Обучающий тест. 10 класс Морозова Н.Т.. Зрелище бедствий народных Невыносимо, мой друг… А.Н.Некрасов Морозова Н.Т. Портрет Н.А.Некрасова Худ.И.Н.Крамской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Николай Алексеевич Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (обучающий тест)
Advertisements

ПОЭМА – лиро- эпический жанр большого объема ЭПОПЕЯ - художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа.
ПОЭМА – лиро- эпический жанр большого объема ЭПОПЕЯ - художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа.
Творческий проект «Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
«Кому на Руси жить хорошо». Цели урока Раскрыть историю замысла поэмы. Отметить сказочный колорит «Пролога», фольклорно-песенную основу текста. Проанализировать.
Тема: «Вечный вопрос».. Составители: ученицы 10 «а» класса МОУ «Большекатрасьской СОШ» Михайлова Лариса и Сорокина Светлана.
«Крестьянка» Матрена Тимофеевна Корчагина. Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осьми. Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие,
Презентацию разработала учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с УИОП г.Кирс Мировская Н.А.
Тест по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель литературы МБОУ «Лицей 1» р.п.Чамзинка Республики.
Ты и могучая Ты и бессильная, Матушка Русь! Н.А. Некрасов.
Н.А.Некрасов ) Годы жизни Н Некрасова: а) б) в) г)
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МКОУ Заволжского лицея Голубевой Е.А.
Николай Алексеевич Некрасов Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Материалы к урокам литературы в 10 классе Исяндавлетова Эльмира Валерьевна, преподаватель.
И.С.Тургенев и Н.А.Некрасов ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА. Тургенев (Некрасов) по взглядам и убеждениям был 1.Револющионер-демократ 2. Убежденный крепостник 3. Сторонник.
Тест по поэме Н.А. Некрасова « Кому на Руси жить хорошо» для учащихся 10-х классов (из четырех вариантов ответа выбрать правильный)
Николай Алексеевич Некрасов Поэма « Кому на Руси жить хорошо»
«Тропа Фёдора Абрамова и его героев» (по повести "Пелагея") Задачи: учиться сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения; выявить идейный.
Кому на Руси жить хорошо Н. А. Некрасов. ГОДЫ СОЗДАНИЯ
ТЕМА: «Исповедальность образа Матрены Тимофеевны» (по поэме Н.А.Некрасова«Кому на Руси жить хорошо») Молва идет всесветная, Молва идет всесветная, Что.
Проект по теме «Мотив греха в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Транксрипт:

Обучающий тест. 10 класс Морозова Н.Т.

Зрелище бедствий народных Невыносимо, мой друг… А.Н.Некрасов Морозова Н.Т. Портрет Н.А.Некрасова Худ.И.Н.Крамской.

Поэма-эпопея создавалась Н.А.Некрасовым почти 15 лет и осталась незаконченной. Дворянин по рождению, разночинец по судьбе, демократ по убеждениям, Некрасов передал в своей поэме в основном мысли и чувства: А) дворян; Б) передовой части крестьянства; В) разночинцев. Это «первая наша народная поэма, воплотившая философию народной жизни». (Н.А.Котляревский) Морозова Н.Т.

Сюжет поэмы опирается на тему дороги: семь мужиков- правдоискателей странствуют по великой русской земле в поисках: А) счастливого человека; Б) правды; В) хорошего хозяина. Морозова Н.Т.

В начале поэмы мужики сошлись «на столбовой дороженьке» и заспорили: «Кому живётся весело, /Вольготно на Руси?» Среди счастливых называют: А) попа, купца, боярина; Б) солдата, крестьянина, мастерового; В) пьяницу, странника, разбойника Морозова Н.Т.

Крестьяне, отправившиеся в путь по родной стране, названы «временнообязан- ними». Это указывает на то, что действие поэмы происходит: А) до отмены крепостного права; Б) во время реформы 1861 г.; В) в пореформенное время. Морозова Н.Т.

