Раздел «ЛЕКСИКА» Для слушателей факультета довузовской подготовки и профориентации, подготовительных курсов, абитуриентов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лексика Лексика. Лексика – раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка Лексикология употребляется в том же значении, что и термин лексика.
Advertisements

Лексика Культура речи Домниной Арины и Моисеевой Ксении.
Лексика 5.ЛексическоеЛексическое значение 1.по значениюпо значению 2.попо происхождению 4.попо употреблению 3.словарныйсловарный запас.
ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Лексика. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. МИРЗАЕВ ШАВКАТ ШКОЛА 73.
Счастье Счастье Родина Родина Мама МамаСолнцеУра!!! ДружбаДружбаДружбаДружба Небо Небо.
Лексика русского языка делится на группы в зависимости от Лексического значения слова однозначные слова многозначные слова Смысловых связей между словами.
Лексика. Лексическая система русского языка. Выполнила: Гафурова Алина Эльдаровна ПСД-115.
ОМОНИМЫ Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно различные по лексическому значению. Обычно омонимы относятся к одной части речи. Например:
Русский язык и культура речи Тема 2. Лексический состав русского языка к. филол. н., доцент Гончарова Любовь Марковна.
Лексика, или словарный состав языка, – это все слова языка. Лексикология - наука, изучающая лексику языка, то есть слова со стороны их значения и употребления.
Название океана Л Е И С КА К Остров Однозначных и Многозначных Слов Остров ОСА Остров Фразеологизмов Остров Исторический Остров Прямого и Переносного.
Обобщающий урок по теме Лексика и фразеология. Лексикология - это раздел науки о языке, в котором изучается слово, как основная единица языка и его словарный.
Урок - зачет по теме «Лексика». 6 класс. Цель урока: Повторить, обобщить знания по Повторить, обобщить знания по разделу « Лексика »
Лексика Синонимы (лексические, стилистические, синтаксические) Антонимы (контекстуальные) Омонимы (омоформы, омофоны, омографы) Паронимы Однокоренные слова.
Составила учитель начальных классов: Кулинченко И.Н.
ЛЕКСИКА ЛЕКСИКА ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ Все слова знаменательных частей речи обладают лексическим.
Проект по русскому языку 6 класс.
Лексикология – это раздел языкознания, который изучает лексику, то есть словарный состав языка.
Синонимы, антонимы, омонимы и паронимы.. Синонимы - это (от греч.synonymos – одноименный) слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое.
Транксрипт:

Раздел «ЛЕКСИКА» Для слушателей факультета довузовской подготовки и профориентации, подготовительных курсов, абитуриентов

ЛЕКСИКА ПЛАН: 1 Характеристика лексики по значению 2 Характеристика лексики по происхождению 3 Характеристика лексики по употребительности 4 Характеристика лексики по стилистической окраске Основные понятия по теме: Совокупность слов, входящих в состав языка, называется лексикой. Слова изучаются с точки зрения их значения, стилистической окраски, употребления в речи и происхождения. Лексикология – раздела языка, в котором изучается словарный состав. ПЛАН: 1 Характеристика лексики по значению 2 Характеристика лексики по происхождению 3 Характеристика лексики по употребительности 4 Характеристика лексики по стилистической окраске Основные понятия по теме: Совокупность слов, входящих в состав языка, называется лексикой. Слова изучаются с точки зрения их значения, стилистической окраски, употребления в речи и происхождения. Лексикология – раздела языка, в котором изучается словарный состав.

