Онегин и Татьяна в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» УРОК – ПЕДМАСТЕРСКАЯ В 9 КЛАССЕ УРОК – ПЕДМАСТЕРСКАЯ В 9 КЛАССЕ Составитель : Шевченко Людмила.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Когда исчезнет любовь, перестанет существовать человечество».
Advertisements

Электронные учебные материалы Электронные учебные материалы к уроку литературы в 9 классе к уроку литературы в 9 классе по роману А.С. Пушкина «Евгений.
Урок 17 Тема: «Социальный портрет молодежи». Три мудреца слово за слово затеяли спор о том, что важнее для человека – прошлое, настоящее или будущее.
Учитель… Мы часто произносим это слово, но не задумываемся, какую огромную роль играет в нашей жизни Учитель. Трудно представить, сколько сил, труда, души,
Подготовила: В.А.Любимова – учитель русского языка и литературы высшей категории Снежинск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.
Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
День учителя это праздник особенный. Сегодня его празднует каждый человек, потому что кем бы он ни был президентом, моряком, водителем, врачом, музыкантом,
«Я дышу и значит я люблю, Я люблю и значит я живу…» В.Высоцкий Хохленко Г.В., учитель русского языка и литературы.
Презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему: "Татьяна Ларина нравственный идеал А.С.Пушкина.Татьяна и Ольга"
Татьяна Ларина - любимая героиня Пушкина. Татьяна Ларина – любимая героиня поэта, самый поэтичный женский образ русской литературы. Пушкин с любовью описывают.
Хочу тебя поздравить, мама, Всегда ты будешь самой-самой, Тебя люблю и уважаю, И лишь одно я точно знаю – Что только мама не предаст, И руку помощи подаст.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Урок-презентация романа «Евгений Онегин» Прими, мой друг, «собранье пестрых глав»
Составитель Селезнёва И. В. учитель истории МОУ СОШ 16 Долг! Какое возвышенное слово. Это именно то великое, что возвышает человека над самим собой. (И.
Хахулина Наталья Сергеевна, Хахулина Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ школа 579 Приморского района Санкт-Петербурга.
Ум и сердце в концепции счастья Пушкина по роману «Евгений Онегин»
ПоступокНравственность Поступок – это совершенное кем-нибудь действие. Нравственность– это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества,
Урок 5 Добро и зло. Составитель: Кириллова Вероника Вячеславовна Г.Санкт- Петербург. Приморский район. ГБОУ 601.
СИСТЕМА ОБРАЗОВ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» НАШИ ЗАДАЧИ : 1.ПОНЯТЬ СИСТЕМУ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ. 2.ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ОСБЕННОСТЯМИ СЮЖЕТА. 3.УЧИТЬСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ.
Письмо ученикам 4 класса по одному очень важному делу Дорогие м ои д ети ! Предлагаю в ам с егодня с ерьезный разговор. Хочу, ч тобы к аждый и з в ас б.
Транксрипт:

Онегин и Татьяна в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» УРОК – ПЕДМАСТЕРСКАЯ В 9 КЛАССЕ УРОК – ПЕДМАСТЕРСКАЯ В 9 КЛАССЕ Составитель : Шевченко Людмила Ефимовна учитель русского языка и литературы ГБОУ ЦО 133 Невского района г. Санкт - Петербург

Роман « Евгений Онегин » А. С. Пушкин

Мы сегодня с вами, ребята, находимся в мастерской, где все участники будут познавать себя и добывать новые знания. Пушкин входит в жизнь каждого человека с детства и становится надежным другом, интересным собеседником, мудрым учителем. Удивительным свойством обладают его произведения:чем внимательнее их читаешь, тем больше узнаешь нового и интересного, неожиданного и прекрасного. Третье столетие живут творения великого поэта, а духовные ценности, провозглашенные в них, не теряют актуальности. «Никто из русских поэтов не был таким воспитателем молодого поколения и облагораживателем юных чувств, как Пушкин». М.И.Цветаева

(ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА). -ВОПРОС: «А СЧАСТЬЕ БЫЛО ТАК ВОЗМОЖНО, ТАК БЛИЗКО...» - КТО ПРОИЗНОСИТ ЭТИ СЛОВА? КОГДА? В КАКОЙ ГЛАВЕ ОНИ ЗВУЧАТ? ЗАДАНИЕ: В ПРИЗНАНИИ ТАТЬЯНЫ КЛЮЧЕВЫМ СЛОВОМ ЯВЛЯЕТСЯ СЛОВО «СЧАСТЬЕ». ИСПОЛЬЗУЯ ПРИЕМ СЛОВЕСНЫХ АССОЦИАЦИЙ, ОБЪЯСНИМ, ЧТО ЖЕ ТАКОЕ СЧАСТЬЕ. НАПИШИТЕ О НИХ. (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА). 3. САМОКОНСТРУКЦИЯ (УЧАЩИЕСЯ НАЗЫВАЮТ:). – ОБСУДИТЕ В ГРУППЕ, ДОПОЛНИТЕ СВОИ ЗАПИСИ. СЧАСТЬЕ – 1. СОСТОЯНИЕ ДОВОЛЬСТВА, БЛАГОПОЛУЧИЯ, РАДОСТИ ОТ ПОЛНОТЫ ЖИЗНИ, ОТ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЖИЗНЬЮ. 2. УСПЕХ, УДАЧА. (Д.Н.УШАКОВ. БОЛЬШОЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА). СЧАСТЬЕ – 1. СОСТОЯНИЕ ВЫСШЕЙ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ЖИЗНЬЮ, ЧУВСТВО ГЛУБОКОГО ДОВОЛЬСТВА И РАДОСТИ, ИСПЫТЫВАЕМОЕ КЕМ-ЛИБО, А ТАКЖЕ ВНЕШНЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЭТОГО ЧУВСТВА. 2. УДАЧА, УСПЕХ. (КОМПЛЕКСНЫЙ СЛОВАРЬ ПОД РЕД. А.Н.ТИХОНОВА) 2. Индукция. 2. Индукция. Постановка задач урока. Осмысление темы.

4. Социоконструкция Итак, счастье – это состояние полного удовлетворения жизнью. Механизм счастья постоянно побуждает человека к действию, чтобы он не успокаивался, надолго не замирал. Чем больше одинаковых по смыслу выражений в языке, тем значительнее в жизни явление, описываемое в этих выражениях. Например: забылся от счастья, потерялся от счастья, поглупел от счастья, совсем голову потерял от счастья, голова закружилась от счастья, с ума сошел от счастья, сумасшедшее счастье и даже – умрешь от счастья, умру от счастья, чуть не умер от счастья. Но ощущение счастья кратковременно. Если бы счастье было достижимо раз и навсегда, человечество давно бы вымерло. При малейшей удаче люди выпадали бы из строя действующих. Счастье косило бы людей как пулемет наступающие цепи. Нет, природа манит нас, она дает нам почувствовать счастье, чтобы мы насладились им, испытали его и стремились к нему вновь и вновь. Слово «счастье» почти всегда связано в языке с указанием на время: «счастливый миг», «минуты счастья», «мы провели счастливый месяц», «это было такое счастливое лето». «Счастливое время прошло», «счастье промелькнуло», «короткое счастье», «недолгое счастье», «куда ушло мое счастье?», «счастье улетело как золотой сон...».