В поисках счастливого человека мужикам помогает сказочный персонаж: А) ведьма, корявая Дурандиха; Б) ворон, птица умная; В) говорящая птица-пеночка. С помощью этого персонажа мужики находят «скатерть самобраную», которая по первому зову кормит и поит крестьян, чинит им одежду и обувь. Морозова Н.Т.

В первой главе правдоискатели расспрашивают попа, «сладка ли жизнь поповская». Определив счастье как «покой, богатство, честь», священник признаётся, что его трудно назвать счастливым, потому что: А) «крестьянин сам нуждается», а поп «живёт с одних крестьян»; Б) «угоды наши скудные»; В) «сплошь почти раскольники». «Всё в мире переменчиво, /Пройдёт и самый мир»,- напоминает о вечном мудрый священник, у которого «всякий раз намается,/Переболит душа», когда он встречается с народным горем. Морозова Н.Т. Чаепитие в Мытищах. Худ. В.Серов

В главе «Счастливые» крестьяне-правдоискатели пытаются узнать, а есть ли «счастье мужицкое, / Дырявое с заплатами,/Горбатое с мозолями». За рассказ о своём счастье странники обещали налить вина, но «вина бесплатного» налили только: А) старухе, у которой «родилось репы до тысячи/ На небольшой гряде»; Б) солдату с медалями, который остался жив и после наказания, и после сражения; В) надорвавшемуся на работе худому мужику. Морозова Н.Т.

Впервые в главе «Сельская ярмонка» Некрасов говорит о «народных заступниках», это почётное звание, по мнению поэта, заслуживают: А) крестьяне-правдоискатели; Б) разбойник, грабящие богатых; В) русские писатели. Морозова Н.Т.

«В деревне Босове/ Яким Нагой живёт,/Он до смерти работает, /До полусмерти пьёт!» Пьяный Яким говорит Павлуше Веретенникову: «Работаешь один,/А чуть работа кончена,/Гляди, стоят три дольщика:/Бог, царь и господин!» Яким, которого автор считает народным заступником,- старик убогонький, сначала жил в Питере, да угодил в тюрьму: А) с купцом тягаться вздумалось; Б) пришла немилость Божия; В) нет меры хмелю русскому. Морозова Н.Т. За расчётом. Худ. Иван Богданов.

Крестьянин Федосий советует странникам спросить о счастье Ермилу Гирина – коли он «счастливым не объявится,/ Так и шататься нечего». Ермила Ильич «над всей округою/Такую силу взял»: А) деньгами; Б) колдовством; В) правдою. Когда Ермилу крестьяне избрали бургомистром, он: В семь лет мирской копеечки Под ноготь не зажал, В семь лет не тронул правого, Не попустил виновному, Душой не покривил… Морозова Н.Т. После обедни. Худ. В.Максимов.

В главе «Помещик» крестьяне допытываются у «кругленького» барина Гаврилы Афанасьевича Оболта-Оболдуева, «сладка ли жизнь помещичья». Со слезой сожаления барин вспоминает о том, что было так недавно: «Ни в ком противоречия,/Кого хочу – помилую,/ Кого хочу – казню./ Закон – моё желание!/Кулак – моя полиция». Почему же теперь он слышит лишь «похоронный звон»? Потому что: А) расплодились питейные дома; Б) сословья благородные у нас труду не учатся; В) отменили крепостное право. Морозова Н.Т. Помещик. Худ. Н.Воробьев После исповеди барина крестьяне про себя подумали: «Порвалась цепь великая,/Порвалась- расскочилася:/ Одним концом по барину,/ Другим по мужику!»

Глава «Последыш» посвящена рассказу: А) о последнем счастливом; Б) о последнем помещике; В) о последнем народном заступнике. Морозова Н.Т. Помещик в деревне. Худ. А.Н. Бенуа. «Теперь порядки новые», а помещик Утятин-князь «дурит по-старому», не поверив в отмену крепостного права: «Порядков новых, нынешних ему не перенести». И стали бывшие крепостные крестьяне «морочить полоумного» - ведь сыновья последыша обещали за этот обман отдать вотчине «луга поёмные».

