«Особенности сопровождения семьи ребенка с ОВЗ» Подготовила: педагог-психолог педагог-психолог МБДОУ ДСКВ 50 «Лесная сказка» МБДОУ ДСКВ 50 «Лесная сказка»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Социально – педагогическая работа с детьми девиантного поведения в школе. Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель Г. Гегель. Человек.
Advertisements

Педагога-психолога Алёны Вячеславовны Фаткуллиной.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
МОУ СОШ 81 Социально – педагогическая работа с детьми девиантного поведения в школе. Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель Г. Гегель.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ 3 г. ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Психологическая подготовка школьников к ГИА В помощь школьному психологу.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД 23 «РОМАШКА» СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РА ЙОНА МОДЕЛЬ.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 182 общеразвивающего вида Педагог-психолог Шуменко Татьяна Валентиновна.
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ Фурсова Наталья Анатольевна. ИЗМЕНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ИЗМЕНЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРА ПИТАНИЯ НЕСФОРМИРОВАН- НОСТЬ НАВЫКОВ.
Педагог-психолог Прилепа О.В. Социальный педагог Кравченко Н.Ю Социальный педагог Аканова Р. Б. Программа просветительской работы с родителями «МЫ и наши.
Взаимодействия родителей и педагогов в процессе интегрированного обучения. Успешное решение проблем ребенка немыслимо без участия родителей. Но родители.
«Использование dans-терапии для гармонизации детско-родительских отношений» Министерство образования и науки Республики Марий Эл ГОУ Республики Марий Эл.
Психокоррекционная программа «Профилактика суицидального поведения у подростков «Желание жить»
Участие педагога- психолога в комплексном сопровождении развития ребенка с социально- личностными проблемами.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
1) сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения, психокоррекции имеющихся отклонений 2) помощь ребенку в развитии личности, социализации,
Клуб для родителей «АБВГДЕЙКА» по подготовке детей к школе.
Когда на небе загорается звезда, То на земле рождается ребёнок. Малыш сравним лишь с утренней звездой, Холодный блеск которой разогреет Солнце. От вас.
Ребёнок – это солнце вокруг которого вращается весь педагогический процесс. Его силы должны быть выявлены, интересы удовлетворены, способности развиты.
Педагог-психолог это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.
Транксрипт:

«Особенности сопровождения семьи ребенка с ОВЗ» Подготовила: педагог-психолог педагог-психолог МБДОУ ДСКВ 50 «Лесная сказка» МБДОУ ДСКВ 50 «Лесная сказка» Дубчак М.В.

Девиз моей системы работы по психолого- педагогическому сопровождению родителей детей с ВОЗ: Девиз моей системы работы по психолого- педагогическому сопровождению родителей детей с ВОЗ: «Радостная и яркая жизнь дошкольника, наполненная общением с родителями, их желанием сотрудничать, заботой о нем, зависит от родительской любви, внимания, понимания, принятия, великодушия, милосердия, терпимости и веры в возможности своего ребёнка».

Семья – это особый мир, внутри которого формируется либо деформируется личность ребенка. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья семья, как наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна выполнять свое базовое предназначение – стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой, обеспечивающей компенсацию дефекта. Семья – это особый мир, внутри которого формируется либо деформируется личность ребенка. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья семья, как наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна выполнять свое базовое предназначение – стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой, обеспечивающей компенсацию дефекта.

Особенности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья Родители детей с ОВЗ испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, стыда, обиды на жизнь, отвержение ребенка, чувство горечи и разочарования в том, что их ребенок отличается от своих сверстников, неадекватно ведет себя, плохо думает и говорит, имеет большие трудности в обучении, родители испытывают невротическую усталость, опустошенность, раздражительность, высокий уровень тревожности, они находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д. Родители детей с ОВЗ испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, стыда, обиды на жизнь, отвержение ребенка, чувство горечи и разочарования в том, что их ребенок отличается от своих сверстников, неадекватно ведет себя, плохо думает и говорит, имеет большие трудности в обучении, родители испытывают невротическую усталость, опустошенность, раздражительность, высокий уровень тревожности, они находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д. Некоторые родители начинают умышленно ограничивать круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Некоторые родители начинают умышленно ограничивать круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Для других родителей единственным способом самореализации является гиперопека, ограничивающая активность и самостоятельность ребенка. Для других родителей единственным способом самореализации является гиперопека, ограничивающая активность и самостоятельность ребенка. Есть группа родителей, которые, наоборот, занимают неоправданно жесткую позицию в воспитании ребенка. Эти родители требуют от ребенка неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных и речевых возможностей. Нередко при невыполнении ребенком этих требований прибегают к наказаниям. Есть группа родителей, которые, наоборот, занимают неоправданно жесткую позицию в воспитании ребенка. Эти родители требуют от ребенка неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных и речевых возможностей. Нередко при невыполнении ребенком этих требований прибегают к наказаниям. Родители могут отстраниться от ребенка и делать вид, что у него нет никаких проблем. Родители могут отстраниться от ребенка и делать вид, что у него нет никаких проблем. Всё это не способствует принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Всё это не способствует принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. И лишь у части детей формируются гармоничные и адекватные отношения с близкими. И лишь у части детей формируются гармоничные и адекватные отношения с близкими.

