Эпоха Петра I (1682-1725 гг.) Автор – Мурзина М.Н., учитель истории и обществознания МАОУ СОШ 15 им. Г.Е.Николаевой г.Томска Томск-2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вводятся ремесленные цехи, на заводах не наемные рабочие, а приписные крестьяне, предприятия работают на армию Рост количества мануфактур (200), строительство.
Advertisements

Петровская эпоха. 1 Предпосылки реформ Реформы ПетраI были подготовлены всем Реформы ПетраI были подготовлены всем предшествующим развитием России: предшествующим.
Россия в годы правления Петра I 1682 – 1725 гг.. План: 1.Начало самостоятельного правления Петра. 2.«Великое посольство». 3.Первые преобразования. 4.Северная.
Примеры информационных моделей объекта 7 класс Учитель: Щербинина М.В.
Россия в XVIII веке Эпоха Петра Великого.. Цели: Актуализировать материал; Углубить представления учеников о реформах Петра, комплексе причин, их вызвавших,
Россия на рубеже XVII – XVIII веков Начала славных дел Петра.
Презентация на тему: Выполнил: Рязанов Кирилл Ученик 10Б класса МОУ СОШ 9.
Автор: Семкова Наталья Владимировна – учитель истории, I категория, МКОУ «СОШ 10» г. Нижняя Салда, Свердловской области 2012 год.
Российские императоры: ПётрI. Годы жизни 1672Годы жизни Годы правления 1689Годы правления Деятельность: 1. Поездка в Европу.
Реформы Петра I Соколова Ю.Е. ГОУ СОШ Задание на урок Чем по вашему мнению была вызвана необходимость реформ в России? Чем по вашему мнению была.
Презентация к уроку (история, 7 класс) по теме: Презентация на урок истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"
Северная война 1700 – 1721 Северная война 1700 – класс.
Реформы Петра I Реформы были подчинены интересам государства в целом: его процветанию, благополучию и приобщению к западно- европейской цивилизации.
Петр Iю Россия на рубеже веков. Петр I. Россия на рубеже веков.
Тема: Государственные реформы Петра I. Вопросы: 1. Что обусловило необходимость преобразований центрального государственного аппарата в России? 2. Вспомните.
Россия в XYIII веке Эпоха петровских преобразований Учебная демонстрация Презентацию подготовила учитель истории Карталинский район МОУ Полтавская СОШ.
Реформы государственного управления при Петре І Реформы государственного управления при Петре І Автор – Худобец Александр.
-Экономические -Общества -Управления государством Реформы ПЕТРА 1.
Реформы Петра 1. Эпоха Петра Великого –время преобразований, охвативших все сферы жизни страны, в основе которых лежали его энергия, ум и воля Эпоха Петра.
Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого.
Транксрипт:

Эпоха Петра I ( гг.) Автор – Мурзина М.Н., учитель истории и обществознания МАОУ СОШ 15 им. Г.Е.Николаевой г.Томска Томск-2013

План изучения темы 1. Предпосылки реформ Предпосылки реформ 2. Внешняя политика Петра. Северная война Внешняя политика Петра. Северная война 3. Экономические преобразования Экономические преобразования 4. Реформы государственного управления Реформы государственного управления 5. Культура I четверти XVIII века Культура I четверти XVIII века 6. Итоги преобразований Петра IИтоги преобразований Петра I

Семья Алексея Михайловича Мария Ильинична Милославская 1626–1669 Царица в 1648–1669 гг. Наталья Кирилловна Нарышкина 1651–1694 Царица с 1671 г. Алексей Михайлович – сыновей, 8 дочерей. К 1676 г. в живых – 2 сына и 6 дочерей Сын Петр и две дочери «Человеку нестарому неженату быть соблазнительно»

Начало правления Петра Свержение Софьи привело к установлению единоличной власти Петра. Его брат и соправитель Иван V царствовал лишь формально, совершенно не вмешиваясь в государственные дела. Царь Иван V Алексеевич 1666–1696. Гравюра. Неизв. худ. Царь Петр I Алексеевич Гравюра. Худ. Файнгорн.

