ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Представление дисциплины.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория экономических информационных систем Представление дисциплины.
Advertisements

Инновационный менеджмент Представление дисциплины.
Информационные технологии в городском хозяйстве Представление дисциплины.
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СРЕДЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ Представление дисциплины.
Учет налогоплательщиков в налоговых органах Представление дисциплины.
Программные средства разработки Web-страниц и презентаций Представление дисциплины.
Технология разработки программного обеспечения Представление дисциплины.
Налоги в экономической системе общества Представление дисциплины.
Представление дисциплины Программная поддержка информационных технологий в телекоммуникационных системах.
ИСТОРИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ Представление дисциплины.
МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МЕНЕДЖМЕНТ» «ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫМИ ФИНАНСАМИ»
Учебный курс Разработка ИТ-стратегии Лекция 2 доктор технических наук, профессор Васильев Роман Борисович.
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Кафедра маркетинга и коммерции СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИРМЫ Автор: Салов А.Н., к.э.н.,
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Принятие управленческих решений Е.А. Белик канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента и финансов Е.А. Белик канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента.
Из проекта ГОС по направлению «Прикладная информатика» © МЭСИ, 2006.
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский.
ЭУМК Электронные учебно-методические комплексы по экономическим специальностям ВУЗа Презентация.
Программа повышения квалификации «Обеспечение функционирования ситуационных центров органов государственной власти субъектов РФ с учетом требований информационной.
Транксрипт:

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Представление дисциплины

2 Общие сведения по дисциплине Название Информационный менеджмент Читается для специальностей – Прикладная информатика в экономике Важность изучения дисциплины Помимо конечной цели, состоящей в удовлетворении информационный потребностей управленческого персонала, информационный менеджмент включает в себя управление самими информационными системами, входящими на нижнем уровне в структуру предприятия, а на верхнем уровне в информационную инфраструктуру экономики Сфера профессионального использования Изучение дисциплины формирует знания, которыми должен обладать IT-менеджер для успешной закупки или организации разработки, адаптации и внедрения информационной системы на предприятии, если менеджер будет работать на фирме-потребителе или фирме- производителе.

3 Краткое описание дисциплины Переход к рыночным отношениям в экономике потребовал оперативного внедрения новых технологий во все сферы хозяйственной деятельности. Современный этап научно-технического прогресса характеризуется ускорением его темпов и существенным возрастанием интенсивности информационных потоков. Проблема информационного обеспечения хозяйственной деятельности и, в частности, принятия управленческих решений, во многом обусловлена именно лавинообразным ростом информационных потоков. Необходимость непрерывного учета состояния рынка, складывающегося в результате взаимодействия различных факторов, увеличивает значимость оперативной информации для своевременного принятия управленческих решений. Современным предприятиям, в особенности малого бизнеса, с целью обеспечения своих конкурентных преимуществ необходимо быстро и эффективно решать проблемы, реагировать на изменения, находить новые рыночные ниши и, соответственно, обучать сотрудников, то есть необходимо знать многое о многом, иметь массу информации о себе, о реальных и потенциальных клиентах. Решить все эти вопросы поможет дисциплина «Информационный менеджмент».

4 Цели и задачи преподавания дисциплины Основной целью дисциплины является формирование у студентов знаний в области управления информационными системами, обеспечивающими поддержку принятия управленческих решений. Уделяется внимание обоснованию требований к функциональной части систем и информационной технологии принятия решения конечным пользователем.

5 Место дисциплины среди смежных дисциплин Данная дисциплина требует предварительного изучения курсов Информационные системы, Информационные технологии, Базы данных, Реинжиниринг бизнес процессов Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий, Проектирование информационных систем В то же время дисциплина является одной из базовых дисциплин для дисциплины Интеллектуальные информационные системы

6 Начальные знания Для успешного освоения курса требуется знать основы менеджмента, основы маркетинга, место ИС в системе управления, структурные методы анализа, диаграммы потоков данных, диаграммы сущность-связь, диаграммы переходов состояний, виды проектирования ИС; уметь составлять бизнес-план проекта; иметь представление о рисках, реорганизации и реинжиниринге системы управления, предметных и информационных технологиях, бизнес-процессах, процессе принятия решения, стратегическом и оперативном планировании, структуре ИТ.

