждут глобальные катастрофы Рост народонаселения (демографический взрыв) – ключевое понятие данной модели Цель – выживание человечества Подход - прогнозный \

1974 г. (США) М. Месарович и (ФРГ) Э. Пестель. Доклад «Человечество на поворотном пункте» впервые представлены региональные модели выдвинули концепцию сбалансированного («органического») роста населения и экономики катастрофа грозит прежде всего развивающимся странам, где экономика, особенно с учетом демографического взрыва, не может исходить из «нулевого роста». Но этот рост необходимо как бы компенсировать более медленным экономическим развитием стран Севера

1976 г., лауреат Нобелевской премии по экономике Ян Тинберген. Доклад «Пересмотр международного порядка» анализировались перемены в международных экономических отношениях и перспективы их прогрессивного развития. («наведение порядка» в мировой капиталистической системе торговли, кредитно-финансовых отношений, распределении продовольствия, сотрудничества в сфере науки и техники и т. д ) постепенное «подтягивание» развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки к уровню более передовых стран

Концепция единого мира с осознанием экологической проблемы (80-90-е гг. 21 века) Единый мир в перспективе должен противостоять существующему потреблению природных ресурсов Введение в модели комплекса экономических, демографических, социальных факторов Цель – достойное человека существование Подход – нормативный (какие меры надо принять, какую долю ВВП тратить на экологическую проблему и т.д.) \

Концепция устойчивого развития мира - это такое развитие которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности (90-е гг. 21 века, Международные конференции ООН по окружающей среде и развитию) Ключевые понятия: Потребности ( в первую очередь для существования беднейших слоев населения) Ограничения, накладываемые на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности Цель – благосостояние и достоинство Подход – комплексный нормативно-прогнозный (выделение приоритетных проблем. прогноз развития.) \

Основные положения концепции устойчивого развития 1. Рождаемость должна быть примерно равна смертности 2. Темпы инвестирования должны быть примерно равняться темпам амортизации капитала 3. Темпы потребления невозобновимых ресурсов не должны быть выше темпов разработки их устойчивой возобновимой замены 4. Интенсивность выбросов не должна быть больше возможностей окружающей среды поглощать их

Особая роль принадлежит Организации Объединенных Наций. В преамбуле к «Хартии Земли» (2002) основные принципы 1) уважать и заботиться о живом сообществе; 2) обеспечить экологическую целостность; 3) добиться социальной и экономической справедливости; 4) установить демократию, ненасилие и мир.

Вопросы и задания 1. Было ли глобальное моделирование в СССР? 2. Взаимосвязь глобальных проблем. Приведите примеры. 3.Известно, что в основе любой классификационной схемы лежит логическая точка отсчета-критерий. Попытайтесь классифицировать ГП по следующим критериям: а)острота проявления; б) время(очередность) возникновения; в)возможность позитивного решения (смягчение)

Спасибо за внимание!