Наказы отцов сыновьям МКОУ «В(С)ОШ 4 при ИК» г. Мариинска Автор: учащаяся 12 класса Окунева Надежда Руководитель: классный руководитель 12 класса Бахарева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Компьютерная презентация. В этой жизни можно каждому человеку сказать «спасибо». Учителям- за то,что дают напутствие в жизнь, друзьям- за то,что они просто.
Advertisements

Великий праздник – материнства день, Праздник тепла, заботы и признанья. Хочу я матерей поздравить всех И пожелать им от детей вниманья!
Модель воспитания в историческом романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Выполнила: ученица 8 «А» класса Родионова Анна.
День Защитника Отечества. Историческая справка День защитника Отечества – под таким названием мы отмечаем этот праздник. 23 февраля - день воинской славы.
Её величество семья.. В семейном кругу мы с вами растем, Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь вы выходите из семьи.
День Защитника Отечества. Историческая справка День защитника Отечества – под таким названием мы отмечаем этот праздник. 23 февраля - день воинской славы.
Выбор профессии - это жизненный выбор. И все выборы в жизни ­часть единого Пути, который называется Предназначением. В древности считали, что все частички.
Имя мамы для меня святое. Этот праздник - праздник вечности: из поколения в поколение из поколения в поколение для каждого человека мама – для каждого.
Сергеев Николай Михайлович, МБОУ «СОШ 8», 1 А класс Руководитель: Сергеева Венера Викторовна.
Образ Чичикова (Чичиков – «живая» душа или «мёртвая»?) Урок литературы в 9 классе по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» Автор урока – Марина Анатольевна Вдовина,
Мгновение…Минута…Час…День… из СКАЗКИ. Чудеса накануне нового 2010 года…
Милосердие.. Что, такое милосердие? Милосердие - это милость сердца. Милость, любовь, нежность, мягкость. Чужая боль, чужое несчастье, чужая потеря, чужое.
Поздравление от 11 Б. Дорогие наши педагоги! Какое гордое призванье - Давать другим образованье, - Частицу сердца отдавать, Пустые ссоры забывать, Ведь.
Слайд шоу предоставил ученик 4 класса средней школы 16 Нагиев Аслан.
Всероссийский фестиваль творческих работ учащихся НПО, СПО и общеобразовательных школ, посвященный 68-летию Победы в Великой Отечественной войне «Подвиг.
«Горжусь профессией за то, что детство проживаю многократно»
В семейном кругу мы с вами растем Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи. В семейном кругу мы.
Хочу тебя поздравить, мама, Всегда ты будешь самой-самой, Тебя люблю и уважаю, И лишь одно я точно знаю – Что только мама не предаст, И руку помощи подаст.
Приходят к дедушке друзья, Приходят в День Победы. Люблю подолгу слушать я Их песни и беседы. Я не прошу их повторять Рассказов сокровенных: Ведь повторять.
Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 30 января 1998 года учрежден российский праздник – День Матери. Этот праздник отмечается в последнее воскресенье.
Транксрипт:

Наказы отцов сыновьям МКОУ «В(С)ОШ 4 при ИК» г. Мариинска Автор: учащаяся 12 класса Окунева Надежда Руководитель: классный руководитель 12 класса Бахарева Ольга Павловна

Наказы отцов сыновьям Наша работа посвящена теме воспитания любви к своей се­мье, своей стране с опо­рой на литературные произведения и на документы пуб­лицистического стиля (книга В.А.Сухомлинского «Письма к сыну», статья газеты «Вперёд»). В работе решается ряд задач: воспитание ответственности и причастности к своей стране; развитие чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине; воспитание гражданина. Ключевые слова: долг, патриотизм, честь, достоинство, Отечество, семья, роди­тельский наказ (совет).

Связь поколений. Отцы и дети. Извечная проблема общественного развития - передача жизненного и исторического опыта от одного поколения другому. Про­ блема совсем не простая, потому что передача эта может идти и идёт разными пу­тями. Проблема «отцов» и «детей» всегда волновала общество. И писатели в своих произведениях по-разному раскрывали её. Слово теперь предоставим родителям литературных героев.

