Учитель: Величко Татьяна Николаевна Ученики 8 «А» класса МБОУ СОШ 54 Электронная книга «Этот мир очарований, этот мир из серебра …»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Серебряный век» в русской литературе Подготовила учитель русского языка и литературы Абакаева Л.К.
Advertisements

Символизм в поэзии К. Д. Бальмонта. К.Д. Бальмонт ( ) Талантливейший русский поэт-символист, переводчик. Основные сборники: «Под северным небом»
И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл А. Ахматова.
Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме: «Романтический мир раннего Блока». Матвеева Е.А ГОУ ОСОШ 10 Санкт-Петербург.
Поэт в России - больше чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, кому уюта нет, покоя нет.
« Вечер » И. Бунин « Вечер » И. Бунин " Я всё - таки... прежде всего поэт. Поэт ! А уж потом только прозаик "
Подготовка к ЕГЭ Анализ поэтического текста. А. Ахматова Песня последней встречи 1911 год Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки, Я на.
«Серебряный век» русской поэзии - сложное культурное явление, проявившееся в русской философской мысли, разных видах искусства, а прежде с литературе,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 1 «Родничок»» города Дагестанские Огни г. Дагестанские Огни 2019 г.
Анализ стихотворения «Ветер принес из далека..». Александр Александрович Блок (1880 – 1921) на протяжении многих лет считал себя символистом и очень трепетно.
Мир идей «эйдос» Реальный мир Произведени е искусства «тень» идеи, «эйдоса » «тень теней»
Русская литература хх века. Тема урока: «Поэты Серебряного века». Литература. 11 класс. Т.Н.Зинович ТСОШ 2 ТСОШ 2.
«я помню чудное мгновенье...» «я помню чудное мгновенье...» Гриневич Л.А., учитель физики МОУ СОШ 1 г. Богданович.
«Поверить алгеброй гармонию» А.С.Пушкин Сочинение – вид творческой работы, где учащиеся проявляют свою личность, индивидуальность, развивают навыки письменной.
Рассказы И.А.Бунина о любви «Как дико, страшно все будничное, обычное, когда сердце поражено…этим страшным «солнечным» ударом, слишком большой любовью,
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
«Серебряного века» силуэт… Ковальчук Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУСОШ 17 пгт Ильского МО Северский район Краснодарского края.
Что такое СЧАСТЬЕ ? Выполнила учитель начальных классов Мангутова Е. М. МБОУ « Лиманская СОШ 1»
Стихотворение Бальмонта Учитель: Юдина Елена Алексеевна.
Несколько слов о Валерии Чеховой… В твоих бездонных глазах Есть мудрость и искра детства, В твоих солёных слезах Есть всё, что сказало сердце… В твоих.
Транксрипт:

Учитель: Величко Татьяна Николаевна Ученики 8 «А» класса МБОУ СОШ 54 Электронная книга «Этот мир очарований, этот мир из серебра …»

Одним из существенных условий реализации государственного образовательного стандарта (ФГОС) является использование в школьной практике информационных и коммуникационных технологий, в частности разработка информационно - деятельностных моделей обучения. Многие до сих пор ставят Книгу и Компьютер на разные чаши весов, противопоставляют их друг другу. Мы же считаем, что необходимо совместно использовать эти два источника знаний. При этом важно грамотно воспитывать в детях компьютерную и читательскую культуру. Ученики 8 «А» работали над долгосрочным проектом – макетом электронной книги «Поэты серебряного века». Окончательное название книги – «Этот мир очарований, этот мир из серебра…» Время работы над проектом : с октября 2012 по март 2013 учебного года. Режим работы : внеурочный, 2 часа в неделю. Осуществление деятельности : на этом этапе роль учителя невелика, ребята всё делали сами: подготовка материалов, перевод их в электронную форму и т. д. И презентация. Этот этап обязателен и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны демонстрации результатов. Презентация состоялась на итоговом классном часе с приглашением родителей года.

