Основные способы словообразования. Урок 2. Основные способы словообразования. Урок 2. АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ШКОЛА 34, Г. КАЗАНЬ
Морфемика изучает состав слова. Словообразо вание изучает образование слов
Способы образования слов: Морфологические Неморфологические
Из предложений выпишите слова, образованные приставочным способом: Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. Тот же самай орел, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. Выступает, вышел.
Из предложений выпишите слово, образованное приставочным способом. Слышишь, видишь, читаешь такое – и хочется снова бить в набат, взывать, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА! Это – самая распространенная, самая злокачественная болезнь нашей речи. Когда- то знаток русского языка и чудодей слова Чуковский заклеймил ее точным, убийственным названием. Заклеймил (заклеймить)
Укажите способ образования слова отдача и з предложения: Расчет, вероятно, оправдывается, но насколько велика его отдача? Суффиксальный.
Из предложений выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. На освещенном мощными огнями теплоходе. И в этом туманном мире возникли усталые созвездия… Я вышел из рубки на крыло мостика. Созвездия (созвездие)
Из предложений выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец. А как же Пушкин? Какая непоправимая и бессмысленная гибель… Бессмысленная.
Каким способом образовано слово подмастерьев в предложении: Другой метод – ренессансный: художник набирает подмастерьев, и они с нуля, с веника и растирания красок, постигают тайны ремесла. Приставочно-суффиксальный.
Морфологические: Приставочный Суффиксальный Приставочно- суффиксальный Бессуффиксный Сложение: Слов, частей слов, первых букв (аббревиатура)
При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово.
Суффиксальный Заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи (внук – внучок, заготовить – заготовка).
Приставочно – суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса
Бессуфиксный способ (аффикс) При образовании слова отбрасывается окончание, иногда суффикс Зелёный – зелень Отлететь – отлёт Повторить - повтор
Образование самостоятельных частей речи
Имена существительные Образуются от существительных, прилагательных, числительных и глаголов.
Имена прилагательные Образуются от существительных, глаголов и других прилагательных.
Числительные Образуются: При помощи суффиксов: два – двадцать; Сложением: четыре, сто - четыреста
Местоимения Образуются от других местоимений: При помощи суффиксов: кто – кто-то При помощи приставок: кто - никто
Глаголы Образуются при помощи приставок: Писать – написать – приписать учить – научить – изучить.
Образуется при помощи суффиксов: Зеленый – зеленеть красный – краснеть стыд -стыдить
Образуются при помощи суффиксов и приставок: Бежать – разбежаться Глагольные формы причастий и деепричастий образуются только при помощи суффиксов
Наречия Образуются от существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, глагольных форм, наречий.
При помощи приставок: смерть – насмерть; При помощи суффиксов: дружеский – дружески; При помощи приставок и суффиксов: далеко – издалека;
Путем перехода других частей речи в наречия: лежа на диване – читать лежа
Образование служебных частей речи
Предлоги производные Образуются: Путем слияния слов: на счет банка – поговорить насчет экскурсии; Путем перехода слов из других частей речи: жили согласно – согласно приказу
Союзы производные Образуются Путем слияния слов: зато, тоже, оттого что, потому что; Путем перехода слов из других частей речи: Что случилось? – я не знал, что письмо получено.
Укажите способ образования слова окружающих в предложении: Когда такой человек с его «словами- плевками» говорит, он хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее окружающих, над всем смеется, ничего не боится. Неморфологический.
Неморфологические: Изменение значения существующего слова Переход слова из одной части речи в другую Результат слияния слов в словосочетании
Переход из одной части речи в другую
Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую. Употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное значение, теряют ряд своих грамматических признаков.
Столовая комната – столовая открылась
Быстрым шагом – ехать шагом
В существительные перешли многие прилагательные: (едим что?) мороженое, пирожное, сладкое, заливное Мороженое мясо Я люблю мороженое Мороженное в морозилке мясо
(войти куда?) в ванную, столовую, прачечную, приемную, учительскую, булочную: Булочные изделия были сегодня необыкновенно свежи После работы я зайду в булочную.
(вас ждет / ждут) (кто, что) больной, портной, вожатый: Больной ждёт помощи Больной человек – не работник.