Не все крестьяне хотели быть шутами гороховыми. Непокладстый мужик Агап Перов высказал в гневе барину: «Последыш ты! По милости/ Мужицкой нашей глупости/ Сегодня ты начальствуешь,/ А завтра мы Последышу / Пинка – и кончен бал!» Но остальные долго ломали «камедь». Притворяться крестьянам помогала мысль о том, что: А) так жить веселей – дурачась и играя; Б) барин на самом деле лучше знает, как и когда что делать; В) это последний помещик на Руси. После смерти Последыша «за луга поёмные наследники с крестьянами тягаются донести» Морозова Н.Т.

Народная молва отправляет странников к Корчагиной Матрёне Тимофеевне, по прозвищу «губернаторша», которое она получила за то, что: А) имела командирский характер; Б) ей помогла жена губернатора; В) её любил губернатор. Морозова Н.Т. Первенец. Худ. Иван Пелевин

Матрёна считала сама себя счастливой, потому что выросла: А) в непьющей семье; Б) в богатой семье; В) в городской семье. И добрая работница, И петь-плясать охотница Я смолоду была, - начала рассказывать Матрёна дотошным странникам свою жизнь. Морозова Н.Т.

Жених Матрёны, Филипп Корчагин, питерщик, по мастерству печник, «пал на сердце»девушке, и сама она называет короткий период ухаживания «счастьицем», а вот после свадьбы попала Матрёна «с девичьей холи в ад», потому что: А) Филипп изменился и стал груб с женой; Б) семья Филиппа была пьющая; В) семья была большая и сварливая, а Матрёна оказалась самой младшей снохой. Морозова Н.Т.

В главе «Савелий, богатырь святорусский» Матрёна рассказывает о дедушке Савелии, который попал на каторгу за то, что: А) немца Фогеля живого в землю закопал; Б) убежал в лес с ножищем да рогатиной; В) не платил подати помещику Шалашникову. Савелия звали «клеймённым, каторжным», на что он отвечал: «Клеймённый, да не раб!» Морозова Н.Т. Портрет Самсона. Худ. В.Тропинин

«Богатырство русское», по мнению Савелия, в том, что: А) русские крестьяне умеют работать; Б) русский народ умеет терпеть; В) русские люди умеют сопротивляться власти, бунтовать. И гнётся, да не ломится, Не ломится, не валится… Морозова Н.Т. Савелий. Худ. Н. Воробьёв

После смерти первенца Дёмушки Матрёна сильно кручинилась, да было «некогда ни думать, ни печалиться,/ Дай Бог с работой справиться/ Да лоб перекрестить». Одна беда идёт за другой: «пришла бесхлебица», потом «рекрутчина пришла», и мужа Матрёны «не в очередь» забрали в солдаты. Тогда отчаявшаяся крестьянка, помолившись «под звёздным небом Божиим», решилась идти: А) в храм, к чудотворной иконе; Б) к генералу, просить отпустить мужа; В) к губернаторше, просить защиты. Морозова Н.Т. Тёплый свет. Худ. А.Шишкин

Матрёна «в ног губернаторше пала», за то что та не только стала крёстной матерью сыну крестьянки, но и помогла вернуть Филиппушку. Но на вопрос странников, счастлива ли он, крестьянка сурово отвечает: «..Вы затеяли/Не дело – между бабами/ Счастливую искать!», потому что, по мнению Матрёны: А) потеряны ключи от счастья женского; Б) время не пришло; В) счастье будет только за «гробовой доской». Смысл женской крестьянской доли Матрёна выражает так: «Всю силу, Богом данную,/В работу полагаю я,/Всю в деточек любовь». Морозова Н.Т. Утро помещицы. Худ.А.Г.Венецианов.