В МБДОУ ДСКВ 50 осуществляется психолого-педагогическое сопровождение семей детей с нарушениями речи и с задержкой психического развития. Исследования, проводимые в нашем ДОУ показали, что: Исследования, проводимые в нашем ДОУ показали, что: наиболее типичными реакциями матерей на поведение ребёнка с задержкой психического развития является стремление опекать его (18%), жалея, следить за ним (15%), но вместе с тем проявляется и раздражение (12%), желание наказать (11%), проигнорировать (16%). наиболее типичными реакциями матерей на поведение ребёнка с задержкой психического развития является стремление опекать его (18%), жалея, следить за ним (15%), но вместе с тем проявляется и раздражение (12%), желание наказать (11%), проигнорировать (16%). Результаты диагностики по всем методикам свидетельствуют о высоком уровне тревожности (ситуативной и личностной) у матерей, высоком уровне фрустрированности, среднем и высоком уровне агрессивности и ригидности. Результаты диагностики по всем методикам свидетельствуют о высоком уровне тревожности (ситуативной и личностной) у матерей, высоком уровне фрустрированности, среднем и высоком уровне агрессивности и ригидности. Испытывают горе и страдание 15%. Преобладающими чувствами у матерей детей с ЗПР являются горе, страх, депрессия, обида на жизнь, вина и стыд. Испытывают горе и страдание 15%. Преобладающими чувствами у матерей детей с ЗПР являются горе, страх, депрессия, обида на жизнь, вина и стыд.

Характеристика детей с нарушениями речи и с задержкой психического развития Родительская неадекватность в принятии ребенка с ОВЗ недостаточность в эмоционально-теплых детско-родительских отношениях провоцируют: Родительская неадекватность в принятии ребенка с ОВЗ недостаточность в эмоционально-теплых детско-родительских отношениях провоцируют: развитие неблагополучия в сфере межличностных отношений; развитие неблагополучия в сфере межличностных отношений; у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности; у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности; у них повышается тревожность и снижается самооценка; у них повышается тревожность и снижается самооценка; в результате у них зачастую формируется агрессивно-защитный тип поведения. в результате у них зачастую формируется агрессивно-защитный тип поведения.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи «Сопровождать – значит следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь». «Сопровождать – значит следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь». Толковый словарь русского языка под редакцией Д. Ушакова Толковый словарь русского языка под редакцией Д. Ушакова Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ОВЗ – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.

Система работы по психолого-педагогическому сопровождению семей детей с ОВЗ в МБДОУ ДСКВ 50 Цели: Способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком, созданию оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ВОЗ в семье, профилактике дезадаптации его в социуме, через: Цели: Способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком, созданию оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ВОЗ в семье, профилактике дезадаптации его в социуме, через: решение личных проблем родителей; решение личных проблем родителей; актуализацию ресурсов семьи; актуализацию ресурсов семьи; изменение отношения к своему ребёнку; изменение отношения к своему ребёнку; коррекцию детско-родительских коррекцию детско-родительских отношений и неконструктивных форм отношений и неконструктивных форм поведения родителя; поведения родителя; обучение родителей правильным способам обучение родителей правильным способам взаимодействия с детьми; взаимодействия с детьми; вооружение родителей психологическими вооружение родителей психологическими знаниями и повышение уровня родительской компетентности.