7 Итоговые знания, умения и навыки В результате изучения дисциплины студенты должны иметь ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: о различных типах информационных системах, используемых в менеджменте; о различных методологий в области управления проектами; о роли ИТ-менеджера на различных этапах жизненного цикла информационного продукта и принципах формирования ИТ-стратегии и ИТ-бюджета. В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести УМЕНИЯ И НАВЫКИ: сформулировать миссию, определить цели и задачи ИС; выбрать форму организации ИС; разработать функциональную структуру ИС; организовать внедрение, эксплуатацию и сопровождение ИС; использовать информационные системы поддержки принятия решений и информационные системы поддержки исполнения; рассчитать основные экономические показатели ИС.

8 Итоговые знания, умения и навыки В результате изучения дисциплины студенты должны получить ЗНАНИЯ: принципы планирования и управления ИС; основные институциональные формы и принципы управления персоналом ИС; основы разработки функциональной структуры ИС; принципы целеполагания при создании ИС; основы управления ИС; принципы управления информационными сервисами; принципы определения критических факторов успеха; основы менеджмента качества ИС; принципы организации эксплуатации и сопровождения ИС; основы экономики ИС; преимущества и недостатки заказных, уникальных и тиражируемых систем; особенности управления ИС на различных этапах их жизненного цикла; как оценивать ожидаемые риски ИС.

9 Содержание лекционного курса Тема 1. Понятие информационного менеджмента. Тема 2. Функциональная информационная технология и информационная система объекта управления, место ЛПР. Тема 3. Риски ИС и безопасность: риск менеджмент ИТ. Тема 4. Виды ИС предприятий, поддерживающих процесс принятия решений; их функциональные возможности, структура, особенности, позитивные и негативные стороны внедрения. Тема 5. ИС предприятий, поддерживающих производственный цикл; их функциональные возможности, структура, особенности, позитивные и негативные стороны внедрения. Тема 6. Заказные и уникальные информационные системы. Тема 7. Цена и качество ИС для фирмы-потребителя ИС. Тема 8. Управление ИС на различных этапах жизненного цикла ИС. Тема 9. Организация планирования ИС на фирме-потребителе ИС. Тема 10. Организация анализа требований к ИС. Тема 11. Организация выбора и закупки ИС на фирме-потребителе. Тема 12. Управление внедрением информационной системы.

10 Тема 1. Понятие информационного менеджмента Основными целями и задачами при изучении первой темы являются: получение представления об информационном менеджменте, как об управлении ИС, и задачах IT- менеджера на фирме-потребителе и фирме-производителе ИС. При изучении главы (темы) необходимо: Рассмотреть вопросы: 1. Понятие, сущность и задачи информационного менеджмента. 2. Информационный менеджмент как совокупность принципов, методов и форм управления информационным процессом.

11 Тема 2. Функциональная информационная технология и информационная система объекта управления, место ЛПР Основными целями и задачами при изучении второй темы являются: получение знаний об информационном окружении ЛПР и ознакомление с технологией формирования ФИТ. При изучении главы (темы) необходимо: Рассмотреть вопросы: 1. Информационное окружение (пространство) лица, принимающего решение 2. Формирование ФИТ посредством синтеза обеспечивающей и предметной технологии на основе правил и ограничений

12 Тема 3. Риски ИС и безопасность: риск менеджмент ИТ Основной целью при изучении третьей темы является получение знаний по управлению рисками ИС. При изучении главы (темы) необходимо: Рассмотреть вопросы: 1. Место риска ИТ среди управленческих рисков 2. Способы классификации рисков ИС и методы их регулирования. Риски ИС на различных этапах их жизненного цикла

13 Тема 4. Виды ИС предприятий, поддерживающих процесс принятия решений; их функциональные возможности, структура, особенности, позитивные и негативные стороны внедрения Основными целями и задачами при изучении данной темы являются: получение представления о специфике, функциональных возможностях и структуре каждого из классов ИС; получение знаний об истории и перспективах развития ИС. При изучении главы (темы) необходимо Рассмотреть вопросы: 1. Исполнительные системы (ESS) 2. Управляющие Информационные Системы (MIS) 3. Системы Поддержки Принятия Решений (DSS) 4. Системы Работы Знания (KWS) 5. Системы Автоматизации Делопроизводства (OAS) 6. Системы Диалоговой Обработки Запросов (TPS)

