СКАЗКОТЕРАПИЯ Елена Николаевна Азлецкая кандидат психологических наук, доцент, арт-терапевт.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Жил был старик со старухою. Просит старик: -Испеки, старуха, колобок. -Из чего печь-то? Муки нету. - Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети;
Advertisements

Жил-был старик со старухою. Просит старик: "Испеки, старуха, колобок". - "Из чего печь-то? Муки нету". - "Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку.
Сказка про колобка Жил-был старик со старухою. Просит старик: - Испеки, старуха, колобок. - Из чего печь-то? Муки нету. - Э-эх, старуха! По коробу поскреби,
Жил-был старик со старухою. Просит старик: - Испеки, старуха, колобок. - Из чего печь-то? Муки нету. - Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети;
Проект выполнила ученица 10-А класса МОУ СОШ 1 ст. Курской Ставропольского края Рунова Анна.
Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе: Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
КОЛОБОК Русская народная сказка Жили были старик со старухой. Вот и просит старик: - Испеки, бабка, колобок.
Русская народная сказка «Колобок» Работу выполнили учащиеся 2 класса А: Мельников Роман и Антонов Михаил Банцерова Оксана Викторовна.
Сказки из бабушкиного сундучка Петрозаводск 2011 Русская народная сказка Подготовила Солодкая А.А., учитель технологии МОУ «Средняя школа 36»
КОЛОБОККОЛОБОК
Колобок Русская народная сказка. Жили – были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе: - Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети,
ПРАВИЛЬНЫЕ И НЕПРАВИЛЬНЫЕ ДРОБИ Выполнила В. И.. Жил-был старик со старухою. Просит старик: - Испеки, старуха, колобок. - Из чего печь-то? Муки нету.
является одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. Этот метод позволяет решать.
униципальное Общеобразовательное учреждение «Гимназия 164» Муниципальное Общеобразовательное учреждение «Гимназия 164» КОЛОБОК НОВАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ВЕРСИЯ.
Жил-был старик со старухой. Вот и просит старик: Испеки мне, старая, колобок.
Колобок
Колобок Выполнил ученик 8 Бкласса Замуруев Денис.
Выполнила Челухина Н. В. Воспитатель ГБОУ СОШ пос. Новоспасский структурное подразделение I младшая группа.
Действия с обыкновенными дробями. Цели и задачи урока Цели: повторить и систематизировать знания учащихся в сложении, вычитании дробей с одинаковыми знаменателями;
Действия с обыкновенными дробями. Цели и задачи урока Цели: повторить и систематизировать знания учащихся в сложении, вычитании дробей с одинаковыми знаменателями;
Транксрипт:

СКАЗКОТЕРАПИЯ Елена Николаевна Азлецкая кандидат психологических наук, доцент, арт-терапевт

. Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия это способ передачи индивидууму необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.социумаиндивидуумуфольклорныхсказкахпреданияхбылинахпритчахсоциализации Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Эти же механизмы работают и у взрослых, именно поэтому многие используют сказки в работе, чтобы помочь найти клиентам более эффективный способ решения жизненных задач.фантазия творчество. Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание.нарративюнгианство Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы психотерапия

Для лечения сказкой нужно выждать некоторое время после травмирующей ситуации. Это необходимо, чтобы ребенок успокоился и забыл ситуацию. Так ему будет легче отстраниться, встретившись с подобной проблемой в пространстве сказки. Чтобы терапия не выглядела навязчивой, проводите сеансы перед сном, дневным или ночным. Установите необходимую дистанцию между ребенком и событиями, происходящими в сказке. Например, начните ее словами «Давным-давно, в некотором царстве…» и так далее. В ключевые моменты, связанные с трудностями ребенка, можно задавать ему уточняющие и наводящие вопросы: «Как ты думаешь, а почему так произошло?» или «А как бы ты поступил на его месте?» и так далее. «В некотором царстве, в некотором государстве»…Эти слова как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был. Для того чтобы ребенок лучше воспринимал то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал перехода в Волшебную страну. Одним из элементов такого ритуала может стать «превращение» ребенка в любого сказочного героя (по его выбору). Для этого можно организовать Место превращения, например, коврик перед кроватью. Можно предложить ребенку сочинять сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди. Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему. Еще одним вариантом сказка терапевтической работы может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.

ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА? Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. В. Даль. Толковый словарь жи­вого великорусского языка. Повествовательное, обычно народно - поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием вол­шебных, фантастических сил. С. И. Ожегов. Словарь русского языка. Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, ино­гда с участием волшебных фан­тастических сил. Словарь русского языка. Абстрагированная форма местного предания, представленная в более сжатой и кристаллизованной форме… Изначальной формой фольклорных сказок являются местные предания, парапсихологические истории и рассказы о чудесах, которые возникают в виде обычных галлюцинаций вследствие вторжения архетипических содержаний из коллективного бессознательного. М.- Л. фон Франц Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Произведение, в котором главной чертой становится установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальности условно-поэтического вымысла В.И. Аникеев

Колобок Жил-был старик со старухою. Просит старик: - Испеки, старуха, колобок. - Из чего печь-то? Муки нету. - Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется.

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.

Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: - Колобок, колобок! Я тебя съем! - Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою, сказал колобок и запел: Я по скребён метен, на сметане ссссмешон, Я в масле пряжон, на окошке стужен; Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, От тебя, зайца, не хитро уйти! И покатился себе дальше; только заяц его и видел!

Катится колобок, а навстречу ему волк: - Колобок, колобок! Я тебя съем! - Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою! Я по сусеку скребён, на сметане ссссмешон, Я в масле пряжон, на окошке стужен; Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, Я от зайца ушел, От тебя, волка, не хитро уйти! И покатился себе дальше; только волк его и видел!

Катится колобок, а навстречу ему медведь: - Колобок, колобок! Я тебя съем. - Где тебе, косолапому, съесть меня! Я по сусеку скребён, на сметане ссссмешон, Я в масле пряжон, на окошке стужен; Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, Я от зайца ушел, я от волка ушел, От тебя, медведь, не хитро уйти! И опять укатился; только медведь его и видел!

Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса: - Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький! А колобок запел: Я по сусеку скребён, на сметане ссссмешон, Я в масле пряжон, на окошке стужен; Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, Я от зайца ушел, я от волка ушел, От медведя ушел, От тебя, лиса, и подавно уйду!

- Какая славная песенка! сказала лиса. - Но ведь я, колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку, да пропой еще разок погромче. Колобок вскочил лисе на мордочку и запел ту же песню. - Спасибо, колобок! Славная песенка, еще бы послушала! Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок, - сказала лиса и высунула свой язык. Колобок сдуру прыг ей на язык, а лиса - ам его! - и скушала.

ПЕРЕЧЕНЬ УРОКОВ СКАЗКИ «КОЛОБОК» В ситуации опасности стремись действовать. Откажись от стереотипов. Одни и те же действия не годятся для всех случаев жизни. Будь гибким. Если хочешь чего-то добиться - не медли. Действуй решительно. Хитростью можно многого добиться. Распознавай манипулятора, учись противо­стоять манипуляциям. Умей рефлектировать - обдумывай и свои действия, и восприятие тебя партнером, Нельзя быть беспечным - к словам старших стоит прислушиваться. Родители не должны оставлять детей без присмотра. Если вы хотите иметь детей, не теряйте надежды, у вас всегда есть шанс (создание колобка как символический акт зачатия и рождения долгожданного ребенка). Высоко взлететь - больнее падать. Если уж ты решил отделиться от родителей, осознай цель этого. От судьбы не уйдешь. Наглость не порок - все равно сожрут. Без специальных усилий не извлечешь скрытые ресурсы. Используй свои недостатки (в песенке Колобок сообщает о своем происхождении: генотип никудышный - зачем же меня есть). Не рекламируй себя, лучше прикинься несъедобным. Не хами первым встречным - это попросту опасно. Первые сексуальные контакты наиболее опасны Трудный подросток характерен для конфликтной семьи (отношения между дедом и бабкой далеки от гармоничных).