Последние лет характеризуются тем, что поэзию знают очень мало и ею слабо интересуются представители практически всех социальных групп, за исключением, может быть, гуманитарных интеллектуалов. Думается, что отсутствие интереса современной молодёжи к чтению поэзии, низкий уровень речевой культуры – это серьёзная проблема нашего школьного образования. Формирование читательской культуры подрастающего поколения – одна из основных наших задач. Данный проект даёт школьнику возможность выражать своё восприятие лирики в связном высказывании: интерпретировать понравившееся стихотворение, то есть учиться говорить о смысле и художественных средствах его выражения, особенностях поэтического стиля. В таком разговоре подросток раскован, свободен, интересен самому себе. Сегодня школе нужен «урок свободного чтения»! Данный проект учит искать строчки, соответствующие своим переживаниям и чувствам, выражать свои эмоции по поводу стихов, формирует потребность читать стихи, расширяет рамки школьной программы.

Ведущий. Сегодня мы представляем вам наш поэтический сборник, в который вошли стихотворения поэтов Серебряного века. Именно эти стихотворения нам особенно понравились. Сборник мы назвали «Этот мир очарований, этот мир из серебра…» (строки из стихотворения В.Брюсова). Давайте вспомним, какой период русской культуры принято называть Серебряным веком? Ведущая. Сравнительно небольшой период: приблизительно от начала 90-х годов XIX века до революционных катаклизмов 1917 года. Ведущая. Кто же ввёл в обиход определение «Серебряный век?» Ведущий. Впервые это выражение употребил философ Николай Бердяев, но закрепилось оно после появления статьи Николая Оцупа «Серебряный век русской поэзии», а окончательно вошло в оборот после публикации издателя журнала «Аполлон» Сергея Маковского «На Парнасе Серебряного века».

Ведущая. Серебряный век полон загадок и противоречий, переплетений многочисленных художественных течений. На рубеже веков произошло «серебряное отражение» предыдущих «золотых времён». Ведущий. Поэзия – это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия… и всегда потрясение. Сколько бедствий, катастроф вобрал в себя период начала века. Надежды и разочарования, взлёты и падения, обретения и потери… а что ждало человека впереди? Этого не знал никто. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму СТИХА. И стих был ярко индивидуален. Введение в тему

Ведущая. С чем ассоциируется Серебряный век? Какие мысли возникают, когда вы слышите эти слова? Ведущий. Серебряный век – блеск, звон колоколов, бряцанье, утончённость, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, свечение, сияние, серебряный колокольчик, туман, изящество, волшебство, тайна, шёпот, голоса, уста, глаза… Ведущая. Звуковой облик слов «Серебряный век» создаёт в нашем воображении особый мир, настраивает на разговор о чём-то возвышенном и прекрасном… Приглашаю к разговору! (звучит музыка: С. Рахманинов «Нежность», Ф. Шопен «Ноктюрн») Введение в тему

Были святки кострами согреты, И валились с мостов кареты, И весь траурный город плыл По неведомому назначенью, По Неве или против теченья – Только прочь от своих могил. По Галерной чернела арка, В Летнем тонко пела флюгарка, И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл. Такими строками А. Ахмато­ва говорила о "серебряном веке", представителем которого является и она сама. В конце девятнадцатого начале двадцатого века Россия переживала интенсивный интеллектуальный подъём, особенно ярко проявившийся в философии и поэзии. Философ Николай Бердяев называл это время русским культурным ренессансом. По словам бердяевского современника Сергея Маковского, именно Бердяеву принадлежит и другое, более известное определение этого периода «Серебряный век». Оно перекликается с пушкинской эпохой, именуемой "золотым веком". Предисловие

Серебряный век – это, конечно же, не век в прямом понимании этого слова, а период в несколько десятилетий, с начала 20 века до Октябрьской революции 1917 г., когда появилась группа поэтов, сумевших заявить о себе новым, необычным творчеством. Серебряный век в русской культуре это в первую очередь поэтическое событие. Конечно, в прозе, живописи и музыке, были таланты, которые творили в это же время. Но ни в одной другой сфере искусства, Серебряный век не нашел такой армады гениев, как в поэзии. Культура излучала яркий, солнечный свет, освещая им весь мир, поражая его своей силой, блеском и великолепием. Искусство тогда активно вторгалось в общественную жизнь и политику. Оно в полной мере соответствовало известной формуле Е. Евтушенко: Поэт в России - больше, чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, кому уюта нет, покоя нет. Поэт в ней - образ века своего и будущего призрачный прообраз. Поэт подводит, не впадая в робость, итог всему, что было до него. Сумею ли? Культуры не хватает... Нахватанность пророчеств не сулит... Но дух России надо мной витает и дерзновенно пробовать велит. И, на колени тихо становясь, готовый и для смерти, и победы, прошу смиренно помощи у вас, великие российские поэты... Предисловие