Концептуальные подходы Гуманистический подход К. Роджерса – безусловное принятие человека и его переживаний, отсутствие оценок по отношению к нему, проявление эмпатии: понимание внутреннего мира человека, глубокое сопереживание ему. Идея сотрудничества взрослого и ребенка К. Роджерса, Т. Гордона, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева. Идея учета возрастных особенностей и зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Личностно-ориентированный подход (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили).

Работа с родителями проводится по четырем направлениям Работа с родителями проводится по четырем направлениям Когнитивно-информационный блок. Когнитивно-информационный блок. Мотивационно-смысловой блок. Мотивационно-смысловой блок. Эмоционально-энергетический блок (работа с чувствами, переживаниями). Эмоционально-энергетический блок (работа с чувствами, переживаниями). Операционный блок. Операционный блок.

Организационно-методическое обеспечение системы сопровождения При разработке системы работы были использованы: При разработке системы работы были использованы: Современные психолого-педагогические подходы сопровождения родителей и детей с ВОЗ В. Сатир, И. М. Марковской, Современные психолого-педагогические подходы сопровождения родителей и детей с ВОЗ В. Сатир, И. М. Марковской, А.С. Спиваковской, В. В. Аникеевой, А. А. Аладьина, А.С. Спиваковской, В. В. Аникеевой, А. А. Аладьина, Ю. К. Емельянова, Л. А. Петровской, В.И. Дубровиной. Ю. К. Емельянова, Л. А. Петровской, В.И. Дубровиной. Современные психолого-педагогические подходы сопровождения родителей детей с ВОЗ В.М. Даринской, В.В.Ткачёвой. Современные психолого-педагогические подходы сопровождения родителей детей с ВОЗ В.М. Даринской, В.В.Ткачёвой.

Принципы, положенные в основу системы работы Гуманизация, предполагающая веру в возможности ребенка Принцип «Не навреди» Комплексный подход к сопровождению развития ребенка Своевременное оказание коррекционной помощи ребёнку и его семье Индивидуально-ориентированный подход к каждой семье Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка Непрерывность сопровождения ребенка Научная обоснованность психодиагностических методик Объективность выводов из результатов психодиагностики Единство диагностики и коррекции Деятельностный принцип коррекции Соблюдения профессиональной конфиденциальности Эффективность предлагаемых практических рекомендаций Позитивность и оптимизм Развития и саморазвития личности

Методы В системе работы используется комплекс взаимодополняющих методов: В системе работы используется комплекс взаимодополняющих методов: 1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; изучение документов, прогнозирование и проектирование. 2. Эмпирические: психолого-педагогическое наблюдение, психодиагностическое тестирование, беседа и изучение результатов. 3. Информационные методы: информационные стенды, памятки, собрания, семинары, информация на сайте. 4. Активные методы: Проблемные методы: проблемные лекции-диалоги, круглые столы, тренинги, дискуссии, ролевые игры, детско-родительские мероприятия, тематические недели семьи. Проблемные методы: проблемные лекции-диалоги, круглые столы, тренинги, дискуссии, ролевые игры, детско-родительские мероприятия, тематические недели семьи. Психотерапевтические методы: арт-терапия; игротерапия; сказкотерапия; психогимнастика; активное воображение; разрешение конфликтов; активное слушание; групповая дискуссия; анализ конкретных ситуаций; музыкальная релаксация; методы воздействия – поощрение и одобрение. Психотерапевтические методы: арт-терапия; игротерапия; сказкотерапия; психогимнастика; активное воображение; разрешение конфликтов; активное слушание; групповая дискуссия; анализ конкретных ситуаций; музыкальная релаксация; методы воздействия – поощрение и одобрение.

Используемые приемы Личностное общение. Игры.Сказка. Использование примеров из литературы: детской, художественной.

Авторство родителей и детей. Изобразительная деятельность: свободное рисование, проективный рисунок.

Инсценировки – разыгрывание ролевых ситуаций, игровоемоделирование и ролевое проигрывание способов родительского поведения. Инсценировки – разыгрывание ролевых ситуаций, игровое моделирование и ролевое проигрывание способов родительского поведения. Проигрывание этюдов.

Движение, танец, игры. Целевые наблюдения за детьми в деятельности с вовлечением родителей в эту деятельность.

Самотестирование родителями собственного опыта семейного воспитания. Непосредственное практическое взаимодействие родителя с ребенком в различных детских видах деятельности.

