Экономисты об истории: сравнительный анализ концепций Заостровцев А.П. МЦСЭИ «Леонтьевский Центр»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рождение современных идеологий Урок истории в 10 классе. Преподаватель : Каплевская С.В.
Advertisements

Выполнила студентка первого курса группы э-2 Медведева Анна.
Почему приватизация не создала прав собственности в России? Заостровцев А.П. МЦСЭИ «Леонтьевский Центр»
Посвящается А.Д. Сахарову.. Делай, что надо и будь, что будет. В конечном итоге нравственный выбор является самым прагматичным.
С. Хантингтон ( ) Столкновение цивилизаций: от теории к практике.
CASE Украина Политико-экономические аспекты конкурентоспособности Украины Владимир Дубровский Институт экономики и прогнозирования.
1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1. Уметь объяснить выделенное жирным шрифтом в § 9 1. Прочитать §10 и ответить на вопросы перед ним :11.
CASE Украина Институциональные основы свободы: Почему весь мир еще не процветает? Уроки для Украины Владимир Дубровский IV ЩОРІЧНА.
Группа 7043 Выполнили: Белобородова Алина Страхов Дима.
Началом теории организации как науки можно считать конец XIX- начало XX века, когда данное направление стало выделяться из научного управления. Тогда.
Лекция 4. Становление национальных государств в странах Европы.
Либерализм и консерватизм – две главные идеологии современности Выполнил(а).
Выполнила: учитель истории МБОУ «СОШ 26 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Череповца Рудая И.Г.
СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ. Национальная идентичность – патриотизм. Патриотизм это и любовь к своей стране, и огромное уважение к ее истории.
Презентация к уроку обществознания (10 класс) по теме: Презентации к урокам обществознания в 10 классе
К. э. н., ст. преподаватель кафедры политической экономии экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Раквиашвили А. А. Либерализм на экономическом.
ЭКОНОМИКА ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ Экономика и экономическая наука Факторы производства и факторные доходы Экономические системы и собственность.
Основные идеологические течения в современном мире Либерализм и неолиберализм МОУ «Майская гимназия» Диденко Светлана Николаевна.
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
Элективный курс. 11 класс СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Что такое конституция? Конституция США. Билль о правах и его значение. Мыслители Древнего мира, Средних веков.
Транксрипт:

Экономисты об истории: сравнительный анализ концепций Заостровцев А.П. МЦСЭИ «Леонтьевский Центр»

Дипак Лал: модернизация без вестернизации

Основные публикации На английском: Lal D. The Hindu Equilibrium. 2 vols. Oxford: Clarendon Press, 1988–1989. Lal D. Against Dirigisme: The Case for Unshackling Economic Markets. San Francisco: An International Center for Economic Growth Publication, Lal D., Myint H. The Political Economy of Poverty, Equity and Growth. Oxford: Clarendon Press, Lal D. Unintended Consequences. Cambridge, Mass.: MIT Press, Lal D. In Praise of Empires: Globalization and Order. N.Y.: Palgrave Macmillan, Lal D. Reviving the Invisible Hand: The Case for Classical Liberalism. Princeton, N.J.: Princeton University Press, Переводы на русский: Лал Д. Непреднамеренные последствия. Влияние обеспеченности факторами производства, культуры и политики на долгосрочные экономические результаты. М.: ИРИСЭН, Лал Д. Возвращение «невидимой руки»: Актуальность классического либерализма в XXI веке. М.: Новое издательство, Лал Д. Похвала империи: Глобализация и порядок. М.: Новое издательство, 2010.

Почему Запад?

I папская революция: индивидуализм Запрещались: -традиционная для той поры практика браков с различными близкими родственниками; - усыновление; - полигиния; - развод и повторный брак. Григорий I (Великий) 590 – 604

Эффект фра Лоренцо Поощрение свободы партнера в браке выбора, брака по любви. «Поддерживая независимость молодежи в выборе брачных партнеров, в устроении их собственных домохозяйств и вступлении скорее в договорные, чем в эмоциональные отношения при заботе о стариках, эта система способствовала появлению индивидуализма» (2007: 110).

Рост богатства церкви Примерно 40% семей оставались без прямых наследников по мужской линии, а имущество, которое нельзя было передать по наследству, как правило, завещали церкви (благодаря все тому же чувству вины, изначальной греховности земного существа). Ее собственность росла феноменально (2009: 230).

«Церковь стала непревзойденным участником гонки за наследством»

В итоге об индивидуализме «Индивидуализм возник как непреднамеренное последствие жажды наживы со стороны Римской Католической Церкви» (Лал: 204). В результате он имеет чисто материальное происхождение. В то же время «он был чистой исторической случайностью» (Там же). «Индивидуализм, которому она (католическая церковь – А.З.) непреднамеренно способствовала, является уникальным космологическим представлением Запада. Остальной мир был и остается коммуналистским» (Там же).

II папская революция Вопрос, который встал перед церковью: как сохранить огромное богатство? Григорий VII в 1075 г. издал буллу, в которой, следуя идущей еще от «Града божия» св. Августина концепции, вознес церковную власть над светской. Церковь была поставлена выше государства. Поддерживала она свою власть через угрозу отлучения. «Для компенсации своей слабости в этом мире она использовала власть над загробным миром» (2007: 107). В результате имущество церкви стало неприкасаемым, а глубокая вовлеченность ее в мирские дела потребовала создания всех правовых и институциональных атрибутов, которые до сих пор служат рыночной экономике.