Типы сказок ДИДАКТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ имеют цель преподнести некоторые новые знания, используется прием одушевления абстрактных символов и создается образ сказочного мира, в котором они живут, такие сказки раскрывают смысл и важность определенных знаний, дидактические сказки могут содержать задание учебного характера, которое должен выполнить ребенок. МЕДИТАТИВНЫЕ СКАЗКИ нацелены на создание какого-то эмоционального состояния, иногда - состояния релаксации, они могут не иметь четкого и ясного сюжета и представляют собой некоторую зарисовку, визуализацию ярких сказочных образов, с помощью медитативных сказок происходит глубокое погружение в сказочный процесс через обращение к своим внутренним состояниям и пробуждение личностных потенциалов человека. Эти сказки необходимо читать и слушать не между делом, а в специально созданных условиях, они содержат позитивные модели внутренних состояний, сообщаемые бессознательному, такие сказки могут служить прологом, настроем к новой психотерапевтической работе. ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ СКАЗКИ имеют цели : обращение к глубинному Я ребенка, его важнейшим смыслообразующим содержанием, стремление помочь в более осознанном отношении к самому себе, миру, другим людям, а при необходимости - в изменении этого отношения, оказание психологической поддержки и избавление от страданий и негативных переживаний, связанных с какой - либо проблемной жизненной ситуацией или психоэмоциональной травмой., часто имеют форму притч,они являются наиболее важным и глубоким и обладают самой большой силой воздействия. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ особый тип сказок, определяется как содержащая вымысел авторская история, содействующая оптимальному ходу естественного психического развития детей и передающая в метафорическом виде информацию о внутреннем мире человека, основная цель - влияние на личностное развитие путем помощи в осознании своих особенностей, т.е. сказка такая прежде всего развивающая.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ имеют цель преподнести некоторые новые знания, используется прием одушевления абстрактных символов и создается образ сказочного мира, в котором они живут, такие сказки раскрывают смысл и важность определенных знаний, дидактические сказки могут содержать задание учебного характера, которое должен выполнить ребенок.

МЕДИТАТИВНЫЕ СКАЗКИ нацелены на создание какого-то эмоционального состояния, иногда - состояния релаксации, они могут не иметь четкого и ясного сюжета и представляют собой некоторую зарисовку, визуализацию ярких сказочных образов, с помощью медитативных сказок происходит глубокое погружение в сказочный процесс через обращение к своим внутренним состояниям и пробуждение личностных потенциалов человека. Эти сказки необходимо читать и слушать не между делом, а в специально созданных условиях, они содержат позитивные модели внутренних состояний, сообщаемые бессознательному, такие сказки могут служить прологом, настроем к новой психотерапевтической работе.

ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ СКАЗКИ имеют цели : обращение к глубинному Я ребенка, его важнейшим смыслообразующим содержанием, стремление помочь в более осознанном отношении к самому себе, миру, другим людям, при необходимости - в изменении этого отношения, оказание психологической поддержки и избавление от страданий и негативных переживаний, связанных с какой - либо проблемной жизненной ситуацией или психоэмоциональной травмой., часто имеют форму притч,они являются наиболее важным и глубоким и обладают самой большой силой воздействия.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ особый тип сказок, определяется как содержащая вымысел авторская история, содействующая оптимальному ходу естественного психического развития детей и передающая в метафорическом виде информацию о внутреннем мире человека, основная цель - влияние на личностное развитие путем помощи в осознании своих особенностей, т.е. сказка такая прежде всего развивающая.

Психологические и дидактические сказки Сходство Различие 1) форма сказки нужна для преподнесения некоторых новых знаний; 1) если в дидактических сказках «упаковывается» учебный материал, связанный с объектами внешнего мира, то психологические являются носителями материала о внутреннем мире человека – его душе, психике, и этот материал может быть как учебным, так и личностно развивающим; 2) используется тот же прием одушевления абстрактных символов и создается образ сказочного мира, в котором они живут; 2) в дидактических сказках одушевляются абстрактные символы «внешнего» для ребенка характера (цифры, звуки, буквы и т.п.); в психологических – абстрактные символы, обозначающие «внутренние» психические феномены (мышление, способности, переживания и т.д.); 3) оба вида сказок раскрывают смысл и важность определенных знаний 3) дидактические сказки всегда содержат определенное задание учебного характера, которое должен выполнить ребенок; для психологических это не является обязательным.

Психологические и психокоррекционные сказки Сходство Различие 1) и в том, и в другом случае события, происходящие с героем (героями), должны быть похожими на реальные ситуации из жизни детей; 1) отсутствие в психологических сказках прямой аналогии между жизнью ребенка и сказочного героя в силу большей обобщенности сюжета; 2) ребенок через сказку обретает возможность осознать свои собственные переживания, отдельные психологические характеристики; 2) разной целевой ориентации: у психологической – на личностное развитие путем осознания своих особенностей, у психокоррекционной сказки – на изменение психических структур ребенка в сторону, желательную для психолога; 3) альтернативные модели поведения, понятые благодаря сказке, помогают ребенку увидеть разные грани возникающих ситуаций и найти в ней новые смыслы. 3) более объемной области предполагаемых изменений ребенка в результате воздействия психологической сказки – не только в конкретных поведенческих проявлениях, как в случае психокоррекционных сказок, но и в изменении смыслов и ценностей.