Обращение к опыту семейного воспитания родителей. Дискуссионные вопросы и обсуждение нескольких точек зрения на проблему. Релаксационныеупражнения

Основные этапы реализации системы работы по психолого- педагогическому сопровождению родителей детей с ОВЗ Первый этап – аналитический Психологический анализ социальной ситуации развития детей в ОУ. Психологический анализ социальной ситуации развития детей в ОУ. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы. Изучение имеющегося педагогического опыта. Изучение имеющегося педагогического опыта. Определение целей и задач, организационных и содержательных условий, направлений, форм, методов приемов и средств. Определение целей и задач, организационных и содержательных условий, направлений, форм, методов приемов и средств. Подбор эффективного диагностического инструментария. Подбор эффективного диагностического инструментария. Обеспечение необходимыми ресурсами. Обеспечение необходимыми ресурсами. Выявление основных проблем у субъектов образовательного процесса, причин возникновения, путей и средств их решения. Выявление основных проблем у субъектов образовательного процесса, причин возникновения, путей и средств их решения. Составление коррекционно-развивающих программ, календарно-тематического планирования. Составление коррекционно-развивающих программ, календарно-тематического планирования. Информирование родителей о формировании детско-родительских и родительских групп и возможности принять в них участие, о целях и задачах, режиме работы, их результативности, через консультации, родительские собрания, рекламные листы, памятки, сайт дошкольного учреждения. Информирование родителей о формировании детско-родительских и родительских групп и возможности принять в них участие, о целях и задачах, режиме работы, их результативности, через консультации, родительские собрания, рекламные листы, памятки, сайт дошкольного учреждения.

Второй этап – диагностический (сентябрь – октябрь) Психодиагностика особенностей развития эмоциональной сферы ребенка, уровня социализации ребёнка и его социальной ситуации развития, восприятия и переживания случившегося и эмоционального состояния родителей и детско-родительских отношений проводится индивидуально и в несколько этапов. Психодиагностика особенностей развития эмоциональной сферы ребенка, уровня социализации ребёнка и его социальной ситуации развития, восприятия и переживания случившегося и эмоционального состояния родителей и детско-родительских отношений проводится индивидуально и в несколько этапов. Методики для детей и родителей применяются в комплексе, группируются в зависимости от нарушений в эмоциональной сфере, некоторые используются во время коррекционно- развивающей работы для определения ее динамики. Методики для детей и родителей применяются в комплексе, группируются в зависимости от нарушений в эмоциональной сфере, некоторые используются во время коррекционно- развивающей работы для определения ее динамики. Выявление детей с ОВЗ, вошедших в группу с проблемами в развитии по нескольким критериям: тревожные, неуверенные в себе, с заниженной самооценкой; агрессивные и конфликтные. Выявление детей с ОВЗ, вошедших в группу с проблемами в развитии по нескольким критериям: тревожные, неуверенные в себе, с заниженной самооценкой; агрессивные и конфликтные. Предложение родителям данных детей с неадекватной самооценкой, потерей уверенности в себе, в своих силах, с деструктивными стратегиями поведения, принять участие в детско-родительских и родительских группах, что поможет в коррекции имеющихся проблем у ребенка и в детско- родительских отношениях. Предложение родителям данных детей с неадекватной самооценкой, потерей уверенности в себе, в своих силах, с деструктивными стратегиями поведения, принять участие в детско-родительских и родительских группах, что поможет в коррекции имеющихся проблем у ребенка и в детско- родительских отношениях. Разработка индивидуальной программы сопровождения. Разработка индивидуальной программы сопровождения. Мотивация родителей на длительное сотрудничество. Мотивация родителей на длительное сотрудничество. Заключение «контракта» с родителями. Заключение «контракта» с родителями. Беседа о программе и режиме работы в группе позволяет избежать возможных уходов из группы из-за низкой мотивации или недостаточной информированности о целях и задачах программы. Беседа о программе и режиме работы в группе позволяет избежать возможных уходов из группы из-за низкой мотивации или недостаточной информированности о целях и задачах программы.