1 Характеристика лексики по значению прямое (первичное) первичное наименование предмета, признака, действия: вкусное яблоко нос человека перо птицы золотые серьги идёт отец аудитория светлая прямое (первичное) первичное наименование предмета, признака, действия: вкусное яблоко нос человека перо птицы золотые серьги идёт отец аудитория светлая Полисемия – многозначные слова (имеют несколько лексических значений) Полисемия – многозначные слова (имеют несколько лексических значений) переносное (вторичное) перенос наименований с одного предмета, признака, действия на другой по принципу сходства по форме, цвету, функции или на основе смежности предметов: глазное яблоко нос корабля перо ручки золотая осень идёт поезд аудитория дружная переносное (вторичное) перенос наименований с одного предмета, признака, действия на другой по принципу сходства по форме, цвету, функции или на основе смежности предметов: глазное яблоко нос корабля перо ручки золотая осень идёт поезд аудитория дружная

Проверь себя: В каких предложениях слова употреблены в переносных значениях? 1) Между деревьями мелькнула лиса. 2) Он такая лиса! 3) Уксусное брожение способствует консервации овощей. 4) Повышение налогов вызвало глухое брожение среди населения. 5) Голова свинцовая не поднять. 6) Свинцовые гири лежали в шкафу. 7) На день рождения ему подарили серебряный подстаканник. 8) Где-то пел женский голос, и слышались серебряные звуки мандолин. В каких предложениях слова употреблены в переносных значениях? 1) Между деревьями мелькнула лиса. 2) Он такая лиса! 3) Уксусное брожение способствует консервации овощей. 4) Повышение налогов вызвало глухое брожение среди населения. 5) Голова свинцовая не поднять. 6) Свинцовые гири лежали в шкафу. 7) На день рождения ему подарили серебряный подстаканник. 8) Где-то пел женский голос, и слышались серебряные звуки мандолин.

Проверь себя: В каких предложениях слова употреблены в переносных значениях? 1) Между деревьями мелькнула лиса. 2) Он такая лиса! 3) Уксусное брожение способствует консервации овощей. 4) Повышение налогов вызвало глухое брожение среди населения. 5) Голова свинцовая не поднять. 6) Свинцовые гири лежали в шкафу. 7) На день рождения ему подарили серебряный подстаканник. 8) Где-то пел женский голос, и слышались серебряные звуки мандолин. В каких предложениях слова употреблены в переносных значениях? 1) Между деревьями мелькнула лиса. 2) Он такая лиса! 3) Уксусное брожение способствует консервации овощей. 4) Повышение налогов вызвало глухое брожение среди населения. 5) Голова свинцовая не поднять. 6) Свинцовые гири лежали в шкафу. 7) На день рождения ему подарили серебряный подстаканник. 8) Где-то пел женский голос, и слышались серебряные звуки мандолин.

Омонимы Омонимы (от греч. homos – «одинаковый» + onyma – «имя») – одинаковые по звучанию, различные по значению лексические грамматические (омоформы) фонетические (омофоны) графические (омографы) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но имеющие различные лексические значения: коса девичья – острая коса – песчаная коса; ключ (отмычка) – ключ (родник); заставить (преграда) – заставить (принудить) совпадающие по звучанию и написанию отдельные формы разных слов: острая пила – пила воду; пара носков – давление пара; лечу в самолёте – лечу людей; три дерева – три морковь слова или формы слов, одинаковые по звучанию, но разные по написанию и значению: компания – кампания; полоскать–поласкать; изморозь–изморось; плод – плот; костный–косный; вера – Вера слова и формы слов, которые одинаково пишутся, но различаются по значению и ударением: замок– замок; мука – мука; атлас –атлас; белок – белок; дорога – дорога; вести – вести; земли – земли

Проверь себя: В предложениях найдите слова, которые могут вступать в омонимичные отношения с другими словами; определите, в чём проявляется их совпадение и к какой разновидности они относятся 1 Я всё расставлю на свои места, / Но для тебя уже, боюсь, не будет места. 2 И сбежала лиса в леса – / Схоронили её леса. 3 Область рифм – моя стихия, / И легко пишу стихи я. 4 Бранили пьесу: мол, пошла, / А пьеса всё-таки пошла. 5 За всех расплачусь, за всех расплачусь. 6 Серая ворона чёрного ворона утром ругала, присев на сучок. 7 Кому таланта не хватает, тот у талантливых хватает. В предложениях найдите слова, которые могут вступать в омонимичные отношения с другими словами; определите, в чём проявляется их совпадение и к какой разновидности они относятся 1 Я всё расставлю на свои места, / Но для тебя уже, боюсь, не будет места. 2 И сбежала лиса в леса – / Схоронили её леса. 3 Область рифм – моя стихия, / И легко пишу стихи я. 4 Бранили пьесу: мол, пошла, / А пьеса всё-таки пошла. 5 За всех расплачусь, за всех расплачусь. 6 Серая ворона чёрного ворона утром ругала, присев на сучок. 7 Кому таланта не хватает, тот у талантливых хватает.