-А может ли оно быть долгим? Можно ли быть счастливым всегда? Чаще всего отвечают не задумываясь – нет! Но русский язык допускает и такую возможность. А что есть в языке, то есть и в духовной жизни. Мы говорим: «годы счастья», «счастливейшие годы моей жизни» и даже можно сказать: «он прожил счастливую жизнь», «мы прожили долгую счастливую жизнь». Больше того говорят – «счастливый человек», и о себе можно вполне серьезно сказать : «я счастливый человек». А сказать «я красивый», «я умный» без насмешки нельзя: Вот это и нужно нам: не только счастье – мгновение, но и счастье – жизнь. Именно этот смысл вкладывают наши родители в слова «был бы ребенок счастливый». Что же сделать, чтобы вы - молодое поколение - были счастливы?

Ничто так не объединяет людей и не разделяет их, как представление о счастье жизни. Когда люди расходятся, они обычно говорят, что у них разные интересы. На самом деле у них разные представления о счастье и поэтому им невозможно жить вместе. Так хочется найти хоть в чем-нибудь замену счастью! И мы постоянно занимаемся поисками подобного рода: Привычка свыше нам дана – Замена счастию она. Помните, как Евгений Онегин с жаром восклицает: Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан... - Замены нет. Счастье неподменно. Очевидно, счастье в чем-то другом, противоположном тому, что думал Онегин, ошибаясь. Счастье – среди людей. В любимом человеке. Каждый из нас по-своему понимает это слово. Для одних счастье – это любимая семья, для других – успехи в работе, карьера, для третьих – путешествие вокруг света.… Сколько людей, столько и значений слова «счастье».

«Поклонник Канта и поэт»

«Всё в Ольге... но любой роман Возьмите и найдете верно Ее портрет...»

«Я к вам пишу...»

5. Социализация Давайте посмотрим, а что является счастьем для героев пушкинского романа. Карточки для групп. (Записи учеников) Для Ленского – любовь Ольги; Для Ольги – внимание поклонников; Для родителей Татьяны и Ольги – выгодная партия их (до замужества); дочерей; Для Татьяны – любовь Онегина (до замужества); Для Онегина – поиски счастья (до путешествия), любовь Татьяны (после её замужества).

ВОПРОСЫ: - УДИВИЛА ЛИ ВАС ТАТЬЯНА? - КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ЕЕ СМЕЛОМУ ПОСТУПКУ? ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ ОСУЖДАЕТЕ? АНАЛИЗ ПИСЬМА ВОПРОС ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ: - КАКИЕ ЧУВСТВА ПЕРЕДАНЫ В ПИСЬМЕ? ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА РАСКРЫВАЕТСЯ В ЛЮБВИ, КАК ПИСЬМО ХАРАКТЕРИЗУЕТ ТАТЬЯНУ? (ГЛАВА 3, СТРОФА 31) СЦЕНКА «ОТПОВЕДЬ ОНЕГИНА» Вопрос: -Какое главное испытание на пути к счастью проходят герои? – Испытание любовью. Любовь – самое загадочное чувство. Любящий человек прекрасен, духовно окрылен. Его сердце открывается для красоты и добра. - Как это величайшее испытание проходят пушкинские герои?

. «Я... знаешь няня... влюблена»

«Учитесь властвовать собой...»

– Так уж повелось в нашем литературоведении, что ответ Онегина на письмо Татьяны принято считать «отповедью», «сухим нравоучением». Так, в книге В.Н.Турбина «Поэтика романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» говорится: «Татьяна, безмолвно внемлющая отповеди Онегина, – героиня ада – опустошённой души Онегина». Пришло время разобраться, а что же всё-таки было? Как точно назвать то, что поведал Онегин. Для этого нужно обратиться всё к тем же толковым словарям. -Как, по – вашему, можно назвать ответ Онегина на письмо Татьяны?

Казалось бы, нужно совсем немного, чтобы каждый из них стал счастлив. Но счастливы ли герои романа ? - Что делать? - Что же такое счастье в понимании героев? - Возможно ли было оно? Ответы на эти вопросы найдем, проведя небольшое исследование. Смысл счастья одни могут найти в любви, другие – в дружбе. Главное, чтобы эти чувства были настоящими и не прошли мимо нас.