Третий этап – коррекционно-развивающий Содержание представлено индивидуальной и групповой формами работы Третий этап – коррекционно-развивающий Содержание представлено индивидуальной и групповой формами работы Индивидуальная форма работы 1. Консультирование родителей: по вопросам осуществления индивидуального подхода к детям с проблемами в эмоциональной сфере; по проблемам, связанным с нарушением детско-родительских отношений; по проблемам возрастной психологии; по результатам диагностики и во время коррекционной работы; по личным проблемам и др. 2. Совместные занятия с каждым родителем и его ребенком 3. Индивидуальные занятия с детьми Обучение агрессивного ребенка: приемлемым способам выражения гнева; навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева. 2. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию. с тревожными детьмис агрессивными детьми 1. Повышение самооценки 2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях 3. Снятие мышечного напряжения 1. Обучение агрессивного ребенка приемлемым способам выражения гнева, навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева 2. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию

Групповые формы работы Система психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ включает следующие групповые формы работы: 1.Детско-родительская площадка, девиз которой «Мы вместе идем навстречу друг к другу!» Задачи: Повышение ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей. Повышение ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей. Развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. Развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. Развитие навыков адекватного и равноправного общения и принятие родителями ребенка таким, какой он есть. Развитие навыков адекватного и равноправного общения и принятие родителями ребенка таким, какой он есть. Обучение приемам саморегуляции психического состояния. Обучение приемам саморегуляции психического состояния. Укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях и повышение психолого-педагогической компетентности. Укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях и повышение психолого-педагогической компетентности. Формирование умения: принимать и уважать позицию другого человека, сопереживать и понимать переживания, состояния и интересы друг друга; давать обратную связь; находить возможные пути для решения конфликта. Формирование умения: принимать и уважать позицию другого человека, сопереживать и понимать переживания, состояния и интересы друг друга; давать обратную связь; находить возможные пути для решения конфликта. Создание и укрепление отношений между семьями, имеющими детей с ОВЗ, в целях расширения круга их взаимодействия. Создание и укрепление отношений между семьями, имеющими детей с ОВЗ, в целях расширения круга их взаимодействия.

Структура занятий Структура занятий Ритуал приветствия Позволяет сплачивать детей и родителей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Разминка Разминка состоит из двух блоков: 1 блок – упражнения, позволяющие установить контакт, активизировать членов группы, поднять настроение или снять чрезмерное эмоциональное возбуждение. 2 блок – танец. Основное содержание занятия Состоит из нескольких блоков и направленных на решение задач программы. 1 блок – обсуждение домашнего задания (в кругу). 2 блок – упражнения, связанные с темой занятия. 3 блок – работа со сказкой или обсуждение проблемной ситуации. 4 блок – упражнения на установление контакта между родителем и ребенком: 1-я часть – упражнения на вербальное общение, 2-я часть – упражнения на невербальное общение, на тактильный контакт. 5 блок – домашнее задание. Рефлексия занятия Предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоционально-смысловом; эмоционально-оценочном. Ритуал прощания Способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе. Используется упражнение «Подари улыбку».

2. Родительская площадка, девиз которой «Мы самые лучшие родители!» Групповые коррекционные занятия проводятся по трем направлениям: Первое направление: коррекция неадекватных поведенческих и эмоцио­ нальных реакций родителей детей с ОВЗ; Второе направление: гармонизация взаимоотноше­ний между матерью и ее ребенком; Третье направление: гармонизация внутриличностных и внутрисемейных отношений.

Задачи: Снижение эмоционального дискомфорта. Снижение эмоционального дискомфорта. Самопознание родителей. Самопознание родителей. Укрепление уверенности родителей в возможностях своего ребенка. Укрепление уверенности родителей в возможностях своего ребенка. Снижение агрессивности и конфликтности. Снижение агрессивности и конфликтности. Обучение приемам саморегуляции психического состояния. Обучение приемам саморегуляции психического состояния. Коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей. Коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей. Обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях. Обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях. Обращение родителей к образу своего внутреннего ребенка и своего детского опыта. Обращение родителей к образу своего внутреннего ребенка и своего детского опыта. Улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком. Улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком. Повышение психологической компетентности родителей. Повышение психологической компетентности родителей. Формирование адекватной самооценки и приобретение уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях. Формирование адекватной самооценки и приобретение уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях.