Предпосылки реформ 1. Слабое развитие промышленности России.Слабое развитие промышленности России. 2. Неразвитость торговых отношений с Западом из-за отсутствия выхода к незамерзающим морям.Неразвитость торговых отношений с Западом из-за отсутствия выхода к незамерзающим морям. 3. Господство церковной культуры, отсутствие развитой системы образования.Господство церковной культуры, отсутствие развитой системы образования. 4. Отсутствие регулярной армии и флота.Отсутствие регулярной армии и флота. 5. Необходимость дальнейшего укрепления власти, централизации государства.Необходимость дальнейшего укрепления власти, централизации государства. назад

Развитие промышленности в XVII веке 1. Начало мануфактурного производства (1636 г. – основана первая мануфактура голландцем Андреем Виниусом).мануфактура 2. Происходила постепенная специализация районов страны 3. Началось складывание Всероссийского рынка Всероссийского рынка назад

Особенности мануфактур России XVII века 1. В Россию переносились готовые формы из Западной Европы; 2. Инициатором создания мануфактур выступало государство; 3. Мануфактуры были для России заимствованием, т.к. они не могли появиться как результат экономического развития страны. Мануфактура - большое предприятие, где в основном применялся ручной труд наёмных рабочих и широко использовалось разделение труда. назад

Всероссийский рынок единая экономическая система, которая характеризуется общими хозяйственными связями и обменом товарами между различными частями страны. Распространенная форма торговли – ярмарка. Самые большие – Макарьевская, Ирбитская назад

Внешняя торговля XVII века 1. Торговля с Западной Европой осуществлялась в основном через Архангельск (замерзающий порт); 2. Торговля сухим путем шла через Новгород, Псков, Смоленск; 3. Внешняя торговля была затратной, т.к. отсутствовали выхода к незамерзающим морям; год – Новоторговый устав (защита отечественной торговли). назад

Образование России в XVII веке 1. Неразвитость системы образования (существовали частные школы, а также при церквях) 2. Появились первые учебники (букварь Василия Бурцева, «Грамматика» Милетия Смотрицкого) г. – основана Славяно-греко- латинская академия (первое высшее учебное заведение) назад

Армия в XVII веке 1. Сформированы полки «иноземного строя» на принципах европейских армий; 2. Основу войска составляли поместная конница и стрелецкие полки, а полки иноземного строя занимали второстепенное, подчиненное положение; 3. Морской военный флот отсутствовал. НАЗАД

Власть в XVII веке назад

Внешняя политика Петра I Азовские походы (1695, 1696 г.) Азовские походы (1695, 1696 г.) Великое посольство Петра I ( гг.) Великое посольство Петра I ( гг.) Северная война ( гг.) Северная война ( гг.) Прутский поход 1711 г.

Азовские походы 1695, 1696 г. Причина: борьба за выход к морю для развития международной торговли Проблема: у России нет флота Итог: Азов взят, но не решена проблема выхода к морю, т.к. Черное море было под контролем Турции, что препятствовало торговле Азов. Старинная гравюра.

Азовские походы Русские войска осадили Азов в июле 1695 г. Второй Азовский поход начался в апреле 1696 г. Армия осадила Азов с суши, галерный флот – с моря. После 1,5 месяца осады Азов капитулировал. План крепости Азов. Каменные стены Земляные валы Рвы с водой назад

Великое посольство гг. Цели: поиск союзников в будущей войне против Турции; Нанять специалистов для строительства флота; Пристроить на обучение дворян.

Итоги посольства Дипломатическая миссия Великого посольства полностью провалилась – в Европе началась война за испанское наследство; Произошла переориентация внешней политики с Черноморского на Балтийское направление. Причина возвращения Петра I в Москву – стрелецкий мятеж 1698 г. Утро стрелецкой казни. В.И. Суриков, 1881 г. назад

Северная война гг. Причины: 1. Стремление России обрести выход к Балтийскому морю ради ведения торговли с европейскими странами; 2. Стремление России вернуть себе территории, утраченные в период Смутного времени; 3. Наличие союзников: Дании и Саксонии.

Карта Северной войны до 1709 г. Основные сражения: 1700 г. поражение русских под Нарвой; 1701 г. победа русских войск под Дерптом; 1702 г. взятие Орешка; 16 мая 1703 г. основание С-Петербурга; 1704 г. взятие Яма, Копорье, Дерпта, Нарвы; 28.1Х г. победа у д. Лесной; 1709 г. Полтавская битва;

1714 г. битва при м.Гангуте; 1720 г. битва при о.Гренгаме; 1721 г. заключен Ништадтский мир: 1. Швеция уступала Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии и т.д. 2. Россия возвращала Финляндию и уплачивала миллион «ефимок».