это Плоды сердечной пустоты Каким был Онегин в начале романа? Всё это Плоды сердечной пустоты

Дуэль

Ужели подражанье? Слов модных полный лексикон? Уж не пародия ли он? Везде Онегина душа Себя невольно выражает…

Имей сердце, на сердце и разум придет. Прошло два года…… Прошло два года…… - Изменились ли герои ? - Что изменило Татьяну? А Онегина ? ( Изменило обоих страдание, через которое они прошли, крах их иллюзий. Пушкин провел своих героев через нелегкие испытания, а самое главное – через душевные страдание, которое они превозмогли.)

Плоды сердечной полноты Плоды сердечной полноты

Наденет ли снова на себя эту щегольскую маску ?

Возможно ли теперь их счастье, когда они так похожи? Возможно ли теперь их счастье, когда они так похожи? Плоды сердечной полноты. Довольно. Встаньте. Я должна Вам объясниться откровенно..

6. Афиширование ( сценка ) 7. Разрыв - Прочтите из тетради записанные Вами дома точки зрения литературоведов……. литературоведов……. Почему Татьяна не может следовать своему чувству?...Я вас люблю... (к чему лукавить ?) – А может слукавить, Онегину было бы легче? Но истинная любовь не лукавит Но истинная любовь не лукавит. Она искренна! – В Татьяне теперь есть то, что не подчинено Онегину – семья, положение в обществе. Не одной любви она теперь отдана. Есть еще долг чести. Внутреннее достоинство!

8. Рефлексия - Как же, по – вашему, сформулировать тему урока? - Сделайте это цитатой из текста. – Какие чувства вызвали в вас герои романа? – Закончите предложения: «Меня обрадовало...», «Меня огорчило...», «Я согласен...», «Я не ожидал...»

10. Итог урока. Каждый человек для себя решает проблемы счастья и долга практически постоянно, а в романе «Евгений Онегин» отражен сам процесс переоценки всех нравственных ценностей. Дополнительное практическое значение для нас имеет то, что мы наравне с героями и поэтом переоцениваем свои ценностные категории. Искренне желаю вам, чтобы вы нашли своё счастье и не упустили его.

сочинение 10. Домашнее задание: сочинение «Почему не состоялось счастье героев?» 11. Итог урока (Снова звучит Ноктюрн Хачатуряна.) Слово учителя: - Пушкин завершает свой роман пожеланием читателю: …Дай бог, чтоб в этой книжке ты Для развлеченья, для мечты, Для сердца, для журнальных сшибок Хотя крупицу мог найти… - Мы с благодарностью воспринимаем это дружеское рукопожатие и вступаем в новое тысячелетие осененные добрым гением поэта. Пушкин современен и сегодня, и через сто лет, и через триста.

9. Завершение урока. «Проблема счастья в романе «Евгений Онегин»…. Счастье и долг – это из самые актуальные проблемы человечества во все времена. Проблемы цели и смысла жизни – ключевые, центральные в романе, ведь в переломный момент истории, каковым стала для России эпоха после декабристского восстания, в сознании людей происходила кардинальная переоценка ценностей, необходимо отметить, что современная ценность романа А.С. Пушкина заключается в том, что эта же тема волнует нас и сегодня.

Домашнее задание. Домашнее задание. Сочинение «Почему не состоялось счастье героев?» 11. Итог урока Учитель: Пушкин завершает свой роман пожеланием читателю: …Дай бог, чтоб в этой книжке ты Для развлеченья, для мечты, Для сердца, для журнальных сшибок Хотя крупицу мог найти… – Мы с благодарностью воспринимаем это дружеское рукопожатие и продолжаем жить, осененные добрым гением поэта. Пушкин современен и сегодня, и через сто лет, и через триста.

«...Быть может, в Лете не потонет Строфа, слагаемая мной...»