Андрей Петрович Гринёв из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» вспоминал: «Я служил при графе Минихе, потом вышел в отставку премьер-майором и жил в своей сим­бирской деревне. Там же женился. Детей у нас было де­вять, но все во младенчестве умерли, остался один сын Петруша. Когда ему пошёл семнадцатый год, я решил определить его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни. Жена моя стала пла­ кать, но я решений своих не меняю и исполнение их не откладываю. Петруша обрадовался, что поедет в Петербург, так как записан в Семёновский полк. Но я сказал: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петер­бурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Поедет в Оренбург слу­жить, в гарнизон. При прощании я сказал сыну: «Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся на­чальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговори­ вайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смо­ лоду». - Выполнил ли Гринёв наказ отца? - Он до конца остался верен присяге.

Молчалин из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» о своём воспитании: Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья - Хозяину, где доведётся жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежания зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. - Чем различаются наказы Гринёва и Молчалина? - Наказ Гринёва направлен на воспитание человека чести, а наказ отца Молча­лина - на воспитание подхалима, угодника.

1. Чичиков с детства привык руководствоваться не искренностью, а расчётом. Павлуша стал любимчиком своего учителя только потому, что умел быть подхали­мом. Но когда постаревший учитель заболел и все его бывшие ученики узнали о его положении, собрали тут же для него деньги, и один только Павлуша Чичиков, помня об отцовском завете беречь деньги, отговорился и дал какой-то пятак се­ребра. 2. Взрослея, Павлуша становится способным на большие подлости. И цель у него уже не хорошая оценка, а продвижение по службе любой ценой. Вспомним хотя бы историю с повытчиком и его дочерью, когда Чичиков, благодаря своему терпению и угодничеству, вошёл к ним в безграничное доверие и вроде бы сби­рался жениться. А когда получил желаемую должность, перестал поддерживать от­ношения с этой семьёй. Отец Чичикова из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» наставлял: «Я дворянин, больной человек. Очень хотел, чтоб мой сын вышел в люди. Если Паша в дет­стве начинал делать что-нибудь не так, хулиганил, то я его наказывал, ухо скру­ чивал очень больно ногтями длинных пальцев. В один из дней повёз я его в город учиться. Расставаясь с сыном, я не плакал, дал полтину меди на расход и лакомства и умное наставление: Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдёшь в ход и всех опере­дишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полез­ными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего бе­реги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь и всё прошибёшь копейкой». - И как же исполнен сей наказ?

Пескарь из сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» советовал своему сыну: «Я, пескарь, своему сыну дал такой совет: «Смотри, сынок, коли хочешь жиз­ нью жуировать, так гляди в оба!» Я жил полегоньку да помаленьку и ни в уху, ни в хайло к щуке не попал. Осо­бенно я предостерегал сына насчёт уды. Пуще всего берегись уды! Хоть и глупейший это снаряд, да ведь с нами, писка­ реми, что глупее, то вернее. Бросят нам муху, словно нас же приголубить хотят; ты в неё вцепишься - ан в мухе-то смерть! Я сам однажды чуть в уху не угодил. Пой­мали меня в сеть вместе со щуками, окунями, плотвой и другой рыбой. А пескарей видимо-невидимо. Страху я натер­пелся. Ужас. У всех на уме одно: «Смерть при­шла!» Выволокли невод на берег и начали рыбу из мотни в траву валить. Тут-то я и уз­нал, что такое уха. Горит костёр, а на костре чёрное что-то положено, а в нём вода ходуном ходит. И начали туда нашего брата кидать. Валили-валили без разбору, а потом старик один и гово­рит: «Какой от этого малыша прок, пущай в реке порас­тёт!» И бросил меня в реку. Поэтому я и сказал сыну: «Живи так, чтобы никто не заметил тебя, берегись». - И как же жил пескарь? - Жил скрытно, ни с кем не водил дружбы, не имел детей, семьи, всю жизнь дро­жал. Нужна ли кому-то такая жизнь?

Болконский из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»: «Я, князь Болконский, сказал своему сыну, когда он собрался на войну: «При­мись, сынок, ты за Бонапарта хорошенько, а то он этак скоро и нас своими поддан­ными запишет. Спасибо за то, что не просрочиваешь, за бабью юбку не держишься. Служба прежде всего. А вот письмо Кутузову отдай. Я написал, чтобы он тебя в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность. Мой сын из милости служить ни у кого не бу­дет. А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно». - Как князь Андрей соблюдает отцовский завет? 1. Князь Андрей не мог жить, если бы перестал уважать себя, если бы унизил своё достоинство. Молодой Болконский не только не бежит от опасности, но идёт к ней навстречу. Следуя отцовскому завету, князь не струсит на поле боя. Если в нём и было тщеславие накануне Аустерлицкого сражения, но мечта его - не о наградах. 2. Каждый отец должен такие наказы давать сыну: прежде забота об Отчизне, её судьбе, а потом о себе.