Структура занятий Разминка Используются упражнения на внимание; снятие напряжения; сокращение эмоциональной дистанции; тренировку понимания невербального поведения и способности выражения своих чувств с помощью мимики и жестов. Обсуждение домашних заданий. Основная часть 1. Тематические опросники 2. Обсуждение рассказов и жизненных ситуаций 3. Сказкотерапия 4. Проективный рисунок 5. Разыгрывание ролевых ситуаций – игровое моделирование и ролевое проигрывание способов родительского поведения Аутотренинг Техника релаксации по Э. Джейкобсону и И. Шульцу формирует у членов группы способность к переключаемости с травмирующих психику переживаний к гармоничным состояниям Музыкальная релаксация Формирует позитивную установку, положительные ощущения и переживания, происходит замена травмирующих мыслей позитивными, снятие агрессии, внутреннего напряжения Рефлексия Ретроспективная оценка занятия в двух аспектах Получение дом. задания Проанализировать свою жизненную ситуацию, подобную предложенной в рассказе, и записать ее. Вести дневник наблюдений за своими ощущениями и чувствами Ритуал прощания Способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе

Рекомендации к формированию и организации работы группы На первом занятии родители знакомятся с правилами работы группы. Ими являются: 1. Доверительный стиль общения. Рассказывая другим о себе, мы надеемся на взаимность. 2. Искренность в общении. Если не будет искренности, мы не сможем общаться. 3. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Никто не может говорить за пределами группы о том, что в ней происходит. Каждый должен быть уверен в том, что его личные откровения остаются в группе. 4. Группа оказывает поддержку каждому (советом, возможностью выслушать, добрым словом). 5. Предметом обсуждений на наших занятиях являются проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, проблемы в детско-родительских отношениях, расширение возможностей понимания своего ребенка, выработка новых навыков взаимодействия с ребенком, оказание помощи родителям в осмыслении личных проблем.

Стадии развития группы 1. Стадия независимости и ориентировки, которая характеризуется проявлением напряженности, тревожности, страхов у членов группы. 2. Стадия нарастающего напряжения. На этой стадии может возникать и нарастать негативное отношение к психологу и к самому процессу психокоррекции (Зачем это нужно?). 3. Стадия формирования групповой сплоченности. Уровень напряженности в группе снижается. Растет заинтересованность занятиями, появляются элементы эмпатии к членам группы и к психотерапевту. 4. Стадия зрелой, конструктивно работающей группы. Устанавливается динамическое равновесие между самораскрытием и «обратной связью». В итоге психокоррекционной работы у родителей формируются определенные модели поведения в семье, позитивное мышление, помогающее им избегать или преодолевать стрессовые ситуации.

3. Групповая коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ Осуществляется через реализацию программы «Гармония». Задачи: 1. Знакомство детей с базовыми человеческими эмоциями. 2. Развитие умения социально приемлемым способом выражать свои чувства, желания, мнения, контролировать свой гнев и проявлять накопившуюся агрессию в игровой форме; быть открытым для чувств, переживаний и мнений других. 3. Снижение у детей агрессивности, конфликтности, тревожности. 4. Формирование адекватной самооценки и повышение уверенности в себе. 5. Снижение эмоционального и мышечного напряжения и обучение детей навыку самостоятельно снимать эмоциональное и мышечное напряжение. 6. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию.

Структура занятия Организационный этап ритуал приветствия разминка цель: вызвать интерес ребенка к занятию, настроить на активную работу с другими детьми; рефлексия прошлого занятия Основная часть упражнения и игры, направленные на выполнение целей и задач занятия. В конце основной части – психогимнастические этюды, малоподвижные игры, рисование и обсуждение нарисованного Релаксация Упражнения на снижение мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии Заключительный этап Рефлексия прошедшего занятия. Ритуал прощания – настраивает на окончание занятия

4. Профилактическая и просветительская работа с родителями Направлена на вооружение родителей психологическими знаниями, на оказание помощи родителям в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения через проведение активных форм и методов работы: 1. Родительских собраний в форме: деловой игры, круглого стола, практикума. 2. Занятий с элементами тренинга с использованием игр, упражнений. 3. Консультирования по актуальным проблемам детей, по вопросам детско- родительского общения и т.д. 4. Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений. 5. Оформление тематических стендов. 6. Выпуск буклетов, памяток, информационных листов. 7. Оформление информационных страничек на сайте.

5. Просветительская и развивающая работа с педагогами Это повышение уровня педагогического мастерства при работе с детьми и родителями через: 1) психолого-педагогическое просвещение; 2) обучение навыкам общения с родителями и детьми с ОВЗ через активное участие в деловых играх, круглых столах, тренингах, семинарах-практикумах.