Они были очень разные, поэты Серебряного века. Они жили сложной внутренней жизнью, трагической и радостной, наполненной исканиями, чувствами, стихами. У каждого из них были свои творческие теоретические программы, почти все они отрицали достижения предыдущих поколений, враждовали друг с другом и пыта­лись предсказать будущее, которое было для них самих неясным и туманным, поэтому почти всегда трагический оттенок в творчестве многих художников и поэтов. Великие русские поэты "серебряного века"... Они "глаголом жгли сердца людей". Это о них говорит Е.Евтушенко в своей "Молитве перед поэмой", это к ним он обращается за советом и помощью. О, дай мне, Блок, туманность вещую и два кренящихся крыла, чтобы, тая загадку вечную, сквозь тело музыка текла. Дай, Пастернак, смещенье дней, смущенье веток, сращенье запахов, теней с мученьем века, чтоб слово, садом бормоча, цвело и зрело, чтобы вовек твоя свеча во мне горела. Предис ловие

Серебряный век - мятежный, богоищущий, бредивший красотой и ныне не забыт. Голоса его выразителей до сих пор звучат, хотя и по-иному, чем звучали тогда, так описывал серебряный век Акимов. Словосочетание серебряный век ассоциируется в нашем сознании с чем-то возвышенным. Поэты Серебряного века продолжали традиции русской поэзии, для которой человек был важен сам по себе, важны его мысли и чувства, его отношение к вечности, к Богу, к Любви и Смерти в философском, метафизическом смысле. Поэты Серебряного века верили в искусство, в силу слова. Поэтому для их творчества показательно погружение в стихию слова, поиск новых средств выражения. Они заботились не только о смысле, но и о стиле для них был важен звук, музыка слова и полное погружение в стихию. Каждый из поэтов "серебряного века" был гениален по-своему и, конечно, каждый втайне считал себя лучшим. Егор И. Есенин, дай на счастье нежность мне к березкам и лугам, к зверью и людям и ко всему другому на земле, что мы с тобой так беззащитно любим. Дай, Маяковский, мне глыбастость, буйство, бас, непримиримость грозную к подонкам, чтоб смог и я, сквозь время прорубаясь, сказать о нем товарищам-потомкам... Предисловие

Одиночество И ветер, и дождик, и мгла Над холодной пустыней воды. Здесь жизнь до весны умерла, До весны опустели сады. Я на даче один. Мне темно За мольбертом, и дует в окно. Вчера ты была у меня, Но тебе уж тоскливо со мной. Под вечер ненастного дня Ты мне стала казаться женой... Что ж, прощай! Как-нибудь до весны Проживу и один - без жены... Сегодня идут без конца Те же тучи - гряда за грядой. Твой след под дождём у крыльца Расплылся, налился водой. И мне больно глядеть одному В предвечернюю серую тьму. Мне крикнуть хотелось вослед: «Воротись, я сроднился с тобой!» Но для женщины прошлого нет: Разлюбила - и стал ей чужой. Что ж! Камин затоплю, буду пить... Хорошо бы собаку купить Иван Бунин ( ) Поэты серебряного века

Тема стихотворения, бесспорно, прямо определена самим поэтом – это одиночество, которое испытывает лирический герой. А может быть, это стихотворение о любви, а может, о смысле жизни. Мне трудно сейчас это понять. Почему тогда выбрал это стихотворение? Интересно было следить за ходом мысли поэта. Привлекла меня третья строка: Здесь жизнь до весны умерла… «Жизнь умерла» - это оксюморон. А почему «жизнь умерла»? В стихотворении есть ответ: Вчера ты была у меня… …Твой след под дождём у крыльца Расплылся, налился водой. Всё понятно. Женщина ушла навсегда. Вот и страдает герой от одиночества. И концовка очень интересная, даже неожиданная для меня. Хорошо бы собаку купить. «Купить собаку» - это значит жить, то есть герой нашёл в себе силы, чтобы продолжать жить. Но теперь он не будет одинок, ведь верный пёс не бросит никогда, он будет с хозяином до конца жизни. Трагизм одиночества снят. Рыченков Никита. Поэты серебряного века

