Федор Михайлович Достоевский (30.10.1821 28.01.1881) великий русский писатель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федор Михайлович Достоевский. Роман «Преступление и наказание».
Advertisements

Роман «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский Писатель изображает столкновение теории с логикой жизни. По его мнению, жизнь всегда опровергает.
Презентация к урокам по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 14 ст. Ярославской.
Теория Раскольникова. Смысл теории Раскольникова
Теория Раскольникова Создание Создание Замысел романа вынашивался более 6 лет и складывался из духовного опыта Достоевского во время пребывания его на.
Образ Родиона Раскольникова Натура и идея. Наказание.
МОУ «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная школа» Презентация реферата по литературе ученицы 11класса Михайловой Анастасии по теме: «Автор и его.
Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть.
Ф.М. Достоевский. Образ Раскольникова Родиона Романовича.
Описание Свидригайлова Привлекателен, крепок, свеж, вина не пьёт, выглядит джентльменом и вызывает к себе интерес, несмотря на что-то настораживающее в.
Теория Раскольникова. ( По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Теория Р. Раскольникова и её крушение в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
1 Эволюция образа Раскольникова и развенчание теории сильной личности, «сверхчеловека» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).
ПРИСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ. Образ Раскольникова Родиона Романовича.
Ляховой Е.Е., учителя русского языка и литературы.
Теория Раскольникова Причины возникновения. Постулаты теории.
Проблематика романа Достоевского «Преступление и наказание» Выполнила: Выполнила: ученица 11 класса Савченко О. Савченко О. Георгиевка
Тема: «Пушкинские традиции в произведении М.Ф. Достоевского «Преступление и наказание» через призму маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» «Ведь и мы к.
Антигуманная сущность теории Раскольникова ( По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Достоевский Федор Михайлович ( ) великий русский писатель. Родился в Москве. Отец, Михаил Андреевич ( ), врач ( штаб - лекарь.
Транксрипт:

Федор Михайлович Достоевский ( ) великий русский писатель.

Замысел романа вынашивался более 6 лет и складывался из духовного опыта Достоевского во время пребывания его на каторге. Роман печатался в журнале «Русский вестник» в течение 1866 года. Содержание Сам Достоевский так определял содержание своего произведения: «Это – психологический отчет одного преступления… Молодой человек, исключенный из студентов и живущий в крайней бедности, поддавшись некоторым «недоконченным идеям», решил разом выйти из скверного своего положения. Он решил убить одну старуху, дающую деньги на проценты…» «Психологический отчет» постепенно насыщался философскими и религиозными размышлениями. Создание

Композиция и жанр Роман состоит из 6 частей и эпилога 1 часть: совершение преступления 2 – 5 часть: наказание («психологический отчет» преступника) Эпилог:Раскаяние,искупление Современники говорили о сочетании в романе нескольких жанров: Детектив: совершено преступление, которое раскрывается. Социально- бытовой жанр: даны картины жизни униженных и оскорбленных. Любовная интрига. Психологиче ские исследования. Философские и религиозные размышления. Роман признан величайшим философско- психологическим произведением в мировой литературе

Главные идеи романа Роман создан в эпоху, когда старые нравственные законы были отвергнуты, а новые не выработаны. Общество потеряло нравственные ориентиры, которые были воплощены в образе Христа, и Достоевский смог показать весь ужас этой потери. Главная идея Достоевского: нельзя прийти к благу через преступление. Он первым в мировой литературе показал гибельность индивидуалист этических идей «сильной личности» и их безнравственность. Автор был против насилия и своим романом полемизировал с революционерами, что путь к всеобщему счастью – «звать Русь к топору».

Портрет Главный герой романа – разночинец, бедный студент. Он наделен привлекательной внешностью: «замечательно хорош собою, с привлекательными темными глазами…ростом выше среднего, тонок и строен». Перед нами молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, в котором нет дурных и низких черт. В его поступках, высказываниях и переживаниях видно высокое чувство человеческого достоинства, благородство, бескорыстие. Он воспринимает чужую боль острее своей: рискуя жизнью спасает из огня детей; делится последним с отцом умершего товарища; сам нищий, дает деньги на похороны едва ему знакомого Мармеладова.

Сюжет разворачивается вокруг главного героя, Родиона Раскольникова, в голове которого созревает теория преступления. Согласно его идее (Теория Раскольникова), человечество делится на «право имеющих» и «тварей дрожащих». «Право имеющие» имеют право совершить убийство или несколько убийств ради будущих великих свершений. Раскольников сам очень беден, он не может оплатить не только учёбу в университете, но и собственное проживание. Мать и сестра его тоже бедны, вскоре он узнает, что его сестра (Дуня Раскольникова) готова выйти замуж за человека, которого не любит, ради денег, чтобы помочь своей семье.