Психологические и психотерапевтические сказки Сходство Различие 1) обращение к глубинному Я ребенка, его важнейшим смыслообразующим содержаниям; 1) психологические сказки не являются прямой аналогией индивидуальных эго-процессов конкретного человека (разумеется, если не брать во внимание неизбежные проекции самого автора), а для многих психотерапевтических сказок это очень важно; 2) стремление помочь в более осознанном отношении к самому себе, миру, другим людям, а при необходимости – в изменении этого отношения; 2) психологические сказки в большей степени ориентированы на задачи улучшения качества обычной жизни ребенка и его развитие по сравнению с психотерапевтическими, особенно нужными именно в ситуации жизненных трудностей; 3) оказание психологической поддержки и избавление от страданий и негативных переживаний, связанных с какой-либо проблемной жизненной ситуацией или психоэмоциональной травмой. 3) психологические сказки, как правило, пишутся автором-психологом, а психотерапевтические часто создаются самим клиентом.

Алгоритм дидактической сказки-задания Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нравах, привычках, жизни в этой стране. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжелое эмоциональное состояние (тоска, одиночество). Обращение к ребенку. Разъясняется, что только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание.

Психокоррекционные сказки. подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру. описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка герой начинает искать выход из создавшегося положения или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений

Ребенок ведет себя плохо в таких случаях Он желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания. Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. При этом в психокоррекционной сказке может быть предложена позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо власть связана с выраженными лидерскими качествами): хороший предводитель прежде всего должен заботиться о своих друзьях. Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения. Ему страшно, тревожно, он хочет избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха. У него не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя и оставляя выбор стиля поведения за ним.

Юнгианский подход к пониманию сказок Все волшебные сказки пытаются описать один и тот же психический феномен – Самость, путь героя – это путь индивидуации. В образах и персонажах сказки отражаются архетипы, понимаемые как универсальные паттерны или мотивы, которые всплывают из коллективного бессознательного. Сказки можно и нужно интерпретировать, опираясь на все четыре функции сознания: мышление, чувства, ощущение, интуицию. В сказках представлена общечеловеческая основа жизни; мифы погружены в национальную культуру, а сказки находятся вне культуры, это интернациональный язык.

Психологический анализ сказки Основная тема (темы) сказки – то главное, о чём рассказывает сказка, на чём строится интрига действия. Тему можно толковать как значимую сферу жизни автора: путешествие, семейные сцены, поиск друзей и т.д. Основная тема определяется путем нахождения ответа на простой вопрос: «О чём эта сказка?». Сказка может рассказывать об одиночестве, о недостатке любви, о стремлении к автономии и т.п. Таким образом, тема может быть связана с актуальной проблемой, волнующей автора. В сказке может отразиться сиюминутная озабоченность, а может – серьезная и глубокая трудность, с которой автор не может справиться значительное время. Уровень эмоциональной вовлеченности в сказку, общий контекст и явное проявление одной ведущей темы могут служить признаками значимости и глубины проблемы.

Психологический анализ сказки Герой, его личностные качества и мотивы поступков. Чаще всего автор идентифицируется именно с главным героем. Этот персонаж может быть очень похожим на автора, а может отражать какую-то одну сторону его личности, какую-то его ипостась. Однако может оказаться, что в главном герое автор – чаще всего неосознанно – вывел кого-то из своего близкого окружения. Не один раз женщины – авторы сказок признавались, что в главном герое отразили своего ребенка, а себя вывели в роли второсте- пенного персонажа. Разбирая образ главного героя вместе с клиентом, можно многое узнать об особенностях самосознания автора, его Я-образа, самоотношения, понимания своего места среди других людей. Довольно часто представления автора о качествах героя сильно разнятся с мнением читателя или слушателя сказки, основывающимся на анализе его поступков в сказке. Такое столкновение точек зрения может помочь автору лучше осознать себя, как бы увидеть себя со стороны. Рассмотрение мотивов поведения героя часто помогает выяснить стремления и желания автора.

