П ЕЙЗАЖ В ЛИТЕРАТУРЕ Работу выполнили ученицы 8 «А» класса Масакова Алёна Афонина Кристина Новожилова Юлия 2013-2014 учебный год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок в 6 классе. Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском.
Advertisements

Надо мной в лазури ясной Светит звездочка одна А.С. Пушкин.
Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры 3.
Александр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро». Среди стихотворений Пушкина важную роль играют те, в которых поэт с любовью рисует картины родной природы. Несравненный.
Лирическая зарисовка как жанр художественной литературы.
Терян Диана и Лера Тышлина 5 б. Скоро Новый Год!!
Стихотворение «Зимнее утро» А.С. Пушкин. Александр Сергеевич Пушкин Родился 26 мая 1799 в Москве, умер 29 января 1837 в Санкт-Петербурге. Александр Сергеевич.
Учитель русского языка и литературы МОУ – сош с.Садовка Мамкеева Э.Ф.
Александр Сергеевич Пушкин Родители Пушкина Пушкин Сергей Львович ( ) Пушкина Надежда Осиповна ( )
А.С.Пушкин «Зимнее утро». Тема урока: «Анализ стихотворения «Зимнее утро» А.С.Пушкина» Цели урока: Продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, Продолжить.
Э.Грабарь «Февральская лазурь» А.Степанов «Цугом»
ОБРАЗ ОГНЯ И СОЛНЦА В ЛИТЕРАТУРЕ, ЖИВОПИСИ И МУЗЫКЕ.
А.С.Пушкин «Зимнее утро» Анализ стихотворения с целью выявления средств, помогающих автору передать красоту зимней природы.
ФИЗИЧЕСКИЙ ПОЕЗД Номинация: «Внеурочная и досуговая деятельность по физике» Учитель физики МОУ «СОШ 4» г.Валуйки Алексеева М.А.
Презентация подготовила Бузинова Дарья студентка первого курса ТулГу факультета ЭиМ.
Тема : «Зимнее утро». Автор: Титова Алевтина Петровна, г. Северобайкальск, учитель начальных классов, МОУ лицей 6. Дидактическая направленность: объяснение.
Работа с иллюстрациями на уроках литературного чтения Учитель начальных классов гимназии имени К.Д.Ушинского Мирзаянова И.В.
Мир русской природы в стихотворениях А. С. Пушкина Сравнительный анализ зимних пейзажей.
М.Ю.Лермонтов «Тучи»
Тема урока: Роль изобразительно- выразительных средств в лирике А.С.Пушкина.
Транксрипт:

П ЕЙЗАЖ В ЛИТЕРАТУРЕ Работу выполнили ученицы 8 «А» класса Масакова Алёна Афонина Кристина Новожилова Юлия учебный год

Ч ТО ТАКОЕ ПЕЙЗАЖ В ЛИТЕРАТУРЕ ? Пейзаж в литературе - является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, виртуально мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени. В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж. Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения с самыми разными целями. Так, например, в повести «Бедная Лиза» Карамзина живописные картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Но пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему. Одна из основных пейзажных функций в романе «Герой нашего времени» - более полно и глубоко раскрыть личность главного героя, Печорина. Его характер отражается в принадлежащих ему описаниях природы («Фаталист», «Тамань», «Княжна Мери»). Печорин способен чувствовать движение воздуха, шевеление высокой травы, восхищаться «туманными очерками предметов», обнаруживая душевную тонкость и глубину. Ему, человеку одинокому, природа в тяжелые минуты помогает сохранить душевное равновесие. «С жадностью глотал я благовонный воздух», - пишет Печорин после эмоционально напряженного свидания с Верой. Природа в романе постоянно противопоставляется миру людей с их мелкими страстями, причем стремление Печорина слиться с гармоничным миром природы оказывается тщетным. Пейзажи, принадлежащие перу главного героя, полны движения – такие описания подчеркивают внутреннюю энергию героя, его постоянное напряжение, жажду действия, отражают динамику его душевных состояний. Таким образом, пейзажи в художественном произведении помогают глубоко проникнуть в душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора.

Р ОЛЬ ПЕЙЗАЖА В ЛИТЕРАТУРЕ.

Роль пейзажа в художественном произведении Функции пейзажа Пример из художественного произведения Иллюстративная (создает фон, на котором происходят различные события в произведении) "Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо: холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика. В сени (где некогда поцеловала меня бедная Дуня) вышла толстая баба и на вопросы мои отвечала, что старый смотритель с год как помер, что в доме его поселился пивовар, а что она жена пивоварова." (А. С. Пушкин "Станционный смотритель")Психологическая (передает внутренне состояние героев, их переживания) "Глядя кругом, слушая, вспоминая, я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце... поднял глаза к небу - но и в небе не было покоя: испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке... но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожали звезды; тревожное оживление мне чудилось повсюду - и тревога росла во мне самом". (И. С. Тургенев "Ася") Лирическая (создает определенное настроение у героя; задает общую тональность повествования) "Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые, цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом. На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни... На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали высокое село Коломенское с высоким дворцом своим. Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою". Н. М. Карамзин "Бедная Лиза" Символическая (выступает в роли образа-символа) По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух... И каждый вечер, за шлагбаумами, Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами Испытанные остряки. Над озером скрипят уключины, И раздается женский визг, А в небе, ко всему приученный, Бессмысленно кривится диск. (А. А. Блок "Незнакомка")

П ЕЙЗАЖ В СТИХОТВОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЗНАМЕНИТЫХ ПОЭТОВ.

С ТИХ А.С. П УШКИНА З ИМНЕЕ УТРО Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела А нынче... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запрячь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.

М.Ю. Л ЕРМОНТОВ Т УЧИ Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную.Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.