Сложноподчинённые предложения обстоятельственные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СПП с придаточным места Вдруг там, (где?) где прибой швыряет свои белые фонтаны, поднялся орел. Он засмеялся и пошёл, (куда?) куда захотелось ему. (Где?)
Advertisements

Задание В6 Что такое сложноподчинённое предложение? СПП – это предложение, состоящее из двух предложений, объединённых между собой на основе подчинительной.
Выполнила ученица 11 класса Ильина Татьяна Руководитель: учитель русского языка и литературы Николаева Н. Г.
СПП с придаточными обстоятельственными Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы обстоятельств и делятся на 9 подгрупп. Придаточные обстоятельственные.
9 класс Сложноподчиненное предложение. Строение сложноподчинен ного предложения, знаки препинания СПП включает в себя главное и придаточное(ые) предложения.
Определительные какой? чей? который? [ …(тот, те, та) сущ. ], ( который… ). что, кто, куда, когда, чей, где, чтобы, какой… Если вопрос ставится от местоимения,
- это предложения, которые включают главное и одно или несколько придаточных предложений, придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов.
Cложноподчиненное предложение. Актуальность проекта: Настоящий проект рассматривает применение нового вида сложного предложения – сложноподчиненного предложения,
[ ], ( ) ( ), [ ] [, ( ), ]. Отвечают на падежные вопросы Союзы: что, будто, чтобы и др. Союзные слова: кто, что, как и др. Он знал, что основа всего.
Презентация к уроку русского языка (9 класс) на тему: Презентация. Материалы к уроку. Сложноподчинённое предложение с придаточными обстоятельственными.
Презентацию подготовил преподаватель русского языка БОУ ОО СПО «ОКТЭС» Кириленко Елена Александровна Сложноподчиненные предложения. 9 (11) класс.
Сложноподчиненное предложение Ховрич Ольга 9 класс.
Сложноподчиненные предложения. Цель: Показать виды СПП и рассказать о них. Показать виды СПП и рассказать о них.
«Виды сложноподчиненных предложений в русском языке.» Работу выполнила: Ученица 9 класса Школы 16 Адмиралова Анна.
Сложноподчинённые предложения. Ч то это такое? С троение СПП. О сновные группы СПП. С интаксический разбор СПП. Содержание.
Урок 11 Типы сложноподчинённых предложений по их значению.
О СНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ( СПП). Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы СОШ 1 г. Мончегорска Нуруллина Лилия.
Урок русского языка в 11 классе Составила: Климова Александра Владимировна, учитель русского языка и литературы, МАОУ «СОШ 20»
Виды придаточных в сложноподчинённом предложении 9 класс Подготовила Денисова Л.М. МБОУ «ОСОШ2» 2012г.
Обобщающий материал по теме «Синтаксис» 9 класс в форме рифмованных алгоритмов Автор Аненко Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ.
Транксрипт:

Сложноподчинённые предложения обстоятельственные

Сложноподчиненные предложения обстоятельственные - это предложения, в которых придаточная часть отвечает на вопросы обстоятельства: Я приложил ухо к земле, чтобы услышать конский топот; Очнулся он, когда солнце уже было высоко.

Классификация СПП обстоятельственных Придаточные места содержат указание на место или направление действия, о котором говорится в главной части, и отвечают на вопросы «где?», «куда?» Где некогда было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. (Где ), [ ]. Одного за другим уводят коней туда, откуда слышатся людские голоса. [ ], (откуда).

Придаточная места может занимать любое место по отношению к главной: Там, где начинался юг, сочные травы стояли высокой стеной. [,(где), ]. Смелый там найдет, где робкий потеряет [ ], (где).

Придаточные времени указывают на время совершения действия, о котором идет речь в главной части, и отвечают на вопрос «когда?», «как долго?», «с каких пор?» Когда я проснулся, все уже потемнело; Пока жена готовила завтрак, Данилов вышел в огород.

Придаточные времени присоединяются при помощи союзов когда, пока, как, после того как, как только и др. и занимают по отношению к главной любую позицию: Аромат жасмина повеял по комнате, едва Гирин внес чайник из красной глины. [ ], (едва). Как только ушли миноносцы, мы стали ставить палатки и собирать дрова (как только), [ ].

Придаточные причины указывают на причину или обоснование того, о чем говорится в главной части, и отвечают на вопросы «почему?», «отчего?» Он, наверное, заболел, потому что сегодня не пришел в университет. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.

Придаточные причины присоединяются к главной при помощи союзов потому что, оттого что, так как, поскольку, ибо, в связи с тем что и могут находиться перед, в середине или после главной части: Из-за того что мы не могли топить печку днем, временем для еды стало раннее утро. (из-за того что ), [ ]. Я не удивился его поступку, потому что знал его характер. [ ], (потому что). Все возы, потому что на них лежали большие тюки с шерстью, казались очень высокими. [,(потому что), ].