Вечер Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно. В бездонном небе легким белым краем Встает, сияет облако. Давно Слежу за ним... Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано. Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг. День вечереет, небо опустело. Гул молотилки слышен на гумне... Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне Стихотворение написано простым лаконичным языком. Передать прелесть осеннего вечера и состояние героя помогают эпитеты ("чистый воздух", "бездонное небо", "усталый взгляд"), метафоры ("воздух, льющийся в окно", "встает, сияет облако"), сравнения ("легким белым краем встает"). Поэт чередует инверсию ("Пискнула и села на подоконник птичка", "легким белым краем Встает, сияет облако") с прямым порядком слов, что создает интересный ритм, передающий неровное течение мысли главного героя: то плавное, то сбивающееся на учащение. Этому же способствует чередование длинных и коротких строк в стихотворении. Поэты серебряного века

Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями, что также придает ему плавность. Бунин использовал перекрестную рифмовку (абаб) и чередование женских и мужских рифм (вспоминаем - оно - сараем - окно). "Вечер" Бунина считают шедевром философской лирики. Почему? Да потому, что поэт сумел так просто и ясно сказать об очень сложных вещах - о человеческом счастье. Мне близка формула поэта, хотя, мне кажется, во всей глубине я осознаю ее гораздо позже: "Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне". Человек живет, он имеет возможность видеть, слышать, чувствовать. И это - огромное счастье. Ведь именно это и составляет смысл человеческой жизни. Каждый миг дан тебе свыше, как подарок. Пользуйся им, наслаждайся и будь благодарен за все. Ты имеешь душу, способную чувствовать, и это самое большое чудо на земле! Именно таким настроением я проникся, именно к таким выводам пришёл, именно это осознал, прочитав стихотворение "Вечер". Роман Толстых. Поэты серебряного века

Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века - Все будет так. Исхода нет. Умрешь - начнешь опять сначала И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь Александр Блок ( ) Поэты серебряного века Благодаря рекламе это стихотворение узнали все. Необычен его ритм, это как лёгкие удары в барабан. Эта ритмика привлекает читателей и меня тоже. Поэт называл современный ему мир «страш­ным миром». Современный мир представлялся поэту лишенным гармонии, бесчувственным, за­мкнутым. Именно такой мир изображен в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека...».

Стихотворение воспроизводит тусклую, беспросветную, действительность. В мировой литературе «свет» это традиционный символ гармонии, разума, добра, полноты жизни. Здесь же он лишается своей основной функции и определяется как «тусклый». В «страш­ном мире», изображаемом поэтом, нет ни свободы, ни движения, возможна лишь имитация дви­жения «ледяная рябь» на поверхности канала. Жизнь замерла, превратилась в бессмысленное круговращение, однообразное движение по кругу. И даже смерть в этом мире не может преодолеть унылого однообразия, потому что все повторится, все «начнешь опять сначала». Образ мрачной улицы у поэта разрастается и становится символом ограниченности жизни, ее пустоты. Эту безысходность, замкнутость подчеркивает кольцевая композиция: в конце произведения повторяется его начальная строка. Время и пространство стихотворения как бы ограничиваются, замыкаются, а ощущение безысходности («исхода нет») усиливается. Грустно! Вячеслав Акулин. Поэты серебряного века

Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вокруг раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор, И сияньем прощальным как будто ласкали, Словно нежно ласкали отуманенный взор. А внизу подо мною уж ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали. Я узнал, как ловить уходящие тени, Уходящие тени потускневшего дня, И все выше я шел, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня Константин Бальмонт ( ) Поэты серебряного века