Ответы: В предложениях найдите слова, которые могут вступать в омонимичные отношения с другими словами; определите, в чём проявляется их совпадение и к какой разновидности они относятся 1 Я всё расставлю на свои места, / Но для тебя уже, боюсь, не будет места. (омоформы) 2 И сбежала лиса в леса – / Схоронили её леса. (омофоны) 3 Область рифм – моя стихия, / И легко пишу стихи я. 4 Бранили пьесу: мол, пошла, / А пьеса всё-таки пошла. (омоформы) 5 За всех расплачусь, за всех расплачусь. (омографы) 6 Серая ворона чёрного ворона утром ругала, присев на сучок. (омоформы) 7 Кому таланта не хватает, тот у талантливых хватает. (лексические омонимы) В предложениях найдите слова, которые могут вступать в омонимичные отношения с другими словами; определите, в чём проявляется их совпадение и к какой разновидности они относятся 1 Я всё расставлю на свои места, / Но для тебя уже, боюсь, не будет места. (омоформы) 2 И сбежала лиса в леса – / Схоронили её леса. (омофоны) 3 Область рифм – моя стихия, / И легко пишу стихи я. 4 Бранили пьесу: мол, пошла, / А пьеса всё-таки пошла. (омоформы) 5 За всех расплачусь, за всех расплачусь. (омографы) 6 Серая ворона чёрного ворона утром ругала, присев на сучок. (омоформы) 7 Кому таланта не хватает, тот у талантливых хватает. (лексические омонимы)

Синонимы Синонимы (от греч. synonymos – «одноимённый») – слова, принадлежащие одной части речи, которые звучат и пишутся по-разному, но близки или одинаковы по смыслу лексические (семантические)стилистические обозначают одно и то же понятие, но различаются оттенками лексического значения: метель – вьюга, буран, пурга; друг – приятель, товарищ; смелый – отважный, храбрый, мужественный; молодость – юность; умный – мудрый; идти – шагать обозначают одно и то же понятие, но различаются стилистической окраской, т.е. употребляются в разных стилях речи: нейтральном, научно-публицистическом, разговорном и др.: луна и месяц, лошадь и конь, лоб и чело, брак и дефект, доказательство и аргумент, родина и отчизна, здесь и тут

Проверь себя: В приведённых предложениях найдите синонимы 1) Свободу печати никогда ещё не выпрашивали и не вымаливали, а только брали (В. Стасов). 2) Я, батюшка, не просить пришла, вот что! Не клянчить! Я своего требую! (А. Афиногенов). 3) Дружки мои молча шагали по дну оврага; идти было трудно: ноги то скользили, то глубоко вязли в грязи (М. Горький). 4) Волосы у неё были волнистые, каштановые, глаза продолговатые, карие (М. Горький). В приведённых предложениях найдите синонимы 1) Свободу печати никогда ещё не выпрашивали и не вымаливали, а только брали (В. Стасов). 2) Я, батюшка, не просить пришла, вот что! Не клянчить! Я своего требую! (А. Афиногенов). 3) Дружки мои молча шагали по дну оврага; идти было трудно: ноги то скользили, то глубоко вязли в грязи (М. Горький). 4) Волосы у неё были волнистые, каштановые, глаза продолговатые, карие (М. Горький).