Придаточные цели содержат сообщение о цели, назначении того, о чем говорится в главной части, и отвечают на вопросы «для чего?», «с какой целью?» Уходя, она обернулась, чтобы в последний раз улыбнуться Аркадию. В полной темноте флотилия продвигалась малым ходом, дабы не наскочить на мины.

Придаточные цели присоединяются к главной части при помощи союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы Бабушка закрывала все окна, чтобы не было пыли в квартире.

Придаточные цели занимают по отношению к главной любое место, за исключением тех случаев, когда союз расчленяется (Сон слетел с него для того, чтобы уступить место печали – расчленение союза): Старик зашел на вокзал, чтобы погреться. [ ], (чтобы). Чтобы ноша удобнее легла на плечи, Лукашин встряхнулся (чтобы), [ ].

Придаточные условия содержат указание на условия осуществления того, о чем говорится в главной части, и отвечают на вопрос «при каком условии?» Если ты не позвонишь, я буду волноваться; Если хорошо распределить время, можно успеть сделать многое.

Придаточные условия присоединяются союзами если, коли, раз, в случае, кабы А кабы ты был опытный, я бы тебя не учил; Если рассмотреть проект, то можно заметить и недостатки; Ее лицо делалось лучше, когда матушка улыбалась.

Такие придаточные могут располагаться относительно главной части на любой позиции: Скучен день до вечера, коли делать нечего. [ ], (коли). Так что, ежели разобраться, старшина действует точно и согласно приказу. [,(ежели), ]. Если спать только по шесть часов в сутки, можно быстро переутомиться. (если), [ ].

Иногда в главной части могут быть соотносительные слова то, так: Если глаза прекрасны, то любое лицо, даже с неправильными чертами, становится притягательным. Если искать совершенства, то никогда не будешь доволен.

Придаточные уступки указывают на то, что действие, о котором идет речь в главной части, совершается вопреки тем условиям, событиям, о которых сообщается в придаточной. Данные придаточные отвечают на вопрос «вопреки чему?» Хотя Олег готовился к экзамену, он его все же не сдал.

Придаточные уступки присоединяются при помощи союзов хотя, несмотря на то что, пусть и др. Чаще всего придаточные уступки располагаются перед или после главной части: Как ни крепился Чичиков духом, однако похудели и даже позеленел. (как ни), [ ]. Хорошие летние туманные дни, хотя и охотники их не любят. [ ], (хотя).

Придаточные сравнения поясняют содержание главной части путем сравнения, уподобления: Все окутала мгла, будто солнце ушло навсегда. Мы втроем начали беседовать, как будто были век знакомы.

Придаточные сравнения присоединяются сравнительными союзами как, словно, будто, точно, как будто и пр.; обычно стоят в постпозиции: Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задернули занавески. [ ], (точно ). Воздух только изредка дрожал, как дрожит вода, возмущенная падением ветки. [ ], (как ).

Придаточные образа действия, меры и степени Придаточные образа действия содержат указание на способ, образ действия; придаточные меры – на меру чего-либо; придаточные степени – на степень проявления признака. Они отвечают на вопросы «как?», «каким образом?», «в какой мере?», «сколько?» Было так светло, что я видела у Мити на щеке дрожащую жилку (степени); Столько света на моей земле, что ей всегда рассветами светиться (меры); Больной вел себя так, как советовал врач (образа действия).

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени имеют в главной части указательные слова так, настолько, столько, таким образом и др. Ученик все сделал так, как велел мастер; Мы побежали наверх одеваться так, чтобы как можно больше походить на охотников.

Придаточные стоят после главной либо после указательного слова и присоединяются при помощи союзов что, чтобы, словно и др., а также союзных слов сколько, насколько, как и др. Он всегда говорил так, будто ему противоречили. Становится так темно, что под ногами ничего не видно.

Придаточные образа действия обычно относятся к сочетанию глагола с указательным словом; придаточные степени – к сочетанию прилагательного, наречия, причастия с указательным словом; придаточные меры – к сочетанию существительного с указательным словом: Естественный отбор действовал так, что выживали наиболее дружные семьи (образа действия); В русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет (меры).

Практически все виды обстоятельственных придаточных являются при фразовыми, однако следует помнить, что часть из них относится к определенному слову в главной части, а следовательно, такие придаточные являются присловными. Прифразовые придаточные: уступки, условия, цели, причины, времени, места, сравнения; Присловные придаточные: образа действия, меры и степени, иногда времени и места. Расширять свои знания нужно тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию. (здесь придаточная времени является присловной)