Поиск стихотворения для электронной книги дался мне нелегко, так как я достаточно разборчива в поэзии. Я нашла много красивых стихов невероятно талантливых поэтов, но ни один из них по-настоящему не тронул мою душу. Я почти впала в отчаяние: неужели мне придется представлять стих, который меня даже не взволновал? Но я совершенно случайно увидела стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта и поняла - да, вот оно. Это стихотворение потрясло меня с первого прочтения, и я решила, что больше не буду ничего искать. Лирический герой устремлён ввысь, дальше от обычного мира, проблем, суеты, от Земли к Небесам, от тени к свету. Слова Земля и Небеса пишутся с большой буквы, это значит, что им придаётся весомое значение. И при этом автор использует особый литературный приём антитезы, то есть резкого противопоставления двух образов, понятий, психических и душевных состояний. Стихотворение в целом создаёт ощущение контраста. Автор использует интересный и мною любимый приём кольцевой композиции. Он начинает и заканчивает строками: Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. Но отличия в том, что в начале герой только начинает «ловить тени» и подниматься по ступеням, в конце же он уже «узнал, как ловить уходящие тени» и продолжает подниматься дальше – ввысь. Но кольцевая композиция даёт понять читателю, что это всё же не вершина, путь ещё не окончен. Лестницы, по которым автор поднимается к Небесам, олицетворяют жизнь, а огневое светило – цель, к которой он стремится. Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня - нелёгкий труд преодоления пути от старой жизни к новой. Анастасия Засурцева. Поэты серебряного века

Поиск стихотворения для электронной книги дался мне нелегко, так как я достаточно разборчива в поэзии. Я нашла много красивых стихов невероятно талантливых поэтов, но ни один из них по-настоящему не тронул мою душу. Я почти впала в отчаяние: неужели мне придется представлять стих, который меня даже не взволновал? Но я совершенно случайно увидела стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта и поняла - да, вот оно. Это стихотворение потрясло меня с первого прочтения, и я решила, что больше не буду ничего искать. Лирический герой устремлён ввысь, дальше от обычного мира, проблем, суеты, от Земли к Небесам, от тени к свету. Слова Земля и Небеса пишутся с большой буквы, это значит, что им придаётся весомое значение. И при этом автор использует особый литературный приём антитезы, то есть резкого противопоставления двух образов, понятий, психических и душевных состояний. Стихотворение в целом создаёт ощущение контраста. Автор использует интересный и мною любимый приём кольцевой композиции. Он начинает и заканчивает строками: Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. Но отличия в том, что в начале герой только начинает «ловить тени» и подниматься по ступеням, в конце же он уже «узнал, как ловить уходящие тени» и продолжает подниматься дальше – ввысь. Но кольцевая композиция даёт понять читателю, что это всё же не вершина, путь ещё не окончен. Лестницы, по которым автор поднимается к Небесам, олицетворяют жизнь, а огневое светило – цель, к которой он стремится. Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня - нелёгкий труд преодоления пути от старой жизни к новой. Анастасия Засурцева. Поэты серебряного века

Град Качнуло небо гневом грома, Метнулась молния и град В воде запрыгал у парома, Как серебристый виноград. Вспорхнула искорка мгновенья, Когда июль дохнул зимой Для новых дум, для вдохновенья, Для невозможности самой. И поднял я бокал высоко, Блеснули мысли для наград. Я пил вино, и в грезах сока В моем бокале таял град Игорь Северянин ( ) Поэты серебряного века

Меня это стихотворение подкупило своей необычностью. В нём совмещено не- совместимое, а строение, несмотря на кажущуюся бессмысленность, прекрасно. Удивительное сочетание слов делает это стихотворение каким-то особенным. Стихотворение хочется перечитывать снова и снова. Стихотворение описывает летний град, то есть момент проникновения зимы в летнюю жару, момент соединения несоединимого. Для Северянина этот момент подобен моменту творчества, вдохновения, также сопрягающего в одно целое то, что казалось несоединимым. В стихотворении активно использован приём аллитерации: многократно повторяются сочетания звуков «гр», «пр» и «бр» («грома», «град», «запрыгал», «серебристый» «виноград», «наград», «грезах»), иногда согласные разделены гласными ( «парома», «вспорхнула»), эти сочетания явно звукоподражательные, изображающие рокот грома и стук града. Часто в одной строке слова начинаются с одной согласной - «гневом грома», «метнулась молния», «запрыгал у парома», «для новых дум»). Вторая же строфа подчёркнуто выделяется звуком «х», отсутствующим в других строках - «вспорхнула», «дохнул», «вдохновенья». Этот звук будто бы изображает тот вздох, то прерывистое дыхание, которое обычно для вдохновения. Град в воде напоминает виноград - и вот уже он тает не в воде, а в вине, серебристая зима проникает в душу лета, и невозможное становится возможным. Андрей Власов. Поэты серебряного века

Невыразимая печаль… Невыразимая печаль Открыла два огромных глаза, Цветочная проснулась ваза И выплеснула свой хрусталь. Вся комната напоена Истомой -- сладкое лекарство! Такое маленькое царство Так много поглотило сна. Немного красного вина, Немного солнечного мая - И, тоненький бисквит ломая, Тончайших пальцев белизна Осип Мандельштам ( ) Поэты серебряного века Читает Осип Мандельштам. Сегодня дурной день.