Ответы: В приведённых предложениях найдите синонимы 1) Свободу печати никогда ещё не выпрашивали и не вымаливали, а только брали (В. Стасов). 2) Я, батюшка, не просить пришла, вот что! Не клянчить! Я своего требую! (А. Афиногенов). 3) Дружки мои молча шагали по дну оврага; идти было трудно: ноги то скользили, то глубоко вязли в грязи (М. Горький). 4) Волосы у неё были волнистые, каштановые, глаза продолговатые, карие (М. Горький). ~ В приведённых предложениях найдите синонимы 1) Свободу печати никогда ещё не выпрашивали и не вымаливали, а только брали (В. Стасов). 2) Я, батюшка, не просить пришла, вот что! Не клянчить! Я своего требую! (А. Афиногенов). 3) Дружки мои молча шагали по дну оврага; идти было трудно: ноги то скользили, то глубоко вязли в грязи (М. Горький). 4) Волосы у неё были волнистые, каштановые, глаза продолговатые, карие (М. Горький). ~

Антонимы Антонимы (греч. anti – «против» + onyma – «имя») – слова одной и той же части речи с противоположным значением; употребляются для наименования контрастных, но соотносительных друг с другом понятий: день – ночь, правда – ложь, мир – война, счастье – горе, широкий – узкий, глубокий – мелкий, красивый – безобразный, бедный – богатый, нравственный – безнравственный. Антоним не может существовать сам по себе. Антонимичные пары составляют слова с противоположным, а не с промежуточным значением (например, слову мокрый антонимично слово сухой, а не влажный). Антонимы (греч. anti – «против» + onyma – «имя») – слова одной и той же части речи с противоположным значением; употребляются для наименования контрастных, но соотносительных друг с другом понятий: день – ночь, правда – ложь, мир – война, счастье – горе, широкий – узкий, глубокий – мелкий, красивый – безобразный, бедный – богатый, нравственный – безнравственный. Антоним не может существовать сам по себе. Антонимичные пары составляют слова с противоположным, а не с промежуточным значением (например, слову мокрый антонимично слово сухой, а не влажный).

Проверь себя: Найдите в предложениях антонимы: 1)Два на миру у меня врага, / Два близнеца – неразрывно слитых: / Голод голодных – и сытость сытых. 2)Особым чувством он сразу всё осознал и понял. 3)Он подавал надежды прежде, / Теперь доносы подаёт. 4)Ваши принципы просты: / Вы очень любите остроты, / Но вы боитесь остроты. 5)Хоть он людей, конечно, знал / И вообще их презирал, - / Но (правил нет без исключений) / Иных он очень отличал… 6)У него такая специальность, что он может запросто плохое показать плохим, а хорошее хорошим. Найдите в предложениях антонимы: 1)Два на миру у меня врага, / Два близнеца – неразрывно слитых: / Голод голодных – и сытость сытых. 2)Особым чувством он сразу всё осознал и понял. 3)Он подавал надежды прежде, / Теперь доносы подаёт. 4)Ваши принципы просты: / Вы очень любите остроты, / Но вы боитесь остроты. 5)Хоть он людей, конечно, знал / И вообще их презирал, - / Но (правил нет без исключений) / Иных он очень отличал… 6)У него такая специальность, что он может запросто плохое показать плохим, а хорошее хорошим.

Ответы: 1,5,6 Найдите в предложениях антонимы 1)Два на миру у меня врага, / Два близнеца – неразрывно слитых: / Голод голодных – и сытость сытых. (антонимы) 2)Особым чувством он сразу всё осознал и понял. (паронимы) 3)Он подавал надежды прежде, / Теперь доносы подаёт. (полисемия) 4)Ваши принципы просты: / Вы очень любите остроты, / Но вы боитесь остроты. (омонимы) 5)Хоть он людей, конечно, знал / И вообще их презирал, - / Но (правил нет без исключений) / Иных он очень отличал… (антонимы) 6)У него такая специальность, что он может запросто плохое показать плохим, а хорошее хорошим. (антонимы) Найдите в предложениях антонимы 1)Два на миру у меня врага, / Два близнеца – неразрывно слитых: / Голод голодных – и сытость сытых. (антонимы) 2)Особым чувством он сразу всё осознал и понял. (паронимы) 3)Он подавал надежды прежде, / Теперь доносы подаёт. (полисемия) 4)Ваши принципы просты: / Вы очень любите остроты, / Но вы боитесь остроты. (омонимы) 5)Хоть он людей, конечно, знал / И вообще их презирал, - / Но (правил нет без исключений) / Иных он очень отличал… (антонимы) 6)У него такая специальность, что он может запросто плохое показать плохим, а хорошее хорошим. (антонимы)

