Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Субъекты психолого- педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования.
Advertisements

Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Зайцева Наталья Викторовна заместитель директора ФГБНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании,
Методика оценки эффективности образовательной деятельности в рамках проекта «Политехническая школа»
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Деятельность Психологического Центра МПК НовГУ Великий Новгород 2009.
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
«Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие.… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет.
Программа развития средней общеобразовательной школы 106 «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА »
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
ФЦПРО Проект «Разработка нормативной правовой и методической базы, обеспечивающей переход в субъектах Российской Федерации.
Уроки психологии Медико-психолого- педагогическое сопровождение Здоровьесберегающие технологии Логопедия Школьная программа «Здоровье» Духовно-нравственное.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении Педагог-психолог ДС1 «Айголек» Кун Анастасия Александровна.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Программа развития ГОУ СОШ – 2011 гг.. Миссия школы Наша миссия – удовлетворение потребности учащихся в повышенном уровне социально-гуманитарного.
Рабочая Программа Педагога – психолога Новицкой В.С – 2016 учебный год ЛГ МАДОУ ДСОВ 4 «Золотой петушок».
Москва – Ханты-Мансийск, 10 – 13 декабря 2011 г. ПРОГРАММА проектно-образовательного семинара ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. «ПРОФИЛАКТИКА.
Роль психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в свете современных образовательных реформ Овсова Т.Н. Директор МБОУ «ООШ 5» МБОУ.
КОНЦЕПЦИЯ развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года Психолого-медико-педагогический совет.
Транксрипт:

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи» « Разработка типовой модели психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся, включающего общественно- профессиональное обсуждение» Москва, 2012

Цели проекта: Изучение сложившейся ситуации суицидального поведения детей и подростков, находящихся в системе образования, и эффективности профилактических и реабилитационных программ. Анализ факторов суицидального поведения у подростков и молодежи, выделение основных групп риска и разработка целевых научно обоснованных программ профилактики суицидального поведения. Разработка и общественно-профессиональная экспертиза типовой модели психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся.

Задачи проекта: Анализ основных факторов и причин возникновения суицидального поведения у подростков и молодежи, находящихся в системе образования. Разработка программы проведения скрининговых популяционных исследований в учреждениях образования, направленных на выявление основных групп риска по суицидальному поведению. Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса: администрации и персонала образовательных учреждений, специалистов методических и ППМС-центров, представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области профилактических и реабилитационных мер по предотвращению подросткового и молодежного суицида. Разработка типовой модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся. Проведение общественно-профессионального обсуждения среди специалистов системы общего образования типовой модели психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся и путей ее внедрения в систему общего образования.

Анализ многочисленных источников по проблеме суицидального поведения позволили выделить ряд его особенностей у подростков: Недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий. Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружающих случаев детского и подросткового суицида. Наличие взаимосвязи попыток самоубийства детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д. Депрессивные состояния, которые в подростковом возрасте проявляются иначе, чем у взрослых (Калинина Л.М., 1994).

В ходе работы по проекту был сформирован пакет скрининговых методик, в который вошли: Методики первичной диагностики суицидального риска: - Опросник «Предварительная оценка состояния психического здоровья» - Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал» - Методика определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) Методики диагностики ценностно-смысловой сферы: - Методика диагностики смысложизненных ориентаций (СЖО) (Джеймс Крамбо и Леонард Махолик, адаптация Д.А. Леонтьева) - Методика изучения ценностных ориентаций (М.Рокич) Методики диагностики дезадаптации личности подростка: - Цветовой тест М. Люшера - Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) - Тест выявления суицидального риска у детей А.А. Кучер, В.П. Костюкевич - Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга - Факторный личностный опросник Кеттелла (форма С) - Методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басс и А. Дарк) - Опросник депрессии (А.Бек) - Методика «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан) - Опросник способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкман - Методика диагностики поведение родителей и отношение подростков к ним (Е. Шафер) - Методика диагностики родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Был разработан сборник рекомендаций для участников образовательного процесса: администрации и персонала образовательных учреждений, специалистов методических и ППМС-центров, представителей органов исполнительной власти субъектов российской федерации в области профилактических и реабилитационных мер по предотвращению подросткового и молодежного суицида. Сборник включает аналитические, нормативные и методические материалы, рекомендации по предотвращению подросткового и молодежного суицида. Сборник адресован администрации и педагогам образовательных учреждений, специалистов методических и ППМС-центров, представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области профилактических и реабилитационных мер по предотвращению детского и подросткового суицида.

Разработана типовая модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения учащихся Типовая модель разработанная авторским коллективом из 8-ми специалистов под руководством д.псх.н., профессора Н.Ю. Синягиной и к.псх.н., доцента О.И. Ефимовой, базируется на анализе основных факторов и причин возникновения суицидального поведения у подростков и молодежи, позволившем определить стратегию психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся, основная идея которой заключается в устранении социальных и социально-психологических предпосылок, способствующих формированию суицидального поведения, и принятии своевременных научно-обоснованных мер по сохранению жизни и здоровья несовершеннолетних за счет реализации специальной психолого-педагогической работы.

Типовая модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения учащихся Цель: обеспечение системного, комплексного, скоординированного психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся. Организация профилактической работы в образовательной среде осуществляется на основе следующих принципов: Доступности и своевременности помощи и поддержки. Гуманизма веры в возможности ребенка, позитивного подхода. Реалистичности учет реальных возможностей ребенка и ситуации. Системности рассмотрение ребенка как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта, являющегося частью более широкой системы «человек-мир». Индивидуального подхода изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможности специалиста. Деятельностного принципа коррекции опора на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту. Средового воспитания, связанного с разумной организацией среды для обучающихся, дружественной по своему содержанию и направленной на удовлетворение культурно-образовательных потребностей ребенка, насыщенной нишами самореализации и самоактуализации.

Проведение общественно-профессионального обсуждения среди специалистов системы общего образования типовой модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся и путей ее внедрения в систему общего образования

Экспертам была предложена следующая форма экспертного заключения

Учтены замечания и пожелания экспертов уточнены вопросы целеполагающего концепта (миссии, подходов, идеологии); более подробно обосновано применение условий продуктивной реализации Типовой модели (подготовка кадров, материально-техническое обеспечение, взаимодействие с родителями); описаны критерии эффективности Типовой модели; добавлено описание научно-методической, материальной и технической обеспеченности процесса реализации; усилено обоснование адаптивности к меняющимся условиям и необходимости учета педагогических и др. рисков рамках задач Типовой модели; обоснована необходимость обеспечения междисциплинарного и межведомственного взаимодействия для повышения эффективности результатов Типовой модели.

Итоги проекта Изучена сложившаяся ситуация суицидального поведения детей и подростков, находящихся в системе образования, и эффективности профилактических и реабилитационных программ. Сформирован пакет психологических скрининговых методик для экспресс выявления детей группы риска по суицидальному поведению в условиях образовательных учреждений. Разработаны рекомендации для участников образовательного процесса: администрации и персонала образовательных учреждений, специалистов методических и ППМС-центров, представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области профилактических и реабилитационных мер по предотвращению подросткового и молодежного суицида. Разработана типовая модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся. Проведено общественно-профессиональное обсуждения среди специалистов системы общего образования типовой модели психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся и путей ее внедрения в систему общего образования.