ГБПОУ СПО Колледж автоматизации и информационных технологий 20 УСП «Авто» ГБПОУ СПО Колледж автоматизации и информационных технологий 20 УСП «Авто» Мастер-класс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИВАН III (1462 – 1505). НОВГОРОДСКОЕ БОЯРСТВО - группировка вокруг Марфы Борецкой и ее сыновей считала, что сохранить новгородские вольности можно только.
Advertisements

Меню План урока 1.Источники по ранней русской истории. 2.Нестор и его «Повесть времен- ных лет». 3.Начало Руси. 4.Варяги и их роль в нашей исто-
"Откуда есть пошла земля Русская?". План 1. Источники по ранней русской истории. 2. Нестор и его « Повесть временных лет ». 3. Начало Руси. 4. Варяги.
Создание единого русского государства и конец ордынского владычества Д/З: § 20, читать, вопросы 3,4, пересказ.
Дмитрий Донской Василий I Иван III СВОЯ ИГРА.
Костенко Надежда Алексеевна – преподаватель ГОУ СПО Колледжа лёгкой промышленности 5 Технологическая карта модульного занятия Технологическая карта модульного.
Московское государство в конце XV – начале XVI века.
Меню План урока 1.Источники по ранней русской истории. 2.Нестор и его «Повесть времен- ных лет». 3.Начало Руси. 4.Варяги и их роль в нашей исто-
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
Создание единого русского государства и конец ордынского владычества.
Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
Образование Московского государства (14-15 вв.) План лекции 1) Основные центры объединения русских земель в 14 веке. 2) Освобождение Руси от монгольских.
План урока 1.Москва и удельные княжества. 2.Присоединение Новгорода. 3.Падение ордынского ига. 4.Завершение объединения русских земель. 5.Судебник.
20 Всего заданий Введите фамилию и имя Тест по истории Тест по истории для учащихся 11 класса для учащихся 11 класса «Борьба Руси за независимость» Начать.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Выясните, при каком правителе процесс объединения русских земель был завершен? Иван IIIДмитрий ДонскойИван IV Нельзя ни удивляться его уму, сметливости,
Предыстория народов России. Начало Руси. 2. Славяне в VIII-IX веках. Религия древних славян.
Технология проектирования ключевых и предметных компетенций на уроках химии. Из опыта работы учителя химии МОУ СОШ 7 Кобловой Елены Владимировны.
Меню План урока 1.Москва и удельные княжества. 2.Присоединение Новгорода. 3.Падение ордынского ига. 4.Завершение объединения русских земель.
Проверка Д/з (тестирование) 1. Современником Ивана III был: а) хан Батый; б) хан Ахмат; в) Чингисхан. 2. Окончательное присоединение Новгорода к Москве.
Транксрипт:

ГБПОУ СПО Колледж автоматизации и информационных технологий 20 УСП «Авто» ГБПОУ СПО Колледж автоматизации и информационных технологий 20 УСП «Авто» Мастер-класс Использование системно-деятельностного подхода на учебном занятии по истории как средство достижения метапредметных результатов освоения ОПОП ФГОС по специальностям : Техническое обслуживание и ремонт автомобилей Организация перевозок и управление на транспорте Преподаватель: Шайкин А.А.

Цель мастер-класса: познакомится и адаптировать к учебной дисциплине «История» наиболее эффективные, оптимальные элементы системно-деятельностного подхода для достижения метапредметных результатов обучения на разных этапах занятия. Материал – История России с IX по XV вв.: 1. Восточные славяне в древности 2. Древнерусское государство 3. Феодальная раздробленность 4. Монголо-татарское нашествие 5. Возвышение Московского княжества и централизация государства 6. Правление Ивана III

Общие замечания Колледж должен готовить выпускников к профессиональной деятельности, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, т.е. реализовать развивающий потенциал среднего профессионального образования Системно-деятельностный подход как основа нового ФГОСа делает преподавателя не столько источником знаний, сколько организатором познавательной деятельности по принципу: Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю. Системно-деятельностный подход в обучении подразумевает результаты: - личностные (мотивы деятельности, ценностные ориентации), - предметные (освоение знаний отдельной дисциплины) - метапредметные

Метапредметные результаты Метапредметные результаты обучения – это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые учащимися в обучении, на практике и переносимые во внеучебную (жизненную) деятельность. Метапредметные знания – ключевой элемент компетентностного подхода. Метопредметный результат – это и есть овладение компетенцией. По дисциплине «История» мета предметными результатами могут быть: - умение работать с любыми информационными источниками и использовать информационно-коммуникационные технологии, - навыки работы в команде, - самостоятельность определения задач личностного развития и самообразования, - способность ориентироваться в меняющемся мире и принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.