Это было последней каплей, и Раскольников совершает преднамеренное убийство старухи-процентщицы и вынужденное убийство её сестры, свидетельницы. Но Раскольников не может воспользоваться краденым, он прячет его. С этого времени начинается ужасная жизнь мятущегося преступника, лихорадочное сознание которого пытается обрести опору и смысл в жизни, найти оправдание поступку. Тонкий психологизм, экзистенциальное осмысление поступка и дальнейшего существования Раскольникова красочно переданы Достоевским.

Причины преступления Социальные: крайняя степень нищеты самого героя и его матери с сестрой; его сердце разрывается от сочувствия и стремления помочь окружающим (Мармеладову, его жене и детям, Соне, пьяной девушке на бульваре). Нравственные: желание проверить свою теорию, согласно которой сильные люди ради великой цели и изменения несовершенного мира имеют право перешагнуть «через кровь» других людей. Исторические: теория Раскольникова выросла из разочарований молодого поколения после крушения революционной ситуации 60-х годов на почве кризиса утопических теорий.

В действие романа вовлекаются все новые и новые лица. Судьба сталкивает его с одинокой, запуганной, бедной девушкой, в которой он находит родственную душу и поддержку, Соней Мармеладовой, ставшей на дорогу проституции, чтобы обеспечить свою семью. Соня, верующая в Бога, пытается как-то продержаться в жизни, потеряв отца, а позже и мачеху (мать она потеряла еще в раннем детстве).

Раскольников находит также опору в университетском друге Разумихине, влюблённом в его сестру Авдотью Романовну. Появляются такие персонажи, как следователь Порфирий Петрович, остроумно выведший его на чистую воду, Свидригайлов, одиозный персонаж, явно не имеющий привычки контролировать свои побуждения, Лужин, адвокат и хитроумный эгоист, и другие.

На протяжении романа Раскольников пытается понять, достойным ли человеком он является, имеет ли он право вершить суд над другими людьми. Не выдержав бремени своего преступления, главный герой признается в совершённом убийстве. Однако он винит себя не в том, что совершил убийство, а в том, что пошёл на него, не оценив своей внутренней слабости. Раскольникова отправляют на каторгу, но Соня остаётся рядом с ним. Эти два одиноких человека обрели друг друга в очень сложный период жизни для обоих. В конце концов, герой отказывается от претензии на избранность и находит опору в любви к Соне.

Теория о «делении людей на два разряда» Находясь во власти этой теории, Раскольников убежден, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей, пусть даже ценой насилия и кровопролития. «Обыкновенный» или «необыкновенный» он сам – вот вопрос, который более всего волнует Родиона Раскольникова. Обыкновенные люди Необыкновенные люди Люди консервативные, чинные. Такие люди живут в послушании и любят быть послушными. Это материал, служащий единственно для зарождения себе подобных. Они слабы, бессильны и не способны изменить своей участи. Такие люди не могут заслуживать сожаления. Их жизнь ничего не стоит – она лишь может служить жертвой «особенным людям» для достижения их великих целей. Это многочисленный материал для избранных. Эти люди устанавливают новый закон жизни, смело разрушают старое, их не останавливает даже необходимость пролить чью-то кровь на своем пути для достижения своих целей. Они имеют талант сказать новое слово и преступить закон во имя лучшего. Это избранные люди. Такими личностями были, например, Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон,

Крушение теории Раскольникова «о двух разрядах людей» Раскольников признал себя «обыкновенным» человеком Созданная теория оказалась безнравственной Теория Раскольникова о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Она построена на избранности одних и унижении других. Раскольников понимает, что он не Наполеон, что в отличии от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, он не в состоянии справиться с чувствами после убийства одной «гаденькой старушонки»: «…я не человека убил, я принцип убил!». Принцип этот – его совесть. Стать властелином ему мешает всячески заглушаемый им зов добра. Человеческая теория Раскольникова противится нечеловеческой, безнравственной теории. На каторге Раскольников все еще уверен, что его теория правильна, просто он себя не к тому разряду отнес. Лишь приезд Сони и обращение к Евангелию побуждает Родиона пересмотреть свою жизнь и отказаться от теории. Он приходит к христианским моральным ценностям. В финале этого романа «начинается новая история, история постепенного обновления человека». В этом новом мире христианской праведности для теории «двух разрядов людей» уже нет места. Любая теория абсурдна. Делать жизнь по теории нельзя. Писатель изображает столкновение теории с логикой жизни. По его мнению, жизнь всегда опровергает любую теорию = и самую передовую, революционную, и преступную. Задача Достоевского – показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной она может оказаться. Философские вопросы, над которыми мучился Раскольников, занимали умы многих мыслителей. Немецкий философ Ф.Ницше создал теорию «сверхчеловека», которому все позволено. Позднее она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла неисчислимые бедствия всему человечеству.