Тема отцов и детей раскрывается в стихотворе­нии К. Симонова «Отец»: В разлуке были. Смерть видали. Привыкли к скрипу костылей. Свой дом своей рукой сжигали. В последний путь несли друзей. Того, кем путь наш честно прожит, Согнуть труднее, чем сломать. Чем, в самом деле, жизнь нас может, Нас, всё видавших, испугать? И если нет других путей, Мы сами вновь пойдём в сраженья, Но наших судеб повторенья. Не будет в судьбах сыновей!

Из письма Александра Емельяновича Сухомлинского своему сыну: «Не забывай, сыну, о хлебе насущном. Я не верю в бога, но хлеб называю святым. Пусть и для тебя он на всю жизнь останется святым. Помни, кто ты и от­куда ты вышел. Помни, как трудно добывается этот хлеб. Помни, что дед твой, мой отец Омелько, был крепостным и умер за плугом на ниве. Никогда не забывай о на­родном корне. Не забывай о том, что пока ты учишься, кто-то трудится, добывая тебе хлеб насущный. И выучишься, станешь учителем – тоже не забывай о хлебе. Хлеб – это труд человеческий, это и надежда на будущее, и мерка, которой всегда будет измеряться совесть твоя и твоих детей». Это письмо Василий Александрович хранил всю свою жизнь как первую заповедь.

В.А.Сухомлинский родился 28 сентября 1918 года на берегу Днепра. С детства не боялся ни­ка­кой работы: умел пахать, косить, плотничать. Чувствовал себя хозяином и в саду, и на пасеке, и у токарного станка. Водил трактор, комбайн, автомашину. И детей мог заинтересовать любым трудом, привлечь их сердца своей бодростью, весельем, ра­ ботоспособностью. Василий Александрович был директором Павлышской средней школы, то на Украине. В 1968-м году ему присвоили звание Героя Социалистического труда. Всю свою жизнь он отдал школе, педагогике. Остались написанные им книги: «Книга для родителей», «Сердце отдаю детям», «Родительская педагогика», «Моя пе­ дагогическая вера». Как и Макаренко, он всеми средствами стремился озарить своих воспитанников светлыми впечатлениями. Когда В. А. Сухомлинский пришёл дирек­торствовать, посёлок Павлыш был голым, а при нём дома утопали в садах. Голо было и в душах детей. Он наполнил их души глубоким содержанием.