Укажите пример неморфологического словообразования: Подтянутые резервы были как никогда кстати. Он всегда имел подтянутый вид.
В предложениях найдите слова образованные неморфологическим способом: Мария Петровна не ответила, она, наклонив голову, мешала ложечкой в чашечке, и он увидел на ее пальце неотмывшееся чернильное пятно. Он подумал, что, если бы она умерла, он не знал бы этого. И не знали бы другие …
В предложениях найдите слова образованные неморфологическим способом: Мария Петровна не ответила, она, наклонив голову, мешала ложечкой в чашечке, и он увидел на ее пальце неотмывшееся чернильное пятно. Он подумал, что, если бы она умерла, он не знал бы этого. И не знали бы другие …
Зеленые, красные и белые(по партиям), близкие, родные, Петров (фамилия): Близкие родственники делили наследство В комнате собрались самые близкие
Васильево (местность), приданное, запятая, главное, суточные: Моё главное богатство – это мои знания Главное, чтобы костюмчик сидел.
(Представляется что) прошлое, настоящие и будущее: Твоё прошлое мне уже не- интересно. Прошлое лето было особенно удачным.
И причастия: (кто?) заведующий, учащийся, следующий: Заведующий детским садом праздновал свой юбилей. Заведующий работник должен быть исполнительнее других.
В прилагательные переходят причастия, если они уже не соотносятся с глаголами, от которых образованы: Блестящий оратор (но блестящий под луной ручей – причастие).
выдающийся ученый, непромокаемые ботинки, желанный праздник, горелый дом, зрелые годы
В предложениях найдите слова образованные неморфологическим способом: Я убежден, что у слова есть свои недра… Человек по-разному приходит к пониманию этой извечной истины. Многое зависит от того, как сложилась судьба, жизнь человека. Книга выступает одним из звеньев в духовной связи людей, заставляет их возвращаться к своим истокам, проникать и контактировать с настоящим, прошлым и будущим.
В предл. найдите слова образованные неморфологическим способом: Я убежден, что у слова есть свои недра… Человек по-разному приходит к пониманию этой извечной истины. Многое зависит от того, как сложилась судьба, жизнь человека. Книга выступает одним из звеньев в духовной связи людей, заставляет их возвращаться к своим истокам, контактировать с настоящим, прошлым и будущим.
В предложении найдите слово образованное неморфологическим способом: Мокрая покатая площадь была безлюдна, только впереди, в дальнем углу ее, появилась и вскоре же исчезали редкие прохожие.
В предложении найдите слово образованное неморфологическим способом: Мокрая покатая площадь была безлюдна, только впереди, в дальнем углу ее, появилась и вскоре же исчезали редкие прохожие.
Слова на –май являются прилагательными, если при них нет зависимого слова в творительном падеже: Неслышимай голос – не слышимай нами голос (причастие),
Любимай певец – любимай мной певец.
В местоимения переходят значимые слова, если их можно заменить другим местоимением: Данное (= это, то есть описанное ранее) мероприятие, В одно (= в какое-то) прекрасное утро
В наречия часто переходят деепричастия: Говорили(как?) стоя, шли(как?) молча, не спеша: Разговаривать стоя. Стоя, долго не проработаешь.
Особенно в составе фразеологических оборотов: сложа руки, сломя голову, спустя рукава: Я не люблю сидеть сложа руки. Я не люблю работать спустя рукава.
Укажите правильный вариант Лежа(читать), с разбегу, вовремя(увидеть), вдвое – это а) наречия в) деепричастия б) предлоги г) союзы
Укажите правильный вариант Лежа(читать), с разбегу, вовремя(увидеть), вдвое – это а) наречия в) деепричастия б) предлоги г) союзы
В категорию состояния переходят существительные: стыд, срам, лень, охота, неохота, жаль, грех, пора, время.
Мне лень бежать. Жаль, что всё так случилось.
Краткие прилагательные и наречия: холодно, жарко, дурно, хорошо, пустынно.
В городе жарко. На улицах пустынно. Мне дурно. Ему хорошо.
Многие производные предлоги перешли - из деепричастий: благодаря, включая, исключая, начиная с, кончая, гладя по, исходя из, судя по.