. Разница педагогических приёмов и форм занятий при формировании критического и творческого мышления невелика: для развития критического мышления преподаватель ставит студента в более жёсткие рамки по форме и содержанию конечного результата для развития творческого мышления преподаватель предоставляет только тему работы и общие требования студент волен самостоятельно выбрать форму конечного результата Системно-деятельностный подход критическое мышление творческое мышление

Фазы занятия при системно-деятельностном подходе - актуализация имеющихся знаний - пробуждение интереса к новой информации - постановка собственных целей обучения а) таблица б) разминка в) кластер Вызов (завязка) Осмысление (работа с новой информацией) Рефлексия (творческая переработка) - получение новой информации - учащиеся соотносят старые знания с новыми а) фишбоун б) веб-квест в) проектная технология - размышление и рождение нового знания - постановка учеником новых целей обучения а) тезисы б) синквейн в) ответы на проблемные вопросы

Самостоятельная работа с историческим источником с применением других данных Цель – развивать навыки критического поиска и систематизации информации из источников разного типа Данный вид работы удобно использовать при прохождении материала, связанного с перечислением нескольких фактов или явлений, статистическими и цифровыми данными, т.е. с тем, что легко уложить в таблицу. Этот вид работы можно использовать в качестве введения в тему или в середине занятия при необходимости разрядки ситуации, смены деятельности.

Расселение восточнославянских племен «И после этих братьев [Кия, Щека и Хорива] стал род их княжить у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город - Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне. А на Белозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке - там, где она впадает в Волгу, мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот только кто говорит по - славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами». 1. На основании отрывка из «Повести Временных лет»и карты заполните таблицу

Таблица «Расселение восточнославянских племен» Племенной союз Место расселения 1. Поляне 2. Древляне 3. Дреговичи 4. Полочане 5. Ильменьские словене 6. Северяне 7. Радимичи 8. Кривичи 9. Вятичи 10. Волыняне 11. Уличи 12.Тиверцы

Вызов (challenge) завязка или разминка. Цель – активизировать студентов на основе изученного материала для дальнейшей работы. Вопросы должны быть простые, требующие однозначного короткого ответа. Можно проводить в форме исторического диктанта или в форме опроса. Оценка при разминке второстепенна. Но можно оценивать разными способами: -оценка преподавателя - поощрить активность или проверить диктант - оценка соседа по парте – проверить диктант - самый лучший способ - самооценка, рассчитанная на рефлексию

Вызов (challenge). 1. Кто считается первым новгородским князем? 2. Нашим главным источником по древнерусской истории является… 3. Кто его автор … 4. В каком году основано Древнерусское государство? 5. Кто его основал? 6. Первой столицей древнерусского государства стал … 7. О чем вам говорят две даты – 907 и 911 гг.? 8. Ежегодный объезд князя с дружиной подвластных земель с целью сбора дани назывался… 9. Кто первым из русских князей принял христианство? 10. «Он всю жизнь провел в походах». Кто? 11. Что произошло в 988 г.? 12. С именем какого князя это связано? 13. Как назывался первый свод законов Древней Руси? 14. Кто такие смерды? 14. Конфликт с отцом, победа над печенегами, свод законов, строительство храмов в Киеве. С чьим именем это связано? 15 Кого из князей считают последним князем Киевской Руси?

Кластер Цель – развитие творческих способностей при систематизации материала. Кластер – это графический прием систематизации материала в виде грозди. Кластер (гроздья) в предложенной форме является мини-проектом: студенты не ограничены в выборе формы схемы и количества «гроздьев», способе отбора материала. цель для студента – постепенно выработать собственный способ составления конспекта это творческая переработка, анализ, интерпретация информации, которая чаще всего ведется в группах (может быть в парах и индивидуально)

Феодальная раздробленность на Руси Феодальная раздробленность Особенности периода феодальной раздробленности на Руси 1…. 2…. Главные причины феодальной раздробленности Новгород Владимиро- Суздальское Галицко- Волынское

Веб-квест Цель – развитие способностей критического отбора информации, выделения ключевой идеи из объемного текста Веб-квест – одна из форм проблемного задания, для выполнения которого используются ресурсы Интернета. Работа с литературой, способность из большого текста почерпнуть главное зерно – важный элемент, как на занятиях по истории, так и во внеаудиторной деятельности. Стратегия работы: 1. Студент получает проблемный вопрос или тема 2. Он отбирает несколько сайтов по данной тематике 3. Составляет в нескольких строках краткую аннотацию каждого из них.