В поисках стихотворения поэта серебряного века я обратила внимание на стихи О. Мандельштама. Особенно тронуло меня стихотворение «Невыразимая печаль…», захотелось понять, что хотел донести до нас поэт. Стихотворение, на мой взгляд, возвышенное и утонченное. Тема уходящей любви раскрывается какими – то намеками, недосказанностью. Поэт, наверное, хотел сказать, что любовь – это и счастье, и печаль одновременно, что любовь – хрупкое чувство, как и тот мир, который окружает нас. Он может в любую минуту покачнуться и разбиться. Изобразительные средства помогают выразить основную мысль стихотворения. Яркие эпитеты ( невыразимая печаль, огромные глаза, маленькое царство, тончайших пальцев ) передают настроение лирического героя, а словосочетание « красное вино » помогает передать чувства. Также очень интересные метафоры, которые создают легко воображаемые картины. Я отметила маленькую деталь: « белизна пальцев » - неповторимая индивидуальность женщины. Она очень хрупкая и изящная. В этом стихотворении поэт раскрылся передо мной как человек с тонкой и ранимой душой. Александра Власова. Поэты серебряного века

Мы встречались с тобой на закате... Мы встречались с тобой на закате. Ты веслом рассекала залив. Я любил твое белое платье, Утонченность мечты разлюбив. Были странны безмолвные встречи. Впереди - на песчаной косе Загорались вечерние свечи. Кто-то думал о бледной красе. Приближений, сближений, сгораний - Не приемлет лазурная тишь... Мы встречались в вечернем тумане, Где у берега рябь и камыш. Ни тоски, ни любви, ни обиды, Всё померкло, прошло, отошло.. Белый стан, голоса панихиды И твое золотое весло Александр Блок ( ) Поэты серебряного века Читает Александр Блок. О доблестях, о подвигах, о славе

Стихотворение это надо читать тихо, потому что перед нами особый мир влюбленного героя. В основе стихотворения лежит сюжет встречи, не обещающей будущего, граничащей с разлукой. Кроме того, в стихотворении ярко выражены 2 мотива: мотив встречи (1 и 2 строфы) и мотив расставания лирического героя с любимой (3-4 строфы). Встреча героев происходит на закате, окутанном вечерним ореолом таинственности, это уже изначально свидетельствует о «закате» отношений. К тому же они встречаются на фоне реки, которая олицетворяет необратимое течение времени. Она «веслом рассекала залив», как бы нанося удар по чувству, которое уносит течение реки. У героев нет будущего: все глаголы в стихотворении употреблены в форме прошедшего времени. Их свидания окутаны туманом, который символизирует непрочность, иллюзорность их встреч. Но их свидания были романтичны, пронизаны тайной, которые скрывал вечер. Образ вечерних свечей подчеркивает чистоту и непорочность их отношений. Её образ скрывается, ускользает, его тоже уносит течение реки. Образ Её неуловим, расплывчат: мы видим только очертания стана в белом платье (« Я любил твоё белое платье»). Она безмолвна, непостижима, непорочна. Её образ он боготворит. Но реальность не приемлет их встреч. Поэтому в 3-ей строфе четко выражен мотив расставания : « …приближений, сближений, сгораний – не приемлет лазурная тишь …». Эти строки являются границей между отношениями героев. Наличие тире и многоточия еще раз этот разрыв подчеркивают. Но Ее образ для героя – источник вечного счастья, вечной радости, красоты. Несмотря на то что в душе героя осталась пустота : «… ни тоски, ни любви, ни обиды, все померкло,прошло, отошло …», последние две строки стихотворения: « Белый стан, голоса панихиды // И твое золотое весло » - звучат как песня, обращенная к Величию, Женственности, Красоте и Любви. Наталья Плоцкая. Поэты серебряного века