- из существительных с предлогами: в виде, в деле, в зависимости от, в заключение, в кругу, в лице, в меру, в связи с, в соответствии с.
Я люблю молоко только в виде мороженого. Ср.: Его туда не пустят в таком виде.
- из наречий: Командир шел впереди(где? – впереди – наречие) ; Командир шел впереди отряда(= перед отрядом – впереди – предлог)
В союзы переходят местоимения, если они выполняют функцию союза – связывают предложение:
Что там? (Что – подлежащее, выраженное местоимением). Нам объяснили, что так нельзя (что – союз, так как к нему нельзя задать вопроса и он не является членом предложения, но он связывает простые предложения в составе сложного)
В частицы переходят слова, которые вносят в речь смысловые и эмоциональные оттенки:
Укажите правильное утверждение: В предложении выделена частица а) Что за вредная девчонка! б) Ты обещал сделать это ради меня. в) Я не приду, пока не сделаю уроки. г) В связи с ураганом мне пришлось отложить отъезд.
наречия в частицы: ладно, хорошо, точно, именно, просто, лучше, где, как, куда, так, вон, уж: Всё будет хорошо! -Хорошо! Я сделаю это.
глаголы в частицы: есть!(= слушаюсь), пускай, давай, дай – ка, было, возьми: Давай дружить! -Хочешь конфетку? - Давай!
- числительные в частицы: одни(= только: одни упреки). Ср.: Мы остались одни. Один плюс один
Укажите пример неморфологического словообразования: Он первый год в школе. Петров – первый ученик в школе.
Союзы в частицы: я словно(будто, как, точно, ровно) во сне, как хорошо!
Укажите пример неморфологического словообразования: Он писал часто, благодаря друга за поддержку. Благодаря своевременной помощи, больной поправлялся.
Укажите пример неморфологического словообразования : Что он сказал? Он сказал, что завтра занят.
Укажите пример неморфологического словообразования : Пётр возвратился один. Один Чичиков не навестил больного.
Укажите пример неморфологического словообразования : Сейчас, в наше время, очень трудно найти людей, которые беззаветно любят чтение.
Изменение значения существующего слова
Кулак – кисть руки со сжатыми пальцами Кулак (после революции крестьянин – собственник)
Кисть винограда Кисть руки Кисть маляра
Результат слияния слов в словосочетании (сращение)
Быстро растворимай быстрорастворимай С ума сшедший сумашедший
Неморфологические: Изменение значения существующего слова Переход слова из одной части речи в другую Результат слияния слов в словосочетании
В предложениях найдите слова образованные неморфологическим способом: Настоящее пространство жизни – это книга. Книга всегда больше жизни. Они уже не просто двое встретившихся случайно людей, они члены некоего священного братства, отношения их скреплены обоюдозначимым прошлым.
В предложениях найдите слова образованные неморфологическим способом: Настоящее пространство жизни – это книга. Книга всегда больше жизни. Они уже не просто двое встретившихся случайно людей, они члены некоего братства, отношения их скреплены обоюдозначимым прошлым.
Укажите правильный вариант Ради(меня), ввиду(того), вместо(меня), благодаря(мне) – это а) местоимения б) имена существительные в) предлоги г) союзы
Укажите правильный вариант Благодаря(меня), сидя(на стуле), не говоря(ни слова), не смотря(на меня) – это а) союзы в) наречия б) деепричастия г) предлоги
Укажите правильный вариант Благодаря(меня), сидя(на стуле), не говоря(ни слова), не смотря(на меня) – это а) союзы в) наречия б) деепричастия г) предлоги
Укажите правильное утверждение: В предложении выделен предлог а) Брат уезжал, благодаря всех за помощь. б) Я положил деньги на счет этого банка. в) Ты справился с заданием только благодаря друзьям. г) Мальчик вошел и сел напротив.
Укажите правильное утверждение В предложении выделен предлог: а) Сколько тебе лет? б) Я зайду к вам в течение дня. в) Ты все - таки пришла! г) Я тоже готов помочь тебе.
Переход из одной части речи в другую
Изменение значения существующего слова
Результат слияния слов в словосочетании (сращение)
Основные способы словообразования. Урок 2