Четвертый этап – заключительный 1. Повторное исследование психологических особенностей детей, родителей, детско-родительских отношений в семьях детей с ОВЗ. 2. Оценка эффективности реализации с точки зрения полученных результатов. 3. Рефлексия, анализ трудностей и путей их преодоления. 4. Совершенствование методов и приемов работы. 5. Обобщение опыта работы. 6. Разработка рекомендаций для педагогов по применению и реализации проекта.

Условия реализации системы работы Соответствие целей и задач проводимых мероприятий поставленным целям и задачам системы работы. Соответствие целей и задач проводимых мероприятий поставленным целям и задачам системы работы. Своевременная диагностика проблем в воспитании и развитии ребенка. Своевременная диагностика проблем в воспитании и развитии ребенка. Создание активной развивающей среды в процессе коррекционно-развивающей работы. Создание активной развивающей среды в процессе коррекционно-развивающей работы. Заинтересованность всех участников воспитательно-образовательного процесса. Заинтересованность всех участников воспитательно-образовательного процесса. Наличие одинаковой проблемы у участников площадки (только семьи детей с ОВЗ). Наличие одинаковой проблемы у участников площадки (только семьи детей с ОВЗ). Близкий возраст детей (старшие дошкольники). Близкий возраст детей (старшие дошкольники). Наличие оборудованного помещения с необходимыми техническими средствами. Наличие оборудованного помещения с необходимыми техническими средствами. Наличие разумной нагрузки во время встреч, смена видов деятельности. Наличие разумной нагрузки во время встреч, смена видов деятельности. Работа в удобные для всех день недели и время. Работа в удобные для всех день недели и время. Выполнение домашних заданий, позволяющих сохранить ощущение сопричастности к группе в период между встречами. Выполнение домашних заданий, позволяющих сохранить ощущение сопричастности к группе в период между встречами.

Условия реализации системы работы Использование игр, требующих взаимодействия и сотрудничества, совместного поиска решений. Использование игр, требующих взаимодействия и сотрудничества, совместного поиска решений. Гибкое соблюдение структуры занятий. Гибкое соблюдение структуры занятий. Постоянное изучение запросов детей, родителей и педагогов. Постоянное изучение запросов детей, родителей и педагогов. Конструктивное сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей. Конструктивное сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей. Открытость детского сада для семьи. Открытость детского сада для семьи. Для каждой конкретной семьи разрабатывается своя индивидуальная комплексная программа реабилитации, в которой объединены элементы психологической коррекции, педагогического воздействия, дефектологии, социальной работы. Для каждой конкретной семьи разрабатывается своя индивидуальная комплексная программа реабилитации, в которой объединены элементы психологической коррекции, педагогического воздействия, дефектологии, социальной работы. Данную систему можно применять к родителям и детям с сохранным интеллектом. Данную систему можно применять к родителям и детям с сохранным интеллектом.

Риски Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ. Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ. Недостаточная мотивация родителей на долговременное сотрудничество. Недостаточная мотивация родителей на долговременное сотрудничество. Отказ от работы в группе. Отказ от работы в группе. Неадекватные реакции у детей и родителей. Неадекватные реакции у детей и родителей. Не всегда высокая компетентность воспитателей в процессе построения контакта с родителями. Не всегда высокая компетентность воспитателей в процессе построения контакта с родителями.

Предупреждение рисков Разработка стратегий и тактики привлечения родителей к участию в мероприятиях детского сада через рекламные буклеты, сайт ДОУ, объявления, памятки. Разработка стратегий и тактики привлечения родителей к участию в мероприятиях детского сада через рекламные буклеты, сайт ДОУ, объявления, памятки. Высокий уровень подготовленности мероприятий, которые должны привлечь, заинтересовывать и замотивировать родителей. Высокий уровень подготовленности мероприятий, которые должны привлечь, заинтересовывать и замотивировать родителей. Обучение воспитателей навыкам общения с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения поведения, и их родителями через активные формы. Обучение воспитателей навыкам общения с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения поведения, и их родителями через активные формы. Внимание к эмоциональному состоянию всех участников группы, давать возможность отреагировать социально приемлемым способом сильные чувства на площадке или сразу после ее окончания. Внимание к эмоциональному состоянию всех участников группы, давать возможность отреагировать социально приемлемым способом сильные чувства на площадке или сразу после ее окончания. В работе применять техники поддержки, понимания и принятия, но не конфронтации, так как родители и дети находятся в нестабильном эмоциональном состоянии. В работе применять техники поддержки, понимания и принятия, но не конфронтации, так как родители и дети находятся в нестабильном эмоциональном состоянии. В групповой работе с родителями обращать внимание на самораскрытие и обмен опытом, так как данное обстоятельство очень важно для снятия эмоционального напряжения, изменения отношения к себе и ребенку. В групповой работе с родителями обращать внимание на самораскрытие и обмен опытом, так как данное обстоятельство очень важно для снятия эмоционального напряжения, изменения отношения к себе и ребенку. Обязательно проводить совместные занятия родителя с ребенком. Обязательно проводить совместные занятия родителя с ребенком. Учет возрастных, индивидуальных и психологических особенностей участников. Учет возрастных, индивидуальных и психологических особенностей участников.