Паронимúя Паронимы (греч. para – «возле» + onyma – «имя») – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные или частично совпадающие по значению. Звуковая близость однокоренных слов часто создаёт почву для их смешения в речи: поэтический – поэтичный, существо – сущность, встать – стать Паронимы (греч. para – «возле» + onyma – «имя») – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные или частично совпадающие по значению. Звуковая близость однокоренных слов часто создаёт почву для их смешения в речи: поэтический – поэтичный, существо – сущность, встать – стать Парономазúя (греч. paronomasia от «возле» + onomazo – «называю») – звуковая близость слов, этимологически и семантически различных (или: слова с разным написанием и близким, но не тождественным значением): исторический – истерический, раут – раунд, бульвар –гульвар Парономазúя (греч. paronomasia от «возле» + onomazo – «называю») – звуковая близость слов, этимологически и семантически различных (или: слова с разным написанием и близким, но не тождественным значением): исторический – истерический, раут – раунд, бульвар –гульвар

Проверь себя: Установите соответствие: А) адресат Б) адресант В) динамический Г) динамичный Д) командированный Е) командировочный А) адресат Б) адресант В) динамический Г) динамичный Д) командированный Е) командировочный 1) относящийся к динамике, движению 2) отправитель почтового отправления 3) получатель почтового отправления 4) обладающий большой внутренней энергией 5) относящийся к командировке 6) лицо, находящееся в командировке 1) относящийся к динамике, движению 2) отправитель почтового отправления 3) получатель почтового отправления 4) обладающий большой внутренней энергией 5) относящийся к командировке 6) лицо, находящееся в командировке

Ответы: А3Б2В1Г4Д6Е5 Соответствие понятия и дефиниции А) адресат – получатель почтового отправления; Б) адресант – отправитель почтового отправления; В) динамический – относящийся к динамике, движению (динамическая теория); Г) динамичный – обладающий большой внутренней энергией (динамичный темп); Д) командированный – лицо, находящееся в командировке; Е) командировочный – относящийся к командировке (командировочные расходы). Соответствие понятия и дефиниции А) адресат – получатель почтового отправления; Б) адресант – отправитель почтового отправления; В) динамический – относящийся к динамике, движению (динамическая теория); Г) динамичный – обладающий большой внутренней энергией (динамичный темп); Д) командированный – лицо, находящееся в командировке; Е) командировочный – относящийся к командировке (командировочные расходы).

Проверь себя: Задание 1. Определите значения приведённых слов. Составьте с ними словосочетания: чужой чуждый, демонстративный демонстрационный, понятный понятливый, бережный бережливый, здравица здравница, наследие наследство, сокрушённо сокрушительно. Задание 2. Образуйте словосочетания, выбирая из скобок нужное по смыслу слово: поступок (нестерпимый, нетерпимый), удостоверение (командировочное, командированное), дни (героические, геройские), меры (эффективные, эффектные), стихотворение (лиричное, лирическое), просьба (доверительная, доверчивая). Задание 3. Подберите синонимы и антонимы к прилагательным удачный удачливый. Тест. Ошибка в употреблении паронимов допущена в предложении 1)Слово для доклада предоставили главному редактору. 2)Банк представляет беспроцентные кредиты. 3)Нам предоставлено право решать эти вопросы самостоятельно. 4)Необходимо представить отчёт к сроку. 5)Хозяин представил гостя. Задание 1. Определите значения приведённых слов. Составьте с ними словосочетания: чужой чуждый, демонстративный демонстрационный, понятный понятливый, бережный бережливый, здравица здравница, наследие наследство, сокрушённо сокрушительно. Задание 2. Образуйте словосочетания, выбирая из скобок нужное по смыслу слово: поступок (нестерпимый, нетерпимый), удостоверение (командировочное, командированное), дни (героические, геройские), меры (эффективные, эффектные), стихотворение (лиричное, лирическое), просьба (доверительная, доверчивая). Задание 3. Подберите синонимы и антонимы к прилагательным удачный удачливый. Тест. Ошибка в употреблении паронимов допущена в предложении 1)Слово для доклада предоставили главному редактору. 2)Банк представляет беспроцентные кредиты. 3)Нам предоставлено право решать эти вопросы самостоятельно. 4)Необходимо представить отчёт к сроку. 5)Хозяин представил гостя.