Основные действующие лица Северной войны Петр Алексеевич Карл XII Иван Мазепа

Первые неудачи и предпринятые меры 1. С 1705 г. рекрутские наборы стали регулярными. 2. Была организована Навигацкая школа для подготовки морских офицеров. 3. На Урале развернулось строительство металлургических заводов, началось создание русской артиллерии. Поражение под Нарвой 1700 г. Шведская медаль в память разгрома русской армии под Нарвой.

Основные сражения Северной войны

Ништадтский мир 1721 г. Какие территории получила Россия? Какие три незамерзающих порта вошли в состав нашего государства? назад

Прутский поход 1711 г. В конце 1710 г. Турция объявила России войну. Петр опередил - ранней весной 1711 г. Петр I двинул армию к границам турецких вассальных княжеств: Молдавии и Валахии. Но, переправившись через Прут, 38-тысячная русская армия была окружена 140-тысячным турецким войском. Турки не атаковали регулярную армию Петра. Итоги: 1. Россия вернула Азов, срыла крепость Таганрог; 2. Россия обязалась пропустить Карла XII в Швецию через Польшу и не вмешиваться в польские дела. назад

Экономические преобразования Петра I 1. Экономические преобразования диктовались потребностями обеспечения армии в ходе Северной войны. 2. Предприятия должны были выполнять казенный заказ. 3. Русская мануфактура принципиально отличалась от западноевропейской не только своей тесной связью с государством, но и характером используемой рабочей силы. Основатель династии заводчиков Демидовых Никита Демидов сын Антуфьев (1656–1725).

ГДЕ ВЗЯТЬ РАБОЧИХ? ГДЕ ВЗЯТЬ СРЕДСТВА НА РАЗВИТИЕ? ЗАКАЗЫ ДЛЯ АРМИИ И ФЛОТА ПРИКРЕПЛЕНИЕ КРЕСТЬЯН К МАНУФАКТУРАМ: приписывали государственных крестьян для отработки тягла (приписные); покупка купцами крестьян к заводам (посессионные). Собственность завода – крестьяне. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ КУПЦАМ, ВЛАДЕЛЬЦАМ ЗАВОДОВ, РАЗРЕШЕНИЕ СТРОИТЬ ЗАВОДЫ В ЛЮБОМ МЕСТЕ, ГДЕ БУДЕТ НАЙДЕНА ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ ССУДЫ, ПРАВО БЕСПОШЛИННОЙ ТОРГОВЛИ КУПЦЫ ПОЛУЧАЮТ ЗАКАЗЫ ОТ ГОСУДАРСТВА В ГОРОДАХ СОЗДАЮТСЯ РЕМЕСЛЕННЫЕ ЦЕХИ

Российская мануфактура в XVIII в. Владелец Работники Адресат продукции Отрасли производства Казенная ГосударствоПриписные Казна Тяжелая промышленность Вотчинная ПомещикКрепостные Казна и рынок Легкая промышленность Посессионная Купец Посессионные (собственность завода) Казна и рынок Тяжелая промышленность Заполните таблицу :

Российская мануфактура в XVIII в. Капиталистические черты: Крепостнические черты: Большие объемы производства. Прикрепление рабочих к заводам, подневольный труд Разделение труда.Работа преимущественно на казну, а не на рынок. Уплата жалования рабочим.

Налоги В XVII в. В России существовало посошное податное обложение. (Соха – определенное количество четвертей земли). В 1679 г. при Федоре Алексеевиче оно было заменено подворным. Единицей обложения стал крестьянский двор. В 1718 г. была проведена перепись населения, что позволило перейти к подушному взиманию налогов г.- проведена ревизия. Крестьянин, занесенный в документы ревизии ("ревизские сказки"), именовался ревизской душой. Введена подушная подать. Помимо подушной взимались также различные разовые платежи (на строительство флота, дорог, и т.п.) и натуральные повинности (строительная, подводная, дорожная и др.). Переписная книга Антониева-Сийского монастыря г.