С самого детства у меня не получалось понять поэзию. Мне казалось, в ней есть что-то своё, необычное, ведь не зря говорят что стихи – это речь богов, волшебный порядок слов. И я счастлив, что в двенадцать лет я смог почувствовать эту тонкую нить, которая всё мне не давалась. В этом событии большую роль сыграл Александр Блок. Я влюбился в его стихотворение с откровенным названием: «О, я хочу безумно жить». В этих строчках что-то неуловимое, то, что подымает меня, возможно, это и есть сила стиха, поэзии. И когда мне становится тяжело в жизни, я вспоминают эти прекрасные строчки О, я хочу безумно жить: Всё сущее - увековечить, Безличное - вочеловечить, Несбывшееся - воплотить! Пусть душит жизни сон тяжелый, Пусть задыхаюсь в этом сне,- Быть может, юноша весёлый В грядущем скажет обо мне: Простим угрюмство - разве это Сокрытый двигатель его? Он весь - дитя добра и света, Он весь - свободы торжество! Стихотворение читается легко, на одном дыхании. Из художественных средств обратил внимание на неологизм «вочеловечить». Поэт хочет уйти от жестокости, безликости мира, он пытается объяснить нам, что его мечта заключается в том, чтобы «несбывшееся – воплотить». Вернёмся к смыслу. Его я понимаю так: какой бы трудной ни была жизнь, люди стараются воспринимать трудности с улыбкой, и что тяжесть жизни не может остановить ни одну мечту. Думаю, Блок был таким человеком, так как жил в трудное время для России (написал стихотворение в 1914 г., когда назревала мировая война), но он всё-таки смог воплотить в стихотворении образ героя, которого он почитал, героя, который сочетает в себе несовместимое: Он весь – дитя добра и света Он весь – свободы торжество! Евгений Веллер. Поэты серебряного века

Волшебная скрипка Валерию Брюсову Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка, Не проси об этом счастье, отравляющем миры, Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка, Что такое темный ужас начинателя игры! Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки, У того исчез навеки безмятежный свет очей, Духи ада любят слушать эти царственные звуки, Бродят бешеные волки по дороге скрипачей. Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам, Вечно должен биться, виться обезумевший смычок, И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном, И когда пылает запад и когда горит восток. Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервется пенье, И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленье В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь. Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось все, что пело, В очи глянет запоздалый, но властительный испуг. И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело, И невеста зарыдает, и задумается друг. Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ! Но я вижу ты смеешься, эти взоры два луча. На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача! 1910 Николай Гумилев ( ) Поэты серебряного века Читает Николай Гумилев. Запись 1920 года, очень плохого качества

Стихотворение «Волшебная скрипка» Николай Гумилев написал в 1910 году и посвятил его начинающему поэту Валерию Брюсову. Этому стиху автор придавал какое-то особое значение, потому что не стал помещать его в сборник «Романтические цветы», а опубликовал его в очень известном в то время журнале «Весы». Обращение к молодому поэту Гумилев выразил в метафорической форме, сравнив поэтический талант с игрой на скрипке. Причем Гумилев, как опытный «скрипач», пытается наставить Брюсова, к которому в стихотворении обращается как к «мальчику», на другой путь, пока еще не поздно: Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка Не проси об этом счастье, отравляющем миры Пытается показать ему все трудности, которые обязательно возникнут на его пути. Автор желает молодому дарованию добра и пытается уберечь его от ошибок. Самыми главными врагами, которые отравляют жизнь поэта, являются критики, которых автор называет волками: « Бродят бешеные волки по дороге скрипачей ». Поэту все время необходимо писать, он не имеет права на отдых в любых обстоятельствах: Если вдруг остановиться и перестать «играть», то произойдет что-то страшное, мир будет настроен против «игрока» и «бешеные волки» станут лапами на грудь, раздавят и отправят в небытие. Искушенный жизнью поэт объясняет юному автору, что можно остаться непонятым среди окружающих, не быть признанным, жить бесславно. Самое главное, быть готовым к этому и творить, несмотря ни на что, быть готовым к тому, что даже самые близкие друзья могут отвернуться в случае неудачи. И автор все-таки благословляет начинающего поэта: На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача! Он понимает, что «мальчик» не откажется от «игры на скрипке», он этого хочет. Талант нельзя испугать трудностями. «Мальчик» знает, что можно умереть и готов умереть «славной смертью, страшной смертью скрипача». Дарья Сергеева. Поэты серебряного века