В 1987 году издана книга В.А.Сухомлинского «Письма к сыну». Вот отрывок из писем: «Я расскажу тебе о двух рабочих, которые живут в малень­ком городке над Днепром. Они при­мерно одного возраста – до 50 лет. Лет по два­дцать пять работают на заводе. У каждого из них свой домик, возле домика – при­усадебный участок, виноградник. Даже количество кустов винограда одинаковое. Оба они – Семён Лаврентьевич и Алексей Демидович – до са­мозаб­вения влюблены в труд на винограднике. С ранней весны до поздней осени всё сво­бодное время проводят они среди своих любимых кустов. Каждый получает килограммов по три­дцать с одного куста, а всего тонны по три солнечных гроздьев… Но по-разному отно­сятся к людям. Семёна Лаврентьевича любят, хотя и считают чудаком, а Алек­сея Демидо­вича нена­видят. Почему это так? А вот почему. Как только начинает созревать виноград, на приусадебном участке Семёна Лав­рентье­вича с утра до ночи слышен детский смех. У него несколько десятков юных друзей. Семён Лаврентьевич построил на винограднике шалаш, как на баштане,- здесь собираются его дру­зья. Он раздаёт им почти все гроздья. Они лакомятся сами, несут бабушкам и дедушкам. А поздней осенью, когда на винограднике ковёр ли­стьев покрывает землю и ветви становятся оголёнными, Семён Лаврентьевич соби­рает всех своих юных друзей и каждому даёт не­сколько саженцев: посади дома, создай свой виноградник, приноси радость людям. Приходят в эту пору к Семёну Лаврентьевичу не только дети, но и взрослые, особенно отцы его ма­леньких друзей. Считая Семёна Лаврентьевича чудаком, многие спрашивают у него: «Что же даёт вам труд на винограднике? Ведь вы работаете с весны до осени и не получаете ничего, ни ко­пейки. Три тонны винограда – ведь на это можно уже давно построить большой дом». Семён Лаврентьевич задумчиво улыбается и говорит: «Получаю я от своего труда очень много. Чувствую себя богачом. Богаче любого живущего на земле че­ ловека. А дом у меня есть. Достаточно с меня этого маленького домика». Семёна Лаврентьевича горячо любят дети. Они готовы ему свою душу отдать. В те часы, когда он на работе и они ожидают его в шалаше, никто из них не сорвёт ни одной ягоды. Они сами нарвут уши тому, кто попытался бы это сделать. Я твёрдо убеждён, что человечность, сердечность, доброта любого человека измеряется тем, как относятся к нему дети. Тот, кого любят дети, - настоящий человек. Детей нико­гда не обманешь, ничем не закроешь перед ними своего настоящего лица. Они чув­ствуют и распознают фальшь, ненавидят притворство. Недалеко от Семёна Лаврентьевича живёт Алексей Демидович. На производстве его знают как опытного, трудолюбивого рабочего, но никто его не любит. Что-то в нём настора­живает, люди говорят, что нет у этого человека души… Как и Семён Лаврентьевич, с ранней весны до поздней осени он на винограднике. Но здесь ни­когда не слышно детских голосов. Его виноградник окружён высоким забором. На верхушках тесин – колючая проволока. На столбах – кусочки битого стекла. К столбам привязаны два злых пса. Для них Алексей Деми­дович построил прочные будки. Если кто-нибудь придёт купить саженец (у него только поку­пают), то Алек­сей Демидович выходит за ворота, показывает свой «товар», как он говорит, стре­мится побыстрее выпроводить покупателя. В пору созревания винограда он день и ночь находится на винограднике. У него такой же шалаш, как и у Семёна Лавренть­евича, только никто, кроме хозяина, никогда в этом шалаше не бывает. Весь вино­град, до последней ягоды, он продаёт на рынке. Говорят, накопил уже не одну ты­сячу. Вот тебе два человека, два смысла жизни. Учись, думай, как огня избегай пло­хого и стре­мись к хорошему. Смысл жизни – в служении людям. Такие, как Алек­сей Демидович, окру­жены презрением соотечественников. Они могут чувствовать себя счастливыми, но их сча­стье - это счастье Плюшкина. Хочу окончить это письмо старинным девизом врачей: «Светя другим, сгорай!» Вдумайся в эти слова, сын. Если бы не многочисленные примеры самопожертвова­ния во имя блага людей, не было бы истории человечества, и вся наша жизнь пре­вратилась бы в мрачную темницу. От Муция Сцеволы до Михаила Паникако, до Зои Космодемьянской и Александра Матросова – небосвод человеческой истории усеян вечно горящими звёздами служения лю­дям, мечтой о прекрасном будущем людей. Пусть сияние этих звёзд озаряет тебе путь, сын. Свети другим. Желаю тебе крепкого здоровья и бодрого духа. Обнимаю и целую тебя. Твой отец».

Из писем сына 23 февраля 1988 года в нашей газете «Вперёд» были опубликованы письма сына и отца Гемазетиновыхпод названием «Мужской разговор» (с разрешения Ямгутдина Резайтиновича Гемазетинова). Какой же наказ отец давал сыну, уходящему в Армию? «Привет из Владивостока! Здравствуйте, родные! С флотским приветом к вам я, Рашид. Вы пишете, что от меня долго нет писем. Это связано с постоянным выходом в море. Если сей­час, перед походом, я приучу вас часто получать письма, вам потом же трудно будет отвы­кать, если месяца три, а то и больше, их не будет. По себе знаю... Здоровье у меня, как у на­стоящего матроса российского, прекрасное. Кстати, нас «старики» недавно принимали в «матросы». Это уж по традиции. Надо было выпить кружку солёной воды и всего-то… Я вы­пил». «Привет с Петропавловск-Камчатского! С матросским приветом к вам я. Часа два назад мы подошли к Петропавловску. Как приятно приплыть к родным берегам. Здесь мы впервые ощутили дыхание зимы. Простоим немного, заправимся топли­вом, продовольствием и – об­ратно, в тёплые края». «Пишу с Гавайских островов. Здравствуйте, мои родные! У нас идёт упорная подготовка к Новому году. Если мы сами себя не будем веселить, никто нам этого не сделает. Всё зави­сит только от нас… Вчера проходили медосмотр. Я по- преж­нему здоров. Если верить здеш­ним весам, то прибавил на два килограмма и вырос на два сантиметра. Сегодня прошёл сильный тропический дождь с молнией… До конца похода ещё далековато. За меня не бес­покойтесь… Рашид».