МЕРКАНТИЛИЗМПРОТЕКЦИОНИЗМ СПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВА К НАКОПЛЕНИЮ ДЕНЕГ ЗА СЧЕТ ПРЕВЫШЕНИЯ ВЫВОЗА НАД ВВОЗОМ Т.Е. ЭКСПОРТА НАД ИМПОРТОМ ОКАЗАНИЕ ПОКРОВИТЕЛЬСТВА ОТЕЧЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ ТОВАРОВ; ВВЕДЕНИЕ ПОШЛИН ДЛЯ ВВОЗИМЫХ В СТРАНУ ЗАРУБЕЖНЫХ ТОВАРОВ,КОТОРЫЕ СОСТАВЛЯЛИ КОНКУРЕНЦИЮ ОТЕЧЕСТВЕННЫМ

Обращаем внимание !!! 1. Связь экономической политики Петра I с Северной войной. 2. Обеспечение интересов государства - главная цель экономической политики Петра I. 3. Активное государственное вмешательство - главный инструмент форсирования экономического развития России. 4. Отсутствие развитых представлений о гарантиях частной собственности. 5. Противоречивое положение купечества при Петре I: А) Крепостнический характер российской мануфактуры. Б) Политическая слабость русской буржуазии. 6. Преемственность экономической политики Петра I по отношению к XVII веку.

Итоги экономического развития 1. Произошел стремительный рост промышленности, страна полностью обеспечила себя железом. 2. Значительно возрос объем внутренней и внешней торговли. 3. Труд на российских предприятиях практически полностью стал подневольным. 4. Налоговое бремя за счет введения подушной подати и различных чрезвычайных натуральных повинностей резко усилилось. 5. Петровские преобразования значительно ускорили экономическое развитие страны, но одновременно заложили основы ее последующего экономического отставания. назад

Реформы государственного управления 1711 г. - учрежден Правительствующий Сенат Правительствующий Сенат 1718 г. - созданы 12 коллегий, заменившие большинство приказов.12 коллегий 1722 г. - для надзора за деятельностью государственного аппарата была создана должность генерал-прокурора Сенатагенерал-прокурора 1722 г. - учреждена «Табель о рангах», заменившая принцип родовитости принципом служебной пригодности и разделившая государственную службу на 14 классов«Табель о рангах»

Табель о рангах

Реформы местного управления В гг. территория страны была разделена на 8 губерний. В городах учреждены органы самоуправления: ратуша в Москве, магистраты в других городах г. принят указ о единонаследии, который уравнял правовой статус поместья и вотчины и завершил оформление из боярства и дворянства единого правящего сословия - дворянства. Ликвидировано холопство: они обрели статус государственных кре­стьян. Городское население разделено на регулярное (домовладельцы) и нерегулярное (подлое, не имеющее собственности).

Причины наступления государства на церковь Возможность использования богатых материальных и денежных ресурсов церкви Патриарх всея Руси в глазах народа был вторым государем Оппозиционное настроение части духовенства реформам Петра I Установление абсолютной монархии сопровождалось утратой православной церковью самостоятельности - подчинением духовной власти светской

Ликвидация патриаршества В 1721 г. был издан написанный видным публицистом петровской эпохи Феофаном Прокоповичем "Духовный регламент", прямо подчинивший руководство церковью царю.Феофаном Прокоповичем Создана Духовная коллегия (с 1722 г. - Священный Синод). Во главе Синода стоял светский чиновник - обер-прокурор. Одновременно государство преследовало раскольников, понуждало иноверцев к переходу в православие. назад

Петровские преобразования в культуре Введено европейское платье и брадобритие. Введено новое летоисчисление (от Рождества Христова). Введён новый год с 1 января. Введены ассамблеи.ассамблеи Создан первый естественнонаучный музей - Кунсткамера (1714 г.). Кунсткамера Открыта первая публичная библиотека. Издание первой печатной газеты «Ведомости» (1703 г.). Введено обучение европейским манерам («Юности честное зерцало»). Основана Академия наук.

Этикет 1717 г. Газета «Ведомости» 1702 г

Значение культурного наследия Петровской эпохи 1. Усиление светского начала в культуре; 2. Насаждение западноевропейской культуры; 3. Развитие отечественной науки и системы образования; 4. Расцвет художественной культуры; 5. Соединение нового и старого. назад

Домашнее задание Группам подготовить минипроекты по темам: 1. Внешняя политика Петра I. 2. Административные реформы Петра I 3. Развитие экономики и изменения в социальной сфере России в первой четверти XVIII века. 4. Культура первой четверти XVIII века. При подготовке проекта ответить на вопросы: 1. Какова была необходимость проведенных преобразований, действий? 2. В чем их основное содержание? 3. Каковы их последствия для развития России?

Итоги реформ Петра I 1. Реформы ускорили модернизацию российского общества, сократили отставание России от Запада, превратили Россию в европейское государство. 2. Реформы увеличили экономическую мощь России. 3. Реформы повысили обороноспособность России. 4. Реформы укрепили государственность. 5. Реформы ускорили развитие культуры. 6. Реформы превратили Россию в морскую державу, придали России статус империи и великой европейской державы.