Ответы: Задание 1. Определите значения приведённых слов. Составьте с ними словосочетания чужой чуждый, демонстративный демонстрационный, понятный понятливый, бережный бережливый, здравица здравница, наследие наследство, сокрушённо сокрушительно. Задание 2. Образуйте словосочетания, выбирая из скобок нужное по смыслу слово поступок (нестерпимый, нетерпимый), удостоверение (командировочное, командированное), дни (героические, геройские), меры (эффективные, эффектные), стихотворение (лиричное, лирическое), просьба (доверительная, доверчивая). Задание 3. Подберите синонимы и антонимы к прилагательным удачный удачливый Тест. Ошибка в употреблении паронимов допущена в предложении 1)Слово для доклада предоставили главному редактору. 2)Банк представляет беспроцентные кредиты. 3)Нам предоставлено право решать эти вопросы самостоятельно. 4)Необходимо представить отчёт к сроку. 5)Хозяин представил гостя. Задание 1. Определите значения приведённых слов. Составьте с ними словосочетания чужой чуждый, демонстративный демонстрационный, понятный понятливый, бережный бережливый, здравица здравница, наследие наследство, сокрушённо сокрушительно. Задание 2. Образуйте словосочетания, выбирая из скобок нужное по смыслу слово поступок (нестерпимый, нетерпимый), удостоверение (командировочное, командированное), дни (героические, геройские), меры (эффективные, эффектные), стихотворение (лиричное, лирическое), просьба (доверительная, доверчивая). Задание 3. Подберите синонимы и антонимы к прилагательным удачный удачливый Тест. Ошибка в употреблении паронимов допущена в предложении 1)Слово для доклада предоставили главному редактору. 2)Банк представляет беспроцентные кредиты. 3)Нам предоставлено право решать эти вопросы самостоятельно. 4)Необходимо представить отчёт к сроку. 5)Хозяин представил гостя.

2 Характеристика лексики по происхождению По происхождению лексика делится на исконно русскую (город, свеча, ягнёнок, человек, лодка, один, невежа, дерево) и заимствованную (кино, пианино, аквариум, суффикс, шоссе, режиссёр, демпинг, фракция). В русском языке сосуществуют устаревшие слова и неологизмы. Устаревшие слова – это слова, которые вышли из активного употребления, но сохранились в пассивном словаре. К устаревшим словам относятся: – архаизмы (от греч. archaios – «древний») заменены новыми словами: всуе, сугубо, сей, лицедей (актёр), рать (армия), воитель (боец), сеча (бой), хулить (бранить). Употребление архаизмов (взимать, безотлагательно, дабы, коему, коль скоро, на предмет, ниже- / вышеупомянутый, ныне, оный, приобщить, присовокупить, подлежит, тем паче, таковой) в современных текстах нежелательно, т.к. они придают исконно книжный и устарелый характер любому высказыванию; – историзмы - исчезли обозначаемые ими понятия (названия одежды, утвари, оружия и т.д.: городовой, урядник, армяк, камзол, вече, дворня, боярин нэп и др.). Историзмы не имеют синонимов и используются в художественной или научной литературе (ловчий, ЧК, продналог, продразвёрстка и др.). Ошибки в употреблении историзмов связаны с незнанием их лексического значения (Главный губернатор города). По происхождению лексика делится на исконно русскую (город, свеча, ягнёнок, человек, лодка, один, невежа, дерево) и заимствованную (кино, пианино, аквариум, суффикс, шоссе, режиссёр, демпинг, фракция). В русском языке сосуществуют устаревшие слова и неологизмы. Устаревшие слова – это слова, которые вышли из активного употребления, но сохранились в пассивном словаре. К устаревшим словам относятся: – архаизмы (от греч. archaios – «древний») заменены новыми словами: всуе, сугубо, сей, лицедей (актёр), рать (армия), воитель (боец), сеча (бой), хулить (бранить). Употребление архаизмов (взимать, безотлагательно, дабы, коему, коль скоро, на предмет, ниже- / вышеупомянутый, ныне, оный, приобщить, присовокупить, подлежит, тем паче, таковой) в современных текстах нежелательно, т.к. они придают исконно книжный и устарелый характер любому высказыванию; – историзмы - исчезли обозначаемые ими понятия (названия одежды, утвари, оружия и т.д.: городовой, урядник, армяк, камзол, вече, дворня, боярин нэп и др.). Историзмы не имеют синонимов и используются в художественной или научной литературе (ловчий, ЧК, продналог, продразвёрстка и др.). Ошибки в употреблении историзмов связаны с незнанием их лексического значения (Главный губернатор города).