Великое расхождение цивилизации С XI в. начинается история «великого расхождения» западной и восточной цивилизаций: первая, в конечном итоге, породила промышленную революцию и интенсивный экономический рост прометеевского типа, вторая же оказалась на века в состоянии застоя, которое Лал определяет как «ловушку равновесия на достигнутом уровне» (Там же: 29-30).

Папские революции и их последствия

Индивидуализм: космология Запада «…Индивидуализм создал инструменты роста прометеевского типа. Однажды открыв, их можно имплантировать в самые разные общества по всему миру без необходимости для этих обществ перенимать космологические представления, которые привели к созданию этих инструментов» (2007: 205).

Аналогия: индивидуализм как ракетоноситель

Представления, свободы и их влияние на глобализацию

Продукты индивидуализма – демократия и политическая свобода могут быть опасны для либерального экономического порядка «Политическая свобода… может быть желательна по самым разным причинам, но если придать ей более высокий приоритет, чем внутренний порядок, то это может нанести ущерб либеральному экономическому миропорядку, спровоцировав то самое внушающее всеобщее опасение столкновение цивилизаций» (Там же: 120)

Свободы без свободы « Но если политическая свобода во всем мире, пожалуй, и недостижима, то о свободах гражданских и экономических, которые являются еще более фундаментальными аспектами свободы, этого не скажешь» [2010: 322]. Причем «страны могут усваивать эти ключевые свободы даже в отсутствие политических свобод, о чем свидетельствует процветание принадлежащих к китайской культуре городов-государств Гонконга и Сингапура» [Там же].

Мизес об истории: он был первым! 20 Эта книга «остается забытым шедевром Мизеса» (М. Ротбард) Первое издание год

21 Триада Мизеса Идеи творят историю, а не наоборот. Мизес, 2005: 81

22 Идеи – конечная данность исторического исследования «Для наук о человеческой деятельности конечной данностью являются ценностные суждения действующих субъектов и идеи, порождающие эти ценностные суждения» (Мизес, 2007, 275). Они представляют собой конечную данность, так как «их нельзя представить в виде необходимых следствий чего-либо еще» (Мизес, 2007, 279). «Идеи, констатирует Мизес, конечная данность исторического исследования. Об идеях можно сказать только то, что они появились» (Мизес, 2007, 167). «

23 Мизес и Кейнс: в чем они согласны? «Верховенство общественного мнения определяет не только исключительное место, занимаемое экономической наукой в мышлении и знании. Оно определяет весь ход человеческой истории» Мизес Л. фон. Человеческая деятельность. Челябинск: Социум, С «…Идеи экономистов и политических мыслителей - и когда они правы, и когда ошибаются - имеют гораздо большее - значение, чем принято думать. В действительности именно они и правят миром. Люди-практики, которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого» Кейнс Дж. М. Избранные произведения, М., С. 518.,

Дуглас Норт: от убеждений – к институтам «Начать следует с убеждений, которые разделяют члены общества, поскольку именно эти убеждения преобразовываются в институты, которые определяют развитие» North D.C., Summmerhill W., Weingast B. (2000). Order, Disorder, and Economic Change: Latin America versus North America // Governing for Prosperity/B.B. de Mesquita, H.L. Root (eds.). New Haven: Yale University Press. P. 22. Норт на вопрос, откуда берутся правила, неформальные нормы прямо отвечает: «Они появляются из убеждений, разделяемых людьми» Понимание процесса экономических изменений. М., с

Дейдра Мак Клоски: «Это были слова» 25 «Вопреки традиционным декларациям экономистов со времен Адама Смита или карла Маркса, Величайшая Экономическая История не была порождена торговлей, инвестициями или эксплуатацией. Причиной ее были слова» McCloskey D.N. Bourgeois Dignity. Why Economics Cant Explain the Modern World. Chicago, P.XIII. «…Идеи значат больше, чем обычные материальные причины» Ibid.

Мизес: без вестернизации нет модернизации 26

27 Мизес: нет модернизации без вестернизации «Многие представители этих (отсталых А.З.) народов заявляют, что они хотят скопировать только материальную культуру Запада, но даже это сделать только постольку, поскольку это не будет противоречить их местным идеологиям и не подвергнет опасности их религиозные верования и обычаи». «Они не понимают, что перенимание того, что они уничижительно называют всего лишь материальными достижениями Запада, несовместимо с сохранением их традиционных обрядов и табу, а также их привычного образа жизни» Мизес Л. фон. Теория и история: Интерпретация социально- экономической эволюции. Челябинск: Социум, С. 299).

Мизес: нет модернизации без вестернизации 28 «Они впадают в иллюзию, что их народы могут позаимствовать технологию Запада и достигнуть более высокого материального уровня жизни без того, чтобы сначала в процессе Kulturkampf избавиться от мировоззрения и нравов, унаследованных от предков». «Они утверждаются в своей ошибке благодаря социалистической доктрине, также не способной осознать, что материальные и технологические достижения Запада вызваны философиями рационализма, индивидуализма и утилитаризма и непременно исчезнут, если коллективистские и тоталитарные догмы приведут к замене капитализма на социализм» (Там же).

Подводя итоги Поиск источников ключевых исторических перемен, процветания и отсталости все чаще приводят экономистов к нематериальным причинам (убеждения, идеи, общественное мнение и т.п.). 2. Первым, кто указал на ключевую роль идей в истории был Людвиг фон Мизес, а отнюдь не представители новой институциональной экономической истории. 3. Мизес против Лала: для Мизеса было очевидно, что технологический прорыв невозможен в рамках сохранения традиционных идеологических стереотипов и верований (иллюзия модернизации без «вестернизации»)