Лекция 8 Предпосылки становления и основные положения государственной этнополитикии Республики Казахстан.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Социально-демографическая структура как часть социальной стратификации Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин.
Advertisements

Понятие национального интереса теоретические и методологические аспекты.
Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства Глава 1. Национальная безопасность России в современном мире УРОК 2:
Формирование гражданственной идентичности как инновационное направление в развитии образования Лобжанидзе А.А. доцент кафедры экономической и социальной.
Проверка темы «Этнос и межэтнические отношения». Многообразие национальных культур в современном мире служат проявлением: национальной изолированности.
Ассамблея народа Казахстана Выполнила: Токсанова А.Е.
. В современном мире стала очень актуальной проблема увеличения количества межнациональных конфликтов, снижения чувства патриотизма и активной гражданской.
Национальная политика Российской Федерации. 1.Понятие «национальная политика». 2.Главная ценность национальной политики 3.Цели и направления национальной.
Международная миграция в г.. Во внешней миграции в/из Казахстана продолжают действовать тенденции, сложившиеся во второй половине 1990-х гг.:
Ключевые вопросы национальной политики Сфера этнического и межэтнического и межконфессионального – это особая сфера; Конституционные положения являются.
Национальные отношения в современном мире. Проблемы межнациональных отношений в нашей стране.
г. Классный час на тему: «Стратегия Казахстан »: «Единая цель, единые интересы, единое будущее»
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Серия «Стандарты второго поколения»
Тема 13 Политический конфликт Учебные вопросы: 1. Сущность и содержание политического конфликта. 2. Типология политических конфликтов. 3. Современные технологии.
Национальные интересы России в современном мире Выполнил: преподаватель ОБЖ МОУ «СОШ5 им.В.Хомяковой» Савостин Г.П.
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года Выполнил: Мельников Дмитрий, студент II курса 204 группы.
КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультатив: Казахстанское право Тема 5: Национальная политика в Республике Казахстан. Основные.
Межнациональные конфликты. Социальные общности Социальные общности - это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми.
Выполнил:слушатель 832 уч.взвода Ряд.милиции Кадыржанов А.А.
ҚАЗАҚСТАН ХАЛҚЫ АССАМБЛЕЯСЫНА -ХХ ЖЫЛ АССАМБЛЕИ НАРОДА КАЗАХСТАНА ХХ ЛЕТ.
Транксрипт:

Лекция 8 Предпосылки становления и основные положения государственной этнополитикии Республики Казахстан

ЭТНОПОЛИТИКА И МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ( ГОДЫ)

В рассматриваемый период основной целью этнополитики государства стало обеспечение равноправного сосуществования и сотрудничества всех этнических групп в Республике Казахстан. Построение основ демократий и гражданского общества требовало успешного разрешения этнического вопроса, призванного стать гарантом стабильного экономического и политического развития Казахстана. Полиэтнический состав населения обусловил разнонаправленность взглядов в понимании этнической проблемы в обществе. Социальная размытость, кризис идентичности обусловили конфликтность постсоветского казахстанского общества, которая постепенно приобретала этнический характер.

В данном контексте разрешение проблемы политизации этничности стало одной из основных задач для суверенного Казахстана. В этой связи политика государства была основана на двух основных принципах. С одной стороны, она была направлена на обеспечение развития этнического и защиту прав этнических групп, а с другой, на демократизацию общества и защиту прав отдельного человека. Этот процесс проходил в два основных этапа.

Первый этап ( годы). Приоритет этнонациональной политики. Она позволила государству в сжатые сроки заложить основы национальной государственности, мобилизовать духовные и иные ресурсы казахского населения. Внутриэтническая интеграция казахского населения оказалась решающим фактором в процессе выживания молодого государства в условиях переходного периода. Принятые концептуальные документы законодательно закрепили за казахским народом статус государство образующей нации, придали ей статус нации-ядра.

Это нашло отражение в Декларации о государственном суверенитете КазССР от 25 октября 1990 года, закрепившей, что казахи являются государство образующей нацией и составляют этнокультурное ядро казахстанской государственности. Конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан" от 16 декабря 1991 года подчеркнул "право казахской нации на самоопределение". Конституция Республики Казахстан от 28 января 1993 года также уделила особое внимание на национальном характере казахстанской государственности, представив ее как форму государственности самоопределившейся казахской нации.

На первом этапе государственный этнонационализм был вполне оправдан, так как органично вписывался в логику развития национально-духовного возрождения казахской нации. Но этот процесс, в рамках рассматриваемого периода, не был адекватно и всесторонне раскрыт. Односторонний приоритет идентификации населения на национально-этнической и конфессиональной основе обусловил межэтническую поляризацию в обществе. Этничность как коллективное средство давления стала одним из самых острых политических проблем в рамках рассматриваемого этапа. Доминирование этнических принципов над общегражданскими ценностями обусловили дезинтеграционные настроения в обществе.

Второй этап. Начинается с принятием Конституции 1995 года, закрепившей общегражданские принципы характера государственности с переходом к территориальной (гражданской) модели нации. В документе отсутствует деление казахстанцев на представителей титульной и не титульной нации, что стимулировало интеграционные процессы в обществе. Этот шаг был продиктован тем, что государственный этнонационализм, придававший особый статус казахской нации, не нашел поддержки у значительной части населения.