Итоги реформ Петра I 1. Реформы привели к культурному расколу общества (европеизированная культура знати и традиционная культура народа). 2. Реформы привели к огосударствлению всех сторон жизни общества, бесправию личности перед государством, противостоянию государства и общества. 3. Реформы укрепили феодально-крепостнические отношения. 4. Реформы прервали естественное эволюционное развитие российского общества на основе национальных ценностей и привели к насильственному насаждению западных ценностей (вестернизация). 5. Реформы сопровождались падением жизненного уровня населения и демографическими потерями. 6. Реформы привели к росту социальной напряжённости в обществе и массовым народным выступлениямросту социальной напряжённости в обществе и массовым народным выступлениям

Астраханское восстание 1705 г. Причины: 1. Рост эксплуатации, введение новых налогов; 2. Наступление властей на казачьи вольности. Участники : посадские, работные люди, стрельцы, гулящие, беглые. Восстание было подавлено фельдмаршалом Б.Шереметевым. Зачинщики были казнены.

Восстание К.Булавина гг. Причины: 1. Рост повинностей, налогов; 2. Покушение властей на свободы и привилегии казачества; 3. Указ о запрете носить бороду и традиционную русскую одежду; Движущие силы восстания: беглые крестьяне, обедневшие казаки, посадкие, народы Поволжья. Причины поражения: 1. Стихийность выступления, неясность целей; 2. Предательство домовитых казаков, убийство К.Булавина; 3. Неорганизованность и слабое вооружение. Итог: Дон потерял свою независимость. назад

Вводятся ремесленные цехи, на заводах не наемные рабочие, а приписные крестьяне, предприятия работают на армию Рост количества мануфактур (200), строительство путей сообщения, верфей, страна обеспечивает себя металлом. Абсолютизм в полной мере не сформировался, уровень власти монарха зависит от его личностных качеств Власть монарха значительно усиливается. С 1721 г. – император. Государство полностью подчиняет церковь Для основной массы населения практически ничего не изменилось, система образования в зачаточном состоянии Среди дворянства распространяется светская культура, европейское образование Отсутствует выход к Черному морю Необходимость содержания армии и флота требует больших средств В результате Северной войны Россия получила выход к Балтийскому морю. Предпосылки и итоги преобразований Петра I Предпосылки Предпосылки ИтогиИтоги Слабое развитие промышленности. Нехватка квалифицированных рабочих Необходимость дальнейшего укрепления власти монарха Господство церковной культуры, отсутствие системы высшего и среднего образования Отсутствие выхода к Черному и Балтийскому морю, что препятствовало экономическому росту Отсутствие регулярной армии и флота, военного образования Неконкурентоспособность России на международной арене Ослабление международного положения России Внешние Внешние Внутренние Внутренние Созданы мощная регулярная армия и флот, формируется система военного образования Значительное усиление международного положения России Россия становится важным игроком на международной арене, как в политическом, так и экономическом смысле

Особенности преобразований в России Проводились по европейскому образцу В проведении реформ отсутствовала система Жесткий курс и быстрый темп реформ Охватили все сферы деятельности и жизни общества

Какая точка зрения наиболее близка вам ?

Последствия и значение преобразований Петра I Превращение России в империю Становление абсолютной монархии Подчинение церкви государству Подавление личности государством Ускорение темпов социально- экономического развития России Консервация феодально- крепостнических отношений

Вопрос о престолонаследии 1722 г. – Указ о престолонаследии. Назначение наследника по воле монарха. Причины появления указа: 1. У Петра к концу жизни не осталось наследников мужского пола; 2. Сын Алексей от первого брака (Евдокия Лопухина) был уличен в заговоре и умер под пытками в 1718 году; 3. Петр I желал продолжения своих реформ. И. Н. Никитин «Пётр I на смертном одре»

Основная проблема темы «Эпоха Петра I» « Петр I – реформатор, продолживший преобразования XVII века или «революционер на троне», изменивший судьбу нашей страны?»

В презентации использованы материалы сайта Леонида Александровича Кацвы Слайд 23 – страничка учителя истории Харахниной М.А. 61/file/ /&newcomment= #comment http:// 61/file/ /&newcomment= #comment Слайд 47- страничка учителя истории Важенина С.В. : :