В главе «Пир на весь мир» есть история «Про холопа примерного – Якова верного», которого жестокий господин Поливанов «походя дул каблуком». Яков любил своего барина, холил его, ублажал и берёг, особенно когда у того отняли ноги. Ублажал до тех пор, пока бессердечный барин не сдал в солдаты единственного родного Якову человека – племянника Гришу. Верный холоп отомстил барину: А) повесил его в Чёртовом овраге; Б) повесился над ним; В) бросил барина в лесу. Морозова Н.Т. Помещик. Худ. А.Лаптев

Мужики, собравшись, спорили о том, кто всех грешней – кабатчики, помещики, разбойники, но тут странник Ионушка рассказал притчу о двух великих грешниках. Кудеяр-атаман пролил много «крови честных христиан», но потом «совесть злодея осилила», и он стал монахом, а тем ножом, что убивал безвинных, старец в покаяние стал рубить вековой дуб. Но Господь простил грехи бывшему разбойнику только тогда, когда: А) отшельник убил пана Глуховского, жестокого и страшного грешника, погубившего много крестьян; Б) инок срубил наконец дуб; В) бывший атаман умер и предстал перед Богом. Морозова Н.Т.

Поэма заканчивается рассказом о Грише Добросклонове. Его отец, дьячок Трифон, жил «беднее захудалого крестьянина», поэтому постоянным спутником семинариста Григория был голод. Мужики помогали ему и его брату, поэтому Григорий с детства твёрдо знал, «кому отдаст всю жизнь свою и за кого умрёт»: А) за мать свою, батрачку безответную; Б) за Власа-крёстного, что помог ему выжить; В) за обойдённого и угнетённого, униженного и обиженного русского человека. Доля народа, Свет и свобода Счастье его, Прежде всего. Морозова Н.Т.

Прототипом народного заступника Гриши Добросклонова был русский демократ и друг Некрасова: А) Н.А.Добролюбов; Б) В.Г.Белинский; В) Д.И.Писарев. Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином… Морозова Н.Т.

Некрасов не даёт прямого ответа на вопрос поэмы «Кому на Руси жить хорошо», но каждой строчкой её доказывает, что по-настоящему хорошо жить только: А) будущему сеятелю; Б) крестьянину-правдоискателю; В) народному заступнику. Мы же немного Просим у Бога: Честное дело Делать умело Силы нам дай! Морозова Н.Т.

Что значит, по мнению Некрасова, «жить хорошо»? А) страдать и терпеть; Б) защищать угнетённых; В) самому стать лучше. Иди к униженным, Иди к обиженным – Там нужен ты. Морозова Н.Т.

Некрасов мечтал, чтобы его поэма: А) жила в веках; Б) была напечатана без купюр; В) дошла до крестьянина и была ему понятна. Купюра - сокращение Морозова Н.Т. Портрет Н.А.Некрасова Худ.И.Н.Крамской.

Проверь себя Морозова Н.Т. 1 Б 2 А 3 А 4 В 5 В 6 А 7 Б 8 В 9 А 10 В 11 В 12 Б 13 В 14 Б 15 А 16 В 17 А 18 Б 19 В 20 А 21 Б 22 А 23 В 24 А 25 В 26 Б 27 В Помещик в деревне. Худ. А.Н. Бенуа.

Морозова Н.Т. Критерии оценки: «5» - выполнено задания; «4» - выполнено задание; «3» выполнено заданий; «2» –выполнено менее 14 заданий На жатве. Летом. Худ. Венецианов А.Г.

Вы можете использовать шаблон для своей презентации, но, пожалуйста, обязательно укажите имя автора: Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Павловская СОШ» Павловского района Алтайского края, декабрь Творческих вам успехов, коллеги! Интернет-ресурсы, использованные при создании презентации: nikolay-alekseyevich-nekrasov jpghttp://img.posterlounge.de/images/wbig/ivan-nikolaevich-kramskoy-portrait-of- nikolay-alekseyevich-nekrasov jpg - Худ. Крамской И.Н. Портрет Некрасова В работе использованы репродукции картин русских художников: Тропинина, А.Шишкина, Перова, Максимова и др. Беленькая Е.Э. Обучающие тесты к учебнику «Русская литератураXIX века. 10 класс» под редакцией А.Н.Архангелького. – М.: Дрофа, 2006 Морозова Н.Т. - крестьяне- правдоискатели (оформление титульного слайда)