Фишбоун (схема по рыбе) Цель – развитие навыка систематизации перевода вербального (визуального) текста в схематическую конструкцию. Фишбоун – схематический способ записи информации в виде рыбной кости. Как известно, любая проблема начинается с головы, поэтому помещаем нашу проблему в голову рыбы. На верхних (или левых) «косточках» записываются формулировки причин проблемы, на нижних (или правых) - факты, подтверждающие, что данные причины проблемы существуют. Хвост рыбы – вывод. Работа с текстом или исследование может проводиться индивидуально или по группам. Студентам предлагается информация (текст или лекция) проблемного содержания и схема для систематизации причин проблемы и нахождения фактов или аргументов, подтверждающих эти причины. Лекция или текстовый материал должны быть чётко структурированы под заполнение «рыбы»

Возвышение Московского княжества На основании лекционного материала заполните схему в форме рыбы (фишбоун).

Интерактивная лекция Цель – способствовать освоению учащимися основных событий изучаемой эпохи и подвести к пониманию их исторического значения Интерактивная лекция - форма занятия со студентами, которая объединяет в себе аспекты традиционной лекции и тренинговой игры. Она подразумевает: электронную презентацию, постоянную обработку студентами информации, обратную связь в форме вопросов-ответов, проблемные задания, выполняемые в процессе лекции постоянный контроль преподавателя за ситуацией на занятии что информация может быть легко воспроизведена На основании лекции составить тезисы и отразить в них важнейшие достижения деятельности Ивана III

Правление Ивана III( ) Князь придавал особое значение усилению своего влияния в Новгороде, старейшем центре Русского Государства год – первый поход Ивана III на Новгород из-за стремления новгородцев к союзу с Литвой, битва на реке Шелонь, по договору Новгород стал «отчиной» Ивана III 1478 год – второй поход на Новгород из-за нежелания подчиняться великокняжескому суду. Вечевой колокол отвезён в Москву. Марфа Посадница в цепях также отправлена в Москву. Земли новгородских бояр отданы московским служилым людям год – поход Ивана III на Тверь и разгром главного соперника Москвы при поддержке местного боярства, не желавшего союза с Литвой Иван III практически завершает объединение русских земель и становится «Государем Всея Руси», в некоторых источниках именуется «царём», а государство - «Россией».

Свержение монголо-татарского владычества В 1472 г. После смерти своего брата Юрия Иван III не разделил его удел между братьями, а полностью включил в состав великокняжеских владений. Они были обижены этим и вступили в союз с Казимиром IV. Войско Ливонского ордена совершило нападение на Псковскую землю. Неспокойно было и в Новгороде. Хан Ахмат заключил союз с литовским князем и пошел на Русь, но Ивану III удалось привлечь на свою сторону крымского хана Менгли-Гирея, а он был ярым противником Золотой Орды. К концу лета 1480 г. русское и монгольское войска сконцентрировались у реки Угра – притока Оки. В октябре хан Ахмат два раза пытался перейти реку Угру, но был отброшен русскими войсками. Хану Ахмату не помог Казимиру IV, так как отражал натиск крымского хана Менгли-Гирея. Началось великое стояние на реке Угра. Ранняя зима нарушила планы хана Ахмата, он ушел в Орду, следовательно, признал поражение. Это произошло 11 ноября 1480 г. Итог: таким образом закончилось стоянием на Угре и окончательно пало ордынское владычество.

В 1497 году был принят первый свод законов единого государства. В нем были собраны все законы, существовавшие в Московском княжестве, которые становились обязательными на всей территории Русского княжества. О христианском (крестьянском) отказе. А крестьянам переходить из волости в волость, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня осеннего. Дворы, находящиеся в полях, платят пожилое за двор рубль, а в лесах полтина. А который христианин проживет на нем год, да и пойдет прочь, и он полдвора платит; а три года поживет и пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года проживет, и он весь двор платит. Вопрос: О чём идёт речь? Какими мерами Судебник 1497 года обеспечивал прикрепление крестьян к земле феодала? СУДЕБНИК 1497 г.

Идеология Москва – третий Рим Автор Филофей Рим – Константинополь – Москва Формирование русской народности

Вывод На основании приведенных примеров учебных технологий студенты, обучающиеся по указанным специальностям, овладевают необходимыми общими компетенциями (достигают метапредметных результатов), а именно: - анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (лекция, текст, карта, таблица, схема); - различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; - устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; - представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, кластера, веб-квеста

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!!! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!!!