14 Тема 5. ИС предприятий, поддерживающих производственный цикл; их функциональные возможности, структура, особенности, позитивные и негативные стороны внедрения Основными целями и задачами при изучении пятой темы являются: получение представления о специфике, функциональных возможностях и структуре каждого из классов ИС; получение знаний об истории и перспективах развития ИС. При изучении главы (темы) необходимо: Рассмотреть вопросы: 1. Информационные системы управления технологическими объектами и/или процессами 2. Информационные системы подготовки и учета производственной деятельности предприятия 3. Информационные системы планирования и анализа производственной деятельности предприятия

15 Тема 6. Заказные и уникальные информационные системы Основными целями и задачами при изучении шестой темы являются: получение знаний о преимуществах и недостатках заказных, уникальных и тиражируемых информационных систем; получение знаний о способах приобретения ИС, их преимуществах и недостатках. При изучении главы (темы) необходимо: Рассмотреть вопросы: 1. Заказные, уникальные, тиражируемые и адаптируемые информационные системы 2. Способы приобретения ИС, их преимущества и недостатки

16 Тема 7. Цена и качество ИС для фирмы- потребителя ИС Основными целями и задачами при изучении данной темы являются: приобретение знаний по качеству ИС и формированию цены приобретения и совокупной стоимости владения ИС. При изучении главы (темы) необходимо: Рассмотреть вопросы: 1. Цена приобретения и цена владения ИС 2. Свойства ИС. Понятие качества ИС

17 Тема 8. Управление ИС на различных этапах жизненного цикла ИС Основными целями и задачами при изучении данной темы являются: знакомство с существующими моделями и стандартами жизненного цикла ИС; основными этапами жизненного цикла ИС; проблемами управления информационными системами на различных этапах их жизненного цикла. При изучении главы (темы) необходимо: Рассмотреть вопросы: 1. Модели и стандарты жизненного цикла ИС 2. Модели ЖЦ 3. Особенности управления ИС на различных этапах их жизненного цикла

18 Тема 9. Организация планирования ИС на фирме-потребителе ИС Основными целями и задачами при изучении данной темы являются: получение знаний по организации стратегического и оперативного планирования ИС; получение знаний о подходах к организации работ по автоматизации управления с использованием ИС. При изучении главы (темы) необходимо: Рассмотреть вопросы: 1. Стратегическое планирование автоматизации 2. Оперативное планирование автоматизации 3. Подходы к организации работ по автоматизации

19 Тема 10. Организация анализа требований к ИС Основной целью при изучении данной темы является получение знаний и умений по организации анализа требований к ИС. При изучении главы (темы) необходимо: Рассмотреть вопросы: 1. Организация анализа требований к ИС. Состав модели требований к ИС 2. Методы анализа требований к ИС

20 Тема 11. Организация выбора и закупки ИС на фирме-потребителе Основной целью при изучении данной темы является получение знаний по выбору и закупке ИС на фирме- потребителе. При изучении главы (темы) необходимо: Рассмотреть вопросы: 1. Основные критерии выбора ИС 2. Организация выбора ИС и консультационные услуги по выбору ИС

21 Тема 12. Управление внедрением информационной системы Основной целью при изучении данной темы является получение знаний по управлению внедрением ИС. При изучении главы (темы) необходимо: Рассмотреть вопросы: 1. Стратегии внедрения ИС 2. Проблемы внедрения ИС, перспективы реорганизации и реинжиниринга действующей системы управления, управление внедрением ИС

22 Лабораторный практикум Лабораторная работа Разработка проекта автоматизации компании Цели и задачи лабораторной работы получение представления о реальных задачах и проблемах, с которыми сталкивается IT-менеджер в своей профессиональной деятельности; иллюстрация технологии решения практических задач по дисциплине «Информационный менеджмент»; обучение навыкам анализа и систематизации информации, полученной из различных источников; развитие практических навыков по дисциплине. Сфера профессионального использования полученных навыков Выполнение лабораторной работы формирует знания и навыки, которыми должен обладать IT-менеджер для успешного внедрения информационной системы на фирме-потребителе ИС.