Психологический анализ сказки Отношения между героем и другими персонажами. Их можно интерпретировать или как характерные для автора отношения со значимыми людьми, или как желательные для него. Сами персонажи могут толковаться как значимые лица из окружения. В отношениях героя с другими персонажами часто становятся очевидными ригидные формы социального взаимодействия, характерные для клиента. На это можно мягко указать клиенту, обратив внимание на то, что его герой всех вокруг воспринимает враждебно, со всеми стремится вступить в бой, или, напротив, со всеми поголовно «дружится», фактически постоянно заискивая перед другими.

Психологический анализ сказки Важнейшие события – то, что составляет основную фабулу сказки. Их можно считать символическим отражением событий в жизни человека, причем жизни не только внешней, но и внутренней. Стоит ли говорить, что часто это метафорическое отражение самим автором до момента анализа уже созданной сказки не осознаётся? Каждое событие – это некая переломная точка. Чем больше таких точек, тем активнее «жизнь сказки», тем она энергичней. Некоторые клиентские сказки похожи на экшн – столько там всего происходит, действие динамично, сюжет стремительно меняется, а в других, похожих на философские эссе, может быть описано всего одно или два события. В принципе, по количеству событий можно судить о внутренней энергетике автора. Не всегда параллели сказочных событий и реальной жизни автора очевидны, но они почти всегда есть: можно обсудить этот вопрос с клиентом.

Психологический анализ сказки Трудности, с которыми сталкивается герой – это часто ме- тафоры тех трудностей, которые есть у автора в реальности, это наиболее важные, эмоционально заряженные проблемы, которые тревожат человека. Способы преодоления трудностей – можно предположить, что это те методы, приемы, ухищрения, которые использует чело- век. Интересно, что они могут в символической форме отражать реально применяемые в жизни средства, а могут оказаться неожиданно найденным в процессе создания сказки способом решения проблемы.

Психологический анализ сказки Недостающие ресурсы – то, чего не хватает герою, чтобы ре- шить возникшую проблему. Например, чтобы справиться со Змеем Горынычем, необходим меч-кладенец (символ храбрости, силы, а также мужской сексуальности), но у Ивана его нет. Его надо добыть. Важно проанализировать, каких ресурсов не хватает герою. Можно предположить, что за сказочными недостающими ресурсами стоят вполне конкретные реальные: как внутренние ресурсы (личностные качества и способности – смелость, решительность, уверенность в себе), так и внешние (физические условия, материальные возможности, жизненные опоры).

Психологический анализ сказки Имеющиеся ресурсы – то, что имеется в распоряжении человека. Так, скажем, отсутствующий у Ивана меч-кладенец может быть добыт за счет привлечения тех ресурсов, что у него есть, – доброты по отношению к животным, щедрости, уважительного отношения к старшим. В результате использования этих ресурсов Иван получает помощь от животных или полезный совет от Бабы Яги, что приводит его к приобретению желаемого. Нечто подобное постоянно встречается в клиентских сказках. Работа с ресурсами, обнаруживаемыми в текстах сказок, является чрезвычайно значимой. Это самая важная часть сказка терапевтической помощи. Именно поиск и нахождение ресурсов клиента в созданной им сказке позволяют определить эффективные способы преодоления им психологических трудностей. Порой простое указание на ресурсы героя может стать для клиента психотерапевтическим фактором.

Психологический анализ сказки Образно-символический ряд ск а зки – это и сами сказочные персонажи, и те образы, которые особенно ярко проявляются в сказке. При поиске символического значения того или иного образа не следует интерпретировать их однозначно, как это делается в сонниках (на ошибочность такого подхода указывал еще Зигмунд Фрейд). Для понимания того значения, которое имеет тот или иной образ в каждом конкретном случае, необходимы, во-первых, глубокие знания об имеющихся символических толкованиях его, а во-вторых, учет специфики клиентского отношения к нему, в том числе и в эмоциональном плане.

КОНЕЦ Материалы для 2 дня (атр-терапия): бумага для рисования разного формата (формата А4, А3, ватман 6 листов), гуашь, акварельные краски, кисти, стаканчики для воды, палитра, карандаши цветные, мелки для рисования, фломастеры (толстые) 1 упаковка, цветной/белый картон, ножницы, клей, пластилин, семейные фотографии (копии или такие чтобы можно было бы с ними работать (клеить, резать).