Гость Всё как раньше : в окна столовой Бьётся мелкий метельный снег, И сама я не стала новой, А ко мне приходил человек. Я спросила : Чего ты хочешь ? Он сказал: Быть с тобой в аду. Я смеялась: Ах, напрочишь Нам обоим, пожалуй, беду. Но, поднявши руку сухую, Он слега потрогал цветы: Расскажи, как тебя целуют, Расскажи, как целуешь ты. Поэты серебряного века Стихотворение относится к любовной лирике Анны Ахматовой: оно рассказывает о запутанных отношениях мужчины и женщины. Всё непросто, достаточно напряжённо, всё, видимо, в прошлом. И эта встреча не приносит им радости, облегчения. По жанру – это элегия. Средства выразительности сдержанные: эпитеты ( «метельный снег», «глядевшие тускло», «просветлённо-злого лица»), анафора («расскажи/расскажи…» в 3-ей строфе), обращение помогают правдиво передать внутреннее напряжение героев, их душевное состояние какой-то растерянности, даже пустоты. Очень чёткая композиция, рифма перекрёстная, стихотворный размер – анапест. Сила поэзии – краткость. Ахматова научилась этому у Пушкина. Ксения Юмашова. И глаза, глядевшие тускло, Не сводил с моего кольца. Ни один не двинулся мускул Просветленно-злого лица. О, я знаю: его отрада- Напряженно и страстно знать, Что ему ничего не надо, Что мне не в чем ему отказать Анна Ахматова ( )

Песня последней встречи Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней, А я знала их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри! Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый - И я тоже. Умру с тобой!» 1911 Поэты серебряного века С творчеством Анны Ахматовой я немного знакома и могу сказать, что её стихи мне интересны. Например, такие, как «Сероглазый король», «Сжала руки под тёмной вуалью» и др. Считают, что поэтесса создала книгу женской души. Я, пожалуй, с этим согласна. Её «перчатка с левой руки» запомнилась всем. Мне нравится лаконичность ахматовской лексики, её естественная интонация, даже неоднократные повторы местоимения «я» не портят стихотворение. Драматизм ситуации волнует, ты сочувствуешь героине. Обратите внимание – все глаголы в стихотворении употреблены в прошедшем времени. Всё уже в прошлом! Интересна звукопись: повторение звука «у» созвучно глаголу «умру». Мне хочется читать это стихотворение снова и снова. Наверное, оно – моё любимое. София Беленькая. Читает Анна Ахматова. Маяковский в 1913 г. Читает Владимир Маяковский (1920, Петроград, Институт Живого Слова): - Значит.. это кому-нибудь нужно?

Эпилог На стыке XIX и XX веков русская поэзия пережила второе рождение, которое впоследствии было названо ее серебряным веком. Серебряный век русской поэзии был недолог, но объединил плеяду ярчайших, талантливых поэтов. Бальмонт и Сологуб, Брюсов и Блок, Гумилев и Ахматова, Мандельштам, Волошин, Цветаева, Северянин, Есенин, Маяковский и другие знаменитые поэты в этот период написали свои лучшие творения. Безусловно, Серебряный век в русской культуре это в первую очередь поэтическое событие. Конечно, в прозе, живописи и музыке, были таланты, которые творили в это же время. Но ни в одной другой сфере искусства, Серебряный век не нашел такой армады гениев, как в поэзии. У многих из них биографии сложились трагически, ведь волею судьбы им пришлось жить и творить в такое роковое для страны, переломное время революций и хаоса послереволюционных лет, гражданской войны, крушения надежд и возрождения. Многие поэты погибли после трагических событий (В. Хлебников, А. Блок), многие эмигрировали (К. Бальмонт, З. Гиппиус, И. Северянин, М. Цветаева), некоторые свели счеты с жизнью, были расстреляны или сгинули в сталинских лагерях. Но тем не менее все они успели внести огромный вклад в русскую культуру и обогатить ее своими выразительными, красочными, оригинальными произведениями.