От отца сыну «А мы с матерью за тебя и не беспокоимся, сынок. Всё, чему тебя учили и вос­питывали, по­шло впрок. Вот и командир твой письмо нам прислал, сообщает об ус­пехах службы на ко­ рабле. Рады за тебя. Мы в том письме обратили внимание ещё и на такие строчки: «…Серьёзных нареканий по службе к нему нет…» Значит, не­серьёзные замечания всё же имеются… Давай, сынок, устраняй. Помнишь, сынок, наш разговор по душам, так сказать, «профориентационной» направленно­сти. Не сбылась в молодости моя мечта стать лётчиком – здоровье под­вело. Очень я хотел, чтобы ты пошёл в авиацию или поступил в военное училище. Но видишь, как сложилось. Ты полюбил море… Видно, не мы судьбу выбираем, а она нас. В конце концов, не важно, где служить, а важно, каким солдатом быть. … В почтовый ящик мать по привычке каждый день заглядывает. Спасибо тебе за внимание к матери и отцу, за то, что здоровьем нашим интересуешься. Рашид, ты защищаешь Родину вдали от родных берегов и, возможно, нахо­дишься сейчас в боевом походе. Зоркого ока, сынок, тебе и твоим товарищам… Отец». Всем нашим молодым ребятам, которым вскоре идти в Армию, надо прислушаться к этим словам.

Человека надо учить всему заблаговременно. Трудиться по-настоящему человек начинает лет с восемнадцати, а учат трудиться его, начиная с того времени, когда он сделал первый шаг. Так и с подготовкой к продолжению рода человеческого. Учить воспитывать своих детей – это значит учить человечности. У кого-то из вас уже есть свои дети, у кого-то скоро будут. Поэтому необходимо учиться воспитывать своих детей – это тоже наука, и непростая, а самая главная в вашей жизни. Каждый отец (настоящий или будущий) обязан задуматься над тем, как воспитать в ребёнке ответную ис­корку бла­годарности. Чтобы он чувствовал: радости и блага его жизни – это труд и пот родителей. Продолжить самого себя, повторить себя в своём ребёнке – это величайшее сча­стье родителей. Смотрите на своего ребёнка как на изумительное, неповторимое чудо. Но не забывайте, что он должен быть, прежде всего, человеком! А в человеке самое главное – это чувство долга перед теми, кто делает тебе добро, чувство при­знательности и благодарности. За добро ребёнок должен платить добром – это важ­нейший закон родительского воспитания. Страшно, если ребёнок вырастет только потребителем. Чтобы этого не случи­лось, надо учить его видеть и чувствовать, понимать и переживать всем серд­цем, что он живёт среди людей. Молодые отец и мать должны проектировать его так, чтобы сердце было чутким к окружающему миру, к родителям. Ребёнок с пер­вых шагов своей сознательной жизни должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя и надо. Эти три блюда надо правильно чередовать.

Кто бездумно и беспечно Хохотать способен вечно, Разве тот мужчина? Кто прошёл земные дали, Но всю жизнь не знал печали, Разве тот мужчина? Кто в заздравном даже слове Умудрялся хмурить брови, Разве тот мужчина? Кто смертельно не влюблялся, Ни с одной не целовался, Разве тот мужчина? Кто любую звал голубкой И за каждой бегал юбкой, Разве тот мужчина? Кто готов подать нам стремя И предать нас в то же время, Разве тот мужчина? Кто в местах, где многолюдно, Пьёт из рога беспробудно, Разве тот мужчина? Кто, хоть век в дороге будет, Дом отцовский позабудет, Разве тот мужчина? Кто исполненный усердья Судит нас без милосердья, Разве тот мужчина? Кто даст слово, что булатно, Но возьмёт его обратно, Разве тот мужчина? Тот мужчина, кто отважен, И душою непродажен, Только тот мужчина! У кого во имя чести Голова всегда на месте, Только тот мужчина! Только тот мужчина! Только тот мужчина! «Разве тот мужчина»