3 Характеристика лексики по употребительности Характеристика лексики по употребительности общеупотребительная (активная) ограниченного употребления пассивная терминологическая, профессиональная, диалектная (присущая территориальным говорам) лексика: теорема, подлежащее, гутарить, векша терминологическая, профессиональная, диалектная (присущая территориальным говорам) лексика: теорема, подлежащее, гутарить, векша слова, известные всем, не ограниченные в употреблении : голова, рука, красиво, высоко, дышать, говорить слова, известные всем, не ограниченные в употреблении : голова, рука, красиво, высоко, дышать, говорить устаревшие слова: архаизмы (заменены новыми словами), историзмы (исчезли сами понятия); неологизмы (новые понятия, слова), окказионализмы (авторское словотворчество): чело, уста, аэроплан; городовой, урядник; бионика, кибернетика; офиалчен, шуршать устаревшие слова: архаизмы (заменены новыми словами), историзмы (исчезли сами понятия); неологизмы (новые понятия, слова), окказионализмы (авторское словотворчество): чело, уста, аэроплан; городовой, урядник; бионика, кибернетика; офиалчен, шуршать

Проверь себя: Найдите устаревшие слова и неологизмы в предложениях. Определите, к какой группе они относятся 1) Не удалось навек оставить / мне скучный, неподвижный брег. 2) Где прежде взору град являлся величавый, / Развалины теперь одни. 3) Зал публика не выбирает, но может выбрать шоуменов. 4) Федя уехал в Москву плотничать, а устроился в трактире половым. 5) Истинный поэт ничего не может написать опричь души. 6) Иридодиагностика – это новое направление в медицине. 7) В доме обосновались опричники Ивана Грозного. 8) Утреет. / С Богом! По домам!/ Позвякивают колокольцы. 9) Мы жили на Садовом, в большом доходном доме. 10) В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи / В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив. Найдите устаревшие слова и неологизмы в предложениях. Определите, к какой группе они относятся 1) Не удалось навек оставить / мне скучный, неподвижный брег. 2) Где прежде взору град являлся величавый, / Развалины теперь одни. 3) Зал публика не выбирает, но может выбрать шоуменов. 4) Федя уехал в Москву плотничать, а устроился в трактире половым. 5) Истинный поэт ничего не может написать опричь души. 6) Иридодиагностика – это новое направление в медицине. 7) В доме обосновались опричники Ивана Грозного. 8) Утреет. / С Богом! По домам!/ Позвякивают колокольцы. 9) Мы жили на Садовом, в большом доходном доме. 10) В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи / В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив.