23 Формы контроля Текущий контроль Тест по теме 1 Тест по теме 2 Тест по теме 3 Тест по теме 4 Тест по теме 5 Тест по теме 6 Тест по теме 7 Тест по теме 8 Тест по теме 9 Тест по теме 10 Тест по теме 11 Тест по теме 12 Итоговый контроль Итоговый тест

24 Глоссарий Глоссарий – обеспечивает толкование и определение основных понятий, необходимых для адекватного осмысления материала. Например: 1. Автоматизация по направлениям – автоматизация направлений деятельности, таких, как производство, сбыт, управление финансами; 2. Аутсорсинг – выведение непрофильных видов деятельности за пределы организации, передача части вспомогательных и обслуживающих функций внешним специализированным организациям; 3. Информационный менеджмент – это управление ИС на всех этапах их жизненного цикла, т.е. начиная с момента возникновения необходимости в какой-либо ИС на предприятии и заканчивая моментом ее полного выхода из употребления всеми пользователями.

25 Список литературы Основная Годин В.В. Управление информационными ресурсами: 17- модульная программа для менеджеров Управление развитием организации. Модуль М.: Инфра-М, с. Гринберг А.С. Информационный менеджмент. Учебное пособие. – М.: Юнити, 2003 г. – 415 с. Костров А.В. Введение в информационный менеджмент / учебное пособие. - Владимир: государственный технический университет, с. Костров А.В. Александров Д.В. Уроки информационного менеджмента: Практикум. – М.: Финстат, 2005 г с. Костров А.В., Король И.А. Основы информационного менеджмента. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004 г с.

26 Список литературы Дополнительная Баронов В.В. и др. Автоматизация управления предприятием.– М.: ИНФРА-М, – 239 с. Гришин В.Н., Панфилова Е.Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебник. – М.: Форум: ИНФРА-М, – 416 с. Дик В.В. Методология формирования решений в экономических системах и инструментальные среды их поддержки. - М.: Финансы и статистика, с. Деверадж С., Кохли Р. Окупаемость информационных технологий. – М.: ЗАО «Новый издательский дом», – 192 с. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. – М.: Олимп-бизнес, 2003 г. – 304 с. Коротков Э. М. Концепция российского менеджмента. 2-е изд. - Для студентов, аспирантов, преподавателей, практических работников и всех интересующихся проблемами менеджмента. –М.: Издательство ДеКА, 2004 г с. Мередит Р. Белбин Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач. – Издательство HIPPO, 2003 г с. Портер Майкл Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2005 г с. Устинова Г.М. Информационные системы менеджмента: Основные аналитические технологии в поддержке принятия решений / учеб пособие. – СПб: Издательство Диа СофтЮП, – 368 с. Уткин В.В., Балдин К.В. Информационные системы и технологии в экономике: Учебник для вузов. - ЮНИТИ-ДАНА, 2004 г. – 479 с.

27 Список литературы Internet-ресурсы profi-club.kiev.ua consulting.ru ibm.cps.ru

28 Самостоятельная работа Темы рефератов 1. Предмет информационного менеджмента; цель и задачи ИМ. 2. Связь ИМ с другими дисциплинами. 3. Элементы системного анализа. 4. Формирование технологической среды ИС: состав, определение технологического ресурса ИС. 5. Формирование технологической среды ИС: компьютеры. 6. Формирование технологической среды ИС: микропроцессоры. 7. Формирование технологической среды ИС: классификация программных средств. 8. Формирование технологической среды ИС: операционные системы. 9. Формирование технологической среды ИС: прикладные программные средства. 10. Формирование технологической среды ИС: средства работы с данными. 11. Формирование технологической среды ИС: проблема выбора платформы. 12. Формирование технологической среды ИС: коммуникационные средства. 13. Особенности применения системного подхода к анализу ИС: внутренние проблемы. 14. Особенности применения системного подхода к анализу ИС: внешние проблемы. 15. Total Cost of Ownership (TCO) ИС. 16. Условия планирования в ИС. 17. Обоснование необходимости СПИС. 18. Описание внешней среды ИС. 19. Описание внутренней среды ИС. 20. Стадии зрелости ИС. 21. Факторы влияния в среде ИС. 22. Информационный центр.

29 Сведения об авторе ФИО: Зайцева Татьяна Валентиновна Место работы: Белгородский государственный университет Ученая степень: кандидат технических наук Ученое звание: нет Должность: доцент Кафедра: прикладной информатики Контактная информация: Адрес , г. Белгород, ул. Победы, 85, Рабочий телефон ,

30