В данном контексте этнополитика была направлена на образование казахстанской нации как политической общности граждан, основанной на принципах гражданского общества. Это означает построение казахстанской государственности на основе модернистской модели нациестроительства на принципах со гражданства. В этой связи стратегической целью государства стало проведение целенаправленной политики нациестроительства в рамках поставленной задачи.

Необходимость достижения стабильной межэтнической ситуации на долгосрочную перспективу, преодоления этнической разделенности в процессе формирования единой нации требуют выхода на качественно новый, над этнический уровень интеграции. Подобная интеграция возможна только на основе прочной экономической базы, отсутствие которой вызывает дезинтеграционные процессы. Надо учитывать, что в Казахстане именно экономические трудности стимулировали выезд 10% казахстанских граждан, спровоцировали межэтническую напряженность в ряде регионов. Сегодня экономика Казахстана обладает достаточным интегративным потенциалом, способным консолидировать казахстанское общество.

В период с 1991 по 2001 годы в стране произошли стремительные изменения в социально-экономической и политической жизни страны, которые не могли не повлиять на состояние межэтнической ситуации. Экономические трудности (особенно в первые годы реформ) стимулировали эмиграционные настроения среди населения. С 1989 по 1999 годы население Казахстана сократилось с 16,46 млн. человек до 14,95 млн. человек (или 1,51 млн. человек). Процессы эмиграции, а также этническая специфика естественного прироста изменили этнический состав населения.

С 1989 по 1999 годы наблюдается значительное снижение численности европейцев: немцев - на 2,6 раза; русских - на 1,3 раза; украинцев - на 1,6 раза; белорусов - на 1,5 раза. Отмечен рост численности представителей тюркоязычных народов: казахов, узбеков, уйгуров, тюрков. Наиболее высокие темпы роста наблюдается в среде тюрков и узбеков - на 53,3% и 39,7%. Наибольший показатель эмиграции приходится на 1994 год, за которым следует стабилизация миграционных процессов.

В результате миграции Казахстан покинули люди преимущественно активного трудоспособного возраста ( лет). Следствием этого стало старение населения, снижение рождаемости и рост смертности. Миграция населения, а также негативные демографические процессы обусловили отрицательный естественный прирост у представителей славянских народов: русских, украинцев, белорусов. Некоторое снижение естественного прироста наблюдался у всех этнических групп.

В Казахстане главной причиной неблагоприятных демографических и миграционных тенденций стали трудности социально-экономического характера. Кроме этого, ликвидация прежде существовавших культурных символов, олицетворявших советский народ (интернационализм, ощущение единой родины в рамках СССР, господство русского языка и культуры и т.д.) и утверждение новых культурных ценностей (рост этнического самосознания, расширение сферы применения государственного языка, переименование населенных пунктов) вызвали чувство глубокого неудовлетворения у большинства представителей славянского населения. Психологический дискомфорт стал одним из немаловажных факторов эмиграции русскоязычного населения.

Несмотря на это межэтническая ситуация в стране оставалась относительно стабильной. Согласно данным экспертного опроса, в числе факторов, способных дестабилизировать общественную жизнь, межэтнические отношения заняли лишь восьмое место. Состояние межэтнических отношений оставалось не основным, но потенциально очень важным мотивом эмиграционных настроений. Следствием миграционных и демографических процессов стало уменьшение численности европейских народов и увеличение представителей тюркских народов, что стимулировало это демографическую поляризацию между наиболее крупными этническими группами казахстанского общества.

В данном контексте этнический состав населения Казахстана делится на такие основные группы как казахи, русские, этнические меньшинства. Каждая группа имела специфическое отношение к казахстанской национально-государственной идентичности. Казахи идентифицировали себя с Казахстаном, видели в нем единственную страну, где они могут добиться национально-государственного самоопределения. Русское население в своих идентификационных стратегиях создавало компромисс между Казахстаном и Россией. Этнические меньшинства идентифицировали себя с исторической родиной. Они оказались менее интегрированы в государственно- политическую жизнь страны, а также отдалены от политических, экономических и социокультурных ресурсов власти. В сфере межэтнических отношений их больше всего волновали проблемы языка, образования, представительства в органах управления.

Несмотря на это, в Казахстане с 1991 по 2001 годы широкомасштабных межэтнических конфликтов не произошло. Это стало следствием следующих факторов: Первое. Конфликт на этнической основе делится на конфликт интересов и конфликт ценностей. Противоречия в сфере интересов более всего касаются элитных слоев общества. Поэтому появление конфликта интересов в большей степени зависит от позиции элит этнических групп. Конфликт ценностей вовлекает основные массы людей и затрагивает основы национального самосознания. Анализ мирового показал, что этот конфликт, как правило, имеет глубинный характер и является практически неразрешимой задачей. В Казахстане наблюдался компромисс между элитами этнических групп, что способствовало разрешению ситуации конфликта интересов. Общность культурно-ценностных установок среди подавляющего большинства населения обусловило отсутствие конфликта ценностей в Казахстане.

Второе. Отсутствие исторических форм, традиций ортодоксального ислама в сознании казахов, а также отсутствие радикальных религиозных традиций в православной среде казахстанского общества. Этнополитика", являющаяся политикой внутри государства по отношению к национальным меньшинствам, по объему меньше понятия "национальная политика", но этнополитика является составной части национальной политики. Основной же целью национальной политики является обеспечение прав и свобод граждан независимо от их национальной (в данном случае, этнической) принадлежности, формирование цивилизованных форм межнационального общения и мирных способов разрешения конфликтных ситуаций, и, как завершающий этап, формирование единой нации.