Ожидаемые конечные результаты реализации системы психолого- педагогического сопровождения семьи детей с ОВЗ Изменения, которые могут произойти с самими родителями, проявятся в: Стремлении родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей. Стремлении родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей. Улучшении рефлексии, способности к самонаблюдению, осознании своего поведения. Улучшении рефлексии, способности к самонаблюдению, осознании своего поведения. Эмоциональной саморегуляции, снижении эмоционального дискомфорта. Эмоциональной саморегуляции, снижении эмоционального дискомфорта. Улучшении рефлексии родителей своих взаимоотношений с ребенком. Улучшении рефлексии родителей своих взаимоотношений с ребенком. Повышении психологической компетентности родителей. Повышении психологической компетентности родителей. Формировании адекватной самооценки и приобретении уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях. Формировании адекватной самооценки и приобретении уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях. Коррекции неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей. Коррекции неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей. Обучении адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях. Обучении адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.

Изменения, отражающие улучшение взаимоотношений и взаимодействия между родителем и ребенком с ОВЗ: Между родителем и ребенком с ОВЗ установятся отношения партнерства и сотрудничества, которые проявятся в лучшем понимании друг друга, принятии ребенка таким, какой он есть, меньшей конфликтности, большей открытости. Между родителем и ребенком с ОВЗ установятся отношения партнерства и сотрудничества, которые проявятся в лучшем понимании друг друга, принятии ребенка таким, какой он есть, меньшей конфликтности, большей открытости. Выработаются навыки адекватного и равноправного общения. Выработаются навыки адекватного и равноправного общения. В семьях появятся общие интересы и увлечения. В семьях появятся общие интересы и увлечения. У детей и родителей сформируются умения принимать и уважать позицию другого человека, сопереживать и понимать переживания, состояния и интересы друг друга; давать обратную связь; находить возможные пути для решения конфликта. У детей и родителей сформируются умения принимать и уважать позицию другого человека, сопереживать и понимать переживания, состояния и интересы друг друга; давать обратную связь; находить возможные пути для решения конфликта. В семье будут использоваться адекватные способы реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях. В семье будут использоваться адекватные способы реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях. Повысится ответственность родителей за психоэмоциональное благополучие детей. Повысится ответственность родителей за психоэмоциональное благополучие детей. Повысится уровень психологической компетентности родителей в сфере детско- родительских отношений и уверенность родителей в собственных воспитательных возможностях. Повысится уровень психологической компетентности родителей в сфере детско- родительских отношений и уверенность родителей в собственных воспитательных возможностях. Родители и дети обучатся приемам саморегуляции. Родители и дети обучатся приемам саморегуляции. Расширится круг взаимодействия между семьями, имеющими детей с ОВЗ. Расширится круг взаимодействия между семьями, имеющими детей с ОВЗ.

Изменения в эмоциональной сфере у детей: Снижение уровня тревожности и агрессивности; Снижение уровня тревожности и агрессивности; приобретение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки, коммуникабельности, доброжелательности, эмпатии; приобретение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки, коммуникабельности, доброжелательности, эмпатии; развитие продуктивности и контактности во взаимоотношениях со сверстниками, родителями и педагогами; развитие продуктивности и контактности во взаимоотношениях со сверстниками, родителями и педагогами; формирование способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств; формирование способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств; профилактика неврозов и невротических реакций, нарушений поведения, дезадаптации в социуме. профилактика неврозов и невротических реакций, нарушений поведения, дезадаптации в социуме.