Ответы: Найдите устаревшие слова и неологизмы в предложениях. Определите, к какой группе они относятся 1) Не удалось навек оставить / мне скучный, неподвижный брег. (берег; архаизм) 2) Где прежде взору град являлся величавый, / Развалины теперь одни. (город; архаизм) 3) Зал публика не выбирает, но может выбрать шоуменов. (неологизм общенародный) 4) Федя уехал в Москву плотничать, а устроился в трактире половым. (слуга в трактире; историзм) 5) Истинный поэт ничего не может написать опричь души. (за исключением, кроме; архаизм) 6) Иридодиагностика – это новое направление в медицине. (неологизм общенародный) 7) В доме обосновались опричники Ивана Грозного. (специальный воин времён опричнины; историзм) 8) Утреет. / С Богом! По домам!/ Позвякивают колокольцы. (неологизм индивидуально-авторский) 9) Мы жили на Садовом, в большом доходном доме. (до революции – жилой дом с квартирами, сдававшимися внаём; историзм) 10) В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи / В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив. (неологизмы индивидуально-авторские) Найдите устаревшие слова и неологизмы в предложениях. Определите, к какой группе они относятся 1) Не удалось навек оставить / мне скучный, неподвижный брег. (берег; архаизм) 2) Где прежде взору град являлся величавый, / Развалины теперь одни. (город; архаизм) 3) Зал публика не выбирает, но может выбрать шоуменов. (неологизм общенародный) 4) Федя уехал в Москву плотничать, а устроился в трактире половым. (слуга в трактире; историзм) 5) Истинный поэт ничего не может написать опричь души. (за исключением, кроме; архаизм) 6) Иридодиагностика – это новое направление в медицине. (неологизм общенародный) 7) В доме обосновались опричники Ивана Грозного. (специальный воин времён опричнины; историзм) 8) Утреет. / С Богом! По домам!/ Позвякивают колокольцы. (неологизм индивидуально-авторский) 9) Мы жили на Садовом, в большом доходном доме. (до революции – жилой дом с квартирами, сдававшимися внаём; историзм) 10) В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи / В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив. (неологизмы индивидуально-авторские)

4 Характеристика лексики по стилистической окраске Характеристика лексики по стилистической окраске нейтральная книжная разговорная слова употребляются в книжных стилях речи (публицистическом, научном, официально- деловом и т.д.): очи, лик, грядущий, блуждать, внимать слова употребляются в книжных стилях речи (публицистическом, научном, официально- деловом и т.д.): очи, лик, грядущий, блуждать, внимать слова, употребляющиеся в непринуждённой беседе: молодчина, работяга, раздевалка, гляделки, плутать, дрыхнуть, помирать слова, употребляющиеся в непринуждённой беседе: молодчина, работяга, раздевалка, гляделки, плутать, дрыхнуть, помирать слова лишены стилистической окраски (не прикреплены к определённому стилю речи): лицо, глаза, голый, будущий, бродить, спать слова лишены стилистической окраски (не прикреплены к определённому стилю речи): лицо, глаза, голый, будущий, бродить, спать

Проверь себя: Соотнесите ряды слов со стилистическим разрядом лексики: А) аптекарша, издёвка, ублажать, кавардак; Б) пещера, мечта, взятка, благодарность; В) грядущее, вручить, жизнь, арест; Г) констатировать, альтернатива, миграция, злопыхатель; Д) говорильня, срамота, хворый, ахинея. А) аптекарша, издёвка, ублажать, кавардак; Б) пещера, мечта, взятка, благодарность; В) грядущее, вручить, жизнь, арест; Г) констатировать, альтернатива, миграция, злопыхатель; Д) говорильня, срамота, хворый, ахинея. 1) нейтральная 2) книжная 3) разговорная 4) просторечная 1) нейтральная 2) книжная 3) разговорная 4) просторечная

Ответы: А3Б1Г2Д4 Соотнесите ряды слов со стилистическим разрядом лексики:

Следующая тема: «Фразеология» Следующая тема: «Фразеология»

Раздел «ЛЕКСИКА» Для слушателей факультета довузовской подготовки и профориентации, подготовительных курсов, абитуриентов Т.В. Авдонина кафедра довузовской подготовки и профориентации УО «ГГУ имени Франциска Скорины» Гомель, 2014